Московский государственный университет печати

Беловицкая А.А.


         

Общее книговедение

Учебное пособие


Беловицкая А.А.
Общее книговедение
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Введение

2.

Глава 1. ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБОБЩЕННОГО КНИГОВЕДЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ О КНИГЕ

3.

Глава 2. РАЗВИТИЕ КНИГОВЕДЕНИЯ В РОССИИ ДО 1917 г.

3.1.

Первоначальные этапы развития науки о книге в России

3.2.

Русское библиографическое общество (1889-1930)

3.3.

Книговедческая деятельность Н.М. Лисовского

3.4.

Русское библиологическое общество (1899-1931)

3.5.

Книговедческая деятельность А.М. Ловягина

4.

Глава 3. СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КНИГОВЕДЕНИЯ в 1917-1958гг.

4.1.

Книговедческие центры 20-х-начала 30-х гг. и основные направления их деятельности

4.2.

Теоретические концепции крупнейших советских книговедов

4.3.

Развитие отдельных книговедческих дисциплин в конце 20-х и в 30-е гг.

4.4.

Книговедческая полемика начала 30-х гг.

4.5.

Основные направления книговедческих исследований в 40-50-е гг.

5.

Глава 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО КНИГОВЕДЕНИЯ

5.1.

Концепция комплексности науки о книге

5.2.

Функциональная концепция книговедения

5.3.

Концепция «пересекающихся наук»

5.4.

Системно-типологическая концепция

6.

Глава 5. КНИГА. КНИЖНОЕ ДЕЛО. КНИЖНОЕ ИЗДАНИЕ.

6.1.

Книга и понятие об информации (социальной, семантической, семиотической, материально-предметной)

6.2.

Содержание и структура коммуникационного процесса «сознание»

6.3.

Книга в системе понятий «контекст», «текст», «произведение»

6.4.

Формы способа социальной коммуникации (межличностная, групповая, массовая) и книга

6.5.

«Издание» и процесс массовой коммуникации

6.6.

Книга в книжном деле. Содержание книговедческой категории «книга»

6.7.

Книжное издание

6.8.

Формы книги в процессах книгопроизводства, книгораспределения, книговоспроизводства

7.

Глава 6. СИСТЕМА КНИГОВЕДЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

7.1.

Объект книговедения

7.2.

Состав и структура объекта книговедения

7.3.

Предмет книговедения

7.4.

Структура книговедения

7.5.

Система книгоиздательского знания

7.6.

6.6. Система книготоргового знания (библиополистика)

7.7.

Система библиотечного знания (библиотековедение)

7.8.

Система библиографического знания (библиографоведение)

8.

Глава 7. КНИГОВЕДЕНИЕ И СМЕЖНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

9.

Глава 8. СИСТЕМА МЕТОДА КНИГОВЕДЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

9.1.

Общее понятие о методе

9.2.

Соотношение теории и метода

9.3.

Основания теории метода

9.4.

Теория типологического метода

9.5.

Система типологического книговедческого метода

10.

Глава 9. Перспективные направления развития и актуальные проблемы общего книговедения

Указатели
489   именной указатель
1289   предметный указатель
1   указатель иллюстраций

Содержание настоящего пособия представляет собой опыт последовательного теоретического обоснования с позиций диалектико-материалистического системного подхода и средствами книговедческого метода сущности, способов и форм существования, движения и развития книги как объективного явления социальной действительности, системы целостного книговедческого научного знания в Логическое и историческоеисторическом и логическом аспектах (на уровне объекта и его структуры, предмета и его структуры, Междисциплинарная и внутридисциплинарная организация книговедческого знаниямеждисциплинарной и внутридисциплинарной организации), сущности Книговедение: Взаимодействие с другими наукамивзаимодействия книговедения со смежными дисциплинами, типологического метода книговедческого познания, т.е. фундаментальных методологических проблем науки о книге.

Однако это не значит, что теперь все проблемы уже решены. Напротив, с обоснованных здесь позиций, выявленных отношений и закономерностей открываются еще более широкие горизонты предстоящих исторических и теоретических исследований и возможности проникновения на еще большие глубины в познании книги с целью теоретически осознанного, а потому и научно обоснованного управления процессами функционирования книги в обществе и повышения ее эффективности как способа социальной массовой Массовая коммуникациякоммуникации, способа отражения и средства формирования Общественное сознаниеобщественного сознания, орудия идеологии, политики, просвещения, воспитания, ускорения социального и научно-технического прогресса.

Более углубленное освоение мировоззренческого методологического наследия основоположников марксизма-ленинизма применительно к проблемам общекниговедческого, специально-книговедческого и частнодисциплинарного книговедческого знания - гарантия поступательного развития и совершенствования науки о книге и практики книжного дела.

Обогатит книговедение творческое теоретическое осмысление важнейших партийно-правительственных документов - материалов партийных съездов, постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, руководящих органов советского книжного дела.

В дальнейших разработках нуждаются и методологические основы книговедения в направлении более детального исследования содержания и специфики опосредствования книгой наиболее общих философских закономерностей развития природы, общества, мышления. Общественные функции книги должны быть более глубоко теоретически исследованы, обоснованы, интерпретированы до уровня, с которого возможно управление ими в обществе с целью повышения эффективности советской книги.

Разработанные и предложенные в настоящем учебном пособии Теоретическая модель книгитеоретические модели книги, способов и форм ее существования нуждаются в дальнейшей детализации, особенно модели таких наиболее общих форм книги, как Книгоиздательский репертуаркнигоиздательский репертуар и Ассортимент книготорговыйкниготорговый ассортимент и их внутренние уровни. В связи с этим в дальнейшей обоснованной детализации нуждаются теоретические модели специально-книговедческого и частнодисциплинарного книговедческого знания, система книговедческих методов, прежде всего специально-книговедческих и частнодисциплинарных. Результаты этих разработок будут питать общую теорию книговедения.

В числе первоочередных задач эмпирического книговедения можно назвать, во-первых, фундаментальную разработку историографии и источниковедения истории отечественного книговедческого знания с фронтальным обследованием архивных фондов, изученных пока весьма выборочно и фрагментарно. Особенный интерес здесь представляют неопубликованные работы по теории книговедения - доклады, сообщения, выступления членов и активистов отечественных книговедческих обществ и организаций. Недостаточно изучены пока личные архивные фонды крупнейших книговедов-теоретиков Лисовский Н.М.Н.М. Лисовского, Ловягин А.М.А.М. Ловягина, Куфаев М.Н.М.Н. Куфаева, Щелкунов М.И.М.И. Щелкунова, Сомов Н.М.Н.М. Сомова, Сидоров А.А.А.А. Сидорова.

Почти не исследовано зарубежное книговедение, если не считать активизировавшейся в последние 5-10 лет публикации обзоров, переводов книговедческих работ и сопровождающих их вступительных статей комментирующего характера. Подобные исследования нужны и для использования прогрессивного опыта изучения книги, и для борьбы против буржуазных концепций в книговедении.

Назрела необходимость создания фундаментальной История книговедения«Истории книговедения», которая с современных теоретических позиций покажет закономерности и тенденции развития книговедческого знания.

Суть многих нерешенных практических проблем советского книжного дела в его основных составляющих (книгоиздательское, книготорговое, библиотечное, библиографическое дело) уходит в предметы других наук. Таковы, например, проблемы рациональной структуры Книгоиздательский репертуаркнигоиздательского репертуара, рационального тиражирования издания, эффективности воздействия видов и типов книжных изданий разных видов литературы во всех сферах общественного производства, проблема увеличения оборачиваемости Библиотечный фонд библиотечных фондов и рациональной типизации библиотек и формирования библиотечного книжного ядра, минимума, профиля. Для книжной торговли - это проблемы увеличения товарооборота, снижения сроков расходимости изданий по многим структурным составляющим Ассортимент книготорговыйкниготоргового ассортимента и другие.

Практика книжного дела должна эти задачи сформулировать, а книговедение осознать их в своем предмете, чтобы определить, какие смежные науки должны быть подключены к их теоретическому осмыслению. В связи с этим общее книговедение, а также методологические и теоретические разделы Книгоиздательское знаниекнигоиздательского знания, Библиополистикабиблиополистики, Библиотековедениебиблиотековедения, Библиографоведениебиблиографоведения объективно оказываются перед необходимостью исследовать взаимосвязи со смежными дисциплинами, готовое знание, познавательные приемы и объяснительные возможности которых можно и должно подключить к решению этих задач.

Поэтому каждая область книговедения как подсистема методологически единого книговедческого знания должна обладать собственной непротиворечивой и целостной теорией.

Сейчас пока нет оснований утверждать, что такое положение достигнуто во всех областях книговедения. В наилучшем положении здесь находятся библиотековедение и библиографоведение, обладающие достаточно развитой теоретической конструкцией. Однако стремление многих библиотековедов и библиографоведов вести теоретические разработки автономно или обосновывать поводы размежевания с книговедением затрудняет интеграцию книговедческого знания, а потому и комплексное решение важнейшей задачи-повышения эффективности советской книги.

Отстает в теоретическом отношении Библиополистикабиблиополистика, несмотря на то, что на книжную торговлю ложится ответственная задача научно обоснованного распределения и перераспределения Ассортимент книготорговыйкниготоргового ассортимента, изучения и формирования общественной потребности в книге, более полного удовлетворения спроса на книжные издания.

В предложенной конструкции библиополистики достаточно разработана история, источниковедение и историография истории книжной торговли, история книготорговой библиографии, методика ассортиментной и библиографической работы. Начаты исследования проблемы сущности и форм Ассортимент книготорговыйкниготоргового ассортимента, книготорговой терминологии.

Методологические разработки, объектом которых является книга в книготорговых процессах, пока что имеют неплодотворную форму зачастую антагонистических попыток книговедов и экономистов вытеснить друг друга в решении важнейших проблем книжной торговли.

Выход из этого противоречия не в теоретической победе одних и поражении других, а в разработке экономики книжной торговли как отраслевой экономической дисциплины и библиополистики - как специально-книговедческой дисциплины. В своем единстве они отразят сложность содержания книжной торговли. С одной стороны, и прежде всего, хорошо налаженнаякнижная торговля как подсистема книжного дела - это «составная часть общепартийной общегосударственной работы по коммунистическому воспитанию трудящихся»О состоянии и мерах улучшения книжной торговли. Постановление ЦК КПСС, 31 мая 1960 г. //КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. М., 1979. С. 446., а с другой стороны, книжной торговле природно присущи торгово-экономические функции, функции распределения и перераспределения книги как способа социальной информации, осуществляемые через процессы товарно-денежных отношений. При этом важно понимать, что товаром является не Книга: Определениекнига как способ социальной коммуникации, а Книжное изданиекнижное издание - материализованная, опредмеченная форма существования этого способа, что библиополистика и экономика книжной торговли, совпадая в объекте исследования, различаются в предмете, а следовательно, и в методах. Каждая из них должна решать свои задачи, а во взаимодействии друг с другом эти две дисциплины должны содействовать совершенствованию книготорговой практики.

Актуальной, но недостаточно разработанной пока остается проблема сущности и рационального способа и форм взаимодействия отдельных областей книжного дела. Начинать ее исследование, видимо, следует с теоретического обоснования оптимальной системы редакционно-издательских, книготорговых, библиотечных, библиографических процессов и соответствующей обоснованной системы видов практической книговедческой деятельности, с разработки конкретных методик этой деятельности и должностных инструкций. Практически во всех областях книжного дела многие штатные должности должностных инструкций не имеют, что затрудняет возможность управлять этими процессами и деятельностью соответствующего участка книжного дела.

В стадии фундаментальной разработки находится одна из важнейших проблем книговедения - Типология изданийтипология книжных изданий, в своей истории, теории и методике составляющая относительно самостоятельную подсистему книговедческого знания. Ее корректное и практически применимое решение должно базироваться на Книговедение: Методологияметодологии книговедения, т.е. на исторических, теоретических и методических положениях общего книговедения и системы специально-книговедческого и частнодисциплинарного книговедческого знания.

На основе общекниговедческих, методологических принципов типизации любого книговедческого явления должны разрабатываться специально-книговедческие - книгоиздательские, библиополистические, библиотековедческие, библиографоведческие - принципы типизации Книгоиздательский репертуаркнигоиздательского репертуара, Ассортимент книготорговыйкниготоргового ассортимента, Библиотечный фонд библиотечного фонда, а следовательно, и книжных изданий как материальной, предметной формы книги. Только в этом случае практика книжного дела сможет опираться на сопоставимые отраслевые Схема классификаций книжных изданийклассификации книжных изданий.

Наконец, во многом на уровне проблемы все еще остается понятийный аппарат науки. Причем речь должна идти не о наборе книговедческих Книговедение: Терминологиятерминов и даже не о терминологических группах книговедческих понятий, а о категориальной и понятийной системе, упорядоченной на основе целостного теоретического представления о книге во всех способах и формах ее существования и отражающей сущность, признаки, свойства, отношения, закономерности книги как объективного явления социальной действительности. В соответствии с уровнями организации Книга как объект книговедениякниги как объекта книговедения и с уровнями организации научного знания о нем категориальная и понятийная система книговедения должна быть представлена подсистемами общекниговедческих, специально-книговедческих (книгоиздательских, библиополистических, библиотековедческих, библиографоведческих) и частнодисциплинарных книговедческих категорий и понятий.

В настоящее время в арсенале книговедения уже имеются терминологические Стандарты по издательскому делустандартыСм.: Стандарты по издательскому делу: Справ.-док. пособие. М., 1982., отражающие нормативное словоупотребление во многих областях практики книжного дела и книговедческого знания. Однако их следует считать лишь первой стадией фундаментальной разработки проблемы категориального и понятийного аппарата книговедения.

Высшей практической целью любой теории является разработка научных основ управления общественной практикой. Потому и для книговедения как приведенного в систему научного знания о книге высшей целью остается разработка книговедческих научных основ управления практикой книжного дела на всех уровнях и во всех формах ее проявления.

© Центр дистанционного образования МГУП