В начало учебника Оглавление Глава 5.5 Информация об издании Об издании Списки иллюстраций и терминов Авторы издания Глава 5.3

 

РЕДАКТИРОВАНИЕ
ОБЩИЙ КУРС

 

Глава 5. Редакторская деятельность в издательском деле первой трети ХIХ века

§4 Редакторская подготовка книжных изданий

 

В рассматриваемый период значительный объем в потоке изданий приходится на книжные издания. В начале XIX века сократилось число издаваемых книг по сравнению с концом XVIII века. Но постепенно книгоиздание расширяется. На первом месте по количеству изданий стоит художественная литература, книги исторического и религиозно-богословского содержания. На втором месте - научная литература.

В это время издание литературы осуществляли и сами авторы, и владельцы типографий, и книгопродавцы. Кроме того, издательской деятельностью занималась предметный указатель Академия наук (на государственные средства), а также научные общества, которые на собственные деньги выпускали свои труды.

Начало века характерно дальнейшим развитием изданий. Значительно изменились поэтические вкусы читающей публики. Утрачивается интерес к одам, надписям, эпистолам и другим жанрам поэзии классицизма и усиливается интерес к лирике - интимной, сентиментальной, романтической именной указатель Берков П.Н. Издания русских поэтов ХVIII века. История и текстологические проблемы // Издание классической литературы: Из опыта .

Видоизменяется предметный указатель облик изданий. Теперь уже на титуле обозначают не только жанр произведения и имя автора, как это делалось раньше ("Притчи" Александра Сумарокова, "Элегии" Федора Козельского и т.п.). Заботой автора и издателя сборники получают самостоятельные названия. Назовем несколько таких сборников. "Минуты муз" В. Попугаева - 1801; "Цветы граций" П. Шаликова - 1802 год; "Пустынная лира забвенного сына природы" И. Варакина - 1807; "Сумерки моей жизни" И. Долгорукова - 1806; "Венок для милых" - 1809; "Печальные, веселые и унылые тоны моего сердца" Ф. Рындовского - 1809.

Усиливается дифференциация предметный указатель видов изданий, формируется их облик, который определяет оформление издания, принципы расположения произведений.

Изменяется традиционное расположение стихотворений в соответствии с требованиями иерархии жанров. Поэты решают этот вопрос в соответствии с тематикой произведений или опираясь на другие принципы. В то же время антологии русской поэзии все еще создаются по привычным правилам. именной указатель В.А. Жуковский опубликовал "Собрание русских стихотворений" (1810-1815), расположив произведения по жанровому признаку.

Привычной формы придерживается и именной указатель Г.Р. Державин, подготовивший свое собрание сочинений со строгим соблюдением жанрового принципа и принципа иерархии жанров. После его смерти этот принцип использовался при издании его произведений. Например, в четырехтомном издании "Сочинений" Державина (издатель - именной указатель А.Ф. Смирдин), которое вышло в свет в 1831 году.

Уже в первой трети XIX постепенно определяются основные аспекты работы редактора, круг обязанностей, формируются формы и методы подготовки книжных изданий.

Публикуя литературно-художественные произведения, редактор, как правило, над их текстом не работал. Хотя при подготовке изданий другой литературы работа над текстом проводилась.

В 1805 году один из владельцев типографии Кряжева пишет Максимовичу, автору издания "Указатель российских законов": "Вы же сами знаете, что я кроме обязанности моей печатать получаемый от вас оригинал вам деятельно помогал и в приведении оного в порядок..."Полуденский М. Типография Мея и Кряжева // Библиографические записки. - 1859. - № 19. - С. 600. . Напомним, что предметный указатель "редактирование" в буквальном значении перевода с французского и есть "приведение в порядок".

Важное направление работы редактора - определение композиции издания. В рассматриваемый период композиция издания становится предметом литературно-критического анализа. Так, по поводу упомянутого издания именной указатель Державина именной указатель Н.А. Полевой писал: "Новое издание сочинений его великолепно, но порядок, в каком они расположены, нам не нравится... Хронологический порядок был бы лучше, ибо сочинения Державина нельзя делить на роды"Московский телеграф. - 1832. - Т. 46. - С. 397. .

именной указатель Полевой выступает против жанрового принципа расположения материалов. По поводу издания произведений именной указатель Державина он пишет: "...Вернее всего принять порядок хронологический. Тогда получили бы мы поэтическую летопись внутренней жизни его и могли видеть, как и что делало впечатление на пламенную душу поэта..."Московский телеграф. - 1832. - Т. 46. - С. 397. .

именной указатель Полевой поднимает вопрос и о полноте издания, отборе произведений, подготовке примечаний. Он пишет: "Жаль, что нет вариянтов; жаль, что не все собрано. Не говорим о примечаниях, которых, говорят, оставил Державин две большие тетради... Проза его также остается неизвестною. именной указатель Державин описал, говорят, подробно бунт Пугачева - как это любопытно. И почему этого не издать"Московский телеграф. - 1832. - Т. 46. - С. 397. .

Таким образом, именной указатель Полевой рассматривает подробно технику подготовки собрания сочинений.

Большое влияние на развитие собственно редакторского дела в России оказал издатель и книгопродавец именной указатель А.Ф. Смирдин. Объединив силы крупнейших и известнейших писателей того времени, этот издатель ориентировался на запросы широкой читающей публики и опирался на сформировавшийся уже интерес к художественной литературе. Не случайно именной указатель Белинский называет тридцатые годы XIX века "смирдинским периодом".

Изменилось "лицо" книжного дела. Из любительства по преимуществу оно превращается постепенно в строго профессиональную отрасль. предметный указатель Редактор в этой отрасли наряду с издателем занимает ведущее место. Причем личность редактора, его редакторское мастерство во многом определяют издательскую деятельность. Именно негодных редакторов именной указатель О.И. Сенковского и именной указатель Н.И. Греча, которым издатель доверил редакторскую часть своих изданий, современники обвиняют в том, что содержание этих изданий не всегда отвечало тем целям, которые ставил именной указатель Смирдин, и даже в том, что этот блестящий издатель разорился.

Важным условием высокого уровня первых изданий именной указатель Смирдина стало то, что издатель сумел привлечь лучшие литературные силы того времени. На обложке первой из двух книжек предметный указатель альманаха "Новоселье" была помещена гравюра "Обед в книжной лавке Смирдина". Здесь в числе гостей Пушкин, Крылов, Вяземский и другие известные литераторы.

Книжная лавка именной указатель Смирдина была своеобразным клубом. Писатели заходили сюда за книгами, за новостями, для того чтобы друг с другом увидеться. Опыт именной указатель Смирдина убедительно доказывает, что предметный указатель редактор и предметный указатель издатель современной литературы должен опираться на неформальный авторский актив. Тогда среда, окружение издателя и редактора станут для него источником определения направления изданий, позволит сформировать их состав, учитывая отношение к произведениям профессиональных опытных писателей.

Большим вкладом в развитие российской культуры явилось издание предметный указатель серии "Собрание сочинений русских писателей". Было напечатано около 70 выпусков. В те времена, когда читающая публика увлекалась, в основном, французским чтением, такое предприятие несло в себе черты просветительства, открывало русскому читателю русскую же литературу.

Таким образом, книгоиздание формирует определенное направление культуры, и в то же время собственно редакторская работа постепенно обретает профессиональные черты, выделяясь в самостоятельную сферу деятельности.

Особый интерес с точки зрения становления редактирования как сферы деятельности представляет опыт редакторской работы именной указатель А.С. Пушкина. Есть материалы, показывающие некоторые критерии оценки Пушкиным литературно-художественного произведения. Кроме того, опыт подготовки Пушкиным альманаха предметный указатель "Современник" дает богатейший материал для характеристики организационных моментов формирования издания и работы Пушкина-редактора с авторами.

 


© Центр дистанционного образования МГУП, 2001