|
Культурно-исторически
понятие "библиография" возникает на определенном этапе становления информационной
деятельности, когда осознается необходимость в целенаправленном развитии
этой важнейшей сферы общественной деятельности, культуры. В наше время
мы можем с полной определенностью говорить о четырех основных периодах
в истории библиографии: I период - возникновение в Древней Греции библиографии
(V в. до н.э.) как книгописания, как труда книгописца ("библиографа");
II период - возникновение библиографии (XVII-XVIII вв.) как обобщающей
науки о книге и книжном деле (информационной деятельности) и как особого
литературного жанра; III период - возникновение библиографии (конец XIX
- начало XX в.) как особой науки книговедческого (информационного) цикла;
IV период (современный) - осознание библиографии как особой области книжного
(информационного) дела со своей специфической дисциплиной - библиографоведением.
В разработку происхождения и истории развития библиографии
за рубежом свой вклад внесли и отечественные ученые, особенно А.Н.Деревицкий, А.И.Малеин, А.Г.Фомин, М.Н.Куфаев и К.Р.Симон.
Первый период, как установил в начале XX в. наш
соотечественник А.И.Малеин, связан с появлением и функционированием самого
слова "библиография" в Древней Греции в V в. до н.э. Основным значением
этого слова было "не книгоОПИСАНИЕ, а книгоПИСАНИЕ, т.е. создание или
распространение книги при помощи единственно доступного древности способа
для этого - писания или переписки" [Малеин А.И. О термине "библиография"//Библиогр.
листы Рус. библиолог. о-ва. 1922. Л. 1 (янв.). С. 2-3]. Другими словами,
библиография с самого начала своего появления обозначала то, что мы теперь
называем "книжное дело", или шире - "информационная деятельность".
Второй период связан с формированием в Европе XVII
в. системы наук, которая существует с некоторыми изменениями и дополнениями
до сих пор. Слово "библиография" наряду с другими - библиология, библиософия,
библиономия, библиогнозия и т.п. - стало обозначать науку о книге (книжном
деле, информационной деятельности). Как считает К.Р.Симон, слово "библиография"
могло быть или заимствовано из уже имеющегося опыта, или придумано заново
по образцу аналогичных названий наук (например, география). Пальма первенства
в этом вопросе принадлежит французским ученым. Именно во французской интерпретации
библиография как наука появилась в России начала XIX в.
Здесь следует заметить, что русские ученые не просто заимствовали
основы библиографической науки, но, опираясь на свой многовековой исторический
опыт, привнесли много оригинального. И приходится лишь только сожалеть,
что многие достижения истории отечественной библиографии или недостаточно
изучены, или просто игнорируются в угоду самостийным, псевдонаучным построениям.
Особое новаторство русской библиографии проявилось в следующий
третий период ее развития в начале XX в. Русские библиографы в
своих научных разработках шли теперь вровень с западноевропейскими и,
значит, всего мира. Достаточно сослаться на российское участие в работе
Международного библиографического института в Брюсселе, на созвучность
идей Н.М.Лисовского, А.М.Ловягина и Н.А.Рубакина с идеями П. Отле (одного из основателей
названного института). Более того, наши ученые во многих отношениях, особенно
теоретических, опережали зарубежных исследователей.
Самое главное из отечественных достижений рассматриваемого
периода состоит в том, что была осознана специфическая роль библиографии
как деятельности в более широкой системе информационной деятельности (книжного
дела, документации), а библиографии как науки - в системе книговедения
(документоведения, информатики и т.п.). В частности, стало изживать себя
пресловутое сведение библиографии к книгоописанию. Особенно этому способствовала
трактовка так называемых видов библиографии, предложенная Н.А.Рубакиным,
а затем Н.В.Здобновым. Методологически
это было показано в работах А.М.Ловягина, которые до сих
пор замалчиваются - или нарочито, или по незнанию. А он развивал среди
многих других следующие две, можно сказать, выдающиеся идеи. Первая касается
определения библиографии (книговедения) как науки об общении людей, т.е.
о книжном деле, информационной деятельности, коммуникации. Вторая связана
с использованием и конкретизацией применительно к задачам библиографии
такого диалектического метода, как восхождение от абстрактного к конкретному.
В противоположность технократическому подходу Н.М.Лисовского ("книгопроизводство
- книгораспространение - книгоописание, или библиография") А.М.Ловягин
трактовал информационное общение как восхождение, как методологическую
редукцию от описания к анализу, а от него к синтезу (вспомним гегелевскую
формулу "тезис - антитезис - синтез"). Причем библиография занимает здесь
срединное положение, так как синтез ее результатов, вознесение их на общекультурный
уровень возможны только через посредство методологии более общей науки
- книговедения (или возможной теперь более широкой науки об информационной
деятельности). И срединное, центральное место библиографии здесь нельзя
считать случайным, так как информационное общение - это диалектический
процесс с обратной связью, когда, согласно воззрениям того же А.М.Ловягина,
требуется постоянное оживление - по себе мертвой - бумажной культуры,
т.е. внедрение на каждом диалектическом витке информационной деятельности
всего самого ценного, социально значимого в культурно-историческом развитии
общества. В этой связи примечательно, что П. Отле в своих теоретических
построениях пошел еще дальше, считая библиографию метанаукой по отношению
к документации, т.е. системе всех наук информационно-коммуникативного
цикла.
Поистине, третий период в развитии библиографии был ее
золотым веком. К сожалению, мы до сих пор недостаточно используем его
новации. А между тем идеи А.М.Ловягина и Н.А.Рубакина получили свое
дальнейшее развитие в работах М.Н.Куфаева, но и его творческое
наследие в должной мере не изучено и не используется.
Переживаемый нами современный, четвертый по счету,
период в развитии библиографии берет свое начало примерно в 60-е годы,
когда началась очередная научно-техническая революция, связанная с внедрением
новой информационной технологии (компьютеризации), и бурно формировались
такие новые научные направления, как кибернетика, теория информации, информатика,
семиотика и т.д. Более глубоко были обоснованы и новые научные принципы,
например, деятельности и системности. Именно в соответствии с принципом
деятельности по-новому стали трактовать типовую структуру и человеческой
деятельности вообще, и книжного дела (информационной деятельности) в частности,
где библиография, как мы уже отмечали, соотносима с такой неотъемлемой
составляющей любого вида общественной деятельности, как управление, точнее
- информационное управление.
Именно на современном этапе и только в нашей стране было
введено новое понятие для обозначения науки о библиографии - "библиографоведение".
Впервые оно было предложено в 1948 г. И.Г.Марковым, который, правда,
понимал библиографию и науку о ней излишне узко и прагматически: "Библиография
- это указатели и справочники, которые имеют своим объектом книги, а библиографическая
наука - это теория создания, оформления и использования библиографических
указателей" [О предмете и методе библиографии//Тр./Моск. гос. библ. ин-т.
1948. Вып. 4. С. 110]. Новое обозначение библиографической науки вошло
в ГОСТ 16448-70 "Библиография. Термины и определения", также внедренный
впервые в мировой практике. Затем термин "библиографоведение" был повторен
в новой редакции указанного нормативного документа - ГОСТ 7.0-77. Но,
к сожалению, новое название библиографической науки отсутствовало в новой
редакции - ГОСТ 7.0-84. Зато, как мы знаем, вышел первый вузовский учебник
под таким названием: "Библиографоведение. Общий курс".
Возможны новые дискуссии и подходы. Важно подчеркнуть,
что придание библиографии управленческой функции в качестве специфической
для ее общественной роли в информационной деятельности просматривается
как определяющая тенденция на протяжении всей ее истории в нашей стране
( В.Г.Анастасевич, М.Л.Михайлов, А.Н.Соловьев). Но почему-то
этому до сих пор придается мало значения, это просто не учитывают в предлагаемых
сейчас концептуальных построениях библиографии и науки о ней. Но другой
альтернативы нет. Более того, именно функция информационного управления
отличает как прошлую, так и современную практику библиографии. Например,
задача "руководства чтением" начертана на знамени одного из функциональных
направлений библиографии - рекомендательной. Библиографическая подсистема
с определяющей функцией управления характерна, как мы уже отмечали, для
аппарата традиционной книги, более того, становится специфической частью
современных автоматизированных информационных систем (АИС) - всякого рода
ИПС, БД, БЗ, ЭС, ИИ и т.п.
Таким образом, на основе констатации особенностей возникновения
и развития библиографии и библиографоведения можно считать, что определяющей
сущностью этой специфической отрасли информационной деятельности является
информационное управление.
|