В начало учебникаОглавлениеГлава 2.2Глава 1.3Информация об изданииОб изданииСписки иллюстраций и терминовАвторы издания

 

АНТИКВАРНАЯ КНИГА

 

Глава 2. ВНЕШНЯЯ ФОРМА КНИГИ КАК ПРОДУКТ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА КНИГИ. ВНЕШНЯЯ ФОРМА КНИГИ И ЕЕ СУЩНОСТЬ

Содержание и форма есть диалектически взаимосвязанные характеристики любого предмета и явления. При этом содержание - это упорядоченная совокупность взаимодействий различных сторон и свойств предмета, его функций, обусловливающих изменение вещи, а форма - относительно устойчивая внутренняя структура предмета, организация его содержания, его способ существования и выражения.

Каждая книга (рукописная, печатная) представляет собой одновременно произведение человеческой мысли и продукт материального производства, несет в себе приметы и характерные черты своего времени. Именно содержание, заключенные в книге мысли, идеи, образы в первую очередь определяют ее значение и роль в жизни общества. Вместе с тем внешний вид книги, ее формат, переплет, декоративное убранство и т.п., мастерство, с которым она сделана, играют важную роль в восприятии книги читателем и ее распространении. Это прекрасно чувствовали выдающиеся мастера прошлого, создавшие великолепные образцы книжного оформления еще в эпоху рукописной книжностиТриодь цветная (Из Глушицкого Сосновецкого монастыря близ Вологды, XIV в.)Христос Вседержитель (миниатюра из Христианской Топографии Козмы Индикоплова).

По отношению к содержанию книги, то есть к произведению науки, литературы, искусства, формой, однако, является не конструкция книги или ее художественное оформление, а совокупность изобразительно-выразительных средств произведения, его композиция, жанр, художественный язык и т.п. Содержание произведения в данном случае определяет его литературную форму и, наоборот, новая, нетрадиционная форма стимулирует развитие содержания.

С другой стороны, книга в виде рукописи или издания как продукт человеческого труда является товаром, определенной потребительной стоимостью и представляет собой материальный предмет, форму, выступающую носителем заключенной в ней семантической информации, материальную оболочку содержания. "Товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая благодаря ее свойствам удовлетворяет какие-либо человеческие потребности"Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т. 23. Ч. 1. С. 4., - писал К.Маркс, отмечая важность формы для выполнения продуктом человеческого труда свойственных ему функций. Таким образом, под формой книги понимается способ организации ее содержания, конфигурация, конструкция, художественное оформление книги. Форма книги определяется свойствами, созданными в процессе книгоиздания - материального производства, ее художественного оформления и полиграфического исполнения. В отличие от литературной, научной, логической формы произведения, составляющей содержание книги, издательско-полиграфическую, знаковую, художественную организацию издания мы условно называем внешней формой книги.

В состав внешней формы книги входят как материальные факторы - перцептивные (то есть вещные) свойства (книжный блок, формирующийся из бумаги, переплетных и других полиграфических материалов), так и нематериальные - семантические (то есть смысловые) свойства (знаковая система, передающая содержание, текст, иллюстрации, различные эстетические элементы оформления книги). Именно они в совокупности обусловливают возможность длительного потребления книги, ее многократного использования. Таким образом, внешняя форма книги не есть лишь голая конструкция книги с ее структурными элементами (формат, объем, переплет и т.п.), а весь комплекс свойств и качеств, делающий ее отличной от других товаров. В процессе купли-продажи книги эти свойства и качества выступают в виде товарных.

Как потребительная стоимость, книга представляет собой единство содержания и формы, которые развиваются в тесном взаимодействии друг с другом. При оценке товарных свойств букинистической книги, как и всякой другой, приоритетное положение занимает содержание, степень его информативности для современного потребителя, познавательная и эстетическая ценность. Однако нельзя забывать о том, что внешний вид книги, ее формат, бумага, переплет, иллюстрации и искусство, с которым она сделана, играют большую роль в восприятии читателем литературного произведения, а значит - и в распространении книги. В этом и проявляется диалектическое единство формы и содержания книги.

Внешняя форма антикварной книги, изготовленной, изданной в далеком прошлом, часто играет основную роль в процессе ценообразования, поскольку именно она формирует у покупателя отношение к самой книге, приобретая со временем иную по отношению к новой, недавно изданной книге информативность, которая заключается в своеобразии ее внутреннего и внешнего облика, способность удовлетворять эстетические потребности человека, быть предметом коллекционирования, библиофильского интереса. Профессионально грамотно оценить товарные свойства антикварной книги можно только, рассматривая ее как историко-культурный факт, материальное свидетельство, отразившее в себе состояние культуры, производительных сил и производственных отношений общества, создавшего ее. Очень важно при этом найти меру взаимозависимости оцениваемых элементов, определить характер их воздействия на потребителя.

Внешняя форма книги изменчива во времени; она тесно связана с уровнем материального производства, который в свою очередь обусловлен способом производства материальных благ, соответствующими ему техникой и технологией, эволюцией книжного материала (глинаШумерская глиняная табличка - "Бухгалтерская табличка" (Урук, 3200 до н.э.), камень"Черный ляпис" - древнейший памятник латинской письменности (Рим, 600 г. до н.э.), папирусЕгипетский папирус.  "Книга мертвых" (фрагмент), берестаНовгородские берестяные грамоты, бумагаТитульный лист издания "Опыты истории, письмен и нравоучения" (СПб., 1796)), а также процессом развития письма и его структурными особенностями (порядком расположения знаков, их начертанием и др.).

Наименее подвержена изменениям конструкция книги.

В древности сложились два основных типа конструктивной организации книги: свиток, представляющий собой свернутую в рулон лентуНаходки из Геркуланума (Помпея): капсула, содержащая несколько томов свитков, а также таблички, стили и чернильницы, и кодекс - совокупность пластинПолиптих (IV-VI в.) - древнейшая форма книги, предшественник кодекса или листовРусская рукописная книга в форме кодекса, соединенных в стопу или блок.

Возникновение кодекса на рубеже I-II веков н.э. было связано с началом использования в качестве писчего материала пергамена. По сравнению с папирусом кодекс содержал значительно больший объем информации и был конструктивно прочнее. Кроме того, перелистывание гибких страниц, скрепленных в корешке, оказалось намного более удобным для чтения и письма, чем развертывание свитка.

Древнейшими из сохранившихся кодексов считаются списки Библии - Синайский, Александрийский и Ватиканский, созданные в IV-V веках н.э., а первой точно датированной славянской рукописной книгой - Остромирово евангелие, написанное дьяконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира в 1056-1057 годахРазворот Остромирова Евангелия. Ныне этот кодекс хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Уже в первых кодексах формируются основные элементы внешней формы современной книги: вместо капсул, служивших предохранительной оболочкой для папирусных свитков, появляются переплет из плотного материала (пергамен, дерево)Европейский переплет из дерева (Евангелие, IX в.), призванный защищать книжный блок от повреждений и воздействия времени, титульный лист, иллюстрацииМиниатюра из Апокалипсиса (Англия, 1230 г.), раскрывающие содержание книги, декоративные элементы оформления текстаСтраница из рукописного Евангелия (Германия, X в.) и др. Начиная с XII века основным писчим материалом в Европе становится бумага.

Внешняя форма книги в совокупности всех своих элементов образуется в процессе издательско-полиграфического производства с помощью материально-технических (бумага, картон, шрифт, орнамент, иллюстрации) и композиционно-пространственных (форматы издания и полосы набора, размеры полей и др.) средств. В зависимости от характера составляющих элементов и используемых средств производства внешнюю форму книги можно рассматривать как издательско-полиграфическую, художественную, знаковую. На букинистическом рынке эти характеристики внешней формы книги проявляются как комплексы товарных свойств, способствующих формированию потребительной стоимости, от них во многом зависит современная букинистическая оценка книги и ее новая продажная цена.


© Институт открытого образования МГУП