Московский государственный университет печати

Юдин А.В.


         

Современное российское учебно-педагогическое книгоиздание

Конспект лекций


Юдин А.В.
Современное российское учебно-педагогическое книгоиздание
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

Введение

•  

Роль и значение учебно-педагогической книги

•  

Современное российское учебно-педагогическое книгоиздание

•  

Издательства, выпускающие учебно-педагогическую книгу

•  

Распространение учебно-педагогических изданий

•  

Заключение

•  

Библиографический список

Указатели
11  именной указатель
50  указатель издательств

Распространение учебно-педагогических изданий

Современная ситуация в книгоиздании и книгораспространении такова, что создание учебной книги и ее реализация полностью ложатся на плечи издательства - от рекламы до внедрения книги в школу. Издать книгу в наши дни гораздо легче, чем ее распространить. Многие издательства, пережив книгоиздательский бум, уже имеют некоторые затруднения в реализации своих изданий. Это в какой-то степени, но в меньшей, касается и учебных изданий. Правда, здесь уже возникают не проблемы затоваренности рынка, а проблемы распространения, доставки книг до потребителя.

В конце 70-х - начале 80-х годов в стране перешли на бесплатное пользование учебниками. Постановление правительства от 24 ноября 1977 года «О переходе на бесплатное пользование учащимися общеобразовательных школ учебными изданиями» предусматривало поэтапное осуществление данного перехода в 1978-1983 годах во всех классах обучения. Выполнение постановления позволило значительно сократить бюджетное финансирование, так как создав библиотечные фонды, государство стало обеспечивать финансами лишь 140 млн. выпускаемых экземпляров учебников в год вместо 340 млн. Созданные библиотечные фонды позволили общеобразовательным школам достаточно ровно пережить период резкого издательского спада начала 90-х годов.

После распада СССР система бесплатного пользования учебниками как будто бы сохранилась, но существует огромное количество препятствий, которые затрудняют полное и в срок обеспечение учащихся необходимой учебной литературой:

  • резко сократилось государственное финансирование производства и доставки учебников даже Федерального комплекта;

  • коммерческое распространение также затруднено потому, что непрестанно растущие цены на полиграфические и транспортные услуги приводят к удорожанию книги, к снижению покупательской способности населения;

  • фактически отсутствует государственная снабженческая инфрастуктура, которая могла бы обеспечить своевременную и доступную по стоимости доставку учебников по всей стране.

В соответствии с проектом закона «О федеральном комплекте учебников для общеобразовательной школы» разработка и издание Федерального комплекта будет финансироваться из федерального бюджета в объемах, ежегодно утверждаемых Государственной думой по предложению правительства. Государство таким образом гарантирует учащимся учебных заведений, реализующих государственные стандарты общего образования, бесплатный комплект учебников на весь период обучения. Но пока закон не принят и решается вопрос, кто будет главным субъектом финансирования выпуска и доставки федерального комплекта учебников - государство или родители? А если государство, то федеральный или региональный бюджет? В 1996 году из бюджета государства было выделено 500 млрд. рублей на учебное книгоиздание, тогда как в бюджете государства на 1997 год отсутствовала строка, определяющая прямое финансирование выпуска учебников и учебных пособий.

На сегодняшний день общеобразовательные учреждения и сами учащиеся в вопросе снабжения учебной литературой могут рассчитывать лишь на региональное финансирование учебного книгоиздания, розничную книжную торговлю и ежемесячную подписку. Но в регионах присутствует острый дефицит бюджетных средств и наблюдается практически полное разрушение товаропроводящей сети. А подписка на учебные издания имеет свои положительные и отрицательные моменты. К положительным можно отнести то, что появляется возможность получить учебник вне зависимости от внешних факторов, что ежемесячная подписка реально решает проблему доставки учебной литературы в отдельные регионы страны, что она обходится сравнительно дешевле (процентов на 30 за каждую книгу или комплект по классу обучения), чем в коммерческой распространительской сети. Сложность же снабжения учебными изданиями по подписке заключается в том, что, во-первых, работники почтовых отделений далеко не всегда доставляют пришедшие к ним каталоги в общеобразовательные школы, а, во-вторых, сроки поставки (два месяца с момента получения заказа) достаточно велики.

Существовавшая ранее система книгораспространения разрушена, а взамен не создано ничего конкретного. Возникшие многочисленные коммерческие структуры по книгораспространению не располагают ни достаточными финансовыми средствами, ни материальными возможностями. Да и разбросаны они весьма неравномерно. В отдельных городах существуют 3-4 фирмы, в других же их вообще нет. Поэтому каждое издательство вынуждено создавать свою систему книгораспространения, закупать транспорт, арендовать складские помещения, содержать достаточно большую маркетинговую службу.

Крупные издательства имеют свои книготорговые базы, другие же вынуждены рассылать в различные учебные заведения и организации свои тематические планы или прайс-листы, устанавливать прямые связи с региональными образовательными органами. Все это позволяет собирать предварительно-ориентировочные заказы на необходимую учебную литературу, определять оптимальный тираж изданий и возможность выпуска той или иной книги, устанавливать очередность издания.

© Центр дистанционного образования МГУП