Московский государственный университет печати

Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т.


         

Редактирование. Общий курс

Учебник для вузов


Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т.
Редактирование. Общий курс
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1.

Глава 1. Зарождение редактирования

1.1.

Природа редактирования и его проявления в дописьменный период

1.2.

Редактирование на раннеписьменном этапе

1.3.

Развитие редактирования в период летописания и становления древнерусской литературы

1.4.

Признаки редакторской правки рукописных книг

1.5.

Развитие редактирования в первопечатнокнижный период

Выводы

2.

Глава 2. Редакторские начала в издательской деятельности России ХVII века

2.1.

Общая характеристика книгоиздания

2.2.

Организационные аспекты подготовки изданий

2.3.

Редакторская подготовка изданий

Выводы

3.

Глава 3. Развитие редактирования в издательской практике России первой половины XVIII века

3.1.

Общая характеристика книгоиздания

3.2.

Редакционно-издательская деятельность Петра I

3.3.

Вклад в развитие редактирования сподвижников Петра I

3.4.

Вклад в развитие редактирования А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова

Выводы

4.

Глава 4. Редактирование в книгоиздании России второй половины XVIII века

4.1.

Общая характеристика книгоиздания

4.2.

Редакторская подготовка изданий

4.3.

Редакционно-издательская деятельность Н.И. Новикова

Выводы

5.

Глава 5. Редакторская деятельность в издательском деле первой трети ХIХ века

5.1.

Общая характеристика книгоиздания

5.2.

Редакторские аспекты подготовки альманахов

5.3.

Редакторские аспекты подготовки журналов

5.4.

Редакторская подготовка книжных изданий

5.5.

А.С. Пушкин - редактор

Выводы

6.

Глава 6. Формирование принципов редактирования в издательской практике 40-50-х годов ХIХ века

6.1.

Общая характеристика книгоиздания

6.2.

Редакторская деятельность в периодических изданиях

6.3.

Вклад В.Г. Белинского в теорию редактирования

6.4.

Н.А. Некрасов - редактор

6.5.

Русская бесцензурная печать А.И. Герцена за границей

Выводы

7.

Глава 7. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века

7.1.

Общая характеристика книгоиздания

7.2.

Редакторская подготовка книжных изданий

7.3.

Редакторская подготовка журнальных изданий

7.4.

М.Е. Салтыков-Щедрин - редактор

7.5.

Издательская деятельность Н.Г. Чернышевского

7.6.

Просветительская деятельность Д.И. Писарева

Выводы

8.

Глава 8. Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-х годов ХIХ века

8.1.

Общая характеристика книгоиздания

8.2.

В.Г. Короленко - редактор

8.3.

Редакторский опыт А.П. Чехова

Выводы

9.

Глава 9. Особенности развития редакторской школы в начале XX века (1900-1917)

9.1.

Общая характеристика книгоиздания

9.2.

Усиление роли редактора в редакционно-издательском процессе

9.3.

Редакторская подготовка сатирических журналов

9.4.

Редакторская подготовка книжных изданий

9.5.

Редактор и литературный процесс

9.6.

Формирование критериев оценки литературно-художественных произведений

Выводы

10.

Глава 10. Редакторский опыт в советский период

10.1.

Общая характеристика книгоиздания

10.2.

Опыт редакционно-издательской деятельности М. Горького, В.Я. Брюсова, А.А. Блока

10.3.

Формирование принципов редактирования в советское время

10.4.

Редакторская подготовка изданий произведений отдельных видов литературы

10.4.1.

Редактирование научной и научно-популярной литературы (С.И. Вавилов, А.Е. Ферсман, В.А. Обручев)

10.4.2.

Редактирование детской литературы (С.Я. Маршак)

10.4.3.

Редактирование художественной литературы

Выводы

11.

Глава 11. Редакторская деятельность в современных условиях

11.1.

Содержание работы редактора

11.2.

Функции и задачи редактора. Его личностные качества

Выводы

Указатели
1137  именной указатель
794  предметный указатель
93  указатель издательств

8.
Глава 8. Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-х годов ХIХ века

8.1.
Общая характеристика книгоиздания

В 80-е годы усиливается политическая реакция, которая определялась борьбой царизма с народничеством. После убийства Александр IIАлександра II и неудачного покушения на Александр IIIАлександра III в стране установился политический террор правительства. Это влияет на общественную жизнь страны. Интеллигенция в массе своей уходит от революционной борьбы, замыкается в рамках личной жизни, популярной становится теория «непротивления злу насилием».

Книгоиздательская деятельность находится под постоянным контролем правительственных чиновников. В 1882 году были приняты дополнительные «временные правила о печати «, усиливающие карательную цензуру.

В это время интенсивно развивается промышленность, укрепляются капиталистические начала в полиграфии, растет грамотность населения, наблюдается рост книгоиздания за счет того, что здесь наращивается крупный капитал, и издательства становятся развитыми капиталистическими предприятиями. Так, в 1860 году было напечатано свыше 2 тыс. названий книг, в 1887 году - 8.7 тыс., в 1895 -11.5 тыс. За 35 лет число названий книг выросло в пять разЛазаревич Э.А. С веком наравне. Популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал. - М., 1984. - С. 164.. Однако процесс этот далеко не однозначен.

Напомним, что в 60-е годы активно развивается издание научно-популярной литературы. Этому способствовало стремление распространить последние данные европейской науки, прежде всего, теории Дарвин Ч.Ч. Дарвина. В 70-е годы наблюдается рост числа изданий материалистического, атеистического и политического содержания.

Что же касается рассматриваемого в данном разделе периода, общая картина легальной печати изменилась. В начале 80-х годов наблюдается временный спад выпуска литературы, причем резко сокращается число прогрессивных изданий. Так, в 1884 году было опубликовано правительственное сообщение о закрытии журнала «Отечественные записки» за пропаганду социалистических учений и принадлежность отдельных сотрудников к тайным революционным организациям.

Существовавшие тогда журналы имели умеренно либеральный характер либо проправительственное, иногда - реакционное направление. Однако постепенно издательское дело снова наращивает темпы выпуска литературы. Но тематическая Массив изданийструктура массива изданий становится иной. Снижаются тиражи изданий по общественной и экономической тематике, выпуск естественнонаучной литературы, трудов по социальным вопросам. Сокращается количество переводной литературы. Если в начале столетия переводные издания занимали примерно половину от общего выпуска, то к концу столетия их удельный вес составляет только 9% от общего объема изданий. Во второй половине 80-х годов и в 90-е годы естественнонаучная книга отходит на второй план, уступая место историческойЛазаревич Э.А. С веком наравне. Популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал. - М., 1984. - С. 164.. Резко увеличивается число религиозных изданий (в 1895 году выпущено 933 сочинения религиозного характера тиражом 5396 тыс. экз.). Зато увеличивается число книг по медицине, технике, сельскому хозяйству.

Несколько расширяется структура системы издательств. Появляются земские издательские общества, которые выпускают фундаментальные работы по экономике, беллетристику, историческую литературу, биографические издания.

К концу века расширилось число Лубочные изданиялубочных изданий, гадательных книг, сонников, оракулов. Особенно активно издавал эту литературу Сытин И.Д.И.Д. Сытин. Причем лубочные издания превосходят по количеству изданий почти вдвое количество действительно полезных книг для народа.

С другой стороны, формируются принципы подготовки научно-популярной литературы. Так, за последние 20 лет века известный петербургский издатель Павленков Ф.Ф.Ф.Ф. Павленков выпустил 500 научно-популярных произведений. Формируются научно-популярные серии «Библиотека полезных знаний», серия«Библиотека полезных знаний», «Популярная научная библиотека», серия«Популярная научная библиотека», «Жизнь замечательных людей», серия«Жизнь замечательных людей». Постепенно разрабатываются критерии редакторской оценки биографического жанра. В «Жизнь замечательных людей», сериясерию «Жизнь замечательных людей» включались произведения и работы коллективного характера. В лучших работах, посвященных ученым, авторы стремились показать жизнь и деятельность своего героя, состояние науки в той области знания, в которой он работал.

Редакторская деятельность в этот период становится одной из ведущих в книжном деле. Редактор формирует массив изданий, определяет тиражи выпускаемой литературы. В редактировании используются специальные знания. Литературу по отраслям знания редактируют профессионально подготовленные в соответствующей области специалисты. Например, медицинские издания готовят к печати редакторы с медицинским образованием.

В качестве редакторов справочной и научной литературы выступают известные ученые. Среди них Лобачевский Н.И.Н.И. Лобачевский, Ушинский К.Д.К.Д. Ушинский, Сеченов И.М.И.М. Сеченов, Тимирязев К.А.К.А. Тимирязев. Их редакторская деятельность способствует формированию критериев редакторской оценки научной и справочной литературы. Вырабатываются такие требования к содержанию произведения, как научность, достоверность, доказательность.

В 1892 году Гранат А.Н. и И.Н., братьябратья Александр и Игнатий Гранат организовали издательство. Основной его продукцией стал Энциклопедический словарьСм.: Изубенко Н.М. К.А. Тимирязев - редактор и автор энциклопедического словаря Гранат // Книга. Исследования и материалы. - М., 1973. - Сб. 21. - С. 196.. С 1892 по 1948 год словарь выдержал семь изданий, последнее издание вышло в 58 томах.

Братья Гранат приобрели права на издание словаря у товарищества «А. Гарбель и К°», подготовившего три издания Настольный энциклопедический словарьНастольного энциклопедического словаря - перевода немецкого Брокгауза, дополненного данными «из устаревших русских источников».

Среди создателей словаря выдающиеся деятели науки Мечников И.И.И.И. Мечников, Тимирязев К.А.К.А. Тимирязев и другие.

К этому времени происходит специализация издательского труда. Формируются принципы и подходы к редактированию научной и справочной литературы. Работа Тимирязева в Энциклопедии является одним из ярких примеров Редактирование справочной литературыредактирования справочной литературы. Главными качествами, которые необходимы редактору подобных изданий - эрудиция, широта знаний, пристальное внимание к общественной жизни, умение выявить основные тенденции общественного развития и поддерживать прогрессивные силы.

Требования, предъявляемые издателями к материалам, помещенным в Словарь, изложены в письме их к Тимирязев К.А.Тимирязеву: «...До очевидности ясно было для нас, что при современном разброде мысли обеспечить цельность, строгую научность и доступность изданию могли бы Вы и уже одними своими общими руководящими указаниями»Цит. по: Изубенко Н.М. К.А. Тимирязев - редактор и автор энциклопедического словаря Гранат // Книга. Исследования и материалы. - М., 1973. - Сб. 21. - С. 194..

Подчеркнем основные требования к материалам издания, которые перечислены в письме. Цельность, строгая научность, доступность читателю - это качества, составляющие основной перечень необходимых условий справочного издания.

В своей рецензии на «Первую энциклопедию XX века», написанную после выхода в свет Британской энциклопедии Тимирязев одним из первых в России теоретически обосновал основные принципы формирования энциклопедических изданий, определил значение энциклопедий для развития общественной жизни, задачи и цели их подготовки.

90-е годы характерны дальнейшей активизацией развития капиталистического хозяйства, ростом рабочего класса. Промышленный подъем наблюдался и в полиграфическом производстве, появляются крупные предприятия.

Это способствует в свою очередь и подъему книгоиздания. Активно работают крупнейшие книгоиздательские фирмы Суворин А.С.А.С. Суворина, Маркс А.Ф.А.Ф. Маркса, Сытин И.Д.И.Д. Сытина, Глазуновы, братьябратьев Глазуновых, Вольф М.О.М.О. Вольфа и другие. Издательства специализируются на выпуске той или иной литературы или работают как универсальные, издавая самые разнообразные книги. В частности, выделяются специальные музыкальные издательства, выпускающие нотную литературу. Кроме того, продолжают развиваться представления о литературе для детей, и эта литература выделяется постепенно в самостоятельный комплекс. Главными основаниями выпуска изданий для детей становятся задачи воспитания и образования.

Среди различные типов и видов изданий большое развитие получают Сериясерии. Так, Издательство Суворина А.С.издательство Суворина выпускает дешевые серии «Дешевая библиотека», серия«Дешевая библиотека», «Новая библиотека», серия«Новая библиотека», включавшие произведения русских и зарубежных авторов, в основном, классиков.

С точки зрения теории редактирования важным фактом этого времени явилось изучение интересов читателей, особенно крестьянства. Комитет грамотности при Вольном экономическом обществеКомитет грамотности при Вольном экономическом обществе поручил составление «Систематический обзор русской народной литературы»«Систематического обзора русской народной литературы». При подготовке обзора было проведено более 100 заседаний, на которых осуществляли отбор литературы в список, включивший в окончательном виде около 1000 названий книг. Среди этих изданий основную массу составляла художественная литература. Кроме того, были включены книги по географии (128), истории (96), естествознанию (56), сельскому хозяйству (46). Результаты длительного изучения читателя легли в основу указателей «Что читать народу?», указатели«Что читать народу?» (СПб., 1884. - Т. 1; СПб., 1889. - Т.2; М., 1906. - Т. 3)Лазаревич Э.А. С веком наравне. Популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал. - М., 1984. - С. 160..

Эти указатели показывают, что издатели и редакторы стремятся учитывать задачи просвещения народа, выпускают не только художественную, но и доступную научно-популярную литературу, предназначенную для воспитания и образования читателей.

Для нас представляют интерес рецензии на так называемую народную литературу, которые отражают критерии ее оценки. Все рецензенты прежде всего рассматривают содержание произведений, отмечая хорошее знание автором предмета, новизну фактов, использование классификаций. Часто ставится вопрос о соответствии того или иного произведения читательскому адресу. Как недостатки отмечаются псевдонародность, балаганность либо чрезмерная сухость стиля, надуманность. Это говорит о том, что постепенно формируются представления о требованиях к литературе, издаваемой для народа.

В 80-90 годы важное место в общественной жизни занимает идея просвещения народа. Образование народа развивалось в двух руслах: демократическом и официальном. Официальное, правительственное направление инициировалось созданной еще в 1872 году Постоянная комиссия по устройству народных чтений...Постоянной комиссией по устройству народных чтений в Петербурге и его окрестностях. За 25 лет комиссия издала более 200 книг и брошюр для народа. В основном они имели религиозное, нравственное и патриотическое содержание. Московское общество распространения полезных книгМосковское общество распространения полезных книг выпускало издания нравоучительного содержания, предназначавшиеся детям и читателям из народа.

Характерной чертой демократического направления была связь с научными исследованиями, с выдвижением требований высокого художественного уровня произведения и демократической направленности содержания. В этом смысле значение имеют труды Рубакин Н.А.Н.А. Рубакина, который писал в 1895 году о том, что никакой «особой беллетристики для народа не нужно... смешение литературы для детей и народной - курьезная и непростительная ошибка»См.: Рубакин Н.А. Этапы о русской читающей публике: Факты, цифры и наблюдения. - СПб.,1895. - С. 6..

Издания 70-90-х годов отражены в «Систематический обзор русской народной литературы»«Систематическом обзоре русской народно-учебной литературы». Обзор был составлен по поручению Санкт-петербургский Комитет грамотностиСанкт-петербургского Комитета грамотности (1895).

Большое значение имели также издаваемые комитетом грамотности, другими общественными организациями и частными лицами систематические обзоры общедоступных сочинений о науке и рекомендательные каталоги. «Систематический обзор русской народно-учебной литературы» и критический указатель «Что читать народу?», в которых отражались издания, содержали критические замечания и определяли, какие книги и по каким категориям оцениваются положительно. Меньше половины изданных произведений смогли рекомендовать составители читателям.

Большое значение с точки зрения формирования принципов редакторского труда имеет Издательство Сытина И.Д.издательство И.Д. Сытина. Это было крупное многоотраслевое издательство. Сытин И.Д.Сытин, хорошо знавший потребности простого народа, направил свои усилия на выпуск дешевых и понятных простому народу книг.

Одно из направлений его деятельности - выпуск Календари просветительского характеракалендарей просветительского характера. По этому поводу он пишет: «В такой стране, как Россия, жили и умирали миллионы людей, не имевших никакой доли в культурном наследстве человечества. Заброшенные в глухие углы, отрезанные от центра русским бездорожьем и русским расстоянием, люди эти не имели никакого соприкосновения с печатным словом - ни книг, ни газет, ни школ у них не было, и календарь для таких людей был единственным окном, через которое они смотрели на мир.

По календарю они думали, по календарю учились, из календаря черпали свои знания, и календарь же давал им наставления на все случаи жизни»Сытин И.Д. Жизнь для книги. - М., 1960. - С. 67..

Обратим внимание на то, как широко определил Сытин И.Д.И.Д. Сытин границы Целевое назначениецелевого назначения данного издания. Отсюда и самый широкий отбор материала для «Всеобщий русский календарь»«Всеобщего русского календаря». В нем отражены сведения практического характера, просветительские, общеобразовательные материалы.

С 1895 года Сытин начинает выпуск «Библиотека для самообразования»«Библиотеки для самообразования». В издании в качестве научного редактора принимал участие профессор Вернадский В.И.В.И. Вернадский.

Издательство выпускало плакатную продукцию в помощь самообразованию народа.

Большую роль сыграло издательство в формировании Издательский репертуар литературы для детейрепертуара литературы для детей. Была выпущена «Детская энциклопедия», серия«Детская энциклопедия», серия научно-популярных изданий.

Научно-популярная литература издательства отвечала прежде всего критерию научности. К подготовке изданий Сытин И.Д.Сытин привлекал ведущих ученых, профессоров. Среди них Бекетов А.Н.А.Н. Бекетов, Богданов А.П.А.П. Богданов, Кайгородов Д.Н.Д.Н. Кайгородов, Вагнер Ю.Н.Ю.Н. Вагнер, Метальников С.И.С.И. Метальников и многие другие. Выпуская общедоступную сельскохозяйственную литературу, Сытин приглашал лучших агрономов. Благодаря деятельности издательства Сытина книги о науке приблизились к запросам научной и практической деятельности.

Для этого времени характерно то, что в редакторской работе используются отраслевые знания, что способствует приходу в издательское дело специалистов. С точки зрения формирования редакционно-издательской деятельности, этот период интересен прежде всего тем, что в издательствах формируются Редакционно-издательский процесс, этапыредакционно-издательский процесс. Его можно разложить на определенные этапы: планирование издания, поиск автора для разработки определенной темы, работа с автором, этап подготовки оригинала для набора, набор в типографии, корректурный обмен между типографией и издательством, печать тиража. Эти этапы постепенно обретают законченный вид, осмысливаются издательскими работниками с точки зрения функциональных особенностей каждого, а также с точки зрения места редактора на каждом этапе.

Особенно ярко проявляется этап Работа с авторомработы с автором, предполагающий помощь автору со стороны редактора. Такая необходимость появилась прежде всего потому, что в литературу пришли в это время новые авторы - так называемые писатели из народа. Не владея писательским мастерством, эти авторы хорошо знали жизнь и описывали достоверные случаи из собственных наблюдений. Их произведения раскрывали целый содержательный пласт российской действительности, который не затрагивали профессиональные писатели, поскольку он был им не известен или не интересен. Писатели из рабочей и крестьянской среды демонстрировали в своих произведениях глубокое понимание нужд и забот простого народа. Некоторые редакторы и издатели считали, что произведения начинающих авторов из народа следует публиковать в том виде, в каком они предлагаются самими создателями. Об этих авторах редакторы и издатели ведут дискуссии. Возникает проблема доработки незрелых произведений, которые по содержанию представляют интерес для читателей.

Особенно много внимания уделял писателям из народа Короленко В.Г.В.Г. Короленко.

8.2.
В.Г. Короленко - редактор

Для развития Редактированиередактирования большое значение имеет редакторский опыт писателя Короленко В.Г.В.Г. Короленко. Редакторская деятельность Короленко началась на рубеже 80-90-х годов. Он стал продолжателем дела, начатого в изданиях, которые возглавляли революционеры-демократы.

Редакторская деятельность Короленко достаточно полно и многоаспектно представлена в диссертации Летов Б.Д.Б.Д. Летова. Опираясь на его труды, рассмотрим наиболее важные моменты этой деятельности.

Собственно редакторская работа начинается для Короленко с 1887 года, когда он становится членом редакционного коллектива журнала «Северный вестник», журнал«Северный вестник». Уже здесь Короленко В.Г.Короленко начинает работать с рукописями, поступающими от непрофессиональных авторов.

«Северный Вестник» после того, как «Отечественные записки», журнал«Отечественные записки» были закрыты, считался одним из наиболее прогрессивных журналов своего времени.

Важнейшим качеством журнала Короленко В.Г.Короленко определяет его целостность и подчеркивает необходимость того, чтобы журнал представлял собою «некоторое идейное целое». Главным условием обеспечения этого качества Короленко справедливо считал объединение вокруг редакции писателей одного направления или близких взглядов. Например, он стремился к тому, чтобы в журнале помещались сочинения Успенский Г.И.Г. Успенского, и не советовал редакции привлекать к сотрудничеству Боборыкин П.Д.П.Д. Боборыкина. Последнее он объясняет в одном из своих писем следующим образом: «Общая манера Боборыкина, его художественные приемы... далеко не могут считаться родственными тону и традициям, какие мы желали бы проводить в нашем беллетристическом отделе»Короленко В.Г. Полное посмертное собрание сочинений. Т. LI. - С. 53..

Интересно и существенно мнение Короленко о значении определенного направления в деятельности любого издания. В статье о Михайловский Н.К.Н.К. Михайловском он писал: «Мы помним несколько попыток основания журналов «без направления или терпимых ко всяким направлениям». Все они кончались жалкими неудачами и прежде всего впадали в противоречие с собственными заявлениями: через короткое время от серой безличности они переходили к самому мрачному и крайнему реакционизму и доктринерству»Короленко В.Г. Николай Константинович Михайловский // Русское богатство. - 1904. - № 2. - С. 4..

В 1889 году Короленко В.Г.Короленко уходит из «Северный вестник», журнал«Северного вестника», но начинающие авторы продолжают слать ему свои произведения. Писатель внимательно читает их, подробно характеризует свои замечания к тексту.

С 1885 года Короленко становится сотрудником журнала «Русское богатство», журнал«Русское богатство» и основным редактором отдела беллетристики. До 1900 года осуществляет писатель всю работу по формированию этого отдела - отбирает сочинения, ведет переписку с авторами, держит корректуры, работает над текстами произведений. Эта деятельность Короленко позволяет сформулировать ряд важных для теории редактирования положений.

При отборе произведений для изданий Короленко прежде всего оценивал прогрессивность, актуальность содержания, правдивость показа жизни, реализм. К работе в «Русском богатстве» он старался привлекать продолжателей критического реализма. Здесь были опубликованы произведения Успенский Г.И.Г.И. Успенского, Станюкович К.М.К.М. Станюковича, Мамин-Сибиряк Д.Н.Д.Н. Мамина-Сибиряка, Вересаев В.В.В.В. Вересаева, Куприн А.И.А.И. Куприна, Гарин-Михайловский Н.Г.Н.Г. Гарина-Михайловского. Уже сам подбор авторов позволяет говорить о едином общем направлении журнала - одном из важнейших, по мнению Короленко В.Г.Короленко, качеств подобных изданий, о котором, как говорилось выше Короленко заботился еще в «Северный вестник», журнал«Северном вестнике».

Короленко подчеркивает важную общественную роль периодических изданий, усматривает для себя важность участия в этих изданиях. «Если уж издавать журнал ли, или газету, - писал он, - то только для того, чтобы стоять в том месте, где будущее встречается с прошлым. Ну, а тут всего больше и ударов. Считаю для себя за счастье, что они не минуют и меня»Короленко В.Г. Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. - С. 469.. Это, на первый взгляд незначительное, высказывание имеет для редактирования и методологическое значение. Речь идет о месте издания в общественной социальной жизни, с одной стороны. А с другой - об отношении редактора к формированию журнала: слова «будущее встречается с прошлым» прекрасно подчеркивают значимость периодики в развитии, прогрессе общества.

Важной чертой работы Короленко как редактора было внимательное отношение к произведениям молодых авторов. На поступающие к нему рукописи он давал полные обстоятельные разборы, подробно объясняя свои замечания. По свидетельствам современников Короленко в «Русское богатство», журнал«Русском богатстве» всячески помогал молодежи, и можно было утверждать, что «в России никогда не было редактора, равного Короленко по глубине и широте внимания которое он отдавал обращавшимся к нему авторам»Дерман М. Писатели из народа и В.Г. Короленко. - М.: 1963. - С. 12..

В конце XIX века в литературу и журналистику, как уже говорилось, приходят новые авторы из рабочей и крестьянской среды. Многие профессиональные литераторы считали, что нужно поощрять «писателей из народа» и публиковать их даже слабые вещи, подготовленные на невысоком уровне - в специальных разделах журналов и в сборниках.

Короленко В.Г.Короленко категорически возражал против этого. Он внимательно анализировал рукописи, помогал их дорабатывать, но не позволял себе снисходительности в их оценке. Писатель постепенно вырабатывал те социально-педагогические подходы, которые необходимы редактору при работе с малоподготовленными авторами. Короленко считал, что произведения этих авторов не нуждаются в снисхождении, их оценивать нужно, исходя из требований к большой литературе, и публиковать только добротные, отвечающие этим требованиям произведения.

С 1888 года Короленко ведет систематические записи о работе с авторами. Его редакторские книги - ценный источник для современного редактора. Особенно это касается периода с 1900 по 1921 годы, когда записи Короленко становятся развернутыми, включают общие замечания и конкретные советы. По этим книгам Короленко следил за развитием творчества своих подопечных. Общее направление работы Короленко можно охарактеризовать его же словами: «Задача, которую вы мне задаете, - писал он Парийский Л.А.Л.А. Парийскому, - едва ли исполнима: нельзя человеку указать, «что писать и как писать». Можно лишь указать ошибки и дать советы по поводу уже написанного»Короленко В.Г. О литературе. М., 1957. - С. 569..

Советы Короленко были всегда конкретны, ориентированы на то, чтобы автор самостоятельно дорабатывал свое сочинение. Но в отдельных случаях Короленко сам переделывал произведение. Тут речь идет уже не Редакторская правкаредакторской правке, а о помощи маститого писателя начинающему автору - вопрос, который выходит за рамки нашего предмета.

Что же касается собственно редактирования, то Короленко В.Г.Короленко склонялся к мнению, что редактор может действовать самостоятельно только в тех случаях, когда дело касается «исправлений более или менее внешнего свойства»Короленко В.Г. О литературе. М., 1957. - С. 569.. В целом Короленко бережно относился к замыслу, особенностям построения произведения, индивидуальному стилю автора.

8.3.
Редакторский опыт А.П. Чехова

Важное значение для развития теории и практики редактирования имеет литературный опыт Чехов А.П.А.П. Чехова.

Наследие Чехова не имеет отношения к профессиональной Редакционно-издательская деятельностьредакционно-издательской деятельности. Правда, в конце 80-х - начале 90-х годов Чехов руководил беллетристическим отделом «Русская мысль», журналжурнала «Русская мысль». Но специальных исследований этой работы Чехова нет. Известно только, что писатель переделывал рассказы, которые присылали авторы, способствуя тем самым их публикации.

Тем не менее, эпистолярное наследие Чехова имеет богатый материал, позволяющий судить об основных требованиях писателя к произведениям литературы, о его отношении к труду редактора и к авторам.

Внимательно следил Чехов А.П.А.П. Чехов за литературной деятельностью своего брата Чехов Ал.П.Александра Павловича Чехова. В одном из писем А.П. Чехов пишет:»... Город будущего выйдет художественным произведением только при следующих условиях: 1) отсутствие придлинновенных словоизвержений политико-социально-экономического свойства; 2) объективность сплошная; 3) правдивость в описании действующих лиц и предметов; 4) сугубая краткость; 5) смелость и оригинальность; беги от шаблона; 6) сердечность»Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. Т. 13. - М., 1948. - С. 214-215..

По сути, перед нами те же подходы, которые Чехов А.П.Чехов реализовывал в своих рассказах. Однако он не ограничивается общим подходом, раскрывая и собственную лабораторию творчества: «... В описаниях природы надо хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина»Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. Т. 13. - М., 1948. - С. 214-215.. В другом письме А.П. Чехов пытается объяснить, как следует выбирать персонажей художественного произведения: «Отставные капитаны с красными носами, голодающие писатели, чахоточные женщины, честные молодые люди без единого пятнышка, возвышенные девицы, добродушные няньки - все это было уже описано и должно быть объезжаемо, как яма»Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. Т. 14. - М., 1948. - С. 363.. Это замечание, на первый взгляд частное, представляет интерес для Редактирование: Вопросы теориитеории редактирования с двух точек зрения. Во-первых, великий писатель говорит о том, каких героев не следует вводить в повествование. Он обозначает лиц, которые превратились из-за частого привлечения в произведения литературы в литературные штампы, предостерегая брата от того, чтобы он шел проторенной другими дорогой. Действительно, новизна, свежесть изображения являются важнейшими качествами художественной литературы. Следовательно, персонажи - основной компонент всякого произведения искусства - должны быть собственным авторским открытием для читателя. Во-вторых, - и это тоже важнейшее условие работы редактора над произведением художественной литературы, - Чехов не подсказывает автору, каких героев искать, не пытается натолкнуть его на определенные типажи. Он, как профессиональный писатель, прекрасно понимает, что герои произведения должны быть открытием самого автора, только в этом случае они будут отвечать первому требованию - станут открытием для читателя, запомнятся ему. В высказывании Чехова звучит еще одна, важная для редактирования, мысль: персонажи литературного произведения берутся из реальной сегодняшней жизни - тогда они будут отвечать критерию новизны.

Письма Чехов А.П.Чехова к авторам отличаются теплотой, показывают внимательное, вдумчивое отношение к произведениям. В них поражает скрупулезность анализа, внимание к фабуле, композиции, языку произведений.

Писатель обращает внимание на мелочи, которые, по его словам, снижают уровень произведения, умаляют его достоинства. Особенно тщателен он в анализе деталей, предлагая начинающему автору самостоятельно доработать сочинение и показывая, как важны эти «мелочи» в общем звучании художественного текста. Он пишет: «... В «Калошах» много ошибочек вроде «дом № 49». В Москве нумерации в адресах не существует»Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. Т. 13. - М., 1948. - С. 23. (Киселева М.В.М.В. Киселевой) или «... Нельзя сказать «брызнул продолжительный дождь», ... не годится фраза «появилась долгая улыбка»Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. Т. 14. - М., 1948. - С. 41-42. (Хлопов Н.А.Н.А. Хлопову). Обращаясь к авторам, Чехов деликатен, его замечания конкретны и ясны. Он стремится объяснить начинающему автору, как работать, чтобы двигаться вперед. «Надо рассказ писать 5-6 дней и думать о нем все время, пока пишешь, иначе фразы никогда себе не выработаете»Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. Т. 15. - М., 1948. - С. 274..

На приглашение Дягилев С.П.С.П. Дягилева стать редактором беллетристического отдела «Мир искусств», журналжурнала «Мир искусств» Чехов отвечает отказом и в качестве одной из причин называет необходимость, по его мнению, единства руководства журнала: «Как картину пишет только один художник и речь говорит только один оратор, так и журнал редактируется только одним человеком»Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. Т. 20. - М., 1948. - С. 119.. Приведенное замечание существенно с точки зрения организации деятельности того или иного издания. За ним стоит требование целостности, единства издания, которое обеспечивается, конечно же, редактором. Не случайно Чехов повторяет в том же письме: «В журнале, как в картине или поэме, должно быть одно лицо, и должна чувствоваться одна воля»Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. Т. 20. - М., 1948. - С. 119..

Выводы

XIX век оказался самым плодотворным по сравнению с предыдущим периодом развития отечественного книгоиздания с точки зрения становления Редактированиередактирования как самостоятельной сферы деятельности.

Образно говоря, этот век подхватил и развил редакторские начала, проявившиеся в издательской практике ХVII-ХVIII веков, и стал временем формирования базы для дальнейшего развития Редакторская деятельностьредакторской деятельности ХХ века.

Именно в ХIХ веке появилось осознание самостоятельности труда редактора, началась разработка подходов к обоснованию специфики его работы.

Начало века связано с редакционно-издательской деятельностью декабристов и Пушкин А.С.Пушкина, конец с редакторской работой Короленко В.Г.Короленко и Чехов А.П.Чехова. На развитие Редактированиередактирования оказали сильнейшее влияние крупные деятели отечественной культуры Белинский В.Г.Белинский, Некрасов Н.А.Некрасов, Писарев Д.И.Писарев, Салтыков-Щедрин М.Е.Салтыков-Щедрин, xГерцен А.И.Герцен.

Рассматривая процесс становления и развития Редактированиередактирования как самостоятельной области деятельности, следует учитывать тот факт, что издательское и редакторское дело тесно связано с цензурой и в какой-то мере реализует те правила, которые разрабатываются цензорами. Это отчетливо проявилось в XIX веке, и получило свое развитие в отечественном книгоиздании ХХ века.

Редакторское дело в ХIX веке развивалось и расширялось в процессе становления и развития различных типов и Виды изданийвидов изданий и прошло путь от разработки общих подходов к подготовке альманахов и «толстых» журналов, а также отдельных изданий к формированию принципов создания собраний сочинений и обоснованию требований к произведениям определенных видов литературы.

Постепенно структурируется Массив изданиймассив изданий по жанрово-видовому признаку, ведутся дискуссии о принципах формирования того или иного типа и вида изданий. В этих дискуссиях активно участвуют редакторы, издатели, литераторы, накапливаются формы и методы редактирования, формируются традиции, обосновываются критерии оценки произведений литературы, требования к изданиям, складываются представления о задачах, целях работы редактора, о его правах и обязанностях, об основных составляющих редакторской деятельности, о специфике редакционно-издательского процесса.

Кроме того, массив изданий структурируется по отраслевому признаку и появляется нужда в редакторах, знакомых с той или иной областью знания. Особенно активно развивается медицинское, сельскохозяйственное, искусствоведческое книгоиздание. Складывается структура Периодика медицинскаямедицинской, Периодика сельскохозяйственнаясельскохозяйственной, Периодика искусствоведческаяискусствоведческой периодики, выпускаются Монография отраслеваяотраслевые монографии, Пособие практическоепрактические пособия, Учебное изданиеучебные издания. Развивается литература для детей.

РедактированиеРедактированием занимаются как люди, владеющие литературным языком, так и специалисты соответствующей отрасли. Например, медицинские издания редактируют специалисты, профессионально знающие медицину, художественные произведения - литераторы. В собственно редактировании как бы переплетаются профессиональные (сегодня мы назвали бы их деятельностными) моменты и знание литературного языка. Это со временем приведет к разграничению обязанностей научного и литературного редактора при подготовке к изданию научной и справочной литературы по различным отраслям знания. Литературное редактирование осуществлялось тогда исключительно на основе вкуса и знания редактора, так как специальной теории редактирования, которая обосновывала бы подходы к этой работе, тогда не существовало.

Нужно иметь в виду, что прежде всего редакторское знание развивалось в процессе издания художественной литературы. Причем редакторские функции выполняли профессиональные литераторы. Поэтому часто работа редактора выходила за рамки чисто редакторской работы: писатель, используя собственный писательский опыт, как бы вторгался в сферу чужого языка и стиля. Это отчетливо видно, например, в работе Чехов А.П.А.П. Чехова с чужими рукописями. В то же время конкретная правка писателями рукописей позволяет формулировать критерии редакторской оценки произведений литературы, общие подходы к анализу произведения - не только художественной, но и других видов литературы в практике редактирования.

В ХIX веке в основных чертах формируются критерии редакторской оценки художественной, научно-популярной, научной и справочной литературы. Особенно активно развивались проблема популяризации знания и методы его представления для неспециалиста. Многие выдвинутые в XIX веке положения легли в основу разработанной значительно позже теории редактирования научно-популярной литературы.

РедактированиеРедактирование определяется характером развития книжного дела в целом и книгоиздания в частности.

В рассматриваемый период получают развитие два направления в Редакторская подготовка изданияподготовке издания - авторское, когда автор решает вопрос о характере издания, и редакторское, когда речь ведется о том, что редактор и издатель исправляют текст произведения в соответствии с собственным отношением к содержанию. Последнее особенно отчетливо проявилось в деятельности Сенковский О.И.Сенковского, который писал: «В «Библиотеке для чтения» редакция значит редакция в полном смысле этого слова, то есть сообщение доставленному труду принятых в журнале форм, отделка слога и предмета, если они требуют отделки»Библиотека для чтения. - 1836. - Т. XVIII. - С. 7..

И задачи редактирования определяются по-разному, в зависимости от того, какая роль отводится изданию. Так, Булгарин Ф.В.Булгарин в статье «Мнение о литературном журнале «Современник»Опубликована в «Северной пчеле» (1836). Цит. по: Абрамович. Ст. Пушкин. Труды и дни. Из хроники 1836 г. // Звезда. - 1987. - № 1. - С. 170., как он назвал альманах Пушкин А.С.Пушкина, пишет: «...Цель всех литературных Журналжурналов в мире состоит в том, чтоб распространять полезные сведения, сообщать литературные новости и занимать любителей легкого чтения». Такой подход определил деятельность многих издателей, ставящих целью представить литературу только как средство развлечения.

Как правило, лучшие редакторы XIX века рассматривали Изданиеиздание не как средство развлечения, а как средство развития читателя, формирования его вкуса, идейных убеждений. Они стремились к идейному единству печатаемых материалов, включая в то или иное издание научные, философские, критические материалы и художественные произведения. Выступления на страницах многих журналов рассматриваемого периода отличаются полемичностью и отражают социально-политическое и культурное движение в России и Европе.

Отечественный книжный рынок в дореформенный период сужался жесткими цензурными ограничениями и ярко выраженным сословным характером потребителей литературы. В первой половине XIX века в своей подавляющей части русский читатель ориентировался на зарубежные издания. Во второй половине XIX века книгоиздание расширяется, но потребность в книге основной массы населения остается еще весьма ограниченной.

Отметим еще один важный результат развития Редактированиередактирования в XIX веке: в это время формируется представление о том, что собственно издание влияет на восприятие литературного произведения и уточняет его характер. Выделяются те аспекты издания, которые определяют его тип и вид, и выявляются, разрабатываются принципы подготовки издания с учетом целей, задач, особенностей произведения. Работа редактора получает точку отсчета. Его целью становится реализация специфики издания, интерпретация литературного произведения средствами книгоиздания.

© Центр дистанционного образования МГУП