В начало учебника Оглавление Выводы к главе 8 Информация об издании Об издании Списки иллюстраций и терминов Авторы издания Глава 8.2

 

РЕДАКТИРОВАНИЕ
ОБЩИЙ КУРС

 

Глава 8. Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-х годов ХIХ века

§3 Редакторский опыт А.П. Чехова

 

Важное значение для развития теории и практики редактирования имеет литературный опыт именной указатель А.П. Чехова.

Наследие Чехова не имеет отношения к профессиональной предметный указатель редакционно-издательской деятельности. Правда, в конце 80-х - начале 90-х годов Чехов руководил беллетристическим отделом предметный указатель журнала "Русская мысль". Но специальных исследований этой работы Чехова нет. Известно только, что писатель переделывал рассказы, которые присылали авторы, способствуя тем самым их публикации.

Тем не менее, эпистолярное наследие Чехова имеет богатый материал, позволяющий судить об основных требованиях писателя к произведениям литературы, о его отношении к труду редактора и к авторам.

Внимательно следил именной указатель А.П. Чехов за литературной деятельностью своего брата Александра Павловича Чехова. В одном из писем А.П. Чехов пишет:"... Город будущего выйдет художественным произведением только при следующих условиях: 1) отсутствие придлинновенных словоизвержений политико-социально-экономического свойства; 2) объективность сплошная; 3) правдивость в описании действующих лиц и предметов; 4) сугубая краткость; 5) смелость и оригинальность; беги от шаблона; 6) сердечность"Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. Т. 13. - М., 1948. - С. 214-215. .

По сути, перед нами те же подходы, которые именной указатель Чехов реализовывал в своих рассказах. Однако он не ограничивается общим подходом, раскрывая и собственную лабораторию творчества: "... В описаниях природы надо хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина"Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. Т. 13. - М., 1948. - С. 214-215. .

В другом письме А.П. Чехов пытается объяснить, как следует выбирать персонажей художественного произведения: "Отставные капитаны с красными носами, голодающие писатели, чахоточные женщины, честные молодые люди без единого пятнышка, возвышенные девицы, добродушные няньки - все это было уже описано и должно быть объезжаемо, как яма"Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. Т. 14. - М., 1948. - С. 363. . Это замечание, на первый взгляд частное, представляет интерес для предметный указатель теории редактирования с двух точек зрения. Во-первых, великий писатель говорит о том, каких героев не следует вводить в повествование. Он обозначает лиц, которые превратились из-за частого привлечения в произведения литературы в литературные штампы, предостерегая брата от того, чтобы он шел проторенной другими дорогой. Действительно, новизна, свежесть изображения являются важнейшими качествами художественной литературы. Следовательно, персонажи - основной компонент всякого произведения искусства - должны быть собственным авторским открытием для читателя. Во-вторых, - и это тоже важнейшее условие работы редактора над произведением художественной литературы, - Чехов не подсказывает автору, каких героев искать, не пытается натолкнуть его на определенные типажи. Он, как профессиональный писатель, прекрасно понимает, что герои произведения должны быть открытием самого автора, только в этом случае они будут отвечать первому требованию - станут открытием для читателя, запомнятся ему. В высказывании Чехова звучит еще одна, важная для редактирования, мысль: персонажи литературного произведения берутся из реальной сегодняшней жизни - тогда они будут отвечать критерию новизны.

Письма именной указатель Чехова к авторам отличаются теплотой, показывают внимательное, вдумчивое отношение к произведениям. В них поражает скрупулезность анализа, внимание к фабуле, композиции, языку произведений.

Писатель обращает внимание на мелочи, которые, по его словам, снижают уровень произведения, умаляют его достоинства. Особенно тщателен он в анализе деталей, предлагая начинающему автору самостоятельно доработать сочинение и показывая, как важны эти "мелочи" в общем звучании художественного текста. Он пишет: "... В "Калошах" много ошибочек вроде "дом № 49". В Москве нумерации в адресах не существует" (М.В. Киселевой)Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. Т. 13. - М., 1948. - С. 23. или "... Нельзя сказать "брызнул продолжительный дождь", ... не годится фраза "появилась долгая улыбка" (Н.А. Хлопову)Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. Т. 14. - М., 1948. - С. 41-42. . Обращаясь к авторам, именной указатель Чехов деликатен, его замечания конкретны и ясны. Он стремится объяснить начинающему автору, как работать, чтобы двигаться вперед. "Надо рассказ писать 5-6 дней и думать о нем все время, пока пишешь, иначе фразы никогда себе не выработаетеЧехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. Т. 15. - М., 1948. - С. 274. .

На приглашение С.П. Дягилева стать редактором беллетристического отдела предметный указатель журнала "Мир искусств" Чехов отвечает отказом и в качестве одной из причин называет необходимость, по его мнению, единства руководства журнала: " Как картину пишет только один художник и речь говорит только один оратор, так и журнал редактируется только одним человеком"Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. Т. 20. - М., 1948. - С. 119. . Приведенное замечание существенно с точки зрения организации деятельности того или иного издания. За ним стоит требование целостности, единства издания, которое обеспечивается, конечно же, редактором. Не случайно Чехов повторяет в том же письме: "В журнале, как в картине или поэме, должно быть одно лицо, и должна чувствоваться одна воля"Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. Т. 20. - М., 1948. - С. 119. .

 


© Центр дистанционного образования МГУП, 2001