В начало учебника Оглавление Глава 7.5 Информация об издании Об издании Списки иллюстраций и терминов Авторы издания Глава 7.3

 

РЕДАКТИРОВАНИЕ
ОБЩИЙ КУРС

 

Глава 7. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века

§4 М.Е. Салтыков-Щедрин - редактор

 

именной указатель М.Е. Салтыков-Щедрин в качестве редактора впервые начинает работать в предметный указатель "Современнике" с конца 1862 года. Он был ближайшим помощником именной указатель Некрасова, принимал участие в распределении материала, вел переписку с авторами, переговоры с цензурой. В 1863 и 1864 годах он выступает как автор хроники "Наша общественная жизнь", в материалах которой с позиций революционной демократии обсуждает проблемы общественной и культурной жизни России. В это время он опубликовал до тысячи страниц журнального текста в "Современнике", закончил цикл "Невинные рассказы", создал первые четыре очерка "Помпадуров и помпадурш", сотрудничает в сатирическом отделе журнала "Свисток".

В редакторской деятельности именной указатель Салтыкова-Щедрина нашли отражение его политические и эстетические взгляды. Он пропагандирует революционно-демократическую программу, отстаивает материалистическую эстетики, разработанную именной указатель Белинским, а затем развитую именной указатель Чернышевским и именной указатель Добролюбовым.

В 1866 году издание предметный указатель "Современника" было запрещено. В конце 1867 года Некрасов заключает договор с издателем журнала предметный указатель "Отечественные записки" именной указатель А.А. Краевским и становится фактическим издателем и редактором журнала. Совместно с Некрасовым редактором журнала становятся его ближайшие сотрудники по предметный указатель "Современнику" - именной указатель М.Е. Салтыков-Щедрин и именной указатель Г.В. Елисеев.

Общее руководство журналом осуществлял именной указатель Некрасов, беллетристическим отделом заведовал именной указатель Салтыков-Щедрин, публицистическим - именной указатель Елисеев. именной указатель Некрасов и именной указатель Салтыков-Щедрин превратили журнал в лучший после "Современника" русский литературно-общественный журнал второй половины XIX века. К участию в работе журнала были привлечены крупнейшие русские писатели: А. Островский, Г. Успенский, а также известные писатели своего времени В. Слепцов, А. Левитов, В. Гаршин, Д. Мамин-Сибиряк.

Их редакторскую работу отличали идейность и принципиальность. Они сформировали журнал, имеющий определенное политическое лицо. Об этом свойстве, как об одном из основных свойств журнального издания, именной указатель Салтыков-Щедрин писал: "Если журнал не ищет твердых понятий о том, куда он идет и чего хочет, если он занимается донашиванием чужих одежд и догладыванием чужих оглодков, заслуживает ли он чести называться органом и руководителем общественного мнения? Нет, не заслуживает"Н. Щедрин (М.Е. Салтыков). Полн. собр. соч. Т.6. - М.: ГИХЛ, 1941. - С. 74. .

Обратим внимание на то, что именной указатель Салтыков-Щедрин обозначает журнал как орган и руководитель общественного мнения. Именно эта возможность - руководить общественным мнением - рассматривалась редакторами-издателями того времени как основная задача журнальных изданий. Решая ее, редактор выдвигал определенные требования к отбору произведений, подбору авторов, выбору тем и проблем, рассматриваемых в журнале, которые определяло мнение именной указатель Щедрина, что "литература и пропаганда - это одно и то же".

С конца 1876 года именной указатель Щедрин возглавляет редакцию предметный указатель "Отечественных записок" один, так как Некрасов тяжело заболел. После смерти Некрасова Щедрин руководит беллетристическим отделом, и демократическое направление было выражено в этом отделе яснее, чем в публицистическом.

Важное место в редакторской деятельности Щедрина занимали организационные аспекты.

именной указатель Н.К. Михайловский, работавший со Щедриным, отмечал, что именно именной указатель Щедрин придал журналу "цельность и определенность физиономии", способствовал тому, что "Отечественные записки" стали журналом, а не просто сборником "более или менее интересных или неинтересных статей"См.: Михайловский Н.К. Полн. собр. соч. Т. 5. - 1908. - С. 283-284. . Очевидно, цельность журнала, как и цельность "Современника" при именной указатель Некрасове, обеспечивалась стремлением редактора выдерживать определенную идейную направленность за счет того, чтобы все отделы отвечали его общему направлению. Большинство сотрудников журнала придерживалось одной общественно-политической и эстетической линии в своих взглядах - это были единомышленники.

Основой отбора произведений литературы в "Отечественных записках" было идейное содержание произведения. Редакция останавливала свой выбор на произведениях, направленных против остатков крепостничества, раскрывающих тяжелое положение народа, имеющих демократическое направление. Кроме того, в журнале публиковали сочинения, отвечающие требованиям художественности, хотя на первом месте, повторяем, стоял критерий демократичности. По поводу отбора произведений в журнал именной указатель Ф.М. Достоевский писал: "Тут может быть лишь один вопрос: настолько ли имя Ваше ретроградно, что уже, несмотря ни на что, Вам надо будет непременно отказать? Они именно держатся такого взгляда, и прийди хоть сам Мольер, но если он почему-либо сомнителен, то и его не примут"Цит. по: Л.Ф. Тоскин. М.Е. Салтыков-Щедрин - редактор // Лекции по теории и практике редактирования. - Вып. 3. - М.,1958. - С. 44. .

Исследовавший редакторский опыт именной указатель Салтыкова-Щедрина именной указатель В.Е. Барыкин пришел к выводу, что "читая чужую рукопись, Салтыков-Щедрин, конечно, не превращался в литературного правщика, заботящегося только о внешнем лоске произведения. Он оставался общественным деятелем, человеком передового мировоззрения; принимая или отвергая ту или иную рукопись, внося в нее значительную правку, или, наоборот, печатая ее без изменений, Щедрин делал то дело, благодаря которому "Отечественные записки" заняли такое важное место в истории русской культуры и общественной жизниБарыкин В.Е. Из редакторского опыта М.Е. Салтыкова-Щедрина // Книга Исследования и материалы. -М., 1973. - Сб. 26. - С.49. .

именной указатель Барыкин отмечает, что прежде всего именной указатель Щедрин, как редактор, нетерпимо относился к несоответствиям между общими направлениями журнала и линией произведений, предлагаемых к публикации. Поэтому при отборе материалов Щедрин придерживался того требования, чтобы проявлялось четкое отношение автора к общественно-политическим проблемам, и чтобы помещаемые в журнале труды не противоречили друг другу.

Например, в 1880 году именной указатель Салтыков-Щедрин отвергает один из лучших романов именной указатель П.Д. Боборыкина, хотя до этого "Отечественные записки" публиковали его произведения. По этому поводу именной указатель Боборыкин пишет именной указатель Н.К. Михайловскому: "Вчера получили письмо от Михаила Евграфовича, где говорится, что роман мой идет "совершенно в разрез" с общим направлением беллетристики "Отечественных записок"... и что ему "не хочется печатать 6 частей вещи, "которой не сочувствуешь""Цит. по: Барыкин В.Е. Из редакторского опыта М.Е. Салтыкова-Щедрина. Книга. Исследования и материалы. - М., 1973. - Сб.26. - С.54. .

Высокую требовательность предъявлял именной указатель Щедрин к языку произведений. Он говорил: "Надо каждое слово рассчитать, чтобы оно не представляло диссонанса, чтобы оно было именно то самое, которое следует"Цит. по: Барыкин В.Е. Из редакторского опыта М.Е. Салтыкова-Щедрина. Книга. Исследования и материалы. - М., 1973. - Сб.26. - С.54. .

Характерно отношение именной указатель Салтыкова-Щедрина к начинающим авторам: он внимательно читал их произведения, назначал встречи для личного разговора, вносил серьезную правку, если видел, что произведение может быть напечатано, но недостаточно отделано. Многие писатели прошли "школу Щедрина" в предметный указатель "Отечественных записках". Среди них именной указатель Мамин-Сибиряк, именной указатель Г. Успенский, Салов.

Как и именной указатель Белинский, Щедрин большую роль отводил библиографическому отделу. Здесь помещались различные формы рецензий - предметный указатель статьи, предметный указатель пародии, предметный указатель фельетоны, которые в целом самым активным образом отражали общее демократические направление журнала.

именной указатель Салтыков-Щедрин вошел в историю теории редактирования как редактор, который много работает над текстами авторов, порою в корне изменяя отдельные части произведения. По сути, для молодых начинающих писателей это была своеобразная школа литературного мастерства. В статье " именной указатель М.Е. Салтыков-Щедрин - редактор" именной указатель Л.Ф. Тоскин приводит ряд примеров довольно активного вмешательства Щедрина в авторский текст. Он пишет: именной указатель "Н.К. Михайловский приводит случай с молодым талантливым писателем Котелянским, повесть которого "Чиншевики" Щедрин не только исправил и сократил, но и вытравил на всем протяжении повести одно из действующих лиц, со всеми его довольно сложными отношениями к другим оставшимся действующим лицам. именной указатель А.М. Скабичевский приводит не менее характерный пример, как одна сентиментальная романистка окончила свой роман смертью героини от чахотки, а Щедрин, редактируя рукопись, внес изменение и закончил роман браком героини с героем"Л.Ф. Тоскин. М.Е. Салтыков-Щедрин - редактор // Лекции по теории и практике редактирования. - Вып. 3. - М.,1958. - С. 46. .

именной указатель Работу Щедрина над произведениями начинающих авторов, в сущности, нельзя рассматривать как редактирование в том смысле, в каком мы рассматриваем редакторскую деятельность в данном конспекте лекций. Работа Щедрина - это своеобразная передача писательского опыта одного писателя другому. В эпистолярном наследии Щедрина - в его переписке с авторами и редакторами - содержатся общие принципы оценки Щедриным произведений литературы, многие из которых реализованы им в "Отечественных записках". В статье именной указатель М.Е. Мордовченко именной указатель "М.Е. Салтыков-Щедрин - редактор" дан подробный анализ правки Щедриным двух очерков именной указатель Г.И. УспенскогоСм.: Глеб Успенский. Материалы и исследования. - Л.: АН СССР, 1938. - С. 397-427. . Правка говорит о том, что Щедрин подходил к этим очеркам, как и к другим литературным произведениям, с позиций революционной демократии и прежде всего обращал внимание на идейную сторону произведений.

Но работа именной указатель Щедрина над сочинениями молодых начинающих авторов говорит о том, что Щедрин стремится как можно более широко представить их на страницах предметный указатель "Отечественных записок". Именно здесь начал печататься именной указатель Д.Н. Мамин-Сибиряк, часто публиковался именной указатель В.М. Гаршин.

По поводу своей работы с авторами именной указатель Салтыков-Щедрин писал: "Наиболее талантливые люди шли в "Отечественные записки", как в свой дом, несмотря на мою нелюдимость и отсутствие обворожительных манер. Мне доверяли, моему такту и смыслу, и никто не роптал, ежели я изменял и исправлял..."Щедрин Н. Соч. Т. 20. - С. 56. .

Обратим внимание на слова "талантливые люди шли в "Отечественные записки", как в свой дом...". именной указатель Щедрин, очевидно, прекрасно понимал, как важно иметь вокруг издания талантливый авторский актив. Ведь одно из важнейших направлений работы любого издательства - формирование авторского актива.

 


© Центр дистанционного образования МГУП, 2001