Московский государственный университет печати

Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т.


         

Редактирование. Общий курс

Учебник для вузов


Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т.
Редактирование. Общий курс
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1.

Глава 1. Зарождение редактирования

1.1.

Природа редактирования и его проявления в дописьменный период

1.2.

Редактирование на раннеписьменном этапе

1.3.

Развитие редактирования в период летописания и становления древнерусской литературы

1.4.

Признаки редакторской правки рукописных книг

1.5.

Развитие редактирования в первопечатнокнижный период

Выводы

2.

Глава 2. Редакторские начала в издательской деятельности России ХVII века

2.1.

Общая характеристика книгоиздания

2.2.

Организационные аспекты подготовки изданий

2.3.

Редакторская подготовка изданий

Выводы

3.

Глава 3. Развитие редактирования в издательской практике России первой половины XVIII века

3.1.

Общая характеристика книгоиздания

3.2.

Редакционно-издательская деятельность Петра I

3.3.

Вклад в развитие редактирования сподвижников Петра I

3.4.

Вклад в развитие редактирования А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова

Выводы

4.

Глава 4. Редактирование в книгоиздании России второй половины XVIII века

4.1.

Общая характеристика книгоиздания

4.2.

Редакторская подготовка изданий

4.3.

Редакционно-издательская деятельность Н.И. Новикова

Выводы

5.

Глава 5. Редакторская деятельность в издательском деле первой трети ХIХ века

5.1.

Общая характеристика книгоиздания

5.2.

Редакторские аспекты подготовки альманахов

5.3.

Редакторские аспекты подготовки журналов

5.4.

Редакторская подготовка книжных изданий

5.5.

А.С. Пушкин - редактор

Выводы

6.

Глава 6. Формирование принципов редактирования в издательской практике 40-50-х годов ХIХ века

6.1.

Общая характеристика книгоиздания

6.2.

Редакторская деятельность в периодических изданиях

6.3.

Вклад В.Г. Белинского в теорию редактирования

6.4.

Н.А. Некрасов - редактор

6.5.

Русская бесцензурная печать А.И. Герцена за границей

Выводы

7.

Глава 7. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века

7.1.

Общая характеристика книгоиздания

7.2.

Редакторская подготовка книжных изданий

7.3.

Редакторская подготовка журнальных изданий

7.4.

М.Е. Салтыков-Щедрин - редактор

7.5.

Издательская деятельность Н.Г. Чернышевского

7.6.

Просветительская деятельность Д.И. Писарева

Выводы

8.

Глава 8. Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-х годов ХIХ века

8.1.

Общая характеристика книгоиздания

8.2.

В.Г. Короленко - редактор

8.3.

Редакторский опыт А.П. Чехова

Выводы

9.

Глава 9. Особенности развития редакторской школы в начале XX века (1900-1917)

9.1.

Общая характеристика книгоиздания

9.2.

Усиление роли редактора в редакционно-издательском процессе

9.3.

Редакторская подготовка сатирических журналов

9.4.

Редакторская подготовка книжных изданий

9.5.

Редактор и литературный процесс

9.6.

Формирование критериев оценки литературно-художественных произведений

Выводы

10.

Глава 10. Редакторский опыт в советский период

10.1.

Общая характеристика книгоиздания

10.2.

Опыт редакционно-издательской деятельности М. Горького, В.Я. Брюсова, А.А. Блока

10.3.

Формирование принципов редактирования в советское время

10.4.

Редакторская подготовка изданий произведений отдельных видов литературы

10.4.1.

Редактирование научной и научно-популярной литературы (С.И. Вавилов, А.Е. Ферсман, В.А. Обручев)

10.4.2.

Редактирование детской литературы (С.Я. Маршак)

10.4.3.

Редактирование художественной литературы

Выводы

11.

Глава 11. Редакторская деятельность в современных условиях

11.1.

Содержание работы редактора

11.2.

Функции и задачи редактора. Его личностные качества

Выводы

Указатели
1137  именной указатель
794  предметный указатель
93  указатель издательств

4.
Глава 4. Редактирование в книгоиздании России второй половины XVIII века

4.1.
Общая характеристика книгоиздания

Во второй половине XVIII века книгоиздание заметно активизируется. Это было обусловлено тем, что развитие получает типографское дело, появляются частные издательства и типографии. Расширяется круг читателей. Баренбаум И.Е.И.Е. Баренбаум пишет, что в это время «складывается особая читательская среда из мелких городских ремесленников, купцов, разночинцев, мелкого чиновничьего люда»Баренбаум И.Е. История книги. - М., 1984. - С. 55.. Следовательно, углубляются Читательские потребностичитательские потребности.

В результате развитие получают Издательский репертуаррепертуар и Массив изданий: Видо-типологический составвидо-типологический состав массива изданий. Все это способствует усилению редакторских начал в книгоиздании.

Наиболее крупным издательством по-прежнему оставалось Издательство Академии наукиздательство Академии наук. Большую роль в развитии издательской деятельности сыграл Московский университетМосковский университет, учрежденный по инициативе Ломоносов М.В.М.В. Ломоносова в 1755 году. Созданная при университете типография начала свою деятельность изданием газеты «Московские ведомости», газета«Московские ведомости». Первый номер газеты вышел 7 мая 1756 года.

Типография Московского университетаТипография университета печатала лекции и публичные речи («слова») профессоров, учебники, научные труды, переводы классиков, книги русских писателей, журналы. В 1757 году было выпущено второе издание сочинений Ломоносова, позднее - еще два издания.

Университетская типография выпускала учебники для школ. Такие например, как «Географическое и методическое описание Российской империи» Чеботарев Х.А.Х.А. Чеботарева, «Риторика» Ломоносов М.В.М.В. Ломоносова, «Краткие правила российской грамматики» Барсов А.А.А.А. Барсова. Были изданы также азбуки народов России - грузинская, татарская.

В рассматриваемый период открываются ведомственные типографии. Типография Московского кадетского корпусаТипография Московского кадетского корпуса, Типография Сухопутного кадетского корпусатипография Сухопутного кадетского корпуса, Типография Сенататипография Сената, Типография при Военной коллегиитипографии при Военной коллегии, Типография при Артиллерийском корпусеАртиллерийском корпусе, Типография при Горном училищеГорном училище. Они выпускали в основном ведомственную литературу.

Во второй половине века на издательскую арену выходят различные общества - научные, переводческие, чисто издательские. Среди них «Вольное экономическое общество»«Вольное экономическое общество» (1765), издававшее первый научный сельскохозяйственный журнал «Труды Вольного экономического общества», журнал«Труды Вольного экономического общества». Журнал выходил с перерывами вплоть до 1915 года. Это было научное издание, включавшее материалы по сельскому хозяйству, технике, экономике. «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг»Общество «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг» занималось отбором для издания зарубежной литературы. С 1768 по 1783 год оно выпустило более 120 названий книг иностранных авторов. Другое общество, организованное Новиков Н.И.Н.И. Новиковым, - «Общество, старающееся о написании книг»«Общество, старающееся о написании книг», - в 1773 и 1774 годах издало 19 сочинений по истории, философии литературе.

В 60-80-е годы наступает расцвет книжного производства. О росте книжного дела говорят такие характеристики выпуска изданий. В 1762 году было издано 159 названий книг, в 1785 - 269, в 1786 - 326, в 1787 - 435Баренбаум И.Е. История книги. - С. 53.. В конце 80-х годов ежегодно выходило более 400 названий книг.

Развитию книгоиздания способствовал «Указ о вольных типографиях»«Указ о вольных типографиях», принятый в 1783 году. Этот указ заложил начала частной инициативы в книжном деле, способствовал появлению типографий по всей России. С этого времени увеличивается число типографий в Москве и Петербурге, начинает формироваться провинциальное книжное дело. Типографии появляются в Астрахани (1765), Калуге (1784), Тамбове (1788), Ярославле (1784) и в других городах. Со временем частные издательские и типографские предприятия превратились в капиталистические фабрики по производству печатной продукции.

4.2.
Редакторская подготовка изданий

Редакторские начала проявляются в издательской деятельности в этот период прежде всего формированием тематико-типологического состава массива изданий, отработкой различных элементов издания, работой над текстом произведения.

Остановимся на некоторых наиболее показательных моментах редакторской работы, имевшей место в рассматриваемое время.

Получила дальнейшее развитие Массив изданий: Видо-типологическая структуравидо-типологическая структура массива изданий. Активно издается научная и учебная литература.

Так, Издательство Академии наукиздательство Академии наук выпустило фундаментальные труды по различным отраслям знания. Благодаря тщательности подготовки, не утратили своего значения такие сочинения, как «Описание Сибирского царства» Миллер Г.Ф.Г.Ф. Миллера (1750), «Описание земли Камчатской» Крашенинников С.П.С.П. Крашенинникова (1755).

Зарождаются традиции выпуска в свет так называемых Монография публикационнаяпубликационных монографий, основанных на подготовке к печати различного рода источников. Крупные российские ученые-историографы приняли участие в издании летописных источников по истории России. С 1770 года начает выходить в свет «История Российская» Щербатов М.М.М.М. Щербатова, к концу века были выпущены летописи «Летописец Архангелогородский», «Летописец Новгородский» и другие.

Растет мастерство подготовки изданий. Одним из лучших в Европе оказался «Атлас Российской империи»«Атлас Российской империи» (1745), отличающийся тщательностью полиграфического исполнения и высоким издательским качеством.

В 1784-1790-х годах выходит в свет 10-томная энциклопедия по естествознанию и технике для юношества «Зрелище природы и художеств»«Зрелище природы и художеств».

Дальнейшее развитие получают Учебные изданияучебные издания. Можем сказать, что отработка принципов редакторской подготовки учебной книги как типа издания связана с поиском формы подачи материала, а также с определением подходов к учебным книгам для различных категорий обучаемых. Например, в 1769 году была издана «Российская универсальная грамматика...»«Российская универсальная грамматика или всеобщее писмословие» Курганов Н.Г.Н.Г. Курганова. Под названием «Писмовник» эта книга выдержала большое число изданий. Книга предназначалась для обучения взрослого читателя. Причем в нее были включены самые разнообразные в жанровом отношении и по содержанию материалы, так что ее называют одной из первых хрестоматийБаренбаум И.Е. История книги. - С. 55.. Как уже говорилось, издавались азбуки, буквари - для начального обучения, учебники для студентов университета, грамматики.

Интерес представляет также один из аспектов подготовки Первый толковый словарь русского языка в 6 т. (1786-1794)первого толкового словаря русского языка в шести томах (1786-1794). Словарь создавали крупные ученые и писатели. Среди авторов - Фонвизин Д.И.Д.И. Фонвизин, Богданович И.Ф.И.Ф. Богданович, Дашкова Е.Р.Е.Р. Дашкова. Для нас имеет особое значение постановка вопроса о том, какие примеры следует включать в статьи. Составители пришли к мнению, что эти примеры должны браться из сочинений современных авторов, а не из древней и церковной литературы. Таким образом, был обеспечен один из важнейших признаков словаря - связь с текущей литературой, который в дальнейшем нашел свое развитие в справочных изданиях. Подготовка словаря стала одним из шагов в разработке критериев оценки материала и принципов подготовки подобных изданий, показала один из путей повышения их актуальности.

В течение всего века Издательство Академии наукиздательство Академии наук выпускает календари, причем не только общего характера, но и специальные - исторический, географический, экономический и др. Отбор материала ведется в самых разных областях. В календарях находим сведения о числах, днях недели, месяцах, долготе дня, а также списки административных лиц в государстве, короткие статьи научно-популярного характера.

Развивается издание переводной литературы. В свет выходят сочинения Шеридан Р.Б.Шеридана, ВольтерВольтера, Руссо Ж.-Ж.Руссо, Гете И.В.Гете. Это способствует совершенствованию техники перевода.

Издатели обращаются к книгам прикладного практического характера, содержащим элементарные сведения из области торговли, сельского хозяйства, к различного рода «лечебникам», «травникам». Выпускаются различные журналы. Выходят первые библиографические издания - «Санкт-Петербургские ученые ведомости» (1777), «Экономический магазин» (1780-1789), в которых публикуются списки рекомендуемых книг, разрабатываются основы книгоописания.

Развиваются в это время и журнальные издания. Особенно после выхода указа о «вольных « типографиях.

4.3.
Редакционно-издательская деятельность Н.И. Новикова

В истории культуры России, книжного дела имя Новиков Н.И.Николая Ивановича Новикова занимает одно из центральных мест. Это был просветитель, крупный издатель, намного опередивший свой век. Благодаря его деятельности значительно расширился интерес общества к книге, к чтению, наукам.

Новиков выпустил в свет тысячи книг по различным отраслям знания - истории, педагогике, медицине, сельскому хозяйству. Он издавал учебники, детскую литературу, книги для народа, газету «Московские ведомости», 11 журналов, памятники русской исторической литературы.

Новиков способствовал становлению книжного дела в провинции. Как пишет Накорякова К.М.К.М. Накорякова, «...благодаря ему стали читать в самых отдаленных захолустьях, причем не только в Европейской России, но и в Сибири»См.: Накорякова М.М. Редакторское мастерство в России XVI-XIX вв. - С. 72..

Книгоиздательская деятельность реализуется прежде всего в редакторских началах. В деятельности Новикова мы находим такие аспекты, которые говорят о том, что он раньше своих современников понял некоторые тонкости редактирования и использовал при подготовке изданий многие формы работы, которые имеют место и сегодня. Это касается организационной работы Новикова при подготовке изданий. Так, он объединил вокруг изданий лучших писателей своего времени. В изданиях Новикова публиковали сочинения Фонвизин Д.И.Д.И. Фонвизина, Книжнин Я.Б.Я.Б. Книжнина, Херасков М.М.М.М. Хераскова, Чулков М.Д.М.Д. Чулкова. Впоследствии они стали его постоянными сотрудниками.

Издатель понимал, что отраслевую литературу должны готовить к изданию специалисты в соответствующей области. Поэтому к подготовке книг практического характера он привлекал профессоров Московского университета для перевода и редактирования произведений, для составления изданий.

Новиков Н.И.Новиков учитывал читательские интересы, ориентировался на конкретный читательский вкус, с одной стороны, а с другой - стремился решать задачи обучения и воспитания читателей. Так, в 1779 году он выпускает первый в России журнал для женщин «Модное ежемесячное издание или Библиотека дамского туалета», журнал«Модное ежемесячное издание или Библиотека дамского туалета». Чтобы привлечь читательниц к журналу, Новиков включает в каждый номер картинку парижской моды. В то же время читательница найдет здесь сочинения Княжнин Я.Б.Я.Б. Княжнина, Сумароков А.П.А.П. Сумарокова, Майков В.И.В.И. Майкова. При отборе произведений издатель учитывал возможности читательского восприятия: в журнале помещены короткие произведения о любви. Он стремился приохотить свою аудиторию к чтению.

В 1785-1789 годах Новиков издает журнал «Детское чтение для сердца и разума», журнал«Детское чтение для сердца и разума». Журнал выходил в свет еженедельно. Это был первый журнал в России, при подготовке которого учитывались особенности детей, воспитательные и познавательные задачи чтения. Вышло двадцать частей журнала. Те части, которые редактировал сам Новиков (1-9 и 16-20), показывают, что издатель ориентировался прежде всего на своего читателя, помещая небольшие занимательные статьи и рассказы разнообразной тематики и нравоучительного характера. В период же, когда Новиков не занимался журналом, публикации стали более объемными, а журнал в целом - скучным и менее интересным.

Редакторские начала, которые проявляются в сатирических журналах Новиков Н.И.Новикова, дают основание для определенных выводов и показывают некоторые возможности редактирования. Прежде всего для этих журналов характерна определенная общая направленность, которая достигается отбором сочинений для публикации и реализуется в структуре и отдельных элементах издания. Примером могут служить наиболее известные журналы «Трутень» и «Живописец».

Журнал «Трутень», журнал«Трутень» начал свое существование с 1 мая 1769 года. Его отличала полемичность, наступательность, злободневность. Основное направление журнала было связано с социальными проблемами России того времени. Оно обозначалось прежде всего содержанием материалов. Главная тема издания - крестьянский вопрос - разрабатывалась с позиции сочувствия крепостным и осуждения бесчеловечности помещиков. Журнал поднимает проблему невыносимого положения крестьян и ответственности правительства за такое положение. В этом русле осуществляется отбор материала. Кроме того, для раскрытия своего направления издатель использует структуру журнала. Уже эпиграф к изданию - известная строка из притчи Сумарокова «Они работают, а вы их труд ядите» - становится своеобразным управляющим началом для восприятия содержания. Читатель с первых же строк, ищет противопоставления между теми, кто работает и теми, кто ест их труд. Издатель последовательно подчеркивает собственное отношение к проблеме: читателю ясно, что сам он на стороне обездоленных.

На страницах журнала помещены краткие выразительные характеристики помещиков, картины их отношений с крепостными, описание диких нравов помещиков. Использованы самые различные Жанры литературыжанры - от переписки крестьянина с помещиком до выразительных зарисовок и писем читателей.

«Живописец», журналЖурнал «Живописец» выходил с 1 апреля 1772 по июнь 1773 года. Этот журнал продолжил направление «Трутень», журнал«Трутня». Издатель развивает начатую сатирическую линию разоблачения существующих порядков, сочувствия крепостным, публикуя материалы по крестьянскому вопросу. Здесь помещены произведения различных жанров - миниатюрные рассказы, корреспонденции читателей, пародии на газетные объявления, фельетоны, краткие характеристики отдельных людей, сатирические словари и рецепты.

Издатель, используя различные жанры, обеспечивает своему журналу, как уже говорилось, определенную направленность, а также усиливает тем самым воздействие содержания на читателя.

В начале 70-х годов Новиков Н.И.Новиков расширяет свою издательскую деятельность. Его крупные научные издания способствуют развитию русской науки.

В 1772 году вышел в свет составленный им самим библиографический словарь «Опыт исторического словаря русских писателей», библиографический словарь«Опыт исторического словаря русских писателей» - одно из первых критико-библиографических изданий в России, которое положило начало русскому литературоведению. Словарь интересен во многих отношениях, но мы остановимся на редакционно-издательских аспектах. Подготовка словаря показала, что составитель и издатель справочно-библиографического издания подводит итоги развития литературы к определенному моменту времени, что издание отражает литературный поток и массив изданий, тем самым активно влияя на него.

Деятельность Новикова демонстрирует такую важнейшую составляющую редактирования, как организация издания. Отчетливо проясняет тот факт, что «лицо» издания зависит от редактора, который во многом определяет специфику влияния журнала на общественное мнение, а также на литературный процесс.

Выводы

В издательском деле второй половины XVIII века редакторская деятельность в самостоятельный вид деятельности еще не выделилась. Однако в процессе подготовки изданий используются различные формы и методы, которые составляют редакторские начала.

Прежде всего редакторские аспекты подготовки изданий связаны с тем, что в это время появляется осознание языковой нормы и осуществляется попытка выработки правил русского светского языка.

Кроме того, активная переводческая деятельность выдвигает проблему передачи содержания литературного произведения на русском языке. Издатели, переводчики, писатели рассуждают о возможностях и правилах подготовки переводного текста.

В рассматриваемый период продолжается формирование изданий различных типов. Особенно активно развивается учебная литература. Выпущены учебники для различных форм обучения и категорий читателей. С точки зрения их редакторской подготовки особенно важна выработка принципов подачи материала и отбора данных для обучения.

Начинается разработка принципов подготовки научных изданий, собраний сочинений, рассматриваются особенности справочных изданий, осуществляется выпуск самых различных календарей. Появляется осознание того, что существуют свои особенности чтения у разных категорий читателей. Намечаются первые шаги в подготовке детской литературы, изданий для женщин.

Изменяется и само издание. Разрабатывается справочный аппарат, формируются его отдельные его элементы, произведение дополняется иллюстрациями.

В значительной мере расширяется тематика, появляются новые жанры публикаций.

Все эти аспекты в дальнейшем продолжат свое развитие, что в конечном счете приведет к выделению редактирования в самостоятельную сферу деятельности и будет способствовать профессионализации работы редактора.

© Центр дистанционного образования МГУП