В начало учебникаОглавление Глава 4.3 Информация об изданииОб изданииСписки иллюстраций и терминовАвторы издания Глава 4.1

 

ПОДГОТОВКА И РЕДАКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИЗДАНИЙ

 

4. СОСТАВЛЕНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЗОРА

4.2. Оценка фактического материала

 

Факты - это характеристики или показатели, выражаемые в численной форме, а также научные теории, гипотезы, установленные закономерности, взгляды, концепции, содержащиеся в анализируемых документах. Предметом анализа могут быть факты истинные, достоверные и факты ложные, сомнительные, недостоверные. К последней группе могут относиться, например, суждения, которые выражают только личное мнение авторов рассматриваемых материалов, их взгляды, точки зрения и т.п. Да и достоверность самих источников может быть различной. Очевидно, что обзор, построенный на недостоверной информации, не выполнит своего назначения. Более того, он может нанести вред, послужив основой для выработки решения, не соответствующего истинному положению дела. Редактору важно быть уверенным, что в обзоре отражены все существующие взгляды на анализируемые вопросы, независимо от личной точки зрения его составителя. Ошибочность, несостоятельность, неприемлемость каких-либо взглядов должны быть доказаны с привлечением убедительных аргументов.

Работая над фактическим материалом, редактор оценивает его с количественной и качественной сторон. Количественная оценка связана с анализом того, насколько полно охвачены обозрением источники информации. Критерием оценки здесь служат два показателя - объемный и временной. Первый характеризует число источников, использованных при составлении обзора, второй - ретроспекцию, т.е. тот интервал времени, в течение которого вышли в свет обозреваемые источники.

Число документов, подлежащих изучению и использованию при составлении обзора, может быть различным. В общем случае оно обусловлено интенсивностью развития предмета обозрения и степенью отражения этого процесса в литературе в ретроспективный период. При составлении предметный указатель обзора должны быть использованы все виды первичных документов, содержание которых связано с его темой. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, непубликуемые документы (отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, диссертации, депонированные рукописи, отчеты специалистов о зарубежных командировках, материалы зарубежных фирм), официальные издания и др. Наряду с предметный указатель первичными документами используются также предметный указатель рефераты. Ha глубину ретроспекции прежде всего влияют такие факторы, как время старения источников информации и периодичность выпуска обзоров.

Выбор видов обозреваемых документов, определение их числа и глубины ретроспекции могут быть обусловлены также информационными потребностями, целью обзора, его читательским адресом.

В любом случае к количественной оценке фактического материала, используемого в обзоре, следует относиться как к ответственной редакторской задаче. Редактору нужно исходить из того, что обзор должен быть сформирован таким образом, чтобы была видна целая картина обозреваемого явления, события, предмета. В нем недопустимо то, что В.И. Ленин называл "выхватыванием отдельных фактиков, игрой в примеры" (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 350). Для обзора требуется совокупность фактического материала, причем такая, которая необходима и достаточна, чтобы на основе ее переработки получить ясное представление о состоянии и направлениях развития анализируемой области. Таким образом, репрезентативность фактического материала следует рассматривать как непременное условие для составления доброкачественного обзора. Соблюдение условия репрезентативности создает предпосылки для рассмотрения фактов "в их целом, в их связи".

Убедиться в том, что выбор или подбор фактов осуществлен целенаправленно, обоснованно, а не произвольно, помогает просмотр библиографических указателей и реферативных изданий. Важную роль в этом играет изучение прикнижных и пристатейных библиографических списков и анализ ссылок на цитированную литературу. Такими путями удается отсеять случайные и устаревшие источники информации и выбрать только те, которые позволяют полно, во взаимосвязи фактов и объективно характеризовать обозреваемую проблему и выделить в ней существенное и типичное. Как видно, количественный анализ фактического материала непосредственно смыкается с его качественной оценкой. Основным критерием этой оценки является достоверность.

Применительно к обзору достоверность нужно понимать двояко. С одной стороны, это - подлинность и точность исходной информации, истинность суждений, концепций, содержащихся в обрабатываемых документах, с другой, - доказательность умозаключений, выводов, которые делает автор обзора. И то, и другое - предмет редакторского рассмотрения.

Прежде всего о достоверности первоисточников. При решении данной задачи большое значение имеют целевое назначение и характер информации используемого первоисточника. Очевидно, что официальное издание, публикуемое от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнений. Высокой достоверностью могут отличаться зарубежные фирменные материалы. То же нужно сказать об отчетах о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, о защищенных диссертациях, об их авторефератах. предметный указатель Монография, как научное издание, содержащее полное и всестороннее исследование какой-либо проблемы или темы; научный сборник, содержащий материалы научной конференции; научный сборник, включающий исследовательские материалы учреждений, учебных заведений или обществ по важнейшим научным и научно-техническим проблемам, - все эти издания имеют принципиальное научное значение и практическую ценность. В своей основе они, безусловно, принадлежат к числу достоверных источников. Практически абсолютной достоверностью обладает описание изобретения.

Большое место в числе источников, на содержании которых строятся обзоры, занимают научные статьи. Они могут быть классифицированы по-разному. С позиций достоверности целесообразно делить научные статьи на те, которые относятся к техническим наукам (предметный указатель научно-технические статьи), и те, которые относятся к наукам гуманитарным, в частности, общественным.

Теоретическая статья в области технических и других точных наук обычно отличается точностью доказательств с применением современных математических методов, моделирования, с привлечением данных экспериментальных исследований. В такой статье сведения достаточно обоснованы. Результаты расчетов и экспериментов, их оценочные данные, методики, условия решения задачи, а также другая информация - все это обычно носит достоверный характер.

Теоретическая предметный указатель статья в области гуманитарных наук значительно больше, чем статья научно-техническая, насыщена рассуждениями, сравнениями, словесными доказательствами. Достоверность ее содержания находится в зависимости от достоверности используемой исходной информации. Однако здесь важное значение имеет позиция автора, его мировоззрение, в зависимости от которых статья наряду с объективными научными данными может содержать неверные трактовки, ошибочные или даже враждебные концепции. Задача составителя обзора, а вслед за ним и редактора, разобраться в этом и верно оценить ее содержание, точно установить истинность суждений автора статьи и дать им соответствующую оценку.

В области техники, математики, естествознания часто приходится иметь дело со статьями, в которых обосновываются и излагаются результаты завершенных исследований. Наряду со сведениями, относящимися к ходу исследования, в таких статьях приводятся данные об апробации полученных результатов, об их состоявшейся или возможной реализации, об экономической или производственной эффективности и др. Подобные сведения свидетельствуют об оригинальности статьи, об ее теоретической и практической значимости.

Следует выделить научно-технические статьи, в которых могут содержаться результаты незаконченных научных исследований. Такие результаты считают предварительными, поэтому они должны быть подвергнуты особо тщательному анализу и оценке. Особого внимания требуют статьи заявочного типа, опубликованные в журналах капиталистических стран. Наряду с подлинно научно-техническими материалами в них встречаются и мнимонаучные. Погоня за рекламой; желание упредить конкурента могут послужить причиной появления в печати не каких-либо предварительных научных результатов, а сведений чисто рекламных, а то и заведомо ложных. Бывают и другие причины публикации ложных данных. В условиях современного противоборства двух миров такой причиной может быть заранее продуманная научно-техническая дезинформация с целью отвлечь внимание противника, увести его с правильного пути, заставить потерять время, вынудить нести какое-то время напрасные расходы. Самостоятельное значение имеет информационная статья. С подобной статьей можно встретиться в любой научной области. Информационная статья обычно всегда оперативна и актуальна, она содержит сжатое, конкретное изложение каких-либо фактов, сообщение о каком-либо событии, явлении. В технических науках к информационной можно отнести статью, в которой приводятся сведения об изделиях, о технологических процессах и т.п.

Подобно статьям различной степенью достоверности обладают также доклады, прочитанные на научных конференциях, симпозиумах и т.п. Одни из них могут содержать обоснованные, доказанные, апробированные сведения, другие могут включать вопросы постановочного характера, предложения и т.п.

О достоверности исходной информации может свидетельствовать не только характер первоисточника, но и научный, профессиональный авторитет его автора, его принадлежность к той или иной научной школе.

Достоверность информации может характеризоваться числом первоисточников, в которых она приводится. В силу общих тенденций научно-технического прогресса становится правилом, что исследователи, работающие независимо друг от друга, приходят к одинаковым выводам. Естественно, что чем в большем числе оригинальных источников будет идти речь об одних и тех же фактах, тем следует считать убедительнее их доказательность.

Для проверки достоверности фактического материала, используемого в обзоре, применим такой прием, как сопоставление с известными фактами. На основе сопоставления новых научных результатов с известными могут быть выявлены новые подтверждения ранее открытых законов, установленных закономерностей, разработанных теорий и других научных фактов или доказана истинность предположений. Оценка достоверности отдельных сведений, относящихся к техническим устройствам и технологическим процессам (технических и эксплуатационных характеристик, технико-экономических, временных и других показателей), основывается на анализе принципиальных возможностей науки, техники, производства, обусловленных передовым уровнем научно-технических достижений. Так, например, чтобы поверить в реальность создания электронного редактора, нужно опереться на знание возможностей разработки соответствующей электронно-вычислительной техники и комплекса средств, обеспечивающих ее работу (информационных, лингвистических, программных). Технические решения или идеи, которые на первый взгляд могут показаться невероятными или даже абсурдными, требуют осторожного отношения. Иногда лучше сказать о них в обзоре в сомнительной форме, чем пренебречь ими. Такое сообщение может вызвать специальный интерес у читателя обзора и стимулировать его деятельность, тогда как умолчание может привести к потере информации, по крайней мере, на некоторое время. Там, где это необходимо и возможно, для оценки фактического материала целесообразно прибегать к расчетам, вычислениям, практическим проверкам.

предметный указатель В обзоре всегда излагается несколько точек зрения на одинаковые предметы, принадлежащих авторам первичных документов. Одни из них идентичны, вторые схожи лишь отчасти, третьи противоположны и т.д. Своя позиция и у автора обзора. С мировоззрением, взглядами, методологическими подходами составителя обзора связаны содержательная интерпретация идей, фактов, почерпнутых из анализируемых документов, построение и трактовка этой интерпретации. Оценить - как составитель обзора приходит к своим выводам, в чем их научная и идейная суть, насколько они обоснованы - самостоятельная задача редакторского анализа.

Решая эту задачу, редактор исходит из того, что в обзоре требуется показать прежде всего состояние предмета обозрения. Однако цель обзора этим не ограничивается. В ней недостаточно только зафиксировать, констатировать достигнутый уровень, а необходимо выявить закономерности развития предмета с экстраполяцией на перспективу. Отсюда обзор не может представлять собой всего лишь систематизацию фактов.

В обзоре состояние и тенденции развития предмета рассмотрения раскрываются на основе анализа его составляющих частей и элементов, выявления их отличительных свойств и объединения, синтезирования этих свойств в единое целое в соответствии с целевыми назначениями обзора. Поэтому при его составлении используется не вся информация, заключенная в первичных документах, а только та, которая имеет к нему непосредственное отношение и является ценной и полезной. Для редактора критерием оценки всех суждений, высказываемых составителем обзора, и сделанных им выводов является возможность их практической реализации, а именно внедрение в производство и/или в научные исследования.

Редактору обзора приходится обращать внимание на то, насколько глубоко раскрывается в нем сущность явлений, оценивать степень проникновения в глубину фактов, в их детали. В принципе степень детализации и уровень обобщения фактического материала обусловлены опять-таки целевым и читательским назначением обзора. Если обзор предназначен для обоснования управленческих или плановых решений на уровне отрасли народного хозяйства и рассчитан на соответствующую категорию руководящих работников, то степень детализации фактического материала в нем может быть небольшой, в то время как обобщения и выводы должны быть широкими. И, наоборот. В обзоре, рассчитанном на потребителей, специализирующихся или выполняющих работу в узкой области, требуется более глубокая детализация фактического материала и допустима меньшая широта обобщения. Таким образом, в обзоре, где рассматриваются, к примеру, отдельные технические устройства, должны быть приведены подробные характеристики, которые являются определяющими, а в обзоре по комплексной проблеме можно ограничиться обобщенными оценками, построенными на анализе основных направлений развития.

Составление обзора - процесс творческий; это хорошо проявляется, когда обзор на одну и ту же тему разрабатывается разными авторами. Несмотря на то, что они используют в основном одинаковую исходную информацию, они могут приходить к различным выводам. На конечные результаты могут влиять квалификация составителя обзора, его отношение к рассматриваемому предмету, характер отбираемых сведений, уровень их анализа.

Для оценки суждений и выводов составителя обзора большое значение имеет выявление его методологической позиции. Методологическое требование состоит в том, чтобы рассматривать предмет обозрения, обращая внимание на его появление, эволюцию, происходящие в нем изменения; во взаимосвязи его существенных сторон и в связи с другими предметами; с учетом общих тенденций и конкретных условий научно-технического прогресса. В обзоре может быть освещена история вопроса, прослежено развитие теорий, идей, концепций от прошлого к настоящему. При этом обязательной является принципиальная оценка их с партийных, идеологических позиций в соответствии с требованиями общей теории и практики редактирования и с учетом специфики обзора.

Особой формой фактического материала являются цитаты. Перед редактором обзора не стоит вопрос, нужны ли они. Цитирование является непременным условием разработки этого документа. Цитаты органически вплетаются в текст обзора, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты служат необходимой опорой составителю обзора в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления и для формирования выводов. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных суждений, которые делает составитель обзора, а также для обоснования вероятностных заключений. Во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться потребностями разработки темы обзора.

От редактора требуется установить, уместно ли применение цитат в конкретном контексте, нет ли в них искажений смысла анализируемых первичных документов. Причины искажений могут быть различными. В одних случаях из первоисточника могут быть взяты слова, которые не определяют основной сути взглядов его автора. В других - цитаты ограничиваются словами, которые содержат только часть мысли, например, ту, которая больше отвечает интересам составителя обзора. В третьих, в цитате излагается точка зрения не на тот предмет, который рассматривается в данном контексте. Возможны и иные смысловые неточности при цитировании.

Наряду с прямым цитированием при работе над обзором часто прибегают к пересказу текста первоисточника. В этом случае также не исключается вероятность искажения смысла.

Основным в редакторской проверке цитируемого материала является установление его содержательного и формального (пословного и побуквенного) соответствия первоисточнику. Необходимо подчеркнуть, что в силу специфики обзора содержательная идентификация цитируемого и пересказываемого текста требует тонкого смыслового анализа.

 


© Центр дистанционного образования МГУП, 2001