Московский государственный университет печати

Беловицкая А.А.


         

Общее книговедение

Учебное пособие


Беловицкая А.А.
Общее книговедение
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Введение

2.

Глава 1. ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБОБЩЕННОГО КНИГОВЕДЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ О КНИГЕ

3.

Глава 2. РАЗВИТИЕ КНИГОВЕДЕНИЯ В РОССИИ ДО 1917 г.

3.1.

Первоначальные этапы развития науки о книге в России

3.2.

Русское библиографическое общество (1889-1930)

3.3.

Книговедческая деятельность Н.М. Лисовского

3.4.

Русское библиологическое общество (1899-1931)

3.5.

Книговедческая деятельность А.М. Ловягина

4.

Глава 3. СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КНИГОВЕДЕНИЯ в 1917-1958гг.

4.1.

Книговедческие центры 20-х-начала 30-х гг. и основные направления их деятельности

4.2.

Теоретические концепции крупнейших советских книговедов

4.3.

Развитие отдельных книговедческих дисциплин в конце 20-х и в 30-е гг.

4.4.

Книговедческая полемика начала 30-х гг.

4.5.

Основные направления книговедческих исследований в 40-50-е гг.

5.

Глава 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО КНИГОВЕДЕНИЯ

5.1.

Концепция комплексности науки о книге

5.2.

Функциональная концепция книговедения

5.3.

Концепция «пересекающихся наук»

5.4.

Системно-типологическая концепция

6.

Глава 5. КНИГА. КНИЖНОЕ ДЕЛО. КНИЖНОЕ ИЗДАНИЕ.

6.1.

Книга и понятие об информации (социальной, семантической, семиотической, материально-предметной)

6.2.

Содержание и структура коммуникационного процесса «сознание»

6.3.

Книга в системе понятий «контекст», «текст», «произведение»

6.4.

Формы способа социальной коммуникации (межличностная, групповая, массовая) и книга

6.5.

«Издание» и процесс массовой коммуникации

6.6.

Книга в книжном деле. Содержание книговедческой категории «книга»

6.7.

Книжное издание

6.8.

Формы книги в процессах книгопроизводства, книгораспределения, книговоспроизводства

7.

Глава 6. СИСТЕМА КНИГОВЕДЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

7.1.

Объект книговедения

7.2.

Состав и структура объекта книговедения

7.3.

Предмет книговедения

7.4.

Структура книговедения

7.5.

Система книгоиздательского знания

7.6.

6.6. Система книготоргового знания (библиополистика)

7.7.

Система библиотечного знания (библиотековедение)

7.8.

Система библиографического знания (библиографоведение)

8.

Глава 7. КНИГОВЕДЕНИЕ И СМЕЖНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

9.

Глава 8. СИСТЕМА МЕТОДА КНИГОВЕДЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

9.1.

Общее понятие о методе

9.2.

Соотношение теории и метода

9.3.

Основания теории метода

9.4.

Теория типологического метода

9.5.

Система типологического книговедческого метода

10.

Глава 9. Перспективные направления развития и актуальные проблемы общего книговедения

Указатели
489   именной указатель
1289   предметный указатель
1   указатель иллюстраций
Схема 1. Общая модель системного явления в процессе его движения

К концу 50-х гг. возобновляются широкие исследования по общей теории книговедения. В специальной литературе это время справедливо называют «вторым рождением» советской Наука о книгенауки о книге. Оно ознаменовано созданием ведущего теоретического продолжающегося издания Книга. Исследования и материалы«Книга. Исследования и материалы»Издается с 1959 г.; к 1987 г. вышло 54 сборника. С четвертого выпуска (1961) главным редактором этого издания является известный советский книговед проф. Н.М. Сикорский.. На его страницах нашли отражение материалы дискуссий по актуальным методологическим проблемам советского книговедения (1959 и 1964), заглавные доклады и материалы Всесоюзных научных конференций по проблемам книговедения (1971, 1974, 1977, 1980, 1984), которые последовательно фиксировали ступени новейшего этапа развития советской науки о книге и открывали новые исследовательские горизонты. В этом же издании опубликованы важнейшие статьи методологического характера, отражающие состояние и степень разработанности общей теории книговедения.

Книговедение интенсивно развивается как самостоятельная наука, о чем свидетельствует:

  • интернационализация книговедческих исследований, распространение их на союзные республики;

  • расширение круга научных учреждений, ведущих книговедческие исследования (специальные подразделения крупнейших библиотек страны, Всесоюзная книжная палатаВсесоюзная книжная палата, специальные кафедры факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, Московского ордена Трудового Красного Знамени и Украинского им. Ивана Федорова полиграфических институтов, а также институтов культуры. Комиссия комплексного изучения книги научного совета по истории мировой культуры АН СССР);

  • расширение масштабов, дифференциация высшего Книговедческое образованиекниговедческого образования и совершенствование подготовки специалистов для всех областей книжного дела с включением в учебные планы теоретического курса «Общее книговедение» (либо «Основы книговедения», «Введение в книговедение»);

  • создание аспирантуры при специальных книговедческих кафедрах, в научно-исследовательских учреждениях и введение ученых степеней кандидата и доктора наук по специальности 05.25.04 - «Книговедение»;

  • расширение массива книговедческих научных, справочных, научно-популярных, официально-документальных публикаций, а также продолжающихся и периодических книговедческих изданий;

  • создание Система отраслевой научно-технической информациисистемы отраслевой научно-технической информации (ЦБНТИ по печати при Всесоюзной книжной палате; с 1980 г. - «Информпечать»).

Более разнообразными становятся организационные формы консолидации исследовательских сил и координации научных исследований. Кроме всесоюзных конференций, регулярно проводятся внутривузовские и межвузовские книговедческие конференции; традиционными стали «Федоровские чтения» (Государственная библиотека СССР им. В. И. ЛенинаГосударственная библиотека СССР им. В.И. Ленина) и «Федоровский семинар» во Львове, «Смирдинские чтения» (Ленинградский государственный институт культуры им. Н.К. Крупской); «Павленковские чтения» (Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде).

Развитие отдельных книговедческих дисциплин как подсистем Наука о книгенауки о книге и как учебных курсов в системе Книговедческое образованиекниговедческого образования привело к созданию фонда учебных книг по теории и практике Редактированиередактирования, истории книгоиздательского дела, истории книжной торговли, общему и отраслевому Библиографоведениебиблиографоведению, специальному книговедению, книготорговой библиографии, Библиотековедениебиблиотековедению.

Учебные книги появились на основе научно-исследовательских разработок, результаты которых находили отражение в материалах всесоюзных конференций, на страницах уже имеющихся специальных книговедческих изданий («Книга. Исследования и материалы», Редактор и книга, сборник«Редактор и книга». Труды ЛГИК им. Н.К. Крупской, «Советская библиография», сборник«Советская библиография», «В мире книг», журнал«В мире книг») и вновь создаваемых. Так, с 1974 г. начал выходить продолжающийся сборник «Книжная торговля. Исследования и материалы», сборник«Книжная торговля. Исследования и материалы» (с 1980 г. - «Книжная торговля. Опыт, проблемы, исследования», сборник «Книжная торговля. Опыт, проблемы, исследования»), где публикуются материалы о содержании и специфике высшего книготоргового образования, об учебных курсах, формирующих специалиста в этой области книжного дела. Развернулась научно-исследовательская и научно-методическая работа на созданном в 1976 г. в Московский полиграфический институтМосковском полиграфическом институте факультете книжной торговли; одно из направлений - разработка теоретических и методологических основ Библиополистикабиблиополистики как книговедческой дисциплины.

На Украине, во Львове, выходят такие специальные сборники, как «Теорiя i iсторiя книги на Украiнi», «Полiграфия i видавинча справа».

Расширилась тематика исследовательских работ Отдела редкой книги Государственная библиотека СССР им. В. И. ЛенинаГосударственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина в области общей теории книговедения, истории книги, библиографоведения. Регулярными стали сборники «Актуальные проблемы книговедения», сборник «Актуальные проблемы книговедения» (выходят с 1976 г.).

Вопросам истории, теории, методики общего книговедения, книжной торговли и пропаганды книги посвящены сборники, подготовленные кафедрой книжного дела и пропаганды книги факультета книжной торговли МПИСовременные проблемы книговедения, книжной торговли и пропаганды книги: Межведомст. сб. науч. тр. М., 1979 - 1985. Вып. 1 - 3..

Внутренние содержательные процессы, которые происходят в советской науке о книге, позволяют выделить два качественных этапа в ее развитии, соответствующие периоду построения социализма и дальнейшего совершенствования социалистического общества.

Начало первого этапа в книговедении можно обозначить имевшей большое организационное и теоретическое значение дискуссией «Проблемы советского книговедения» в 1959 г.См.: Книга: Исслед. и материалы. 1960. Сб. 2. С. 390 - 421. Началом второго стала Первая Всесоюзная научная конференция по проблемам книговедения в 1971 г.

В период между первой дискуссией и Первой Всесоюзной конференцией прошла вторая дискуссия «Обсуждение назревших проблем книговедения» (1964)См.: Книга: Исслед. и материалы. 1964. Сб. 11. С. 270 - 290., которую организовали Московский полиграфический институт, отдел оформления печатных изданий Всесоюзного научно-исследовательского института полиграфической промышленности и редакционная коллегия сборника «Книга. Исследования и материалы». Появились специальные теоретические публикации по насущным методологическим проблемам книговеденияМалыхин Н.Г. Общественное значение книги //Книга. Исслед. и материалы. 1960. Сб. 3. С. 139-169; Баренбаум И.Е. К вопросу о предмете библиографической науки //Сов. библногр. 1962 № 4. С. 34 - 43; Мыльников А.С. Маркс и Энгельс о книге //Книга: Исслед. и материалы, 1962. Сб. 7. С. 29 - 63 Сидоров А.А. Книговедение-это наука //Известия. 1964. 21 февр.; Баренбаум И.Е. Состояние историографии истории книги в СССР //Тр. Ленингр. ин-та культуры им. Н.К. Крупской. 1964. Т. 15. С. 57 - 84; Сикорский Н.М. Книга и наука о книге //Книга: Исслед. и мате риалы. 1965. Сб. 11. С. 5 - 16; Сидоров А.А. Советская история книги //Там же. 1967. Сб. 15. С. 137 - 170; Баренбаум И.Е. Место библиотековедения и библиографоведения в системе книговедения //Там же. 1967. Сб. 14. С. 5 - 22; Барсук А.И. О книговедении как комплексной науке //Там же. 1968. Сб. 17. С. 35 - 54; Барсук А.И. К определению понятия 'книга' //Изд. дело. Книговедение. 1970. № 6. С. 3 - 7. Барсук А.И. Вопросы общей теории книговедения //Книга: Исслед. и материалы. 1971. Сб. 22. С. 5 - 34; Сикорский Н.М. Советское книговедение на современном этапе и его актуальные проблемы //Там же. 1972. Сб. 23. С. 5 - 18; Барсук А.И. К построению принципиальной схемы книговедения //Изд. дело. Книговедение. 1972. № 4 С. 37 - 44; Книговедение //Барсук А.И., Сикорский Н.М., Баренбаум И.А. //БСЭ. 3-е изд. М., 1973. Т. 12. С. 337 - 339; Баренбаум М.Е., Барсук А.И. К вопросу о методах книговедческих дисциплин //Книга: Исслед. и материалы. 1974. Сб. 27. С. 189 - 196..

Первая дискуссия и последовавшие за ней публикации определили статус Книговедение: Общее понятиекниговедения как объективно необходимой науки, главная задача которой - научно обоснованное управление практикой книжного дела, во всем многообразии современных форм его существования, а важнейшая теоретическая проблема - разработка Книговедение: Методологияметодологии.

Принципиально важной была также идея о необходимости восстановления преемственности традиций в развитии советского книговедения.

В общей постановке и попытках реальной разработки в качестве важнейших теоретических проблем книговедения на первой дискуссии и в последовавших за ней публикациях были выдвинуты вопросы содержания и специфики книговедения, отличающей его от смежных филологических дисциплин, в единстве и постепенном обособлении от которых книговедение развивалось; состава книговедения, взаимоотношения отдельных книговедческих дисциплин. Менее явно в дискуссии обозначились задачи исследования сущности книги, объекта, Книговедение: Предмет и методпредмета, методов и Книговедение: Структураструктуры книговедения. И произошло это не случайно. Методологически и логически следовало бы на первое место выдвинуть как раз вопросы второй группы. Но исторически для координации научных исследований и консолидации ученых, специализирующихся в различных областях книговедческих знаний, правомернее было сосредоточиться на обсуждении и выяснении позиций именно по первой группе вопросов, т.е. определить общие границы книговедения, размежеваться в предмете с другими дисциплинами и установить характер взаимоотношений отдельных книговедческих дисциплин. В ходе первой дискуссии на повестку дня был поставлен вопрос о разработке проблем, составляющих содержание общего книговедения как структурного уровня и теоретической, методологической основы Наука о книгенауки о книге. Осознание и специальная разработка его начнется уже в середине 70-х гг.

Что касается проблемы сущности Книга: Определениекниги как объективного явления социальной действительности и объекта книговедения, то в такой формулировке эта проблема ни на первой, ни на второй дискуссиях не возникала. Советское книговедение в течение долгого времени интерпретировало книгу как памятник, продукт классовой в классовом обществе культуры, отождествляло с произведением, когда речь шла об участии книги в коммуникационных, общественных, идеологических процессах.

На этой почве в позднейших теоретических работах возник тезис о двойственной природе книги. Истоки его следует искать в определении книги, которое было предложено Щелкунов М.И.М.И. Щелкуновым.

Обозначенные в начале-60-х гг. важные для обоснования статуса Книговедение: Общее понятиекниговедения как самостоятельной науки проблемы объекта, предмета, методов, состава, Книговедение: Структураструктуры определили направление последующих теоретических разработок. И начали их представители различных сфер книжного дела и книговедческого знания.

Поиски способов объединения исследовательских усилий и интеграции, обобщения результатов исследований нашли выражение в последовательном выдвижении на протяжении 60-70-х гг. нескольких Книговедение: Методологияметодологических подходов и разрабатываемых на этой основе теоретических концепций.

Это были: комплексный подход и концепция комплексности книговедения; функциональный подход и функциональная концепция Наука о книгенауки о книге; концепция пересекающихся дисциплин; системно-типологическая концепция книги и науки о ней.

Причем каждая последующая концепция не отменяла предыдущей, а диалектически «снимала» ее, углубляя, теоретически обогащая. Это отражает объективную закономерность развития науки, сущность которой заключается в том, что теория остается актуальной до тех пор, пока она в состоянии объяснять все новые и новые факты, добытые в процессе исследования или предложенные практикой, и потому быть средством получения нового знания об объекте своего исследования.

При непрерывном поступательном развитии советское книговедение сохраняет преемственность традиций, авторитет «первопроходцев», учителей, носителей этих традиций, способность к развитию своего предметного содержания.

Первая из названных концепций нашла свое выражение в предложенной ведущими советскими книговедами Сидоров А.А.А.А. Сидоровым и Сикорский Н.М.Н.М. Сикорским формуле: «Книговедение - комплексная наука о книге и книжном деле». Обсуждение ее стало содержанием второй дискуссии (1964), внесшей существенный вклад в обобщение предшествующего опыта и в дальнейшее развитие теории книговедения и теоретических разделов отдельных дисциплин.

В выступлениях специалистов, принявших участие во второй дискуссии, был конкретизирован состав комплексной науки о книге. В качестве «законных» книговедческих дисциплин были названы: теория и практика Редактированиередактирования, Искусство книгиискусство книги, Библиографиябиблиография, Библиотековедениебиблиотековедение, история многонационального советского Книжное делокнижного дела.

Правда, дифференциация книговедческих знаний, вызванная ускоряющимися темпами развития практики книжного дела, автономизации Книговедческие дисциплины частныечастных книговедческих дисциплин пока еще не приводит к выделению такого раздела в составе и структуре науки, как общее книговедение, поскольку содержание этого раздела есть синтез теоретического знания, полученного в частных книговедческих дисциплинах. Речь идет лишь о возможности появления на «стыках» книговедческих наук нового знания или даже новых научных дисциплин на «общей базе».

Концепция Комплексность науки о книгекомплексности является несомненным достижением теории советской науки о книге, потому что именно в ней реализовалась объективная тенденция к объединению всех книговедческих знаний в единый комплекс.

Комплексный характер многодисциплинарной науки аргументировался пониманием самого объекта науки как комплекса «книга и книжное дело». В некоторых более поздних теоретических работах объект «книга и книжное дело» был расширен до «книга - книжное дело - читатель», в связи с чем наметилась еще одна дисциплина - Читателеведение»читателеведение»Например, в работах И.Е. Баренбаума..

Подобное понимание объекта было закреплено определением книговедения в БСЭ: «Книговедение - комплексная наука о книге и книжном деле, изучающая процессы создания распространения и использования произведений письменности и печати в обществе»БСЭ. 3-е изд. М., 1973. Т. 12. С. 339.. А это означало переход от традиционного изучения только книг к изучению также и процессов, книжного дела, которое здесь же, в БСЭ, определено как «совокупность отраслей культуры и производства, связанных с созданием и изготовлением книги, ее распространением, хранением, описанием и изучением»БСЭ. 3-е изд. М., 1973. Т. 12. С. 235..

Концепция Комплексность науки о книгекомплексности предопределила исторические особенности процесса развития науки о книге в последующее десятилетие. Основным содержанием этого процесса в организационном плане стала консолидация сил ученых-книговедов различных специализаций и координация прежде достаточно разрозненных научно-исследовательских направлений. (В теоретическом плане концепция комплексности, или объединяющая идея, способствовала и Научное знание: Дифференциациядифференциации и Научное знание: Интеграцияинтеграции книговедческого знания, его самоопределению. На основе этой идеи заметно оживились исследования в области историй книговедения, восстановившие искусственно прерванные в конце 30-х гг. традиции в развитии науки о книге; интенсивнее пошла разработка научных основ Книговедческие дисциплины частныечастных книговедческих дисциплин и относительно самостоятельных областей книговедческого знания (книгоиздательского, книготоргового, библиотечного, библиографического), осознававших себя тем не менее составными частями единого комплекса. Это привело к накоплению частнодисциплинарного и специально-книговедческого теоретического знания и к осознанию необходимости его обобщения на междисциплинарном и наддисциплинарном уровне. Однако идея комплексности не была разработана до уровня обоснованной, непротиворечивой и систематически изложенной Книговедение: Методологияметодологии книговедения. Поэтому в книговедении 60-х гг. преобладали тенденции дифференциации, и каждая дисциплина общетеоретические и методологические проблемы, на которые неизбежно выходила в своем развитии, пыталась решать в своих границах и своими средствами.

Важнейшей из таких проблем была интерпретация содержания и определение фундаментальной Книга как категория книговедениякниговедческой категории «книга», которая является объектом исследования для всех книговедческих дисциплин либо в своей целостности, либо частью, либо формой существования.

Характерным для всех частнодисциплинарных определений было традиционное отождествление категории «книга» с материальной, предметной формой ее существования - «книжным изданием» - рукописным или печатным.

Наиболее общим из всех частнодисциплинарных подходов представлялся редакционно-издательский, позволяющий приблизиться к пониманию сущности книги. Ведь именно в редакционно-издательских процессах книга становится реальной, действительной, потому что редакционно-издательское дело и есть способ превращения литературного произведения, записи текста музыкального произведения или копии текста изобразительного произведения в книжное издание. И здесь нужны критерии, управляющие процессом этой организации, ибо одно и то же произведение может быть организовано в различные издания с заданными характеристиками, обеспечивающими прогнозируемый социальный эффект и соответствующие функции будущего книжного издания.

В конечном итоге книговедческая определенность издания (его тип и вид) обусловливаются читательским адресом (или типом читательского восприятия). Иными словами, произведение Организация произведения в книжное изданиеорганизуется в книжное издание с учетом реального или предполагаемого читателя, т.е. функционально.

В начале - середине 70-х гг. в редакционно-издательском деле наметился функционально-типологический подход к интерпретации фундаментальной Книга как категория книговедениякниговедческой категории «книга», правда, по-прежнему отождествляемой с «книжным изданием». Разработка Типология изданийтипологии изданий на несколько лет вышла на передний край теоретических исследований в книговедении.

Реально в публикациях и в выступлениях на второй и третьей Всесоюзных научных конференциях функциональный подход как бы раздвоился на функциональный и типологический, а к концу 70-х гг. каждый из них был неправомерно абсолютизирован и расширен до общекниговедческой Книговедение: Методологияметодологии.

При очевидном наличии «центробежных» сил в развитии единой науки о книге Функциональный метод в книговедениифункциональный метод играл положительную роль «центростремительной» силы до тех пор, пока был в состоянии объяснять большинство книговедческих явлений. И в этом его объективное историческое значение.

Теоретическое обоснование функционального подхода как объединяющего начала для Книговедческие дисциплины частныечастных книговедческих дисциплин было дано в работах ведущих советских книговедов - Барсук А.И.А.И. Барсука, Баренбаум И.Е.И.Е. БаренбаумаБарсук А.И. О книговедении как комплексной науке //Книга: Исслед. и материалы. 1968. Сб. 17. С. 36; Баренбаум И.Е., Барсук А.И. К вопросу о методах книговедческих дисциплин //Там же. 1974. Сб. 27. С. 189 - 196; Барсук А.И. Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин. М., 1975. С. 97.. Как достижение советской науки о книге функциональный подход был квалифицирован в материалах второй (1974) и третьей (1977) Всесоюзных научных конференций по проблемам книговедения.

Абсолютизация функционального метода и подхода, характерная для подавляющего большинства теоретических исследований 60-х - 70-х гг., была исторически оправдана многими причинами.

  • Во-первых, Функциональный метод в книговедениифункциональный метод был традиционен для советского книговедения. Его начали энергично разрабатывать и распространять в 30-е гг.

  • Во-вторых, в теории книговедения проблема методов всегда была и до сих пор остается наименее разработанной, хотя и наиболее актуальной именно в наши дни, когда основным содержанием процесса развития науки о книге является переход от Эмпирическое и теоретическоенаучно-эмпирического уровня к научно-теоретическому.

  • В-третьих, эффективность использования функционального метода в таких бурно развивающихся областях, как Кибернетикакибернетика, математическая теория информации, автоматизированные системы управления, создавали ему репутацию общенаучного универсального метода.

  • В-четвертых, поскольку общекниговедческие методологические проблемы разрабатывались в 60-70-е гг. представителями отдельных книговедческих дисциплин, частнодисциплинарная эффективность функционального подхода и метода была причиной, по которой этот метод квалифицировался как основной общекниговедческий и универсальный.

Функциональный подход трактуется как Книговедение: Методологияметодология книговедения и объединяющий стержень всей комплексной науки.

С позиций функционального подхода Барсук А.И.А.И. Барсук предпринял попытку сформулировать общее определение книги: «Книга - это произведение письменности и печати (или определенная их совокупность), являющаяся продуктом общественного сознания, идейно-духовной жизни общества, одним из средств сохранения, распространения и развития всех форм идеологии (политических взглядов, науки, морали и т.д.), орудием социальной борьбы, воспитания, организации и формирования общественного мнения, орудием научного и технического прогресса»Барсук А.И. К определению понятия 'книга' //Изд. дело. Книговедение. 1970. № 6. С. 6..

Противоречивость этого определения состоит в том, что, во-первых, оно построено на базе общего для всех существовавших ранее определений тезиса: «Книга - это произведение письменности или печати». Поэтому понятие «книга», с одной стороны, расширяется до границ «произведения письменности и печати», причем суть понятий, через которые определяется книга («произведение», «произведение письменности», Произведение печати»произведение печати»), не раскрывается. С другой стороны, содержание категории «книга» сужается в этом определении до уровня «книжное издание» (рукописное или печатное).

Во-вторых, «произведение письменности и печати» квалифицируется как «продукт общественного сознания». Но таковым являются Формы общественного сознанияформы общественного сознания - политические, юридические, эстетические, этические и другие теории, философия, мораль, религия и др., а не книга.

В-третьих, идейно-духовное содержание книги Барсук А.И.А.И. Барсук определяет через перечисление функций книги в обществе, что методологически бесперспективно.

И тем не менее определение, предложенное А.И. Барсуком, объективно сыграло положительную роль при решении общетеоретических проблем Наука о книгенауки о книге, поскольку представляло собой относительное обобщение накопленного книговедческого знания. Однако определение обобщало лишь функциональные признаки, т.е. только часть той системы их, которой характеризуется целостность книги как объективного явления социальной действительности. Но эта неполнота определения стала осознаваться позже, когда еще более четко обозначилась одна из фундаментальных проблем книговедения - целостное исследование сущности книги.

С тех же позиций отождествления «книги» и «книжного издания», функционального подхода и идеи комплексности книговедения Барсук А.И.А.И. Барсук разрабатывает принципиальную схему Наука о книгенауки о книгеБарсук А.И. К построению принципиальной схемы книговедения //Изд. дело. Книговедение. 1972. № 4. С. 32 - 44; Барсук А.И. Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин. М., 1975. С. 28 - 29..

В ее основе - производственные циклы, которые проходит произведение на пути к читателю: редакционно-издательское дело - оформление книги - библиографическое дело - статистика печати - библиотечное дело - книготорговое дело: «Изолированное развитие отраслей Книжное делокнижного дела, как и их изолированное изучение, практически невозможно. <...> столь же тесно взаимосвязаны Библиотековедениебиблиотековедение, Библиографоведениебиблиографоведение, Библиополистикабиблиополистика, Читателеведениечитателеведение, История книгиистория книги, издательского дела и т.д.»Барсук А.И. Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин. М., 1975. С. 30..

В каждой из названных книговедческих дисциплин автор схемы выделяет уровни истории, теории, методики и организации; в читателеведении - истории, социологии читателя, Психология чтенияпсихологии, методики и культуры чтения.

Исчезла в этой схеме сама «книга». Она заменена «произведением», акценты в толковании которого смещаются то в сторону «произведения литературы», то в сторону «произведения письменности и печати», а в схеме «произведение», как и «читатель», вынесено за пределы составных частей Книжное делокнижного делаБарсук А.И. Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин. М., 1975. С. 28 - 29..

В итоге книга определяется практически вне связи с книжным делом, книжное дело определяется по отношению к литературе, произведению, но не к «книге». Содержание понятия «читатель» никак не определяется и не интерпретируется, хотя Барсук А.И.А.И. Барсук считает, что «наиболее существенным и принципиальным моментом в предлагаемой им схеме является выдвижение двуединого комплексного объекта „“произведение (книга) - читатель (потребитель)„“, лежащего в основе всей системы Книжное делокнижного дела и книговедения»Барсук А.И. Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин. М., 1975. С. 30..

Но ставить их в оппозицию даже в такой форме нельзя. «Читатель» (тоже многоуровневое, системное понятие) является не только объектом, но и субъектом книжного дела, потому что произведение литературы, музыки или изобразительного искусства создает автор, человек, общество в конечном итоге. АвторАвтор - первый читатель своего произведения. На всех стадиях Книжное делокнижного дела человек отражает это произведение в своем сознании (читает, дает оценку, редактирует, художественно и технологически оформляет, набирает, печатает и т.д.) и специфическими для книжного дела средствами организует, превращает это Организация произведения в книжное изданиепроизведение в книжное издание, которое затем регистрируется, учитывается, библиографируется, реализуется через книжную торговлю, распространяется через библиотеки, читается. И на каждой стадии - это различные формы отражения, различные процессы, средства организации и различные результаты процессов отражения и организации одной формы книги в другую, одного процесса ее движения в обществе - в другой.

Поэтому объектом книговедческой деятельности в каждой сфере книжного дела оказывается не статичное, неизменное «произведение письменности и печати», как это вытекает из построений Барсук А.И.А.И. Барсука, а различные формы (уровни развития объективного содержания) книги и соответствующие им процессы ее движения в обществе.

Вопрос о сущности отношения двух фундаментальных понятий «книга» и «книжное дело» до конца 70-х гг. не входил в число основных теоретических вопросов книговедения. Эти понятия фигурировали отдельно и независимо друг от друга.

С позиций функционального подхода предмет Наука о книгенауки о книге определяется следующим образом: «Если объектом (материалом) книговедения могут выступать не только «духовные» (общественные) проявления книжного дела, то предметом книговедения являются именно социальные, идеологические, надстроечные аспекты всех областей книжного дела <...> предметом изучения в книговедении выступают лишь отдельные аспекты этих объектов - в той мере и в тех границах, в каких это достигается функциональным изучением, функциональным подходом к ним»Барсук А.И. Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин. С. 27, 98.. Содержательной интерпретации этих аспектов, т.е. структуры предмета, Барсук А.И.А.И. Барсук не предлагает.

Кроме того, предмет науки определяется через метод, что само по себе неправомерно, и современное Науковедениенауковедение утверждает обратное: «Любой метод, даже самый общий, определяется природой исследуемого предмета...»Подкорытов Г.А. Историзм как метод научного познания. М' 1967. С. 27.

Далее в монографии А.И. Барсука Книговедение: Предмет и методпредмет книговедения определяется только через Функциональный метод в книговедениифункциональный метод, который согласно новейшим науковедческим исследованиямСм., напр.: Бирюков Б.В. Кибернетика и методология науки. М., 1974. С. 117 - 178. не предполагает обязательное исследование сущности изучаемого Объект науки о книгеобъекта (в данном случае - книги и книжного дела как объективных явлений социальной действительности) и ограничивает проблему рассмотрением только упрощенных моделей объекта. Возникает вопрос: какая другая наука должна исследовать эту сущность?

Тем не менее необходимо отметить, что монография Барсук А.И.А.И. Барсука, по сути дела, первое в истории отечественного книговедения исследование, где проблема объекта и предмета науки поставлена на категориальном уровне.

На таком же общетеоретическом уровне рассмотрены и Книговедение: Предмет и методметоды книговедения в первой функциональной работе, посвященной специально этому вопросуБаренбаум И.Е., Барсук А.И. К вопросу о методах книговедческих дисциплин //Книга: Исслед. и материалы. 1974. Сб. 29. С. 20 - 45. Эта статья легла в основу содержания главы 'Методы библиографии и библиографоведения в системе книговедческих методов' монографии А.И. Барсука 'Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин' (М., 1975. С. 93 - 114).. Появление ее свидетельствовало о высоком уровне развития теоретических исследований в книговедении, потому что рефлексия науки над собственными способами получения знания - это уже метадисциплинарный, наддисциплинарный уровень, показатель того, что наука начинает осмыслять самое себя, выходит на этап формирования своей Книговедение: Методологияметодологии.

В границах разрабатываемой в 60-70-е гг. концепции книговедения как комплексной Наука о книгенауки о книге и книжном деле в традиционном смысле этих понятий в качестве общекниговедческого метода авторами названной выше работы выдвигается функциональный. Поскольку функциональный метод по природе своей обеспечивает лишь уровень анализа функций исследуемого Объект науки о книгеобъекта, то и раскрывается он на примерах применимости в анализе социальных функций книги (идеологической, коммуникативной, познавательной, эстетической, этической). При этом в одних случаях подразумеваются функции литературного произведения, в других - текста книжного издания или художественного оформления и полиграфического исполнения книжного издания.

Иными словами, продуктивность функционального метода ограничивается выявлением функций отдельных составляющих системного, многоуровневого, сложного целостного образования. Попыток функциональным методом исследовать сущность «книги» как целостности, как системы, как объективного явления социальной действительности авторы не предпринимают. Это и невозможно, потому что знание функций не гарантирует приближения к пониманию сущности явления.

Представление о сущности Объект науки о книгеобъекта науки о книге можно получить лишь посредством выявления и исследования этой сущности, в процессе разработки общей теории, в которую в качестве подсистем должны органически войти также обобщенные до закономерностей, принципов, научных понятий, определений результаты исследования сущности объектов конкретных книговедческих дисциплин.

На базе функционального подхода Баренбаум И.Е.И.Е. Баренбаум и Барсук А.И.А.И. Барсук конструируют и показывают сферы применения таких методов, как аналитико-тематический, структурно-типологический (квалифицируемый как общекниговедческий), типографический, библиографический.

Таким образом, в период с начала 60-х до середины 70-х гг. принципиальными теоретическими положениями книговедения следует считать выдвинутые советскими учеными концепции комплексности науки о Комплексность науки о книгекниге, функционального подхода и Функциональный метод в книговедениифункционального метода.

Развитие этих концепций в специальных исследованиях позволило: осмыслить, объединить и зафиксировать основной корпус накопленных знаний о книге; обозначить с той или иной степенью доказательности те области, явления которых считаются «законными» объектами книговедения; перейти от эмпирических представлений о книге к выявлению и исследованию ее функций в классовом обществе, к функциональному изучению конкретных процессов Книжное делокнижного дела и к формированию Книговедческие дисциплины частныечастных книговедческих дисциплин; назвать и интерпретировать методы, соответствующие данному концептуальному пониманию книги, книжного дела и книговедения.

С позиций функционального подхода и методом функционального анализа был рассмотрен весь комплекс Книговедение: Методологияметодологических проблем с обозначением основных категориальных и структурных параметров научной дисциплины: объекта, Книговедение: Предмет и методпредмета, методов, состава, Книговедение: Структураструктуры книговедения, взаимодействия между составными частями его и смежными дисциплинами.

Иными словами, разработана концепция, обнаружившая в своей целостности и свои слабые стороны, которые сегодня осознаны даже сторонниками этой концепции: «Так называемое Функциональное книговедениефункциональное книговедение сыграло значительную и полезную роль в формировании методологических установок комплексной науки о книге и книжном деле. Но имело оно и узкие места. Постановка в центре книговедческой проблематики социологических аспектов, Функциональный метод в книговедениифункционального метода, на наш взгляд, в значительной степени обедняет круг вопросов, интересующих книговеда»Книговед (Немировский Е.Л.). Книговедческое обозрение // В мире книг. 1978. № 11. С. 95..

Объективная невозможность методом функционального анализа и в границах идеи комплексности книговедения решить фундаментальные методологические проблемы привела к выдвижению еще одной концепции - концепции «пересекающихся наук». Она была предложена в основном докладеСм.: Сикорский Н.М., Немировский Е.Л. Книговедение и его задачи в свете актуальных проблем советского книжного дела //Книга: Исслед. и материалы. 1975. Сб. 30. С. 16-17. на второй Всесоюзной конференции по проблемам книговедения, обсуждалась в сообщениях и выступлениях на секциях общих проблем книговедения, типологии книги, позднее - в обзоре основной проблематики и итогов конференции.

В докладе говорилось: «На страницах специальной печати дискутируется вопрос о комплексном характере книговедения, о том, насколько «автономны» отдельные Научные дисциплины книговедческого цикладисциплины книговедческого цикла. Всем ясно, что насущные проблемы книжного дела могут быть решены лишь в процессе комплексного рассмотрения. (...) Но столь же очевидно, что многие специальные проблемы успешно могут быть решены в рамках каждой книговедческой дисциплины, без выхода за ее, так сказать, «законные угодья». Дело, следовательно, состоит в том, что наряду с общей комплексной Наука о книгенаукой о книге и книжном деле должны развиваться отдельно научные дисциплины книговедческого цикла. Их взаимоотношения с наукой, пользуясь терминологией теории множеств, следует определить не как «включение» или «соединение», а как «пересечение». Ряд вопросов при этом подлежит рассмотрению в рамках комплексной науки. Другие же самостоятельно изучаются науками книговедческого цикла»Немировский Е.Л. Некоторые вопросы общей теории книговедения и истории книги // Проблемы рукописной и печатной книги. М., 1976. С. 11-24..

Автор этой концепции, известный советский историк книги и теоретик, профессор Немировский Е.Л.Е.Л. Немировский говорит:

«Смысл приведенного выше высказывания состоял в том, чтобы рассматривать книговедение, с одной стороны, как единую и цельную научную дисциплину и, с другой стороны, как комплекс отдельных самостоятельных дисциплин книговедческого цикла». Это очевидное противоречие, по мнению Е.Л. Немировского, снимается, если «...изобразить наши научные дисциплины в виде кругов, совпадающие участки которых символизируют результат «пересечения», или же тот круг вопросов, который подлежит совокупному рассмотрению книговедением и отдельными дисциплинами книговедческого цикла»Немировский Е.Л. Некоторые вопросы общей теории книговедения и истории книги //Проблемы рукописной и печатной книги. М., 1976. С. 18 - 19..

Этот тезис предполагает лишь необходимость представителям различных книговедческих дисциплин «договориться» о том, каков будет критерий отбора вопросов, подлежащих комплексному изучению. Но подобная договоренность всегда будет субъективной и лишь случайно может привести к выявлению истинной Книговедение: Структураструктуры книговедения. Дело не в пересечении на одной плоскости нескольких частных книговедческих дисциплин и не в «вынесении за скобки» из их проблематики вопросов, которые надо решать комплексными усилиями и вне каждой из них. В такой постановке проблема непротиворечивой структуры книговедческого знания неразрешима.

При всей теоретической неопределенности тезис о пересекающихся дисциплинах объективно играл роль связующего звена между функциональной концепцией и новым пониманием задач науки.

Появление идеи о пересекающихся дисциплинах было предопределено также и очевидной уже необходимостью переосмысления и подхода и методов науки, ибо прежние уже недостаточны, а новые еще не были выработаны

На самом деле, говорить нужно не о пересечении, а о диалектическом «многообразии единого», о диалектическом единстве книговедческих дисциплин, объективно существующем на уровне Книговедение: Методологияметодологии науки, ее объекта, предмета, методов, т.е. на высшем уровне системы книговедческого знания. Тогда явления, представляющиеся нам качественно различными на уровне форм книги, форм ее Движение книгидвижения и конкретных книговедческих дисциплин, оказываются сущностно едиными в другой, более общей системе на уровне методологии книговедения как науки, в которой каждая конкретная дисциплина, будучи относительно самостоятельной на уровне анализа своего объекта, является лишь элементом, составной частью обобщения, синтеза, позволяющего получить целостное, системное знание о сущности объекта исследования. Не договоренность ученых, а единство Книговедение: Предмет и методпредмета книговедения и обоснованное представление о его Книговедение: Структураструктуре предопределяют единство самой науки, ибо синтез возможен только на основе системного обобщения знаний, полученных во всех областях книговедения, всеми дисциплинами его. Научные дисциплины книговедческого циклаДисциплины книговедческого цикла образуют системно-упорядоченное многоуровневое научное знание о книге. Подобный характер книговедения возможно обосновать только при системном подходе и средствами соответствующего метода. Но это уже будет качественно иной уровень знания.

Реализация системного подхода и Типологический метод в книговедениитипологического метода исследования сущности книги как объективного явления социальной действительности и как фундаментальной книговедческой категории, а также самого знания о книге (его объекта, предмета, методов, состава, структуры, терминологии) началась в недрах функциональной концепции. Системно-типологическая концепция возникла и развивалась как форма снятия теоретических противоречий, не разрешимых в рамках и средствами функционального подхода.

Системно-типологические разработки велись поначалу в предмете теории и практики Редактированиередактирования и в форме исследования и обоснования типологии книжных изданий различных видов литературы.

Познавательные возможности системного подхода и типологического метода обеспечивают решение задач более высокого класса, что и позволило с этих позиций реализовать в настоящем пособии процесс исследования и получения нового целостного знания о сущности книги как объективного явления социальной действительности и фундаментальной книговедческой категории, а также о системной целостности многомерного, многоуровневого научного знания о ней.

Системно-типологическая книговедческая концепция ассимилировала весь предшествующий исторический опыт самой науки о книге, общей теории Системасистем, общенаучного системного подхода, методологии Системный анализсистемного анализа, общенаучной концепции о структурно-уровневой организации материи, Науковедениенауковедения и методологических исследований науки.

Основные теоретические принципы системного подхода как общенаучного методологического познавательного приема разработаны в сегодняшнем науковедении достаточно глубоко, на них может опираться любая конкретная научная дисциплина.

Качественным признаком современного этапа развития науки и практики является осознание системности как одного из свойств объективной действительности. Понятиями «система», «системность», «системное качество» углубляется и конкретизируется сегодня высказанное еще в 70-х гг. XIX в. Энгельс Ф.Г.Ф. Энгельсом принципиальное положение: «В природе выявлена всеобщая связь развития, определено, что одни формы материи развиваются из другой... Из науки была устранена случайность наличия такого-то и такого-то количества физических сил, ибо были доказаны их взаимная связь и переходы друг в друга» (20, 353).

Система Системой называется целостное образование, состоящее из компонентов, или подсистем, устойчивые взаимосвязи между которыми обеспечивают целостность данного образования и порождают новое, интегративное, качество системы, не тождественное сумме качеств всех компонентов и не сводимое к качеству какого-либо одного компонента.

В системном образовании компоненты, его составляющие, сами представляют собой подсистемы, состоящие из элементов (неделимых объектов в пределах данной системы), взаимодействие между свойствами и отношениями которых обусловливают структуру подсистемы. Поэтому целостное исследование системы предполагает и Структурный анализструктурный анализ подсистем ее (или компонентов), взаимосвязь свойств и отношений которых образует структуру данной системы и предопределяет ее системные качества.

Системность - это и способ мышления в процессе отражения, познания системного образования, способ получения нового знания о нем и свойство полученного знания. А оно всегда многомерно, многоуровнево, поскольку результирует познание системного объекта. Поэтому системность - это особое измерение действительности.

Системный подход в научном познании конкретизирует принципы диалектики применительно к исследованию и конструированию объектов как систем и представляет собой установку на системность исследуемого явления.

Объект квалифицируется как системный, если он:

    1) обнаруживает целостность и иерархичность внутреннего строения;

    2) является звеном, подсистемой в определенной иерархии объектов;

    3) имеет как системная целостность специфические отношения с окружающей средой.

Книговедческая системно-типологическая концепция строится на осознании того, что книга и Книжное делокнижное дело как способ ее существования не только системны сами по себе, но и являются подсистемам более общей развивающейся динамической системы Информационный процессинформационного процесса, объективно существующего в природе и обществе.

Опираясь на фундаментальное положение марксистско-ленинской философии о том, что в мире нет ничего, кроме движущейся Материя (филос.)материи, что развитие материального мира есть бесконечный процесс переходов одной формы Движение (филос.)движения материи в другую, системно-типологическая концепция называет и исследует то атрибутное свойство форм движения материи, которое является субстанциальным признаком книги. Это объективно существующая в природе и обществе информация в процессе ее движения. Книга: ОпределениеКнига в самом общем виде есть один из способов существования и движения Информация социальнаясоциальной информации в обществе. Диалектическое определение книги базируется на последовательном изучении процесса перехода одной формы информации в другую вплоть до той, которая и есть книга, и выявлении свойств книги и ее отношений к предшествующим и последующим формам движения информации.

Субстанциальным, сущностным признаком книги обусловлена и ее основная социальная функция - коммуникативная, информационная, т.е. функция обмена, распределения и перераспределения такой формы социальной информации, как Информация семиотическаясемиотическая, в процессе осознанной общественно-практической деятельности. Отсюда необходимость коммуникационного аспекта в подходе к анализу сущности книги. Исходным моментом здесь выступает интерпретация «сознания» как коммуникационного процесса, процесса социального общения, обмена социальной информацией и Абстрагированиеабстрагирование от иных качественных характеристик содержания этой категории. В основе исследования сущности книги лежат, таким образом, диалектический принцип отражения и деятельностный принцип.

В общественно-практической деятельности людей отражение имеет осознанный, целенаправленный характер и существует в форме осознанной организации одной относительно простой формы социальной информации в другую, относительно более сложную.

Диалектическое познание и отражение сущности любого объекта, явления как Системасистемы предполагает исследование его в процессе движения, смены форм, т.е. следование диалектическому принципу развития. Общая модель системного явления в процессе его движения может быть представлена следующим образом: (см. схему).

Здесь понятием «явление» мы обозначаем исследуемый Объект (филос.)объект, его сущность как систему необходимых внутренних и внешних взаимосвязей; понятием «способ существования» - процесс изменения, развития и проявления этих взаимосвязей, т.е. процесс движения содержания данного объекта, явления; понятием «форма» - преходящий промежуточный результат выражения содержания данного объекта и в то же время - процесс этого выражения, т.е. способ существования на следующем этапе движения.

В приведенной схеме каждые три нижележащие уровня (явление-способ его существования - форма), взятые в их единстве, представляют собой подсистему фаз процесса. Сущность подсистемы - переход явления из одного качественного состояния в другое, из одной формы - в другую.

Так как процесс движения явления есть Системасистема последовательно повторяющихся внутренних фаз его, то общая закономерность развития тождественна принципу развертывания отдельных циклов. Уровни «форм» общей системы и «явлений» в ее подсистемах при этом совпадают, порождая Диалектическое единстводиалектическое единство процесса и преходящего промежуточного результата его, взаимообусловленность общесистемных и подсистемных фаз развития, цикличный, спиралеобразный характер их взаимопереходов, а в конечном итоге и многоуровневое единство процесса в целом.

В этой модели формализован принцип развертывания содержания явления через способ его существования и принцип структурной организации одного и того же явления на разных этапах процесса его движения и развития.

Следуя этим принципам, можно раскрыть содержание любого книговедческого явления и как относительно самостоятельного и как подсистемы более общей системы.

Применительно к общему книговедению это будут в первую очередь книга - ее сущность, способ и форма существования, структурные уровни организации, в своем диалектическом единстве отражающие целостность книги, а также научное книговедческое знание, приведенное в Системасистему, т.е. структурированное в соответствии с уровнями организации книги и в соответствии с уровнями ее познания (Книговедение: Методологияметодология, теория, история, методика).

И это уровень развития познания книги, знаменующий переход от описания к исследованию сущности и структур систем и процессов, от фиксации функций к обоснованию их на базе выявленной сущности.

Исходя из этого, Книга: Определениекнигу можно квалифицировать как один из способов целеосознанной организации одной формы Информация социальнаясоциальной информации в другую, относительно более сложную. Дальнейшая задача - исследовать и определить: какой именно - в какую.

Книга возникла в человеческом обществе как способ социального общения людей, чем и обусловлена ее основная социальная функция - функция целеосознанного распределения и перераспределения социальной информации в процессе общественно-практической деятельности. Отсюда еще один принцип, на котором базируется системно-типологическая концепция, принцип коммуникативности, предполагающий исследование книги в качестве составной части, этапа, уровня единого коммуникационного процесса, в котором она реализует свою сущность, признаки, свойства и отношения и вне которого ее сущность невозможно познать.

Переход от описания к объяснению, от явления к сущности совпадает с познанием структуры исследуемых систем и процессов, с переходом от одних структурных уровней к другим. Именно поэтому в современной науке получили широкое распространение системно-структурные исследования, а также соответствующие им методы.

Наиболее общим из них является Типологический метод в книговедениитипологический, т.е. метод выявления и обоснования признака, а чаще всего набора, системы признаков, характеризующих сущность явления в заданной или необходимой системе координат.

В сочетании с системным подходом типологический метод дает возможность и анализа и обобщений на любом уровне структуры исследуемой системы в ее целостности и во взаимодействии с внешней средой. Единство системного подхода и типологического метода и дает название системно-типологической концепции.

С позиций системного подхода и типологическим методом в последующих главах настоящего пособия излагается процесс и результаты исследования сущности книги как объективного явления социальной действительности, наиболее общие способы и формы ее существования, движения, развития, а также обосновывается и конструируется само научное знание о книге (его объект, Предмет научного знанияпредмет, состав, структура, дисциплинарная организация, система метода книговедческого познания).

Основным итогом дореволюционного периода в развитии Наука о книгенауки о книге следует считать постепенное формирование книговедения как самостоятельной области знания, в границах которой начинается дифференциация и обоснование сначала на Эмпирическое и теоретическоеэмпирическом уровне таких книговедческих дисциплин, как Библиографиябиблиография (точнее Библиографоведениебиблиографоведение, по современной терминологии) и библиотековедение.

Основным содержанием процесса развития теоретического знания в конце XIX в. и в самом начале XX в. было выявление соотношения между понятиями «библиография» - Библиотековедение«библиотековедение» - Библиология«библиология» - «книговедение». Причем книговедение и библиология отождествлялись с библиографией, которая, как и библиотековедение, претендовала на обобщающую науку о книге, поскольку трактовалась исчерпывающе широко.

Углубление процесса разделения труда в Книжное делокнижном деле и автономизация его областей (книгоиздательского, книготоргового, библиотечного библиографического дела) способствовали накоплению разнообразных, хотя и разрозненных, знаний, позволивших осознать книговедение как многосоставную науку. Понятия «книговедение» и «библиология» стали употреблять для обозначения всей совокупности знаний о книге, в которую составными частями входят библиография и библиотековедение.

В конце XIX в. появились первые значительные работы (Лисовский Н.М.Н.М. Лисовского, Ловягин А.М.А.М. Ловягина), затрагивающие некоторые проблемы общей теории книговедения: состава, Книговедение: Структураструктуры, методов. Проблема сущности книги в дореволюционном книговедении не ставилась, и все теоретические построения базировались на приблизительном определении книги через внешние, предметные, вещные признаки книжного издания.

Возникли книговедческие общества, расширился массив специально-книговедческих публикаций. Курс книговедения был введен в учебные планы Московского и Петербургского (Петроградского) университетов.

Новый импульс развитию книговедения дала практика советского Книжное делокнижного дела, хотя теория в течение первого десятилетия во многом развивалась еще в границах «старых» традиций (монографии Ловягин А.М.А.М. Ловягина, Куфаев М.Н.М.Н. Куфаева). Однако шел и процесс Книговедение: Методологияметодологического обновления Наука о книгенауки о книге, нашедший отражение в теоретических работах Щелкунов М.И.М.И. Щелкунова, Сомов Н.М.Н.М. Сомова, Новосадский И.В.И.В. Новосадского, Берков П.Н.П.Н. Беркова. В центре теоретических исследований были проблемы сущности книги, объекта, предмета, методов, состава науки о ней. Но разрабатывались они в форме резкой критики «старых» книговедов, доведенной до вульгарного социологизирования.

Два последующих десятилетия - период разысканий и систематизации фактологического материала в границах отдельных книговедческих дисциплин. Накапливаемый исторический, теоретический и методический материал потребовал обобщения на следующем этапе развития советской науки о книге. И это самый плодотворный за всю ее историю период, характеризующийся ярко выраженными тенденциями к Научное знание: Дифференциациядифференциации и Научное знание: Интеграцияинтеграции книговедческого знания.

Первая тенденция проявилась в дальнейшем развитии и теоретическом совершенствовании отдельных книговедческих дисциплин, в появлении и обосновании новых дисциплин (например, Библиополистикабиблиополистики), в углублении проблематики и расширении направлений частнодисциплинарных исследований.

Выступающее как закономерность, опережающее теоретическое развитие то одной, то другой частной дисциплины подводило неизбежно каждую из них к осознанию таких проблем, которых она в своих границах и своими средствами решить не могла. Способом снятия этого объективного противоречия и выражением второй тенденции в развитии Наука о книгенауки о книге (интеграция книговедческого знания) было последовательное выдвижение нескольких общетеоретических концепций - комплексности, функциональной, «пересекающихся наук», системно-типологической.

В последовательной смене этих концепций нашла выражение еще одна закономерность в развитии современной науки вообще и книговедения в частности - углубление процесса диалектизации и теоретизации научного знания, стремление отдельных наук к самоосознанию, к обоснованию в Научное знание: Структураструктуре научного знания Книговедение: Методологияметодологического раздела. В Наука о книгенауке о книге он называется общим Книговедение: Общее понятиекниговедением.

© Центр дистанционного образования МГУП