В начало учебникаОглавление Глава 3.1 Информация об изданииОб изданииСписки иллюстраций и терминовАвторы издания Глава 2.3

 

ПОДГОТОВКА И РЕДАКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИЗДАНИЙ

 

2. СОСТАВЛЕНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИЗДАНИЙ

2.4. Систематизация материала в библиографическом информационном издании

 

Серьезные задачи встают перед редактором на этапе анализа структуры основной части библиографического издания. Мало правильно отобрать источники для библиографирования. Необходимо весь материал, включаемый в издание, рационально систематизировать. От этого во многом зависят идеологическое и информационное воздействие указателя, удобство и эффективность поиска зафиксированной в нем литературы, полнота ее использования потребителем информации. При анализе расположения отображаемых в указателе документов редактору требуется оценить избранный принцип систематизации (группировки) материала, состав рубрик, их последовательность и наполнение, организацию записей внутри рубрик. Записи должны быть представлены в библиографическом указателе как совокупность рационально организованных, логически взаимосвязанных, упорядоченных сведений об источниках информации.

Систематизация материала осуществляется на основе выбранной классификационной схемы. В принципе при разработке библиографического указателя любого вида должна использоваться схема, опирающаяся на рубрикатор ГСНТИ. Однако в указателях рекомендательного характера более целесообразна тематическая группировка библиографируемых источников. Это обусловлено целевым и читательским назначением данных указателей, пропагандистские, педагогические задачи которых требуют выделения наиболее важных проблем и их разносторонней характеристики.

предметный указатель Тематический принцип систематизации материала в рекомендательных указателях позволяет решить задачи: 1. Указать источники с одновременной характеристикой их содержания. 2. Определить последовательность их освоения. 3. Способствовать эффективному освоению рекомендуемой литературы [5].

Тематическая группировка удобна и при составлении ретроспективных указателей, посвященных отдельным проблемам. Тут сказывается взаимопроникновение наук, которое заставляет специалиста, изучающего ту или иную проблему, обращаться к исследованиям, относящимся к различным дисциплинам, и привлекать литературу различных отраслей знания, освещающую проблему в присущих этим отраслям аспектах. Путем тематической группировки такая литература может быть показана в одном месте. Последовательность разделов при тематическом способе группировки может быть относительно произвольной и подчиняется лишь логике изложения, так как часто все темы бывают равнозначны и не находятся в отношении подчиненности и соподчиненности.

Степень дробности тематической группировки зависит от ряда факторов. В тех случаях, когда рубрики, широкие по своему содержанию, включают большое число источников, их целесообразно разделить на подрубрики для ориентировки читателя и более точного поиска.

С точки зрения поиска источников, внесенных в указатель, значительный интерес представляет предметный указатель алфавитно-предметный способ группировки библиографических записей. В качестве предмета может выступать любой объект, который рассматривается в содержании библиографируемого источника и обладает информационной значимостью (представляет интерес для потребителя информации). Это могут быть отдельные проблемы, устройства, технические решения, интересующие специалистов данной отрасли. Предметные рубрики обычно располагаются по алфавиту и никакой другой связи между ними не существует. Под каждой рубрикой концентрируются однородные по содержанию сведения. Предметная группировка материала в основном применяется для отраслевых библиографических указателей. Алфавитная последовательность предметных рубрик дает возможность быстро отыскать в указателе литературу по узкому вопросу, что соответствует интересам потребителей информации, главным образом - специалистов.

Наряду с достоинствами, алфавитно-предметный способ группировки имеет и недостатки. Так, в силу многоаспектности содержания источников информации, при такой группировке каждый из них приходится указывать в нескольких рубриках, что естественно увеличивает объем указателя. Алфавитная последовательность предметных рубрик разрывает логическую связь между источниками близкого содержания и по сути исключает возможность легко обозревать литературу по смежным вопросам, мешает целостному ее восприятию. Поэтому предметная группировка обычно не применяется в рекомендательных указателях, поскольку противоречит их назначению служить руководством чтения.

При хронологической последовательности библиографических записей документы располагаются один за другим по годам их издания или создания. Такая последовательность целесообразна в ретроспективных персональных (где объединяется литература, тем или иным образом связанная с определенным лицом) указателях, охватывающих с возможно большей полнотой литературу за значительный период. предметный указатель При хронологическом способе группировки источников можно видеть динамику роста информационных потоков, воссоздать картину исследований и разработок в той или иной области. Такой способ группировки применим не только в ретроспективных, но и в рекомендательных указателях, если они охватывают произведения какого-либо автора. Систематизация по типам литературы, для которой характерно различное читательское назначение, может применяться в тех случаях, когда указатель (чаще ретроспективного характера) имеет целью показать общее состояние издания различных типов литературы по определенной отрасли или вопросу. Отделить одну литературу от другой (например, основную от дополнительной, специальную от научно-популярной) бывает целесообразно и в рекомендательных указателях.

Во многих случаях в указателях систематизируют литературу с учетом предметный указатель языкового признака, по принадлежности странам, в которых она издана, в зависимости от того, опубликованы или неопубликованы библиографируемые источники и др. Соответственно этому могут быть подготовлены отдельные самостоятельные выпуски (например, новой иностранной литературы) или выделены соответствующие разделы в указателе.

Редакторский анализ структуры основной части библиографического указателя и систематизация материала в нем завершается оценкой расположения библиографических записей внутри рубрик. При наполнении рубрик записи могут быть систематизированы по алфавиту, в порядке следования источников от общих вопросов к частным, с учетом времени издания (создания) документа, по признакам целевого назначения и характера информации (официальные научные, справочные издания, практические пособия и др.), по языковым признакам и проч.

 


© Центр дистанционного образования МГУП, 2001