Московский государственный университет печати

Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т.


         

Редактирование. Общий курс

Учебник для вузов


Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т.
Редактирование. Общий курс
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1.

Глава 1. Зарождение редактирования

1.1.

Природа редактирования и его проявления в дописьменный период

1.2.

Редактирование на раннеписьменном этапе

1.3.

Развитие редактирования в период летописания и становления древнерусской литературы

1.4.

Признаки редакторской правки рукописных книг

1.5.

Развитие редактирования в первопечатнокнижный период

Выводы

2.

Глава 2. Редакторские начала в издательской деятельности России ХVII века

2.1.

Общая характеристика книгоиздания

2.2.

Организационные аспекты подготовки изданий

2.3.

Редакторская подготовка изданий

Выводы

3.

Глава 3. Развитие редактирования в издательской практике России первой половины XVIII века

3.1.

Общая характеристика книгоиздания

3.2.

Редакционно-издательская деятельность Петра I

3.3.

Вклад в развитие редактирования сподвижников Петра I

3.4.

Вклад в развитие редактирования А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова

Выводы

4.

Глава 4. Редактирование в книгоиздании России второй половины XVIII века

4.1.

Общая характеристика книгоиздания

4.2.

Редакторская подготовка изданий

4.3.

Редакционно-издательская деятельность Н.И. Новикова

Выводы

5.

Глава 5. Редакторская деятельность в издательском деле первой трети ХIХ века

5.1.

Общая характеристика книгоиздания

5.2.

Редакторские аспекты подготовки альманахов

5.3.

Редакторские аспекты подготовки журналов

5.4.

Редакторская подготовка книжных изданий

5.5.

А.С. Пушкин - редактор

Выводы

6.

Глава 6. Формирование принципов редактирования в издательской практике 40-50-х годов ХIХ века

6.1.

Общая характеристика книгоиздания

6.2.

Редакторская деятельность в периодических изданиях

6.3.

Вклад В.Г. Белинского в теорию редактирования

6.4.

Н.А. Некрасов - редактор

6.5.

Русская бесцензурная печать А.И. Герцена за границей

Выводы

7.

Глава 7. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века

7.1.

Общая характеристика книгоиздания

7.2.

Редакторская подготовка книжных изданий

7.3.

Редакторская подготовка журнальных изданий

7.4.

М.Е. Салтыков-Щедрин - редактор

7.5.

Издательская деятельность Н.Г. Чернышевского

7.6.

Просветительская деятельность Д.И. Писарева

Выводы

8.

Глава 8. Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-х годов ХIХ века

8.1.

Общая характеристика книгоиздания

8.2.

В.Г. Короленко - редактор

8.3.

Редакторский опыт А.П. Чехова

Выводы

9.

Глава 9. Особенности развития редакторской школы в начале XX века (1900-1917)

9.1.

Общая характеристика книгоиздания

9.2.

Усиление роли редактора в редакционно-издательском процессе

9.3.

Редакторская подготовка сатирических журналов

9.4.

Редакторская подготовка книжных изданий

9.5.

Редактор и литературный процесс

9.6.

Формирование критериев оценки литературно-художественных произведений

Выводы

10.

Глава 10. Редакторский опыт в советский период

10.1.

Общая характеристика книгоиздания

10.2.

Опыт редакционно-издательской деятельности М. Горького, В.Я. Брюсова, А.А. Блока

10.3.

Формирование принципов редактирования в советское время

10.4.

Редакторская подготовка изданий произведений отдельных видов литературы

10.4.1.

Редактирование научной и научно-популярной литературы (С.И. Вавилов, А.Е. Ферсман, В.А. Обручев)

10.4.2.

Редактирование детской литературы (С.Я. Маршак)

10.4.3.

Редактирование художественной литературы

Выводы

11.

Глава 11. Редакторская деятельность в современных условиях

11.1.

Содержание работы редактора

11.2.

Функции и задачи редактора. Его личностные качества

Выводы

Указатели
1137  именной указатель
794  предметный указатель
93  указатель издательств

7.
Глава 7. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века

7.1.
Общая характеристика книгоиздания

Начало 60-х годов XIX века в истории России обозначено как время освобождения крестьянства от крепостной зависимости, время активизации в общественном движении нового класса - разночинцев, время подъема национального самосознания.

Реформа 19 февраля 1861 года, осуществленная прежде всего в интересах помещиков, не сняла напряженности в обществе, напротив, показала бесперспективность надежд на улучшение жизни простого народа. Это привело к волнениям и бунтам крестьян, студентов, к усилению протеста в Польше, Финляндии. Создаются революционные кружки, развертывается политическая, пропагандистская деятельность революционных демократов. Характерной чертой Издательское делоиздательского дела этого времени можно считать попытки создания нелегальной печати в России. Уже летом 1861 года стали появляться прокламации с требованиями изменения крестьянской реформы. Некоторые из них печатались в России.

Но наладить полноценное нелегальное печатное дело в 60-е годы не удавалось. На первых порах купить шрифт, завести собственную литографию было несложно. Например, в 1859 году студенты Московского университета Заичневский П.Г.П.Г. Заичневский и Аргиропуло П.Э.П.Э. Аргиропуло организовали тайную литографию, работа которой была подчинена пропаганде социалистических идей среди студентов.

Были выпущены статья Огарев Н.П.Н.П. Огарева «Разбор сочинения бар. Корфа», отрывки из сочинения Герцен А.И.А.И. Герцена «Былое и думы»«Былое и думы», его статья «Тюрьма и ссылка», антирелигиозные сочинения «Сущность христианства» Фейербах Л.Людвига Фейербаха и «Материя и сила» Бюхнер К.Карла Бюхнера, «Что такое собственность?» Прудон П.Ж.Прудона, материалы «Колокола» и других изданий. Организаторы решили создать настоящую типографию, но в 1861 году они были арестованы за пропаганду против крестьянской реформы.

Создатели Подпольная печатьподпольной печати в России, занимавшиеся еще и пропагандой, не могли обеспечить стабильной работы своих типографий. Кроме того, в этой области было мало профессиональных издателей и редакторов, и их продукция с точки зрения качества подготовки изданий была на невысоком уровне. Например, номер журнала «Земля и воля», напечатанный в подпольной типографии, расположенной в одном из селений Витебской губернии, не могли распространить из-за плохой печати и изобилия опечаток. Поэтому подпольные издания предпочитали печатать в профессиональных типографиях за границей. То же общество «Земля и воля», возникшее в 1861 году, использовало лондонскую типографию Герцен А.И.А.И. Герцена и русскую типографию в Берне.

В этот период несколько ослабела цензура легальной печати. В 1865 году был введен новый закон о печати. Этот закон освобождал журналы от предварительной цензуры, но всякий журнал мог быть закрыт после двух предупреждений. По сути, предварительная цензура возлагалась теперь на редактора и издателя, которые должны были предугадывать возможные замечания цензора.

Наблюдается резкое увеличение выпуска книг. Поскольку невозможно точно установить количество изданий, выпускаемых ежегодно, приведем только некоторые цифры, позволяющие судить о тенденции. Так, в 1855 году было выпущено примерно 1020 книг, в 1864 году примерно 1836, а в 1885 - 7451 книга, в 1894 - 10651 книга, в 1904 - 15975 книг.

Следовательно, в это время серьезно увеличивается массовая потребность в книге, и появляется постоянный спрос на определенные виды литературы, например, практические пособия, книги для широких кругов народного читателя. Именно в этот момент поток изданий резко дифференцируется. В нем обозначается продукция массового спроса и предназначенная узкому кругу читателей.

Этот процесс связан с развитием редактирования. РедакторРедактор специализируется на подготовке к изданию произведений различных видов литературы.

Постепенно формировалась сеть издательств и редакций, определялись функции, задачи, обязанности редактора, работающего в издательстве или журнале. Разграничивалась ответственность за подготовку издания между редактором и корректором, происходит становление редакционно-издательского процесса.

В 60-е годы становление редакторской деятельности проходило под влиянием трех факторов, которые определили характер развития Книгоизданиекнигоиздания.

Во-первых, несколько ослабела цензура. Во-вторых, революционное движение общественной мысли сосредотачивается на двух задачах: подготовка революции и просвещение народа и, в-третьих, в издательском потоке используются самые разнообразные типы и виды изданий, учитывающие интересы практически всех слоев населения. Кроме того, существует как легальная, так и нелегальная печать. Это обстоятельство влияет на критерии отбора произведений. Для легальных изданий отбор осуществляется с учетом цензуры, для нелегальных - исходя из задач революционной борьбы, задач пропаганды революционных идей. Последнее определяет среди критериев оценки исторической, экономической, массово-политической литературы в качестве главного при отборе произведений критерий идейности.

Редакторская школа этого времени ориентирована на серьезную, общественно значимую литературу, а также на выпуск просветительских изданий для народа.

В подготовке крупных изданий принимали участие многие сотрудники типографии, редакторы, переводчики, корректоры, иллюстраторы.

В деятельности частных типографий постепенно вырабатываются основные организационные аспекты редакторской работы. Редактор становится основным организатором издания, определяет главные аспекты работы над произведением, формирования справочного аппарата иллюстрирования.

7.2.
Редакторская подготовка книжных изданий

В пореформенный период в России наблюдается серьезный рост книжной продукции. Ведущее место среди изданий занимает учебная и религиозная литература, кроме того, издается легкая беллетристическая и серьезная социально-экономическая и естественнонаучная литература.

Среди имен издателей, осуществлявших легальное издание передовой литературы просветительского толка, Огрызко И.П.И.П. Огрызко, типография которого была первой в ряду идейных демократических предприятий, издатели и владельцы типографий Тиблен Н.Л.Н.Л. Тиблен, Бакст О.И.О.И. Бакст, Серно-Соловьевич Н.А.Н.А. Серно-Соловьевич, Баллин Н.П.Н.П. Баллин, Сущинский Ф.С.Ф.С. Сущинский.

В 1862 году группой «землевольцев» во главе с Путята А.Д.А.Д. Путятой было создано «Общество по изданию дешевых книг для народа»«Общество по изданию дешевых книг для народа», которое смогло выпустить только одну книгу - «Сборник рассказов в прозе и стихах». Возможно, в его составлении участвовал Чернышевский Н.Г.Н.Г. Чернышевский.

В 60-е годы развивается Книгоиздание: Просветительскоепросветительское книгоиздание, направленное на подъем культурного уровня народа. Это направление связано с выработкой критериев оценки содержания произведений литературы: отбирались преимущественно те произведения, которые развивали самосознание читателя, раскрывали тяжелую участь народа, будили в нем протест.

Можно сказать, что прогрессивное книгоиздание формировалось во многом под влиянием «Современник», альманах«Современника» и его издателей, редакторов.

Книгоиздатель Огрызко И.П.И.П. Огрызко выпустил труды крупнейших русских педагогов и специалистов в области народного образования того времени - Ушинский К.Д.К.Д. Ушинского, Пирогов Н.И.Н.И. Пирогова, Семевский М.И.М.И. Семевского, - в которых развивались идеи демократизации и радикальной перестройки школьного обучения с учетом потребностей широких народных масс.

Издательская деятельность Некрасов Н.А.Некрасова этого периода представляет значительный интерес с точки зрения формирования массива изданий. После окончания Крымской войны Некрасов приступает к изданию сборников «Для легкого чтения»«Для легкого чтения». В них помещают произведения, опубликованные в «Современнике». Этот опыт взаимодействия журнального и книжного издания оказался весьма продуктивным, так как в серию входили те произведения, которые уже получили одобрение читателей.

В 1862-1863 годах выходила в свет серия «Красные книжки», серия«Красные книжки». В первом выпуске была опубликована поэма Некрасова «Коробейники», во втором - рассказ Погоцкий Аф.Аф. Погоцкого «Наум-Сорокодум» и стихотворения Некрасова «Забытая деревня», «Огородники», «Городская кляча», «Школьник». Отбор произведений показывает, что серия имела пропагандистское, агитационное значение. Именно поэтому книжки серии распространялись в народе через Офеняофень. По существу, эта серия стала одним из шагов осуществления плана «Современника» легальной печатной пропаганды среди народных масс».

В 1867 году Тиблен Н.Л.Тиблен начинает издавать периодические «Сборники произведений новых писателей»«Сборники произведений новых писателей». Задачу данного издания он видел в том, чтобы давать место всякому произведению живой мысли и честного, искреннего убеждения.

После 1863 года Бакст О.И.Бакст начинает издавать серию «Классические иностранные писатели в русском переводе», серия«Классические иностранные писатели в русском переводе». Кроме того, Бакст выпустил цикл естественнонаучных изданий (сочинения Фарадей М.Фарадея, Гельмгольц Г.Гельмгольца, ШлейденШлейдена, Кетле Л.А.Ж.Кетле и пр.), преследуя цель пропаганды материализма, которому демократы 60-70-х годов придавали огромное значение.

Активная книгоиздательская деятельность способствует развитию Жанры литературылитературных жанров. Особенно привлекателен для массового читателя жанр Жанры литературы: Биографиябиографии. Среди изданий этого жанра прежде всего назовем начавшую выходить в 1875 году серию «Новый Плутарх. Биографии знаменитых людей в истории», серия«Новый Плутарх. Биографии знаменитых людей в истории».

Много сделала для просвещения еще одна типография демократической направленности - Типография Ф. Сущинскоготипография Сущинский Ф.С.Ф.С. Сущинского. За 1864-1874 годы из этой типографии вышло более 120 названий книг. Среди них книги по естественным наукам, по вопросам просвещения, беллетристика, справочные издания, календари, библиографические указатели. В качестве редакторов и переводчиков книг, печатавшихся в этой типографии, выступали Писарев Д.И.Д.И. Писарев, Антонович М.А.М.А. Антонович, Баллод П.Д.П.Д. Баллод, Цебрикова М.К.М.К. Цебрикова, Сорокин Н.Э.Н.Э. Сорокин и др. Все они были деятелями демократического лагеря.

60-70-е годы вошли в историю книгоиздания тем, что в это время активно формировались принципы пропаганды научных знаний, которые впоследствии были развиты и вошли в теорию редактирования научно-популярной литературы. Пропаганда естественнонаучных знаний рассматривалась редакторами и издателями как важное направление просвещения народа, в этой деятельности участвовали крупнейшие ученые и публицисты.

Исследователь проблемы популяризации науки в России 60-х годов XIX века Панков А.В.А.В. Панков считает, что в эти годы в русской культуре окончательно завершился процесс научной популяризации как сферы деятельности. По наблюдениям теоретиков-демократов, работа популяризатора-публициста складывалась из двух компонентов: переработка научных идей в социально-политические убеждения, адресованные современному читателю, и практическая оценка достижений науки. Причем наука воспринимается как духовное образование прежде всего.

В это время разворачивается деятельность по пропаганде научных знаний крупнейших русских ученых: Бутлеров А.М.А.М. Бутлерова, Менделеев Д.И.Д.И. Менделеева, Сеченов И.М.И.М. Сеченова. «...Во всей истории естествознания, - писал Тимирязев К.А.К.А. Тимирязев, - не найдется других 10-15 лет, в пределах которых изучение природы сделало бы такие дружные, одновременные и колоссальные шаги»Тимирязев К.А. Соч. Т. 8. М., 1939. С. 142..

Для характеристики редактирования в книгоиздании XIX века существенным моментом является продолжение в 60-е годы разработки принципов подготовки двух основных типов собраний сочинений: академического и научно-популярного. Оба типа осуществлялись на материале произведений писателей ХVIII века - Державин Г.Р.Г.Р. Державина, Кантемир А.Д.А.Д. Кантемира, Фонвизин Д.И.Д.И. Фонвизина, Лукин В.И.В.И. Лукина, Майков В.И.В.И. Майкова.

Типы изданий: АкадемическийАкадемический тип издания формировался постепенно и был характерен тем, что при подготовке использовались архивы писателей, а издание включало научно-справочный аппарат. Грот Я.К.Я.К. Грот выпустил академическое издание Державин Г.Р.Державина (1864).

В «Предисловии» к I тому Грот сформулировал основные принципы подготовки данного издания: «Главные черты принятого нами плана издания состоят в следующем:

    1). Хронологический порядок сочинений;

    2). Пополнение собрания их;

    3) Пересмотр текста по рукописям;

    4) Приложение к нему вариантов;

    5) Подробные объяснительные примечания, которые для удобства читателя сопровождали бы текст из страницы в страницу;

    6) Литература и библиография сочинений Державина;

    7) Библиография его;

    8) Свод всего, что было писано о Державине в прозе и стихах как в похвалу его, так и в порицание;

    9) Указатели предметные, библиографические, лексические и другие, какие окажутся нужными» (Т. I, С. IX).

    Мерзляков А.Ф.Мерзляков при издании сочинений Радищев А.Н.Радищева, Бекетов П.П.Бекетов при издании произведений Фонвизин Д.И.Фонвизина, Белинский В.Г.Белинский - при издании «Стихотворений» Кольцов А.В.Кольцова активно привлекали материалы из архивов писателей и включали в издания научно-справочный аппарат.

Настоящим событием в книгоиздании и вообще в культуре XIX века явилось издание произведений Пушкин А.С.Пушкина, осуществленное Анненков П.В.Анненковым. Это было первое научное издание Пушкина. Примененный Анненковым порядок группировки произведений по основным жанрам с соблюдением хронологической последовательности внутри каждого жанра сохранился впоследствии во многих научных изданиях Пушкина. Издание имеет научно-справочный аппарат (алфавитный указатель всех произведений, указатель к «Материалам для биографии Пушкина», примечания к стихотворениям).

Типы изданий: Научно-массовыйТип научно-массового издания получил начало в издании серии «Русские писатели ХVIII и XIX ст.», серия«Русские писатели ХVIII и XIX ст.» Серия издавалась Глазунов И.И.И.И. Глазуновым, который поручил вести «общую редакцию всего издания» Ефремов П.А.П.А. Ефремову. План издания Ефремов опубликовал в статье «Несколько слов об издании», помещенной в «Сочинениях, письмах и избранных переводах Д.И. Фонвизина»(СПб., 1866). В нем показан общий подход к формированию научно-популярного издания: в издание включали «все известные в печати сочинения (выделение Ефремова) каждого издаваемого писателя, с добавлением по возможности того, что осталось в рукописях. Из переводов будут помещены вполне все сделанные в стихах и те, которые имеют особенно характеристическое значение по своему содержанию или по тому видному месту, которое они занимают в литературной деятельности писателя... Будут постоянно прилагаться: биография писателя, пояснительные примечания к тексту, объяснения и хорошо гравированный портрет писателя с его факсимиле» (С. VI). Ефремов издавал также Жуковский В.А.Жуковского, Пушкин А.С.Пушкина, Лермонтов М.Ю.Лермонтова.

Типы изданий: НаучныйНаучные издания готовила Академия наукАкадемия наук. Были выпущены «Сочинения» Державин Г.Р.Державина, «Сочинения» Хемницер И.И.Хемницера (1874), «Сочинения» Ломоносов М.В.Ломоносова.

Таким образом, в XIX веке полностью сформировался тип научного издания, который получил дальнейшее развитие уже в книгоиздании следующего столетия.

Можно сказать, что деятельность редактора при создании собрания сочинений приобретает новый смысл. Редактор должен обозначить специфику чтения данного издания, определить, какие принципы будут положены в основу его подготовки. Это говорит о том, что во второй половине XIX века усиливается управляющая роль собственно издания по отношению к произведению литературы и, следовательно, усиливается роль редактора в литературном процессе.

7.3.
Редакторская подготовка журнальных изданий

В 1861 году Писарев Д.И.Д.И. Писарев писал: «Периодические издания расходятся по всем концам России, и идеи, выработанные в тиши кабинета, за письменным столом, становятся достоянием целой обширной страны, становятся почти единственной умственной пищей для нескольких десятков тысяч людей. Большинство публики читают одни журналы. Один экземпляр «Современника» или «Русского вестника» читается целым городом, переходит из рук в руки и возвращается обыкновенно к владельцу в самом жалком и истрепанном виде... Кроме журналов этой публике действительно читать нечего; отдельные книги издаются теперь чаще прежнего, но их все-таки мало; кроме того, они имеют или ученый или учебный характер»Писарев Д.И. Соч. Т.1. М.: ГИХЛ, 1955. С. 97..

Мы снова обращаемся к опыту журнала «Современник», альманах«Современник», так как в рассматриваемый период его работа приобретает новые черты, представляющие интерес с точки зрения развития редактирования.

В конце 50-х и в 60-е годы (1856-1866 годы) этот журнал превращается из журнала литературно-общественного в журнал общественно-политический и литературно-критический.

Некрасов Н.А.Некрасов на посту редактора журнала последовательно разрабатывает критерии оценки материалов, на первое место выдвигая идеологическую сторону содержания. Крестьянский вопрос постепенно занимает основное место в журнале.

Отбор материалов осуществляется таким образом, чтобы в совокупности они показывали общее направление издания. Можно сказать что опыт «Современника» данного периода показывает, за счет чего может редакция формировать общий облик издания.

Кроме вопросов экономической несостоятельности крепостничества последовательно ставятся вопросы и о политической несостоятельности крепостного строя. Целый ряд статей журнала посвящен данному вопросу. Это статьи Чернышевский Н.Г.Чернышевского «О новых условиях сельского быта», Добролюбов Н.А.Добролюбова «Деревенская жизнь помощник в старые годы», Карнович Е.П.Карновича «Заметка для истории крепостного права в России», «О крепостном праве в Польше» и другие, материалы «Современных обозрений», отдела «Устройство быта помещичьих крестьян». В целом эти материалы направлены на подготовку крестьянской революцииСм.: Сикорский Н.М. Журнал «Cовременник» и «крестьянская реформа» 1861 года (1856-1862). - Автореф. дис. М., 1954.. После выхода «Положения 19 февраля», отменявшего крепостное право в России, на страницах «Современник», альманах«Современника» освещаются результаты реформы. приведшей к сокращению земельных наделов, снижению крестьянских доходов, росту кабалы в деревне. Эти материалы сопровождаются сочувственными откликами о народном протесте, призывами народа к революции.

В условиях жесткой цензуры «Современник» встретил реформу «проклятием молчания»: на фоне безудержных восхвалений реформы либеральными изданиями молчание «Современника» выглядело особенно красноречиво: читатель, привыкший в тому, что журнал злободневен, откликается на главные общественные события, хорошо понимал, что за молчанием «Современника» стоит неприятие реформы. Кроме того, печатались материалы, в которых использовался так называемый эзоповский язык (например, в материалах «Внутреннее обозрение» (Современник. - 1861. - III).

Одно из направлений «Современник», альманах«Современника» этого времени - полемика с крепостническими («Труды вольного экономического общества», «Земледельческая газета», «Журнал землевладельцев») и буржуазно-либеральными изданиями («Экономический указатель»). Эта полемика делала журнал актуальным, злободневным, вовлекая его в обсуждение самых острых, волнующих читателя проблем.

Не менее целеустремленно формировали и беллетристический отдел, журнала. Художественные произведения раскрывали нищету и забитость крестьян, поднимали вопросы нравственного вырождения помещичьего класса.

Авторы «Современника» - Толстой Л.Н.Л. Толстой, Тургенев И.С.И. Тургенев, Островский А.Н.А. Островский, обличавшие мрачные стороны жизни и верившие в творческие силы русского народа. Печатали и других литераторов, чьи призведения развивались в русле основных тем журнала. Среди них Григорович Д.В.Д. Григорович, Селиванов И.И. Селиванов, Надеждин А.А. Надеждин; Федоров С.С. Федоров, Микешин С.С. Микешин, Даль В.В. Даль. Причем редакция так умело подбирала произведения писателей (по своим идейным установкам порою не только далеких, но враждебных революционно-демократическому направлению), что беллетристический отдел в целом подтверждал важнейшие положения политического отдела.

Важное значение имеет в издании организация материала. Это блестяще доказывает опыт «Современника». Например, в мартовском номере за 1861 год наряду с официальными указами напечатана статья Обручев В.А.В. Обручева «Невольничество в Северной Америке» и «Песни о неграх» Лонгфелло Г.В.Лонгфелло.

Тем самым редакция подчеркивает, что борьба с крепостничеством по-прежнему стоит в повестке дня. Понимая, что крестьянство забито, темно, что народ не готов к революции, редакция стремилась оказать «внешнее влияние» на крестьянина. Тут тоже использовались возможности формы организации материала в журнале: сочетание публицистических статей и художественных произведений на разные, но близкие по духу темы, создавало соответствующее идейное звучание журнала в целом.

7.4.
М.Е. Салтыков-Щедрин - редактор

Салтыков-Щедрин М.Е.М.Е. Салтыков-Щедрин в качестве редактора впервые начинает работать в «Современнике» с конца 1862 года. Он был ближайшим помощником Некрасов Н.А.Некрасова, принимал участие в распределении материала, вел переписку с авторами, переговоры с цензурой. В 1863 и 1864 годах он выступает как автор хроники «Наша общественная жизнь», в материалах которой с позиций революционной демократии обсуждает проблемы общественной и культурной жизни России. В это время он опубликовал до тысячи страниц журнального текста в «Современнике», закончил цикл «Невинные рассказы», создал первые четыре очерка «Помпадуров и помпадурш», сотрудничает в сатирическом отделе журнала «Свисток».

В редакторской деятельности Салтыкова-Щедрина нашли отражение его политические и эстетические взгляды. Он пропагандирует революционно-демократическую программу, отстаивает материалистическую эстетики, разработанную Белинский В.Г.Белинским, а затем развитую Чернышевский Н.Г.Чернышевским и Добролюбов Н.А.Добролюбовым.

В 1866 году издание «Современник», альманах«Современника» было запрещено. В конце 1867 года Некрасов заключает договор с издателем журнала «Отечественные записки», журнал«Отечественные записки» Краевский А.А.А.А. Краевским и становится фактическим издателем и редактором журнала. Совместно с Некрасов Н.А.Некрасовым редактором журнала становятся его ближайшие сотрудники по «Современнику» - Салтыков-Щедрин М.Е.М.Е. Салтыков-Щедрин и Елисеев Г.В.Г.В. Елисеев.

Общее руководство журналом осуществлял Некрасов, беллетристическим отделом заведовал Салтыков-Щедрин, публицистическим - Елисеев Г.В.Елисеев. Некрасов и Салтыков-Щедрин превратили журнал в лучший после «Современника» русский литературно-общественный журнал второй половины XIX века. К участию в работе журнала были привлечены крупнейшие русские писатели: Островский А.Н.А. Островский, Успенский Г.И.Г. Успенский, а также известные писатели своего времени Слепцов В.В. Слепцов, Левитов А.А. Левитов, Гаршин В.М.В. Гаршин, Мамин-Сибиряк Д.Н.Д. Мамин-Сибиряк.

Их редакторскую работу отличали идейность и принципиальность. Они сформировали журнал, имеющий определенное политическое лицо. Об этом свойстве, как об одном из основных свойств журнального издания, Салтыков-Щедрин писал: «Если журнал не ищет твердых понятий о том, куда он идет и чего хочет, если он занимается донашиванием чужих одежд и догладыванием чужих оглодков, заслуживает ли он чести называться органом и руководителем общественного мнения? Нет, не заслуживает»Щедрин Н. (М.Е. Салтыков). Полн. собр. соч. М.: ГИХЛ, 1941. Т.VI..

Обратим внимание на то, что Салтыков-Щедрин М.Е.Салтыков-Щедрин обозначает журнал как орган и руководитель общественного мнения. Именно эта возможность - руководить общественным мнением - рассматривалась редакторами-издателями того времени как основная задача журнальных изданий. Решая ее, редактор выдвигал определенные требования к отбору произведений, подбору авторов, выбору тем и проблем, рассматриваемых в журнале, которые определяло мнение Щедрина, что «литература и пропаганда - это одно и то же».

С конца 1876 года Щедрин возглавляет редакцию «Отечественные записки», журнал«Отечественных записок» один, так как Некрасов Н.А.Некрасов тяжело заболел. После смерти Некрасова Щедрин руководит беллетристическим отделом, и демократическое направление было выражено в этом отделе яснее, чем в публицистическом.

Важное место в редакторской деятельности Щедрина занимали организационные аспекты.

Михайловский Н.К.Н.К. Михайловский, работавший со Щедриным, отмечал, что именно Салтыков-Щедрин М.Е.Щедрин придал журналу «цельность и определенность физиономии», способствовал тому, что «Отечественные записки» стали журналом, а не просто сборником «более или менее интересных или неинтересных статей»См. Михайловский Н.К. Полн. собр. соч. 1908. Т. V. С. 283-284.. Очевидно, цельность журнала, как и цельность «Современника» при Некрасов Н.А.Некрасове, обеспечивалась стремлением редактора выдерживать определенную идейную направленность за счет того, чтобы все отделы отвечали его общему направлению. Большинство сотрудников журнала придерживалось одной общественно-политической и эстетической линии в своих взглядах - это были единомышленники.

Основой отбора произведений литературы в «Отечественных записках» было идейное содержание произведения. Редакция останавливала свой выбор на произведениях, направленных против остатков крепостничества, раскрывающих тяжелое положение народа, имеющих демократическое направление. Кроме того, в журнале публиковали сочинения, отвечающие требованиям художественности, хотя на первом месте, повторяем, стоял критерий демократичности. По поводу отбора произведений в журнал Достоевский Ф.М.Ф.М. Достоевский писал: «Тут может быть лишь один вопрос: настолько ли имя Ваше ретроградно, что уже, несмотря ни на что, Вам надо будет непременно отказать? Они именно держатся такого взгляда, и прийди хоть сам Мольер, но если он почему-либо сомнителен, то и его не примут»Цит. по: Л.Ф. Тоскин. М.Е. Салтыков-Щедрин - редактор // Лекции по теории и практике редактирования. Вып. 3. М.,1958. С. 44..

Исследовавший редакторский опыт Салтыков-Щедрин М.Е.Салтыкова-Щедрина Барыкин В.Е.В.Е. Барыкин пришел к выводу, что «читая чужую рукопись, Салтыков-Щедрин, конечно, не превращался в литературного правщика, заботящегося только о внешнем лоске произведения. Он оставался общественным деятелем, человеком передового мировоззрения; принимая или отвергая ту или иную рукопись, внося в нее значительную правку, или, наоборот, печатая ее без изменений, Щедрин делал то дело, благодаря которому «Отечественные записки» заняли такое важное место в истории русской культуры и общественной жизниБарыкин В.Е. Из редакторского опыта М.Е. Салтыкова-Щедрина. Книга. Исследования и материалы. - М., 1973. - Сб. 26. - С. 49..

Барыкин отмечает, что прежде всего Салтыков-Щедрин М.Е.Щедрин, как редактор, нетерпимо относился к несоответствиям между общими направлениями журнала и линией произведений, предлагаемых к публикации. Поэтому при отборе материалов Щедрин придерживался того требования, чтобы проявлялось четкое отношение автора к общественно-политическим проблемам, и чтобы помещаемые в журнале труды не противоречили друг другу.

Например, в 1880 году Салтыков-Щедрин отвергает один из лучших романов Боборыкин П.Д.П.Д. Боборыкина, хотя до этого «Отечественные записки» публиковали его произведения. По этому поводу Боборыкин пишет Михайловский Н.К.Н.К. Михайловскому: «Вчера получили письмо от Михаила Евграфовича, где говорится, что роман мой идет «совершенно в разрез» с общим направлением беллетристики «Отечественных записок»... и что ему «не хочется печатать 6 частей вещи, „которой не сочувствуешь“»Цит. по: Барыкин В.Е. Из редакторского опыта М.Е. Салтыкова-Щедрина. Книга. Исследования и материалы. - М., 1973. - Сб.26. - С.54..

Высокую требовательность предъявлял Щедрин к языку произведений. Он говорил: «Надо каждое слово рассчитать, чтобы оно не представляло диссонанса, чтобы оно было именно то самое, которое следует»Цит. по: Барыкин В.Е. Из редакторского опыта М.Е. Салтыкова-Щедрина. Книга. Исследования и материалы. - М., 1973. - Сб.26. - С.54..

Характерно отношение Салтыков-Щедрин М.Е.Салтыкова-Щедрина к начинающим авторам: он внимательно читал их произведения, назначал встречи для личного разговора, вносил серьезную правку, если видел, что произведение может быть напечатано, но недостаточно отделано. Многие писатели прошли «школу Щедрина» в «Отечественных записках». Среди них Мамин-Сибиряк Д.Н.Мамин-Сибиряк, Успенский Г.И.Г. Успенский, Салов.

Как и Белинский В.Г.Белинский, Щедрин большую роль отводил библиографическому отделу. Здесь помещались различные формы рецензий - Жанры литературы: Рецензия-статьястатьи, Жанры литературы: Рецензия-пародияпародии, Жанры литературы: Рецензия-фельетонфельетоны, которые в целом самым активным образом отражали общее демократические направление журнала.

Салтыков-Щедрин М.Е.Салтыков-Щедрин вошел в историю теории редактирования как редактор, который много работает над текстами авторов, порою в корне изменяя отдельные части произведения. По сути, для молодых начинающих писателей это была своеобразная школа литературного мастерства. В статье «М.Е. Салтыков-Щедрин - редактор» Тоскин Л.Ф.Л.Ф. Тоскин приводит ряд примеров довольно активного вмешательства Щедрина в авторский текст. Он пишет: «Н.К. Михайловский приводит случай с молодым талантливым писателем Котелянским, повесть которого «Чиншевики» Щедрин не только исправил и сократил, но и вытравил на всем протяжении повести одно из действующих лиц, со всеми его довольно сложными отношениями к другим оставшимся действующим лицам. Скабичевский А.М.А.М. Скабичевский приводит не менее характерный пример, как одна сентиментальная романистка окончила свой роман смертью героини от чахотки, а Щедрин, редактируя рукопись, внес изменение и закончил роман браком героини с героем»Л.Ф. Тоскин. М.Е. Салтыков-Щедрин - редактор // Лекции по теории и практике редактирования. Вып. 3. М., 1958. С. 44..

Салтыков-Щедрин М.Е.Работу Щедрина над произведениями начинающих авторов, в сущности, нельзя рассматривать как редактирование в том смысле, в каком мы рассматриваем редакторскую деятельность в данном конспекте лекций. Работа Щедрина - это своеобразная передача писательского опыта одного писателя другому. В эпистолярном наследии Щедрина - в его переписке с авторами и редакторами - содержатся общие принципы оценки Щедриным произведений литературы, многие из которых реализованы им в «Отечественных записках». В статье Мордовченко М.В.М.Е. Мордовченко «М.Е. Салтыков-Щедрин - редактор» дан подробный анализ правки Щедриным двух очерков Успенский Г.И.Г.И. УспенскогоСм.: Глеб Успенский. Материалы и исследования.; Л.: АН СССР, 1938. С. 397-427.. Правка говорит о том, что Щедрин подходил к этим очеркам, как и к другим литературным произведениям, с позиций революционной демократии и прежде всего обращал внимание на идейную сторону произведений.

Но работа Салтыков-Щедрин М.Е.Щедрина над сочинениями молодых начинающих авторов говорит о том, что Щедрин стремится как можно более широко представить их на страницах «Отечественные записки», журнал«Отечественных записок». Именно здесь начал печататься Мамин-Сибиряк Д.Н.Д.Н. Мамин-Сибиряк, часто публиковался Гаршин В.М.В.М. Гаршин.

По поводу своей работы с авторами Салтыков-Щедрин М.Е.Салтыков-Щедрин писал: «Наиболее талантливые люди шли в «Отечественные записки», как в свой дом, несмотря на мою нелюдимость и отсутствие обворожительных манер. Мне доверяли, моему такту и смыслу, и никто не роптал, ежели я изменял и исправлял...»Щедрин Н. Соч. Т. ХХ. С. 56..

Обратим внимание на слова «талантливые люди шли в «Отечественные записки», как в свой дом...». Щедрин, очевидно, прекрасно понимал, как важно иметь вокруг издания талантливый авторский актив. Ведь одно из важнейших направлений работы любого издательства - формирование авторского актива.

7.5.
Издательская деятельность Н.Г. Чернышевского

Большое значение для развития редактирования имеет издательский опыт Чернышевский Н.Г.Н.Г. Чернышевского. Одним из важнейших направлений своей деятельности, одной из насущных задач прогресса Чернышевский считал задачу распространения знаний, просвещения общества. Серьезное место в этой деятельности он отводил книге. Чернышевский писал: «Всякий умственный труд развивает умственные силы человека, и чем больше людей в стране выучивается читать, получает привычку и охоту читать книги, чем больше в стране становится людей грамотных, просвещенных, тем больше становится в ней число людей, способных порядочно вести дела, какие бы то ни было, - значит улучшается и ход всяких сторон жизни в стране. Стало быть, основная сила прогресса - наука, успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний»Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. Т. 7. М., 1950. С. 645..

Книгоиздательская деятельность Чернышевский Н.Г.Чернышевского охватывает публикацию исторических и экономических трудов европейских мыслителей в русском переводе. Из европейской исторической литературы Чернышевский отбирал труды, не вызывающие цензурного запрета, которые давали бы представление о классическом наследии и были отмечены прогрессивным демократическим направлением.

Уже в 1856 году начинают печататься в «Современнике» «Рассказы из истории Англии» Маколея. Перевод этих материалов осуществлялся Пыпин А.П.А.П. Пыпиным под руководством Чернышевского.

При «Современник», альманах«Современнике» Чернышевский начинает издавать «Историческая библиотека», серия«Историческую библиотеку», которая должна была включать классические сочинения по всеобщей истории в русском переводе.

Интерес представляет план Состав изданиясостава «библиотеки». В объявлении о начале говорилось: «Что касается до выбора сочинений, план редакции состоит в том, чтобы, во-первых, передать на русском языке по возможности все сочинения знаменитых западноевропейских и американских историков нашего века; во-вторых, чтобы сборник, ею издаваемый, с возможной полнотой обнял интереснейшие для нашего времени части всеобщей истории»Чернышевский Н.Г. Статьи, исследования и материалы. Вып. 1. С. 469-470..

«Историческая библиотека», серия«Библиотека» должна была иметь не только общеобразовательное, но и политическое воздействие на читателя. Из европейской исторической литературы Чернышевский отбирал труды преимущественно классические, которые отличались прогрессивно-демократическим направлением и в то же время не были запрещены цензурой. К участию в издании серии Чернышевский привлек своих соратников по революционному делу - Обручев В.А.В.А. Обручева, Белов Е.А.Е.А. Белова, братьев Серно-Соловьевич Н.А.Н.А. и Серно-Соловьевич А.А.А.А. Серно-Соловьевичей, Щелгунов Н.В.Н.В. Щелгунова, Михайлов М.Л.М.Л. Михайлова, Зайцев В.А.В.А. Зайцева и др. Обширный план «Исторической библиотеки» Чернышевский не смог реализовать, но этот план сыграл свою роль в организации массива изданий: многие из вошедших в него трудов были выпущены другими демократическими книгоиздателями. Например, Тиблен Н.Л.Н.Л. Тиблен развивает свою издательскую деятельность по нескольким направлениям, одно из которых как раз осуществляется в русле «Исторической библиотеки» Н.Г. Чернышевского. Он издает сочинения западноевропейских мыслителей, историков, философов, социологов (Гизо Ф.Гизо, Маколей Т.Б.Маколей, Бокль Г.Т.Бокль, Фишер К.Куно Фишер, Спенсер Г.Спенсер, Милль Д.С.Милль и др.), историко-литературные сочинения Геттнер Г.Геттнера и ШмидтШмидта.

Чернышевский Н.Г.Чернышевский считал необходимым издавать полезные и доступные для народа книги. Он задумал серию «маленьких книжек», включающих рассказы и отрывки из повестей современных авторов. Эта серия была воплощением одной из важнейших задач общества «Земля и воля», общество«Земля и воля» - задачи просвещения народа.

Особое значение придавал Чернышевский Справочный аппарат изданияаппарату издания. И.Е. Баренбаум И.Е.Баренбаум, изучавший издательскую деятельность Чернышевского, показал, что, предпринимая перевод экономического трактата МилльМилля, Чернышевский предполагал подготовить дополнения и примечания к каждому отделу теории, излагаемой Миллем.

Баренбаум пишет, что уже из предисловия к «Основам политической экономии» ясно, «что главное в предлагаемом переводе книги Милля - не сама книга (хотя и она... была призвана сыграть свою роль в экономическом воспитании русского читателя), а те дополнения, в которых Чернышевский собирался изложить свои выводы, дать новые обобщения и тем самым продвинуть развитие политической экономии в единственно верном, с точки зрения самого Чернышевского, направлении»Баренбаум И.Е. Книгоиздательская деятельность Н.Г. Чернышевского в годы демократического подъема // Книга. Исследования и материалы. Вып. 26. М., 1973. С. 103..

Подготовка Чернышевским комментариев к труду Милля отчетливо демонстрирует возможности интерпретации литературного произведения средствами книгоиздания. Одним из этих средств как раз и является аппарат издания.

7.6.
Просветительская деятельность Д.И. Писарева

Вторая половина XIX века проходит под знаком влияния на общественную жизнь идей Писарев Д.И.Д.И. Писарева. Огромное значение Писарев придает распространению знаний, образованию народа. Он был пропагандистом материалистических передовых естественнонаучных идей, боролся против идеализма, религиозной мистики.

Активно участвовал Писарев в выпуске естественнонаучной литературы, выступая переводчиком, редактором, автором вступительных статей к изданиям. Интересно в связи с его книгоиздательской деятельностью предисловие к книге Гексли Т.Г.Т.Г. Гексли «Уроки элементарной физиологии», которая вышла тремя изданиями в 1867-1877 годах. В этой статье изложена программа естественнонаучной пропаганды, которая показывает, что Писарев расценивал пропаганду знаний как орудие умственного и социального воспитания народа.

Писарев освещал на страницах журнала «Русское слово», журнал«Русское слово» вопросы естествознания. Например, в статье «Прогресс в мире животных и растений» он раскрывал основы учения Дарвин Ч.Дарвина.

Журнал «Русское слово» - крупнейшее демократическое и социально-публицистическое издание 60-х годов XIX века. Одним из идейных руководителей этого журнала был Писарев.

Журнал состоял из трех разделов: литературно-беллетристического, литературно-критического и общественно-политического. Литературно-критический отдел чаще всего составляли статьи Писарев Д.И.Писарева. Кузнецов Ф.Ф.Ф.Ф. Кузнецов, который исследовал деятельность этого журнала в 1863-1866 годах, отметил, что в журнале публицистика и литературная критика играли главенствующую роль. Журнал был просветительским и пропагандистским.

С точки зрения теории редактирования журнал «Русское слово» представляет прежде всего интерес как журнал, определивший требования к научно-популярным материалам. Работа в журнале Писарева способствовала формированию определенных взглядов читателей. Например, выступления журнала, посвященные европейским революциям - в особенности французской революции ХVIII века, английской революции ХVII века, войне Севера и Юга в Соединенных Штатах Америки, которые публиковались из номера в номер, создают у читателя стойкий интерес к борьбе трудящихся за свои права. Далее Писарев Д.И.Писарев предполагал опубликовать серию статей о Франции ХVI-ХVIII веков, чтобы раскрыть читателю истоки Великой французской революции. Таким образом, можно говорить об определенной системе подачи материалов, учитывающей задачи образования читателей. Интересно, что и отбор прозы для перевода редакция также определяет общими задачами журнала: на его страницах публикуют сочинения, повествующие о революционной борьбе на Западе. В журнале печатаются также статьи о событиях реформации и Крестьянской войны в Германии, революционной борьбы в Италии, Великой английской революции.

Кроме того, публицисты «Русское слово», журнал«Русского слова» разрабатывали идею социальной революции. Основу революционной активности народа они видели в знании: будить разум народа, повышать уровень умственного развития людей - так они рассматривали одну из своих важнейших задач. Решение этой задачи Писарев и его сподвижники видели в распространении естественнонаучных знаний. «Излечить целое общество может только оно само с помощью знания, потому что болезнь его проистекает от невежества» Русское слово. 1863. № 12. С. 28., - писал журнал.

Отсюда - особое внимание к просветительству; пропаганде знаний, к поиску форм и методов пропаганды знаний. Последнее используется в теории редактирования, трансформируясь в требования к научно-популярным материалам, в критерии редакторской оценки научно-популярного текста.

Герцен А.И.А.И. Герцен писал: «Одна из главных потребностей нашего времени - обобщение истинных, дельных сведений об естествознании. Их много в науке - их мало в обществе; надобно втолкнуть их в поток общественного сознания, надобно их сделать доступными, надобно им дать форму живую, как жива природа, надобно дать им язык откровенный, простой, как ее собственный язык, которым она развертывает бесконечное богатство своей сущности в величественной и стройной простоте»Герцен А.И. Собр. соч. Т. 2. М., 1954. С. 140..

Это высказывание Герцена достаточно отчетливо обрисовывает задачи популяризации научных знаний. Как указывает Лазаревич Э.А.Э.А. Лазаревич, исследовавшая особенности популяризации науки в России, Писарев Д.И.Д.И. Писарев большинство работ, опубликованных в журналах «Рассвет», «Русское слово», «Дело», посвятил проблемам науки и ее популяризации. Он писал о развитии цивилизации, об эволюционном учении Дарвин Ч.Ч. Дарвина, о пользе науки. По мысли Писарева, популяризатор должен уметь возвыситься от факта до идеи, показать связь научного достижения с потребностями практики, единство (связь) различных наук («общий цикл знаний»), так как лишь этим путем можно помочь обществу подняться «до самого сознания и до всеобъемлющего взгляда на свою собственную жизнь»Лазаревич Э.А. С веком наравне. Популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал. - М., 1984. - С. 155.. Эти положения важны для разработки требований к произведениям научно-популярной литературы в теории редактирования. И надо сказать, что научно-популярная литература XIX века имеет образцы произведений, отвечающих изложенным требованиям.

Для развития редактирования особенно важно, что в трудах Писарева получила обоснование теории научной Популяризация научных знанийпопуляризации. Он определил задачи распространения знаний, этапы приобщения к ним читателей, сформулировал требования к тематике, методу и стилю изложения популярных сочиненийЛазаревич Э.А. С веком наравне. Популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал. - М., 1984. - С. 157..

Тематика должна быть общедоступной, иметь общечеловеческую значимость и знакомить читателей с уровнем и методами современной науки. Научными знаниями необходимо овладевать постепенно, школьное обучение подготавливает к самообразованию, которое прежде всего начинается с чтения общедоступных сочинений, вызывающих интерес к предмету, с изучения популярных систематизированных курсов, после чего можно переходить к учебникам, монографиям и исследованиямЛазаревич Э.А. С веком наравне. Популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал. - М., 1984. - С. 157..

В статье «Реалисты» он писал, что популяризация должна «давать пищу и уму, и чувствам, и воображению», автор должен «писать живо и весело», «неотразимо увлекательным образом... Популяризатор должен быть художником слова...» Приведем еще одну мысль Писарева из той же статьи «Реалисты»: «Всякая научная истина ясна только тогда, когда она изложена ясно. Что ясно для ученого, то может быть совершенно неясно для образованного человека в общепринятом разговорном значении этого слова. И всякую научную истину можно изложить так, что у вас от этой истины затрещит голова и потемнеет в глазах».

Как видим, Писарев Д.И.Писарев ставит вопрос о читательском адресе произведения и о том, что его необходимо учитывать при подготовке издания.

Для теории редактирования эти подходы не утратили своего значения и сегодня: конкретность и последовательность изложения научно-популярного произведения - важнейшие категории редакторской оценки научно-популярной литературы, учет специфики читательского адреса лежит в основе подготовки редактором издания.

Выводы

Таким образом, в 60-70-е годы XIX века окончательно выделяется профессия редактора. Появляется понимание того, что именно редактор определяет качество изданий. Как и в предыдущее десятилетие, редактор связывает отбор и оценку произведений для издания с идеологическими, мировоззренческими позициями. Кроме того, в этот период определяющим направлением в книгоиздании является просветительство, способствовавшее выработке критериев оценки научно-популярной литературы.

© Центр дистанционного образования МГУП