Московский государственный университет печати

Виноградова Л.А.


         

История книжного дела в России (988-1917)

Учебное пособие


Виноградова Л.А.
История книжного дела в России (988-1917)
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

ПРЕДИСЛОВИЕ

•  

Лекция 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛАВЯНО-РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КНИГИ

•  

Лекция 2. ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКИХ РУКОПИСНЫХ КНИГ

•  

Лекция 3. НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ В РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ. ПЕРВОПЕЧАТНИК ИВАН ФЕДОРОВ

•  

Лекция 4. РУССКИЕ РУКОПИСНЫЕ И ПЕЧАТНЫЕ КНИГИ В XVII в.

•  

Лекция 5. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В КНИЖНОМ ДЕЛЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ И СЕРЕДИНЕ ХVIII в.

•  

Лекция 6. РАЗВИТИЕ ЧАСТНОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВА И КНИЖНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

•  

Лекция 7. КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО И КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

•  

Лекция 8. КРУПНЕЙШИЕ РУССКИЕ КНИГОИЗДАТЕЛЬСКИЕ И КНИГОТОРГОВЫЕ ФИРМЫ

•  

Лекция 9. КНИЖНОЕ ДЕЛО РОССИИ В ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННУЮ ЭПОХУ

Указатели
266  именной указатель
17  указатель издательств

Лекция 3. НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ В РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ. ПЕРВОПЕЧАТНИК ИВАН ФЕДОРОВ

В конце средневековья производство книг в Западной Европе переходит на техническую основу. В середине XV в. Гутенберг И.Иоганн Гутенберг в городе Майнце (Германия) изобретает промышленный способ книгопечатания, который, по существу, лежит в основе современного книгопроизводства. Книгопечатание рассматривается как важный фактор и непременная предпосылка буржуазного развития вообще. В эпоху Возрождения, Реформации, великих географических открытий, научно-технической и промышленной революции безудержно растущая потребность в информации могла быть удовлетворена только за счет непрестанно совершенствуемого книгоиздания и книгораспространения.

В этот исторический период, называемый в книговедении веком инкунабулов и палеотиповИнкунабула (от лат. «в колыбели») - так принято называть западноевропейское издание от опытов Гутенберга до 1500 г. включительно. Соответственно палеотип (от греч. «древняя печать») - западноевропейское издание от 1501 до 1550 г., в Европе возникают и отрабатываются формы и методы книгопроизводства, присущие современной цивилизации. Что касается Русского государства, в котором процесс экономического, политического и культурного обновления проходил замедленно по причине затянувшегося чужеземного ига и поздней ликвидации феодальной отсталости, введение книгопечатания по сравнению с Западной Европой запоздало на 100 летВладимиров Л.И. Всеобщая история книги: Древний мир. Средневековье. Возрождение; XVII в. М., 1988..

Между тем, в западноевропейских странах славянское кириллическое книгопечатание развивалось наравне с печатанием книг на других языках. В 1491 г. в Кракове, тогдашней столице Польши, Феоль Ш.Швайпольд Феоль, «из немец немецкого роду, франк», как он сам себя именовал, напечатал четыре славянские богослужебные книги. Выдающийся белорусский просветитель Скорина Ф.Франциск Скорина в 1517-1525 гг. в Праге (Чехия), а затем в Вильно предпринял издание славянских книг, в том числе капитальнейший труд, который он сам назвал «Библия русска» и от которого до нас дошло несколько частей. Свои издания Скорина щедро иллюстрировал для того, чтобы, как он сам говорил, «абы братие моя, Русь, люди посполитые, чтучи могли ясней разумети», что указывает на демократичность его издательского дела.

В середине XVI в. и в Москве созрели условия для введения книгопечатания, причем эти условия диктовались необходимостью идеологического укрепления централизованного государства и православной церкви. «Книгопечатание призвано было служить укрепляющемуся самодержавию в его борьбе с попытками вольнодумного толкования церковных текстов. А это вольнодумное толкование было отражением новых идей и классовой борьбы»Тихомиров М.Н. Начало книгопечатания в России //У истоков русского книгопечатания. М., 1959. С. 23.. Назрела необходимость, во-первых, дать всей православной церкви единый текст церковных книг, переписывание которых от руки порождало многочисленные искажения и ошибки; во-вторых, удовлетворить резко повысившийся спрос на богослужебные книги, снабдить ими многочисленные, впервые открываемые церкви и монастыри в областях, завоеванных Иван ГрозныйИваном Грозным, что было бы невозможно при рукописном производстве.

Введение официального книгопечатания должно было также пресечь какую бы то ни было попытку книгопечатания силами «еретиков»-иноземцев. Ученые конца XVIII - первой половины XIX в., основываясь на неправильном толковании некоторых источников, такие попытки приписывали, например, Готан В.Варфоломею Готану, возможно любекскому типографу, приезжавшему в Московское государство в 90-е годы XV в. в качестве переводчика. К области исторических легенд относятся сведения о том, что некто Миссенгейм Г.Ганс Миссенгейм (по прозвищу Бокбиндер, т.е. «переплетчик»), появившийся в Москве в 1552 г. и имевший задание от датского короля ввести в русских землях лютеранство, также предлагал организовать книгопечатание.

«Появление первой печатной книги на языке того или другого народа означает начало новой эпохи в его культурной жизни», - справедливо заметил академик Тихомиров М.Н.М.Н. ТихомировТихомиров М.Н. Начало книгопечатания в России. С. 10..

Вопрос о начале книгопечатания в Москве вызывает много споров и до сих пор окончательно не решенСм.: Сидоров А.А. Узловые проблемы и нерешенные вопросы истории русского книгопечатания //Сидоров А.А. Книга и жизнь: Сб. книговедческих работ. М., 1972. С. 87-114; См. также: Немировский Е.Л. Иван Федоров. Около 1510-1583. М., 1985.. Сведения об официальном московском первопечатнике Федоров И.Иване Федорове и его изданиях записывались уже в начале XVII в. Таково литературное произведение «Сказание известно о воображении книг печатного дела». В летописных и иных источниках неясно говорится о 1553 г. как дате начала печатания московских книг. В письме Ивана Грозного, направленном в 1556 г. новгородским дьякам, говорится: «Мы послали в Новгород мастера печатных книг Марушу Нефедьева». Упоминается и новгородский мастер Васюк Никифоров, который «умеет всякую резь резать». Каково было их действительное участие в первых опытах московского книгопечатания установить нельзя.

Бесспорно лишь одно: в 1564 г. в Москве Иван Федоров и его помощник Мстиславец П.Петр Мстиславец напечатали богослужебную книгу «Апостол» («И начали печатать впервые эту святую книгу Деяния апостольские и послания соборные и святого апостола Павла послания...»). Об этом сообщается в послесловии к ней.

Еще в начале XIX в. в поле зрения науки попали издания, последующее изучение которых показало, что они были напечатаны в Москве ранее 1564 г. Основным историческим источником в ходе исследования стали сами книги, проанализированные с точки зрения филологии, а также по книговедческим параметрам: владельческим надписям, водяным знакам бумаги, шрифтам и орнаментам. Со временем стало известно семь таких книг:

  • узкошрифтное Четвероевангелие (1553-1554),

  • триодь постная (1555-1556),

  • триодь цветная (1556-1557),

  • среднешрифтное Четвероевангелие (1558-1559),

  • среднешрифтная Псалтирь (1559-1560),

  • широкошрифтное Четвероевангелие (1563-1564),

  • широкошрифтная Псалтирь (1564-1565).

Никакого послесловия, титульного листа или выходных данных они не имели, напечатаны были гораздо менее искусно, чем позднейшие книги, и в науке получили название «анонимных». Тождественность литер их набора, а также досок, которыми напечатаны заставки и инициалы, служит для многих ученых доказательством того, что все они вышли из одной и той же так называемой анонимной типографии, начавшей работу на 10 лет ранее той, откуда вышло издание Федоров И.Ивана Федорова «Апостол», ставшее первой датированной русской печатной книгой. Определение анонимных изданий вызвало обширную полемическую и исследовательскую литературу. Особенно много для описания и датировки этих изданий сделали Зернова А.С.А.С. Зернова и Протасьева Т.Н.Т.Н. ПротасьеваЗернова А.С. Начало книгопечатания в Москве и на Украине. М., 1947; Протасьева Т.Н. Описание первопечатных русских книг //У истоков русского книгопечатания. М., 1959. С. 155-196..

Факты свидетельствуют о том, что в Москве русские мастера самостоятельно вели опыты по организации типографии, изготовлению шрифтов, резанию досок заставок и инициалов, освоению способов печати. Возможно, именно эта типография (как сообщает Флетчер Дж.Дж. Флетчер в изданной в 1591 г. в Лондоне книге) сгорела, будучи подожжена мракобесами-церковниками.

Поскольку, по данным писцовых книг, анонимные издания обнаруживаются в церквах уже в 1565-1566 гг. и их сравнительно много (в Свияжске и Казани три «Евангелия», восемь «Псалтирей», кстати, «Апостола» 1564 г. нет ни одного), то можно судить, что тираж их был относительно высок, а типография, их печатавшая, была скорее всего казенным или церковным предприятием. В библиотеках СССР, например, известно около 25 экземпляров узкошрифтного «Четвероевангелия».

Как повествует послесловие к "Апостолу" 1564 г., по велению царя Иван ГрозныйИвана Грозного и по благословлению митрополита МакарийМакария был устроен на средства царской казны дом, «где производить печатное дело». «Делателями» стали «диакон церкви Николы чудотворца Гостунского Иван Федоров да Петр Тимофеев Мстиславец». Почти целый год - с 19 апреля 1563 г. до 1 марта 1564 г. - в новой типографии шло изготовление этой первой русской датированной печатной книги.

Сведений о том, где родились и провели свою молодость Федоров И.Иван Федоров и Мстиславец П.Петр Мстиславец, не сохранилось. Неизвестно, например, как Иван Федоров стал дьяконом, где и у кого учился печатному делу, почему именно ему было поручено устройство первой государственной типографии. Уже первое издание Ивана Федорова и его помощника доказывает, что они хорошо изучили как лучшие образцы искусства переписчиков и оформителей рукописных книг, так и технику европейского книгопечатания. Их типография была технически хорошо оснащенным предприятием. Набор «Апостола» 1564 г. имеет твердо выдержанные крайние линии - не только левую, но и правую; в два приема сделана печать в две краски; отличного качества киноварь и черная краска. В этом и последующих изданиях Иван Федоров выступает как опытный искусный наборщик, автор послесловий, редактор, возможно и художник. В его изданиях фактически нет опечаток. «Апостол» открывает гравированный на дереве фронтиспис - вырезанная рамка с изображением апостола Луки. С 20 досок в книге воспроизведено 46 заставок, уходящих по форме в традиции русской рукописной книги, но при этом обогащенных и новым опытом западноевропейского книжного искусства; с 5 досок - 22 инициала. Великолепный лиственный орнамент «Апостола» впервые дает такую реальность рисунка, которая не встречалась ни в рукописных, ни в анонимных изданиях. Рисунок шрифта, разработанный на основе московского полуустава, удивительно продуман и красив. Блок текста на каждой странице построен по четкому соотношению (21 х 14 см, то есть три к двум). Эта книга большого объема (6 ненумерованных листов и 261 лист со счетом) удобна для чтения.

В Москве Федоров И.Иван Федоров и Мстиславец П.Петр Мстиславец выпустили также малоформатный «Часовник» (1565). Эта книга печаталась ускоренными темпами и вышла двумя изданиями. Часовники малого формата не только постоянно употреблялись в церкви, но - и это главное - выполняли роль учебника, используясь для обучения грамоте. Население России долго еще училось читать по федоровскому «Часовнику». Возможно, именно большой спрос на эту книгу заставил печатников начать второе издание, не завершив первое.

В 1568 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец работали уже не в Москве, а в Заблудове - имении литовского гетмана Ходкевич Г.А.Г.А. Ходкевича. О том; что они были вынуждены покинуть Москву, рассказал сам Иван Федоров в послесловии к «Апостолу» 1574: «...ради презелного озлобления, часто случающегося нам не от самого того государя, но от многих начальник и священноначальник и учитель, которые на нас зависти ради, многия ереси умышляли, хотячи благое в зло превратити и божие дело в конец погубити, якоже обычай есть злонравных и ненаученных и неискусных в разуме человек... зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгна и в ины страны незнаемы пресели». Однако конкретных причин гонений, начавшихся со стороны государственных и духовных властей, Федоров И.Иван Федоров, по-видимому, назвать не хочет. Ученые выдвигают разные обоснования обстоятельств ухода первопечатников из Москвы. Давно доказана несостоятельность версии о том, что федоровский Печатный двор был разгромлен. Зарубежные издания Ивана Федорова свидетельствуют о том, что первопечатник увез с собой матрицы московского шрифта (сам шрифт, очевидно, остался в Москве и был использован при печатании книг учениками Ивана Федорова), а также доски некоторых заставок, инициалов и рамки вокруг изображения апостола. Есть предположения, что Иван Федоров получил в юности образование в Краковском университете в ПольшеНемировский Е.Л. Иван Федоров. Около 1510-1583. М., 1985. С. 19-22.. Во всяком случае, он так говорит о своей великой миссии: «...духовные семена... по свету рассеивать». Об этой задаче всей его жизни повествует послесловие к «Апостолу» 1574 г.

В типографии, организованной Иваном Федоровым вместе с Мстиславец П.Петром Мстиславцем в Заблудове, было напечатано «Евангелие учительное» (1568-1569), в котором уже дан титульный лист с подробным заглавием. Включенное в него «Слово Кирилла Туровского», таким образом, стало первым напечатанным произведением русской художественной литературы.

«Псалтирь с часословцем» 1570 г. стала последним заблудовским изданием Ивана Федорова. Неблагоприятные политические условия, вызванные унией с католической церковью, вынудили Ходкевич Г.А.гетмана Г.А. Ходкевича закрыть типографию. Петр Мстиславец перебрался в Вильно, а Иван Федоров, отказавшись от предложения гетмана сделаться земледельцем, с семьей уехал во Львов, где с помощью «людей малых и не славных» организовал новую типографию. «Друкарь з Москвы» напечатал здесь новое издание «Апостола» (1754); на обороте последнего, двести шестьдесят четвертого листа, помещена гравированная на дереве композиция с типографской маркой Ивана Федорова и гербом города Львова. Послесловие к львовскому «Апостолу», где первопечатник изложил драматическую историю своих трудов и странствий, стало первым опубликованным произведением русской мемуарной литературы.

В том же году во Львове Федоров И.Иваном Федоровым был выпущен «Букварь» - первый печатный учебник и первая светская книга на русском языке. В него вошли азбука, грамматика и упражнения для чтения, "для скорого обучения детей". Единственный экземпляр «Букваря» Ивана Федорова был обнаружен в Риме в 1927 г. и в настоящее время хранится в библиотеке Гарвардского университета (США).

Вскоре Иван Федоров переехал в Острог ко двору князя Константина Острожского - могущественного феодала, русского и православного, проводившего в жизнь большие политические и просветительские замыслы. С этой целью им в Остроге была основана школа (или, как ее иногда называют, Славяно-греко-латинская академия). Там Иван Федоров подготовил и выпустил ряд изданий - как фолиантов, так и брошюр, отличающихся большим мастерством исполнения и разнообразием содержания.

18 июня 1578 г. Федоров И.Иваном Федоровым в Остроге была выпущена «Азбука» - «начало учения детемь, хотящим разумети писание». В этом издании использовано шесть различных шрифтов: четыре славянских и два греческих. Первопечатник, сумевший решить сложные технические задачи набора различных разноязычных текстов, по праву назвал себя в одном из писем «Иван Федоров Москвитин, типограф греческий и славянский». В седьмой тетради «Азбуки» 1578 г. впервые был напечатан важнейший исторический источник - памятник болгарской литературы «Сказание Черноризца Храбра» о деяниях КириллКирилла и МефодийМефодия. Экземпляры острожской «Азбуки» Ивана Федорова сохранились в библиотеках Готы (ГДР) и Копенгагена (Дания); в 1984 г. отдельные листы этого издания были обнаружены и в СССР.

В 1580-1581 гг. Иван Федоров в Остроге печатал Библию - одно из крупнейших своих изданий. Появление такого труда расценивалось как свидетельство идеологической зрелости, стойкости и единства русского, украинского и белорусского народов; издание Библии на национальном языке становилось важнейшим шагом на пути противостояния католицизму и национальному угнетению. Библия выступала и крупным историческим источником, литературным памятником, отражала мировоззрение и миропредставление того времени. Текст Библии напечатан крупным «острожским» шрифтом, заглавие на титульном листе - московским, кроме того, использованы еще два кириллических и два греческих. Формат большой - в лист, объем - 1256 страниц, набор - в две колонки, в каждой до 50 строк на странице. В художественном оформлении использованы 16 досок для воспроизведения 81 заставки, 19 досок для 68 концовок и 113 досок для более чем 1300 инициалов. Завершает книгу типографский знак Ивана Федорова. Была она выпущена большим тиражом. В настоящее время известно не менее 300 экземпляров «Острожской Библии», в крупнейших библиотеках нашей страны и за рубежом. Надпись 1593 г. на одном из экземпляров этого издания повествует, что книга печаталась «не единем заводом и привезены быша великия России (в) царствующий град Москву... и рассеяшася во все грады и держатся до сих времен».

Все же и могущественный князь Острожский оказался ненадежной защитой. Федоров И.Иван Федоров возвратился во Львов, где пытался возобновить свою типографию. Однако его имущество «со всеми инструментами и литерами» оказалось заложенным ростовщикам. Ученик его Гринь Иванович покинул мастера, «уехал до Вильны и у пана Кузьмы Мамонича, бургомистра виленского, изготовил два русских шрифта». Сын Ивана Федорова Иван Иванович Друкаревич, называемый также Переплетчиком, до 1584 г. владел книжной лавкой, торговавшей печатными книгами.

Из недавно обнаруженных документов стало известно, что Иван Федоров был не только мастером-печатником. Он изобрел многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями, «Ивану Федоровичу друкарю Москвитину» давался заказ «по делу отливки малой войсковой пушки»См.: Немировский Е.Л. Иван Федоров. Около 1510-1583. М., 1985. С. 199-207..

Из Острога во Львов Иван Федоров привез 400 экземпляров напечатанной Библии. Это и было его главным и единственным богатством. Создатель русского и украинского книгопечатания выполнил свой великий долг служения народу. 15 декабря 1583 г. Иван Федоров умер. В Онуфриевском монастыре на стороне Подзамчей во Львове, где он похоронен, три столетия сохранялась надгробная каменная плита (последний раз очевидец описал ее в 1883 г.). На плите - изображение типографской марки Ивана Федорова и русская, притертая временем, надпись: «Друкарь книг пред тымъ невиданныхъ».

Ученики Ивана Федорова работали в польских, белорусских, украинских городах. Стиль и приемы Ивана Федорова, его шрифты и гравированные доски применялись в печати вплоть до начала XIX в. Заставки, большие и малые инициалы, другие украшения, отпечатанные с досок Ивана Федорова, встречаются в 48 изданиях, вышедших с 1588 до 1772 гг. в разных типографиях.

Постепенно налаживалось книгопечатание и в Российском государстве. Новейшие открытия советских ученых приводят к выводу, что на рубеже 1570-1580 гг. в Казани действовала печатня, где был использован один из шрифтов московской «анонимной» типографии. Здесь было издано произведение казанского попа Ермолая, впоследствии известного как патриарх ГермогенГермоген. «Служба Казанской иконе», объемом в 29 листов, форматом в «четверть».

В Москве печатание книг продолжили ученики Ивана Федорова Тарасиев Н.Никифор Тарасиев и Невежа А.Андроник Невежа, выпустив в 1568 г. «Псалтирь». После этого в московском книгопечатании наступил некоторый перерыв, вызванный, очевидно, событиями 1571 г., при которых и сгорел московский Печатный двор. Новая типография по указу царя была устроена в Александровской слободе близ Москвы, где Андроник Тимофеев Невежа выпустил «Псалтирь» 1577 г. Книгопечатание возобновилось и в новопостроенной московской типографии. Среди вышедших там книг - «Апостол» 1597 г., в послесловии к которому есть сведения о тираже: «А напечатано книг сих вкупе тысяча пятьдесят...». Всего же во второй половине XVI в. в Русском государстве было издано двадцать наименований книг.

© Центр дистанционного образования МГУП