Московский государственный университет печати

Беловицкая А.А.


         

Общее книговедение

Учебное пособие


Беловицкая А.А.
Общее книговедение
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Введение

2.

Глава 1. ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБОБЩЕННОГО КНИГОВЕДЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ О КНИГЕ

3.

Глава 2. РАЗВИТИЕ КНИГОВЕДЕНИЯ В РОССИИ ДО 1917 г.

3.1.

Первоначальные этапы развития науки о книге в России

3.2.

Русское библиографическое общество (1889-1930)

3.3.

Книговедческая деятельность Н.М. Лисовского

3.4.

Русское библиологическое общество (1899-1931)

3.5.

Книговедческая деятельность А.М. Ловягина

4.

Глава 3. СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КНИГОВЕДЕНИЯ в 1917-1958гг.

4.1.

Книговедческие центры 20-х-начала 30-х гг. и основные направления их деятельности

4.2.

Теоретические концепции крупнейших советских книговедов

4.3.

Развитие отдельных книговедческих дисциплин в конце 20-х и в 30-е гг.

4.4.

Книговедческая полемика начала 30-х гг.

4.5.

Основные направления книговедческих исследований в 40-50-е гг.

5.

Глава 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО КНИГОВЕДЕНИЯ

5.1.

Концепция комплексности науки о книге

5.2.

Функциональная концепция книговедения

5.3.

Концепция «пересекающихся наук»

5.4.

Системно-типологическая концепция

6.

Глава 5. КНИГА. КНИЖНОЕ ДЕЛО. КНИЖНОЕ ИЗДАНИЕ.

6.1.

Книга и понятие об информации (социальной, семантической, семиотической, материально-предметной)

6.2.

Содержание и структура коммуникационного процесса «сознание»

6.3.

Книга в системе понятий «контекст», «текст», «произведение»

6.4.

Формы способа социальной коммуникации (межличностная, групповая, массовая) и книга

6.5.

«Издание» и процесс массовой коммуникации

6.6.

Книга в книжном деле. Содержание книговедческой категории «книга»

6.7.

Книжное издание

6.8.

Формы книги в процессах книгопроизводства, книгораспределения, книговоспроизводства

7.

Глава 6. СИСТЕМА КНИГОВЕДЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

7.1.

Объект книговедения

7.2.

Состав и структура объекта книговедения

7.3.

Предмет книговедения

7.4.

Структура книговедения

7.5.

Система книгоиздательского знания

7.6.

6.6. Система книготоргового знания (библиополистика)

7.7.

Система библиотечного знания (библиотековедение)

7.8.

Система библиографического знания (библиографоведение)

8.

Глава 7. КНИГОВЕДЕНИЕ И СМЕЖНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

9.

Глава 8. СИСТЕМА МЕТОДА КНИГОВЕДЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

9.1.

Общее понятие о методе

9.2.

Соотношение теории и метода

9.3.

Основания теории метода

9.4.

Теория типологического метода

9.5.

Система типологического книговедческого метода

10.

Глава 9. Перспективные направления развития и актуальные проблемы общего книговедения

Указатели
489   именной указатель
1289   предметный указатель
1   указатель иллюстраций

Интенсивное развитие советского книжного дела, объективная необходимость всемерного повышения эффективности советской книги как способа отражения и средства формирования коммунистического общественного сознания, как орудия идеологии, политики, просвещения, воспитания, ускорения научно-технического и социального прогресса ставят перед книжным делом в целом и перед отдельными его отраслями многочисленные и разнообразные практические, методические, организационные задачи и теоретические проблемы прикладного характера, которые могут решаться оптимально лишь на основе непротиворечивой и целостной теории.

Общественной и социально-культурной задачей советской Наука о книгенауки о книге является повышение эффективности книги. Этим обусловлен процесс расширения и дифференциации высшего Книговедческое образованиекниговедческого образования с целью обеспечения всех отраслей книжного дела высококвалифицированными специалистами. Сегодня вузы страны готовят редакторов, художников-графиков, книговедов-организаторов книжной торговли, библиографов, библиотековедов. Общее книговедение в наборе книговедческих дисциплин для каждой специальности должно стать и постепенно становится фундаментальной базой, обеспечивающей методологическое и теоретическое единство книговедческой подготовки кадров для советского книжного дела и книговедения.

Традиционно учебная книга подытоживае, т предшествующее развитие и современное состояние научной дисциплины, содержание которой является предметом учого курса, и преподносит материал в форме готового знания. Однако специфика самого книговедения предопределила содержательные, структурные и методические особенности учебного пособия. В нем не представляется возможным изложить «готовые» формы общекниговедческого знания - Наука о книгенаука о книге демонстрирует живой процесс выработки и становления фундаментальных категорий и понятий, интерпретации их содержания, обоснования объекта, предмета, метода, состава, структуры, междисциплинарной и внутридисциплинарной организации, выявления, взаимоотношений со смежными дисциплинами и определения места в системе современных наук. Отчасти именно по этой причине в тексте пособия обильно цитируются многочисленные специальные работы, в которых обнаруживается разнообразие теоретических точек зрения и даже принципиальное различие позиций их авторов относительно фундаментальных проблем общей теории книговедения.

Настоящее учебное пособие представляет собой первый опыт теоретической разработки и систематического изложения общего книговедения как относительно самостоятельного методологического раздела в структуре научного знания о книге и как учебной дисциплины.

Освоение курса «Общее книговедение» предполагает использование знаний, полученных студентом при изучении общественных, общенаучных и специальных книговедческих дисциплин. По отношению к общественным дисциплинам общее книговедение представляет собой конкретизацию их объекта, принципов и методов познания применительно к книге. Образуя специально-научную Книговедение: Методологияметодологию, общее книговедение приводит в систему различные по степени обобщенности и конкретности знания о книге и выходит через них на практику.

Основная задача учебного курса «Общее книговедение» - вооружить студента общетеоретическим книговедческим знанием, владение которым позволит с четких мировоззренческих и методологических позиций подходить к анализу и оценке любого книговедческого явления, использовать теоретическое представление о сущности, способе и формах существования книги и книжного дела в последующей практической деятельности, применять общекниговедческие методы исследования, опосредствуя их спецификой той или иной книговедческой дисциплины или области книжного дела, при изучении, анализе, исследовании любых книговедческих явлений или при выборе оптимального способа действия в любой производственной ситуации.

Пособие состоит из 8 глав. В них последовательно раскрывается содержание общего книговедения как общей теории книги и научного знания о ней.

Первая глава посвящена систематизации и интерпретации в предмете книговедения работ и высказываний о книге Маркс К.К. Маркса, Энгельс Ф.Ф. Энгельса, Ленин В.И.В.И. Ленина. В общем книговедении эти первоисточники представляют собой мировоззренческую основу для понимания сущности книги, ее роли и функций в общественном развитии как в прошлом, так и в современных условиях усложнения классовой, идеологической борьбы на мировой арене, ускорения научно-технического и социального прогресса; для понимания исторических и логических закономерностей развития книжного дела и определения путей повышения эффективности книги на современном этапе коммунистического строительства в нашей стране.

Во второй, третьей и четвертой главах последовательно воспроизводятся, интерпретируются с современных научных, позиций конкретные исторические факты, характеризующие основные направления, тенденции и закономерности становления и развития общей теории книговедения в России, а затем в СССР. Анализируется деятельность отечественных книговедческих обществ, организаций и учреждений, крупнейших книговедов-теоретиков, рассматриваются более или менее целостные теоретические концепции книги и научного знания о ней, наиболее значительные работы по отдельным фундаментальным проблемам общей теории книговедения.

Пятая, шестая и седьмая главы отражают содержание общей теории книговедения.

В пятой главе с позиций системно-типологической концепции исследуется, обосновывается и излагается сущность книги как объективного явления социальной действительности и фундаментальной книговедческой категории, а также сущность и формы книжного дела как способа существования книги.

В шестой главе раскрывается содержание и обосновывается конструкция научного знания о книге - его объекта, предмета, состава, структуры, междисциплинарной и внутридисциплинарной организации.

Седьмая глава посвящена выявлению соотношения книговедения с некоторыми смежными дисциплинами. В ней, по сути дела, лишь намечены подходы к решению этой весьма актуальной для науки о книге проблемы.

Восьмая глава представляет собой попытку изложения теории, конструкции и познавательных возможностей общекниговедческого метода познания.

В книге использован материал, накопленный ее автором благодаря практике работы со студентами, общение с которыми помогло достичь ясности во многих содержательных и методических аспектах курса «Общее книговедение». Автор выражает глубокую благодарность всем своим коллегам-книговедам, без доброжелательного участия которых не могла бы появиться эта книга, и считает своим долгом с чувством особой признательности назвать здесь имена ведущего советского книговеда профессора Сикорский Н.М.Николая Михайловича Сикорского, многие годы заведовавшего кафедрой книговедения и редактирования, усилиями которого в учебный план подготовки редакторов был введен специальный курс книговедения и на деятельную поддержку которого автор опирался в его разработке, а также Омилянчук С.П.Сергея Павловича Омилянчука, многолетнего соавтора, в научном содружестве с которым вырабатывалась излагаемая в пособии концепция книги.

© Центр дистанционного образования МГУП