Московский государственный университет печати

Составители Т.Г. Куприянова, О.В. Андреева


         

Хрестоматия по истории книги. Часть I

Хрестоматия для студентов, обучающихся по направлению 520700 «Книговедение»


Составители Т.Г. Куприянова, О.В. Андреева
Хрестоматия по истории книги. Часть I
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

Предисловие

•  

1. Рукописные книги Древней Руси

•  

Из «Сказания о письменах» Черноризца Храбра

•  

Из «Жития Константина»

•  

Из «Жития Мефодия»

•  

Из «Повести временных лет»

•  

Слово некоего Калоугера о чтении книг

•  

Из Лаврентьевской летописи (6745 год)

•  

Из Новгородской первой летописи (6748-6750 год)

•  

Устав Федора Студейского

•  

Из «Жития преподобного Авраамия Смоленского и службы ему»

•  

Из Новгородской летописи (1382 год)

•  

Из «Слова о лживых учителях»

•  

2. Начало и первые века книгопечатания в русском государстве

•  

Сказание достоверное и краткое написание о добром деле, о печатном изображении и о перерыве в нем

•  

Ответ Соборной о святых иконах и о исправлении книжном

•  

О книжных писцех

•  

О злых ересях...

•  

Из «Беседы валаамских чудотворцев»

•  

Из «Слова отвещательно о исправлении книг русских»

•  

Из предисловия к сборнику «Новый Маргарит»

•  

Послесловие «Апостола» 1564 года

•  

Из послесловия к «Псалтыри» Никифора Тарасиева и Невежи Тимофеева (1568 год)

•  

Официальное заявление... гравера Блазиуса Эбиша...

•  

Из воспоминаний Штадена Генриха о Москве Ивана Грозного

•  

Из «Сказания известно о воображении книг печатного дела»

•  

Из Соборного постановления (ноябрь 1681 года)

•  

3. Книга в России в первой четверти ХVIIIвека

•  

Из жалованной грамоты Петра I Яну Тессингу

•  

Указ о печатании газеты «Ведомости»

•  

Челобитная В.А. Киприанова о заведении гражданской типографии

•  

Указ Петра I о печатании книг гражданским шрифтом

•  

Указ 16 февраля 1721 года

•  

Указ 20 марта 1721 года...

•  

Из Инструкции дозорщикам Московской типографии 1723 года

•  

4. Книга в России во второй четверти ХVIII века

•  

Прошение лейб-медика Д.Л. Блюментроста об открытии академической типографии

•  

Из Указа об учреждении типографии Академии наук

•  

Указ 4 октября 1727 года Верховного Тайного Совета о закрытии типографий

•  

Из Инструкции... наборщикам...

•  

Из Инструкции, по которой книгопродавцу Готлибу Кланнеру поступать

•  

Инструкция Г. Кланнеру от И. Шумахера

•  

Инструкция, которой должны следовать гравировальщики Академии наук, 3 марта 1732 года

•  

Указ о книжной лавке в Москве. 24 сентября 1742 года

•  

Указ Елизаветы Петровны 11 марта 1747 года о запрещении продажи печатных листов

•  

5. Книга в России во второй половине ХVIII века

•  

Указ об учреждении типографии Московского университета от 5 марта 1756 года

•  

М.В. Ломоносов. Мнение об академической Книжной лавке в Москве

•  

Указ о типографии Гартунга. 1 марта 1771 года

•  

Указ о дозволении книгопродавцам... завести собственную Типографию

•  

Указ о вольных типографиях. 15 января 1783 года

•  

О порядке открытия, содержания и передаче заведений другим лицам

•  

О порядке заведения книжных магазинов

•  

Об условиях продажи книг

•  

Акт уничтожения Типографической компании

•  

Указ об ограничении свободы книгопечатания и об упразднении частных типографий. 16 сентября 1796 г.

•  

6. Книга в России в первой половине XIX века

•  

Н.М. Карамзин. О книжной торговле и о любви ко чтению

•  

В. Березайский. Анекдоты древних пошехонцев

•  

Указ Александра I Сенату о разрешении частных типографий 9 февраля 1802 года

•  

Из заметок русского книгопродавца

•  

Устав о цензуре 1826 года

•  

В.Г. Белинский о А.Ф. Смирдине

•  

В.Г. Белинский о А.Ф. Смирдине

•  

7. Книга в России в середине XIX века и в пореформенное время

•  

А.И. Герцен. Письмо к Польской Централизации в Лондоне 20 мая 1853 года

•  

А.И. Герцен. Вольное русское книгопечатание в Лондоне. Братьям на Руси

•  

А.И. Герцен. От издателя

•  

А.И. Герцен. Предисловие к «Историческому сборнику вольной русской типографии в Лондоне»

•  

А.И. Герцен. Объявление о «Полярной звезде». 1855

•  

А.И. Герцен. Из предисловия к «Колоколу»

•  

Н.А. Некрасов о «Красных книжках» (Из письма к торговцу народными изданиями И.А. Голышеву)

•  

Н.Г. Чернышевский о книжном магазине Н.М. Щепкина и К

•  

Письмо деятелей русской культуры А.Ф. Марксу по поводу его договора с А.П. Чеховым

•  

И.Н. Павлов о А.Ф. Марксе

•  

Л.H. Толстой - И.Е. Салтыкову-Щедрину

•  

Л.Н. Толстой - А.Н. Островскому

•  

Л.Н. Толстой - Н.Н. Страхову

•  

И.Д. Сытин об издательстве «Посредник»

•  

8. Книжное дело в конце XIX - начале XX века

•  

Из статьи Н.А. Рубакина «Книжный поток»

•  

Разносная торговля книгами

•  

Центральный книжный склад в Москве

•  

Из статьи «Книжная торговля на Сибирской ж. д.»

•  

Из статьи А. Я. «Грандиозный проект автоматической продажи книг»

•  

«Дом Книги»

•  

Из статьи «По поводу издательской деятельности земств»

•  

Из статьи А.Я. «Последние сведения о провинциальных книжных складах»

•  

Из статьи Н.П. Ложкина «Мои воспоминания об издательской работе Вятского губернского земства»

•  

Из статьи «Книжный склад Саратовского Земства»

•  

Из статьи Г.И. Поршнева «Профобразование книжника за годы революции»

•  

Из статьи П.К. Симони «Как сложился тип русского книжника в старое время»

•  

Из статьи В. Брюсова «Свобода слова»

•  

Из «Именного высочайшего указа Правительствующему Сенату» 24 ноября 1905 года

•  

Из «Именного высочайшего указа Правительствующему Сенату». 18 марта 1906 года

•  

Из «Именного высочайшего указа Правительствующему Сенату». 26 апреля 1906 года

•  

Извлечения из «Устава о цензуре и печати»

•  

Извлечение из «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных»

•  

Из книги «Московские печатники в 1905 году»

•  

Январские события 1905 года в Москве

•  

Октябрьские дни и первый легальный Союз печатников

•  

Вооруженное восстание

•  

Из статьи И.А. Мудрова «Книжные работники г. Москвы в революционном и профессиональном движении до октябрьской революции»

•  

Из статьи Б. Дорошевского «Книжное дело в эпоху первой революции (1905-1907 гг.)»

•  

Из статьи В. Русакова «Роль книги в государственном перевороте 17-го октября»

•  

Из статьи С.Р. Минцлова «Четырнадцать месяцев «свободы печати» (Заметки библиографа)»

•  

Из статьи «Разгром книгоиздательств и книжных магазинов в Москве»

•  

Хроника

•  

Хроника

•  

Из статьи «Критическое положение»

•  

Хроника

•  

Из статьи «Наши задачи»

•  

Из «Устава Всероссийского Общества Книгопродавцев и Издателей»

•  

Издание книг в 1908-1916 гг.

•  

Хроника

•  

Из статьи «Книжный мир и обстоятельства современной жизни»

•  

Из постановления Временного правительства «Об учреждениях по делам печати»

•  

Из «Протокола экстренного заседания Комитета Русского Библиографического Общества при Московском Университете (по случаю разгрома Общества)»

•  

Библиотека Сабашниковых

•  

Книжный рынок и революция

•  

Библиографический список

1. Рукописные книги Древней Руси

Письмо возникает тогда, когда его знаки напрямую связаны с речью и соответствуют слогам и звукам. Письменность в среде восточнославянских племен существовала в виде «черт и резов» задолго до изобретения азбуки Кирилла и Мефодия. С введением христианства на Руси появилось большое количество книг, хлынувших из Болгарии и Византии. Это способствовало появлению оригинальной литературы. Первыми памятниками, дошедшими до наших дней, являются рукописи «Остромирова евангелия» (1056-1057 гг.), «Изборников» (1073 и 1076 гг.), «Архангельского евангелия» (1092 г.).

Основными центрами русского книгописания на протяжении многих веков являлись монастыри. Крупнейшими из них были Кирилло-Белозерский монастырь, Соловецкая обитель, Чудов монастырь и другие. Книги создавались монахами. Процесс изготовления книг рассматривался как богоугодное дело. Постепенно, ближе к ХIV веку, процесс книгописания превращается в ремесло и служит средством добывания дополнительного заработка. Основными заказчиками и потребителями книг были духовные и мирские лица - священнослужители, князья, бояре, горожане, служилые люди.

В ХV веке были заложены основы общерусского репертуара чтения. Первое место занимала богослужебная религиозная литература, затем шли религиозные четьи книги - прологи, минеи, патерики, златоусты, и, наконец, книги светской и полусветской тематики, представленные летописями, житиями, хронографами, поучительными словами, родословицами.

Частые пожары и разорительные войны привели к оскудению национального книжного богатства, равно как и сведений о книгах Древней Руси. От XI столетия до нас дошло 33 рукописи, от XII - 85, от XIII - 55. Летописи и жития - один из немногих сохранившихся источников по истории начального периода русской письменности и книги. Предисловия в них содержат свидетельства об организации работы древнерусских книгописных мастерских, об отношении человека к книге, о круге чтения у славянских народов.

Из «Сказания о письменах» Черноризца ХрабраХрабр - личное имя языческого происхождения.

    I. ВедьУбо (ведь) - заключительный союз, как бы подчеркивающий итог сказанному ранее. прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но [читали] и гадали с помощью черт и резовЧерты и резы - разновидность пиктографического письма, известного у народов еще на ранней стадии их развития..

    II. Когда же крестились, то пытались записывать славянскую речь римскими я греческими письменами, без порядка. Но как можно хорошо написать греческими буквами: «бог» или «живот», если «», или «црькы» или «чаание», или «широта», или «юдъ или «жд», или «юность» или «» и иные подобные этим слова. И так было многие годы.

    III. Потом же бог человеколюбец, который правит всем и не оставляет и человеческого рода без знания, но всех приводит к познанию и спасению, помиловал род славянский и послал им святого Константина Философа, названного Кириллом, мужа праведного и истинного, И создал для них тридцать письмен и восемь, одни по образцу греческих письмен, другие же в соответствии со славянской речью.

    С первой (буквы) начал, как в греческой (азбуке): они ведь (начинают) с «альфы», а он с «аз». И так обе начинаются с «аз». И как те создали (азбуку), подражая еврейским письменам так н он греческим. У евреев же первая буква «алеф», что значит «учение». И когда приводят ребенка (для обучения), говорят: учись, а это - «алеф». И греки, подражая этому, сказали «альфа». И так был приспособлен оборот еврейской речи к греческому языку, так что ребенку вместо «учения» говорят «ищи». «Ищи» ведь говорится по-гречески «Альфа».

    И это, следуя за ними, святой Кирилл создал первую букву «аз». Но потому что открыть для знания учащих буквы уста, возглашается она широко раздвигая губы, а другие буквы возглашаются и произносятся с малым раздвиганием губ.

    IV. Это же письмена славянские, и так их надлежит писать и выговаривать: а, б, в, даже и до я. Из них же 24 подобны греческим письменам, а это - а, в, г, д, е, з, и, к, д, м, в, о, п, р, с, т, оу, ф, х, , и , , , а 14 (соответствуют) славянской речи и это - б, ж, S, Д, Ц, Ч, Ш, Ъ, Щ, МЬ, Ь, , , Ю, .

    V. Другие же говорят: «Зачем создал тридцать восемь письмен, окно в меньшим (числом букв) писать, как греки двадцатью четырьмя пишут». А не знают (точно), сколькими (знаками) пишут греки. Есть ведь у них двадцать четыре буквы, но письмо их не полно с этими буквами и добавили 11 (двоегласных) и цифры три - «шесть», «девяносто», и «девятьсот»Речь идет об особых знаках «стигма», «коппа», «сампи», употреблявшихся в греческом письме для передачи цифр 6, 90, 900. и собирается их всех 30 и восемь. Подобно тому и по тому образцу создал святой Кирилл 30 письмен и восемьСмысл доказательства: в обоих алфавитах равное количество знаков используется Храбром для того, чтобы показать, что Кирилл, создавая новую азбуку, внес в нее только необходимые изменения..

    VI. Другие же говорят: Зачем нужны славянские письмена? Ведь в создал их ни бог, ни апостолы, и существуют они искони, как еврейские и римские и греческие, что существуют изначально и угодны богу. А другие судят, что письмена сотворил (сам) бог. И сами знают, что говорят, окаянные, будто бы бог повелел, чтобы (книги) были лишь на трех языках, как написано в Евангелии; и была написана надпись по-еврейски, по-римски и по-гречески; а по-славянски «там не было, а потому и славянские письмена не от богаИмеется в виду надпись на кресте, на котором, по преданию, был распят Иисус Христос..

    Что поведаем или что скажем таким безумцам? Все же скажем от святого Писания, как научились, что все по порядку исходит от бога, не единожды. Вначале не создал бог ни еврейского языка, ни римского, ни греческого, ни сирийского, на котором говорил и Адам, от Адама до потопа и от потопа (до того времени), когда бог разделил языки при строительстве башни (Вавилонской), как написано (в Писании). И когда были разделены языки, то как разделены были языки, так разделены были между разными народамиВ оригинале один и тот же термин «язык» используется для обозначения «языка» и «народа». нравы и обычаи, уставы и законы и знания: египтянам (досталось) землемерие, а персам, халдеям и ассирийцам - звездочетство. волхвование, врачевание, чари и все знание человеческое, евреям же - святые книги, в которых написано, как бог сотворил небо и землю, и все что на ней, и человека, все по порядку, как написано (в Писании), а грекам - грамматика, риторика, философия.

    VII. Но перед этим не было у греков (особых) письмен (для своего языка), но записывали свою речь финикийскими письменами. И так было много лет. Потом же пришел Паламед и, начиная с «альфы» и «беты», нашел для греков лишь шестнадцать букв. Кадм из Милета прибавил к ним еще три буквы. И так в течение многих лет писали девятнадцатью буквами. И потом Симонид нашел и добавил две буквы, а Эпихарм толкователь нашел (еще) три буквы, и собралось их 24. Через много лет Дионисий Грамматик нашел шесть двоегласных, а потом другой - пять, а иной (еще) три цифры.

    И так многие за много лет едва собрали 30 и 8 письмен. Потом же, когда прошли многие годы, по божьему повелению нашлось 70 мужей, которые перевели (Писание) с еврейского языка на греческийИмеется в виду перевод библейских книг Ветхого завета на греческий язык, осуществленный, по преданию, 72 еврейскими книжниками по заказу Птолемея II (285-247 до н. э.).. А для славян один святой Константин (в пострижении) названный Кириллом, и письмена создал, и книги перевел за немногие годы: а они - многие и за много лет: семь их создало письмена, а семьдесят - перевод. И потому (еще) славянские письмена более святы и (более достойны почитания), ибо создал их святой муж, а греческие - язычники эллины.

    VIII. Если же кто скажет, что дело его несовершенно, ибо и теперь (его) еще доделывают, то на эти речи такой ответ: так и греческие (работы) много раз доделывали Аквилла и Симмах и потом иные многие. Ибо легче после доделывать, чем сначала создать.

    IX. Ведь если спросишь книжников греческих, говоря: кто создал вам письмена или книги перевел и в какое время, то мало кто среди них (это) знает. Если же спросишь славянских книжников, кто вам письмена создал или книги перевел, то все знают и, отвечая говорят: святой Константин Философ, названный Кириллом, он и письмена создал, и книги перевел, и Мефодий, брат его. Ведь еще живы те, кто их видел. И если спросишь в какое время, то знают и скажут, что во времена Михаила, цесаря греческого, и Бориса, князя болгарского, и Ростислава, князя моравского, и Коцела, князя блатенского, в лето же от создания мира 63 [6] 3.

    X. Есть же и другие ответы, как скажем в ином месте, а ныне нет времени. Такое знание, братья, дал бог славянам, а ему слава и честь и власть ныне и присно и во веки веков, Аминь.

Виленский С.Г. Сказание Черноризца Храбра о письменах славян. Одесса.

Срезневский И.И. Древние письмена славянские //Журнал министерства народного просвещения: Ч. 9. СПб., 1848. С. 9.

Из «Жития Константина»

Тогда же пустился в путь и, когда довел до Херсона <...> Нашел же здесь евангелие и псалтырь, написанные русскими письменамиУпоминание «рускими письменами» трактуется по-разному: и как письмена древних русов (восточных славян), и как «фрузские», т.е. латинские, и как «сурские», т.е. сирийские. Последняя точка зрения в настоящее время разделяется большинством исследователей., и человека нашел, говорящего на том языке, и беседовал с ним, и понял смысл этой речи, и, сравнив ее со своим языком, различия буквы гласные и согласные, и, творя молитву богу, вскоре начал читать и излагать [их], и многие удивлялись ему...

Сказание о начале славянской письменности. М.: Наука, 1981. С.77-78.

Из «Жития Мефодия»

Случалось же в те дни, что Ростислав, князь славянский, со СвятополкомРостислав - правитель Великоморавского княжества. Святополк -племянник Ростислава, в конце 60-х годов IX в. удельный князь, в 871-894 гг. - правитель Великоморавского государства., послали из Моравии к цесарю Михаилу, говоря так: «мы божьею милостью здоровы, и пришли к нам учителя многие от итальянцев, и от греков, и от немцев, и учат нас по-разному, а мы, славяне, люди простые, и нет у нас [никого], кто бы нас наставил истине и дал нам знание. Так добрый владыка, пошли такого мужа, который вас наставит всякой правде». Тогда цесарь Михаил сказал философу Константину: «Слышишь ли, Философ, эту речь? Никто другой сделать этого не сможет кроме тебя. Вот даю тебе дары многие и иди, взяв брата своего игумена Мефодия. Вы ведь солуняне, а солуняне все чисто говорят по-славянски».

Сказание о начале славянской письменности. М.: Наука, 1981. С. 96-97.

Из «Повести временных лет»

В год 65451645 г. - 1037 г. по новому летосчислению. заложил Ярослав город большой у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церьковь святой Софии, митрополию, и затем церьковь святой Богородицы благовещения на золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины.

При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, и монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное.

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги научают и наставляют нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это - реки, напояющие вселенную, это источники мудрости. в книгах ведь неизмеримая глубина; или мы в печали утешаемся; они - узда воздержания... Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей. Кто ведь книги часто читает, тот беседует с богом или со святыми мужами. Читая пророческие беседы и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получаем для души великую пользу.

Ярослав же этот, как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам.

Повесть временных лет. Ч. 1. М.; Л., 1950. С. 302-303. (Литературные памятники).

Никольский Н.К. «Повесть временных лет» как источник для истории начального периода русской письменности и культуры. Вып. 1. Л., 1930. С. 101-103.

Слово некоего КалоугераКалоугер - монах-отшельник. о чтении книг

Добро есть братие почитание книжное: паче всякому христианину блаженни бо рече: испытаюштии сведения его всем сердцем взиштют его, чтобо рече испытаюште и сведения его егда чтеши книга, не тешти ся борзо иштисти до дроугыя главизны, но поразоумеи что глаголют книги и словеса та и трижды обраштаяся о единой главизне, рече бо в сердци моем сокрых словеса твоя да не согреша тебе не рече оусты точью изглаах, но и в сердци сокрых да не согреша тебе, и поразумевая оубо истине писания правим есть ими, рекоу же оузда коневи правитель есть и воздержания, праведникоу же книги я не составит бо ся корабль без гвоздии ни праведник бес почитания книжнаго, и яко же пленником оум стоит оу родитель своих. Тако и праведнику о почитаньи книжном, красота воину оружие и кораблю ветрела. Тако и праведнику почитание книжное, открой бо рече очи мои да разумею чудеса от закона твоего, очи бо глядеть размысл сердечный и прочее: не сокрый от мене заповедии твоих разоумеи. Яко не от очию сокрыи не от разума и сердца тем же и похули не поучаюштаяся, глаголя, прокляти укланяюштеися от заповедии твоих, тем же и сам ся похвали глаголя: коль сладка словеса твоя паче меда устам моим. и закон уст твоих паче тысяшта злата и сребра, и воспеть глаголя. Возрадуюся я о словах твоих яко обретая корысть многую, корысть бо нарече словеса божий, глаголя. Яко обретох недостоин с так дар яже лися поучати словесам твоим день и ночь: То мы братия поразумеем, и послушаем разумными ушами поразумеем силу и поучение святых книг.

Послушай ты жития святого Василия и святого Иоанна Златоуста и святого Кирилла Философа, и иных многих святых како те сперва поведают о них рекоште из млада прилежаху святых книг то же и на добрые дела подвигнушася вижь како ти начате к добрым делам поучение святых книг, да теми братия и сими подвигнемся на путь жития их, и на дела их, и поучаемся в ином книжном слове творящем волю их яко же велят... да и вечной жизни достойны будем.

Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. 1. М., 1893. Стб. 1183.

Из Лаврентьевской летописи (6745 год)6745 г. - 1237 г. по новому летосчислению.

<...> Татарове же силою отвориша двери церковныя, и видеша овы огнем скончавшая, овы же оружьем до конца смерти предаша; свтую Богородицу разграбиша, чюдную икону одраша, украшену златом и серебром и каменьем драгым, и манастыри все и иконы одраша, а иные исекоша, а ины поимаша, и кресты честныя и ссуды священныя и книги одраша <...> то же все положиша себе в полон.

Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. СПб., 1846. С. 197.

Из Новгородской первой летописи (6748-6750 год)6748-6750 гг. - 1240-1242 гг. по новому летосчислению.

Того же лета взяша Немци, Медвежане, Юрьевци, Вельядци, с князем Ярославом Володимировичем, изборьско и приде весть в Плесков яко взяша немци Изборск и выидоша Плесковичи вси, и бишася с ними, и победша Немци, ту же убиша Гаврила Горислалича воеводу, а Плескович гоняче много побита, а инех руками изимаша, и пригонивше под город и зажгоша посад весь, и много зла бысть, и погореша церкви, и честныя иконы, и книги, и еуангелья <...>.

Полное собрание русских летописей. Т. 3. Новгородские летописи. СПб., 1841. С. 53.

Устав Федора Студейского

Книгохранители: аще кто книги возмет и не храня их добре держит или возмет им разве повеления держащего просит других реша к тем взятым да не прикоснутся тем том ни чему же: аще книгохранитель достойно не прилежит не творя им отрясая не окутал от праха всегда сухо да ясть. Иже обрящет скрывая книги на ложе и не во время до четвертаго ударения билу водаст их книгохранителю разве благие книги да предстоит на трапезе.

Калиграф: аще не храня добре держит тетради и положит книги из них же пишет и покроет в меру обое глядая антистиха и тоноса и титель да поклониться или . Иже особо от писаных книг припишет из них же пишет да отлучен дней. Иже вяще писаных откниг чтет, сухо да ясти. Иже с гневом сломит трость, да поклонится . Иже возмет чужую тетрадь да поклонится . Иже не пребывает в повелении старейшины калиграфа да отлучится дни. Аще старейшинам писуним не в правду разделает ручного дела и аще не состроит хартии добре и все сосуды ими же связывают книги. Да ничесому непотребну быти и потребну в той же службе да поклониться или или отлучить.

Из Кормчей книги по списку 1282 г. (Из рукописи Синодальной библиотеки № 132) // Буслаев Ф.И. Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861. Стб. 388-389.

Из «Жития преподобного Авраамия Смоленского и службы ему»

<...> бо и сам игоуменЖизнь и деятельность Авраамия Смоленского относится к последней четверти ХII - первой четверти ХIII века. Крупный деятель церковно-общественной жизни, игумен одного из Смоленских монастырей. «Житие» составлено во второй половине ХIII века его учеником Ефремом. хитр божественным книгам в вся сведши и проходя, якоже мнози сведят, и никто же смея пред ним от книг глаголити, и принуде же блаженаго Авраамия прияти священическыи сан.

Оукраси же церковь иконами и завесами и свещами, и мнози начата от града приходити и послоушати церковнаго пения и почитаниа божественных книг, бе бо блаженыи хитр почитати, даст бо ся емоу благодать Божия не токмо почитати, но протолковати, еже мнозем несведущим и от него сказаная всем разоумети и слышащим.

Памятники древнерусской литературы. Вып. 1. СПб., 1912. С. 6.

Из Новгородской летописи (1382 год)

Они (татары) же крестьян изводяще из церкви, лоупяще и обнажающе, сечаху, а церкви сборная разграбиша, олтаря святыя и места попрааша, и кресты честныа и иконы честныя одраша, оукрашены златом и сребром и жемчюгом и бисером и камением драгим, и пелены, златом шитыа и жемчюгом саженыя, оборваша, с святых икон коузнь содравше, а святыа иконы попраша, и сосуды церковные служебныя священныя златокованныя и сребряные многоценные поимаше, и ризы поповские многоценные и многие расхитиша; книг же многое множество снесено со всего града, в зборных церквах до стропа наметано, сохранения ради спроважено, то все без вести створиша.

Новгородская 4-я летопись (6890 г.) // Полное собрание русских летописей. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. Л., 1925. С. 334.

Из «Слова о лживых учителях»Относится к ХIV веку. Дошло до нас в составе сборника «Власфимия».

© Центр дистанционного образования МГУП