Московский государственный университет печати

Сушилина И.К.


         

Современный литературный процесс в России

Учебное пособие


Сушилина И.К.
Современный литературный процесс в России
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

ГЛАВА 1. Социокультурная ситуация новейшего времени и литература

1.1.

«Хрущевская оттепель»: драматичные процессы в жизни и литературе

1.2.

Нравственно-политические, социокультурные процессы 70-х годов и их отражение в литературе

1.3.

«Перестройка» и литература

1.4.

Постперестроечная эпоха и коллизии литературы

2.

ГЛАВА 2. Традиции реализма и их преломление в современной литературе

2.1.

Эволюция «деревенской прозы»

2.2.

Творческие поиски В.П. Астафьева

2.3.

Место А.И. Солженицына в современном литературном процессе

2.4.

Проза Л.С. Петрушевской в свете чеховских традиций

2.5.

Проза В.С. Маканина - пограничная зона

3.

ГЛАВА 3. Постмодернизм в современном литературном процессе

3.1.

Постмодернизм как теоретико-литературная проблема

3.2.

Роман А. Битова «Пушкинский дом» как художественное переосмысление прошлого

3.3.

Поэма Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки» и ее место в отечественной литературе

3.4.

Постмодернисты 90-х в поисках эстетической свободы

4.

ГЛАВА 4. Смыслообразующие тенденции в современной поэзии

4.1.

Гармонии урок

4.2.

«Закон поэтической биологии»

4.3.

Поэзия и «не поэзия»

Заключение

Вопросы и задания для самопроверки

Учебно-методические материалы по дисциплине

Указатели
376   именной указатель
212   предметный указатель
8   указатель издательств
194   указатель названий

Хронологические границы. Активизация литературной жизни в годы хрущевской оттепели. «Деревенская проза». Новый герой в литературе.

Хронологические рамки современного литературного процесса в России - последние пятнадцать лет уходящего века, включающие разнородные явления и факты новейшей литературы, острые теоретические дискуссии, критическую разноголосицу, литературные премии различной значимости, деятельность толстых журналов и новых издательств, активно выпускающих произведения современных писателей.

Новейшая литература теснейшим образом связана, несмотря на принципиальную и несомненную новизну, с литературной жизнью и социокультурной ситуацией предшествующих ей десятилетий, так называемым периодом Современная литература: Понятие«современной литературы». Это достаточно большой этап существования и развития нашей литературы - с середины 50-х годов до середины 80-х годов.

Середина 50-х годов - новая точка отсчета нашей литературы. Знаменитый доклад Хрущев Н.С.Н.С. Хрущева на «закрытом» заседании XX съезда партии 25 февраля 1956 года положил начало освобождению сознания многомиллионного народа от гипноза культа личности Сталин И.В.Сталина. Эпоха получила название «Хрущевская оттепель»«хрущевской оттепели», породившей поколение «Шестидесятники»«шестидесятников», его противоречивую идеологию и драматичную судьбу. К сожалению, к подлинному переосмыслению советской истории, политического террора, роли в ней поколения 20-х годов, сути сталинизма ни власть, ни «шестидесятники» не подошли. Именно с этим во многом связаны неудачи «хрущевской оттепели» как эпохи перемен. Но в литературе шли процессы обновления, переоценки ценностей и творческих поисков.

Еще до известных решений партийного съезда 1956 года в советской литературе произошел прорыв к новому содержанию через преграды «теории бесконфликтности» 40-х годов, через жесткие установки теории и практики Социалистический реализмсоцреализма, через инерцию читательского восприятия. И не только в той литературе, которая писалась «в стол». Скромные очерки Овечкин В.В.В. Овечкина «Районные будни» показали читателю истинное положение послевоенной деревни, ее социальные и нравственные проблемы. «Лирическая проза» Солоухин В.А.В. Солоухина и Дорош Е.Я.Е. ДорошаИмеются в виду написанные и опубликованные в то время повести Солоухина «Владимирские проселки», «Капля росы», «Деревенский дневник» Е. Дороша. уводила читателя с магистральных путей строителей социализма в реальный мир российских «проселков», в котором нет внешней героики, патетики, но есть поэзия, народная мудрость, великий труд, любовь к родной земле.

Эти произведения самим жизненным материалом, лежащим в их основе, разрушали мифологемы литературы соцреализма об идеальной советской жизни, о человеке-герое, идущем «все вперед - и выше» под вдохновляющим, окрыляющим и направляющим руководством партии.

Наступившая «хрущевская оттепель«, казалось, открыла шлюзы. Долгое время сдерживаемая, хлынула потоком качественно иная литература. Пришли к читателю книги стихов прекрасных поэтов: Мартынов Л.Н.Л. Мартынова («Первородство»), Асеев Н.Н. «Лад»Н. Асеева («Лад»), Луговской В.В. Луговского («Середина века»). А к середине 60-х будут опубликованы даже поэтические книги Цветаева М.И.М. Цветаевой, Пастернак Б.Л.Б. Пастернака, Ахматова А.А.А. Ахматовой.

В 1956 году состоялся невиданный праздник поэзии и вышел альманах «День поэзии», альманах«День поэзии». И поэтические праздники - встречи поэтов со своими читателями, и альманахи «День поэзии» станут ежегодными. Дерзко и ярко заявила о себе «Молодая проза»«молодая проза» (Аксенов В.П.В. Аксенов, Битов А.Г.А. Битов, Гладилин А.Т.А. Гладилин кумирами молодежи стали поэты Евтушенко Е.А.Е. Евтушенко, Вознесенский А.А.А. Вознесенский, Рождественский Р.И.Р. Рождественский, Ахмадулина Б.А.Б. Ахмадулина и др. «Эстрадная поэзия» собирала многотысячные аудитории на поэтические вечера на стадионе «Лужники».

Авторская песня Окуджава Б.Ш.Б. Окуджавы вводила в диалог поэта и слушателя непривычную для советского человека интонацию доверия и участия. Человеческие, а не идейно-ходульные проблемы и конфликты в пьесах Арбузов А.Н.А. Арбузова, Розов В.С.В. Розова, Володин А.М.А. Володина преображали советский театр и его зрителя.

Менялась политика «толстых» журналов, и в начале шестидесятых «Новый мир», журнал«Новый мир» Твардовский А.Т.А. Твардовского опубликовал рассказы Солженицын А.И. «Матренин двор»«Матренин двор», Солженицын А.И. «Один день Ивана Денисовича»«Один день Ивана Денисовича», «Случай на станции Кречетовка» вернувшегося из лагерей и ссылки еще никому не известного Солженицын А.И.А.И. Солженицына.

Несомненно, эти явления изменяли характер литературного процесса, существенно разрывали с традицией Социалистический реализмсоцреализма, по сути единственного официально признаваемого с начала 30-х годов метода советской литературы.

Читательские вкусы, интересы, пристрастия трансформировались и под влиянием достаточно активной в 60-е годы публикации произведений мировой литературы XX века, прежде всего французских писателей - экзистенциалистов Сартр Ж.-П.Сартра, Камю А.Камю, новаторской драматургии Беккет С.Беккета, Ионеско Э.Ионеско, Фриш М.Фриша, Дюрренматт Ф.Дюрренматта, трагической прозы Кафка Ф.Кафки и др. Железный занавес постепенно раздвигался.

Но изменения в советской культуре, как и в жизни, были не столь однозначно ободряющими. Реальная литературная жизнь почти тех же самых лет отмечена и жестокой травлей Б.Л. Пастернака за публикацию в 1958 году на Западе его романа Пастернак Б.Л. «Доктор Живаго»«Доктор Живаго». Беспощадной была борьба журналов «Октябрь», журнал«Октябрь» и «Новый мир», журнал«Новый мир» (Кочетов Вс. А.Вс. Кочетова и Твардовский А.Т.А. Твардовского)Сложности, подводные камни общественной и литературной ситуации тех лет воссозданы в книге А.И. Солженицына «Бодался теленок с дубом».. «Секретарская литература»«Секретарская литература» не сдавала позиций, но здоровые литературные силы тем не менее делали свое созидательное дело. В так называемую официальную литературу стали проникать подлинно художественные, а не конъюнктурно сконструированные тексты.

В конце пятидесятых молодые прозаики-фронтовики обратились к недавнему прошлому: исследовали драматические и трагические ситуации войны через точку зрения простого солдата, молодого офицера. Нередко эти ситуации были жестокими, ставили человека перед выбором между подвигом и предательством, жизнью и смертью. Критика того времени встретила первые произведения Быков В.В.В. Быкова, Бондарев Ю.В.Ю. Бондарева, Бакланов Г.Я.Г. Бакланова, Астафьев В.П.В. Астафьева настороженно, неодобрительно, обвиняя «Литература лейтенантов»«литературу лейтенантов» в «дегероизации» советского солдата, в «окопной правде» и неумении или нежелании показать панораму событий. В этой прозе ценностный центр смещался с события на человека, нравственно-философская проблематика сменила героико-романтическую, появился новый герой, вынесший на своих плечах суровые будни войны.

«Сила и свежесть новых книг была в том, что, не отвергая лучшие традиции «Военная проза»военной прозы, они во всей увеличительной подробности показали солдата «лица выраженье» и стоящие насмерть «пятачки», плацдармы, безымянные высотки, заключающие в себе обобщение всей окопной тяжести войны. Нередко эти книги несли заряд жестокого драматизма, нередко их можно было определить как «оптимистические трагедии», главными героями их являлись солдаты и офицеры одного взвода, роты, батареи, полка»Бондарев Ю. Взгляд в биографию. - М., 1981. - С. 181-182.. Эти новые реалии литературы также были знаками, типологическими чертами изменяющегося характера литературного процесса, начинающегося преодоления соцреалистической одномерности литературы.

Внимание к человеку, его сути, а не социальной роли, стало определяющим свойством литературы 60-х годов. Подлинным явлением нашей культуры стала так называемая «Деревенская проза»«деревенская проза». Она подняла такой круг вопросов, который и по сей день вызывает живой интерес и полемику. Как видно, оказались затронуты действительно жизненно важные проблемы.

Термин «Деревенская проза» «деревенская проза» придуман критиками. Солженицын А.И.А.И. Солженицын в «Слове при вручении премии Солженицына Валентину Распутину» уточнил: «А правильней было бы назвать их нравственниками - ибо суть их литературного переворота была возрождение традиционной нравственности, а сокрушенная вымирающая деревня была лишь естественной наглядной предметностью»Новый мир. - 2000. - № 5. - С. 188.. Термин условен, ибо в основе объединения писателей-«деревенщиков» лежит вовсе не тематический принцип. Далеко не всякое произведение о деревне относили к «деревенской прозе»В. Солоухин, Ф. Абрамов, В. Белов, С. Залыгин, В. Астафьев, Б. Можаев, В. Шукшин, Е. Носов, В. Распутин - эти имена включат критики в круг «писателей-деревенщиков»..

Писатели-«деревенщики»Писатели-деревенщики изменили угол зрения: они показали внутренний драматизм существования современной деревни, открыли в обыкновенном деревенском жителе личность, способную к нравственному созиданию. Разделяя основную направленность «деревенской прозы», в комментарии к роману «И дольше века длится день» Айтматов Ч.Ч. Айтматов так сформулировал задачу литературы своего времени: «Долг литературы - мыслить глобально, не выпуская из поля зрения центрального своего интереса, который понимаю как исследование отдельной человеческой индивидуальности. Этим вниманием к личности «Деревенская проза»„деревенская проза“ обнаруживала типологическое родство с русской классической литературой. Писатели возвращаются к традициям классического русского Реализмреализма, почти отказываясь от опыта ближайших предшественников - писателей-соцреалистов - и не принимая эстетики Модернизммодернизма. „Деревенщики“ обращаются к самым трудным и насущным проблемам существования человека и общества и полагают, что суровый жизненный материал их прозы априори исключает игровое начало в его интерпретации. Учительский нравственный пафос русской классики органически близок „деревенской прозе“. Проблематика прозы Белов В.И.Белова и Шукшина, Залыгина и Астафьев В.П.Астафьева, Распутина, Абрамов Ф.А.Абрамова, Можаева и Е. Носова никогда не была абстрактно значима, а всего конкретно человечна. Жизнь, боль и мука обыкновенного человека, чаще всего крестьянина (соль земли русской), попадающего под каток истории государства или роковых обстоятельств, стала материалом „деревенской прозы“. Его достоинство, мужество, способность в этих условиях сохранить верность самому себе, устоям крестьянского мира оказались основным открытием и нравственным уроком „деревенской прозы“». Адамович А.М.А. Адамович писал в этой связи: «Сбереженная, пронесенная через века и испытания живая душа народа - не этим ли дышит, не об этом ли прежде всего рассказывает нам проза, которую сегодня называют деревенской? И если пишут и говорят, что проза и военная и деревенская - вершинные достижения современной нашей литературы, так не потому ли, что здесь писатели прикоснулись к самому нерву народной жизни» (подчеркнуто мной. - И. С.).

Повести и романы этих писателей драматичны - одним из центральных образов в них является образ родной земли - архангельская деревня у Абрамов Ф.А.Ф. Абрамова, вологодская - у Белов В.И.В. Белова, сибирская - у Распутин В.Г.В. Распутина и Астафьев В.П.В. Астафьева, алтайская - у Шукшин В.М.В. Шукшина. Не любить ее и человека на ней нельзя - в ней корни, основа всего. Читатель чувствует писательскую любовь к народу, но его идеализации в этих произведениях нет. Абрамов Ф.А.Ф. Абрамов писал: «Я стою за народное начало в литературе, но я решительный противник молитвенного отношения ко всему, что бы ни произнес мой современник... Любить народ - значит видеть с полной ясностью и достоинства его и недостатки, и великое его и малое, и взлеты, и падения. Писать для народа - значит помочь ему понять свои силы и слабости»Абрамов Ф. Язык, на котором говорит время // Лит. газ. - 1975. - 22 ноября..

Новизна социального, нравственного содержания не исчерпывает достоинств «Деревенская проза»«деревенской прозы». Онтологическая проблематика, глубокий психологизм, прекрасный язык этой прозы обозначили качественно новый этап литературного процесса советской литературы - ее современный период, со всем сложным комплексом поисков на содержательном и художественном уровнях.

Новые грани литературному процессу 60-х придавали и лирическая проза Казаков Ю.П.Ю. Казакова, и первые повести Битов А.Г.А. Битова, «тихая лирика» Соколов В.Н.В. Соколова, Рубцов Н.М.Н. Рубцова.

Однако компромиссность «оттепели», полуправда этой эпохи привели к тому, что в конце 60-х годов ужесточилась цензура. Партийное руководство литературой с новой силой стало регламентировать и определять содержание и парадигму художественности. Все, не совпадающее с генеральной линией, выдавливалось из процесса. На мовистскую прозу Катаев В.П.В. Катаева обрушились удары официальной критики. У Твардовский А.Т.Твардовского отняли «Новый мир», журнал«Новый мир». Начиналась травля Солженицын А.И.А. Солженицына, преследование Бродский И.А.И. Бродского. Менялась социокультурная ситуация - «наступал застой».

Проза Ю. Трифонова. Драматургия А. Вампилова. Официальная литература и андеграунд.

Некоторые художники, продолжавшие существовать в официальной литературе, пытались уйти от диктата идеологии, найти нишу в локальных темах, сосредоточиться на разработке психологически острых коллизий. Так, по сути, Трифонов Ю.В.Ю. Трифонов писал не столько о современных интеллигентах и мещанах (парадокс в том, что и о них тоже), сколько о жизни и смерти, любви и предательстве - о бытии, а не о быте. Названия многих произведений писателя оказываются значимыми именно с точки зрения философско-этической проблематики: повесть Трифонов Ю.В. «Другая жизнь»«Другая жизнь», посмертно опубликованный рассказ «Вечные темы», одно из его последних произведений - роман Трифонов Ю.В. «Время и место»«Время и место». Писатель как будто самими названиями произведений подчеркивал свой «преобладающий интерес» именно к философской и нравственной проблематике, к вопросам существования человека в его соотнесенности с вечными ценностями. Отсюда и своеобразная трифоновская поэтика изображения психологически развернутой атмосферы, окружающей героев, где, как и в жизни, все - во всем. Повести Трифонова находили живой отклик у читателей, рождали полемику в критике.

То же самое можно сказать и о прозе пришедшего в 70-е годы поколения сорокалетних (Маканин В.С.В. Маканин, Ким А.А.А. Ким, Есин С.Н.С. Есин и др.) с интересом к психологии социального типа, поиском «амбивалентного» героя.

Этот период «безвременья» отмечен и ярким явлением в драматургии - пьесы Вампилов А.В.А. Вампилова буквально взбудоражили советское культурное пространство. Молодой драматург обладал удивительным даром видеть драматическое. Вампилов в своих четырех больших пьесах показал модификации, по сути, одного человеческого типа, порожденного все той же системой жизни, в которой торжествует компромисс с самим собой, с теми ценностями, которые дороги, но нет сил да и привычки отстаивать их. Герой Вампилов А.В. «Утиная охота»«Утиной охоты» Зилов дал жизнь нарицательному понятию «зиловщина». Происходящее с Зиловым гибельно, страшно для героя, но еще страшнее его разрушительное воздействие на окружающих, на феномен жизни вообще. В сущности, жизнь Зилова проходит как бы бессознательно: «...если целая сложная жизнь проходит бессознательно, то эта жизнь как бы не была», - предупреждал Толстой Л.Н.Л.Н. Толстой в «Дневнике 1897 года»Полн. собр. соч. Т. 53. - С. 142.. Жизнь, в которой отсутствуют свобода выбора, нравственная ответственность, лично осознанная, а не официальная, а потому со многими оговорками, жизнь людей с «обязательным и всеобщим» атеистическим сознанием порождает глубоко драматичный человеческий тип. Это личность со многими природными способностями и возможностями и полной нравственной анемией. Именно такой человеческий тип стал художественным открытием Вампилов А.В.А. Вампилова.

Но партия призывала к преодолению мелкотемья, к созданию активного героя, преображающего жизнь. «Деловой человек», рабочая тема в производственной драме в какой-то мере действительно были отражением реальных жизненных явлений, но в то же время в значительной степени являлись реакцией послушной советской литературы на призыв партии. В литературном процессе 70-х годов продолжали существовать полуправда, полусвобода, полуискусство, наконец.

Но, однако, не вся литература, не все писатели с готовностью исполняли партийные директивы. Далеко не все бросались ревностно выполнять очередное постановление ЦК КПСС. Настоящее искусство стремилось освободиться от власти коммунистической идеологии, это можно считать одной из внутренних, пока еще скрытых тенденций литературного процесса: явным проявлением этой тенденции стало возникновение самиздата.

«Самиздат»Самиздат - это возможность прихода к читателю, пусть и не очень большому кругу, альтернативной культуры, оппозиционной официальной и идеологически, и эстетически. Ее называли культурой Андеграундандеграунда. Поэт и критик Седакова О.А.Ольга Седакова, как представляется, точно обозначила начало отечественного андеграунда: «...„Вторая культура“ как явление всесоюзное, конкурирующее с первой, отобравшее у нее многих читателей, началась с широкой славы Бродского... Бродский И.А.Бродский первым открыл торный путь к относительно „большому читателю“, в обход коридоров госиздатов. Появился новый образ жизни поэта»Знамя. - 1998. - № 6. - С. 184..

Журнал «Знамя», журнал«Знамя» в 1998 году, возвращаясь к литературной ситуации семидесятых, провел «круглый стол» «Андеграунд вчера и сегодня», круглый стол«Андеграунд вчера и сегодня». Один из участников дискуссии Паперный З.С.З. Паперный видит в отечественном андеграунде две составляющие: «Русский андеграунд - это, видимо, соединение подпольной борьбы с внутренним подпольем»Знамя. 1998. № 6. - С. 191.. Сапгир Г.В.Генрих Сапгир, входивший в знаменитую группу «Лианозовская группа»«Лианозово», вообще отказывается считать себя выходцем из андеграунда: «Была литературная богема: московская, питерская - молодая, с присущим ей вольным житьем»Знамя. 1998. № 6. - C. 188.. Между тем, сама лианозовская группа, в которую Сапгир входил, - типично андеграундное, неофициальное и неформальное объединение, оппозиционное господствующим вкусам и художественным нормам. Думается, более точна в определении природы отечественного андеграунда Седакова О.А.Ольга Седакова, раскрывающая основную причину его возникновения и отмечающая его неоднородность: «...в подполье волей или неволей оказалось то, что в какой-то степени соотносили с западным андеграундом, с его характерным (бунтарским, левацким, контркультурным) настроением и поэтикой, и то, что ему противоположно. В культурные катакомбы режима были вытеснены люди и идеи, которые нигде больше не оказались бы вместе»Знамя. 1998. № 6. - С. 191..

Как видим, Андеграундандеграунд в нашей культуре объединил писателей по принципу несогласия с партийной линией в литературе, хотя эстетического единства в нем не было: его заменило единодушное и категорическое неприятие теоретических установок Социалистический реализмсоцреализма. Да и сам термин в 70-е годы в этих кругах употреблялся редко. Битов А.Г.Андрей Битов ввел в литературный обиход определение «Другая литература»«другая литература»То же явление в современной критике называют «новая волна», «альтернативная литература». Этот генерирующий термин объединяет разных по стилистической манере и творческим исканиям писателей. - то есть вся та литература, которая противостояла глобальным претензиям официальной идеологии.

Еще в 60-е годы появился так называемый «Тамиздат»«тамиздат». Писатели, живущие, даже кое-что печатающие в Советском Союзе, начинают публиковать свои произведения на Западе. Синявский А.Д.Андрей Синявский и Даниэль Ю.М.Юлий Даниэль получили в середине 60-х семь лет брежневского уже ГУЛага за публикацию своих произведений на Западе. Государство жестоко реагирует на все попытки разрушить его монополию в культуре. Из страны высылаются Бродский И.А.Иосиф Бродский и Солженицын А.И.Александр Солженицын, ужесточаются цензура и преследование за чтение и распространение «тамиздатовской» литературы.

И все же дерзкие попытки восстания против единообразия в литературе и монополии одной идеи продолжается. В 1979 году создается альманах «Метрополь», альманах«Метрополь», собравший под своей обложкой более двадцати писателей разных поколений - от Липкин С.И.Семена Липкина и Лиснянская И.Л.Инны Лиснянской до Ерофеев Вик. В.Виктора Ерофеева и Попов Е.Я.Евгения Попова, - разных творческих установок, но единых в своем стремлении к свободе творчества. Редакторами-составителями «Метрополя» были Аксенов В.П.В. Аксенов, Битов А.Г.А. Битов, Искандер Ф.А.Ф. Искандер, Вик. Ерофеев, Е. Попов. «„Метрополь“ был попыткой борьбы с застоем в условиях застоя... В этом смысле его и основное значение», - писал в предисловии к переизданию «Метрополя» Вик. ЕрофеевМетрополь. - М., 1991. - С. 3.. Было подготовлено 12 экземпляров альманаха. Два из них переправлено на хранение во Францию. Когда вокруг «Метрополя» разразился грандиозный скандал и стало очевидно, что напечатать альманах в СССР невозможно, авторы разрешили напечатать альманах на русском языке в издательстве «Ардис»«Ардис» в Америке. Вскоре «Метрополь» вышел и в переводе на английский и французский языки. Писательская общественность и Союз писателейсоюз писателей выступили с резким осуждением самой идеи свободного альманаха, а авторов «Метрополя» назвали проводниками чуждой советскому человеку культуры. Книги многих из участников «Метрополя» перестали издавать. Газета «Московский литератор», газета«Московский литератор» устами писателей и критиков клеймила творчество участников альманаха.

Спустя 20 лет, в сегодняшней ситуации присутствия на книжном рынке десятков альманахов самой разной направленности (кстати, к 20-летию со дня выхода издательством «Подкова» переиздан и «Метрополь»), все происходящее тогда вокруг «Метрополя» кажется невероятным. Обыкновенный литературный проект?!.. Но в период существования единой, а точнее единственной, линии в литературе (читай - партийной линии) такая альтернатива оказалась невозможной.

Альманах «Метрополь» в каком-то смысле был явлением элитарным, московской по преимуществу литературной жизни. Вряд ли он был адресован массовому читателю. Его создатели ставили задачу заявить о необходимости существования разных направлений, стилей и форм в литературе как непременного условия ее плодотворного развития.

Однако и в широких читательских массах возникала потребность в «другой культуре». В какой-то мере это проявлялось в огромной популярности бардовской песни, в широком распространении магнитофонных записей Высоцкий В.С.Владимира Высоцкого. Знаковым представляется тот факт, что стихи Высоцкого были опубликованы и в элитарном альманахе «Метрополь» и звучали чуть ли не в каждом доме с катушек магнитофона «Весна». Перемены объективно назревали. Казавшаяся монолитом советская литература с четкой иерархией утвержденных партией ценностей очевидно разрушалась.

Активизация деятельности литературных журналов. «Возвращенная» и «задержанная» литература. Место литературы русского зарубежья в современном литературном процессе.

Общественно-политические и экономические перемены в нашей стране, начавшиеся в 1985 году и названные Перестройкаперестройкой, существенно повлияли на литературное развитие. «Демократизация», «гласность», «плюрализм», провозглашенные сверху как новые нормы общественной и культурной жизни, привели к переоценке ценностей и в нашей литературе.

Толстые журналыТолстые журналы начали активную публикацию произведений советских писателей, написанных в семидесятые годы и ранее, но по идеологическим соображениям тогда не напечатанных. Так были опубликованы романы Рыбаков А.Н. «Дети Арбата»«Дети Арбата» А. Рыбакова, Бек А.А. «Новое назначение»«Новое назначение» А. Бека, Дудинцев В.Д. «Белые одежды»«Белые одежды» В. Дудинцева, Гроссман В.С. «Жизнь и судьба»«Жизнь и судьба» В. Гроссмана и др. Лагерная тема, тема сталинских репрессий становится едва ли не основной. Рассказы Шаламов В.Т.В. Шаламова, проза Домбровский Ю.О.Ю. Домбровского широко публикуются в периодике. «Новый мир», журнал«Новый мир» напечатал и Солженицын А.И. «Архипелаг ГУЛаг»»Архипелаг ГУЛаг» А. Солженицына.

В 1988 году опять-таки «Новый мир», спустя тридцать лет после создания, напечатал опальный роман Пастернак Б.Л. «Доктор Живаго»Б. Пастернака «Доктор Живаго» с предисловием Лихачев Д.С.Д.С. Лихачева. Все эти произведения были отнесены к так называемой «Задержанная литература»«задержанной литературе». Внимание критиков и читателей было приковано исключительно к ним. Журнальные тиражи достигали небывалых размеров, приближаясь к миллионным отметкам. «Новый мир», журнал«Новый мир», «Знамя», журнал«Знамя», «Октябрь», журнал«Октябрь» конкурировали в публикаторской активности.

Еще один поток литературного процесса второй половины восьмидесятых годов составили произведения русских писателей 20-30-х годов. Впервые в России именно в это время были опубликованы «большие вещи» А. Платонова - роман Платонов А.П.«Чевенгур»«Чевенгур», повести Платонов А.П.«Котлован»«Котлован», Платонов А.П.«Ювенильное море»«Ювенильное море», другие произведения писателя. Публикуются обэриуты, Замятин Е.И.Е.И. Замятин и другие писатели XX века. Тогда же наши журналы перепечатывали холившие в самиздате и опубликованные на Западе такие произведения 60-70-х годов, как Битов А.Г. «Пушкинский дом»«Пушкинский дом» А. Битова, Ерофеев Вен. В. «Москва - Петушки»«Москва - Петушки» Вен. Ерофеева, Аксенов В.П. «Ожог»«Ожог» В. Аксенова и др.

Столь же мощно в современном литературном процессе оказалась представлена и литература русского зарубежья: произведения Набоков В.В.В. Набокова, Шмелев И.С.И. Шмелева, Зайцев Б.К.Б. Зайцева, Ремизов А.М.А. Ремизова, Алданов М.А.М. Алданова, Аверченко А.Т.А. Аверченко, Ходасевич В.Ф.Вл. Ходасевича и многих других русских писателей возвратились на родину. «Возвращенная литература»«Возвращенная литература» и литература Метрополии, наконец, сливаются в одно русло русской литературы XX века. Естественно, и читатель, и критика, и литературоведение оказываются в сложнейшем положении, потому что новая, полная, без белых пятен, карта русской литературы диктует новую иерархию ценностей, делает необходимой выработку новых критериев оценки, предлагает создание новой истории русской литературы XX века без купюр и изъятий. Под мощным натиском первоклассных произведений прошлого, впервые широко доступных отечественному читателю, современная литература как будто замирает, пытаясь в новых условиях осознать самое себя. Характер современного литературного процесса определяет «задержанная», «возвращенная» литература. Не представляя современный срез литературы, именно она влияет на читателя в наибольшей степени, определяя его вкусы и пристрастия. Именно она оказывается в центре критических дискуссий. Критика, также освобожденная от сковывающих пут идеологии, демонстрирует широкий диапазон суждений и оценок.

Впервые мы оказываемся свидетелями такого феномена, когда понятия Литературный процесс«современный литературный процесс» и Современная литература: Понятие«современная литература» не совпадают. В пятилетие с 1986 по 1990 год современный литературный процесс составляют произведения прошлого, давнего и не столь отдаленного. Собственно современная литература вытеснена на периферию процесса.

Нельзя не согласиться с обобщающим суждением Немзер А.С.А. Немзера: «Литературная политика перестройки имела ярко выраженный компенсаторный характер. Надо было наверстывать упущенное - догонять, возвращать, ликвидировать лакуны, встраиваться в мировой контекст»Немзер А. Замечательное десятилетие // Новый мир. - 2000. - № 1. - С. 200.. Мы действительно стремились компенсировать упущенное, отдать давние долги. Как видится это время из дня сегодняшнего, публикаторский бум перестроечных лет, при несомненной значительности вновь открытых произведений, невольно отвлек общественное сознание от драматичной современности.

Новое открытие культуры серебряного века. Дискуссия о состоянии современной литературы, о советской литературе.

Фактическое освобождение культуры от государственного идеологического контроля и давления во второй половине 80-х годов было законодательно оформлено 1 августа 1990 года отменой цензуры. Естественно завершилась история «Самиздат»«самиздата» и «Тамиздат»«тамиздата». С распадом Советского Союза произошли серьезные изменения в Союз писателейСоюзе советских писателей. Он раскололся на несколько писательских организаций, борьба между которыми порой принимает нешуточный характер. Но различные писательские организации и их «идейно-эстетические платформы», пожалуй, впервые в советской и постсоветской истории практически не оказывают влияния на живой литературный процесс. Он развивается под воздействием не директивных, а иных, более органичных литературе как виду искусства факторов. В частности, открытие, можно сказать, заново культуры «Серебряный век»серебряного века и ее новое осмысление в литературоведении было одним из существенных факторов, определяющих литературный процесс с начала 90-х годов.

Вновь открытым в полном объеме оказалось творчество Гумилев Н.С.Н. Гумилева, Мандельштам О.Э.О. Мандельштама, Волошин М.А.М. Волошин, Иванов В.И.Вяч. Иванова, Ходасевич В.Ф.Вл. Ходасевича и многих других крупнейших представителей культуры русского Модернизммодернизма. Свой вклад в этот плодотворный процесс внесли издатели большой серии «Новая библиотека поэта», серия«Новой библиотеки поэта», выпустившие прекрасно подготовленные собрания поэтического творчества писателей «Серебряный век»«серебряного века». Издательство «Эллис Лак»«Эллис Лак» не только выпускает многотомные собрания сочинений классиков серебряного века (Цветаева М.И.Цветаевой, Ахматова А.А.Ахматовой), но и издает писателей второго ряда, например превосходный том Чулков Г.И. «Годы странствий»Г. Чулкова «Годы странствий», представляющий разные творческие грани писателя, а некоторые его произведения вообще публикуются впервые. То же можно сказать о деятельности издательства «Аграф»«Аграф», которое выпустило сборник произведений Зиновьева-Аннибал Л.Д.Л. 3иновьевой-Аннибал. Сегодня можно говорить о почти целиком изданном силами разных издательств Кузмин М.А.М. Кузмине. Издательство «Республика»«Республика» осуществило замечательный литературный проект - многотомное издание Белый А.А. Белого. Эти примеры можно продолжать.

Фундаментальные монографические исследования Богомолов Н.А.Н. Богомолова, Колобаева Л.А.Л. Колобаевой и других ученых помогают представить мозаичность и сложность литературы «Серебряный век»серебряного века. В силу идеологических запретов мы не могли осваивать эту культуру «в течение времени», что было бы, несомненно, плодотворным. Она буквально «свалилась» на широкого читателя как снег на голову, вызывая нередко апологетическую восторженную реакцию. Между тем, это сложнейшее явление заслуживает пристального и внимательного постепенного чтения и изучения. Но случилось так, как случилось. Современные культура и читатель оказались под мощнейшим прессингом культуры, в советский период отвергнутой как не только идеологически, но и эстетически чуждой. Теперь опыт Модернизммодернизма начала века и Авангардизмавангардизма 20-х годов приходится впитывать и переосмыслять в кратчайшие сроки. Мы можем констатировать не только факт существования произведений начала XX века как полноправных участников современного литературного процесса, но и утверждать факт наложений, влияний разных течений и школ, их одновременного присутствия как качественную характеристику литературного процесса новейшего времени.

Если же учесть и колоссальный бум мемуарной литературы, то мы сталкиваемся с еще одной особенностью этого процесса. Влияние Мемуаристикамемуаристики на собственно художественную литературу очевидно для многих исследователей. Так, один из участников дискуссии «Мемуары на сломе эпох», дискуссия«Мемуары на сломе эпох» Шайтанов И.О.И. Шайтанов справедливо подчеркивает высокое художественное качество мемуарной литературы: «При сближении со сферой художественной литературы мемуарный жанр начинает терять свою документальность, давая урок ответственности литературе в отношении слова...»Вопросы литературы. - 2000. - № 1. - С. 8.. Несмотря на точное наблюдение исследователя о некотором отходе от документальности во многих из опубликованных мемуарах, мемуаристика для читателей является средством воссоздания социальной и духовной истории общества, средством преодоления «белых пятен» культуры и просто хорошей литературой.

ПерестройкаПерестройка дала импульс активизации издательской деятельности. В начале 90-х появились новые издательства, новые литературные журналы самой различной направленности - от прогрессивного литературоведческого журнала «Новое литературное обозрение», журнал«Новое литературное обозрение» до феминистского журнала «Преображение», журнал«Преображение». Книжные магазины-салоны «Летний сад», магазин-салон«Летний сад», «Эйдос», книжный магазин-салон«Эйдос», «19 октября», книжный магазин-салон«19 октября» и другие - рождены новым состоянием культуры и в свою очередь оказывают на литературный процесс определенное влияние, отражая и популяризируя в своей деятельности ту или иную тенденцию современной литературы.

В 90-е годы переизданы впервые после революции труды многих русских религиозных философов рубежа ХIX-XX веков, славянофилов и западников: от Соловьев В.С.В. Соловьева до Флоренский П.А.П. Флоренского, Хомяков А.С.А. Хомякова и Чаадаев П.Я.П. Чаадаева. Издательство «Республика»«Республика» завершает издание многотомного собрания сочинений Розанов В.В.Василия Розанова. Эти реалии книгоиздательской деятельности, несомненно, существенно влияют на современное литературное развитие, обогащая литературный процесс.

К середине 90-х годов ранее невостребованное советской страной литературное наследие почти полностью возвратилось в национальное культурное пространство. А собственно современная литература заметно усилила свои позиции. Толстые журналыТолстые журналы снова предоставили свои страницы писателям-современникам. Современный литературный процесс в России, как и должно быть, снова определяется исключительно современной литературой. По стилевым, жанровым, языковым параметрам она не сводима к определенной причинно-следственной закономерности, что, однако, совсем не исключает наличия закономерностей и связей внутри литературного процесса более сложного порядка. Трудно согласиться с исследователями, которые вообще не видят признаков процесса в современной литературе. Тем более, что нередко эта позиция оказывается необычайно противоречивой. Так, например, Нефагина Г.Л.Г.Л. Нефагина утверждает: «Состояние литературы 90-х годов можно сравнить с броуновским движением»Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х - начала 90-х годов XX века. - Минск, 1998. - С. 19., - а далее продолжает: - «образуется единая общекультурная система». Как видим, исследовательница не отрицает наличия системы. Раз есть система, есть и закономерности. Какое уж тут «броуновское движение»! Эта точка зрения - дань модной тенденции, представлению о современной литературе после крушения идеологической иерархии ценностей как о постмодернистском хаосе. Жизнь литературы, тем более литературы с такими традициями, как русская, несмотря на пережитые, времена, думается, не только плодотворно продолжается, но и поддается аналитической систематизации.

Критика уже немало сделала, анализируя основные тенденции современной литературы. Журналы «Вопросы литературы», журнал«Вопросы литературы», «Знамя», журнал«Знамя», «Новый мир», журнал«Новый мир» проводят «круглые столы», дискуссии ведущих критиков о состоянии современной литературы. В последние годы издано несколько солидных монографий о Постмодернизмпостмодернизме в русской литературеЛиповецкий М.Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. - Екатеринбург, 1997; Скоропанова И.О. Русская постмодернистская литература. - М., 1999; Эпштейн М. Постмодерн в России. - М., 2000..

Проблематика современного литературного развития, как нам представляется, лежит в русле освоения и преломления различных традиций мировой культуры в условиях кризисного состояния мира (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, страшные эпидемии, разгул терроризма, расцвет Массовая культурамассовой культуры, кризис нравственности, наступление Виртуальная реальностьвиртуальной реальности и др.), которое вместе с нами переживает все человечество. Психологически оно усугубляется общей ситуацией рубежа веков и даже тысячелетий. А в ситуации нашей страны - осознанием и изживанием всех противоречий и коллизий советского периода отечественной истории и культуры Социалистический реализмсоцреализма.

Атеистическое воспитание поколений советских людей, ситуация духовной подмены, когда для миллионов людей религия, вера были заменены мифологемами социализма, имеют тяжелые последствия для современного человека. В какой мере литература откликается на эти труднейшие жизненные и духовные реалии? Должна ли она, как это было в Русская классическая литератураклассической русской литературе, давать ответы на трудные вопросы бытия или хотя бы ставить их перед читателем, способствовать «смягчению нравов», сердечности в отношениях людей? Или писатель - беспристрастный и холодный наблюдатель людских пороков и слабостей? А может быть, удел литературы - уход в далекий от реальности мир фантазий и приключений?.. И поле литературы - эстетическая или интеллектуальная игра, а литература вообще не имеет никакого отношения к реальной жизни, к человеку вообще? Нужно ли искусство человеку? Слово, отчужденное от Бога, отделенное от божественной истины? Эти вопросы вполне реальны и требуют ответов.

В нашей критике есть разные точки зрения на современный Литературный процесслитературный процесс и самое предназначение литературы. Так, Немзер А.С.А. Немзер уверен, что литература выдержала испытания свободой и последнее десятилетие было «замечательным». Критик выделил тридцать имен русских прозаиков, с которыми он связывает плодотворное будущее нашей литературы. Касаткина Т. «Литература после конца времен»Татьяна Касаткина в статье «Литература после конца времен» утверждает, что единой литературы сейчас нет, а есть «клочки и фрагменты». «Тексты» нынешней литературы она предлагает разделить на три группы: «Произведения, чтение которых есть событие реальной жизни человека, не уводящее его из этой жизни, но соучаствующее в ней... произведения, из которых не хочется возвращаться в реальную жизнь, причем это их принципиальное, конституционное (и вовсе не положительное) свойство... произведения, в которые не хочется возвращаться, даже если осознаешь их ценность, в которые тяжело входить по второму разу, которые обладают всеми свойствами зоны с эффектом накапливающегося излучения»Новый мир. - 2000. - № 6. - С. 187.. Не разделяя общего пафоса исследовательницы в оценке современного состояния отечественной литературы, можно воспользоваться ее классификацией. Ведь такое деление опирается на испытанные временем принципы - характер отражения реальности в литературе и авторскую позицию.

Именно эти принципы парадигмы художественности лежат в основе предлагаемого в пособии анализа явлений современной литературы, характера литературного процесса. В соответствии с этим во второй главе будет рассмотрено преломление традиций Реализмреализма в современном литературном процессе, а третья глава пособия посвящена анализу постмодернистских тенденций в современной прозе. В четвертой - те же процессы будут рассмотрены на материале современной поэзии.

© Центр дистанционного образования МГУП