Московский государственный университет печати

Гречихин А.А.


         

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЭВРИСТИКА: История, теория и методика информационного поиска

Конспект лекций


Гречихин А.А.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЭВРИСТИКА: История, теория и методика информационного поиска
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ

1.

СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ЭВРИСТИКИ

2.

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ЭВРИСТИКИ В СССР

3.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ЭВРИСТИКИ

3.1.

Основные цели и виды информационного поиска

3.2.

Система методов информационного поиска

4.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССУ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

Указатели
39  именной указатель
49  предметный указатель

4.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССУ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА

В ходе практической реализации информационного поиска библиограф должен всегда руководствоваться следующим ленинским положением: «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения»Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 290..

В первую очередь следует четко определить основные этапы информационного поиска и особенности каждого из них. В самом общем виде процесс информационного поиска можно разделить на следующие этапы: 1) формулирование задачи поиска; 2) разработка рабочей программы поиска; 3) реализация поиска и 4) оформление результатов поиска.

Формулирование задачи поиска обусловлено соответствующей задачей библиографирования или библиографического обслуживания. По существу - это краткое определение темы (содержания) библиографической работы. Формулирование задачи может быть выполнено: 1) в виде элементарной тематической рубрики; 2) в виде плана (тезисов, рубрикатора); 3) в виде аннотации.

Формулирование задачи поиска позволяет определить область и особенности используемой литературы, облегчить составление программы поиска. Последняя должна максимально развернуть и конкретизировать поставленную задачу, определяя: объект, виды и методы, возможные направления (маршруты), необходимые ограничения поиска - тематические, хронологические, языковые, жанровые и т.п., возможные объективные и субъективные затруднения, степень полноты, форму представления результатов поиска.

В качестве примера составим рабочую программу поиска применительно к такой теме, как «Ленинская методика работы с книгой».

  1. Объект поиска - а) определяем основные области общественной деятельности (науки), объектом и результатом изучения которых является эта тема: Книговедениекниговедение, Информатикаинформатика, библиотековедение, Библиографоведениебиблиографоведение, педагогика и т.п.; б) определяем основные издающие организации, выпускающие литературу по данной теме: Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Институт научной информации по общественным наукам, издательства - Политиздат, «Книга», «Педагогика», «Высшая школа», Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина, Всесоюзная книжная палата, Информпечать и другие.

  2. Виды и методы поиска - библиографический поиск (поиск литературы вопроса), все возможные методы библиографической эвристики.

  3. Возможные направления (маршруты) поиска - своего рода «рецепт», отражающий последовательность обращения к тому или иному объекту поиска: а) определяем основные библиографические пособия, в которых может быть отражена интересующая нас литература и которые выпускают указанные выше организации - например, ежегодник «Библиография советской библиографии», сводные каталоги и тематические планы выпуска этих учреждений и т.п.; б) устанавливаем основные периодические и продолжающиеся издания указанных организаций, в которых могут быть опубликованы статьи и библиографические материалы по нашей теме; в) устанавливаем круг основных справочно-энциклопедических изданий, в которых могут быть интересующие нас материалы, - БСЭ, Справочные тома к Полному собранию сочинений В.И. Ленина: В 2-х ч. М., 1969-1970 и т.д.; г) наконец, путем изучения и отбора материалов составляем список литературы.

  4. Необходимые ограничения поиска - только статьи и монографии на русском языке, выпущенные центральными издательствами нашей страны за последние 10 лет.

  5. Форма представления результатов - аннотированный список литературы по заданной теме, причем аннотации преимущественно аналитического характера, с указанием наиболее примечательных фактов, разделов, фрагментов и страниц изученной и отобранной литературы вопроса, т.е. с максимальным приближением к последующей возможной стадии фактографического поиска по теме.

В процессе реализации информационного поиска следует руководствоваться рядом общих методических рекомендаций. Так, характер поиска всецело определяется содержанием поставленной задачи. И в этом отношении важно различать, что сначала поиск как бы привязан к теме и к цели детальной, всесторонней разработки ее плана, когда особенно необходим широкий охват информационных источников, литературы. Следовательно, сначала в большей мере используется библиографический и документальный виды поиска. И лишь затем информационный поиск конкретизируется, ограничивается непосредственным содержанием решаемой библиографической задачи - библиографирования или библиографического обслуживания. На этом этапе преобладает уже фактографический поиск. В то же время, на протяжении всего процесса информационного поиска следует сочетать различные виды и методы поиска в двух основных направлениях: с одной стороны, от общих библиографических пособий к отдельным источникам и содержащимся в них фактам, а с другой - от отдельных фактов и источников к общим библиографическим пособиям.

В каждом конкретном случае важно четко определить исходную координатную точку поиска в системе информационного обеспечения (источниковедения). Например, предпочтительнее вести поиск в обратном хронологическом порядке, т. е. с новых пособий и источников, по необходимости последовательно углубляясь в историю. Или начинать с того, что уже известно, имеется под руками или легко доступно, т.е. с домашней библиотеки (картотеки), библиотеки по месту работы или жительства. И лишь затем - обращаться в другие библиотеки, информационные центры. Следует соблюдать также строгую последовательность в восхождении от исходных точек и материалов. С одной стороны, нужно идти от общего к частному и наоборот, а с другой - сочетать полноту и глубину поиска с выбором наиболее существенных, значимых информационных источников.

Необходимо шире использовать в процессе информационного поиска те возможности, которые предоставляет действующая в нашей стране система информационного обслуживания и в первую очередь: межбиблиотечный абонемент, систему магазинов «Книга - почтой», подписные информационные издания, консультации, и возможность получить копив источника, квалифицированный ответ библиотек и органов информации на информационные запросы. Наиболее перспективной считается такая форма информационного обслуживания, как система избирательного распространения информации (ИРИ), осуществляемая с помощью ЭВМ.

При информационном поиске следует особо учитывать специфику различных типов и видов литературы и изданий. Это дает не только нужный ориентир в определении границ и объема поиска, но и позволяет выявить наиболее важные пособия и источники для первоначального изучения.

Система основных пособий и источников, необходимых для поиска литературы, может быть представлена в следующем виде.

  1. Издания библиографической информации второй степени: государственной библиографии второй степени; ретроспективные указатели второй степени, выпускаемые органами НТИ, издательствами.

  2. Издания библиографии (первой степени): государственной библиографии; научно-вспомогательной библиографии; рекомендательной библиографии; сводные тематические, ретроспективные и другие виды изданий каталогов библиотек, издательств, книжного репертуара; издательско-книготорговой библиографии.

  3. Издания реферативной информации: реферативные журналы и сборники; критико-библиографические периодические и продолжающиеся издания, отделы критики и библиографии в специальной и массовой периодике.

  4. Издания обзорной информации: органов НТИ и специализированных издательств, обзорные статьи в специальной периодике; обзоры рекомендательного характера, обзорные статьи в массовой периодике.

  5. Справочные издания: биобиблиографические словари универсального характера; биобиблиографические словари отраслевого характера; биобиблиографические словари краеведческого характера; энциклопедии универсального характера; справочники различного характера.

  6. Периодические и продолжающиеся издания: универсального академического уровня; специального и ведомственного характера; массового и популярного характера.

  7. Тематические сборники: специальные (научно-технические); учебные сборники и книги для чтения; массовые (научно-популярные).

  8. Монографические издания: научные монографии; учебники и учебные пособия для вузов; популярные монографии.

  9. Собрания сочинений, избранные собрания сочинений: научные (академические); массовые.

  10. Книжные серии: научные; учебно-педагогические; популярные.

Особое внимание нужно обратить на наличие по теме поиска реферативных, обзорных, справочно-энциклопедических изданий. Именно в этих изданиях концентрируется и обобщается содержание большого количества источников, отражается самая новая и ценная информация. Подчас только обращения к таким источникам достаточно, чтобы оперативно и качественно решить искомую задачу.

Каждый библиограф в процессе своей работы обязан определить для себя оптимальный круг поискового чтения, т.е. тот минимум информационно-библиографических, справочных, периодических и продолжающихся изданий, систематически обращаясь к которым, он может быть всегда в курсе интересующих его проблем и которые при необходимости он может привлечь для решения той или иной конкретной задачи информационного поиска. Кроме того, следует постоянно с учетом текущей и перспективной проблематики формировать и совершенствовать свой служебный или домашний фонд информационного обеспечения, т.е. иметь у себя под руками как необходимые пособия и источники, так и самостоятельно составленные различного рода картотеки, конспекты, досье и т.п., что особенно важно.

В любом случае, только при систематическом и целенаправленном изучении, знании и умении рационально применять действующую в нашей стране систему информационного обеспечения библиограф может быть твердо уверен в эффективности и качестве своей работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В конспекте лекций изложены наиболее трудные для изучения вопросы истории, теории и методики библиографической эвристики. Освоение ее необходимо для формирования профессиональных званий и умений будущего работника книжной торговли.

В современных условиях книжная торговля выполняет функции как справочно-библиографического, так и информационно-библиографического обслуживания. В таких ведущих книготоргах страны, как Москнига, Ленкнига, Саратовский облкниготорг, созданы специальные информационные подразделения и разветвленная сеть информаторов на книготорговых предприятиях. Тем самым создаются необходимые условия для информационно-библиографического обслуживания не только массового покупателя, но и, что особенно важно, самих работников книжной торговли, специалистов этой важной отрасли, которая вносит существенный вклад в общепартийную и государственную работу по коммунистическому воспитанию трудящихся. В связи с этим значение библиографической эвристики для книготорговой деятельности в дальнейшем будет постоянно возрастать.

Естественно, что студент при изучении различных вопросов библиографической эвристики не должен ограничиться только настоящим изданием. Следует также внимательно изучить и законспектировать рекомендуемую ниже литературу.

Литература

    Ленин и книга. М.: Политиздат, 1964. Разд. 5. Книга в жизни В.И. Ленина. - С. 293-400.

    Материалы ХХVI съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. 223 с.

    Библиография: Общий курс / Под ред. О.П. Коршунова. М.: Книга, 1981. Гл. 3. § 1. Структура советской библиографии как области деятельности. Библиографический поиск. - С. 72-76.

    Берков П.Н. Библиографическая эвристика: К теории и методике библиографических разысканий. - М., 1960. - 173 с.

    Берков П.Н. Гл. 4, 5 и «Заключение» // Избранное. - М.: Книга, 1978. - С. 112-185.

    Ульянинский Н.Ю. Библиографическое разыскание (эвристика) // Библиография, 1929. - № 1. - С. 38-43.

    Фомин А.Г. Библиография как дисциплина, вспомогательная для литературоведения // Избранное. - М.: Книга, 1975. - С. 125-239.

    Черный А.И. Введение в теорию информационного поиска. - М.: Наука, 1975. - 238 с.

© Центр дистанционного образования МГУП