Московский государственный университет печати

Виноградова Л.А.


         

История книжного дела в России (988-1917)

Учебное пособие


Виноградова Л.А.
История книжного дела в России (988-1917)
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

ПРЕДИСЛОВИЕ

•  

Лекция 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛАВЯНО-РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КНИГИ

•  

Лекция 2. ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКИХ РУКОПИСНЫХ КНИГ

•  

Лекция 3. НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ В РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ. ПЕРВОПЕЧАТНИК ИВАН ФЕДОРОВ

•  

Лекция 4. РУССКИЕ РУКОПИСНЫЕ И ПЕЧАТНЫЕ КНИГИ В XVII в.

•  

Лекция 5. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В КНИЖНОМ ДЕЛЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ И СЕРЕДИНЕ ХVIII в.

•  

Лекция 6. РАЗВИТИЕ ЧАСТНОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВА И КНИЖНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

•  

Лекция 7. КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО И КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

•  

Лекция 8. КРУПНЕЙШИЕ РУССКИЕ КНИГОИЗДАТЕЛЬСКИЕ И КНИГОТОРГОВЫЕ ФИРМЫ

•  

Лекция 9. КНИЖНОЕ ДЕЛО РОССИИ В ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННУЮ ЭПОХУ

Указатели
266  именной указатель
17  указатель издательств

Лекция 8. КРУПНЕЙШИЕ РУССКИЕ КНИГОИЗДАТЕЛЬСКИЕ И КНИГОТОРГОВЫЕ ФИРМЫ

В многоукладном книжном деле России в последнее десятилетие XIX в. в условиях сильнейшего политического и экономического кризиса самодержавной империи, все более выдвигаются книгоиздательские и книготорговые предприятия, которые по характеру своей деятельности подходят под определение капиталистических монополий.

Их появление совпало с экономическими потрясениями 1873-1875 гг., которые основательно ослабили причудливое полуфеодальное хозяйство помещичье-капиталистической России. Обстановка конца века - голод, безработица, эпидемии, антинародная, антидемократическая политика властей, общественная апатия и жесточайшая реакция - следствием всего этого явилось падение покупательского спроса, снижение интереса населения к книгам и, в конечном счете, кризис книгоиздания.

Повседневным явлением становится банкротство издателей и книготорговцев; этим, а также торгами обанкротившихся издательств и книжных складов, полны страницы газет. Особенно пострадали издатели просветительской литературы. Окончили существование многие старые, «патриархальные» предприятия, которые не могли приспособиться. Сличение списков русских издателей и книготорговцев 60-80-х годов показывает, что менее чем за 20 лет их состав обновился на 80 процентов. На книжный рынок мутным потоком хлынула всякого рода мистическая, гадательная, «лакейская» (т.е. развлекательная) продукция, различные похождения сыщиков и разбойников Чуркиных.

В условиях кризиса шел интенсивный процесс концентрации капитала, особенно если он опирался на поддержку банков. Монополистические фирмы принимали характер "товариществ на паях" или «акционерных обществ». Часть акций распределялась между мелкими вкладчиками, в том числе даже приказчиками, но основной капитал (контрольный пакет акций) принадлежал крупным капиталистам, которые всецело распоряжались делами «товарищества» и давали ему свое имяБелов C.В., Толстяков А.П. Русские издатели конца XIX - начала XX в. /Отв. ред. Д.С. Лихачев. Л., 1976..

Наиболее крупные, финансово сильные фирмы не только устояли во время кризиса 80-х годов, но еще более расширили свою деятельность; многие из них пользовались кризисами и ухудшением конъюнктуры рынка, чтобы разорить и поглотить конкурентов. Так, фирма Вольф М.О.М.О. Вольфа привлекла много новых вкладчиков капитала и в 1883 г. была преобразована в Товарищество на паях М.О. ВольфаТоварищество на паях.

Основателем и владельцем характернейшей русской монополистической фирмы газетного, книгоиздательского и книготоргового дела был Суворин А.С.Алексей Сергеевич Суворин (1834-1912). В 60-е годы он был близок к демократам, сотрудничал в некрасовском «Современнике». В компании с другими капиталистами он купил газету «Новое время» (1876), превратив ее в беспринципное, верноподданническое популистского пошиба издание, заслужившее в демократических кругах презрительную кличку «Чего изволите?».

Понимая, что при существовавшей тяге широкого читателя к просвещению, культуре путь к большим барышам лежит через издание недорогой многотиражной познавательной книги, А.С. Суворин предпринял издание «Дешевой библиотеки» - произведений классиков мировой и русской литературы, состоявшее из выпусков книг карманного формата ценой по 8-10 копеек. Он издавал различные справочники, книги по домоводству, мемуарную, художественную, научную литературу.

В 1911 г. книгоиздательская и газетная фирма А.С. Суворина была преобразована в Товарищество на паях «Новое время»"Товарищество на паях Новое время, в котором акции принадлежали 242 пайщикам. Было создано «Контрагентство печати Т-ва „Новое время“«, которое обладало монопольными правами на продажу книг и газет - почти на каждой железнодорожной станции или пристани появился суворинский киоск!См.: Динерштейн Е.А. Издательская деятельность А.С. Суворина //Кн.: Исслед. и материалы, 1984. Сб. 48. С. 82-118.

Основатель другой крупнейшей фирмы Маркс А.Ф.Адольф Федорович Маркс (1838-1904) эмигрировал из Германии и прошел суровую школу, работая приказчиком в петербургском магазине Вольф М.О.М.О. Вольфа. Накопив денег, он отделился от Вольфа и купил право на издание еженедельника под названием «Нива - иллюстрированный журнал для чтения». Журнал этот давал полезную и занимательную информацию обо всем на свете, систематически печатал стихи, рассказы, повести, даже романы русских и зарубежных авторов. Иллюстрации для «Нивы» делались в лучших мастерских, в том числе за границей. В приложении предлагались серии репродукций с картин знаменитых художников. Все эти достоинства, а главное - дешевизна (10 копеек за номер) делали «Ниву» излюбленным чтением в небогатых интеллигентных семьях.

А.Ф. Маркс стал издавать в виде приложения к «Ниве», иногда даже бесплатно, собрания сочинений писателей. Книги эти выпускались в очень простом, дешевом оформлении, но именно благодаря им резко возросли тиражи журнала (до 200 тыс. экземпляров) и издатель получал дополнительные прибыли. За 30 лет (1870-1900) к «Ниве» было издано 102 книги приложений, в их числе 80 томов полных собраний сочинений Грибоедова, Кольцова, Тургенева, ГончароваСм.: Динерштейн Е.А. «Фабрикант» читателей: А.Ф. Маркс. М., 1986..

Присоединив к себе несколько более слабых предприятий, фирма А.Ф. Маркса преобразовалась в монополистическое товарищество на паях. А.Ф. Маркс умел различить и вовремя поддержать литературные таланты, не боялся рисковать капиталом, о нем говорили, что для русского просвещения этот немец сделал больше, чем любой царский министр.

Самым известным из русских издателей этой эпохи был, однако, Сытин И.Д.Иван Дмитриевич Сытин (1851-1934), выходец из крестьян Костромской губернии. Мальчиком он был отдан в лавку московского лубочника П.Н. Шарапова. В 1876 г. И.Д. Сытин открыл собственную литографию и занялся производством и сбытом лубочных календарей, гадательных таблиц, листков, книжек. Он прекрасно знал народные нужды и запросы, сумел привлечь к распространению своих изданий деревенских офеней, которых уже в 80-90-е годы иначе не называли, как «сытинские офени». К началу XX в. И.Д. Сытин сделался монополистом издания книг для села и книжной торговли на селе.

И.Д. Сытин завязал дружеские отношения со многими передовыми людьми русской культуры - Л.Н. Толстым, А.М. Горьким - издавал книги под их влиянием. Сытинскую серию «Библиотека для самообразования», состоявшую из научно-популярных книг по истории, политической экономии, философии, географии, революционеры, в частности, рекомендовали для рабочей молодежи. Издавал И.Д. Сытин и собрания сочинений классиков, капитальные справочные издания: «Военная энциклопедия» (М., 1909-1916; доведена до девятнадцатого тома), «Детская энциклопедия» (в 10 т. М., 1913-1914). Им были выпущены отлично оформленные многотомные издания по истории: «Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем» (в 6 т. М., 1911), «Отечественная война и русское общество (1812-1912)» (в 7 т. М., 1911-1912).

В 1896 г. И.Д. Сытин преобразовал свою фирму в Товарищество печатания издательства и книжной торговли«Товарищество печатания, издательства и книжной торговли» на паях. Были привлечены новые капиталы, в том числе вклады крупных банков, расширено производство: в Москве на Пятницкой улице выросла огромная, отлично оборудованная типография. Фирма И.Д. Сытина владела девятью первоклассными книжными магазинами; московский магазин на Никольской улице являлся одновременно складом для рассылки сытинских изданий почтой. При книжном магазине на Тверской улице существовал «Школьно-педагогической музей», служивший И.Д. Сытину, как издателю учебников, прекрасной рекламой.

Опираясь на финансовую поддержку банков, Т-во И.Д. Сытина, приобретя контрольные пакеты акций, становилось, по существу, владельцем многих конкурирующих фирм, выплачивая потом банкирам выгодные проценты за кредит. К началу Первой Мировой войны Т-во И.Д. Сытина сумело присоединить к себе Товарищества наследников Вольф М.О.М.О. Вольфа и Маркс А.Ф.А.Ф. Маркса. В 1913 г. каждая четвертая книга на русском книжном рынке попадала туда через сытинскую сетьСм.: Динерштейн Е.А. И.Д. Сытин. М., 1983. (Деятели книги)..

Отмечая 50-летний юбилей И.Д. Сытина, представители общественности писали: «Его пример показывает, что творчество ...можно найти и в деятельности книгоиздателя, если он осуществляет такую грандиозную мечту, как издать и распространить в широких массах сотни миллионов экземпляров хороших книг, провести их в самые глухие углы нашей родины, сделать их по дешевизне доступными неимущему рабочему и бедному крестьянству». При этом все же не надо забывать, что половину «доступных по дешевизне» сытинских изданий составляли книги религиозные, верноподданнические, лубочные, «царский календарь» и др.

В книгоиздательстве и книжной торговле России, так же как и в других отраслях народного хозяйства, интенсивно происходило слияние банковского, промышленного и торгового капитала. Банки скупали значительные доли пакетов акций монополистических фирм, открывали им кредит на печатание многотиражных изданий, требовавших крупных предварительных расходов на бумагу и типографские работы, поддерживали их в конкурентной борьбе.

Контрольным пакетом акций Т-ва А.С. Суворина «Новое время» владел «Волжско-Камский банк». К тому времени банки начали организовывать собственные издательства, чтобы забирать себе всю прибыль целиком. Так поступил, например, миллионер банкир П.П. Рябушинский, финансировавший многих русских издателей и организовавший в 1906 г. собственное книгоиздательство. Усилилось проникновение иностранного капитала в экономику России.

Лейпцигский издатель Брокгауз А.Э.А.Э. Брокгауз и петербургский владелец типографии Ефрон И.А.И.А. Ефрон в 1889 г. организовали совместно Товарищество «Издательское дело», акционерное общество Т-во Акционерное общество «Издательское дело», капитал которого составил несколько миллионов рублей. Это издательство выпускало художественную литературу (например, серия «Библиотека великих писателей» в 20 т. под ред. Венгеров С.А.С.А. Венгерова), книги по истории и философии. Особенно большой успех имел «Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон» (в 86 полутомах), ставший крупнейшим отечественным научно-справочным изданием.

«Библиографический институт Мейера» в Лейпциге, объединявший несколько немецких капиталистов, финансировал Товарищество «Просвещение»Т-во «Просвещение», организованное в 1896 г. группой либералов-народников. Здесь выпускались капитальные научно-популярные издания, в основном переводы на русский язык трудов немецких буржуазных ученых: Л. Ранке «Человек», А. Брем «Жизнь животных», Ф. Ратцель «Народоведение» и другие (в частности, серия «Вся природа» из 14 переплетенных в кожу томов на веленевой бумаге). В дешевой серии «Всемирная библиотека» вышли собрания сочинений русских и зарубежных писателей. В 1900-1909 гг. издательством «Просвещение» была выпущена четырьмя изданиями «Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания» (в 20 т., под ред. известного народника С.Н. Южакова). В 1907-1909 гг. "Большая энциклопедия" была переиздана с двумя дополнительными томами.

В 1905 г., опираясь на кредит русских банков, «Просвещение» выкупило пай немецких компаньонов; формальными владельцами фирмы стали Цетлины (братья)братья Цетлины. В свою очередь, скупив акции нескольких типографий, издательство «Просвещение» стало превращаться в типично монополистическую фирму. Оптовый склад Т-ва «Просвещение» открывал широкий кредит розничным торговцам, за продажу своих изданий предоставляя даже 50-процентную скидку. В 1907 г. Т-во приобрело в Москве крупный книжный магазин «Образование» и сделало его центром разветвленной книготорговой сети на периферии.

В те времена одно и то же издание часто предпринималось в двух видах - одно дорогое, щедро иллюстрированное, великолепно переплетенное в объемистые тома, на лучшей бумаге; а другое дешевое, на низкосортной бумаге, разделенное на копеечные выпуски-тетрадки в бумажной обложке. В этом отразилось резкое имущественное и сословное расслоение населения России, так диктовали интересы капиталистического рынка. Т-во «Просвещение» одно и то же издание выпускало даже в четырех видах - по разной цене.

Издатели широко применяют для улучшения качества книг последние достижения науки и техники, приглашают для оформления книг самых знаменитых художников. Входит в повсеместное употребление практика политипажа, то есть соединения в одном издании разных способов печати и воспроизведения иллюстраций. Особенно активно применял политипаж А.Ф. Маркс - журнал «Нива» и приложения к нему. До 80-х годов XIX в. русские книги оформлялись, главным образом, гравюрой (на дереве и на металле), литографией и хромолитографией, которая иногда называется «олеографией». После изобретения фотографии в печатное производство книг быстро внедряются фотомеханические способы воспроизведения иллюстраций - фототипия и ее разновидности: автотипия, фотоцинкография, гелиогравюра. Знаменитая «Живописная Россия» Т-ва М.О. Вольф, выходившая в течение 20 лет (1881-1901), в первых томах иллюстрирована гравюрами, а в последних - исключительно фототипиями.

Господство богатого покупателя, новобогатея, мецената вызвало появление сверхроскошных изданий, великолепие художественного оформления которых отнюдь не диктовалось эстетическими или научными соображениями, а лишь стремлением поразить книжный рынок. Таким было, например, издание «История и памятники византийской эмали» (СПб, 1889-1892), представляющее собой описание коллекции А.В. Звенигородского, сделанное проф. Н.П. Кондаковым, с альбомом репродукций и выпущенное тиражом 600 экземпляров на трех языках. Цельно-кожаный переплет книги был богато украшен, применены особые виды тиснения, декора, золотошвейного искусства и т.д. Издание стоило меценату 120 тыс. рублей и в продажу не поступало, раздавалось в виде сувенира. Если учесть, что впоследствии сами «византийские» медали оказались поддельными, курьезный смысл этого издания станет еще более очевидным.

Однако в большинстве даже самых роскошных изданий в России конца века господствуют художественные школы передовых направлений; такие имена как Репин И.Е.И.Е. Репин, Перов В.Г.В.Г. Перов, Васнецовы A.M. и В.М.A.M. и В.М. Васнецовы, Маковский В.Е.В.Е. Маковский - то и дело встречаются при оформлении книг. В первые десятилетия XIX в. лучшими по художественному оформлению массовыми изданиями должны считаться книги, иллюстрированные художниками объединения «Мир искусства». Особенную известность как иллюстраторы книги получили мастера Бенуа А.Н.А.Н. Бенуа («Медный всадник», «Пиковая дама» Пушкина), Билибин И.Я.И.Я. Билибин ("Сказки" А.С. Пушкина, «Русские былины»), Добужинский М.В.М.В. Добужинский («Станционный смотритель» А.С. Пушкина, «Казначейша» М.Ю. Лермонтова), Лансере Е.Е.Е.Е. Лансере («Хаджи-Мурат» Л.Н. Толстого) и другие.

Стремясь к завоеванию рынка, к обогащению за счет безудержной конкуренции и кармана покупателей, монополистические фирмы объективно способствовали развитию прогрессивных форм книгоиздания.

© Центр дистанционного образования МГУП