В начало учебникаОглавление Глава 3.2.2 Информация об изданииОб изданииСписки иллюстраций и терминовАвторы издания Глава 3.1

 

РЕДАКТОРСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

 

3. РЕДАКЦИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ

3.2. Редакция специального журнала

3.2.1. Основы и слагаемые организационно-управленческой работы

 

Редакции специального журнала обычно имеют в своем составе заместителя (заместителей) главного редактора, ответственного секретаря, необходимые структурные подразделения (отделы), включающие редакторов и других сотрудников. Структура тематических отделов редакции зависит от профиля, целевого назначения, читательского адреса и других характеристик издаваемого журнала.

Редакционный коллектив руководствуется в своей деятельности уставом редакции, договором с издателем, указаниями главного редактора, а также решениями редакционной коллегии.

С целью координации работы редакций, исключения возможности дублирования публикаций, а также более эффективного использования трудовых и материальных ресурсов, на базе журналов, близких по тематике, про профилю или категории читателей, при издательствах могут быть созданы объединения редакций с выделением в каждом из них одного журнала в качестве головного. В некоторых издательствах существуют объединения журналов по технологическому признаку.

Принципы и основные этапы организационно-творческой работы журнальной редакции над авторским оригиналом, общий порядок его прохождения и работы над корректурами обычно определяются положением, которое разрабатывается в редакции каждого конкретного журнала с учетом его специфики. Основой для разработки положения служат редакционный устав, договор с издателем, возможные типовые положения, руководящие документы, в том числе учредителя и издателя. Положение должно быть согласовано с Законом о средствах массовой информации, законодательством в области печати и книгоиздания. В нем учитываются также возможности и условия подготовки и выпуска журнала в зависимости от характера и уровня редакционно-издательской технологии, применяемых форм и методов организационно-хозяйственной деятельности, штатного состава редакции и других существенных факторов. Естественно, что с изменением обстоятельств положение подлежит пересмотру и корректировке.

Главным документом, программирующим деятельность редакции, является предметный указатель перспективный тематический план. В нем перечисляются основные темы публикаций на год. В каждом номере журнала желательно публиковать материалы по каждой его рубрике. При планировании следует учитывать, что тематика должна по возможности полно и вместе с тем без дублирования отражать актуальные направления и задачи журнала в соответствии с программой его деятельности.

Перспективное планирование позволяет журналу максимально использовать преимущества, например, перед газетой: дольше работать над вариантами материалов, более основательно исследовать проблему, консультируясь со специалистами, больше уделять внимания литературной отделке публикаций. Конечно, все это возможно при условии, если авторы представляют оригиналы своих материалов в установленный срок, что во многом зависит от организаторско-управленческой работы редактора.

Чтобы иметь возможность работать над материалом без спешки в течение необходимого времени, редактор должен иметь твердую уверенность в целесообразности его опубликования. Такая уверенность основывается на перспективном плане редакции. Следовательно, чтобы включить тему в план, нужно четкое осознание ее потребности для читателя журнала и именно в том аспекте, в каком замыслена ее разработка. Последнее относится к одному из основополагающих факторов при составлении перспективного плана. Поэтому иногда с автором приходится заблаговременно обсуждать пути разработки темы вплоть до письменного их освещения.

Перспективный тематический план требует от составителей такого профессионального качества, как умение прогнозировать развитие общественных явлений: науки и производства, читательских требований. Без этого невозможно подготавливать актуальные номера, сдавая их в набор за несколько месяцев до выхода в свет. Основа такого прогнозирования коренится в глубоком знании круга проблем, относящихся к профилю журнала.

Перспективный план журнала - обширный документ, включающий десятки, а иногда и сотни тем. При этом подробные тематические разработки в нем не отражаются, поскольку излишняя детализация может мешать восприятию общей программы журнала на год, затушевывать ее оценку. Вместе с тем пределы детализации ограничиваются объемом плана, который должен быть оптимальным рабочим документом.

Для более четкой и оперативной работы редакции целесообразно на основе перспективного плана составлять планы на более короткие периоды, например на ближайшие 2-3 месяца. Планы такого рода могут включать темы, имеющие наибольшую актуальность для данного периода времени и обеспеченные творческим заделом. Естественно, что в этих планах отражаются и другие сведения, в частности здесь же указываются сроки сдачи материалов. Оперативное планирование позволяет редакции (редактору) осуществлять более действенный контроль за поступлением авторских оригиналов и вместе с тем создает предпосылки для более качественной их проработки и управления редакционными процессами.

Большая роль в реализации перспективного тематического плана отводится предметный указатель редакторам. Обычно за каждым из них закрепляется определенный тематический раздел, в рамках которого редактор занимается организацией материала и его редактированием. Успешному решению редакционно-издательских задач способствуют творческие контакты редактора с авторами. Формируя авторской актив из видных ученых и опытных специалистов соответствующей отрасли, редакция может обеспечить себе прочный задел творческих заявок и актуальных материалов. Работа с авторами на доредакционной, стадии должна быть направлена на то, чтобы до минимума сократить редакторскую обработку авторских оригиналов. С этой целью целесообразно снабдить авторов рекомендациями, следуя которым можно было бы подготавливать рукописи таким образом, чтобы они не нуждались в серьезном редактировании.

Важным направлением в организационно-управленческой деятельности редакции является установление и постоянное поддержание контактов с читательской аудиторией. Начальным этапом этого процесса является изучение интересов и спроса читателей, которое возможно на основе обширных социологических исследований, включающих сбор, анализ и оценку мнений и критических замечаний читателей, данных подписки, сведений о распространении журнала в розничной торговле и др. Собственно, эта деятельность направлена в итоге на решение функциональных задач журнала как средства коммуникации и распространения информации в системе науки и производства. Вместе с тем она является основой для решения маркетинговых задач, отчего во многом зависит действенность журнала и его рентабельность. Конечно, потребность в научном журнале обуславливается, в первую очередь, уровнем содержания и его соответствием информационным запросам читателей. Однако не нужно рассчитывать только на то, что читатели сами путем информационных разысканий выйдут на журнал. Редакция не должна пребывать в пассивном состоянии, а активно, с использованием средств пропаганды и рекламы информировать и заинтересовывать читателей, расширяя их круг.

Таким образом, редакция призвана в соответствии с профилем журнала и редакционными планами организовывать работу с авторами и читателями, проводить рассмотрение и редактирование материалов, обеспечивая их оперативную подготовку на высоком научном, профессиональном и литературном уровне.

 


© Центр дистанционного образования МГУП, 2001