В начало учебникаОглавление Глава 3.2.3 Информация об изданииОб изданииСписки иллюстраций и терминовАвторы издания Глава 3.2.1

 

СОВРЕМЕННОЕ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КНИГОИЗДАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

3. Основные тенденции развития литературно-художественного репертуара Российской Федерации в 90-е годы

3.2. Изменение структуры литературно-художественного репертуара

3.2.2. Соотношение изданий произведений классической и современной литературы

 

Резко меняется в литературно-художественном репертуаре России начала 90-х годов и традиционное соотношение изданий классических и современных произведений: с 1991 по 1993 год выпуск произведений классики (как отечественной, так и зарубежной) сокращался, очевидно сказывался переизбыток изданий классики в советский период и быстрое разрушение официальных приоритетов в чтении. Активизируется в этот период лишь издание мировой классики приключенческих жанров: в одном из первых рейтингов газеты "Книжное обозрение" самыми издаваемыми авторами 1991 года были названы следующие писатели - А. Кристи (16,3 млн. экз.), А. Дюма (14,3 млн. экз.), А. и С. Голон (12,9 млн. экз.), Д.Х. Чейз (11,8 млн. экз.), Ж. Сименон (10,96 млн. экз.), Э. Берроуз (9,9 млн. экз.), В. Пикуль (7,7 млн. экз.), Р. Стаут (5,4 млн. экз.), М. Митчелл (5,5 млн. экз.), А. Солженицын (4,1 млн. экз.), В. Набоков (4,1 млн. экз.)Пьедестал издаваемости: 11 самых издаваемых авторов года // Книжное обозрение. 1991. № 52. С. 1. . В 1992 году в группе лидеров - А. Дюма, М. Рид, Ж. Верн, Г.Р. Хаггард и классики детективного жанра, чьи имена уже были хорошо известны русским читателям в предшествующий период - А. Кристи, Ж. Сименон и др. Имен русских классиков XIX века в "хит-парадах издаваемости", публикуемых в этот период ежемесячно на страницах "Книжного обозрения", практически нет, как нет имен классиков английской, французской, итальянской литературы и других национальных школ, не писавших приключенческие, детективные и "дамские" романы. В 1993 и всех последующих годах классические произведения больше не фигурируют в списках, рейтингах самых читаемых и самых издаваемых книг, их место - раздел "интеллектуальные бестселлеры". В целом издание мировой классики оживляется в 1994 году: первоначально активизируется издание прозы, а затем - и поэзии. В настоящее время практически каждое известное издательство стремится включить в свой репертуар серию изданий классических произведенийЖурнал . Крупнейшее частное издательство предметный указатель "ЭКСМО-Пресс" в 1999 году издает четыре таких серии: именной указатель "Домашняя библиотека поэзии", именной указатель "Зарубежная классика". именной указатель "Русская классика", именной указатель "Русская классика XX века" и включает отдельные издания в серию именной указатель "Антология мудрости" (например, в 1999 году в ней вышли "Басни" Эзопа). Необходимо подчеркнуть, что хотя выпуск классики художественной литературы по сравнению с советским периодом значительно сократилсяСборники , круг авторов, наоборот, расширился за счет тех имен, что ранее находились под официальным или неофициальным запретом, в первую очередь, речь идет об отечественных и зарубежных писателях XX века.

Издание произведений современных авторов в 90-е годы уже не преследует цель максимально широко представить текущий литературный процесс, что было естественно для периода государственного планового книгоиздания (хотя и тогда эта задача полностью не реализовывалась), а определяется реально существующей структурой массового покупательского спроса, ориентированной на произведения современных авторов в большей степени, нежели на произведения классики: по данным Всероссийского Центра изучения общественного мнения в 1997-1998 годах мировую классику (в основном романы русских и зарубежных классиков) читали 14-16% респондентов, поэзию (очевидно и классическую, и современную) - 6%Зоркая Н. Чтение 90-х: другой читатель! // Книжное обозрение. 1999. № 11. С. 20. .

Однако совершенно очевидно и то, что в 90-е годы в России издаются произведения современных отечественных и зарубежных писателей, работающих в очень ограниченном жанровом диапазоне, а интеллектуальная мировая литература, произведения, обладающие несомненной оригинальностью, не соответствующие никаким стереотипам, принадлежащие перу начинающих авторов, издаются крайне редко. Выпуск такого рода произведений, как правило, не гарантирует немедленного коммерческого успеха, сопряжен со значительными затратами на рекламу и пр., финансируется издание таких произведений либо государством (достаточно нерегулярно), либо различными общественными фондами и отдельными спонсорами и меценатами, в том числе зарубежными. Например, в 90-е годы в России издание произведений современных национальных писателей Европы в переводах на русский язык финансируют разные ведомства таких стран, как Германия, Франция, Австрия и др., имеющих традиционно прочные литературные и книжные связи с нашей страной. В 1989 году по инициативе Министерства иностранных дел Франции и посольства Франции в Российской Федерации была разработана и успешно реализуется до настоящего времени комплексная издательская программа "Пушкин", посвященная 200-летию поэта. В рамках этой программы во 1989-1999 годах около 70 российских издательств выпустили более 250 книг, значительная часть которых знакомит отечественного читателя с лучшими произведениями современной французской художественной литературы; французское посольство отправило на Парижский книжный салон-98 большую группу российских переводчиков и издателей; в 1999 году была проведена "Французская литературная весна в России" - встречи с французскими писателями в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Уфе, Ростове-на-Дону, Саратове, Смоленске и т.д.Бaxaнoв Е. Французы к нам на праздник // Книжное обозрение. 1999. № 22. С. 2.

Ограниченный читательский адрес современных произведений художественной литературы, не относящихся к популярным жанрам (по данным ВЦИОМ, в 1997-1998 годах современную русскую прозу читает 6-7% респондентов, зарубежную и того меньше - 4-5%), превращает их издания в элитарные, выпускаемые небольшими тиражами и почти недоступные потенциальному читателю из провинции из-за откровенного нежелания большинства посредников-книготорговцев работать с такого рода единичными экземплярами.

Сокращение выпуска произведений мировой художественной классики, изменение структуры раздела изданий произведений современной литературы - закономерный результат процесса коммерциализации книжной культуры России с характерным для конца XX века "принесением классики в жертву массовой культуре с ее культом секса, насилия, жестокости"Ленский Б.В. Россия в мировом книгоиздании (Продолжение) // Книга. Исследования и материалы. 1998. Сб. 75. С. 8. .

 


© Центр дистанционного образования МГУП, 2001