В начало учебникаОглавлениеГлава 3.2.10Глава 3.2.8Информация об изданииОб изданииСписки иллюстраций и терминовАвторы издания

 

АНТИКВАРНАЯ КНИГА

 

Глава 3. АССОРТИМЕНТ АНТИКВАРНОЙ КНИГИ

3.2. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ АССОРТИМЕНТА АНТИКВАРНОЙ КНИГИ

3.2.9. Библиофильские издания

Библиофильскими называются издания, выпускаемые ограниченным тиражом и предназначенные для библиофилов и коллекционеров, отличающиеся от изданий массового характера своей издательско-полиграфической формой (оригинальным форматомСовременные миниатюрные издания как предмет коллекционирования, сортом бумагиМалая книжная графика художников "Мира искусства". Ил.; 70х74 мм. СПб.: Клео, 2000. 50 экз. (Экз. №49. На цветной бумаге, в кожаном переплете ручной работы с углубленным красочным тиснением, ляссе), художественным решением текста, необычным переплетомБиблиофильские переплеты ручной работы из натуральной кожи (со "слепым" и золотым тиснением, плетеным декором, эффектом "жатости", вставками из камня и бисера, застежками). Справа - переплет с резными сторонками из бересты), наличием дополнительных деталей оформления (автографов, экслибрисов, афиш и т.п.), а также нумерацией экземпляров (иногда подписанных автором или раскрашенных художником от рукиПушкин А.С. Сказки / Ил. Е. Галкиной. В 7 т. Дубна: Феникс, 1996. 35х48 мм. 100 нумер. компл. (Комплект №50 в иллюстрированном футляре, на особой бумаге, с золотым обрезом. Цветные  иллюстрации  раскрашены вручную)Миниатюрные детские книжки  московского издательства "ЯникО". На переднем плане - форзац экземпляра №18 "Стихов. Загадок" М. Шварца с иллюстрациями Жени Шварца (57х40 мм. М., 1996. 130 экз., из них 30 нумер. экз, раскрашенных вручную, в белом кожаном переплете ручной работы). За ней - "Снегурочка" с рисунками Л. Филипповой (60х74 мм. М., 1995. 230 экз., из них 30 нумер. экз, раскрашенных художником, в коричневом кожаном переплете ручной работы с плетеным декором и застежкой. Экз. №18)). Библиофильские издания могут выпускаться самостоятельно, а также наряду с книгами массового типа как их сувенирный вариант в пределах одного тиража. Часто библиофильские издания распространяются бесплатно среди узкого круга библиофилов или продаются по довольно высоким ценам.

Предшественниками библиофильских изданий следует, по-видимому, считать многочисленные "подносные" издания, то есть предназначенные для "подноса" (подарка) членам царской фамилии и приближенным к ней лицам, представителям высшей церковной власти и т.п. Эти издания отличались особым художественным оформлением и полиграфическим исполнением.

Появление собственно библиофильских изданий в Европе относится к началу XIX века, когда книгособирательство выходит за рамки придворного общества и распространяется среди просвещенных кругов дворянства и третьего сословия, формируются специальные библиофильские кружки и общества, начинается увлечение редкой книгой. Одним из первых начал выпускать библиофильские издания Роксборо-клуб, основанный в Англии в 1812 году и названный так по имени своего основателя крупного библиофила конца XVIII - начала XIX века герцога Роксборо, известного под именем "книжного герцога". Издания общества печатались тиражом до 60 экземпляров (только для членов клуба), отличались великолепным художественно-полиграфическим оформлением и до своего выхода в свет уже становились редкостью. В 1817 году более значительным тиражом была выпущена книга вице-президента клуба известного библиофила Т.Дибдина "Библиографический Декамерон, или десятидневный приятный курс об иллюминированных рукописях и предметах, связанных со старинным гравированием, типографией и библиографией" - руководство для любителей древностей. После ее издания гравировальные доски, с которых печатались иллюстрации, были сразу сломаны.

Множество библиофильских изданий было выпущено во Франции, где особое увлечение французских библиофилов внешней стороной книги - шириной ее полей, особенностями шрифта, бумаги, переплета и т.п. - дало начало богатой беллетристике о чудаковатых библиофилах, зараженных пагубной страстью к книге библиоманах, расчетливых антиквариях (произведения Ш.Нодье, Г.Брюне, Г.Флобера, П.Лакруа,А.Франса и др.).

В России издания библиофильского типа появились в середине XVIII века. Их появление и распространение было тесно связано с общим развитием культуры, образования, книжного дела, формированием крупных книжных коллекций в среде высших слоев русского дворянства, его увлечением издательско-полиграфической формой книги (создание индивидуального владельческого переплета, применение суперэкслибриса, раскрашивание гравюр от руки и т.п.).

К изданиям подобного рода относится известное "Описание коронации Елисавет Петровны..." (СПб., 1744) - одно из самых парадных изданий XVIII столетия, отличавшееся роскошным художественно-полиграфическим оформлением. Однако нумерации экземпляров в издании еще нет.

В известной степени библиофильскими могут считаться и издания собственных стихотворных произведений помещика Н.Е.Струйского, выпущенные в последнем десятилетии XVIII века в его собственной типографии в с. Рузаевке Пензенской губернии и отличавшиеся роскошным оформлением (гравюры на меди, исполненные немецкими мастерами И.-Х.Набгольцем и Х.-Г.Шенбергом; богатые цельнокожаные переплеты с золотым тиснением и пр.). Печатавшиеся маленькими тиражами и предназначенные, по словам Струйского, "для подарка только моим приятелям и коротким", эти издания часто вообще не попадали в продажу, а потому и в библиографические издания, и уже в то время считались редкостьюСм.: Шангин В. Сельские типографии в последней четверти XVIII века и рузаевские издания Н.Струйского // Антиквар. 1902. №6. С. 187-193; №7. С. 219-223; Битовт Ю. Редкие русские книги и летучие издания XVIII века. М., 1905..

Появление собственно библиофильских изданий в России наблюдается в 30-е годы XIX века; оно связано с процессом постепенного превращения библиофильства в большое общественное явление, начало которого книговеды-историки связывают с пушкинской эпохой.

Одним из первых русских библиофильских изданий являются "Пестрые сказки" (СПб., 1833) - известная литературная мистификация В.Одоевского и одновременно один из интереснейших памятников отечественной книжной культуры, изданием которого автор, по собственному признанию, "хотел доказать возможность роскошных изданий в России". Титульный лист книги отпечатан в шесть красок: каждая буква в слове "сказка" имеет свой цвет. Текст на страницах набран изящным шрифтом различного начертания, украшен разнообразными наборными средствами и заключен в тонкую рамку из типографских украшений. Знаки препинания в тексте расставлены как будто нарочно для того, чтобы книгу нельзя было прочесть с первого раза: отсутствуют привычные запятые перед словами "что" и "который"; в начале каждого вопросительного предложения ставится перевернутый вопросительный знак; в тексте мало запятых, зато излишне много тире и многоточий, совершенно отсутствует буква "Э". "Пестрые сказки" - одно из первых в России изданий, художественное оформление которого (13 заставок и фронтиспис) сделано в технике торцовой ксилографии (художник Ф.Рисс, гравер П.Руссель)П.Русселя можно считать одним из первых мастеров, принесших в Россию технику торцовой гравюры, изобретенной в Англии во второй половине XVIII века. .

Кроме того, на странице 145, по словам автора, имеется "единственный в своем роде" политипаж - изображение деревянного человечка Кивакеля, исполненное особым химическим составом на литографском камне (полученное изображение неудачно и грязнее остальных, сделанных с деревянных досок). Книга вышла из типографии в издательской обложке с тончайшим кружевным рисунком и в издательском картонаже. Двадцать пять экземпляров издания предназначались для подноса библиофилам и в продажу не поступали. Они были напечатаны на более плотной веленевой бумаге, имели широкие необрезанные поля. В Российской государственной библиотеке хранится один экземпляр из этих двадцати пяти, принадлежавший известному коллекционеру А.С.Норову, с его экслибрисом и дарственной надписью автора на обороте форзацного листа. Он заключен в издательский картонаж голубого цвета с тисненным на корешке названием книги, а в качестве форзаца использована обложка основного тиража издания. Этот экземпляр не похож и на остальные двадцать четыре "непродажных" экземпляра; перед его титулом вклеен подлинный карандашный рисунок Ф.Рисса, по которому П.Руссель гравировал фронтиспис.

К числу библиофильских можно, по-видимому, отнести и изящное миниатюрное издание "Душеньки" И.Богдановича, выпущенное в 1837 году Экспедицией заготовления государственных бумаг. Книга заключена в издательскую "кружевную" обложку, имеет литографированный фронтиспис с портретом автора, аллегорическими фигурами и текстом: "Зефир ему перо из крыл своих давал. Амур водил рукой - он Душеньку писал". К тексту приложены три рисунка работы П.Иванова, воспроизведенные литографским способом. Некоторые экземпляры книги отпечатаны на веленевой бумаге, рисунки исполнены на тонкой китайской бумаге; встречаются экземпляры, отпечатанные на бумаге розового цвета.

В 1845 году был выпущен "Тарантас" В.А. Соллогуба, одно из лучших иллюстрированных изданий середины XIX века, о котором В.Г.Белинский писал: "...бумага, печать и вообще возможная в России типографская роскошь, соединенная со вкусом, не оставляют ничего желать... в этом отношении едва ли какое-нибудь русское издание может состязаться с "Тарантасом"Цит. по: Хрестоматия по истории русской книги: 1564-1917 / Сост. Л.А.Везирова. М., 1965. С. 123-124. . "Чистой неподдельной Русью" назвал он и прекрасные реалистические иллюстрации к изданию, созданные художниками Г.Г.Гагариным и А.А.Агиным и гравированные на дереве Е.Бернардским, Грейманом и Дерикером. Часть тиража книги была напечатана на слоновой бумаге с раскрашенным от руки фронтисписом работы Г.Г.Гагарина. Отличительной особенностью издания является размер гравюр, которые в большинстве случаев значительно шире печатной полосы и потому придают странице книги несколько "неуравновешенный вид".

В 1855 году "для любителей библиографических редкостей" Экспедицией заготовления государственных бумаг были выпущены "Басни И.Крылова" - самая маленькая книга дореволюционной России, отпечатанная с наборной формы. Размер издания - 29х22 мм, а формат текста на странице - 21х14 мм; оно предпринималось с единственной целью: "чтобы высказать степень совершенства, до какой доведено... книгопечатное искусство".

Большинство библиофильских изданий было выпущено в России в конце XIX - начале XX века, когда книжное дело приобрело монополистический характер, широкое развитие получили антикварная книжная торговля и библиофилия; среди правящих классов культивировалось отношение к книге как предмету роскоши, созданному для любования, коллекционирования.

Кроме Экспедиции заготовления государственных бумаг, выпуск библиофильских изданий широко практиковали А.С.Суворин, М.О.Вольф, В.Г.Готье, И.Н.Кнебель, Община Св. Евгении, типография "Р.Р.Голике и А.И.Вильборг" и др., различные общества и организации, в первую очередь библиофильские.

Тематика этих изданий была самой разнообразной, однако преобладали издания произведений классиков русской литературы, в том числе А.Н.Радищева, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, А.К. Толстого и др. Так, например, широко известно библиофильское издание "Путешествия из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева - факсимильная копия с первого издания автора (1790), осуществленная А.С.Сувориным в 1888 году. Выпущенное по разрешению цензуры заранее ограниченным тиражом (100 экземпляров), оно было напечатано на бумаге разных сортов (японской большого формата - 25 экз., японской малого формата - 30 экз. и слоновой - 45 экз.); каждый экземпляр издания пронумерован. Предназначенное специально для привилегированного покупателя - богатого библиофила - и продававшееся по очень высокой цене (соответственно 60, 50 и 25 рублей), это издание тем не менее имело огромный успех у современников и разошлось в течение нескольких дней.

На манер французских библиофильских изданий, по их образу и подобию, А.С.Сувориным были выпущены также "Горе от ума" А.С.Грибоедова (1886; тираж - 460 нумерованных экземпляров на разных сортах бумаги), "Бахчисарайский фонтан" (1892), подарочное издание "Каменного гостя" А.С.Пушкина (1895; тираж - 1000 экземпляров, с многочисленными цветными иллюстрациями художника С.С.Соломко в тексте) и др. Отпечатанные в два цвета, последние два издания тем не менее не отличаются художественностью и рассчитаны скорее на вкус богатых мещан.

Типичным подражанием французским библиофильским изданиям являются издания "Капитанской дочки" (1891; тираж - 1150 экз.) и "Евгения Онегина" (1893; тираж - 2100 экз.) А. С.Пушкина, выпущенные московским книгопродавцем В.Г.Готье с прекрасными реалистическими иллюстрациями П.П.Соколова (в первом случае они воспроизведены в технике гравюры на меди, во втором - фототипией). Часть тиража изданий вышла в роскошном оформлении: на веленевой бумаге, в переплетах из сафьяна с золотым тиснением и золочеными обрезами (вместо издательской обложки в экземплярах массового характера), имела нумерованные экземпляры и продавалась по высокой цене, доступной только богатым собирателям из буржуазной среды. В 1892 году тиражом 1000 нумерованных экземпляров (в том числе №1-150 - на толстой японской бумаге и №151-1000 - на веленевой) Готье выпустил хорошо известное библиофилам и букинистам библиофильское издание "Князя Серебряного" А.К. Толстого с гравированными на меди иллюстрациями К.В.Лебедева (гравер А.Лалоэ).

Несколькими годами позже, в 1899 году, к 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина, петербургская типография К.Пентковского выпустила в свет художественно-иллюстрированное юбилейное издание "Евгения Онегина". Тираж книги - 3050 экземпляров, в том числе 50 нумерованных (№1-25 - на японской бумаге, №26-50 - на китайской).

Выпуск библиофильских изданий как небольшой части тиража издания широко практиковал И.Н.Кнебель. Так, например, серьезная работа А. П.Новицкого "Передвижники и влияние их на русское искусство" (М., 1897), первая книга о передвижниках, вышедшая в России и приуроченная к 25-летнему юбилею передвижных выставок, была выпущена им тиражом 3800 экземпляров, 100 из них отпечатано на веленевой бумаге специально для коллекционеров и любителей. Крупное, состоящее из 36 выпусков, подписное издание "Московской городской художественной галереи П. и С.Третьяковых" (М., 1901-1904) при тираже 1000 экземпляров имело 50 экземпляров, отпечатанных на голландской бумаге, и 100 - на китайской, которые продавались соответственно по цене 150 и 100 рублей против 72. Для библиофилов и коллекционеров были предназначены 100 экземпляров широко известной "Истории русского искусства" под редакцией И.Э.Грабаря (М., 1910-1916). Отпечатанные на голландской бумаге и заключенные в богатые цельнокожаные переплеты, оформленные И.Я.Билибиным и М.В.Добужинским, они продавались по очень высокой цене - 75 рублей за том (для сравнения: цена тома издания на обычной бумаге в составном полукожаном переплете составляла 13 рублей 50 коп.).

В 1892 году на средства богатого русского коллекционера и мецената А.В.Звенигородского тиражом 600 экземпляров (по 200 на русском, немецком и французском языках) были выпущены "Византийские эмали" - одна из самых дорогих по изготовлению и роскошных русских книгНа титульном листе книги обозначен 1892 год, хотя работы по ее изданию были закончены лишь в 1894 году.. Полное и правильное название книги, как оно обозначено на титуле: "История и памятники Византийской эмали. Сочинение Н.Кондакова, профессора С.-Петербургского университета и старшего хранителя императорского Эрмитажа".

Издание посвящено описанию уникальной коллекции византийских эмалей X-XI веков, собранных A.B.Звенигородским, текст - исследование по истории византийского искусства и научное описание эмалей - написан Н.Кондаковым, ведущим русским византиеведом того времени, и немецким ученым А.Шульцем (в экземплярах на немецком языке); в подготовке издания к печати активное участие принимал известный русский критик В.В.Стасов. Издание изначально было задумано А.В.Звенигородским как роскошное, в противовес книге "Imitation de Jesus-Christ", вышедшей в Париже в 1855 году по указанию Наполеона III и имевшей целью прославить Францию и стать шедевром типографского искусства всех времен и народов. Эта книга была разослана по всем странам, за исключением враждебной России. По замыслу Звенигородского, "Византийские эмали" по своей красоте и совершенству должны были затмить французское издание.

Книга имеет большой формат (высота блока - 37 см), заключена в богатый футляр и толстую шелковую (или парчовую) суперобложку с вытканными на ней именем и фамилией Звенигородского. Цельнокожаный переплет изготовлен из белой шагрени и украшен тиснением, инкрустацией и эмалью, рисунки которых выполнены в византийском стиле. Аналогичные византийские узоры, отпечатанные золотом и красками, нанесены и на обрезы книги. В книге имеется закладка - широкая лента, вытканная из разноцветного шелка, золотых и серебряных нитей, с вышитым на ней текстом - изречением древнегреческого поэта Еврипида, который в переводе на русский язык означает: "Разверни эти говорящие листы, прославляющие мудрых". На первом листе издания, оформленном архитектором И.П.Ропетом и словно состоящем из драгоценных камней, переливающихся на серебряном фоне (печать алюминием), помещено посвящение Александру III. В конце книги к тексту приложены двадцать восемь листов - иллюстраций с изображением эмалей, отпечатанных хромолитографским способом: шрифт, которым набраны подписи под ними, был отлит специально для этого издания и имитирует устав древнейшего Остромирова евангелия, другие декоративные украшения книги - инициалы, заставки и концовки - также полностью имитируют стиль оформления древних русских рукописей. В художественно-полиграфическом оформлении "Византийских эмалей" принимали участие три страны: Россия, Франция и Германия, а все отделочные работы были выполнены по особому индивидуальному заказу. Так, эмали рисовали лучшие петербургские графики, гравировальные работы выполнялись под руководством гравера В.В.Матэ, шелк для суперобложки и закладки изготовлялись на московской фабрике Сапожникова, толстая великолепная бумага - из Страсбурга, переплет изготовлен Лейпцигской фирмой "Гюбель и Денк", иллюстрации - литографским заведением Августа Остеррита во Франкфурте-на-Майне, где были отпечатаны также французский и немецкий тексты издания (тираж книги на русском языке печатался в типографии И.М.Стасюлевича). Все работы были выполнены червонным золотом. Не случайно поэтому современники называли "Византийские эмали" "книгой в княжеском уборе", "русским чудом", "истинным художественным событием"; ее издание обошлось Звенигородскому в 120 тысяч рублей.

Издание не поступало в продажу, все его экземпляры были нумерованными и подписными, с указанием фамилии лица, которому он предназначался. По сообщению газет того времени, книга была разослана преимущественно "коронованным особам, известным ученым и выдающимся книгохранилищам". Большая часть изданий оказалась за рубежом, в том числе у королей Италии, Швеции, Румынии, Бельгии, Испании и др., султана Турецкого, эмира Бухарского, императора Австрийского и др., случайно попавшие на рынок экземпляры продавались по очень высокой цене - 1000 рублей золотом. В немногих экземплярах книги (для близких и друзей Звенигородского) был приложен его портрет, гравированный на дереве В.В.Матэ. Такой портрет имеется, например, в экземпляре №109 на русском языке, предназначенном для Н.М.Постникова, владевшего лучшим тогда частным собранием икон в России, в экземпляре №125 Д.И.Петрококина и др. В качестве своеобразного приложения к "Византийским эмалям" в 1898 году была издана (тоже роскошно, тиражом 150 экземпляров) специальная книга В.В.Стасова "История книги "Византийские эмали" А.В.Звенигородского", а в Публичной библиотеке в Петербурге для выдачи экземпляров книги был построен даже специальный киоск в византийском стиле. Когда А.В.Звенигородский разорился и вынужден был продать свою коллекцию, оказалось, что две трети его собрания были подделкой. Тогда же потеряла свою научную ценность и значение его знаменитая книга, однако и сегодня она представляет собой большую редкость и является выдающимся памятником русского типографского искусства конца XIX - начала XX века.

В полной мере библиофильскими, предназначенными для привилегированного покупателя - дорогими, малотиражными, нумерованными, отпечатанными на прекрасных сортах бумаги, с иллюстрациями лучших художников, в переплетах известных мастеров и т.п. - являются издания Кружка любителей русских изящных изданий (1903-1917), первой русской юридически оформленной библиофильской организации, объединившей в своих рядах известных петербургских библиофилов, издателей, типографов, художников книги, книгопродавцев-антикваров с целью "содействовать развитию художественной стороны в издаваемых в России произведениях печатного и графического искусств и способствовать взаимному сближению собирателей означенных произведений"Чегодаев А.Д. Пути развития русской советской книжной графики. М., 1955.. Среди лучших изданий Кружка "Невский проспект" Н.В.Гоголя (1905) с иллюстрациями Д.Н.Кардовского, "Четыре басни И.А.Крылова" с неиздававшимися ранее рисунками А.О.Орловского (1908; тираж - 500 нумерованных экземпляров), "Казначейша" М.Ю.Лермонтова с иллюстрациями М.В.Добужинского (1914) и др.

Специально для библиофилов на веленевой бумаге печаталась и часть тиража (200 экземпляров из 750) журнала "Антиквар" (1902-1903), одного из первых библиофильских периодических изданий в России.

На рубеже XIX-XX веков широкое распространение получают издания, которые с полным правом можно назвать библиофильскими не только по форме, но и по содержанию. Они предназначались в первую очередь для небольшого круга коллекционеров и любителей книги, выпускались, как правило, тиражом 300-600 экземпляров. К изданиям подобного рода относится выпущенный в 1898 году тиражом 425 нумерованных экземпляров известный указатель В.А. Верещагина "Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий (1720-1870)", первое справочное издание в этой области; книга Д.В.Ульянинского, одного из выдающихся библиофилов дореволюционной России, "Среди книг и друзей" (Ч. 1, М., 1903), вышедшая тиражом 325 нумерованных экземпляров (№1-30 - на слоновой бумаге, №31-100 - на александрийской и №101-300 - на веленевой бумаге; №I-XXV - подносные, на слоновой бумаге). Как указывалось на контртитуле издания, ко всем экземплярам приложены четыре факсимиле с заглавных листов наиболее редких книжных росписей XVIII века, а к экземплярам №I-XXV и 1-100 - снимок с экслибриса библиотеки автора книги, напечатанного в Париже на веленевой бумаге с той же доски, с которой печатался подлинный экслибрис.

К библиофильским изданиям этого типа принадлежит и выпущенная в 1917 году типографией "Р.Р.Голике и А.И.Вильборг" антология "Похвала книге", одно из лучших произведений русской дореволюционной библиофилии, внесшее значительный вклад в мировую литературу. Издание отпечатано тиражом 1050 экземпляров (650 - на тряпичной бумаге и 400 - на простой) и имеет облик славянских первопечатных книг. Оно набрано старинным шрифтом с соблюдением всех правил орфографии прошлого времени, украшено 44 виньетками, заставками и концовками в византийско-русском стиле; оглавление отсутствует. Книга вышла в обложке, на которой воспроизведена заглавная рамка из "Русской Библии" Ф.Скорины (1517) с эпиграфом: "Аще возмнится тебе, да взыщется в книгах отец твоих, и обрящещи в летописцах писано о тех", имеет своеобразный экслибрис с заключенным в рамку текстом "Экземпляр библиотеки" и пустым местом для внесения фамилии владельца библиотеки, украшена таинственной надписью "Тайное зерцало библиофилов", исполненной вязью художником А. Н.Лео. В выходных данных издания, составленных по образу и подобию рукописных и первопечатных книг, указаны его создатели: профессор И.А.Шляпкин, известный библиофил и историк литературы, составитель текста книги, и антиквар Ф.Г.Шилов, на средства которого она была издана.

В годы, предшествующие Октябрьской революции 1917 года, библиофильские издания в роскошном оформлении выпускали издательства символистского направления, в том числе "Скорпион" (1900-1916), "Гриф" (1903-1914), "Мусагет" (1910-1917), "Альциона" (1910-1923), "Сирин" (1912-1914).

Библиофильские издания продолжали выходить в России и после Октябрьской революции. В этот период их выпускали преимущественно частные и кооперативные издательства, в том числе "Алконост" (1918-1923), "Геликон" (1918-1923), "Петрополис" (1918-1924), "Аквилон" (1921-1924) и др. Последние три издательства специализировались на выпуске малотиражных любительских изданий. Так, например, отношение к книге как произведению искусства было характерно для издательства "Аквилон", выпускавшего тиражом 500-1500 экземпляров преимущественно произведения классической литературы с иллюстрациями лучших художников того времени: А.Н.Бенуа, К.А. Сомова, М.В.Добужинского, Б.М.Кустодиева и др., часть тиража изданий печаталась на бумаге лучшего качества, нумеровалась или раскрашивалась от руки, некоторые экземпляры были именными. К лучшим изданиям "Аквилона" принадлежат "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина (1921) и "Тупейный художник" Н.С.Лескова с рисунками М.В.Добужинского, "Шесть стихотворений" Н.А.Некрасова с иллюстрациями Б.М.Кустодиева (1921), "Золотой жук" Э.По, иллюстрированный Д.И.Митрохиным (1922) и др.См.: Матышев А.А. 22 книги "Аквилона" // Книга. Исслед. и материалы. 1989. Сб. 57.

В 1918 году в лучшем полиграфическом предприятии того времени - типографии "Р.Голике и А.Вильборг" - тиражом 800 экземпляров была напечатана на французском языке "Книга маркизы" (Le Livre de Marquise. SPb, 1918. 194 P.). Она вышла в двух вариантах, один из которых - особенно фривольный - был предназначен "для немногих". Иллюстратором этого издания выступил К.А.Сомов.

Примером библиофильских изданий "Петрополиса" могут служить изящная книжка Анри де Ренье "Семь портретов" в переводе М.А.Кузмина с иллюстрациями Д.И.Митрохина (1921), выпущенная тиражом 327 экземпляров (25 - именных, раскрашенных от руки, 27 - с I по XXVII - именных нумерованных и 275 - с 1-го по 275-й - просто нумерованных) в обложке и издательском переплете; вышедший в том же году тиражом 1000 экземпляров (в том числе 60 - именных и 100 - нумерованных, не поступавших в продажу) сборник стихотворений А.Ахматовой "Подорожник", обложка, издательская марка и фронтиспис которого были созданы М.В.Добужинским и др.

В годы гражданской войны любопытные издания (преимущественно стихотворные произведения для детей) выпускала артель художников "Сегодня", созданная в Петрограде художницей В.М.Ермолаевой и просуществовавшая около полутора лет. Бывшие в ее составе художники - Н.И.Альтман, Ю.П.Анненков, Н.И.Любавина, Е.И.Турова и др. - стремились к максимальному единству текста и художественного оформления книги, создавая ее способом линогравюры и раскрашивая вручную. Печатались эти книги на грубой и плотной бумаге тиражом до 150 экземпляров, каждый из которых нумеровалсяСм.: Ковтун Е. Артель художников "Сегодня" // Детская литература. 1968. №4; Он же. Художница книги Вера Михайловна Ермолаева // Искусство книги. 1975. Вып. 8. С. 68-81..

Ряд библиофильских изданий выпустил Комитет популяризации художественных изданий (1920-1929), возникший на базе существовавшей ранее (с 1896 года) Общины Св. Евгении. Так, в 1923 году тиражом 1000 нумерованных экземпляров им была выпущена поэма A.C.Пушкина "Медный всадник" со знаменитыми иллюстрациями А.Н.Бенуа, созданными художником еще в начале XX века по заказу Кружка любителей русских изящных изданий и напечатанными ранее в журнале "Мир искусства" за 1904 год в гравюрах на дереве А.П.Остроумовой-Лебедевой. Впоследствии А.Н.Бенуа значительно переделал свои рисунки. В настоящем издании иллюстрации воспроизведены литографией, а само издание, отпечатанное еще в 1917 году в типографии И.Федорова (бывшей "Голике и Вильборг") под наблюдением известного полиграфиста B.И.Анисимова, отличается высоким качеством печати и художественно-полиграфического оформления; книга вышла в свет в издательской обложке и суперобложке.

Небольшими тиражами продолжали выпускаться издания библиофильской тематики, предназначенные для коллекционеров и собирателей. В 1918 году книжным кооперативом "Petropolis" тиражом 200 экземпляров в издательской обложке двух цветов (рыжеватой и темно-зеленой) была выпущена брошюра "Книжные знаки", одно из первых изданий советского времени по экслибрису, содержащее библиографию русского экслибриса и наклеенные на двадцать четыре листа книжные знаки членов кооператива; только половина тиража издания имеет экслибрис В.Я.Адарюкова. В 1921 году Госиздат тиражом 2050 экземпляров (2000 - на слоновой бумаге и 50 - на мелованной) выпустил в свет книгу старейшего русского полиграфиста В.А.Анисимова "Книжный переплет". Издание заключено в суперобложку и обложку, имеет цветные (в три краски: красную, зеленую и золотую) постраничные украшения - заставки, инициалы и концовки, заимствованные из старопечатных книг и исполненные художником А.Н.Лео. Иллюстрации с изображениями переплетов старинных книг помещены на отдельных листах в тексте книги и выполнены литографским и хромолитографским способом.

В 20-30-е годы выпуск библиофильских изданий начинают библиофильские общества и организации. Так, Русское общество друзей книги (1920-1929), самая крупная библиофильская организация книголюбов этого времени, за период своей деятельности выпустило в общей сложности 158 изданий, к оформлению которых привлекались крупные графики и талантливая молодежь из полиграфических учебных заведений. К редчайшим сегодня библиофильским изданиям Общества принадлежит первенец РОДК "Кантата" А.А.Сидорова, написанная в подражание "Певцу во стане русских воинов" В.А.Жуковского к первой годовщине Общества и вышедшая двумя изданиями в 1921 году (первое издание - тиражом 13 экземпляров, второе - 7). Она напечатана с ручного набора, исполненного в Академической типографии Петрограда известным историком искусства К.В.Тревером, впоследствии членом-корреспондентом АН СССР, и директором типографии И.А.Орбели, впоследствии академиком. Книга того же А.А.Сидорова "Новый отрывок из Дома сумасшедших А.Ф.Воейкова, 1920-V-1925" (1925) была издана в количестве 66 экземпляров без точек и запятых к пятилетнему юбилею РОДК. Тиражом 100 экземпляров (бесплатно, для членов Общества), на бумаге разных цветов (розовой, зеленой и голубой) была выпущена газета "Наша пятница N 365" (1928) и др. В 1929 году тиражом 500 экземпляров РОДК выпустил "Домик в Коломне" А.С.Пушкина с иллюстрациями В.А.Фаворского; экземпляр N 44 издания имеет автограф художникаО деятельности РОДК и его изданиях см.: Русское общество друзей книги (1920-1929): Библиогр. указатель / Под ред. и с предисл. О.Г.Ласунского. Воронеж, 1968..

Шестьдесят четыре издания выпустило Ленинградское общество библиофилов (ЛОБ, 1923-1930)Об изданиях ЛОБ см.: Библиография издания ЛОБ за 5 лет / Сост. С.А.Сельвинский. Херсон, 1929., однако его самым значительным вкладом в историю библиофильской литературы является изданный в 1929 году "Альманах библиофила", приуроченный к пятилетию существования ЛОБ. "Альманах" состоит из восемнадцати разнообразных статей (в том числе двух переводных) по истории и теории библиофильства, библиографии, искусству книги, написанных преимущественно членами Общества, и раздела "Хроника", содержащего обзор докладов, прочитанных членами Общества на его заседаниях в период с 1925 по 1928 год. В нем в отрывках опубликован знаменитый "Филобиблон" Ричарда де Бери, первое в мировой литературе библиофильское произведение (трактат о любви к книгам), написанное в 1345 году; полностью помещена повесть французского писателя и библиофила Ш.Нодье "Библиоман", положившая начало беллетристике подобного рода; серьезные статьи исследовательского характера А.М.Малеина, Н.Ю.Ульянинского, М.Н.Куфаева и др. Издание было выпущено типографией Академии художеств тиражом 300 экземпляров (44 именных, предназначенных для членов ЛОБ и не поступавших в продажу, и 256 нумерованных) и подготовлено в соответствии с лучшими традициями русских изящных изданий: на бумаге двух сортов (верже - все именные экземпляры и первые 156 нумерованных и белой обыкновенной), соответственно в переплетах двух видов - "ручной работы" и издательских: гобеленовых (с зеленой кожаной наклейкой на корешке, украшенной золотым тиснением), исполненных П.Соколовым, одним из лучших переплетчиков известной мастерской А.Шнеля в Петербурге, о чем свидетельствует личное клеймо переплетчика на внутренней стороне нижней крышки переплета, и цельно-коленкоровых, оформленных известным художником Л.С.Хижинским, членом ЛОБ; им же выполнены суперобложка, титульный лист, шмуцтитулы, издательская марка и другие книжные украшения сборника. Издание имеет 35 иллюстраций (в том числе 15 портретов), помещенных на отдельных листах. Кроме того, в именные экземпляры "Альманаха" был включен перевод статьи французского книголюба А.Кайюэ "Является ли женщина библиофилом?", в других экземплярах сборника взамен этой статьи помещен отчет М.Н.Куфаева "Библиофилия на международной выставке печати в 1928 г. в городе Кельне".

Ряд библиофильских изданий (самостоятельных или как небольшая часть тиража издания) выпустила "Academia", одно из крупнейших литературно-художественных издательств 30-40-х годов. Среди них "Декамерон" Бокаччо (Л., 1928), отпечатанный тиражом 360 экземпляров на особой бумаге в шелковых переплетах с золотым обрезом; сборник стихотворений М.А.Кузмина "Новый Гуль" с иллюстрациями Д.И.Митрохина (Л., 1924), вышедший тиражом 1000 экземпляров (в том числе 950 нумерованных и 50 именных); юбилейное издание М.Горького "Стихи и легенды" с оригинальными офортами С.М.Шор (из тиража 3315 экземпляров - 15 именных, с девятью офортами и 300 нумерованных, с одним офортом); дополнительно, "на правах рукописи" была напечатана "Ночь 584" к пятому тому "Книги тысячи и одной ночи" (М.; Л., 1929-1939; Т. 1-8), вложенная в 150 экземпляров издания из 153000, и т.д.)По нашим подсчетам из общего числа изданий, выпущенных "Academia" (741), библиофильскими являются восемь (см.: "Academia": 1922-1937. Выставка издании и книжной графики. М., 1980)..

Библиофильские издания выпускало акционерное общество "Международная книга" (существует с 1923 года). Среди них малоформатное издание "Станционного смотрителя" А.С.Пушкина (М., 1934), вышедшее тиражом 800 нумерованных экземпляров в издательском переплете и суперобложке с иллюстрациями М.В.Добужинского.

Специалисту антикварной книги следует знать о том, что часто к библиофильским относят и издания, которые в качестве таковых изначально не планировались, а потому так или иначе не подходят под приведенное выше определение.

В отличие от первых - собственно библиофильских изданий, назовем их условно библиофильскими.

В первую очередь это касается особо художественных изданий, которые представляют собой своеобразные шедевры книжного оформления. Примером подобного рода изданий могут служить уже упоминавшиеся "Басни И.Крылова" (СПб., 1855). К этой группе с полным правом можно отнести некоторые книги издательства "Academia", выпущенные в серии "Художественные издания", в том числе "Евгений Онегин" А.С.Пушкина с прекрасными иллюстрациями Н.В.Кузьмина (М.; Л., 1933), воспроизведенными штриховыми клише в тексте и на полях и напоминающими рисунки самого Пушкина на полях рукописи; "Слово о полку Игореве", оформленное палехским мастером И.И.Голиковым (М., 1934; тираж 3300 экз.) - с иллюстрациями иконописного характера и орнаментикой древнерусских рукописных книг, написанным кириллицей и воспроизведенным фотолитографией текстом; им же были сделаны рисунки для переплета и форзаца.

Трудности первых послереволюционных лет, нехватка бумаги в стране, отсутствие необходимой полиграфической базы вызвали к жизни совершенно новый, неизвестный ранее тип библиофильских изданий - полукустарных, изготовленных не типографскими, а старыми ручными методами: литографией, гектографией, стеклографией, трафаретом и т.п., и даже просто написанными от руки. Такие "издания" выпускались преимущественно многочисленными литературными объединениями, кружками, клубами, отдельными писателями. Так, в 1919-1921 годах Московская лавка писателей выпустила около 250 рукописных книжек-автографов 33 авторов (поэтов, беллетристов, историков искусства), представлявших собой маленькую самодельную тетрадку в обложке, обычно украшенную собственноручным рисунком автора. Такие книжки изготовлялись для узкого круга любителей и коллекционеров в одном-двух, самое большое - семи экземплярах, писались или печатались на простой серой бумаге, бристольском картоне, оберточной бумаге, пергамене, бересте, обоях, неразрезанных листах советских денег - вплоть до тысячного билета, мешочном холсте и т.п., и даже на осиновом поленце; продавались книги по очень высокой цене.

К изданиям подобного рода относятся и авторские издания футуристов, в первую очередь А.Е.Крученых, поэта, теоретика и своеобразного летописца футуризма, автора и редактора многих книг, большинство из которых было издано тиражом 100-150 нумерованных экземпляров и иллюстрировано известными художниками, в том числе Н.С.Гончаровой, М.Ф.Ларионовьм, О.В.Розановой, А.М.Родченко, К.С.Малевичем, К.Кульбиным и др. Одним из интереснейших изданий является "Игра в аду" А.Е.Крученых и В.В.Хлебникова с иллюстрациями Н.С.Гончаровой. К наиболее редким изданиям этого типа принадлежит "Лакированное трико" А.Е,Крученых, изданное в Тифлисе в 1919 году, литографированное издание "Неизданный Хлебников" - 24 тетрадки, выпущенные "Группой друзей Хлебникова" и переписанные для стеклографа А.Веселым, Ю.Олешей, Б.Пастернаком, М.Пустыниным и др.

Условно библиофильскими можно считать и многие факсимильные издания, особенно дореволюционного периода. Они "копировали" наиболее редкие и уникальные в художественном отношении рукописи, печатные книги и продавались по цене, недоступной для массового покупателя.

К условно библиофильским относятся и многочисленные издания самих библиофилов, которые можно разделить на три основные группы.

К первой группе относятся переиздания редких книг, осуществленные самими библиофилами. В истории издательского дела хорошо известны переиздания ставших библиографической редкостью сразу же после их выхода в свет сатирических журналов XVIII века "Поденщина", "Пустомеля" и "Кошелек" известного библиографа и библиофила A.Н.Афанасьева (М., 1858); многочисленные издания П.А.Ефремова, среди которых выделяются новиковские журналы "Живописец" (СПб., 1864) и "Трутень" (СПб., 1865), а также "Материалы для истории русской литературы" (СПб., 1867) с включенным в них "Опытом исторического словаря о российских писателях" Н.И.Новикова, и радищевское "Путешествие из Петербурга в Москву" (СПб., 1872), уничтоженное цензурой уже в 1873 году в количестве I960 экземпляров из двухтысячного тиража "посредством обращения в массу"; издания библиографа и библиофила П.А.Картавова, в первую очередь "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева (1903), немедленно после выхода в свет уничтоженное цензурой, и др. При этом внешний облик книги часто отходил на второй план, зато ее содержанию уделялось особенное внимание.

Ко второй группе относятся издания разнообразной и богатой по содержанию литературы библиофильской тематики, получившие распространение в России со второй половины XIX века. К изданиям этого типа относится прежде всего книга Г.Н.Геннади "Русские книжные редкости" (СПб., 1872), ставшая, по словам П.Н.Беркова, "своего рода кораном русских библиофилов конца XIX - начала XX века", родоначальницей многочисленных книготорговых указателей и каталогов редких книг, появившихся затем в большом количестве: И.М.Остроглазова, А.Е.Бурцева, Я.Ф.Березина-Ширяева, Ю.Ю.Битовта и др.

Третья группа включает издания, сделанные руками самих библиофилов или по их просьбе и им принадлежавшие, в том числе с их экслибрисами, автографами, пометами на полях, во владельческих переплетах и т.п., и потому представляющие несомненный интерес для собирателей и коллекционеров. Среди этой группы изданий в первую очередь следует выделить конволюты П.А.Ефремова. Варварски относясь к книгам с точки зрения их издательской целостности, он оставлял от издания, наиболее совершенного по тексту, только нужные ему части и добавлял к ним материал (текстовой, иллюстративный и пр.) из других книг, переплетая в одну книгу иногда по 10, 20 или 30 различных частей из разных изданий. До сих пор по полноте все собранные о том или другом писателе ефремовские экземпляры могут считаться исключительными и являются мечтой для библиофилов и собирателей. Таковы, например, известные конволюты Ефремова, посвященные И.А.Крылову, с совершенно неизвестными первыми публикациями его басен (хранится в библиотеке В.Г.Лидина), А.В.Кольцову, в который вплетено все, начиная от редчайшего первого издания до неизвестных статей и брошюр о нем самом (хранится в библиотеке профессора И.Н.Розанова) и др.

К этой группе можно отнести и всевозможные издания, приуроченные к юбилейным датам библиофилов. Примером подобного рода изданий может служить брошюра "К 50-летию книгопродавческой деятельности А.А.Астапова: 1862 - 22 октября 1912", изданная библиографом и книголюбом Л.Э.Бухгеймом с примечаниями П.К.Симони в 1918 году тиражом 99 экземпляров "не для продажи".

Сегодня в практике букинистической торговли библиофильскими часто называют издания конкретного издателя, издательства, типографии, вышедшие в конкретный исторический период и являющиеся объектом библиофильского, коллекционерского спроса. Расширение последнего, его своеобразие, свойственное каждой исторической эпохе, привело к тому, что библиофильскими считаются издания П.П.Бекетова (1801-1812; 1821-1824), выпустившего в общей сложности около ста изданий преимущественно произведений художественной литературы в безукоризненном внешнем оформлении, А.Плюшара, типография и словолитня которого считались лучшими в Петербурге в 30-е годы XIX века. Последний выпустил много богато иллюстрированных и художественных изданий, в том числе "Живописное путешествие от Москвы до китайской границы" (СПб., 1819), одно из самых красивых изданий начала века с тридцатью великолепными, раскрашенными от руки гравюрами художника А.Е.Мартынова, серию гравированных и литографированных альбомов с видами столицы (1820-1827) и др.

К библиофильским изданиям, учитывая их редкость и имея в виду характер и объем спроса на эти издания, сегодня часто причисляют и малоформатные, изящно оформленные литературные альманахи пушкинской поры, и некоторые (особенно миниатюрные и малоформатные) издания Экспедиции заготовления государственных бумаг, а из книг более позднего времени - неповторимые издания начала XX века, многие из которых были созданы художниками объединения "Мир искусства", изящные издания "Academia", создавшей новый стиль художественно-полиграфического оформления книги.

Таким образом, понятие "библиофильское издание" во многом формирует время, вкусы, мода и пр., - это необходимо чутко улавливать специалисту букинистической торговли. "Библиофильский" подход к изданию есть, по сути дела, изучение и выявление его товарных свойств и качеств, и в первую очередь перцептивных и индивидуальных, отличающих это издание от массы ему подобных.

Источником для изучения библиофильских изданий является вся богатая и разнообразная литература о книге, и прежде всего различные каталоги: издательств, книготорговцев, библиофилов, указатели редких книг, сводные каталоги русской книги, а также мемуары выдающихся антикваров прошлого, многочисленные произведенияБиблиотека Д.В.Ульянинского: Библиогр. описание. Т. 1-3. М., 1912-1915; Ульянинский Д.В. Среди книг и их друзей. М., 1979; Смирнов-Сокольский Н.П. Моя библиотека: Библиогр. описание. Т. 1-2. М., 1969; Он же. Рассказы о книгах. М., 1977; Берков П.Н. История советского библиофильства (1917-1967). М., 1971 и др. библиофильской литературы. Целесообразно не только систематически изучать подобную литературу, но и самостоятельно фиксировать и тщательно описывать все попадающие в руки библиофильские издания или их отдельные экземпляры.


© Институт открытого образования МГУП