В начало учебника Оглавление Глава 2.3 Информация об издании Об издании Списки иллюстраций и терминов Авторы издания Глава 2.1

 

РЕДАКТИРОВАНИЕ
ОБЩИЙ КУРС

 

Глава 2. Редакторские начала в издательской деятельности России ХVII века

§2 Организационные аспекты подготовки изданий

 

Выпуск изданий требует организации определенных процессов и предполагает обеспечение каждого этапа подготовки издания теми или иными видами работ. В рассматриваемый период зарождаются начала редакционно-издательского процесса. Так, важнейшим учреждением на предметный указатель Московском печатном дворе была предметный указатель Правильная палата, где исправляли рукописи и сверяли печатные тексты. Эту работу выполняли предметный указатель справщики, чтецы, писцы. Таким образом, редактирование и корректирование текста ("справа") были выделены в самостоятельный этап подготовки издания.

предметный указатель Справщик выполнял функции и предметный указатель редактора, и предметный указатель корректора, а также церковного и государственного цензораВ печатном деле XVII века на Руси уже достаточно четко дифференцировалось более 10 специальностей. Основные из них: словолитцы, наборщики, тередорщики (печатники), батырщики (набивали печатную форму краской), олифлянники (разводили краску), резчики (вырезали пунсоны и деревянные формы для отливки и тиснения гравюр), рудники (коптили сажу и приготовляли из нее типографскую краску) знаменщики (художники), переплетчики. Подготовку текста к печати и корректуру его осуществляли справщики. Около Сретенских ворот, в начале улицы, размещалась уже дворцовая Печатная слобода, в которой жили работники Печатного двора. . Однако справщики зачастую были плохо подготовлены, допускали ошибки и искажения различного рода. Очевидно, именно поэтому и появилась предметный указатель царская Грамота, по которой исправление церковных книг в московском Печатном дворе было поручено иноку Троице-Сергиевого монастыря именной указатель Арсению Глухому и священнику именной указатель Ивану Клементьеву Наседке, ибо им " именной указатель подлино известно книжное учение и потому, что они и грамматику и риторику знают". Прежние же справщики "едва азбуке умеют... не знают, кои в азбуке письмена гласныя и согласныя и двоегласныя... Священная же философия и в руках не бывала. Божественныя же писания точию по чернилу проходят, разума же сих не понудятся ведети"См. Либрович С.Ф. История книги в России. Ч. 1. . Это был первый государственный документ, определявший требования к тем, кто участвует в подготовке издания.

Исследовавшая исторические процессы развития редактирования именной указатель К.М. Накорякова пишет, что "во второй половине XVII века справа книг на Московском печатном дворе была уже налажена". Ее осуществляли в специально отведенном на печатном дворе помещении - предметный указатель Правильной палате. Справщики работали за большим дубовым столом. В сохранившемся оригинале 1641 года, с которого в 1822 году перепечатывали церковный устав, поправки сделаны чернилами и киноварью, вставки занесены на вклейки, текст, который нужно было исключить, перечеркнут киноварью, внесены некоторые новые заглавия к статьям, изъяты непонятные слова, несколько статей изложено по-новому или сокращено, проведены орфографические и пунктуационные исправления, изменен порядок статейСм.: Накорякова К.М. Редакторское мастерство в России XVI-XIX вв. - С. 34-36. .

Этот оригинал наглядно демонстрирует специфику подготовки текста к изданию, в сущности своей не изменившуюся до сего времени. Правда, надо отметить, что исправления в него скорее всего вносил автор, составитель документа, а не редактор, поскольку "предметный указатель справщикам запрещалось без доклада делать в тексте исправления"Накорякова К.М. Редакторское мастерство в России XVI-XIX вв.- С. 36. .

Обязанности предметный указатель справщиков были четко определены:

"1. Должность справщиков - исправлять книжное правление, дабы в печатании книжном каковых погрешностей не было, и когда каковую книгу вновь в типографию напечатать повелено будет и прислан будет письменный оригинал, то с того оригинала правильной палаты писцы должны переписать копию, которую, прочитав с справщиками, отдают наборщикам для набору.

2. С означенной переписной с подлинного оригинала копии те наборщики, набрав, велят тередорщику с батырщиком на том наборе напечатать лист на приправочной бумаге и оные наборщики, прочитав, должны взнесть в Правильную палату к правлению.

3. Взнесши в правильную палату, те чтецы и писцы со оною переписною с подлинного оригинала копиею, оный напечатанный лист прочитав, выправят и велят еще лист напечатать для правления справщиком.

4. А справщики, выправя, велят подлинные печатать тысячные листы, коликое число указом повелено будет напечатать завод или два таким же способом, как и с печатных книг делается. А завод называется 1200 книг"Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. - М., 1984. - С. 289. .

Таким образом, уже в XVII веке уделяется внимание организации подготовки изданий.

Сохранились материалы, которые позволяют судить о характере процесса подготовки печатных книг в предметный указатель Верхней типографии. Он включал следующие этапы: создание черновой рукописи, написанной автором - Симеоном Полоцким. Она представляет собой совокупность новых и ранее написанных текстов. Текст содержит большое число исправлений, дополнений, вставок, изъятии. Многие вставки имеют иллюстративный, пояснительный характер, многие - стилистический, есть конъюнктурные, а также дополняющие, уточняющие сказанное описанием более поздних событий и фактов или ссылками на произведения различных авторов. Отметим, что библиографические списки в сборниках произведений именной указатель С. Полоцкого - богатейшие и во многом уникальные, отражают русские и зарубежные источники.

Черновую рукопись переписывали писцы. Переписанный текст правил автор и именной указатель С. Медведев. Именно этим этапом работы завершены такие рукописные книги именной указатель С. Полоцкого, как предметный указатель "Обед душевный..." и предметный указатель "Вечеря душевная...". На основе этих источников были созданы наборные экземпляры в форме рукописных книг - предметный указатель "Белые книги", как называл их сам именной указатель Сильвестр Медведев. Тексты в них написаны рукой именной указатель Медведева и исправлены им самим и именной указатель С. Полоцким.

"предметный указатель Белые книги" прежде всего интересны тем, что в них материально ощутимо сочетаются рукописная и печатная традиции русской книжной культуры XVII века, новые, вызванные к жизни развитием типографского дела, формы органического их соединения. Сказанное прежде всего относится к шрифту, его рисунку, заставкам, буквицам, всему художественному оформлению, расположению текста, формам и приемам комментирования.

После предметный указатель "Белых книг" готовили предметный указатель корректуры. Затем предметный указатель печатный экземпляр - полиграфическую копию "Белой книги".

Таким был редакционно-издательский процесс не только в Верхней типографии, но и в издательском деле страны в XVII веке. Он сохранился до XIX столетия, а в видоизмененном, преобразованном виде дошел до наших дней. Суть его в одномоментном существовании рукописной и печатной книги. В духовной жизни рукописная книга дополняла, а нередко и заменяла печатную (старообрядческая, например). В издательских, типографских процессах она играла роль предметный указатель наборного экземпляра и такой промежуточной формы, как предметный указатель оригинал-макетСм.: Омилянчук С.П. Развитие редактирования в России XVII века: Конспект лекций. - М., 1998. - С. 20. .

В XVII веке делало первые шаги профессиональное обучение кадров для издательского дела. В 1681 году при предметный указатель Печатном дворе на Никольской улице открылось училище, где изучали греческий и славянский языки. Наряду с государственными чиновниками школа готовила и кадры для московских типографий. Через год, в 1682 году при Заиконоспасском монастыре открылось первое русское высшее учебное заведение - Московская Эллино-греческая школа, с 1687 года - Славяно-греко-латинская академия. В нее перевели учеников из старших классов школы предметный указатель Печатного двора.

Выпускники этой академии работали справщиками и руководителями московских типографий. Были среди них и такие известные ученые, типографы, переводчики, как именной указатель Алексей Барсов, именной указатель Карион Истомин, именной указатель Николай Семенов, именной указатель Федор Поликарпов, именной указатель Сильвестр Медведев, монах именной указатель Ефимий, справщик именной указатель Никифоров и многие другие.

 


© Центр дистанционного образования МГУП, 2001