В начало учебникаОглавление Информация об изданииОб изданииСписки иллюстраций и терминовАвторы издания Главав 4

 

ТИПОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КНИГИ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данной лекцией не исчерпывается все многообразие проблем типологии литературно-художественной книги. Процесс типологизации бесконечен, поскольку каждый из его этапов лишь некоторое приближение к сущности изучаемого явления. Мы рассмотрели только систему связей литературно-художественной книги с явлениями и процессами более общего порядка, а также ее основные внутренние типологические уровни. Принципиальная взаимосвязь всех описываемых в конспекте лекции типологических уровней показана в прилагаемой схеме "Типологическая модель литературно-художественной книги".

В дальнейшем можно было бы проанализировать, опираясь на тот же системный типологический признак - предмет, целевое назначение, читательский адрес, - и внутренние уровни каждого вида и типа литературно-художественного книжного издания. Так, в литературно-художественном сборнике можно выделить такие типологические уровни: авторский и коллективный литературно-художественные сборники, в которых в свою очередь можно выделить жанровые, хронологические, жанрово-хронологические, тематические и т.д. литературно-художественные сборники.

Особого внимания заслуживают типологические проблемы такого своеобразного явления книжного общения, как литературно-художественная серия, типологическая сущность которой, ее место в общей типологической модели литературно-художественной книги пока еще не определены.

Студентам, изучившим материал лекции, следует помнить и о том, что все выявленные типологические свойства каждого вида и типа литературно-художественного книжного издания реализуются в составе и структуре конкретных изданий. Например, литературно-художественное собрание сочинений научного типа в связи со спецификой своего предмета, целевого назначения и читательского адреса должно включать в себя:

1. Основной корпус издания ("авторские тексты"):

1.1. Тексты всех литературно-художественных произведений, созданных данным автором (законченных и незаконченных, dubia).

1.2. Все редакции и варианты, наброски, планы и другие подготовительные материалы.

1.3. Все "нетворческие" тексты данного автора (литературно-критические, публицистические, научные и прочие произведения, письма, дневники, деловые бумаги и т.д., то есть все созданное его рукой).

2. Сопроводительный аппарат издания:

2.1. Сопроводительную статью научного текстологического характера.

2.2. Научный текстологический, историко-литературный, реальный комментарий.

2.3. Самый широкий набор указателей (различного рода алфавитные, библиографические указатели, указатели персонажей, сюжетов, мест хранения автографов, переводов, иллюстраций, факсимиле, утраченных произведений и т.п.).

2.4. Самый широкий набор приложений (текстовых и изобразительных), позволяющий воссоздать во всем многообразии контекст творчества писателя.

Успешное освоение студентами материалов лекции "Типология литературно-художественной книги" позволит им в дальнейшем в полной мере изучить репертуар крупнейших советских издательств, выпускающих литературно-художественные издания, специфику ассортиментной работы с ними в книжной торговле.

 


© Центр дистанционного образования МГУП, 2001