Московский государственный университет печати

Виноградова Л.А.


         

История книжного дела в России (988-1917)

Учебное пособие


Виноградова Л.А.
История книжного дела в России (988-1917)
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

ПРЕДИСЛОВИЕ

•  

Лекция 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛАВЯНО-РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КНИГИ

•  

Лекция 2. ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКИХ РУКОПИСНЫХ КНИГ

•  

Лекция 3. НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ В РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ. ПЕРВОПЕЧАТНИК ИВАН ФЕДОРОВ

•  

Лекция 4. РУССКИЕ РУКОПИСНЫЕ И ПЕЧАТНЫЕ КНИГИ В XVII в.

•  

Лекция 5. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В КНИЖНОМ ДЕЛЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ И СЕРЕДИНЕ ХVIII в.

•  

Лекция 6. РАЗВИТИЕ ЧАСТНОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВА И КНИЖНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

•  

Лекция 7. КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО И КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

•  

Лекция 8. КРУПНЕЙШИЕ РУССКИЕ КНИГОИЗДАТЕЛЬСКИЕ И КНИГОТОРГОВЫЕ ФИРМЫ

•  

Лекция 9. КНИЖНОЕ ДЕЛО РОССИИ В ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННУЮ ЭПОХУ

Указатели
266  именной указатель
17  указатель издательств

Лекция 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛАВЯНО-РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КНИГИ

Происхождение славянских алфавитов относится к эпохе раннего средневековья. Концом IX - началом Х в. датируется «Сказание о письменах», которое составил некто Храбр ЧерноризецЧерноризец Храбр в Болгарии, и которое повествует, что славяне до принятия христианства книг не имели, но для гадания, счета использовали «черты и резы». Очевидно, это были элементы пиктографического письма как раннего вида письменности славян. Автор «Сказания о письменах» сообщает также, что славяне записывали свою речь латинскими и греческими буквами «без устроения» (т.е. бессистемно). Подобные же свидетельства сохранились и в других исторических памятниках. Так называемые «Паннонские жития» рассказывают, что Константин Философ (в монашестве Кирилл) задолго до изобретения им славянской азбуки путешествовал по византийским городам Крыма и в Корсуни (Херсонесе) видел Евангелие и Псалтирь «руськыми писмены писано» и человека, который «своей беседе прикладаа различные писмена гласнаа согласнаа...». О том же свидетельствуют арабские и германские источники. Этимологический анализ слов «писать», «читать», «книги» показывает, что они издревле являются общими для всех славянских народов. Уровень славянской культуры в эпоху принятия христианства был уже таковым, что она не могла удовлетвориться бессистемным употреблением тех или иных письмен. Создание славянской письменности как целостной общественной системы было исторически закономерно.

Славянский алфавит возник во второй половине IX в. Его создателями стали братья Константин (КириллКирилл) и МефодийМефодий, византийские миссионеры (распространители христианской веры) родом из Солуни (ныне Салоники в Греции), почему их часто называют Солунские братья. С миссионерской целью они прибыли в 863 г. из Царьграда (Константинополя) в Моравию (ныне в Чехословакии). Понимая, что для проповеди в народе необходимы «письмена его языка», они работали над созданием азбуки, пригодной для славян, одновременно переводя с греческого языка христианские священные и богослужебные книги.

Миссия Солунских братьев продолжалась немногим более трех лет. Константин (Кирилл) умер в Риме в 869 г., перед кончиной приняв монашество, а Мефодий в Болгарии в 885 г. Они оставили после себя не только изобретенный ими алфавит и переведенные книги, они оставили множество учеников и последователей, энергично продолжавших дело просвещения славян, которое ими понималось в христианском смысле.

Вопрос о том, какой именно алфавит был тогда изобретен, остается до сих пор открытым в исторической науке. От первых веков существования славянской письменности (IX-X вв.) до нас дошло очень небольшое число отрывков и рукописных памятников. Они выполнены не одной, а двумя разновидностями славянского письма, графически сильно отличающимися одна от другой. Тем не менее, аналогии в графическом изображении и названии букв, одинаковый порядок расположения букв в обеих разновидностях свидетельствуют о сильном воздействии одной из них на другую.

Письмо (или алфавит), распространившееся среди восточных славян, получило название «кириллица» в честь Константина (КириллКирилла). Это письмо было разработано на основе добавления к 24 буквам византийско-греческого письма еще 19 букв для специфических славянских фонем. Вторая древнейшая славянская азбука, названная «глаголицей», в отличие от кириллицы, употреблялась недолго и в основном - у юго-западных славян. Все фонетические особенности языка передавали 38 букв глаголицы, однако, по начертательным элементам она отличалась особой сложностью. От названий букв А - «аз» и Б - «буки» идет название славянского алфавита - «азбука».

Кириллическим алфавитом сделаны древнейшие известные надписи на предметах домашнего обихода, на каменных плитах, на стенах церквей. Этим алфавитом написаны самые ранние, известные нам, древнерусские книги. На основе кириллицы построены современные славянские системы письма. В России кириллическое письмо подвергалось алфавитно-орфографическим реформам в 1708-1710 гг., когда был создан так называемый гражданский шрифт из 33 букв, весьма отличный от церковного, а также в 1735, 1758, 1918 гг.

Среди народов Советского Союза распространен алфавит на основе кириллицы. С древнейших времен им пользуются русский, украинский, белорусский народы. Письменность литовцев, латышей, эстонцев построена на основе латинского алфавита. Для народов, не имевших до революции письменности, в СССР созданы новые алфавиты на основе русского. В настоящее время кириллическим алфавитом пользуются 57 народов СССР и некоторые народы зарубежных стран. Подсчитано, что им печатаются книги не менее чем у 10 процентов населения земного шара.

Письменность как средство общения народов способствует их братскому сближению, предоставляет широкие возможности для использования богатейшего культурного наследия, для обмена опытом политической, научной, экономической жизни.

Первые же исторические источники застают рукописную книгу весьма распространенной в Древней Руси, а с ней и почитание «книгомудрия»См.: Розов Н.Н. Книга Древней Руси. XI-XIV вв. М., 1977.. Великий князь Владимир I, по словам летописи, «бе бо любя словеса книжная», а сын его, Ярослав Мудрый, «к книгам прилежа и почитая часто в нощи и в днеи, собра писцы многы и прекладаше от грек не словеньское письмо… а мы пожинаем ученье приемлюще книжное». «Реками, напояющими вселенную» называл книги летописец XI в. Говорилось: «Книжная премудрость подобна... солнечной светлости». Книги находились под охраной феодальной власти, собирались и хранились многочисленными монастырями при великокняжеском Софийском соборе в Киеве, в других церквях.

При раскопках изб, разрушенных во время нашествия Батыя, почти в каждом пепелище найдены медные застежки от книг. Книги собирались в семьях несколькими поколениями. Они упоминаются почти в каждой «духовной» (завещании) среди особых ценностей и родовых икон. Большинство памятников древнерусской книжности погибло в катастрофах прошедших веков. Только с 1055 по 1238 гг. на Руси произошло 80 междоусобных войн, случались многочисленные пожары. В древней «Повести о прихождении Тохтамышева на Москву» летописец рассказывает, что, спасаясь от татар в 1382 г. за стенами Кремля, жители Москвы и окрестных сел вместе с пожитками несли множество книг. Книги сложили в соборных церквях, и горы их поднялись под своды. Взяв обманом Кремль, хан приказал перебить всех его защитников, а церкви, наполненные книгами, сжечь.

Выдающийся знаток и исследователь древнерусской книжности академик Никольский H.K.H.K. Никольский (1867-1936) в течение 40 лет составлял картотеку, в которой зарегистрировал и записал более 174 тыс. русских рукописей XI-XVIII вв., дошедших до нас или упоминающихся в документах. Для количественного определения находившихся в обращении книг («тиражная» характеристика) надо принять во внимание число монастырей, церквей и городов (в 1238 г. их насчитывалось 239), а также общее число населения древнерусского государства (не менее 6-8 млн. человек)См.: Сапунов Б.Д. Книга в России в XI-XIII вв. Л., 1978. С. 30-83.. Такие выводы, конечно, в определенной мере условны. Последовательное статистико-книговедческое изучение количества книг Древней Руси продолжается. В настоящее время учтены 494 единицы описания рукописей XI-XIII вв., находящиеся в 23 хранилищах страныСм.: Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР, ХI-ХШ вв. М., 1984.. Надо полагать, что в обращении находилось 5-6 млн. экземпляров рукописных книг.

Из XI в. дошло немного (около 30) ранних рукописей: евангелия, изборники, служебные минеи, псалтири, поучения, требники, жития, патерики и другие произведения. Среди них выдающиеся памятники древнерусской книжности - четыре большие рукописные книги с обозначенной датой создания.

«Остромирово евангелие» (1056-1057) - самая ранняя из сохранившихся до нашего времени датированных книг Древней Руси, ныне хранится в Государственной публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (ГПБ) в Ленинграде. Переписана она дьяконом Григорием для новгородского Остромир (посадник)посадника Остромира и отличается роскошью и тщательностью исполнения. Книга эта свидетельствует о развитости русского книжного дела уже в самый ранний период.

«Изборник Святослава» (1073), хранящийся в Государственном историческом музее (ГИМ) в Москве, состоит из 383 статей религиозного, философского, исторического содержания. Он переписан дьяком Иоанном для Святослав Черниговскийкнязя Святослава Черниговского. В книге помещено изображение Святослава в окружении семьи - первый дошедший до нас русский портрет. В этот Изборник включен самый ранний из известных библиографический список - перечень «истинных» и «ложных» книг Григория Богослова «От словес». Большое количество «отреченных», недозволенных для чтения книг, указанных в нем, свидетельствует о находившихся в обиходе в XI в. и книгах нецерковного содержания. К тому же этот перечень - свидетельство существования суровой церковной и княжеской цензуры рукописных книг.

«Изборник» (1076), хранящийся в ГПБ, переписан с Изборника 1073 г. с некоторыми изменениями в тексте. «Красота воину оружие, а кораблю паруса, так и праведнику - почитание книжное», - говорится в этой книге.

«Архангельское евангелие» (1092), хранящееся в Государственной библиотеке СССР им. В.И Ленина (ГБЛ), по сравнению с Остромировым евангелием представляет собой бедно оформленное, дешевое издание, местный «извод», для употребления в какой-то небогатой общине. Свое название оно получило по месту своего нахождения в «Архангелогородской губернии».

В первом ряду ценнейших памятников древнерусской книжности стоит также «Мстиславово евангелие», исполненное не позже 1117 г. По содержащимся в этой книге записям известно, что она исполнена по заказу новгородского князя Мстислава, старшего сына Владимира Мономаха, для церкви Благовещения на Городище Алексою, «сыном пресвитера Лазаря», а «золотом писал Жаден».

С принятием христианства на Руси одним из наиболее распространенных произведений рукописной книжности стала Библия в переводе на славянский язык. Главный ее раздел («Ветхий завет») полностью в одной книге переписывался редко, бытовали списки отдельных его частей: «Пятикнижие», «Книга пророков», «Притчи», в особенности же любимая древнерусскими читателями «Книга псалмов», или «Псалтирь» (в древнерусском просторечии - «Псалтырь»).

Редко встречается и полный рукописный «Новый завет». Создавались его частичные списки - «четвероевангелие» (чаще всего большеформатные напрестольные книги, наравне с иконами служившие предметом поклонения), «Апокалипсис», «Деяния и послания апостольские» (в просторечии - «Апостол») и др.

Понятно общеисторическое значение книг религиозной тематики в пору татаро-монгольского и феодального разорения и унижения: православная вера в глазах народа представлялась знаменем единства, независимости и национальной культуры. Служили они также учебными пособиями. Стоглавый собор 1551 г. свидетельствовал, что везде «поют и учатся по церковным... книгам», а при всех церквах имеются школы для крестьянских детейСтоглав. Т. 1. Гл. 26. СПб., 1863..

Важное место в ассортименте древнерусской книжности занимают летописи. В центре древнего русского летописания - «Повесть временных лет», названная так по первым словам текста, который составил Нестор«Блаженный Нестор, иже написа летописец» - монах Киево-Печерского монастыря. Первоначальная несторовская редакция датируется условно 1110-1113 гг., вскоре последовали вторая и третья редакции (1116 и 1118).

Летописные записи велись и до появления Повести временных лет. Так называемый Начальный свод, датируемый 1093-1095 гг., известен по фрагментам в составе Новгородской первой летописи младшего извода. Автор этого свода - Никон (игумен)печерский игумен Никон, первым ввел в летописание погодную сетку, т.е. применил форму, ставшую традиционной. Летописные записи велись и в более ранний период. Одним из источников при создании Начального свода был, например, новгородский летописный свод 1050 г. с дополнениями до 1079 г.

Древнерусские летописи создавались и воспринимались как труд о начале Русской земли, о древнейших событиях отечественной истории. В Повесть временных лет под 898 г. включено произведение о славянской письменности, основанное на источниках западнославянского (чешско-моравского) происхождения, - «Сказание о преложении книг на славянский язык».

Летописи многократно переписывались, дополнялись, собирались в единые своды. Тексты ранних редакций отразились в Лаврентьевской летописи (написана в 1377 г.) и в Ипатьевской летописи (названа так по месту нахождения ее списка XV в.). Каждое княжество, каждый независимый город заводили свою летопись, которая в изображении событий отражала местную, удельную точку зрения.

Московское летописание зародилось в начале XIV в., одновременно с выходом Москвы на политическую арену, когда в 1328 г. московские князья отобрали у тверских великое княжение Владимирское. При междоусобных войнах летописи считались почетными трофеями, а московские государи летописи присоединенных уделов собирали в Москву, где угодное им переписывалось в общий свод, ориентированный на княжеский двор и митрополичью кафедру, а неугодное уничтожалосьСм.: Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947.. Московский летописный свод общерусского охвата «Летописец Великий Русский», составленный между 1389 и 1392 гг. и отразивший политические концепции потомков Ивана Калиты, стал началом расцвета в XV в. летописного дела при московском великокняжеском дворе. На этом этапе формируются основные типы летописных «изданий»: во-первых, обширные общерусские своды, производство (составление) которых велось при дворе великих князей, митрополичьей и епископской кафедрах, и, во-вторых, краткие монастырские летописчики.

С конца XV в. русское летописание все более контролируется государственной властью, становясь в XVI в. послушным проводником выдвигаемых правителями политических концепций. Формируется новый, «монументальный» тип рукописного «издания» - значительный по объему летописный свод, включающий и такие не летописные части, как делопроизводственные материалы, литературные произведения и др. Самым обширным общерусским сводом XVI в. стала Никоновская летопись, названная так впоследствии в связи с принадлежностью в XVII в. одного из списков Никон (патриарх)патриарху Никону. Этот свод является уникальным источником сведений по истории Древней Руси, содержит такие ценнейшие произведения XIV в., как повести «О прихождении Тахтамышева на Москву», о Тамерлане и др.

Одним из ранних рукописных памятников Древней Руси является юридический документ под названием «Русская Правда». Этот законодательный акт верховной государственной власти дошел до нас в многочисленных списках, отражавших в себе изменения правовых норм в социальной, экономической и политической жизни XI-XV вв. Сохранилось более 100 списков XIII-XVIII вв., в том числе списки Краткой, Пространной и Сокращенной редакций. Появление старейшей Краткой редакции, известной по позднейшим спискам, датируется 1036 г.

Излюбленным типом рукописной книги Древней Руси были собрания изречений, выдержек, сказаний, поучений, повестей. Такие книги назывались «изборниками», «словами», «поучениями» и т.д. и составляли основную часть рукописной книжности Древней Руси. Самые древние, дошедшие до нас изборники XI в., - своеобразные энциклопедии религиозно-нравственного, философского и исторического содержания.

Виды изборников многочисленны. Можно выделить группу изборников, предназначенных для церковных служб: «Служебник», «Часослов», «Триодь постная», «Триодь цветная», «Октоих» или «Осьмигласник» - сборник для церковного пения. В каждом из них библейские и евангельские тексты перемежаются песнопениями и молитвами позднейшего, иногда русского происхождения. Составлялись изборники евангельских текстов. Таково, например, «Евангелие Апракос», в котором собраны лишь те части, которые читаются в церкви вслух (к этому типу принадлежит, в частности, «Остромирово Евангелие»).

Среди памятников этого типа много публицистических произведений. Из церковных раннее «Слово» составлено митрополитом Илларионом между 1037-1050 гг. Очень рано появились светские сочинения. «Поучение Владимира Мономаха» написана в 1117 г., известно оно по списку, помещенному как вставка в Лаврентьевскую летопись. В форме притч и поучений написано в конце XII в. «Слово Даниила Заточника» - первый пример древнерусского публицистического произведения демократического характера.

В другую группу изборников входили «Жития святых». Эта так называемая агиографическая литература накапливалась и переделывалась в течение веков разными народами христианского мира; Жития русского происхождения - «Житие Бориса и Глеба» (XI в.), «Житие Александра Невского» (XIV в.) и другие носили острый политический характер, объединяя в себе религиозно-нравственную проповедь и историко-бытовое повествованиеСм.: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник //Собр. соч.: В 8 т. М., 1959. Т. 8.. Жития, созданные до XV-XVI вв., известны нам в основном по более поздним спискам. Более многочисленны жития XV-XVII вв. Существовали разные виды житийных сборников: «Патерики» - сборники рассказов о монахах, ранний из которых - «Киево-печерский патерик» - сложился в XIII-XIV вв.; «Прологи» - сборники житий краткой редакции; «Минеи» (месячники), где жития были расположены в порядке дней поминовения святых, или «Четьи-Минеи» - сборники житий пространной редакции, предназначенные для повседневного чтения. Первые Минеи были завезены из Болгарии, затем изборники такого содержания начали составлять на Руси почти в каждом городе. С житиями произошло то же, что с летописями: по мере присоединения уделов их свозили в Москву, где редактировали и переделывали в соответствии с общей великокняжеской идеологией. Так, в середине XVI в. по инициативе Макариймитрополита Макария группой церковных деятелей были созданы наиболее известные «Четьи-Минеи» - свод житий и церковно-поучительной литературы общерусского значения.

По существу, изборниками становились летописи, если их составители вносили туда какие-нибудь повести или отрывки из других книг. Так были зафиксированы первые записки русских путешественников, например, о том, что в 1163 г. сорок новгородских мужей уходили «ко граду Иерусалиму», затем такие паломничества совершались постоянно. Особенно популярным было «Хожение Даниила» 1113 г. - описание путешествия в Палестину игумена черниговского монастыря, просвещенного книжника Даниила. Это излюбленное произведение для чтения сохранилось в списках от XV до XIX вв. включительно. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина под названием «Написание Офонаса тверитина купца, что был в Индеи четыре года, а ходил, сказывают, с Васильем Папиным» было в 1475 г. внесено в новгородскую летопись («Софийский временник»), а затем и в московский свод.

Как изборники были составлены и знаменитый «Домострой» (XVI в.), а также собрания поучительных высказываний - «Измарагд», «Аристотелевы врата», «Златоструй», «Пчела», «Матица златая». Были изборники-словари (азбуковники), среди которых, например, новгородское «Толкование неудобь познаваемым в писанных речем» (1431). Книга под названием «Трепетник» содержала разные гадания и приметы. Были и рукописи математического характераСм.: Симонов Р.А. Кирик Новгородец - ученый ХП в. М., 1980..

Интересны изборники, отражающие круг познаний наших предков о природе. В отдельных летописных текстах дается представление о зачатках рационалистического мировоззрения. В изборнике Кирилло-Белозерского монастыря (1424) содержатся статьи: «О широте и долготе земли», «О земном устроении» и др., в чем выражен интерес к строению Земли и Вселенной. «Книга Козьмы, нарицаемого Индикопдов» русский сокращенный перевод византийской «Христианской типографии», обильно ссылаясь на творения «святых отцов», изображает мир в виде хрустального сундука, а солнце обращающимся вокруг конусообразной горы. Сочинение Индикоплова митрополит Макарий внес в сводные «Четьи-Минеи».

«Физиолог, или Слово и сказание о зверях и птахах», переведенный с греческого и переделанный русскими составителями, представляет собой попытку, пока еще очень наивную, дать описание животного мира. Там, например, приводятся описания таких существ, как «норог» (единорог), «сирин» - «до пояса человек, ниже пояса гусыня», «мраволев» (спереди лев, а сзади муравей) и тому подобное.

Такие изборники, как «травник», «зельник», «вертоград прохладный», «лечебник», «целебник» - представляют в древнерусской книжности медицину. В летописях даны очень точные описания эпидемических болезней. Наряду с действительно полезными, хотя и простыми советами и лекарствами, многие из которых, несомненно, выработаны многовековым опытом народа, «Вертоград», например, рекомендует целый ряд средств, продиктованных суеверием. Составители изборников пользовались знаниями «от многих мудрецов о различных врачевских вещах ко здравию человеческому пристоящих», в компиляциях упомянуты имена «Вицен» (Авиценна, т.е. Абу Али Ибн-Сина), «Галин» (Гален), «Ипократ» (Гиппократ).

Изучение текстов древнерусских книг показывает, что нашим предкам были хорошо известны не только библейские персонажи, или «отцы церкви», но и античные мудрецы - Демокрит, Эпихарм, Пифагор, Эпиктет, Биант. Таких писателей, как Плутарх, Эврипид, Платон, Аристотель, читали на Руси в византийских подлинниках, переводили и переписывали в то время, когда в Западной Европе Возрождение только начиналось. Сведения о Сервете, открывшем кровообращение, или о Копернике через рукописную литературу становились достоянием русских людей не намного позднее, чем читателей европейских стран.

Стремление русских людей к познанию своей земли привело к возникновению в XIV-XV вв. так называемых чертежей - элементарных изображений той или иной местности в наглядно-обобщенной форме. Ранние чертежи до нашего времени не дошли, но доказано, что они использовались при составлении более поздних карт как русскими, так и зарубежными картографами XVI-XVII вв. Зарождение отечественной картографии происходило на рубеже XV-XVI вв. в условиях расширения границы, роста числа городов. Задачи географического изучения территории Русского государства выражены в наказе Иван ГрозныйИвана Грозного в 1551 г. на Стоглавом соборе: «Писцов послати во всю землю писати и сметити мои, царя великого князя, и митрополичи, и владычни, и монастырские, и церковные земли, и княжеские, и боярские, и вотчинные... и в книгах то все постатити».

Первая русская оригинальная карта России - «Большой Чертеж» - была составлена в конце XVI - начале XVII в. Карта не сохранилась, но до наших дней дошло рукописное географическое описание, составленное к ней в 1627 г. в Разрядном приказе - тогдашнем военном ведомстве. Это описание, получившее название «Книга Большому Чертежу», включало ценные сведения географического, исторического и этнографического характера и было надежным картографическим руководством при выполнении военно-стратегических задач. «Книга Большому Чертежу» имеет важное значение, как исторический источник, в котором описанием охвачена огромная территория Русского государства XVI-XVII вв.: до Белого моря и Северного Ледовитого океана на севере, современных республик Закавказья на юге, «порубежных городов», Невля, Холма, Пскова и др. на западе и северо-западе, до Уральских гор на востоке. Географически здесь также охарактеризованы пограничные государства Персия, Бухара и Хива. «Книга Большому Чертежу», наполненная патриотическим содержанием, продолжила существование в неоднократных изданиях, последовавших в XVIII-XIX вв. Первый ее издатель Н.И. Новиков отмечал, что она опровергает «несправедливое мнение тех людей, которые думали и писали, что до времени Петра Великого Россия не имела никаких книг, кроме церковных».

Исключительно важное значение для изучения истории культуры в целом, книжного дела периода древнерусской книжности имеют литературные и публицистические памятники XI-XVI вв.

Особое место в духовном богатстве России занимает «Слово о полку Игореве». Этот выдающийся памятник древнерусской литературы, созданный между 1185-1187 гг., известен нам по изборнику XVI в., где был переписан среди религиозных и нравоучительных текстов. Подлинник этого изборника исчез (очевидно, сгорел) во время пожара Москвы в 1812 г. До нас дошли копии конца XVIII в. и печатное издание 1800 г., подготовленное по тексту изборника XVI в. русским историографом Мусин-Пушкин А.И.А.И. Мусиным-Пушкиным.

По двум рукописям XV-XVI вв. известно «Слово о погибели Русской земли», созданное в трагические для Руси времена середины XIII в.

На рубеже XIV-XV вв. сложился и, на протяжении двух последующих столетий, дополнялся цикл повестей о Куликовской битве 1380 г. Списки XV-XVII вв. донесли до нас «Слово о Куликовской битве» Софоний РязанецСофония Рязанца («Задонщина»), созданное в конце XIV в. Более чем в 100 списках XVI-XIX вв. дошло, до нашего времени «Сказание о Мамаевом побоище», созданное в Москве в XV в.; девять таких изданий иллюстрированы художниками XVI-XVIII вв.

Появились и первые работы библиографического характера, в некоторой степени описывающие, хотя и очень локально, состав древнерусской книжности. Памятником, свидетельствующим о развитии древнерусской библиографии, является опись рукописных книг Кирилло-Белозерского монастыря, составленная в конце XV в. и впервые опубликованная академиком Никольский H.K.Н.К. Никольским. В первой части описи дан перечень 212 книг этой библиотеки, во второй - аналитические описания 957 статей 24 сборников. В 1584 г. книгохранителем Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря Высокий АрсенийАрсением Высоким был составлен «Указец» - своеобразный рекомендательный указатель, где в календарном порядке годового чтения перечислено 40 рукописных «четьих» сборников.

Рукописные произведения, сведения об их издании и бытовании раскрывают содержание так называемой древнерусской книжности, свидетельствуют о зарождении и развитии книжного дела на Руси в период средневековья. Тогда, в своеобразных условиях феодального строя, происходило первоначальное формирование книгопроизводства, книгособирательства, книгоописания, книготорговли, классового котроля над книгой.

© Центр дистанционного образования МГУП