В начало учебникаОглавление Глава 3.1 Информация об изданииОб изданииСписки иллюстраций и терминовАвторы издания Глава 2.3

 

РЕДАКТОРСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

 

2. ЖАНРЫ ПУБЛИКАЦИЙ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ

2.4. Публицистические жанры

 

К публицистическим относят материалы по общественно-политическим вопросам. Их особенность в том, что они не только оперируют фактами, как это делается в информационных жанрах, но и включают различные рассуждения, комментарии, оценки, обобщения, выводы. В публицистике находят отражение актуальные проблемы современности, повороты и сдвиги в тенденциях общественного развития, в социально-экономических и политических условиях; по сути она касается политики общества во всех сферах его деятельности, всех проблем, выдвигаемых жизнью, включая мировоззренческие, этико-гуманистические, нравственно-психологические и др.

Публицистика обращена к разуму и сердцу человека. Обладая информативными и аналитическими качествами, она вместе с тем эмоциональна, экспрессивна; отражая собственные взгляды автора, его чувства, отношение к излагаемым фактам, она имеет целью перевод эмоционального подтекста, всего в ней сказанного в программные обобщения и выводы. Публицистическое исследование, проводимое на основе нравственных исканий, составляющих метод человековедения, непременно включает в себя понятие чуткости к социальным заказам времени, острое восприятие действительности, психологический анализ человека. Социально-нравственное значение публицистики поднимается до уровня управления общественным сознанием, если поставленные в ней вопросы оборачиваются мировоззренческими и философскими размышлениями и выводами. Публицистические жанры адресуются самым широким читательским массам и потому в числе задач, которые стоят перед ними, особое место отводится формированию взглядов на образ жизни людей, привлечению их к непосредственному участию в его реализации.

В публицистических жанрах, так же как и в рассмотренных выше двух других, основное место принадлежит статье. предметный указатель Публицистическая статья может иметь различные жанровые разновидности, что в значительной мере связано с разнообразием решаемых ею задач и используемого фактического материала. Ее строение зависит также от того, имеет ли она прикладной или теоретический характер.

Существует несколько разновидностей публицистической статьи. К ним относят: директивные, пропагандистские, проблемные, критические, дискуссионные, обзорные, отчетные, статьи-комментарии, статьи-корреспонденции, статьи теоретического плана или близкие к ним. Ввиду свойства динамичности и способности к трансформации, которыми обладают жанры, их отзывчивости на условия применения удельный вес и распространенность перечисленных видов статей со временем меняются. Так, предметный указатель директивные статьи, которые в недалеком прошлом регулярно появлялись в газетах в качестве передовой или подпередовой (второй) статьи, ныне, в условиях демократизации печати, редко можно увидеть на газетной полосе. В принципе директивные статьи посвящаются актуальным задачам, на решение которых требуется мобилизация усилий определенных групп людей. Естественно, что им и адресуются такие статьи. В них обычно делается точный и обобщающий анализ тех фактов и явлений, которые составляют суть проблемы, указываются пути достижения цели. Директивные статьи могут быть напечатаны не только как передовые - от имени официальных руководящих органов, но и как редакционный материал.

Мобилизационную роль выполняет и предметный указатель пропагандистская статья, которая призвана обогащать читателя знаниями, давать ему пищу для размышлений, теоретически и творчески вооружать его для практических действий. В последнее время с переходом на рыночную экономику пафос пропагандистских статей направлен на раскрытие преимуществ и возможностей демократической системы хозяйствования, на то, какие перспективы сулит людям демократизация жизни. Пропагандистская статья строится на сочетании теоретических положений с практикой жизни. Она достигает своей цели, если в ней творческая мысль, научный анализ опираются на яркие примеры и факты, благодаря чему она приобретает свое важнейшее качество - убедительность. Наряду с положительными в такой статье могут использоваться и такие примеры и факты, которые свидетельствуют о недостатках и пороках. Выполняя таким образом критическую и даже обличительную функцию, она служит утверждению положительного, передового, перспективного.

Изменения в общественном развитии всегда связаны с возникновением и необходимостью разрешения проблемных ситуаций. Особенно много проблем встает перед обществом на переломных этапах его истории. Поиск путей для их разрешения, начинающийся обычно с размышлений и обсуждений, находит свое отражение в проблемных статьях. предметный указатель Проблемная статья в большей мере, чем другие прикладные статьи, опирается на теорию. В ней излагаются и защищаются с использованием теоретических доказательств различные точки зрения на проблему, подходы к ней и методы ее решения, обосновываются концепции. Такая статья создается учеными и специалистами и, хотя она публикуется в периодических изданиях, обеспечивающих воздействие на массового читателя, главными ее потребителями являются также специалисты. В ее структуре находят отражение логические аспекты содержания, о которых говорилось выше применительно к научной статье, и строится она по правилам логики научного исследования.

Проблемная статья может иметь дискуссионный характер. Однако представление о предметный указатель дискуссионной статье не следует ограничивать только этой связью. Такая статья обладает своеобразием. Она строится на сочетании критических или даже отрицательных доводов по отношению к каким-либо взглядам (где-либо изложенным или кем-либо высказанным) с утверждениями или обоснованиями иной точки зрения на предмет обсуждения. В этом смысле дискуссионная статья может сближаться с теоретическим исследованием; она может быть посвящена также рассмотрению различных вопросов на уровне здравого смысла.

Статья, в которой преобладает предметный указатель критическая направленность, построенная на выявлении и осуждении отрицательных явлений, существует самостоятельно как разновидность публицистического жанра. Число таких статей возросло с началом демократизации в области печати. Многие из них обращены к прошлому и держат при этом резкий, зачастую охаивающий тон. К таким подходам редактору следует относиться, стараясь настраивать автора на объективный анализ. Важно в таких статьях найти верную основу для критики, чтобы не допустить искажения фактов.

Большой действенностью обладают статьи, которые имеют предметный указатель обзорный, обобщающий характер. Собственно, их можно было бы соотнести с уже упоминавшимися выше обзорами (аналитическим и информационным), однако вследствие их своеобразия они нуждаются в самостоятельном рассмотрении. Они строятся на анализе и обобщении не совокупности фактов, в основном почерпнутых из литературных источников, а некоторой суммы эмпирических данных, относящихся, как правило, к практической деятельности и освещающих опыт работы конкретных людей, коллективов. Такие материалы содействуют продвижению реформы в нашем обществе, независимо от того, содержат ли они положительные факты или указывают на отрицательные явления.

Близка по целевой направленности к обзорной или обобщающей предметный указатель отчетная статья. В отличие от информационной отчетной статьи публицистический отчет имеет проблемные черты. Написанный также по заданию редакции (с места события), он не ограничивается простым фиксированием и изложением события, а комментирует его, дает оценку, содержит выводы, т.е. имеет некоторый аналитический оттенок, который может быть усилен за счет того, что в качестве аргументов используются дополнительные материалы, собранные заранее.

В периодических изданиях, прежде всего в газетах, можно встретить статьи, комментирующие какие-либо события, явления общественной жизни. предметный указатель Статьи-комментарии нередко касаются официальных решений органов государственного управления, и поэтому им может отводиться место передовой статьи. Их построение имеет разные варианты. Во всех случаях общим является то, что основу составляет фактический материал, который комментируется автором статьи, причем обычно с использованием данных общественного мнения. Авторской статье-комментарию может предшествовать постановка вопроса. Основанием для этого может послужить редакционная инициатива, письмо или устное обращение в редакцию кого-либо из читателей и т.п. Традиционно комментарий призван популяризировать факты, однако в статьях, которые своим содержанием связаны с официальными материалами, этого не наблюдается; главное, что видится, - стремление разъяснить ситуацию и показать, что выигрывает или теряет общество или отдельные группы людей в результате действий руководства страны. Не лишенные критического содержания, такие статьи играют роль средства обратной связи правящих органов с народом.

Одним из старейших жанров оперативной публицистики, особенно в газетах, является предметный указатель статья-корреспонденция. В некоторых случаях корреспонденцию отграничивают от статьи на том основании, что первая строится на фактах, которые занимают в ней центральное, стержневое место, в то время как во второй факты играют якобы иллюстративную роль. С этим трудно согласиться, поскольку и статья создается с использованием фактического материала, что многократно было показано в предыдущем тексте. Говорят еще, что корреспонденцию отличает от статьи то, что ее нельзя написать, не побывав на месте, не изучив положение дел, не узнав все, что относится к ее теме. Действительно, для написания статьи не всегда требуется непосредственное ознакомление с местом, где совершается событие, и с тем, что с ним связано. Однако это справедливо для сугубо теоретической статьи в научной области.

Если же статья относится к реальной действительности и строится на "живом" материале, то ее не написать без предварительного сбора фактов, составляющих этот материал, что обычно возможно лишь при условии посещения места события.

Таким образом, корреспонденцию можно рассматривать как своеобразную статью.

Построенная на фактах статья-корреспонденция раскрывает их сущность, внутренний смысл. В ней сообщаются подробности с места действия, дается полная, связная картина события, характеристика персонажей. Однако это не информационный отчет. Она включает четко выраженное отношение к фактическому материалу, его эмоциональные авторские оценки. Кроме того, в ней можно найти оценки значимости излагаемых фактов; объяснения событий, явлений; рекомендации и предложения, опирающиеся на анализ конкретной ситуации. Статья-корреспонденция обычно освещает один вопрос, поэтому при ее построении и изложении требуется сосредоточенность, последовательное движение к цели, которая заключается в том, чтобы добиться убедительного воздействия на читателя. Это удается при условии, если все второстепенное, что может затушевать главное, отбрасывается, а нужные факты располагаются так, чтобы они, дополняя друг друга, логично усиливали впечатление от общей картины, убедительно раскрывали существо события или явления, просто и ясно аргументировали обобщения и выводы. Таким образом, в целом статья-корреспонденция строится по аналогии с типовой статьей; в ней сочетаются анализ фактов с теоретическими и практическими обобщениями и выводами. Вместе с тем она всегда публицистична, что проявляется в явных и скрытых эмоциональных отношениях автора к излагаемому материалу.

предметный указатель Теоретическая статья как разновидность публицистического жанра достаточно частое явление в области общественных наук. В основе она схожа с теоретической статьей, относящейся к аналитическому жанру, о которой говорилось в соответствующем разделе настоящей главы. Здесь нужно лишь отметить, что наряду с признаками, которые свойственны аналитическому жанру, публицистическая теоретическая статья обладает высокой экспрессивностью и эмоциональностью; бывает, что в ней обнаруживаются резкие полемические и/или критические суждения. Автор ведет анализ, строит рассуждения, сопровождая их замечаниями и оценками, наполненными его чувствами. Сплав научного метода исследования со средствами публицистики делают такую статью яркой и выразительной, активно воздействующей на мысли и чувства читателя. Важно, однако, чтобы при этом экспрессия не подменяла доказательность и не выступала как основной прием убеждения.

В публицистике заметное место занимает предметный указатель теоретическая статья на историческую тему. Ее цель - осмысление прошлого с позиций современности, выявление роли и значения событий и явлений прошлого для настоящего времени и на этой основе соединение современного с прошлым. При этом задача состоит также и в том, чтобы указать на исторические процессы, события и явления, имеющие непреходящую ценность. Обращение к исторической памяти само по себе служит названным целям и, поскольку нравственные искания составляют основу исторической статьи, она может иметь высокий публицистический подъем. Показ в статье примеров того, как убеждения людей, их мировоззрение соотносятся с общественной практикой, должен опираться на анализ конкретных исторических событий, на доказательства, основанные на фактах.

В этом смысле построение рассматриваемой статьи должно отвечать изложенным выше требованиям, предъявляемым к научной статье.

К жанру статьи особенно критической близок жанр предметный указатель фельетона. Собственно, он и возник из литературно-критической статьи и рецензии. Характерным для фельетона являются особые приемы изложения. Специфическими элементами в нем служат сатира и юмор, стиль обычно отличается живостью, легкостью и образностью. Использование иронии и насмешки, метких и выразительных сравнений служит цели обличения недостатков и пороков людей.

Необходимые качества фельетона - правдивость и убедительность. Обычно его отличают особая актуальность темы, четкая целевая направленность, в соответствии с чем и определяется построение фельетона и привлекаются соответствующие языково-стилистические средства. Он должен основываться на достоверной информации, имеющей достаточно важное общественное значение. Нет смысла печатать фельетон, посвященный незначительным частным событиям или явлениям.

В фельетоне допустим и вымысел, однако он должен искусно сочетаться с правдивостью фактов и не выходить за пределы фактической точности. Нацеленный на обличение зла, он не должен отвлекаться на забавные мелочи, сенсационность, языково-стилистическое щегольство, во что легко бывает впасть автору, особенно, когда он не обладает необходимым опытом. Чтобы суждения и выводы, изложенные в фельетоне, не получились поверхностными, редактору приходится помогать автору, добиваясь глубокой проработки материала и обоснования оценок и заключений. Для редактора не должно быть безразлично и то, на чем основаны исходные сведения, чтобы не потребовалось после опубликования фельетона выступать с опровержениями вследствие нарушения "Закона о средствах массовой информации".

Фельетон сочетает в себе информативность, публицистичность и образность. Этим во многом диктуются требования к его языку. В нем используют точные и ясные языковые средства, исключающие двусмысленности и непонимание; широкое применение находят экспрессивные и эмоциональные элементы языка, средства народной речи, фольклор, пословицы и поговорки.

В состав публицистических жанров следует включить еще и предметный указатель репортаж. По поводу репортажа можно встретить разноречивые высказывания: его считают и самостоятельным жанром и разновидностью жанра, относят и к информационному и к публицистическому направлениям.

В принципе в репортаже могут сочетаться признаки различных жанров. Наряду с освещением фактов и явлений в нем могут присутствовать элементы беседы, отчета, зарисовки и т.д. Чтобы читатель заинтересованно воспринял содержание репортажа, в него наряду с описанием и повествованием включают яркие авторские отступления, красочно и эмоционально характеризующие событие и действующих лиц. Для репортажа, можно сказать, всегда выбираются наиболее злободневные, острые темы, повседневно волнующие человека, касающиеся его насущных жизненных интересов. Репортаж освещает факты, имеющие и познавательное значение, однако и тут автор обычно не оказывается безучастным, вследствие чего в излагаемом материале непременно проявляется его индивидуальность. Чем глубже прочувствован материал, тем ярче и нагляднее получается репортаж. Все это и позволяет рассматривать репортаж как самостоятельный публицистический жанр. Он бывает иллюстрирован не только авторскими зарисовками и красочными отступлениями, но и фотоснимками, вплоть до того, что фоторепортаж приобретает свою самостоятельность как особый жанр. Репортажи занимают видное место в различных периодических изданиях, начиная с газет и кончая журналами.

Любой жанр не представляет собой нечто однородное, поэтому было бы ошибкой настаивать на том, что репортаж - жанр сугубо публицистический. В данном случае речь идет о наиболее типичных чертах. Возможны репортажи, которые по своему построению, способам изложения и составу используемых средств отображения имеют более информационную, нежели публицистическую направленность. Однако и тут в нем обнаруживается связь с публицистикой, которая проявляется в человековедческом подходе к освещению событий, в его обращенности к человеку.

Еще одним произведением, в котором смешаны признаки разных жанровых направлений, является предметный указатель очерк. Обычно очерк содержит элементы публицистики, вместе с тем он близок к малым формам художественной литературы - к рассказу или короткой повести, но отличается от них своей фактографичностью; он строится не на вымысле, а на конкретной информации. Очерк более чем какое-либо другое из рассмотренных произведений обращен к человеку. Его назначение в том, чтобы образно представить человека в жизни и деятельности, в различных ситуациях, где проявляются высокие качества его нравственности, морали, характера.

При построении очерка обращается внимание на логичность и последовательность освещения событий, на выбор приемов и средств, позволяющих убедительно раскрыть смысл и значение явлений, дать характеристику людей. Опытные очеркисты выделяют в нем пять основных композиционных элементов: экспозицию, которая вводит читателя в тему и в курс событий; завязку или начало действия; развитие действия; его высший момент - кульминацию и развязку, или концовку.

Описываемые в очерке события воспроизводятся документально, поэтому он информативен. Исследуя события в соответствии с целевой установкой, автор дает им свою оценку, выражает свое к ним отношение. И не только положительное; в очерке возможны и критика негативных явлений и обличение пороков. Недопустимой ошибкой считается приукрашивание фактов, а также выдумки и домысливания, искажающие реальную действительность. Вследствие нарушения этого требования очерк теряет такие необходимые качества, как познавательность и воспитательность. Показываемые в нем события и люди должны быть "очерчены" четко, без ненужных подробностей и деталей, которые могут затемнить главное. Важно найти основное и выделить самое яркое и типичное.

Художественную выразительность очерку придает использование образных средств в описании людей и природы, хотя в нем нет широких, развернутых картин, какие свойственны произведениям художественной литературы. Язык очерка обычно выразителен, образен; в нем используются такие яркие средства, как эпитеты, метафоры, поговорки; речь героев строится на живом разговорном языке. Таким образом, очерк можно отнести к художественно-публицистическим жанрам.

Завершая рассмотрение жанровой специфики произведений, имеющих отношение к периодическим изданиям, нужно сказать, что в этих изданиях (не только в литературно-художественных журналах, но и в других, например в газетах) могут быть опубликованы различные произведения малых художественных жанров (небольшие рассказы и др.). При этом они в принципе сохраняют традиционную жанровую структуру и не отличаются какими-либо существенными особенностями, требующими специфического редакторского подхода, несколько отличающегося от общих методов работы над художественным текстом. Иначе обстоит с произведениями крупных художественных жанров (романами, повестями), которые обычно публикуются в литературно-художественных журналах в так называемом журнальном варианте. Однако и тут редактор имеет возможность опираться на общие положения, относящиеся к редактированию произведений художественной литературы.

 


© Центр дистанционного образования МГУП, 2001