В начало учебникаОглавлениеГлава 9.1Глава 8.1Информация об изданииОб изданииСписки иллюстраций и терминовАвторы издания

 

ИСТОРИЯ КНИГИ

 

Глава 8. КНИГА В ЭПОХУ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ И В ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVII-XVIII)

8.2 КНИГА В ЕВРОПЕ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ В XVIII ВЕКЕ

 

XVIII век - время торжества идей буржуазно-демократических революций, победы капиталистических отношений в социальной и экономической сферах жизни стран Европы и Северной Америки. Непременным условием общественного развития стали свобода информации, доступность образования для всех, в том числе и для широких масс потребителей. Эпоха требовала опережающего развития науки, техники, практических знаний. Для реализации этих исторических условий была необходима книга технологически совершенная по исполнению и универсальная по содержанию.Отрасли деятельности, непосредственно связанные с книгой, в частности, с книгопроизводством и книгораспространением, начинают играть все более решающую роль в истории человечества.

В 1793 г. Конвент революционной Франции, провозгласив литературный труд высшим интеллектуальным благом, объявил "священным и непрекосновенным право каждого гражданина сочинить, издать, распространить, наконец, приобрести любую книгу."Neret J.A. Histoire illustree de la librairie…Paris,112. Не следует , однако, полагать, что крушение феодальных порядков автоматически приводило к абсолютной свободе печати. На деле тот же Конвент, затем диктатура первого консула, а впоследствии императора Наполеона Бонапарта и других правительств Франции разных политических направлений приняли ряд жестких мер и законодательных актов, направленных на ограничение свободы печати.

В начале XVIII века на книжном рынке господствовали аристократические книги, в моде была легкомысленная чувственность, пристрастие к разнообразным "красивостям", вычурности, манерности. В оформлении этих изданий преобладал стиль рококо. Издатели любили выпускать книги миниатюрные, причудливо обрезанные в виде овала, цветка, сердечка и т. д. Все это были книги эротического или сентиментального содержания. Роскошь издания и крошечные тиражи делали эти книги очень дорогими.

Характерной особенностью содержания аристократических книг был так называемый евфуизм - термин, произошедший от названия модного в то время романа Дж. Лили "Эвфуэс, или Анатомия ума". Это искусственный, манерный, перегруженный выспренными сравнениями, метафорами и прочими литературными украшениями язык салонов.

В XVIII веке появились альманахи - небольшие сборники карманного формата , содержавшие различные сообщения, статьи, очерки, стихотворения. Были альманахи, состоявшие из галантных анекдотов и новелл для чтения в модных салонах, но были и сборники революционных статей. Постепенно некоторые альманахи стали выходить в свет периодически и превратились в то что мы называем журнал.

Просветительская книга ее авторами и создателями была принципиально посвящена темам будничным, житейским, а в научных и технических изданиях - наукам "прикладным": ремеслу , технологии, ручному труду.

Художественные произведения просветителей - повести и драмы Вольтера, Гете, романы Руссо, трагедии Шекспира, комедии Бомарше - были насыщены демократическим духом. Эти издания сохранили тщательность подготовки и совершенство оформления книги XVII века, отбросив ее пышность и вычурность. В благородной простоте пропорций нашел выражение классицизм - стиль, стремившийся подражать законам античного искусства.

Книга просветителей была более доступной и дешевой, чем аристократическая. Для облегчения возможности приобретать капитальные, многотомные сочинения и серии, издатели XVIII века ввели в обиход подписные издания.

Агитационная литература в основном состояла из малообъемных и малоформатных изданий, приспособленным к бесцензурным и даже нелегальным способам распространения. XVIII век иногда так и называют: век брошюры и листовки. Писатели-просветители в своих объемных изданиях вынуждены были пользоваться так называемым эзоповым языком, чтобы уберечь книги от цензуры. Создатели же брошюр и листовок, наоборот, вырабатывали стиль емкий и простой, понятный и малограмотному читателю.

В Англии особое распространение получили памфлеты - остросатирические очерки обличительного типа, названные так по имени одного из авторов - парламентария лорда Памфлета (1668 г.). Знаменитейшим из памфлетов был роман Дж. Свифта "Путешествие Лемюэля Гулливера" (1727 г.), воспринимавшийся как сатира на высшее английское общество.

Большую роль в развитии книги эпохи Просвещения сыграли энциклопедии. Энциклопедия означает систематизированный свод знаний. Тип энциклопедических изданий оказался очень популярным в условиях Просвещения. Первое издание под этим названием известно с 1620 г. (Нидерланды). Наибольший успех имело издание Дидро и Д,Аламбера, предпринимавшееся в 1751 - 1780 гг. под названием "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел".Энциклопедия имела девиз: "Всякая власть, основанная на насилии, насилием же и свергается"Дидро Д. Сочинения. Т. 7. М., 1991. С. 31..В подготовке издания принимали участие ученые, писатели, инженеры, путешественники Франции и других стран. Читателей привлекали многочисленные приложения, где наглядно показывалась технология различных производств, инструменты и способы их изготовления, раскрывались практические стороны знания. Статьи, посвященные книге ("книгопечатание", "книжная торговля"), были написаны самим Дидро. Реакционеры встретили в штыки замечательное начинание энциклопедистов, нападки цензуры заставили Д, Аламбера отойти от издания, и Дидро хотел прекратить его, возвратив аванс подписчикам. Но подписчики отказались принимать деньги, при их поддержке и сочувствии общественности издание было закончено. В нем всего 28 томов, из которых 11 занимают иллюстрации (гравюры).

Энциклопедии получили распространение во всех странах. В 1772 г. начала выходить Британская энциклопедия в Лондоне, а с начала XIX столетия энциклопедии выходят в Германии, Испании, России.

Опыт книгоиздания европейских стран был положен в основу развития книги на Северо-Американском континенте. Годы войны за независимость (1775 - 1783) и становление буржуазно-демократической республики отразились на характере издаваемых книг. Среди изданий, которые рассматриваются как памятники национальной истории, - "Декларация независимости" (1776) , написанная Т. Джефферсоном, политический памфлет Т. Пейна "Здравый смысл" (1776), его же "Права человека" (1791), признанный манифестом американской демократии.

Видную роль в развитии американской книги сыграл Бенджамин Франклин (1706 - 1790). Самоучка, типографский рабочий, благодаря упорному труду и незаурядным способностям он пробил себе дорогу в жизни и стал виднейшим политическим деятелем - одним из создателей Соединенных Штатов Америки. Наряду с политической и просветительской деятельностью Б. Франклин занимался наукой и изобрел громоотвод, что позволило А. Радищеву написать о нем: "Б. Франклин исторгнул молнию с неба и скипетр у тирана". Его "Автобиография" (1775), оставшаяся незавершенной, провозгласила идеал человека, свободного от рабства и наделенного неотъемлемыми правами.

В 1728 г. Франклин открыл в г. Филадельфии типографию, затем при ней книжный магазин и первую в Америке публичную библиотеку. Он не стремился превратить свои предприятия в дело наживы и заявлял, что основная его цель - дело просвещения. Франклин издавал одну из первых американских газет, а в период с 1732 по 1758 гг. получивший широкую известность сборник "Альманах бедного Ричарда". Многочисленные конкуренты и политические противники отнеслись к его начинанию враждебно, и он вынужден был передать дело своим ученикам и партнерам.

Развитие книжной торговли в Америке шло традиционным путем - через книжные лавки. Начиная с 1713 г. стали проводиться книжные аукционы, получившие широкое распространение. До 1800 г. было проведено 865 аукционов книг.

В течение нескольких столетий печатный станок безупречно служил человечеству, пока не настало время, когда, по словам О. Де Бальзака, "прожорливые механические станки в наши дни вытеснил из памяти тот механизм, которому мы обязаны прекрасными изданиями Эльзевиров, Плантенов, Альдов и Дидо". Важным шагом на пути прогресса явилось введение стереотипии - изготовления копий набора с целью получения неограниченного числа оттисков с них. Шероховатость и грубость книжной бумаги XVIII века, с одной стороны, и мягкость, податливость типографского сплава - с другой , не позволяли получать с одной печатной формы более 300-400 экземпляров оттисков. Набор быстро "уставал", как говорят полиграфисты, поэтому его приходилось изготовлять заново.

Получение матриц с выгравированных литер или изображения было в принципе известно современникам Гутенберга, оно было положено в основу шрифтолитейного дела. Но изготовление матриц с металлического набора или клише в целом сначала из прессованной бумаги (картона), а потом и металла технологически оформилось только в XVIII веке. С готовых матриц получалось практически сколько угодно отливок (стереотипов) печатной формы.

Первые опыты изготовления стереотипов связаны с именами европейцев - голландца Иоганна Мюллера и шотландца Уильяма Геда, а также француза Фирмена Дидо.

Не менее важное значение имела и типометрия. Типометрия как система единых измерений шрифта, формата, объема родилась не сразу. Еще около 1500 г. венецианские издатели Альды, установив систему форматов книжного издания, кратную двум, сделали первый шаг в этом направлении. В 1737 г. типограф и словолитчик Пьер Фурнье в Париже предложил систему измерений шрифта, при которой единицей является "пункт" (точка), одна семьдесят вторая часть французского "королевского дюйма" (в переводе на современные мерки - 0,376 мм.). Это изобретение было подхвачено книготорговцем Фирменом Дидо и его родственниками, которые и разработали типометрию как основу стандартизации в полиграфии. 12 пунктов составляли 1 цицеро, 4 цицеро - 1 квадрат. Таким образом, в квадрате оказывалось 48 пунктов. Введение и широкое распространение стереотипии и типометрии одновременно с появлением цельнометаллического печатного стана, который изобрел англичанин Ч.Стенхоуп в1800 г., на фоне общей демократизации печати и установления правовых норм книгопечатания и книгораспространения в странах, где победили буржуазные отношения , явились прологом к дальнейшему развитию книги в Новое время.

 


© Центр дистанционного образования МГУП, 2001