Московский государственный университет печати

Виноградова Л.А.


         

История книжного дела в России (988-1917)

Учебное пособие


Виноградова Л.А.
История книжного дела в России (988-1917)
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

ПРЕДИСЛОВИЕ

•  

Лекция 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛАВЯНО-РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КНИГИ

•  

Лекция 2. ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКИХ РУКОПИСНЫХ КНИГ

•  

Лекция 3. НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ В РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ. ПЕРВОПЕЧАТНИК ИВАН ФЕДОРОВ

•  

Лекция 4. РУССКИЕ РУКОПИСНЫЕ И ПЕЧАТНЫЕ КНИГИ В XVII в.

•  

Лекция 5. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В КНИЖНОМ ДЕЛЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ И СЕРЕДИНЕ ХVIII в.

•  

Лекция 6. РАЗВИТИЕ ЧАСТНОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВА И КНИЖНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

•  

Лекция 7. КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО И КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

•  

Лекция 8. КРУПНЕЙШИЕ РУССКИЕ КНИГОИЗДАТЕЛЬСКИЕ И КНИГОТОРГОВЫЕ ФИРМЫ

•  

Лекция 9. КНИЖНОЕ ДЕЛО РОССИИ В ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННУЮ ЭПОХУ

Указатели
266  именной указатель
17  указатель издательств

ПРЕДИСЛОВИЕ

Трудная участь досталась сегодня нашей исторической науке. Обвинения так и сыплются со всех сторон - и не предсказала-то она, и не предвидела, и факты будто бы все, если и не фальсифицированы ею, то, во всяком случае, интерпретированы ложно. При всех защитах диссертации от историков требуют безусловной актуальности темы, хотя что может быть актуальней, чем само занятие историей?

А ведь старый Геродот назвал свои бессмертные повествования о полубогах и людях просто - «хисторейя», то есть именно рассказ и больше ничего. И если учесть, что при современных поворотах этой самой истории сохраняют непреходящую ценность лишь сами рассказы о действительно свершившихся событиях, а не оценка, интерпретирование их, становится ясно, что историю придется переписывать заново.

Безвременно ушедшая от нас, молодой талантливый историк, Виноградова Л.А.Л.А. Виноградова как раз и относилась к таким ученым, которые избегают поверхностных оценок и скоропоспешных характеристик. Роясь в культурном слое эпох, эти исследователи ищут и находят факты и события, которые уже самим своим реальным существованием характеризуют происходящие процессы. Более всего интересовала ее древнерусская книга, изготовление и распространение книг. Казалось бы, что принципиально нового можно открыть там, где многократно прошелся плуг исследователей? Однако она с терпением и настойчивостью истинно влюбленного человека вновь и вновь находила там блестки нового и живого. И это помогало ей по-новому осветить традиционную картину книжности и книжника, любителя книги и пользователя ее.

Совместно с Л.А. Виноградовой в 1986 году мы подготовили учебник по всему курсу «История книжного дела». Однако внезапная кончина моего соавтора, а затем вскоре произошедший идеологический потоп замедлили процесс издания учебника, а затем и остановили его. Между тем время идет, нуждаемость в таком учебнике отнюдь не снята с повестки дня.

И вот мы сочли целесообразным выделить из несостоявшегося труда то, что, как говорится, выдержало проверку временем и соответствует нынешнему новому мышлению, и опубликовать это в виде комплекса лекционных материалов. Это как раз и оказались именно те главы, над которыми работала сама Л.А. Виноградова. Древнерусская, первопечатная книга, книжность XVIII-XIX вв. и времен последнего Романова - вот их хронологические рамки. Конечно, пришлось и ответственному редактору кое-где обновить «слежавшийся пласт» традиционных представлений, свести его с новейшими концепциями и разысканиями. Но основное виноградовское осталось - непосредственность и свежесть восприятия, что адекватно мышлению студента, не преклонение, конечно, перед фактом, а уважение к его достоверности, к его взаимосвязи со всем потоком истории.

Теперь об этом издании как учебнике. Что требуется от учебника? Максимум понимания в минимуме допустимой фактологии? Или справочность шпаргалки? Или попытка просторечиво изъяснить сложнейшие посылки философии предмета? Концепций учебника как инструмента информации слишком много и нельзя сказать, что Л.А. Виноградова в свое время не переживала эти мучительные для каждого искреннего преподавателя проблемы. Но лекции ее, на мой взгляд, обладают главнейшим достоинством учебного издания - они занимательны и не претендуют на теоретическую утонченность. Как сказал поэт, правда, по совсем другому поводу - все понятно, все на русском языке. Чтобы дать учащимся понятие об источниковедческом и историографическом обеспечении курса, все основные явления и процессы сопровождаются библиографическими ссылками на литературу предмета.

© Центр дистанционного образования МГУП