В начало учебникаОглавление Заключение Информация об изданииОб изданииСписки иллюстраций и терминовАвторы издания Глава 3.2.4

 

СОВРЕМЕННОЕ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КНИГОИЗДАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

3. Основные тенденции развития литературно-художественного репертуара Российской Федерации в 90-е годы

3.2. Изменение структуры литературно-художественного репертуара

3.2.5. Типо-видовая структура репертуара

 

Наиболее существенные изменения претерпела в 90-е годы жанровая структура литературно-художественного репертуара Российской Федерации. Изменилось и сложившееся в советский период соотношение между изданиями прозы, поэзии и драматургии: удельный вес изданий прозаических произведений в 90-е годы составляет более 70% всех выпущенных книг по названиям (в 1985 - 63,3%) и около 90% по тиражу (в 1985 - 71%): в 1991 году выходит 3650 изданий (71,6%) общим тиражом 468,3 млн. экз. (87%), в 1993 году - 4477 (78,1%) тиражом 381,8 млн. экз. (90,3%), в 1997 - 5405 (72%) тиражом 112,7 млн. экз. (89,9%), в 1998 - 5602 (73,5%) тиражом 98,126 млн. экз. (91,5%) (см. таблицу 14 Приложения). При этом число изданий прозы зарубежных авторов в течение всего периода превышает число изданий прозы русских писателей и писателей других народов Российской Федерации: в 1992 году было выпущено 2454 издания прозаиков "дальнего зарубежья" тиражом 334,5 млн. экз. и 1230 изданий русской прозы тиражом 89,5 млн. экз., в 1997 - 2984 издания зарубежной прозы тиражом 63,4 млн. экз. и 2308 тиражом 48,8 млн. экз.(см. таблицы 15 и 16 Приложения). Утешает то, что выпуск отечественной прозы растет более быстро и последовательно, чем зарубежной.

Выпуск поэтических произведений в 90-е годы претерпевает значительные колебания: в начале периода - в 1991 году - удельный вес изданий поэзии в репертуаре довольно высок (особенно по названиям) и составляет 19,1% по названиям (971 издание) и 4,1% по тиражу (21,9 млн. экз.), в 1985 году эти показатели соответственно 27,8% и 19,4%; в 1992-1993 годах он резко сокращается и составляет в 1993 году 12% по названиям (686 изданий) и 1,4% по тиражу (6,0 млн. экз.), а затем начинает расти (самый большой прирост числа поэтических изданий приходится на 1995 год - 772 изданий) и составляет в 1997-1998 годах около 18% по названиям (1348 и 1323 издания) и 3% по тиражу (3,7 млн. экз. и 3,6 млн. экз.). Отличительной чертой издания поэтических произведений в 90-е годы является абсолютное преобладание изданий отечественной (русской) поэзии над изданиями переводных поэтических произведений: в 1991 году вышло 742 издания русских поэтов (тиражом 19,9 млн. экз.) и всего 38 изданий произведений поэтов "дальнего зарубежья" (тиражом 1,2 млн. экз.); в 1993 году 505 изданий русских поэтов (тиражом 4,3 млн. экз.) и 34 издания зарубежных поэтов (тиражом 1,0 млн. экз.), наконец, в 1997-1998 годах вышло 1118 и 1104 изданий русских поэтов (тиражом 3,0 млн. экз. и 2,7 млн. экз.) и 58-63 изданий зарубежных поэтов (тиражом 365,5 тысяч экз. и 577,5 тысяч экз.).

Удельный вес изданий драматургии стабильно низок: в 1991 году он составлял 1,2% по названиям (59 изданий) и 0,5% по тиражу (2,4 млн. экз.), в 1985 году - 17% и 0,8%; в 1997 году эти показатели составляют соответственно 0,9% (69 изданий) и 0,5% (604,5 тысячи экз.), а в 1998 - 0,5% (39 изданий) и 0,2% (таблица 14 Приложения). При этом соотношение изданий отечественных (русских) и зарубежных драматических произведений складывается в 90-е годы следующим образом: число выпускаемых изданий ежегодной делится практически поровну, однако тираж зарубежных изданий ежегодно превышает аналогичный показатель изданий русской драматургии более чем двое (таблицы 15 и 16 Приложения).

Итак, ключевым разделом литературно-художественного книжного репертуара традиционно является прозаический, именно в нем произошли наиболее кардинальные изменения жанровой структуры, типичные для всего книжного репертуара России 90-х годов XX века.

Начавшаяся в конце 80-х годов в России экспансия западной, в первую очередь американской, массовой культуры, быстрое разрушение официальных приоритетов и стандартов в чтении художественной литературы, последовательно и настойчиво формировавшихся в советской время системой образования всех уровней и поддерживавшихся издательской политикой государства, интенсивное развитие свободного книжного рынка в России привели уже в начале 90-х годов к стремительному росту выпуска произведений массовых жанров художественной литературы, в основном зарубежных авторов - детективных, фантастических, "любовных", приключенческих романов и повестей, издание которых ранее сознательно сдерживалось государством. Уже в 1992-1993 годах в репертуаре литературно-художественных изданий лидировали и по числу названий, и по суммарному тиражу издания именно детективной, фантастической литературы и исторической беллетристики. Затем к ним присоединяются вообще ранее не известные российскому читателю стандартные "любовные" (сентиментальные, "дамские" и пр.) романы, которые довольно быстро опережают в выпуске и фантастику, испытавшую в 1994-1995 годах спад читательского и покупательского интереса, и исторические романы.

Жанровая структура репертуара литературно-художественных изданий прозы быстро приходит в соответствие с жанровой структурой чтения жителей России 90-х годов и стабилизируется. По данным ВЦИОМ, полученным в результате репрезентативных опросов, проведенных в 1997 и 1998 годах, детективы и боевики читают 33% опрошенных, романы о любви, "женские" романы - 26%, исторические романы - 25%, фантастику - 17%, классические отечественные и зарубежные романы - 16%, современную русскую прозу - 7%, современную зарубежную прозу - 5%Зоркая Н. Чтение 90-х: другой читатель! // Книжное обозрение. 1999. № 11. С. 20. . Данные Всероссийского Центра изучения общественного мнения о структуре чтения российских граждан полностью совпадают с данными о структуре современного литературно-художественного репертуара России, публикуемыми на страницах профессиональной периодики, в частности, журналов "Книжное дело"См.: Кузнецов Б.А., Дымов А.А. Российское книгоиздание начала 90-х годов // Книжное дело. 1993. № 1. С. 14-16; Горшков Ю.А. Книжный рынок России 1992/1993; Проблемы и политика // Книжное дело. 1993. № 3. С. 3-9; Рейтблат А. , "Книжный бизнес"См: Мелкооптовый книжный рынок детективной, приключенческой, сентиментальной литературы, фантастики и мистики // Книжный бизнес. 1998. № 11. С. 2-7; Бестселлеры: их авторы и издатели. Итоги хит-парадов 1998 года // Книжный бизнес. 1999. № 1. С. 34-35 и др. , последний регулярно публикует всевозможные рейтинги, хит-парады издательств, изданий, отдельных авторов и т.д., базирующиеся на анализе текущего ассортимента крупнейшего мелкооптового рынка книг в спорткомплексе "Олимпийский" (Москва), даже вводит в октябре 1996 года свой собственный рубрикатор книжных изданий, существенно отличающийся от общепринятых классификационных схем (УДК, ББК, ЕКЛ и др.). Рубрикатор соответствует сложившейся к середине 90-х годов структуре ассортимента и используется до настоящего времени. Первые четыре раздела учитывают издания произведений художественной литературы, группируя их следующим образом: 1 - детективная и приключенческая литература; 2 - фантастика и мистика; 3 - сентиментальная литература; 4 - классическая и современная литература ("художественные произведения для взрослых: вся художественная литература, не попадающая в другие разделы, в том числе исторические романы, собрания сочинений и избранное разных авторов").

Жанровые предпочтения покупателей книг-лидеров продаж в "Олимпийском" в 1998 году "Книжный бизнес" фиксирует следующим образом: среди изданий в твердом переплете лидируют детективные и приключенческие издания - 39% всех проданных книг, затем следуют издания фантастики и мистики - 25%, сентиментальные романы - 16%, прочие издания (классической и современной) художественной литературы - 9%; среди изданий в мягкой обложке преобладают сентиментальные романы - 47%, второе место занимают детективы и приключения - 25%, третье - фантастика и мистика - 14%, прочие литературно-художественные издания - 8%Бестселлеры: их авторы и издатели. Итоги хит-парадов 1998 года // Книжный бизнес. 1999. № 1. С. 34-35. .

Подобная жанровая ориентация литературно-художественного репертуара свойственна большинству западных стран. Законы развития массовой культуры предполагают, что структура чтения массовой аудитории определяет структуру книжного репертуара и одновременно формируется ею: издатель стремится точно уловить потребности аудитории, отыскать или инициировать создание произведения, соответствующего ожиданиям читателя по всем основным параметрам - объем, сюжет, фабула, образы действующих лиц и т.п.Стремление как можно более полно и точно уловить, сформулировать и удовлетворить потребности массового читателя порождает множество модификаций популярных жанров, например, сентиментальный ( , облечь произведение в ту книжную материально-конструктивную форму (объем, формат, переплет, иллюстрации и пр.), которую предпочитает (ожидает) покупатель, только тогда книга будет обязательно купленаВ практике книжного маркетинга такого рода модель закрепляется в следующем плане работы над отдельным изданием (рецепт маркетинга - . В обществе создается и закрепляется определенный стандарт восприятия литературного текста и литературно-художественного издания, который фиксирует допустимую сложность и оригинальность первого (текста) и второго (издания). Своеобразным показателем этого процесса в мировой практике книгоиздания последнего времени служит быстрый рост выпуска серийных изданий: число серий, выходивших за последние 20 лет эквивалентно всему их количеству, выпущенному за все годы существования книгопечатанияДжиго А.А., Ленский Б.В., Сухоруков К.М. ИРЛА: Новые задачи, новые возможности // Книга: Исследования и материалы. 1998. Сб. 75. С. 15. . Точных данных о числе литературно-художественных серий, выпускавшихся в России в 90-е годы, нет: серии возникали и исчезали стремительно, некоторое представление о количестве серий, выпускающихся в конце периода (1997-1998 гг.) в основных жанровых разделах репертуара, дают публикации журнала "Книжный бизнес": В 1997-1998 годах в разделе "Детективы и приключения" 78% книг были объединены в 128 жанровых серий, в разделе "фантастика и мистика" - 82% изданий сосредоточены в 78 сериях, а в разделе "сентиментальная литература" практически отсутствуют несерийные издания - 96% книг входят в 62 серииМелкооптовый книжный рынок детективной, приключенческой, сентиментальной литературы, фантастики и мистики // Книжный бизнес. 1998. № 11. С. 2-7. .

Массовая культура с ее стремлением к стандартизации литературы и книги приводит к настоящее время к резкому обеднению литературного процесса (невостребованность литературного творчества, а не ремесла) и литературно-художественного репертуара России (превращение оригинальных книжных изданий в малотиражные, "элитарные"). В 90-е годы уровень культуры литературно-художественного книгоиздания снизился и по таким показателям, как качество художественного перевода и оформления изданий. Творческая индивидуальность переводчика и художника оказываются в новых условиях также не востребованными.

Сохранение и развитие отечественной литературы и национальных традиций литературно-художественного книгоиздания должны как можно быстрее вновь стать государственными приоритетами в культурной политике, важнейшее средство реализации которых - оживление деятельности государственных издательств, специализированных на выпуске произведений художественной литературы, и, в первую очередь, издательства "Художественная литература" с его замечательным опытом издания мировой классики.

 


© Центр дистанционного образования МГУП, 2001