В начало учебникаОглавлениеГлава 3.2.2Информация об изданииОб изданииСписки иллюстраций и терминовАвторы изданияГлава 3.1

 

АНТИКВАРНАЯ КНИГА

 

Глава 3. АССОРТИМЕНТ АНТИКВАРНОЙ КНИГИ

3.2. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ АССОРТИМЕНТА АНТИКВАРНОЙ КНИГИ

3.2.1. Рукописные книги

 

Рукописная книга представляет собой один из наиболее традиционных и сложных видов ассортимента антикварной книги.

Рукописной книгой называется произведение письменности, текст и иллюстрации которого в отличие от печатной книги, воспроизведенной средствами полиграфии, исполнены от руки чернилами, красками, карандашом или выцарапаны на плоской поверхности.

Рукописные книги классифицируют по различным признакам: используемым материалам и способам письма, форме существования или обращения, содержанию, принадлежности частному лицу или учреждению и т.п.

Известны две основные формы рукописной книги: свиток, возникший в Египте приблизительно в третьем тысячелетии до н.э., и кодекс, получивший распространение в первых веках нашей эры.

Первые славянские богослужебные книги, изготовленные из пергамена в форме кодекса, появились на Руси после принятия ею христианства в 988 году и писаны кириллицей.

Древнейшими из сохранившихся датированных славянских рукописных книг, написанных кириллицей, являются Остромирово евангелие (1056-1057), созданное по заказу новгородского посадника Остромира, Изборник Святослава 1073 года - "первая русская энциклопедия", охватывающая широчайший круг вопросов современной жизни, Изборник 1076 года - первый дошедший до нас образец древнерусской книги для чтения не только церковнослужителей, но и мирян.

В зависимости от целевого и читательского назначения книги Древней Руси делились на две основные группы: религиозного содержания, в том числе богослужебные, и светские (четьи книги), причем в количественном отношении преобладала первая группаО тематике и типах книг в Древней Руси см.: Баренбаум И.Е. История книги. М., 1984; Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М., 1988.. Это различные Минеи (собрания служб в календарном порядке на весь год); Триоди (собрания служб, расположенных не в календарной последовательности, а по так называемому "пасхальному" циклу: "постная" триодь, содержащая песнопения преимущественно на дни Великого поста и предшествующего ему периода, и "цветная" - песнопения Пасхи и последующих за ней девяти недель); Часословы (сборники псалмов и молитв, предназначенных для чтецов и певцов на клиросе; содержат порядок всех повседневных служб, кроме литургии); Служебники (сборники, содержащие тексты церковных служб каждого дня, святцы и наставления по ведению богослужения); Требники (чинопоследования святых таинств, кроме Св. Причащения, и священства, совершаемые как в церкви, так и за ее пределами) и др. Однако наиболее читаемыми всеми категориями населения Древней Руси были библейские книги в славянском переводе.

Не имеющая общего сюжета и составленная из разных по времени (приблизительно VIII век до н.э. - II век н.э.) и разнохарактерных сочинений (фольклор, исторические повествования, религиозная поэзия, философская и любовная лирика, мифы о сотворении мира, записи этических норм, проповеди и т.п.). Библия возникла на Ближнем Востоке и вобрала в себя опыт многих народов, отразила различные социальные, политические и этические воззрения. Лежащая в основе богослужения и догматики двух религий - иудаизма и христианства, она состоит из двух частей: Ветхого завета, наиболее древней и объемной части, составленной из 39 "священных книг" и признаваемой в качестве Священного писания в иудейской и христианской религиях, и сравнительно небольшого по объему Нового завета, созданного приблизительно во второй половине I и начале II века и признаваемого лишь христианством.

В XI-XIII веках полного перевода Библии на славянский язык еще не было, крупными своими частями (Ветхий завет и Новый завет) она переписывалась редко и в последующий исторический период, однако отдельные произведения первой части - и прежде всего "Книга Псалмов" (Псалтырь), "Пятикнижие", "Книга пророков" и др., и второй - Евангелие (Четвероевангелие) и Апостол - имели широкое хождение в народе. Так, например, одной из самых распространенных богослужебных книг на Руси было так называемое Евангелие Апракос краткий - тематический сборник евангельских текстов из четырех книг Нового завета (Марка, Матфея, Луки, Иоанна), собранных лишь из тех частей, которые читаются вслух при богослужении. Такие евангелия имелись в каждой русской церкви наряду с Апостолом Апракос, Служебником, Требником и Псалтырью, входящими в обязательный церковный минимум богослужебных книг. По летописным данным в IX-XI веках в Киевской Руси насчитывалось 88 городов, в каждом из них было по несколько церквей, однако до нашего времени сохранилось лишь четыре Евангелия Апракос краткий, в том числе недатированная Саввина книга, по предположению ученых созданная в первой четверти Х века, Остромирово евангелие. Архангельское евангелие (1092), четвертая по времени из сохранившихся датированных славянских рукописей, и Туровское евангелие. Книги Библии широко использовались и для чтения вне церкви, в том числе и для обучения грамоте.

С рубежа XI-XII веков сохранились певческие рукописные книги - Кондакари, Стихирари, Ирмологии, Октоихи и др., текст которых часто сопровождался специальными знаками музыкального письма - так называемыми знаменами или крюками. Крюковая нотация во второй половине XVII века была вытеснена нотолинейной, она сохранилась лишь в старообрядческой среде.

Большинство древнейших рукописных книг было переводными, однако в их текст при переписке часто вносился оригинальный русский материал. Большой популярностью в Древней Руси пользовалась разнообразная дидактическая литература - многочисленные сборники фрагментов из "Священного писания", произведения "Отцов церкви", античных и средневековых писателей, философов, в том числе сборник "Пчела", составленный в Византии в XI веке и переведенный на древнерусский язык в конце XII века, "Златоуст", "Маргарит", "Измарагд" (Изумруд) и др., хронографы (летописи), и прежде всего памятник византийской литературы "Хроника Георгия Амартола" (создана в IX веке), без списка которого не обходилась практически ни одна монастырская библиотека на Руси; разнообразная литература по естествознанию - шестодневы, физиологи, топографии и др., определявшие воззрения просвещенного русского человека на природу, растительный и животный мир; многочисленные жития святых; сочинения нравоучительного характера, в том числе переведенные с греческого языка "Повесть об Акире Премудром" и "Повесть о Варлааме и Иосафе"; произведения художественной литературы, и прежде всего наиболее любимый русскими читателями роман "Александрия" о жизни и деяниях Александра Македонского и "Иудейская история" Иосифа Флавия, одно из выдающихся произведений мировой литературы. Перевод последнего был сделан весьма вольно - со вставками об Иисусе Христе и резкими выпадами против римлян.

С XI века на Руси получили распространение апокрифы (от греч. apokryphos - тайный, сокровенный) - иудейские и раннехристианские произведения, по разным причинам отвергнутые церковью. Среди наиболее известных из них - дошедшее до нас от XII века и получившее широкое распространение "Хождение богородицы по мукам", известные апокрифы о мудром царе Соломоне ("Соломон и Китоврас", "Мудрость Соломона" и др.).

Древнейшие из дошедших до нас произведений оригинальной русской письменности были созданы в эпоху правления киевского князя Ярослава Мудрого (около 978-1054) и его сыновей Изяслава и Святослава, однако почти все они известны нам не в подлинниках, а в графических или языковых вариантах текста или отдельных фрагментах. Среди них - общерусский летописный свод (собрание летописей) "Повесть временных лет" - величайший памятник мировой исторической литературы XII века. Созданный в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, он дошел до нас в составе более поздних списков - Лаврентьевского (1377) и Ипатьевского (начало XV века). В списках XV-XVII веков дошло до нашего времени и одно из первых на Руси произведений риторического жанра - "Слово о законе и благодати", написанное в 1048 году Иларионом, будущим митрополитом Киевским. В списках позднейшего времени известна и "Русская Правда" (X-XI века), важнейший юридический документ Древней Руси, определявший нормы древнерусского феодального права.

Художественную литературу в Древней Руси первоначально заменяла разнообразная житийная, или агиографическая, литература (жития святых). В отличие от переводных оригинальные жития русского происхождения - о князьях Борисе и Глебе, Владимире I Святославиче, княгине Ольге, Феодосии Печерском и др., созданные в конце XI - начале XII века, носили мирской, исторический характер и пользовались огромной популярностью в народе. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что известное "Сказание о Борисе и Глебе", сыновьях князя Владимира, убитых Святополком в 1015 году и по настоянию Ярослава Мудрого причисленных Византийской церковью к лику святых, дошло до нас почти в 200 спискахСм.: Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М., 1988. С. 63..

К числу произведений художественной литературы относились и разнообразные "хождения" - путешествия духовных и мирских лиц по святым местам, среди них - "Хождения игумена Даниила из Русской земли", "Хождение Стефана Новгородского в Константинополь", "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина (XV век) и др. Выдающимся памятником древнерусской и мировой литературы является "Слово о полку Игореве" (XII век), рукопись которого была найдена в 90-х годах XVIII века в Спасо-Ярославском монастыре известным любителем и собирателем русских древностей А.И.Мусиным-Пушкиным. Во время пожара Москвы в 1812 году эта рукопись сгорела, вместе с ней сгорело и большинство экземпляров первого издания "Слова..." (1800), сохранились лишь списки XIX столетия.

В конце XV-XVI веках были созданы фундаментальные памятники русской рукописной книжности. В их числе: Геннадиевская библия - полный кодекс библейских книг, легший в основу всех последующих изданий славянской библии; предпринятое по инициативе митрополита Макария грандиозное двенадцатитомное "издание" Великих Четий Миней - "собрания всех святых книг, которые в русской земле обретаются", заново пересмотренных, исправленных и отредактированных, расположенных в порядке следования месяцев и дней года; созданный под наблюдением Ивана Грозного многотомный (в 10 томах) Лицевой летописный свод, украшенный великолепными миниатюрами.

После изобретения книгопечатания рукописная книга продолжала существовать параллельно с печатной вплоть до нашего времени.

С конца XVI века некоторые виды и жанры литературы развивались на Руси только в форме рукописной книги. Прежде всего это касалось художественной литературы светского содержания и исторической публицистики. Среди них такие известные произведения оригинальной русской литературы, как "Повесть о Горе-Злочастии", "История о русском дворянине Фроле Скобееве", "Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове", сатирические "Повесть о Шемякином суде" и "Служба кабаку" и др., сложившиеся уже в XVIII веке "Повесть о российском матросе Василии", "Повесть о шляхетском сыне" и др., отразившие новые черты русского быта, связанные с петровскими преобразованиями, - путешествия, обучение за границей и т.п.

Из рукописных книг публицистического и исторического характера широко обращались произведения протопопа Аввакума, Симеона Полоцкого, "Повесть о стрелецком бунте 1682 года" Сильвестра Медведева, "Повесть об азовском осадном сидении донских казаков", "История Сибирская" тобольского дворянина С.У.Ремизова, "Сказание о Мамаевом побоище" и др.

В пору крестьянских восстаний широкое распространение получили "прелестные и подметные письма" Ивана Болотникова и Степана Разина.

В рукописной форме существовали разнообразные лечебники, травники, азбуковники, всевозможные проекты мероприятий и реформ, например, известное произведение И.Т.Посошкова "Книга о скудости и богатстве", написанная как секретный доклад Петру I, и др. Первоначально в рукописи, как бы в виде макета, был создан знаменитый "Букварь в лицах" Кариона Истомина. В 1693 году он был преподнесен царице Прасковье Федоровне для обучения грамоте царевича Алексея, сына Петра I.

В рукописном виде распространялась подвергаемая гонениям официальной власти старообрядческая литература, центры изготовления которой находились в скитах за Волгой (в Керженце и Узенях). Для того чтобы быстрее и проще было отличить исправленные печатные литургические книги от старых рукописных и печатных, "дониконианских", официальная церковь в 1677 году распорядилась уничтожить все старые орнаментальные украшения и изготовить доски для новых украшений. При этом во всех рисунках новых заставок сверху обязательно имелся маленький четырехконечный крест. В 1733 году, борясь с распространением старообрядческих книг. Синод запретил переплет и продажу изданий, не имеющих выходных сведений. Однако старообрядческая рукописная книга просуществовала вплоть до начала XX века.

Начиная с XVII века широкое распространение в рукописях получают переводы естественнонаучной и гуманитарной литературы, в первую очередь по космографии, астрономии, географии, а также многочисленные переводные романы, в том числе "Рыцарь Петр Златых ключей", "Королевич Брунцвик", известный более чем в тридцати списках, "Гишпанский шляхтич Венциан" и др., переводы произведений западноевропейских писателей: "Телемака" Фенелона, "Потерянного рая" Мильтона, "Похвалы глупости" Эразма Роттердамского и т.д.

Изготовлением рукописных книг (оригинальных по содержанию и переводов с иностранных языков), предназначенных для подноса царю и царскому окружению, во второй половине XVII века занимался Посольский приказ, "издания" которого отличались роскошным художественным оформлением. Среди них знаменитая "Государственная книга", известная под названием "Титулярник" - своеобразная генеалогия русских царей и иностранных государей, украшенная их портретами, рисунками гербов и печатей, "Родословная великих князей и государей царей Российских", "История о мужественнейших в воинских ополчениях ассирийских, перских, еврейских, греческих, римских царей, великих князей и великих государей царей российских" ("Василиологион") и др. С деятельностью Посольского приказа связано и появление первой русской рукописной газеты, известной под названиями "Куранты", "Вести", "Вестовые письма" или просто "Столбцы" (выпускалась в форме свитка, на котором текст писался "столбом" - сверху вниз).

В XIX - начале XX века в рукописном виде, спасаясь от цензурного преследования, выходили многие выдающиеся произведения литературы и политической мысли. Среди них несколько изданий герценовского "Колокола" и его приложений "Под суд!", "Общее вече", осуществленных за границей и переписанных от руки в России, некоторые номера газеты "Правда" и др. Одновременно на старинной бумаге выпускалось большое количество мастерски изготовленных подделок под старинные рукописные книги.

Рукописные издания выходили и в первые годы советской власти, поскольку из-за отсутствия бумаги, необходимой полиграфической базы в условиях гражданской войны и разрухи страна имела ограниченные возможности печатать книги типографским способом. Среди этих книг - авторские "издания" поэтов, беллетристов, историков искусства, изготовленные в одном-двух экземплярах, часто с собственноручным рисунком на обложке. Рукописные книги выходили и в форме свитка, например, известные автографические издания А.М.Ремизова, выполненные необычным почерком, стилизованным под рукописную русскую старину. В Москве рукописные книги продавались Московской лавкой писателей, в Петербурге - книжным кооперативом "Petropolis" и др.

В эпоху рукописной книжности сложились почти в том виде, в каком мы имеем их сегодня, фактически все основные элементы книги, сформировался характерный облик русской богослужебной книги, приемы и способы ее художественного оформления, определившие и характер оформления печатной книги.

В создании рукописной книги участвовали не менее восьми ремесленников, в том числе доброписец чернописный - писец, воспроизводивший основной текст; статейный писец, воспроизводивший киноварью вязь, подстрочные и надстрочные записи, точки и другой текст, впоследствии прописывавшийся золотом; заставочный писец - художник, рисовавший заставки и буквицы; живописец иконный - художник, рисовавший миниатюры; златописец - мастер, покрывавший золотом заставки и отдельные участки миниатюр; златокузнец, среброкузнец и сканный мастер - ювелиры, изготовлявшие драгоценный оклад книгиСм.: Немировский Е.Л. Иван Федоров: около 1510-1583. М., 1985. С. 56..

Славянская рукописная книга имеет форму кодекса. Ее основой является шестнадцатистраничная тетрадь, состоящая из четырех сфальцованных пополам и подобранных вкладкой листов, заключенных в жесткий переплет, служащий надежной защитой страниц книги от повреждений и воздействия времени.

Основным материалом книги служил пергамен - специально выделанная кожа животного, носившая название "харатья", "кожа", "телятина", "мех" и т.п., отчего и рукописные книги, писанные на пергамене, часто называли харатейными. Пергамен желтее и толще бумажного листа, в нем могут быть разрывы, зашитые нитками, и небольшие отверстия, появившиеся в процессе выделки кожи.

С ХIV века на Руси для изготовления книги начинает применяться бумага ("Поучения" Исаака Сирина, 1380-1381), постепенно вытеснившая пергамен.

Рукописные книги в Древней Руси часто изготовлялись на заказ, были предназначены для "подноса", то есть подарка, вклада в какую-либо церковь и представляли собой выдающиеся образцы книжного оформления. Так, например, Остромирово евангелие (1056-1057), первая точно датированная дошедшая до нас славянская книга, была написана дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира. Ее роскошное оформление и отличная сохранность свидетельствуют о том, что эта книга с самого начала не была предназначена для повседневного употребления. Видимо, предполагалось использовать ее для осуществления церковных обрядов в Софийском соборе в Новгороде, впоследствии она была передана Софии Новгородской как дар от Софии Киевской. Не случайно поэтому на первом листе книги позднее было помечено: "Евангелие Софийское Апракос". Добрилово евангелие (1164) известно более под названием "Симеоново евангелие" по имени заказчика; Евангелие недельное (конец XIV века), вошедшее в историю под названием Евангелия Кошки, было написано по заказу известного дипломата Федора Андреевича Кошки, сподвижника Дмитрия Донского; древнейшая из московских рукописей Сийское евангелие (1339) - по личному заказу Ивана Калиты, "собирателя земли Русской", а знаменитое Евангелие Хитрово (конец XIV - начало XV века), принадлежавшее царю Федору Алексеевичу, в 1677 году было пожаловано им боярину Богдану Матвеевичу Хитрово и т.д.

Подобное отношение к русской рукописной книге, ее использование в процессе богослужения диктовало и соответствующие размеры ее, потому многие древние рукописи имели крупный формат ("в десть", "в полдесть", "в четверку"). Так, например, Остромирово евангелие имеет размеры 35х30 см, а Изборник 1073 года - 33,6х24,8 см.

В зависимости от целевого назначения рукописные книги заключались в окладные (с декоративным металлическим покрытием - окладом) или обиходные (с простейшими металлическими украшениями и басмлением по коже) переплеты. Окладными переплетами снабжались преимущественно дорогие, роскошно оформленные подносные и вкладные книги, а также рукописи, предназначенные для использования во время богослужения, а обиходными переплетами - простые книги, применяемые в повседневной жизниПодобное деление, однако, не совсем точно отражает сущность этих двух видов переплетов, поскольку и окладные переплеты не исключают их обиходности, то есть использования в обиходе. Речь в данном случае идет о том, что первые представляют собой произведения прикладного искусства, которых сохранилось относительно немного.. К первым русским точно датированным произведениям окладного искусства относится переплет Евангелия Кошки (1392-1393), изготовленный из серебра и украшенный позолотой, литьем, сканью, эмалью, зернью, гравировкой (хранится в Российской государственной библиотеке в Москве). В великолепный серебряный оклад заключено Евангелие Симеона Гордого (середина XIV века). На поверхности оклада закреплены девять серебряных пластинок с гравированными изображениями Распятия и предстоящих, херувимов и евангелистов.

Текст рукописной книги писался кириллицей, слитно, в одну непрерывную строку, буквами одного размера (прописные буквы в самом тексте не употреблялись), группы слов и словосочетаний разделялись точками, а начиная с XV века - запятыми; на страницах крупноформатных книг (30х20 см и более) он располагался преимущественно в два столбца, а более мелких (например, 20х15 см) - в один.

Древнейшие рукописные книги - Остромирово евангелие, Изборник Святослава, Изборник, Архангельское евангелие - писаны уставом, первым по времени возникновения кириллическим почерком. Появившийся в эпоху начала славянской письменности, носившей литургический характер, устав передавал красоту и торжественность церковного богослужения, отличался четким и строгим архитектурным построением букв, имел незначительное число сокращений.

Вторым по времени возникновения почерком является появившийся во второй половине XIV века полуустав - деловое письмо писцов, работающих на заказ и продажу. Возникновение полуустава ученые относят к тому периоду, когда русская письменность переросла литургические, церковные рамки, книга стала более широко обращаться среди населения. Полуустав отличался от устава большим количеством сокращений в тексте, применением знаков ударений - "силы"; его буквы уже имели некоторый наклон, они мельче и проще в очертании. Эти особенности полуустава были подчинены в первую очередь целям удобства письма, задаче его ускорения в связи с возросшей потребностью в книгах, интенсивным развитием литературы и искусства.

Почти одновременно с полууставом получает распространение скоропись - тип письма, отличающийся многочисленными сокращениями и безотрывочным написанием соседних букв. Возникновение скорописи, позволившей существенно ускорить процесс письма, связано с развитием дипломатической, административной и хозяйственной переписки, оживившейся вследствие интенсификации общественно-политической и социально-экономической жизни страны в условиях образования русского централизованного государства. Однако вплоть до XVIII века книги, особенно церковные, чаще писали полууставом.

На рубеже XIV-XV веков в русских рукописях получает распространение вязь - особое декоративное письмо, связывающее буквы в непрерывный орнамент. Вязью не писали весь текст книги; она служила исключительно целям украшения рукописей, ею воспроизводились названия книги или ее отдельных частей. Русская вязь глубоко самобытна и национальна, европейская книга ее не знает. Отличительные черты вязи - различные сочетания букв, сокращений и орнаментальных украшений.

В старых рукописях применялось двухцветное, а иногда и многоцветное письмо. Наиболее употребительной была красная краска (киноварь), которую использовали в тексте для смыслового подчеркивания, написания отдельных букв, выделения начала отдельных фраз, важных фрагментов текста (отсюда понятия "красная строка", "рубрика" - от лат. ruber - красный). В парадных, торжественных изданиях пергамен или бумага специально окрашивались (тонировались), текст писался золотом или серебром.

Художественное убранство рукописных книг состоит из орнамента (от лат. ornamentum - украшаю) и миниатюры (от франц. miniature, итал. miniatura, от лат. minium - киноварь, сурик, применявшиеся в древности для расцвечивания рукописных книг).

Орнаментальные украшения древнерусских книг включают:

  • заставки - небольшие орнаментальные или сюжетные изображения, как правило, размером в ширину текста на странице, помещаемые в начале книги или крупного раздела текста:
  • концовки - различные изображения, помещаемые в конце книги или ее разделов;
  • инициалы - заглавные буквы большего размера, помещаемые в начале книги или ее раздела;
  • украшения на полях в виде стилизованной веточки или цветочка.

Назначение заставок в рукописных книгах многоплановое, их основная функция - "ввести читателя" в текст книги, дать ему определенный философско-эстетический настрой. Кроме того, заставки применялись для обозначения структуры книги.

Если инициалы, связывающие книгу в единое художественное целое, и заставки являются неотъемлемыми элементами художественного оформления почти каждой рукописной книги, то концовка в виде декоративно-сюжетной композиции для нее не характерна; роль концовки в древнерусской книге, как правило, выполняли последние строки текста, которым придавалась форма треугольника или кубка.

Орнамент русской рукописной книги не оставался неизменным с течением времени. С начала XI века в декоративном оформлении русской книги господствовал византийский (или старовизантийский) орнамент, заимствованный из Византии. Его характерной особенностью является рамка, состоящая из простейших геометрических форм - прямоугольников, кругов, квадратов, треугольников, арок и пр. На заставках и инициалах - изображения птиц, животных, человеческих фигур. Фон таких заставок обычно делался золотым, преобладающими цветами являлись алый, синий и зеленый. По внешнему виду византийский орнамент часто напоминает перегородчатую эмаль. По времени византийский орнамент совпадает с господством уставного письма, его примерами могут служить великолепные заставки и инициалы Остромирова евангелия, Изборника Святослава, а также более поздних рукописей, например Мстиславова евангелия (приблизительно 1115-1117 годы).

В XIII-XIV веках в русской книге получает распространение тератологический стиль (от греч. teras - чудовище), для которого характерны изображения фантастических животных (змей, драконов, грифонов и т.п.). По цветовой гамме тератологический стиль более скромный, чем византийский. Золото здесь не применяется, преобладающие цвета - сочетание синего с зеленым. Примером тератологического стиля могут служить инициалы знаменитого Евангелия Симеона Гордого (середина XIV века).

Конец XIV - начало XVI века - время господства в русской книге неовизантийского (стилизованное изображение растений на золотом фоне в геометрически правильных прямоугольных рамках) и балканского (жгутового, плетеного) стилей.

На рубеже XV-XVI веков в русских рукописях формируется старопечатный стиль орнамента, отличительной особенностью которого является ярко выраженная рамка, в которую заключены изображения трав и цветов (черных на белом фоне или белых на черном фоне). Наивысшего расцвета этот стиль достигает уже в печатной книге Ивана Федорова, откуда он и получил свое названиеНастоящая классификация книжных орнаментов не является единственной и бесспорной. См., например: Черепнин Л.В. Русская палеография. М., 1956; Жуковская Л.П. Тезисы доклада // Книговедение и его задачи в свете актуальных проблем советского книжного дела. Вторая Всесоюз. науч. конф. по пробл. книговед. Секция рукописной книги. М., 1974. С. 6-9..

Неотъемлемым элементом русской рукописной книги являются иллюстрации - небольшие рисунки, выполняемые вручную многоцветными красками (гуашью, акварелью или клеевыми красками) на полях, отдельных листах или в самом тексте и получившие название миниатюры. Рукописи, украшенные миниатюрами, называются лицевыми или иллюминированными.

Уже древнейшие книги - Остромирово евангелие и Изборник Святослава (1073) - имели великолепно выполненные в византийском стиле миниатюры. В первой это изображения трех евангелистов - Иоанна, Луки и Марка, а во второй - реалистическое изображение князя Святослава с семьей (первый русский портрет!) и многочисленные знаки Зодиака.

До середины XV века миниатюра, развившаяся из иконописи - главного вида живописного искусства у славян, носила исключительно иконописный характер, ее отличительными чертами были статика и плоскостной характер изображения. С середины XV столетия искусство русской миниатюры начинает испытывать влияние западных рисовальщиков, в него постепенно проникают светские, в первую очередь бытовые и исторические, сюжеты. Так, миниатюры на исторические сюжеты украшают рукопись уже упоминавшегося Сийского евангелия (например, восстание крестьян против татаро-монгольского ига) и "Жития преподобного Сергия" (конец XVI века; изображения событий, связанных с Куликовской битвой). Более пятисот прекрасных сюжетных миниатюр на бытовые темы содержит Владимирско-Суздальская летопись (XIII век), дошедшая до нас в копии XV века и известная в литературе под названием Радзивилловской летописи.

Подлинным шедевром русской миниатюрной живописи по праву считается десятитомный Лицевой летописный свод (1540-1560-е годы) - "историческая энциклопедия XVI века", доведенная от начала сотворения мира до конца царствования Ивана Грозного и украшенная специально созданным "палатным письмом" и 16 тысячами иллюстраций, характеризующих быт, нравы и круг представлений русского человека XVI столетия. Здесь впервые в русской книге иллюстрациям отводится больше места, чем тексту.

Оформлением русской рукописной книги занимались замечательные мастера, среди них выдающиеся художники Феофан Грек и Андрей Рублев, творившие на рубеже XIV-XV веков в период становления политической мощи Московского государства и подъема русской культуры. Первому из них приписывают создание в традициях средневекового византийского стиля Псалтыри Ивана Грозного (80-е годы XIV века) и Евангелия Федора Кошки, а второму - Евангелия Хитрово, одного из самых выдающихся и ярких образцов национального стиля.

В конце XV - начале XVI века в области книжного оформления работал крупнейший русский живописец Дионисий и его сыновья Владимир и Феодосии по прозвищу Изограф. С именем последнего связаны первые опыты гравюры на металле и происхождение так называемого старопечатного стиля орнамента, расцвет которого приходится на XVI век.

Титульного листа русская рукописная книга не знала, его роль выполнял колофон (от греч. kolophon - завершение), или послесловие - текст на последней странице рукописи, содержащий название книги, сведения о ее авторе, имени заказчика и переписчика, месте и времени переписки и т.п. Нередко в колофоне содержится и дата создания книги (иногда она находится в начальной части рукописи). Своеобразным порталом книги служил фронтиспис - цельнополосная иллюстрация с изображением, как правило, легендарных авторов книги, предшествующая началу рукописи. Первые фронтисписы имелись уже в Изборнике Святослава и Юрьевском евангелии.

Характерным элементом рукописной книги является кустод (от лат. custos, род. падеж custodis - страж) - условное обозначение порядкового номера книжной тетради кириллическими буквами, проставлявшимися на первой и последней ее страницах. Наличие кустода при отсутствии нумерации страниц в древнерусской книге давало возможность проверить полноту экземпляра при переплетении.

В книгах XI-XVII веков для нумерации тетрадей (отдельные листы не нумеровались) использовалась буквенная система обозначения чисел, а начиная с XVIII века - цифровая (нумероваться стали отдельные страницы). Тогда же кириллические цифры были заменены современными арабскими.

Таким образом, в течение многих десятилетий происходило развитие внешней формы книги, формирование ее отдельных элементов и понятия художественного оформления книги, вырабатывались основные приемы и способы художественного оформления. В результате сложился ставший почти каноническим облик богослужебной книги, послуживший основой для искусства печатной книги.

Каждая древняя рукописная книга независимо от степени ее сохранности представляет собой памятник материальной и духовной культуры прошлого, важнейший исторический источник, является основой для исторических и литературоведческих исследований. С этой точки зрения она является объектом целого ряда научных дисциплин, в том числе кодикологии, устанавливающей принципы комплексного изучения рукописной книги как материального памятника культуры (историю ее изготовления, состав и судьбу); палеографии, исследующей развитие письменности (материалов и орудия письма, графической формы письменных знаков, украшений и пр.) и дающей возможность ученому определить авторство, время и место создания памятника письменности по элементам его внешней формы; текстологии, занимающейся вопросами содержания книги, историческим осмыслением и критическим прочтением текста, выявлением его генеалогии, интерпретации и пр. Учет, хранение и использование рукописных книг в нашей стране предусматривается специальными законами.

По данным опубликованного в 1966 году "Предварительного списка славяно-русских рукописей XI-XIV веков, хранящихся в СССР", до нашего времени дошло только сто девяносто рукописных книг домонгольского периода, в том числе двадцать шесть болгарского и сербского происхождения, тогда как, по мнению ученых, книжные богатства Древней Руси составляли приблизительно 130- 140 тысяч томовДанные приведены из книги: Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М., 1988. С. 73..

Большинство рукописных книг хранится в государственных хранилищах (Российском государственном архиве древних актов, Российском государственном историческом архиве. Российском государственном архиве литературы и искусства и др.), отделах рукописей крупнейших библиотек нашей страны (Российской государственной библиотеки в Москве, Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге и др.), в музеях, частных собраниях. Между тем отдельные рукописные книги, созданные в различные исторические периоды, могут появиться на букинистическом рынке.

Рукописные книги являются традиционным видом ассортимента антикварной книги, о чем свидетельствуют многочисленные книготорговые каталоги выдающихся антикваров дореволюционной РоссииСм., например: [Соловьев Н.В.] Каталог антикварной книжной торговли... №122: Автографы и рукописи. СПб., 1913 и др..

Антикварная книжная торговля способствовала созданию, начиная с Петровского времени, многих уникальных рукописных собраний учреждений и частных лиц.

Товароведческий подход в изучении рукописной книги предполагает наличие у букиниста серьезных и глубоких теоретических знаний в этой области, а также навыков практической работы с рукописями. Это связано в первую очередь с часто возникающей необходимостью датировки и атрибуции рукописной книги, которая возможна лишь при ее комплексном изучении, на основе совокупности товарных свойств - семантических и перцептивных.

О содержании древней рукописной книги при ее беглом просмотре судить непросто, однако по виду текста можно отнести ее к одной из трех групп: обычных, певческих или математических. В певческих книгах между строками текста имеются дополнительные значки, являющиеся формой нот: кондакарной (XII-XIII века) и знаменной, или крюковой (XIII-XIV века), - которые придают тексту специфический вид. По содержанию все певческие рукописи являются богослужебными. Математические тексты - рукописи по арифметике, геометрии, астрономии, календари и т.п. - имеют таблицы, чертежи, буквенные знаки под титлами, в том числе обведенные сплошными и прерывистыми окружностями.

Из многочисленных по содержанию рукописных книг наиболее высокий рейтинг имеют исторические и литературные произведения. При этом следует помнить о том, что четко разделить древнерусские книги на светские и религиозного содержания, типы и виды, например, учебные, книги четьи, богословские и др., довольно трудно, единственным отличием книг богослужебных часто является необходимое для литургии их богатое оформление. Так, например, Евангелие, Апостол и особенно Псалтырь широко использовались в Древней Руси вне церкви, для домашнего чтения и обучения грамоте. Аналогичная ситуация наблюдается и с житиями святых, апокрифами, "хождениями" и пр., которые часто находятся "на грани" между религиозной и светской литературой.

Необходимо помнить о том, что рукописные книги делятся на протографы, то есть сами памятники письменности, и списки (графические и языковые варианты текстов, создававшиеся переписчиками книги с целью приближения текста оригинала к родному языку или диалекту). Существуют также фрагменты (разного рода и величины отрывки, куски несохранившихся рукописей). Большинство дошедших до нас рукописей представляют собой списки известных памятников, причем количество этих списков может быть самым разным: некоторые списки, например, "Слова о полку Игореве" и "Поучения" Владимира Мономаха, известны нам в единственном экземпляре, и они представляют собой огромную редкость, являются ценнейшим историческим источником. Многократно переписывались, собирались в единые своды летописи; наиболее известны из них Лаврентьевский (1377) и Ипатьевский (начало XV века).

Излюбленным и широко распространенным типом рукописной книги Древней Руси были изборники - собрания всевозможных изречений, выдержек, сказаний, повестей, притч, поучений и пр., виды которых многочисленны. Среди них встречались книги религиозного содержания, в том числе предназначенные для церковного богослужения (Минея, Служебник, Евангелие, Псалтырь, Апостол, Триодь и др.), и светские, например Изборник 1076 года, знаменитый "Домострой" (XVI век), регламентировавший поведение человека в государственной и семейной жизни, разные лечебники, травники, целебники, нравоучительные сборники "Маргарит", "Пчела", "Златоуст" и др. При этом типологически сборники делятся на две группы: постоянного (традиционного) и непостоянного (нетрадиционного) состава. В составе сборника, например, вместе с "Хождением за три моря" Афанасия Никитина и другими произведениями светского характера, написанными в разное время, было найдено и "Слово о полку Игореве".

Специалисту в области антикварной книги следует знать и о существовании в Древней Руси ложных и отреченных книг, появившихся сразу после крещения. Первый из дошедших до нас списков таких книг был помещен в Изборнике 1073 года, причем различались книги "ложно написанные, сокровенные", то есть неправильно переписанные, но не враждебные церкви, и "ложные" или "отреченные", чтение которых строжайше запрещалось, а они сами подлежали уничтожению. Первоначально к этим книгам относились апокрифы на различные библейские темы с элементами фольклора или языческих верований (например, "Хождение богородицы по мукам"), затем запрет коснулся некоторых книг по космографии, астрологии, астрономии и пр., отвергавших учение церкви о сотворении мира, "колдовских" книг (сонников, сборников заклинаний, магий и т.п.), произведений языческих древнегреческих авторов. В XIV-XV веках в списках запрещенных книг впервые появилась еретическая литература, а с течением времени и широко распространенные ранее в Древней Руси различные Минеи и Прологи, раскольнические книги и др.

Изучение товарных свойств и качеств древнерусской рукописной книги предполагает расшифровку содержащейся в ней даты написания текста, которая обычно находится в начальной части книги или послесловии. При этом предстоит сначала выразить эту дату в современных цифрах, которая до XIV-XV веков была буквенной и записывалась кириллицей, а потом перевести ее в современное летосчисление. Первая проблема представляет собой наибольшую трудность и решается с помощью специальных таблиц и правилБукинистическая торговля. М., 1990. С. 106-110.. Для перевода древнерусской даты и современное летосчисление необходимо вычесть из нее число 5508, составляющее разницу между датой от сотворения мира до рождения Христа.

При отсутствии в книге даты можно попытаться установить ее по событиям, упоминаемым в рукописи, или атрибутировать книгу по элементам ее внешней формы: особенностям писчего материала, почерка, переплета, характеру украшения рукописи и пр. Более точное время изготовления книги устанавливается на основе бумажных водяных знаков. Опытные палеографы датируют книги, писанные на бумаге, в пределах десятилетия, а пергаменные - с точностью до четверти столетия.

В случае с рукописной книгой, пожалуй, наиболее рельефно и ярко проявляются особенности антикварной книги как товара; на первое место здесь часто выдвигается отнюдь не содержание книги (которое тоже, конечно, очень важно), не степень его информативности, а ее перцептивные свойства, которые в совокупности определяют рукописную книгу как ценнейший памятник материальной и духовной культуры прошлого.

Специалисту, работающему с рукописной книгой, необходимо учитывать возможность появления подделок, мастерски изготовленных в разное время, в том числе и сегодня, научиться отличать факсимильное издание рукописи от ее подлинника, рукописную книгу - от печатной.

Квалифицированная оценка рукописной книга для современного букиниста представляет серьезную трудность, что связано с ее редкостью на букинистическом рынке, отсутствием у букинистов необходимой практики работы с рукописями. Действенную помощь могут оказать специалисты отделов рукописей крупнейших библиотек и музеев, а также специальная литература по данному вопросу, в том числе "Сводный каталог славяно-русских рукописей, хранящихся в СССР" (М., 1984), "Справочник-указатель печатных описаний славяно-русских рукописей" (М.; Л., 1963), "Сведения о небольших собраниях славяно-русских рукописей в СССР" А.И.Рогова (М., 1962), "Словарь русской, украинской, белорусской письменности и литературы до XVIII века" (М., 1962), "Словарь книжников и книжности Древней Руси". Вып. 1, 2 (Л., 1987-1989) и др.


© Институт открытого образования МГУП