В начало учебникаОглавлениеГлава 2.5.1Информация об изданииОб изданииСписки иллюстраций и терминовАвторы изданияГлава 2.3

 

АНТИКВАРНАЯ КНИГА

 

Глава 2. ВНЕШНЯЯ ФОРМА КНИГИ КАК ПРОДУКТ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.4. ЗНАКОВАЯ ФОРМА КНИГИ

Книгу, книжное издание можно рассматривать как организованную совокупность знаковых (семиотических) систем - элементов книги. Каждый материальный элемент в книге несет определенную смысловую нагрузку, выступает как носитель информации.

Своеобразными опознавательными знаками для читателя могут служить даже внешние признаки книги. Так, например, формат книги является знаком читательского назначения. Он же одновременно свидетельствует и о содержании книги, поскольку крупные форматы имеют, как правило, издания по искусству и детские книги, а, например, поэтические сборники издаются чаще всего в небольших карманных форматахПример соотношения форматов в зависимости от читателького назначения: на переднем плане в центре - миниатюрный сборник стихов А. Фета, сзади - крупноформатное издание по искусству. Знаковую нагрузку несут суперобложки, типовое оформление серийных изданий, издательские знаки и проч.См.: Червинский М. Система книги; Збарский Т. Семиотика книги. М., 1981. При всем этом знаковой системой является и сама книга в целом.

Наибольшее значение в организации издания имеет текст как система знаков, предназначенная непосредственно для передачи информации потребителю (читателю, пользователю книги) произведения, созданного автором или группой авторов на определенном языке. Материальной основой текста служит письмо, или система графических начертаний, позволяющих фиксировать речь или мысль в их языковом выражении и передавать ее во времени и пространстве.

К элементам графической знаковой формы книги относится прежде всего основной текст произведения, включая его составные части (разделы, главы, параграфы), а также справочно-вспомогательный (аппарат книги).

Древнейшие книги возникли и развивались на основе различных систем письменности. На рубеже VIII-VII веков до н.э. тексты рукописных книг Европы и Передней Азии стали изготовляться на основе буквенно-звукового письма - алфавита.

В эпоху рукописной книги в Западной Европе наибольшее распространение получил латинский алфавит (латиница), который при помощи диакритических знаков (дополнительных надстрочных или подстрочных знаков, указывающих на передачу буквой иного звучания), добавочных и составных букв мог быть легко приспособлен к любому национальному языку. Сформировались почерки, начертания, стили латинского письма, характерные для разных периодов, народностей, языковых систем. На Ближнем Востоке и в Средней Азии рукописная книжность основывалась на арабском письме, имевшем четыре почерковые разновидности.

В славянских странах использовались две системы письма - глаголица и кириллица. Кириллическое письмо было создано в IX веке просветителями Кириллом и Мефодием на основе букв греческого алфавита. С течением времени оно трансформировалось в систему почерков и стилей (устав, полуустав, вязь, скоропись и т.д.).

К началу XVII века русский кириллический алфавит (азбука) состоял из 41 буквы, однако многие из них являлись чисто традиционными и не соответствовали звуковому строю тогдашней русской речи. Петр I реформировал русскую азбуку, изъяв устаревшие буквы, приспособив начертание к бытовавшим в ту эпоху рукописным почеркам и стилистике зарубежных типографских шрифтовСм.: Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт: Вопросы истории и практика применения. М., 1985.Страница азбуки с исправлениями Петра I (1710)Собственноручная запись Петра I на внутренней крышке переплета гражданской азбуки: "Сими литеры печатать исторические и манифактурныя книги, а которыя подчернены, тех в вышеписанных книгах не употреблять". Введенная в 1708-1710 годах так называемая гражданская азбука является и сегодня фактической графической основой русского письма и русского типографского шрифта. Однако сопротивление церковников не позволило в Петровское время довести до конца реформу русской азбуки, а с развитием русской культуры, языка, письменности петровские нормы правописания устарели.

Проблема приведения русского письма в соответствие с живой разговорной речью и создания новых национальных алфавитов для многих народов нашей страны, в том числе не имевших своей письменности, была решена уже в советский период. Декретом "О введении новой орфографии" (1918)Декреты Советской власти. Т. 3. М., 1964. С. 403-404. были внесены существенные изменения в состав русского алфавита, установлены новые правила орфографии, которыми мы в своей основе пользуемся и сегодня. В последующие пятнадцать лет был разработан алфавит для большинства народов бывшего СССР в соответствии со звуковым составом их языков; накануне Великой Отечественной войны завершился перевод большинства из них с латинской на русскую графическую основу.

Современный русский алфавит насчитывает 33 знака и служит основой для алфавитов многих бывших республик нашей страны.

Шрифт есть графическая форма буквенных знаков определенной системы письма. От ясности и четкости шрифта, его эстетических и художественных качеств зависит, насколько эффективно текст книги будет выполнять свою основную функцию - передавать читателю (пользователю) содержание произведения. Книжный шрифт, как и рукописный почерк, несет в себе исторические черты эпохи, отражает политические, общественные, религиозные традиции, национальный колорит, художественный стиль изобразительного искусства и даже влияние моды и черты индивидуальной манеры исполнителя. Каждый шрифт является произведением графического искусства.

Выбор рисунка шрифта для оформления книги определяется целевым и читательским назначением издания, техникой исполнения шрифта и его художественными особенностями, обусловленными эстетикой и стилистикой данной эпохи.

В зависимости от техники исполнения различают следующие виды шрифтов:

  • рукописный - текст пишется от руки на мягком материале (папирусе, коже, бумаге);
  • рисованный - надписи выполняются кистью, пером и т.п. на переплетах, обложках, титульных листах и других элементах книги;
  • гравированный - текст гравируется на дереве, металле, камне, линолеуме или на каком-нибудь другом твердом материале и воспроизводится на бумаге;
  • типографский или наборный - слова и строки текста составляются из отдельных литер (рельефных изображений букв) ручным или механическим способом и воспроизводятся при печати.

В соответствии со своим назначением типографские шрифты делятся на текстовые, предназначенные для набора основного текста издания; титульные, применяемые для набора заголовков, обложек, титульных листов; акцидентные, служащие для набора бланков, объявлений, таблиц и др.

Комплект типографских шрифтов одного рисунка, конфигурации, контрастности, хотя и разных по начертанию и размерам, называется гарнитурой; размер шрифта, определяемый высотой очка литеры, носит название кегль.

Рисунки первых печатных шрифтов были созданы на основе рукописных: рисунок русского - на основе кириллического полууставаТри алфавита типографского полуустава московского Печатного двора начала XVIII века. Из "Букваря" Федора Поликарпова (М., 1701), рисунок латинского - на основе средневекового готического почерка.

Первоисточником современного русского шрифта явился гражданский шрифт, введенный Петром I в 1708-1710 годах. Сущность реформы кириллического печатного полуустава заключалась в изменении его алфавитного состава и графики шрифта, упрощении правописанияАнализ элементов графической основы петровской гражданской азбуки. Так, например, в гражданском шрифте 1708 года были исключены применявшиеся ранее лишние буквы и сочетания "иже", "омега", "пси", "от" и др., введены начертания новых букв - Я, Э и пр.; устанавливалось два начертания букв - прописное и строчное. Гражданская азбука была разработана в трех основных размерах: большом, среднем и малом. Кроме того, из текста устранялись обозначения силы (ударений) и многочисленные сокращения (титла). Одновременно были заменены славянские обозначения чисел буквами на арабские цифры, что в значительной степени облегчило арифметические действия.

Уже в Петровскую эпоху новый шрифт рассматривался в качестве важного элемента художественного оформления издания. Так, титульный лист "Геометрии", первой книги, отпечатанной гражданским шрифтом (1708), набран пятью кеглямиТитульный лист "Геометрии славенски землемерие" (М., 1908).

Из многочисленных рисунков гражданских шрифтов, созданных в XVIII веке, наиболее характерными являются шрифты, отлитые в двух ведущих типографиях России того времени - Академии наукШрифт парагон антиква на доппель цицеро из "Пробной книги всем азбукам, знакам и типографским украшениям…" (СПб.: Тип. Академии наук, 1748)Образцы литер из книги "Показание… разных российских и иностранных письмян" (СПб.: Тип. Академии наук, 1788) и Московского университетаСтраница из книги "Schrift-Probe" von T.S. Hoier (М.: Тип. Московского университета, 1761). Различия между ними определили два типа шрифтов - петербургский и московский, влияние которых прослеживается и в последующем историческом периоде.

Графической основой шрифта, созданного в середине XVIII века типографией Академии наук, послужили шрифты, гравированные на металле искусными русскими граверами Иваном Соколовым, Григорием Качаловым и др. Его характерные особенности - резко выраженная контрастность, удлиненные буквы и наличие тонких прямых засечек.

Рисунок шрифта, созданного в конце XVIII века в типографии Московского университета, отличался меньшей контрастностью штрихов, большей округлостью контура и новым начертанием некоторых букв. Так, например, буквы Д, Ц и Щ имели длинные вертикальные хвосты, а буква З отличалась круглым симметричным построением. Интересно, что многие издания Н.И.Новикова, арендовавшего в конце XVIII века университетскую типографию, набраны академическими шрифтамиТитульный лист книги "Букварь для употребления российского юношества" (М.: Университетская типография у Н. Новикова, 1780), набранный шрифтом Академии наук.

С 1734 года для выделения частей текста в научных изданиях и газетах в России начинает применяться курсивТипографский курсив середины XVIII века - шрифт парагон антиква курсив из книги "Торжество Академии наук…" (СПб.: Тип. Академии наук, 1749).

С начала XIX столетия инициатива в создании новых оригинальных рисунков шрифта переходит к частным предприятиям. Ведущими словолитнями России были предприятия П.П.Бекетова, А.И.Рене-Семена и С.И.Селивановского в Москве, А.Плюшара и Ж.Ревильона в Петербурге. Большим разнообразием отличались шрифты Семена и Селивановского, созданные в стиле русского классицизма и представляющие дальнейшую разработку московских шрифтов. Курсив Семена - один из лучших шрифтов того времени. Русские типографии начинают регулярно выпускать каталоги своих шрифтов.

Самым крупным словолитным заведением России середины XIX века считалось предприятие Ж.Ревильона (основано в 1830 году), снабжавшее первоклассными шрифтами большинство русских типографий. До Ревильона словолитного дела как самостоятельной отрасли книгопечатного дела не существовало, каждая типография имела свою словолитню или, как во времена Петра I, заказывала шрифт за границей. Выделение предприятия Ревильона в качестве самостоятельного имело огромное значение: оно позволило ускорить и улучшить процесс производства книги, сделать шрифт красивее, повысить качество печати. По богатству пунсонов, отличной отливке шрифтов, их разнообразию Ревильон мог соперничать с крупнейшими западными фирмами. Кроме того, в его заведении изготовлялись разнообразные орнаментальные украшения и политипажи. Он широко ввел в практику приобретение в Париже как политипажей, так и оригинальных гравированных на дереве досок, уже использованных в различных изданиях. С его легкой руки в русских изданиях начали печататься рисунки художника Гранвиля, сделанные к басням Ж.Лафонтена. Они, например, были использованы в издании басен И.А.Крылова (1840). Одной из первых книг, набранной шрифтами Ревильона, является продолжающееся издание 40-х годов "Наши, списанные с натуры русскими".

В словолитне Ревильона впервые были установлены русские названия для шрифтов, имевших различный рисунок начертания. До этого времени шрифты именовались большей частью по их размерам или назначению - артиллерийская, ведомостная азбука, коронационная, то есть разработанная специально для "Описания коронации Елисавет Петровны..." (СПб, 1744) и др. Наибольшее распространение имели две группы текстовых шрифтов Ревильона: обыкновенные русские (контрастные) и обыкновенные английские (очень контрастные). Начиная с 1837 года Ревильон регулярно выпускал каталоги своей продукции: "Новые образцы типов, из словолитни Ревильона и К°" (СПб., 1839, 1841), "Образцы словолитни Ревильона и К°" (СПб., 1842, 1849, 1855) и т.д.

В начале XIX века оригинальные русские шрифты создавались также известными мастерами Д.Бодони, Ф.Дидо; ими часто набирались издания И.К.Шнора и Н.С.Всеволжского.

Кроме Ревильона, лучшие в художественном отношении образцы обыкновенных шрифтов были созданы в словолитнях Экспедиции заготовления государственных бумаг. В этой же типографии, печатавшей одновременно кредитные билеты и другие государственные бумаги, был создан шрифт самого мелкого размера. К лучшим изданиям типографии тех лет относятся миниатюрные "Басни" И.А.Крылова (1835). Под названием "диамант" вошел в историю мельчайший (размером 3 пункта) шрифт, отлитый из серебра специально для "Басен" И.А.Крылова (1855) - самой маленькой русской книги дореволюционной России, отпечатанной с наборной формы. Позднее шрифт этого размера по-русски стал именоваться бриллиантом, диамантом же называли шрифт размером 4 пункта (около 1,5мм).

В XIX веке появляется большое количество новых титульных шрифтов, в том числе египетского типа (так называемые брусковые, то есть массивные, с засечками прямоугольной формы, малоконтрастные), гротесковые (без засечек), узорчатые, рукописные и др.

В 60-70-х годах XIX века в связи с развитием русской периодической печати формируются новые требования к типографским шрифтам. На первое место выдвигается принцип экономии бумаги, экономичности и емкости шрифта. Книги имеют маленькие поля, набираются плотными обыкновенными шрифтами. Такими шрифтами, например, набирались издания "Дешевой библиотеки" А.С.Суворина.

Для набора периодики использовались так называемые новые обыкновенные шрифты, созданные в словолитном заведении О.И.Лемана. Примером их может служить шрифт, которым было набрано издание первого русского перевода первого тома "Капитала" К.Маркса, выпущенное Н.П.Поляковым (СПб., 1872). Аналогичным шрифтом набрано и первое издание работы В.И.Ленина (под псевдонимом В.Ильин) "Развитие капитализма в России", осуществленное М.И.Водовозовой (СПб., 1899); им набирались многие марксистские издания, вышедшие в конце XIX - начале XX века в Женеве, в том числе "Манифест Коммунистической партии" (1882). Новый обыкновенный шрифт лег в основу современных гарнитур.

Другое шрифтовое оформление характерно для изданий подарочного типа, предназначенных для состоятельных покупателей.

В 70-е годы в словолитном заведении М.О.Вольфа в Петербурге на основе графики русских шрифтов XVIII века и латинского шрифта "эльзевир" XVII века был создан русский шрифт эльзевир, который употреблялся преимущественно в подарочных изданиях Вольфа (например, "Божественной комедии" Данте, 1874, стихотворном сборнике "Родные отголоски", 1880). Кроме того, этим шрифтом были набраны "Византийские эмали" (1892), а также юбилейное собрание сочинений М.Ю.Лермонтова, выпущенное в 1891 году типографией И.Н.Кушнерева.

На рубеже XIX-XX веков наблюдается концентрация словолитных заведений и превращение их в крупные капиталистические предприятия. Рисунки шрифтов этого периода отражают декадентские тенденции в искусстве. Отказ от классической схемы в построении шрифтов привел к созданию причудливых и недолговечных шрифтов в стиле "модерн", вышедших из употребления сразу же после Октябрьской революции. Вместе с тем были разработаны шрифты, широко применяемые и сегодня, в их числе: литературная (бывшая латинская), елизаветинская и академическая гарнитуры.

Елизаветинский шрифт кегля 12 впервые был изготовлен в словолитне О.И.Лемана в 1904 году специально для набора текста роскошного альбома А.Н.Бенуа "Русская школа живописи", отпечатанного в типографии Р.Голике и А.Вильборга, а кеглей 10 и 8 - в 1907 году для набора собрания сочинений А.С.Пушкина в издании Брокгауза и Ефрона. Основой для его создания послужил контрастный русский шрифт типографии Академии наук середины XVIII века. Этим шрифтом набирался широко известный журнал "Старые годы" (с 1907 года), фундаментальная "История русского искусства" (1909-1916) под редакцией Н.Г.Грабаря в издании И.Н.Кнебеля и др. Сегодня этот рисунок шрифта используется для набора изданий художественной литературы и изданий по искусству.

Академический шрифт был создан в словолитне Бертгольда в 1910 году на основе рисунков русских шрифтов XVIII века и малоконтрастного шрифта латинского начертания "сорбонна". В настоящее время он широко применяется в книжных изданиях художественной, научной, научно-популярной литературы, в литературно-художественных, научно-популярных журналах и изданиях по искусству. Там же в 1901 году была создана и литературная гарнитура, модернизированная в советское время; сегодня она имеет универсальное назначение.

На рубеже XIX-XX веков входят в моду классические шрифты Фирмена Дидо начала XIX века. Так, например, начиная с 1899 года ими набирался журнал "Мир искусства", а также было отпечатано знаменитое издание "Хаджи-Мурата" (1916) Л.Н.Толстого с рисунками Е.Е.Лансере. В советское время шрифтом Дидо была набрана книга "Издания гражданской печати времени императрицы Елизаветы" (1741-1761), выпущенная издательством АН СССР в 1935 году.

Лучшие по ассортименту и качеству материалов шрифты были в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг, издания которой отличались высокой книжной культурой.

Реформой русского правописания в первые послереволюционные годы из состава русского алфавита были исключены все буквы, дублирующие друг друга, в том числе "ять", твердый знак сохранялся только для обозначения твердого произношения согласных перед йотированными гласными. В оформлении книг этого времени еще продолжали сказываться дореволюционные традиции, особенно стиля "модерн" и художников "Мира искусства", в результате чего возникло противоречие между новым по сути содержанием книги и ее внешней формой, существовавшей до 1917 года.

До середины 30-х годов в СССР не создавались новые рисунки шрифтов, для набора текста изданий художественной литературы использовались в основном латинская, елизаветинская, академическая гарнитуры. Внешнее оформление книги создавалось преимущественно рисованными шрифтами (среди лучших изданий подобного рода - сочинения классиков издательства "Academia") или комбинацией рисованных и наборных шрифтов (титульный лист "Евгения Онегина" А.С.Пушкина, выполненный Н.Кузьминым к академическому изданию 1933 года). С середины 30-х годов началась разработка новых гарнитур шрифтов; в первую очередь были созданы школьная (1939) и журнальная (1940) гарнитуры.

Новый этап в создании рисунков шрифтов и совершенствовании старых начался уже после Великой Отечественной войны, когда была поставлена задача разработки гарнитур шрифтов, специально предназначенных для определенных типов и видов изданий.

Особенности знаковой формы антикварной книги помогают в ее изучении, атрибуции, установлении степени редкости издания, оказывают влияние на покупательский спрос.


© Институт открытого образования МГУП