В начало учебникаОглавление Глава 4.1 Информация об изданииОб изданииСписки иллюстраций и терминовАвторы издания Глава 3.2.3

 

РЕДАКТОРСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

 

3. РЕДАКЦИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ

3.2. Редакция специального журнала

3.2.4. Редакционный процесс и функции редактора

 

Работа предметный указатель редактора журнала обусловлена спецификой редакционного процесса в журнальной редакции и отличается от работы редактора книжной редакции. Она более разнообразна, динамична, что отражается и на взаимоотношениях редактора с автором. В книжных редакциях с автором заключается договор, который определяет их правовые отношения. В условиях журнала договорного документа как такового не существует, материал заказывает ответственный секретарь, редактор отдела, члены редколлегии в устной форме или фиксируя свою просьбу в письме. И в том и в другом случаях можно говорить все же не о правовых отношениях, а о морально-этических обязательствах. Заказанные статьи оцениваются исходя из общих требований к качеству материалов, но с учетом того, что они присланы по согласованию с редакцией.

Редактор журнала, как правило, работает с уже поступившим материалом, заказанным (на основе личного общения с автором по телефону, письмом) или пришедшим самотеком. В первом случае автору заранее обозначается тема, ее направленность, высказываются пожелания редакции о желательном раскрытии тех или иных аспектов, проблем. Статьи, пришедшие без предварительной договоренности, отражают личную инициативу предметный указатель авторов.

Именно поэтому крайне важно собрать вокруг редакции действительно компетентных, знающих специалистов, знакомых с издательскими требованиями. Редактор специального журнала должен быть в курсе всех последних достижений в своей отрасли, посещать конференции, принимать участие в семинарах, поддерживать тесные контакты с организациями и учреждениями того тематического направления, за которое он отвечает (если в редакции есть такое разделение). Без таких связей невозможно сформировать предметный указатель авторский актив, найти своих авторов.

В привлечении авторов большую роль играет связь редактора с предметный указатель редколлегией журнала. Входящие в ее состав ведущие ученые, руководящие работники, высококвалифицированные специалисты-практики знают, кто лучше всего подходит для освещения той или иной темы. Так, директор НИИ может не только указать актуальные проблемы, но и назвать сотрудников своего коллектива, способных выступать в качестве авторов. Такая практика значительно упрощает работу редактора, гарантирует от поступления случайных материалов.

Поскольку существующие требования к оформлению авторских оригиналов знают далеко не все авторы, целесообразно, чтобы в памятке автору, о которой упоминалось выше, были представлены и общеиздательские требования к авторским оригиналам, и конкретные пожелания данной редакции. Они обычно касаются объема материалов, качества и количества иллюстраций, принятых в данной отрасли стандартов, технических условий. Требования к авторским оригиналам излагаются обычно и в специальной рубрике журнала "Вниманию авторов".

В соответствии с принятым порядком делопроизводства редакция ведет картотеку авторов, где собраны необходимые сведения о них и, в частности, бывает указано тематическое направление (круг вопросов), по которому специализируется каждый автор.

Во многих журналах практикуется выступление в качестве авторов редакторов: они пишут статьи, очерки, рецензии, хроникальные сообщения и другие материалы. Все поступающие в редакцию материалы должны регистрироваться в специальном журнале. Кроме того, они отражаются в картотеке, фиксируются все этапы прохождения статей. Целесообразно выделять в таких картотеках два ряда статей: 1) находящихся в работе и 2) получивших отказ. На практике иногда используют цветные рейтеры для обозначения основных этапов движения материалов: один цвет - для обозначения ''рецензирование'', другой - для обозначения доработки, третий - для материалов, намеченных на обсуждение редколлегии, четвертый - для материалов, готовящихся в очередной номер. Ведение такой картотеки позволяет в случае необходимости быстро определить, на каком этапе, в каком состоянии находится материал.

После получения рукописи редакции, как правило, отправляют автору типовой бланк, в котором сообщается о дате поступления ее в редакцию. Такой бланк важен, поскольку определяет "точку отсчета" для материала. По сложившейся практике обычно устанавливают месячный срок со дня поступления оригинала для оценки качества его оформления, соответствия тематики, профилю и программе журнала. Качество оформления рукописи оценивается с точки зрения приемлемости текста и иллюстраций для редактирования и полиграфического воспроизведения. Материал должен быть комплектным, напечатан через два интервала, по 58-62 знака в одной строке и т.п. Соблюдение всех этих требований важно прежде всего для редактора, так как позволяет более четко строить работу над содержательными аспектами оригинала, не тратить время на его оформление. Если полученные материалы в течение месяца не были отправлены автору на исправление, они считаются принятыми редакцией для дальнейшего рассмотрения.

После приема авторского оригинала он должен получить редакторскую оценку, что делается в возможно короткий срок, но не более чем в течение трех месяцев со дня поступления его в редакцию. Ответственность за соблюдение сроков рецензирования и за степень объективности оценки несет редакция и ее руководство.

Существует двухэтапный порядок оценки материалов. На первом этапе, предварительном, в оценке участвуют руководство редакцией (предметный указатель ответственный секретарь, предметный указатель заместитель главного редактора, заведующий редакцией, редакторы отделов), нештатные специалисты (в качестве рецензентов могут выступать и члены редколлегии). Оценка и рецензирование поступивших материалов - ответственный этап редакционно-издательского процесса. Рецензирование способствует строгому и взыскательному отбору авторских оригиналов, обладающих высокими содержательными и литературными достоинствами. Однако внешнее рецензирование не является обязательным, поскольку редакция может сама определить качество материала и целесообразность его публикации. Следующий этап - обсуждение на редколлегии. Материал на утверждение редколлегией представляется с мнением заместителя главного редактора, ответственного секретаря и рецензента.

Рукописи дискуссионного характера, получившие на предварительном этапе противоречивые отзывы, редакция может рекомендовать для обсуждения на расширенном заседании редколлегии с привлечением автора и соответствующих специалистов.

При рассмотрении вопроса о целесообразности публикации должны быть оценены научный уровень материала, актуальность освещаемых вопросов, новизна и информативность произведения, соответствие его объема выбранной теме, а также необходимость публикации в полном объеме или целесообразности депонирования. Выводы предварительной оценки могут содержать одно из следующих решений: 1) принять материал к опубликованию; 2) вернуть материал автору для устранения отмеченных недостатков; 3) направить материал на рецензирование; 4) направить материал на редактирование с последующим рассмотрением на редколлегии; 5) передать на депонирование; 6) признать материал непригодным для опубликования и сообщить об этом автору.

Допустимо представлять на обсуждение редколлегии и отредактированные рукописи. Однако это может быть реализовано только в том случае, если качество рукописи не вызывает сомнения или если у редакции есть большой "задел" в выполнении графиков прохождения журнала.

Автору сообщается о принятом решении: если рекомендуется доработка, направляется письмо редакции с замечаниями рецензентов, с которыми редакция согласна, или копии рецензий; в случае отказа - мотивированное обоснование.

Подбор рецензентов осуществляет предметный указатель редактор по согласованию с предметный указатель заместителем главного редактора. Состав рецензентов утверждается редакционной коллегией или главным редактором. В редакциях ведутся картотеки рецензентов, где указан тематический профиль каждого потенциального рецензента и паспортные данные.

Редакция вправе не принимать отзыв об авторском оригинале, если он не содержит анализа научного, литературного уровня материала, не указывает на актуальность выбранной автором темы, целесообразность ее освещения в журнале. Кроме того, учитывается наличие в рецензии "рабочей" части с рекомендациями и указаниями на доработку.

В практике журнальных редакций существуют те же проблемы организационного плана, что и в книжных: рецензенты часто не соблюдают указанные сроки, не выполняют требований к качеству отзывов; рецензии носят подчас формальный характер, бывают необъективны, малосодержательны. Все это делает особенно важной работу по формированию "штата" рецензентов, привлечению к рецензированию компетентных специалистов, соблюдающих требования редакции и установленные сроки оценки.

Процесс подготовки одобренных авторских оригиналов к сдаче в производство включает: редактирование текста и иллюстраций, полную или частичную перепечатку отредактированного материала, считку, вычитку (с соответствующей подготовкой - изготовление дубликатов, нумерацию страниц, проверку соответствия иллюстраций подлинникам). Затем идет работа над корректурными оттисками.

Отредактированный, проверенный, перепечатанный и считанный текст, а также оригиналы иллюстраций передаются ответственному за выпуск номера (выпускающему редактору). Как правило, в редакциях существует очередность штатных сотрудников, в соответствии с которой они выполняют обязанности по выпуску номера журнала. предметный указатель Выпускающий редактор проверяет комплектность номера, логическую последовательность разделов и рубрик, наличие всех необходимых на этапе до сдачи в производство элементов аппарата (аннотаций, индексов УДК при статьях, сведений об авторах и т.д.).

Считанный и пронумерованный издательский оригинал журнала передается на чтение редактору, ведущему номер (заместителю главного редактора), с визой которого поступает на предметный указатель вычитку. Вопросы по вычитке снимает редактор, готовивший материал по соответствующему разделу. Он проверяет целесообразность внесенных изменений, уточняет отдельные факты, вносит стилистическую правку. Подготовленные материалы прочитываются редактором, ведущим номер (заместителем главного редактора), и передаются ответственному за выпуск.

Полностью подготовленный и скомплектованный номер передается на чтение предметный указатель главному редактору (если заместитель уже участвовал в процессе подготовки), с визой которого "в набор" передается ответственному секретарю или сотруднику, выполняющему его функции, который направляет номер в производство.

Реакционно-издательский процесс с применением оригинал-макета включает в себя, кроме перечисленных этапов, техническую разметку для печати оригинал-макета, печатание оригинал-макета в необходимом количестве экземпляров, подготовку иллюстраций для изготовления клише или иных печатных форм, корректурный процесс, подписание вычитанного и исправленного оригинала-макета номера к набору и печати, обработку оригинала-макета художественным и техническим редакторами, подготовку спецификаций, проверку оригинала-макета на соответствие требованиям стандартов и технических условий, после чего осуществляется его передача типографии для полиграфического исполнения.

Сроки, отводимые на каждый этап редакционно-издательского процесса, устанавливаются графиком прохождения журнала в производстве.

Корректурные оттиски, чистые листы и сигнальный экземпляр поступают в редакцию в сроки, установленные договором с полиграфическим предприятием. Редакция строит работу строго в соответствии с графиком.

Корректурные оттиски и пробные репродукционные оттиски, передаваемые из типографии на чтение и проверку в редакцию, должны быть проверены на комплектность, качество и соответствие их требованиям основных документов, устанавливающих взаимоотношения с типографией.

предметный указатель Корректор и предметный указатель редактор, ведущий материал раздела, приводят набранный текст оттисков в полное соответствие с текстом оригинала и указаниями по художественно-техническому оформлению полос. Редактор отдела, ведущий номер (заместитель главного редактора), читает корректурные оттиски, анализирует исправления корректора, редактора и автора, просматривает расположение иллюстраций и таблиц, оценивает качество полиграфического воспроизведения оригинала.

Направленный в типографию рабочий экземпляр должен быть подписан: корректором, редактором (только полосы набора, которые он ведет), редактором номера (полосы соответствующих разделов). Главный редактор (его заместитель или ответственный секретарь) и главный художник (или художественный редактор) ставят подписи на титульном листе номера.

Номер в печать и на выпуск в свет подписывает только предметный указатель главный редактор журнала. В исключительных случаях (отсутствие главного редактора по болезни, из-за отпуска, командировки) это право, оформленное соответствующим приказом по редакции, предоставляется заместителю главного редактора; в случае его отсутствия - ответственному секретарю.

Отсутствие главного редактора не снимает с него персональной ответственности за качество подготовки номера к сдаче в печать и на выпуск в свет.

Работа, выполняемая редактором журнала на стадии подготовки материалов к опубликованию, составляет лишь часть его функциональных обязанностей. Большое самостоятельное место в его деятельности занимают творческие процессы, связанные с редактированием материалов. Причем главное здесь приходится на редактирование статей, поскольку они являются основой научных и специальных журналов.

 


© Центр дистанционного образования МГУП, 2001