Московский государственный университет печати

Юдин А.В.


         

Современное российское учебно-педагогическое книгоиздание

Конспект лекций


Юдин А.В.
Современное российское учебно-педагогическое книгоиздание
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

Введение

•  

Роль и значение учебно-педагогической книги

•  

Современное российское учебно-педагогическое книгоиздание

•  

Издательства, выпускающие учебно-педагогическую книгу

•  

Распространение учебно-педагогических изданий

•  

Заключение

•  

Библиографический список

Указатели
11  именной указатель
50  указатель издательств

Современное российское учебно-педагогическое книгоиздание

В последнее время, а точнее в последние 6-7 лет, резко изменилась книгоиздательская и, естественно, книготорговая политика. Изменилось и поведение покупателей. Все больше литературы покупается не для того, чтобы «просто почитать» или поставить красивый переплет на книжную полку домашней библиотеки, а для того, чтобы удовлетворить потребности в повышении собственного образования, квалификации, культуры. Покупатель сегодня стал более разборчивым. Он имеет гораздо больше возможностей купить интересующую его книгу, чем несколько лет назад. Он уже не покупает все подряд, а издатель уже не издает книги по «заказу сверху», понимая, что от реализации выпускаемой им литературы зависит и жизнь самого издательства.

В начале 90-х годов абсолютно все издательства (включая и универсальные, и специализированные) не придерживались какой-либо узкой специализации. И научные, и отраслевые издательства обратились к популярным жанрам. Произошел резкий переход от планового формирования книжного репертуара, исходя из общественных приоритетов, к стихийному формированию рынка на основе субъективных представлений о структуре общественного спроса на те или иные книжные издания.

В российском книгоиздании, в том числе и учебно-педагогическом, в начале 90-х годов происходят принципиальные изменения:

  • ликвидирована монополия государственных издательств;

  • появилась многоукладная, юридически и хозяйственно независимая система издательств, которая полностью свободна от идеологического давления государства;

  • появилась конкуренция в издательской отрасли, чего раньше не было;

  • практически отсутствует регламентируемая специализация - сегодня издательства либо универсальны, либо сильно дифференцируют свой издательский портфель;

  • появились новые направления в издательской деятельности (кооперация в издательском деле, выпуск книг за счет автора, спонсоров и т.д.);

  • характер и объем выпуска книжной продукции стали определяться рынком, то есть интересами и запросами самих покупателей.

Изменения, произошедшие в российском книгоиздании, неоднозначны. В них можно найти как положительные, так и отрицательные стороны.

К положительным изменениям можно отнести следующие:

  • резко сократился срок выпуска книг;

  • на прилавках появились ранее запрещенные книги русского зарубежья и дореволюционных авторов, учебные издания новых методик обучения и преподавания;

  • ликвидирован дефицит на популярную литературу, пользовавшуюся огромным, но не удовлетворенным спросом;

  • прекратилась продажа книг на черном рынке, по блату и из-под прилавка.

Среди отрицательных моментов в российском книгоиздании следует отметить такие:

  • вследствие коммерциализации издательского дела и роста цен на книги имеется тенденция к уменьшению читательской аудитории;

  • издатели часто уделяют внимание лишь коммерчески выгодным, многотиражным изданиям, которым проще найти сбыт в силу того, что на них постоянно существует активный спрос;

  • заметно снизился рост выпуска общественно-политической литературы, малотиражной, неприбыльной - научной, научно-информационной, методической, производственной.

В стране сейчас насчитывается огромное количество издающих организаций (по данным ВКП на 1.02.1998 около 12000). На книжном рынке сложилась такая ситуация, когда государство не в силах проследить за качеством издаваемой учебно-педагогической литературы. Поэтому появляются так называемые «пиратские» издания, появляются книги, которые не соответствуют ни одной из утвержденных образовательных программ. Естественно, что такие издания не в лучшую сторону влияют на качество обучения, снижают уровень получаемого образования. Но с другой стороны, в огромном потоке учебной литературы есть возможность выбрать то издание, которое наилучшим образом поможет учащимся освоить тот или иной предмет.

Издать учебник или учебное пособие сейчас несложно. Гораздо сложнее создать их качественными, так как при написании учебника к нему предъявляются определенные обязательные требования:

  • учебник должен в полном объеме соответствовать утвержденной программе той или иной учебной дисциплины;

  • все знания, изложенные в учебнике, должны быть существенными и представлять основы наук;

  • учебник должен содействовать воспитанию и развитию мировоззрения учащихся; изложенный в учебнике материал должен осуществлять связь с практической деятельностью;

  • сведения, изложенные в учебнике, должны быть адаптированы, то есть посильны для определенного возраста и уровня учащихся.

Учебная книга включает в себя учебники и учебные пособия для общеобразовательной школы, среднего специального образования, профтехучилищ, институтов и курсов повышения квалификации. В целом этот раздел литературы сократился с 1989 года, когда он достиг максимального уровня (7488 названий тиражом 260,6 млн. экземпляров), по 1992 год по названиям почти в 1,7 раза, а по тиражу - в 1,2 раза, причем подавляющее количество названий учебная книга потеряла за счет сокращения выпуска учебников для вузов - более 2000. Сократился также выпуск учебников для среднего специального образования и профтехучилищ, соответственно по названиям - в 4 раза, а по тиражам - в 5 раз. Уменьшился выпуск и школьных учебников.

В последнее время положение несколько выправляется: растут тиражи учебных изданий, растет количество выпускаемых названий. В основном это связано с появлением новых издательств, ориентированных на издание учебно-педагогической книги, и разрешением вузам самим печатать для себя учебники и учебные пособия по преподаваемым дисциплинам.

Во всем мире учебное книгоиздание - особая область, находящаяся под присмотром государства, которое при необходимости выдает дотации и льготные кредиты, устанавливает привлекательные налоги.

Поскольку учебная книга нужна всегда всем, то издавать и продавать ее хотят многие, но далеко не у каждого это получается. К концу 80 - началу 90-х годов считалось, что в СССР изданием учебно-педагогической книги занимаются около 30 центральных издательств и каждое республиканское. Теперь издатели сами определяют и выбирают свою специализацию по выпуску учебников и учебных пособий. И в 1996 году в России учебную литературу издавали около 80 издательств и издательско-книготорговых фирм.

Издательств много, значит рынок учебной книги жив и здоров? Жив - да, но говорить о здоровье мешают некоторые цифры. В 1991-1994 годах тиражи государственных издательств по всем позициям резко пошли вниз, а у негосударственных издательств они изначально невелики. Количество названий уменьшилось настолько, что для выживания издательствам пришлось сократиться или выпускать непрофильные издания.

С 1995 года Российское книгоиздание перешло на финансирование выпуска школьных учебников за счет средств регионов, но далеко не все из них обладали и обладают необходимыми ресурсами, поэтому часть денег для поддержки учебного книгоиздания выделяется из федерального бюджета. И все же только 45 из 89 регионов Российской Федерации в 1997 году заложили в местные бюджеты статью расходов на издание учебников. Несвоевременное и неполное финансирование учебного книгоиздания в последние годы приводит к тому, что издательства не могут обеспечить выпуск необходимого тиража учебных изданий, а школы и другие учебные заведения используют в своей работе учебники многогодичной давности.

Пожалуй, наилучшим образом с финансированием учебного книгоиздания обстоят дела в Москве. Создание АО «Московские учебники и картография»АО «Московские учебники и картография» и переход к системе городского заказа позволили обеспечить учащихся города учебниками высокого качества. Утвержден городской заказ на изготовление и доставку муниципального комплекта школьных учебников для бесплатного пользования для общеобразовательных учреждений, входящих в систему городского комитета образования. Принято решение о выпуске дополнительного тиража московского комплекта школьных учебников для реализации в свободной продаже.

Весьма положительно зарекомендовал себя фонд «Учебная литература» в Санкт-Петербурге, обеспечивающий организацию и координацию работы над новыми учебниками и учебно-методическими пособиями для общеобразовательной школы. Его деятельность охватила не только Санкт-Петербург, но и весь Северо-Западный регион.

Рассматривая в целом книгоиздание в России, можно отметить, что большинство издательств сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Однако анализируя развитие столичного книгопроизводства в России в ретроспективе, мы можем заметить тенденцию к уменьшению роли Москвы в общем выпуске книжной продукции страны. Если в 1990 году доля книг, выпускаемых московскими издательствами, составляла 68% от общего российского репертуара и 88% - от общего тиража, то в 1995 году 53% и 79% соответственно.

Отчасти снижение роли Москвы в общем выпуске книжной продукции в России объясняется спадом производства книг и брошюр по всей стране. Следует отметить, что за период 1990-1995 годов спад выпуска книг и брошюр в столице был более резким, чем в целом по России. Однако уже в 1996 году произошел перелом в этой тенденции в сторону увеличения московского книгопроизводства. На долю Москвы стало приходиться уже 55% всего российского репертуара и 80% общего тиража. Отсюда можно сделать вывод, что за период с начала 90-х годов наблюдается постепенный процесс развития периферийного книгоиздания при одновременном снижении роли центральных издательств.

Приведенный выше анализ не в полной мере отражает сегодняшнее состояние учебно-педагогического книгоиздания. Если к 1997/98 учебному году было выпущено 538 учебных изданий федерального комплекта, работу над которыми осуществляли 29 государственных и коммерческих издательств, то к 1998/99 учебному году планируется выпустить уже 760 названий. Как видим, количество учебников и учебных пособий существенно увеличилось по сравнению с предыдущим годом. Это связано не только с физическим увеличением литературы, получившей гриф Министерства образования России, но и с тем, что впервые в перечень учебных изданий федерального комплекта включен раздел «Дошкольное образование», а в раздел «Начальное образование» включены пособия для подготовки детей к школе.

Следует отметить, что увеличилось и количество издательств, принимающих участие в выпуске учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации: их стало 36, 26 из них сосредоточены в Москве. Остальные - в европейской части России, и только одно («Пеленг»«Пеленг») - в городе Томске в Сибири. Основная часть учебников и учебных пособий изготавливается двумя издательствами - «Просвещение»«Просвещение» и «Дрофа»«Дрофа» (около 80%). Остальные 20% приходятся на долю других издательств, причем 6,9% (53 названия) - это издания «ACT ЛТД»ACT ЛТД, а 3,7% (28 названий) - издания «Мнемозина»издательства «Мнемозина».

Помимо отмеченных издательств, можно выделить и некоторые другие издательства, выпускающие учебно-педагогическую литературу. Не все они участвуют в федеральном комплекте, но чутко улавливают конъюнктуру рынка учебных изданий, активно внедряют в учебный процесс новые учебники и учебные пособия для всех уровней системы образования. Это: «Владос»«Владос», «МИРОС»МИРОС, «РОСМЭН»РОСМЭН, «Педагогика-Пресс»«Педагогика-Пресс», «Школа-Пресс»«Школа-Пресс», «Логос»«Логос», «Новая школа»«Новая школа», «АСТ-Пресс»«АСТ-Пресс», «Высшая школа»«Высшая школа», «Физкультура и спорт»«Физкультура и спорт», Издательство Московского государственного университетаИздательство МГУ.

© Центр дистанционного образования МГУП