В начало учебникаОглавление Заключение Информация об изданииОб изданииСписки иллюстраций и терминовАвторы издания Глава 3.2

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЭВРИСТИКА

 

Глава 4. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССУ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА

 

В ходе практической реализации информационного поиска библиограф должен всегда руководствоваться следующим ленинским положением: "Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и "опосредствования". Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения"Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 290. .

В первую очередь следует четко определить основные этапы информационного поиска и особенности каждого из них. В самом общем виде процесс информационного поиска можно разделить на следующие этапы: 1) формулирование задачи поиска; 2) разработка рабочей программы поиска; 3) реализация поиска и 4) оформление результатов поиска.

Формулирование задачи поиска обусловлено соответствующей задачей библиографирования или библиографического обслуживания. По существу - это краткое определение темы (содержания) библиографической работы. Формулирование задачи может быть выполнено: 1) в виде элементарной тематической рубрики; 2) в виде плана (тезисов, рубрикатора); 3) в виде аннотации.

Формулирование задачи поиска позволяет определить область и особенности используемой литературы, облегчить составление программы поиска. Последняя должна максимально развернуть и конкретизировать поставленную задачу, определяя: объект, виды и методы, возможные направления (маршруты), необходимые ограничения поиска - тематические, хронологические, языковые, жанровые и т.п., возможные объективные и субъективные затруднения, степень полноты, форму представления результатов поиска.

В качестве примера составим рабочую программу поиска применительно к такой теме, как "Ленинская методика работы с книгой".

1. Объект поиска - а) определяем основные области общественной деятельности (науки), объектом и результатом изучения которых является эта тема: книговедение, информатика, библиотековедение, библиографоведение, педагогика и т.п.; б) определяем основные издающие организации, выпускающие литературу по данной теме: Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Институт научной информации по общественным наукам, издательства - Политиздат, "Книга", "Педагогика", "Высшая школа", Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина, Всесоюзная книжная палата, Информпечать и другие.

2. Виды и методы поиска - библиографический поиск (поиск литературы вопроса), все возможные методы библиографической эвристики.

3. Возможные направления (маршруты) поиска - своего рода "рецепт", отражающий последовательность обращения к тому или иному объекту поиска: а) определяем основные библиографические пособия, в которых может быть отражена интересующая нас литература и которые выпускают указанные выше организации - например, ежегодник "Библиография советской библиографии", сводные каталоги и тематические планы выпуска этих учреждений и т.п.; б) устанавливаем основные периодические и продолжающиеся издания указанных организаций, в которых могут быть опубликованы статьи и библиографические материалы по нашей теме; в) устанавливаем круг основных справочно-энциклопедических изданий, в которых могут быть интересующие нас материалы, - БСЭ, Справочные тома к Полному собранию сочинений В.И. Ленина: В 2-х ч. М., 1969-1970 и т.д.; г) наконец, путем изучения и отбора материалов составляем список литературы.

4. Необходимые ограничения поиска - только статьи и монографии на русском языке, выпущенные центральными издательствами нашей страны за последние 10 лет.

5. Форма представления результатов - аннотированный список литературы по заданной теме, причем аннотации преимущественно аналитического характера, с указанием наиболее примечательных фактов, разделов, фрагментов и страниц изученной и отобранной литературы вопроса, т.е. с максимальным приближением к последующей возможной стадии фактографического поиска по теме.

В процессе реализации информационного поиска следует руководствоваться рядом общих методических рекомендаций. Так, характер поиска всецело определяется содержанием поставленной задачи. И в этом отношении важно различать, что сначала поиск как бы привязан к теме и к цели детальной, всесторонней разработки ее плана, когда особенно необходим широкий охват информационных источников, литературы. Следовательно, сначала в большей мере используется библиографический и документальный виды поиска. И лишь затем информационный поиск конкретизируется, ограничивается непосредственным содержанием решаемой библиографической задачи - библиографирования или библиографического обслуживания. На этом этапе преобладает уже фактографический поиск. В то же время, на протяжении всего процесса информационного поиска следует сочетать различные виды и методы поиска в двух основных направлениях: с одной стороны, от общих библиографических пособий к отдельным источникам и содержащимся в них фактам, а с другой - от отдельных фактов и источников к общим библиографическим пособиям.

В каждом конкретном случае важно четко определить исходную координатную точку поиска в системе информационного обеспечения (источниковедения). Например, предпочтительнее вести поиск в обратном хронологическом порядке, т. е. с новых пособий и источников, по необходимости последовательно углубляясь в историю. Или начинать с того, что уже известно, имеется под руками или легко доступно, т.е. с домашней библиотеки (картотеки), библиотеки по месту работы или жительства. И лишь затем - обращаться в другие библиотеки, информационные центры. Следует соблюдать также строгую последовательность в восхождении от исходных точек и материалов. С одной стороны, нужно идти от общего к частному и наоборот, а с другой - сочетать полноту и глубину поиска с выбором наиболее существенных, значимых информационных источников.

Необходимо шире использовать в процессе информационного поиска те возможности, которые предоставляет действующая в нашей стране система информационного обслуживания и в первую очередь: межбиблиотечный абонемент, систему магазинов "Книга - почтой", подписные информационные издания, консультации, и возможность получить копив источника, квалифицированный ответ библиотек и органов информации на информационные запросы. Наиболее перспективной считается такая форма информационного обслуживания, как система избирательного распространения информации (ИРИ), осуществляемая с помощью ЭВМ.

При информационном поиске следует особо учитывать специфику различных типов и видов литературы и изданий. Это дает не только нужный ориентир в определении границ и объема поиска, но и позволяет выявить наиболее важные пособия и источники для первоначального изучения.

Система основных пособий и источников, необходимых для поиска литературы, может быть представлена в следующем виде.

I. Издания библиографической информации второй степени: государственной библиографии второй степени; ретроспективные указатели второй степени, выпускаемые органами НТИ, издательствами.

II. Издания библиографии (первой степени): государственной библиографии; научно-вспомогательной библиографии; рекомендательной библиографии; сводные тематические, ретроспективные и другие виды изданий каталогов библиотек, издательств, книжного репертуара; издательско-книготорговой библиографии.

III. Издания реферативной информации: реферативные журналы и сборники; критико-библиографические периодические и продолжающиеся издания, отделы критики и библиографии в специальной и массовой периодике.

IV. Издания обзорной информации: органов НТИ и специализированных издательств, обзорные статьи в специальной периодике; обзоры рекомендательного характера, обзорные статьи в массовой периодике.

V. Справочные издания: биобиблиографические словари универсального характера; биобиблиографические словари отраслевого характера;

биобиблиографические словари краеведческого характера; энциклопедии универсального характера; справочники различного характера.

VI. Периодические и продолжающиеся издания: универсального академического уровня; специального и ведомственного характера; массового и популярного характера.

VII. Тематические сборники: специальные (научно-технические); учебные сборники и книги для чтения; массовые (научно-популярные).

VIII. Монографические издания: научные монографии; учебники и учебные пособия для вузов; популярные монографии.

IX. Собрания сочинений, избранные собрания сочинений: научные (академические); массовые.

X. Книжные серии: научные; учебно-педагогические; популярные.

Особое внимание нужно обратить на наличие по теме поиска реферативных, обзорных, справочно-энциклопедических изданий. Именно в этих изданиях концентрируется и обобщается содержание большого количества источников, отражается самая новая и ценная информация. Подчас только обращения к таким источникам достаточно, чтобы оперативно и качественно решить искомую задачу.

Каждый библиограф в процессе своей работы обязан определить для себя оптимальный круг поискового чтения, т.е. тот минимум информационно-библиографических, справочных, периодических и продолжающихся изданий, систематически обращаясь к которым, он может быть всегда в курсе интересующих его проблем и которые при необходимости он может привлечь для решения той или иной конкретной задачи информационного поиска. Кроме того, следует постоянно с учетом текущей и перспективной проблематики формировать и совершенствовать свой служебный или домашний фонд информационного обеспечения, т.е. иметь у себя под руками как необходимые пособия и источники, так и самостоятельно составленные различного рода картотеки, конспекты, досье и т.п., что особенно важно.

В любом случае, только при систематическом и целенаправленном изучении, знании и умении рационально применять действующую в нашей стране систему информационного обеспечения библиограф может быть твердо уверен в эффективности и качестве своей работы.

 


© Центр дистанционного образования МГУП, 2001