В начало учебникаОглавлениеГлава 2.3Информация об изданииОб изданииСписки иллюстраций и терминовАвторы изданияГлава 2.1

 

АНТИКВАРНАЯ КНИГА

 

Глава 2. ВНЕШНЯЯ ФОРМА КНИГИ КАК ПРОДУКТ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.2. ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ФОРМА КНИГИ

Книгопечатание при своем возникновении заимствовало основу книжной формы - книгу-кодекс - в рукописной книжности СредневековьяПисец в скриптории (на иллюстрации видны кафедра, пюпитр и ларь с книгами). Манускрипт Бургундских книготорговцев ( XV в.). Издательско-полиграфическая форма книги есть система свойств и качеств, организующих авторское произведение в книжное издание, обеспечивающих его существование (тиражирование) и обращение во времени и пространстве.

Современная издательско-полиграфическая форма книги есть результат длительного исторического развития. Ее изменения теснейшим образом связаны с общим прогрессом экономики и культуры, совершенствованием книгоиздательского дела и книгопечатания, расширением потребления книжной продукции, ростом требований к ней со стороны потребителя. На формирование издательско-полиграфической формы книги оказывают влияние и сами виды издания, различаемые по характеру информации и ее целевому назначению: научные, научно-популярные, учебные, справочные, литературно-художественные и т.д.

Уже в изданиях Ивана Федорова, его учеников и сподвижников складываются характерные особенности и важнейшие элементы издательско-полиграфической формы русской книгиИздания Ивана Федорова (на переднем плане - "Апостол" 1564 г.). Так, пропорции форматов первопечатных изданий приближаются к так называемому золотому сечениюЗолотое сечение (в книге) - образное выражение найденного эмпирически и закрепленного расчетами наиболее оптимального отношения высоты книжного блока (страницы) к его (ее) ширине, связь размеров полей книги и др.; выражается соотношением приблизительно 3:2.Пропорции формата издания (рис. художника С.С. Водчица), впервые в русской книге появляется титульный листОдин из первых титульных листов - титул "Острожской Библии" Ивана Федорова (Острог, 1581) ("Азбука" 1578 года), предисловия и послесловия организуются как справочный аппарат изданияОглавление в "Уложении царя Алексея Михайловича" (М., 1649) , возникает практика редактирования текстов перед печатанием, применяются хорошо организованный набор, самобытная техника двухкрасочной печати, принципиально отличная от западноевропейской, выключка строк (выравнивание краев)Страница из "Апостола" Ивана Федорова (М., 1564), колонцифры и т.д. В продолжение традиций рукописной книжности книги выпускаются в переплетеОдин из переплетов Острожской Библии Ивана Федорова , совершенствуются способы и элементы его украшения. Широко распространенные еще в рукописной книге фронтиспис и декоративные элементы оформления - инициалы (крупные заглавные буквы)Инициал из русской рукописной книги Инициал Инициал , заставки (орнаменты или рисунки перед началом текста)Миниатюра и заглавный лист с заставкой из нотного Стихираря (первая пол. XVII в.) и концовки (орнаменты или рисунки в конце страниц)Концовка из "Остромирова Евангелия" - перешли в печатные книгиСтраница "среднешрифтового" безвыходного Евангелия (М., 1555-1560 гг.), где они воспроизводились способом выпуклой гравюры на дереве - ксилографии (от xylon - срубленное дерево и grapho - пишу, рисую) в технике обрезной гравюры, печатались с гравированных досок, отпиленных вдоль ствола.

Тиражи первопечатных книг, как правило, не превышали 300-400 экземпляров. Вследствие несовершенства техники и материалов для изготовления печатных форм (в течение длительного времени типографские литеры изготовлялись из дерева) и из-за нехватки шрифта книги нередко приходилось печатать частями: разбирали использованный для тиснения первых листов набор и теми же литерами набирали следующие листы, поэтому экземпляры одного и того же издания отличались друг от друга. Так, например, в некоторых книгах "Апостола" 1564 года имеется гравированная концовкаСтраница из "Апостола" Ивана Федорова. Концовка , отсутствующая в остальных экземплярах. В настоящее время известно четыре экземпляра этого издания с концовками. Много вариантов набора имеет Острожская библия Ивана Федорова (1580-1581), что связано с увеличением ее тиража в ходе печатания. Кроме того, Острожская библия имеет также разночтения печатного текста (два варианта титульных листов с выходными данными: на одном указана дата 12 июля 1580 года, на другом - 12 августа 1581 года; известны и экземпляры Библии с двумя титульными листами), которые объясняются, видимо, сложностью работы - многократными исправлениями, повторным редактированием, нарушением последовательности в наборе и печатании отдельных частей текстаСм.: Немировский Е.Л. Иван Федоров: Около 1510-1583. М., 1985. С. 188..

В течение более трехсот лет после изобретения книгопечатания, вплоть до начала XIX века, основные издательско-полиграфические технологические процессы не претерпели существенного изменения: книги набирались вручную из изготовленных кустарным способом отдельных литер, тиснение наносилось на ручном стане, весь процесс печатания производился мускульной силой. Были введены лишь отдельные усовершенствования.

Техническое совершенствование происходило прежде всего в иллюстрационных процессах. В середине XV века в Европе для иллюстрирования книги начинает применяться углубленная гравюра на металле - резцовая гравюра, печатная форма для которой изготовляется механическим способом, и офорт (франц. eau-forte - крепкая вода), при получении которого изображение процарапывается в смоляном слое, нанесенном на металл, а затем подвергается травлению азотной кислотой.

В России углубленная гравюра получила распространение во второй половине XVII века, ее использование вызвало изменение издательско-полиграфической формы книги: из-за невозможности одновременного воспроизведения текста и иллюстраций способом глубокой печати иллюстративный материал стали печатать на отдельных листах (нередко большего формата, чем сама книга). Кроме того, гравюры на металле применялись для изготовления целиком гравированных книгСм.: Клепиков С.А. Русские гравированные книги XVII-XVIII вв. // Книга. Исслед. и материалы. 1964. Сб. 9. С. 141-181.Титульный лист "Брюсова календаря" (1 и 2 гравировка).

Переломный момент в развитии издательско-полиграфической формы русской книги тесно связан с петровскими реформами в области книжного дела (первая четверть XVIII века). Введение гражданской печати в 1708 году, изменение социального статуса книги, повышение ее роли в обществе, расширение ее целевого и читательского назначения, формирование новых для нашей культуры типов и видов изданий (научных, научно-популярных, учебных, справочных, литературно-художественных и др.) способствовали изменению внешнего облика, композиции русской книги, приемов и способов ее художественно-полиграфического оформления, приобретению ею новых черт, сохранившихся до нашего времени. В этот период уменьшаются книжные форматы, неотъемлемым элементом книги становится титульный лист, совершенствуются и приобретают современные черты справочно-вспомогательный и научный аппарат издания: впервые появляются оглавление, деление текста на главы и параграфы, различные вспомогательные указатели, разъяснения терминов, списки опечаток ("типографских погрешностей") и т.д. Так, один из первых вспомогательных указателей и список опечаток мы находим в "Лексиконе треязычном" Ф.П.Поликарпова (М., 1704).

Объяснение терминов ("Толкование непонятных речений") впервые появляется в книге С.Пуффендорфа "Введение в гисторию европейскую" (СПб., 1718), которую, по всей видимости, можно считать и одним из первых русских научных изданий. В книгах Петровской эпохи в качестве иллюстраций впервые начинают широко применяться разнообразные технические изображения - чертежи, схемы, таблицы, диаграммы, планы, карты и др.

В первой половине XVIII века в России начинают широко издаваться переводные сочинения, факт перевода которых впервые фиксируется на титульном листе издания. Широко известные на Руси и раньше (по сути дела, почти вся многочисленная церковная литература была переводной с латинского, греческого, древнееврейского и других языков), эти переводы носили скорее компилятивный характер, переводчики произвольно сокращали оригинальный текст произведения, интерпретировали его по собственному желанию и вкусу: излишние, по их мнению, для русского читателя сведения иногда опускались, делались различные добавления и вставки. Одним из первых русских изданий, факт перевода которого "с немецкого на российский язык" нашел отражение на титульном листе, может считаться книга "Приклады како пишутся комплименты разные", выпущенная Московским печатным двором в 1708 году.

В начале XVIII века в России появляются и первые многотомные издания, к числу которых относится, например, книга С.Пуффендорфа "О должностях человека и гражданина по закону естественному" (СПб., 1726), вышедшая в двух книгах. Типография Академии наук выпускает первые собрания сочинений: "Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова" (Кн. 1. СПб., 1751), предпринятое самим автором, и "Сочинения и переводы как стихами, так и прозою, Василья Тредиаковского" (Т. 1-2. СПб., 1725).

В XVIII столетии было издано и первое в нашей стране серийное издание - "Собрание сочинений русских писателей", задуманное известным просветителем и книгоиздателем Н.И.Новиковым. Однако из этой серии вышло только "Полное собрание всех сочинений в стихах и прозе" А.П.Сумарокова (Т. 1-10. М., 1781-1782) (на титульных листах указание на серийность отсутствует), явившееся одновременно и одним из первых русских подписных изданий. Это издание, тщательно отредактированное, долгие годы считалось образцом выпуска собраний сочинений русских авторов. Фактически же первым изданием, носившим все признаки серийности, было "Собрание образцовых русских сочинений в стихах и прозе" в 12 книгах, издававшееся И.И.Глазуновым в 1821-1824 годах.

Появление в XVIII веке принципиально новых типов и видов изданий способствовало формированию в России современного способа организации издательско-полиграфической формы книги. Титульные элементы книги (характерные особенности их оформления, порядок расположения текста), справочный аппарат издания постепенно приобретают сегодняшний видФронтиспис и титульный лист второй серии трудов Академии наук (Novi Commentarii) (СПб., 1750).

Крупные социальные, экономические, культурные сдвиги в общественной жизни страны на рубеже XVIII-XIX веков вызвали существенные перемены в организации русского издательского дела, способствовали совершенствованию полиграфической техники, созданию новых механизмов и технологических процессов.

Увеличение тиражей печатной продукции, развитие периодической печати привели к изобретению стереотипии - процесса изготовления литых рельефных копий с оригинальной печатной формы, позволивших размножать сделанный набор и печатать издания одновременно на нескольких станках. Стереотипия давала возможность сохранять матрицы и допечатывать тираж издания по мере его раскупаемости (первая в России стереотипная мастерская была открыта в 1814 году при типографии Русского библейского общества). Изобретение стереотипии способствовало широкому распространению политипажаПолитипаж Августа-Рене Семена (греч. poly - много и typos - отпечаток) - изготовленной из металла печатной формы, полученной путем копирования с деревянной гравюры (с рисунком символического, аллегорического содержания или орнаментом) и предназначенной для многократного применения в различных изданиях. Распространение политипажа в русской книге 30-40-х годов XIX века способствовало появлению большого количества иллюстрированных изданий.

Совершенствуется технология набора и печатания. В 1810 году немецкими изобретателями Ф.Кенигом и А.Бауэром была изготовлена плоскопечатная машинаПлоскопечатная машина А. Васильева (1870-е гг.), заменившая ручной станок И.Гутенберга. В России одна из первых печатных машин была установлена в 1819 году в Экспедиции заготовления государственных бумаг, а первая печатная машина отечественного производства появилась в 1829 году в типографии Н.И.Греча в Петербурге.

Отмена крепостного права в 1861 году, давшая толчок возникновению и развитию крупной промышленности, росту капитализма в России, способствовала осуществлению во второй половине XIX века промышленной революции в русском печатном деле, превращению типографской мануфактуры в машинную индустрию. Подлинным переворотом в печатной технике стало создание ротационной машины (взамен плоскопечатной), печатающей с цилиндрической формы на непрерывной бумажной ленте, сматываемой с рулонаРотационная машина в редакции журнала "Нива" (1870-1880-е гг.). Первая в нашей стране ротационная машина была установлена в 1878 году в типографии газеты "Новое время" в Петербурге. С помощью строкоотливной (линотип, 1886) и буквоотливной (монотип, 1887) машин механизируется набор; появляются фальцевальные, бумагорезальные, швейные и другие машины; механизируются отделочные и брошюровочно-переплетные процессы.

Коренные изменения происходят и в процессах изготовления иллюстрационных печатных форм. В 1798 году немцем Алоизом Зенефельдером была изобретена литография (от греч. lithos - камень и grapho - пишу) - печать с плоской формы, положившая начало способу плоской печати. Первым русским изданием, отпечатанным этим способом, считается "Азиатский музыкальный журнал", издававшийся в Астрахани в 1816-1818 годах. В том же 1816 году появляются литографские мастерские в Петербурге. Почти одновременно англичанин Т. Бьюик усовершенствовал гравюру на дереве, применив торцовую гравюру с досок поперечного распила. Одним из первых русских изданий, иллюстрации к которому были сделаны в этой технике, является альманах "Для немногих", изданный в 1818 году (Вып. 1-6). Изобретение литографии и торцовой гравюры на дереве расширили возможности иллюстрирования книги, способствовали ее удешевлению.

Дальнейшее совершенствование иллюстрационных процессов во второй половине XIX века связано с внедрением фотографии в издательское дело, распространением фотомеханических способов репродуцирования (фототипия, гелиогравюра, фотоцинкография и др.). На рубеже XIX-XX веков были созданы новые печатные процессы - ракельная глубокая печать и офсет, позволившие значительно повысить качество художественного и полиграфического исполнения книги. Введение фотомеханических процессов в печатное дело принципиально изменило характер журнальной иллюстрации; впервые в издательской практике появляется новый тип иллюстрированного журнала с большим количеством прекрасно исполненных цветных иллюстраций ("Нива", "Вокруг света", "Всемирная иллюстрация" и др.).

Техническая революция в книгопечатании дала возможность относительно быстро издавать практически неограниченные тиражи книг. Однако рост производительности труда в полиграфии сдерживался несовершенством производственных и социальных отношений в царской России. Средний тираж книги 5000 экземпляров появился только во второй половине XIX века, а средний тираж 10000 экземпляров - уже после 1917 года.

Современная издательско-полиграфическая форма развивается в соответствии с целевым и читательским назначением книги, особенностями ее содержания. Разработаны и широко применяются основные типологические принципы издательско-полиграфической формы для разного рода изданий - общественно-политических, научных, научно-популярных, производственных, учебных, литературно-художественных и других.

Степень организации издательско-полиграфической формы - одно из важнейших свойств антикварной книги. Отражая время создания книги, она находит отражение и в характеристике ее художественной, знаковой формы, других ее потребительских свойств, оказывает существенное влияние на покупательский спрос.


© Институт открытого образования МГУП