Московский государственный университет печати

Составители Т.Г. Куприянова, О.В. Андреева


         

Хрестоматия по истории книги. Часть I

Хрестоматия для студентов, обучающихся по направлению 520700 «Книговедение»


Составители Т.Г. Куприянова, О.В. Андреева
Хрестоматия по истории книги. Часть I
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

Предисловие

•  

1. Рукописные книги Древней Руси

•  

Из «Сказания о письменах» Черноризца Храбра

•  

Из «Жития Константина»

•  

Из «Жития Мефодия»

•  

Из «Повести временных лет»

•  

Слово некоего Калоугера о чтении книг

•  

Из Лаврентьевской летописи (6745 год)

•  

Из Новгородской первой летописи (6748-6750 год)

•  

Устав Федора Студейского

•  

Из «Жития преподобного Авраамия Смоленского и службы ему»

•  

Из Новгородской летописи (1382 год)

•  

Из «Слова о лживых учителях»

•  

2. Начало и первые века книгопечатания в русском государстве

•  

Сказание достоверное и краткое написание о добром деле, о печатном изображении и о перерыве в нем

•  

Ответ Соборной о святых иконах и о исправлении книжном

•  

О книжных писцех

•  

О злых ересях...

•  

Из «Беседы валаамских чудотворцев»

•  

Из «Слова отвещательно о исправлении книг русских»

•  

Из предисловия к сборнику «Новый Маргарит»

•  

Послесловие «Апостола» 1564 года

•  

Из послесловия к «Псалтыри» Никифора Тарасиева и Невежи Тимофеева (1568 год)

•  

Официальное заявление... гравера Блазиуса Эбиша...

•  

Из воспоминаний Штадена Генриха о Москве Ивана Грозного

•  

Из «Сказания известно о воображении книг печатного дела»

•  

Из Соборного постановления (ноябрь 1681 года)

•  

3. Книга в России в первой четверти ХVIIIвека

•  

Из жалованной грамоты Петра I Яну Тессингу

•  

Указ о печатании газеты «Ведомости»

•  

Челобитная В.А. Киприанова о заведении гражданской типографии

•  

Указ Петра I о печатании книг гражданским шрифтом

•  

Указ 16 февраля 1721 года

•  

Указ 20 марта 1721 года...

•  

Из Инструкции дозорщикам Московской типографии 1723 года

•  

4. Книга в России во второй четверти ХVIII века

•  

Прошение лейб-медика Д.Л. Блюментроста об открытии академической типографии

•  

Из Указа об учреждении типографии Академии наук

•  

Указ 4 октября 1727 года Верховного Тайного Совета о закрытии типографий

•  

Из Инструкции... наборщикам...

•  

Из Инструкции, по которой книгопродавцу Готлибу Кланнеру поступать

•  

Инструкция Г. Кланнеру от И. Шумахера

•  

Инструкция, которой должны следовать гравировальщики Академии наук, 3 марта 1732 года

•  

Указ о книжной лавке в Москве. 24 сентября 1742 года

•  

Указ Елизаветы Петровны 11 марта 1747 года о запрещении продажи печатных листов

•  

5. Книга в России во второй половине ХVIII века

•  

Указ об учреждении типографии Московского университета от 5 марта 1756 года

•  

М.В. Ломоносов. Мнение об академической Книжной лавке в Москве

•  

Указ о типографии Гартунга. 1 марта 1771 года

•  

Указ о дозволении книгопродавцам... завести собственную Типографию

•  

Указ о вольных типографиях. 15 января 1783 года

•  

О порядке открытия, содержания и передаче заведений другим лицам

•  

О порядке заведения книжных магазинов

•  

Об условиях продажи книг

•  

Акт уничтожения Типографической компании

•  

Указ об ограничении свободы книгопечатания и об упразднении частных типографий. 16 сентября 1796 г.

•  

6. Книга в России в первой половине XIX века

•  

Н.М. Карамзин. О книжной торговле и о любви ко чтению

•  

В. Березайский. Анекдоты древних пошехонцев

•  

Указ Александра I Сенату о разрешении частных типографий 9 февраля 1802 года

•  

Из заметок русского книгопродавца

•  

Устав о цензуре 1826 года

•  

В.Г. Белинский о А.Ф. Смирдине

•  

В.Г. Белинский о А.Ф. Смирдине

•  

7. Книга в России в середине XIX века и в пореформенное время

•  

А.И. Герцен. Письмо к Польской Централизации в Лондоне 20 мая 1853 года

•  

А.И. Герцен. Вольное русское книгопечатание в Лондоне. Братьям на Руси

•  

А.И. Герцен. От издателя

•  

А.И. Герцен. Предисловие к «Историческому сборнику вольной русской типографии в Лондоне»

•  

А.И. Герцен. Объявление о «Полярной звезде». 1855

•  

А.И. Герцен. Из предисловия к «Колоколу»

•  

Н.А. Некрасов о «Красных книжках» (Из письма к торговцу народными изданиями И.А. Голышеву)

•  

Н.Г. Чернышевский о книжном магазине Н.М. Щепкина и К

•  

Письмо деятелей русской культуры А.Ф. Марксу по поводу его договора с А.П. Чеховым

•  

И.Н. Павлов о А.Ф. Марксе

•  

Л.H. Толстой - И.Е. Салтыкову-Щедрину

•  

Л.Н. Толстой - А.Н. Островскому

•  

Л.Н. Толстой - Н.Н. Страхову

•  

И.Д. Сытин об издательстве «Посредник»

•  

8. Книжное дело в конце XIX - начале XX века

•  

Из статьи Н.А. Рубакина «Книжный поток»

•  

Разносная торговля книгами

•  

Центральный книжный склад в Москве

•  

Из статьи «Книжная торговля на Сибирской ж. д.»

•  

Из статьи А. Я. «Грандиозный проект автоматической продажи книг»

•  

«Дом Книги»

•  

Из статьи «По поводу издательской деятельности земств»

•  

Из статьи А.Я. «Последние сведения о провинциальных книжных складах»

•  

Из статьи Н.П. Ложкина «Мои воспоминания об издательской работе Вятского губернского земства»

•  

Из статьи «Книжный склад Саратовского Земства»

•  

Из статьи Г.И. Поршнева «Профобразование книжника за годы революции»

•  

Из статьи П.К. Симони «Как сложился тип русского книжника в старое время»

•  

Из статьи В. Брюсова «Свобода слова»

•  

Из «Именного высочайшего указа Правительствующему Сенату» 24 ноября 1905 года

•  

Из «Именного высочайшего указа Правительствующему Сенату». 18 марта 1906 года

•  

Из «Именного высочайшего указа Правительствующему Сенату». 26 апреля 1906 года

•  

Извлечения из «Устава о цензуре и печати»

•  

Извлечение из «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных»

•  

Из книги «Московские печатники в 1905 году»

•  

Январские события 1905 года в Москве

•  

Октябрьские дни и первый легальный Союз печатников

•  

Вооруженное восстание

•  

Из статьи И.А. Мудрова «Книжные работники г. Москвы в революционном и профессиональном движении до октябрьской революции»

•  

Из статьи Б. Дорошевского «Книжное дело в эпоху первой революции (1905-1907 гг.)»

•  

Из статьи В. Русакова «Роль книги в государственном перевороте 17-го октября»

•  

Из статьи С.Р. Минцлова «Четырнадцать месяцев «свободы печати» (Заметки библиографа)»

•  

Из статьи «Разгром книгоиздательств и книжных магазинов в Москве»

•  

Хроника

•  

Хроника

•  

Из статьи «Критическое положение»

•  

Хроника

•  

Из статьи «Наши задачи»

•  

Из «Устава Всероссийского Общества Книгопродавцев и Издателей»

•  

Издание книг в 1908-1916 гг.

•  

Хроника

•  

Из статьи «Книжный мир и обстоятельства современной жизни»

•  

Из постановления Временного правительства «Об учреждениях по делам печати»

•  

Из «Протокола экстренного заседания Комитета Русского Библиографического Общества при Московском Университете (по случаю разгрома Общества)»

•  

Библиотека Сабашниковых

•  

Книжный рынок и революция

•  

Библиографический список

2. Начало и первые века книгопечатания в русском государстве

«Искусство искусственно писать», или книгопечатание, на Руси появилось столетие спустя после изобретения Иоганном Гутенбергом печатного станка и словолитной формы. Введению книгопечатания в Москве способствовали общественно-политические условия развития государства. В первую очередь сказалось господство идеи централизации и ограничения монополии церкви на производство книг. Сказалась также и необходимость исправления канонических текстов богослужебных книг, претерпевших изменения в результате многочисленных переписок. Развитие ремесел, таких как чеканка, гравирование, литейное дело, создало предпосылки для внедрения новых способов размножения текстов.

Впервые печатный станок заработал в Москве в 50-е годы ХVI столетия. С его помощью было выпущено семь первых русских печатных книг. В 1564 году появилась первая датированная печатная книга «Апостол». Ее создателями были русские первопечатники Иван Федоров и Петр Мстиславец. С этого момента книгопечатание распространилось на территории Белоруссии, Литвы, Украины.

В ХVII веке центром книгопечатания стала Москва. Здесь было построено здание московского Печатного двора. На протяжении целого столетия эта типография обеспечивала русских людей печатной книгой. За это время было выпущено 483 названия книг, из них в первой половине века - 27%, во второй - 73%. На начало 1701 года в книжной казне Печатного двора находилось 58 названий книг количеством 70 тысяч экземпляров. Больший удельный вес составляли книги литургические, предназначенные для культового богослужения. На их долю приходится 84,9, вторая группа - это книги религиозного содержания, но служащие в качестве пособий для чтения (13,7). Нерелигиозные книги составили 1,4. К ним относятся Соборное Уложение царя Алексея Михайловича (1647-1649 гг.), «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (1649 г.), «Азбуки» В. Бурцева-Протопопова (1634 и 1637 гг.), «Грамматика» М. Смотрицкого (1648 г.) - всего семь названий.

Недостающие светские знания восполнялись за счет рукописей, широко обращавшихся в народе. В Москве, на Спасском крестце - центре книжной торговли того времени - можно было по сходной цене купить рукописные тетрадки, в которых содержались сведения по медицине, астрологии, естественным наукам. Преимущество рукописных книг состояло в их относительной дешевизне. За небольшую плату дьяки и подьячие Ивановской площади могли выполнить любой заказ по переписке.

Настоящим же центром русского книгописания являлся Посольский Приказ. Здесь создавались книги светской тематики для царских детей и первая русская газета «Вести-Куранты», предназначенная для знатных вельмож и бояр. В Посольском Приказе трудились переводчики, писцы, художники, граверы. Рукописи прекрасно иллюстрировались и роскошно оформлялись.

В конце XVII века для нужд обучения царских детей была создана типография, которая получила название «Верхней». Для ее устройства с Печатного двора было свезено оборудование и взят штат мастеровых. Руководил деятельностью типографии Симеон Полоцкий. Он издавал светские книги и учебники для царской семьи.

Однако ни деятельность книгописной мастерской Посольского Приказа, ни деятельность придворной типографии существенно не меняют общей картины развития книжного дела ХVII столетия. Коренные изменения начнут осуществляться только на стыке ХVII и ХVIII веков во время петровского царствования.

Сказание достоверное и краткое написание о добром деле, о печатном изображении и о перерыве в нем

В первом столетии восьмой тысячи лет, когда над Россией царствовал царь и великий князь Иоанн Васильевич всея Руссии, вложил ему бог в ум благую мысль, как лучше устроить в Русской земле и вечную память по себе сотворить: произвести от письменных книг печатные, ради полного исправления и утверждения, скорого выполнения и дешевой цены; и ради своей славы так же бы устроить и по всей России, как у греков и в Немецких землях, в Венеции и в Италии и в Белой Руси, в Литовской земле и прочих тамошних странах, чтобы всякому православному христианину возможно было правильно и ясно прочитывать святыя книги и говорить по ним; и повелеть бы распространять их по всей Русской земле по святым божиим церквам ради прославления имени божия и пречистой богородицы и всей святых.

Преосвященный Макарий, митрополит Московский и всея России держал тогда пастырскую власть над всей Россией. И царь возвещает эту свою мысль отцу своему и богомольцу святителю Макарию. Святитель же, услыхав такое слово, весьма обрадовался и сказал царю: «Как от бога принял ты подобное извещение, о державный царь». И так по повелению царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Русии и по благословению отца его и богомольца преосвященного Макария митрополита начали люди подыскивать мастеров для того печатного дела - кто бы нашелся смыслящий и понимающий в таком деле. И нашелся некто искусный, понимающий и смыслящий в таком мастерстве, у Николы-чудотворца Гостунского, дьяконского звания Иван Федоров сын, да помощник его Петр Тимофеев сын Мстиславец. Оба оказались опытными в таком трудном деле. Некоторые говорят, что они у самих итальянцев научились этому. По этой причине царь повелел им устраивать это дело.

И в восьмую тысячу лет [1553], в тридцать пятый год царствования царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Русии, повелел благочестивый царь построить дом, где находиться и совершаться печатному делу, так, как и ныне это видим. И впервые начали печатать книги деяния апостольские и послания соборные и святого апостола Павла послания и прочие книги. А потом, после тех мастеров - Иоанна дьякона и Петра Мстиславца - был мастером ученик их Андроник Тимофеев сын, по прозвищу Невежа, со своими товарищами.

И по царскому повелению начали печатать в царствующем граде Москве книги печатным способом - часовники. псалтыри, апостол и евангелие и прочие книги.

И от того времени продолжалось это дело много лет при разных государях, царях великих князьях без изменения до 7119 (1611) года.

Тихомиров М.Н. Начало книгопечатания в России // У истоков русского книгопечатания. М., 1959. С. 212.

Ответ Соборной о святых иконах и о исправлении книжном

Да протопопом же и старейшинам священническим, которым разумным, со всеми священники, койждо во своем граде, во всех святых церквах дозирати святых икон и священных сосудов и всякаго церковнаго чину служебнаго, и на святых престолах антимисех дозирати, и святых книг евангелие и апостол и прочих святых книг, их же сборная церкви приемлет, и которые будут святая иконы состарилися, и те иконы старыя велети иконником починивати, а которые иконы мало олифлены, и те бы иконы велели олифити, а которыя будут святая книги в коейждо суть церкви обрящете не правлены и описливы, и вы бы те книги, с добрых переводов исправливали соборне, зане же священная правила о том запрещают, и неповелевают неисправленных книг в церковь вносити, ниже по них пети.

О книжных писцех

Такоже которые писцы по градом книги пишут, и вы бы им велели писать с добрых переводов, да написав правили потом же бы продавали, а которой писец, написав книгу, продаст не исправив, и вы бы тем возбраняли с великим запрещением, а кто такую неисправленную книгу купит, потому же бы возбраняли им, чтобы впредь так не творили, а впредь только учнут тако творити продавцы и купцы, и вы бы у них те книги имали даром, без всякаго зазора, да исправив отдавайте в церковь, которые будут скудны книгами, и вы бы о всех о тех церковных чинех о честных иконах и о святых книгах, о всем потщилися совершити и исправити елико ваша сила, и за то от Бога великую мзду восприимете, и от благочестиваго царя хвалу и честь, и от нашего смирения соборное благословение, а ото всего народу благохваление за ваши священнические труды и подвиги, и аще сия со благодарением и хотением сердечным исправити потщитеся, то с радостию ожидайте сугубы мзды от Бога, и царства небеснаго, по реченному Христову словеси «добрый мой рабе, благий и верный о мале бысть верен надо многими тя поставлю вниди в радость Господа своего», и прочее. Сия убо до зде священству вашему написахом.

О злых ересях...

О злых ересях, кто знает и держится, рафли, шестокрыл, воронов грай, острологию, зодии, альманах, звездочет, аристотелевы врата и иные составы и мудрости еретический и коби бесовския, которыя прелести от Бога отлучают, и в те прелести верующи, многих людей от Бога отлучают и погибают

Не токмо в царствующем граде Москве, но и по всем градом, царю свою царскую грозу учинити и заповедь, и святителем всем коемуждо в своем пределе, по всем градом запретити с великим духовным запрещением, чтобы провославные християне таких Богомерзких книг еретических у себя не держали и не чли, а которые держали у себя такие еретические отреченные книги и чли их, и иных прельщали, и те бы о том каялися отцом своим духовным, и впредь бы у себя таких еретических отреченных книг не держали и не чли, а которые учнут у себя впредь такие книги держати и чести или учнут иных прельщати и учити: и им быти от благочестиваго царя в великой опале и в наказании, а от святителей, по священным правилом быти во отлучении и в проклятии.

Стоглав. СПб., 1863. С. 95-97, 139-140.

Из «Беседы валаамских чудотворцев»

А сего царие не ведают и не внимают, что мнози книжицы во иноцех и по диавольскому наносному умышлению из святых божественных книгах и из преподобных жития выписывают и выкрадывают из книг подлинное преподобных и святых отец писание и на тож место в теж книги приписывают лучшая и полезная себе, носят на соборы во свидетельство, будто ся подлинное святое отец писание.

Моисеева Г.Н. Валаамская беседа - памятник русской публицистики ХVI века. М.; Л., 1958. С. 87.

Из «Слова отвещательно о исправлении книг русских»

<...> «В них же растлешася ово убо от преписующих их ненаученых сущих и неискусных в разуме и хитрости граматийстей, ово же и от самих исперва сотворивших книжный превод приснопамятных мужей...

Сочинения Максима Грека. Ч. 3. Казань, 1862. С. 62.

Румянцев В.Е. Сборник памятников, относящихся до книгопечатания в России. Вып. 1. М., 1872. С. 6.

Из предисловия к сборнику «Новый Маргарит»В предисловии А.М. Курбский передает слова Максима Грека о венецианских типографах.

И преводят книга всех учителей наших, еслико их обрели, от елинския беседы на римскую, по чину и разуму грамотическому, не отменяюще нималейше. И преложивше их на язык свой, дают в друк на печатование и размножают много и посылают продавающе их легкою ценою не точию в Италии, но и по всем странам западным, на исправление и просвещение народов христианских.

Немировский Е.Л. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Федоров. М.; Книга, 1964. С. 43.

Послесловие «Апостола» 1564 года

<...> И тако благоверный царь и великий князь Иван Васильевичи всея Русии повеле святая книги на торжищих куповати и в святых церквах полагати псалтыри, и евангелии, и апостолы, и прочая святыя книги. В них же мали обретошася потребни, прочий же вси растлени от преписующих ненаученых сущих и неискусных в разуме, овоже и неисправлением пищущих. И сие доиде и царю в слух, он же начат помышляти, како бы изложити печатныя книги, якоже в грекех, и в Венецыи, и во Фригии, и в прочих языцех, дабы впредь святыя книги изложилися праведно.

И тако возвещает мысль свою преосвященному Макарию митрополиту всея Русии. Святитель же слышав зело возрадовася и, богови благодарение воздав», царю глаголяще, яко от бога извещение приемшу и свыше дар сходящ. И тако повелением благочестиваго царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии и благословением преосвященнаго Макария митрополита начала изыскивати мастерства печатных книг в лето 61 осмыя тысящи, в 30-е лето государьства его благоверный же царь повеле устроити дом от своея царская казны, иде же печатному делу строитися. И нещадно даяше от своих царских сокровищ делателем Николы чюдотворца Гостунского диакону Ивану Федорову да Петру Тимофееву Мстиславцу на составление печатному делу и к их упокоению дондеже и на совершение дело их изыде.

И первое начата печатати сия святыя книги деяния апостольска и. послания соборная и святаго апостола Павла послания в лето 7071 априля в 19 на память преподобнаго отца Иоана Палеврета, сиречь ветхия лавры, совершени же быша в лето 7072 марта в 1 день, при архиепископе Афанасие митрополите всея Росия в первое лето святительства его в славу всемогущия и живоначалныя троица отца и сына и святаго духа. Аминь.

У истоков русского книгопечатания. М.: Изд-во Академии наук, 1959. С. 217-219.

Из послесловия к «Псалтыри» Никифора Тарасиева и Невежи Тимофеева (1568 год)

<...> Великий князь Иван Васильевич всеа великия росия самодержец. И от иных стран, иже просветишася от его царского величества исподоблении осынотворитися царствию божию и нарещися чада свету: бысть же наставляем от божественный благодати, дабы царство его оукрашено исполнилося словом божиим божественных догмат. И повеле составити в преловущем своем граде Москве штанбу сиречь дело печатных книг ко очищению и ко исправлению ненаученых и неискусных вразуме книгописец, к почести ж и славе всех содетелях владыки бога и отца господа Иисуса Христа и повелением благочестивого царя и благословением святейшего митрополита Афанасия всея РусииАвторы послесловия по неясным причинам допустили неточность. Митрополит Афанасий покинул митрополию еще в 1566 г., а книгу начали печатать 8 марта 1568 г. при митрополитах Филиппе и Кирилле. По мнению Ю.А. Лабынцева, печатники отдали должное Афанасию как вдохновителю и создателю новой типографии в Москве (Типография Никифора Тарасиева и Невежи Тимофеева //Сводный каталог и описание старопечатных изданий кирилловского и глаголического шрифтов /Под ред. Е.Л. Немировского. М.: ГБЛ, 1984. С. 9)., составися штанба сия, в лето седьм тысящь семдесят шестое, марта в 8 день, и первые начаша печатати сию книгу пророческую часть, иже есть четвертая ветхого завета глаголемую псалтырь <...> свершена же бысть в лето, седьм тысящь семьдесят седьмое, декабря в 20 день, напамять святого священномученика Игнатия богоносца и в, лето государства царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии и при его благородных чадех царевиче Иване и царевиче Федоре, и пристойнейшем митрополите Кириле всея Русии правящему кормила велицей соборней и апостольской церкви, и в первое лето сиятельства его тщанием и труды, Никифора Тарасиева, да Невежи Тимофеева.

Каратаев П.И. Описание славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами. Т. 1. 2-е изд. СПб., 1883. С. 162-163.

Официальное заявление... гравера Блазиуса Эбиша...

Официальное заявление гражданина г. Вроцлава гравера Блазиуса Эбиша, внесенное в актовую книгу войтовского лавничьего правления магистра г. Люблина 3 июня 1578 г. о согласии выгравировать для «Библии» И. Федорова 150 изображений на медных пластинах

В среду октавы Тела Христова3 июня 1578 года. Блазиус Эбиш с Иваном типографом. Явившись лично в войтовско-лавничье правление, гражданин Вроцлава, учтивый Блазиус Эбиш из Шнееберга, резчик картин, то есть изображений, открыто и без принуждения заявил, что он почтенному Ивану Хведоровичу, проживающему в Остроге русинскому типографу ясновельможного воеводы киевского господина КонстантинаКонстантина Константиновича Острожского, должен вырезать на медных пластинах как можно лучше, насколько сумеет, изображения к истории святой Библии соответственно последовательности эпизодов и глав, в количестве ста пятидесяти <...> А упомянутый русинский типограф Иван Хведорович указанному Блазиусу за вышеупомянутые изображения будет должен дать и уплатить наличными 700 злотых, считая в каждом золотом по 30 польских грошей. В счет которых он в качестве задатка должен будет тому же (Эбишу) дать и выплатить к ближайшему празднику Успения святейшей девы Марии15 августа в г. Ярославе сто золотых на руки учтивому люблинскому гражданину, торговцу железом Элиасу, именуемому Рейбениц. А указанный Элиас упомянутую сумму 100 золотых будет должен передать и уплатить тому же Блазиусу Эбишу к Ярмарке (в день) Воздвижения святого креста14 сентября во Вроцлаве. А остальные 600 злотых он (Иван Федоров) должен тому же (Эбишу) выплачивать по мере завершения и получения изображений...

Указанный Иван должен будет снабжать его деньгами справедливо и в соответствии с выполненной долей работы.

Федоровские чтения за 1978 год. М.: Наука, 1991. С. 11-12.

Из воспоминаний Штадена Генриха о Москве Ивана Грозного

Затем идут другие Никольские ворота из Кремли в город. Городские и кремлевские стены выстроены все из красного обожженого кирпича и по всему кругу снабжены бойницами. Ворота эти двойные. Во рву под стенами находились львы: их прислала великому князю английская королева. У этих же ворот стоял слон, прибывший из Аравии. Дальше общий судный двор или Земский двор и цейхгауз; за ним друкарня или Печатный двор.

Штаден Генрих. О Москве Ивана Грозного: Записки немца опричника. Л., 1925. С. 104.

Из «Сказания известно о воображении книг печатного дела»

<...>В то же убо второе сто лет на осмую тысячу в 19 год вселишася тии злии сопостати литва и поляки со изменники русскими, в самый сей царствующий град Москву и хотеша всею Русскою землею обладати <...> Внидоша же во град лестию и ухищрением и изменничьим умышленном и преданием всея земли, а не враждою, ни ратоборством, и держима бысть ими годище и пол; и таковое доброе дело, печатный дом и вся штамба того печатного дела от тех врагов и супостат разорися и огнем пожжена бысть и погибе до конца и не остася ничто же таковаго орудия; хитрии же на то лвдие мали осташася и во ины русския грады отбегоша <...>

Тоя же убо осмыя тысящи лет втораго ста, 21-го году <...> взят бысть вспять у них, у врагов и сопостат наших, и у своих изменников, царствующий град Москва руками сынов руских и яко из уст Львовых исхитиша и из рук их, и самех их, яко злых и гладных волков во ограде затворенных <...>

По том же, в той же 121 год на осмую тысящу лет <...> избран бысть на росиискии высокодержавныи царский престол царь и великий князь Михаил Феодоровичь <...> И повеле собрати тех хитрых людеи, иже разбегошася от тех сопостат, искусни быша к тому печатному делу, Никиту Федорова сына, по реклому Фофанова, с товарищи; и того убо повеле взяти из Нижнего Новаграда вспять в царствующий град Москву, тамо бо ему в Нижний Новъград от насилия и страха тех сопостат отбегшу и тамо же в ново печатное то дело заведши, и начат книги печатати псалтыри и часовники и прочая <...> мужу убо смышленну и разумну бывшу к таковому хитрому делу. И повеле царь дом печатныи в ново состроити в царствующем сем граде Москве на древнем сем месте <...> И повеле тому мастеру Никите в ново же штанбу составити со всеми ея орудии, тако же, не щадя своея царския казны, повелел даяти ему, и повеле книги печатати в царствующем сем граде <...>

Тихомиров М.Н. Начало книгопечатания в России // У истоков русского книгопечатания. М.: Изд-во Академии наук, 1959. С. 203.

Из Соборного постановления (ноябрь 1681 года)

На Москве всяких чинов люди пишут в тетрадех, и на листах, и в столбцах, выписки, имянуя из книг Божественного писания, и продают у Спаских врат и в иных местах, и в тех писмах, на преданныя святой церкви книги, является многая ложь; а простолюдины, не ведая истиннаго писания, приемлют себе за истину и в том согрешают, пачеже выростает из того на святую церковь противление: и чтоб святейший Иоаким, Патриарх Московский и всеа Росии, изволил того приказать остерегать и свидетельствовать с Печатного Двора <...>

© Центр дистанционного образования МГУП