Московский государственный университет печати

Симонов Р.А.,
Андреева О.В.


         

Источниковедение и историография истории книги

Учебное пособие


Симонов Р.А., Андреева О.В.
Источниковедение и историография истории книги
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Предмет и задачи дисциплины «Источниковедение и историография истории книги»

1.1.

Содержание понятий «источниковедение», «историография» применительно к предмету и задачам изучения истории книги

1.2.

Источниковедческий анализ: внешняя и внутренняя критика источника по истории книги

2.

Источниковедение и историография истории славяно-русской рукописной книги

2.1.

Источники и научная литература о происхождении славянского письма

2.2.

Источники и научная литература о славяно-русской рукописной книге

3.

Источниковедение и историография русской ранней антикварной книги

3.1.

Источники и научная литература о русской первопечатной и раннепечатной книге

3.2.

Источники и научная литература о русской книге Петровской эпохи (1700-1725)

4.

Источниковедение и историография русской поздней антикварной книги

4.1.

Источники и научная литература о русской книге XVIII в. при преемниках Петра I

4.2.

Источники и научная литература о русской книге первой половины XIX в.

5.

Источниковедение и историография русской старой книги

5.1.

Источники и исторические сведения о старой дореволюционной книге

5.2.

Источники и исторические сведения о старой советской книге

6.

Архивные источники по истории книжного дела

6.1.

Общие сведения об архивном деле

6.2.

Характеристика основных архивных источников по истории книги

Библиографический список

Указатели
65  именной указатель
37  предметный указатель

1.
Предмет и задачи дисциплины «Источниковедение и историография истории книги»

1.1.
Содержание понятий «источниковедение», «историография» применительно к предмету и задачам изучения истории книги

«ИсточниковедениеИсточниковедение» - термин, обозначающий совокупность знаний об источниках и методах их изучения. Источники классифицируются по ряду признаков, например, подразделяются на письменные источники и источники материальной культуры. В зависимости от задач изучения источников в источниковедении выделяются научные специальности. Так, лингвистическое источниковедение анализирует письменные источники с целью исследования истории того или иного языка. Историческое источниковедение анализирует источники с целью изучения истории того или иного народа, государства и пр. При этом используются как письменные источники, так и источники материальной культуры (например, добытые археологами). Историко-книжное источниковедение анализирует памятники материальной культуры (средства изготовления и печатания книг, сами книги и др.) и письменные источники. Цель такого изучения - воссоздание процессов, связанных с появлением письменности, средств и форм ее фиксации и распространения, со способами потребления книг, с психологическими особенностями чтения и т.п. При этом применяются классические методы лингвистического и исторического источниковедения, а также специфические - историко-книжные. Например, особые исследовательские приемы историко-книжного источниковедения используются при анализе книжных знаков (экслибрисов), книгопечатных шрифтов, организации производства книг, способов гравирования и печати и пр.

«ИсториографияИсториография» - термин, обозначающий источниковедческий метод обобщения исторической информации. Содержание термина «историография» исторически изменялось. Так, знаменитый русский историк Н.М. Карамзин именовался «историографом» в смысле официального государственного историка. Нередко до сих пор слово «историография» воспринимается как синоним слова «история». В источниковедении термин «историография» близок к понятию «обзор литературы по предмету исследования». Однако нередко там, где кончается работа над обзором, начинается исследовательская деятельность историка, обращающегося к историографии как источниковедческому методу. Историографический метод заключается в критическом анализе опубликованной по рассматриваемому вопросу литературы. При этом не просто фиксируются отраженные в ней факты, а производится их научная классификация на достоверные или доказанные, предположительно верные или вероятные, малодостоверные и ложные. После этого становится ясно, в каком направлении надо вести научный поиск.

ИсточниковедениеИсточниковедение и Историографияисториография тесно связаны между собой. При изучении определенного вопроса по истории книги исследователь знакомится со всей известной по теме литературой. Устанавливает сильные и слабые места в существующих концепциях, то есть выявляет, в каком направлении нужно вести дальнейшее исследование. Чем глубже ученый овладел методом историографии, тем правильнее он определит направление для своего научного поиска. Далее исследователь проводит разыскание недостающих источников, анализируя архивные и другие документы, материальные объекты. При этом не обязательно каждый раз это будут новые, ранее неизвестные источники. Вдумчивый ученый может в уже изучавшихся материалах обнаружить нужные ему факты, мимо которых прошли предыдущие исследователи.

Сочетание методов источниковедения и историографии является способом, предохраняющим исторические исследования от волюнтаристских подходов. Волюнтаризм сталинско-брежневской поры, приводивший к «высасыванию из пальца» исторических фактов, их фальсификации, породил существенные деформации в советской исторической науке. Сейчас перед историками, включая историков книги, стоит задача адекватного, соответствующего исторической реальности воссоздания прошлого на основе действительно научных методов исторического исследования. Вот почему будущие книговеды, организаторы книжной торговли, историки книги должны овладевать знаниями по дисциплине «Источниковедение и историография истории книги».

1.2.
Источниковедческий анализ: внешняя и внутренняя критика источника по истории книги

Цель учебной дисциплины «Историография и источниковедение истории книги» состоит в ознакомлении студентов с основными группами источников по истории книги, приемами и методами их источниковедческого анализа.

Одними из основных понятий источниковедения являются «внешняя» и «внутренняя критика» источника.

Внешняя критика источникаВнешняя критика источника - это характеристика источника со стороны его происхождения, авторства, времени и места создания, структуры, языка и стиля.

Внутренняя критика источникаВнутренняя критика источника - анализ его содержания. При этом дается сравнительный анализ сведений, сообщаемых источником, указываются пути проверки их достоверности. Здесь намечаются группы вопросов, на которые дает ответ изучаемый источник, устанавливается, в чем состоит ценность источника, его значение.

Внешняя и внутренняя критика осуществляются с учетом особенностей видов источников. Для примера рассмотрим следующие виды источников: периодическая печать, мемуары, статистические публикации, архивные материалы. Источниковедческий анализ, учитывающий внешнюю и внутреннюю критику этих источников, может включать в себя такие составные части: историография вопроса, задачи анализа, хронологические рамки анализа и его структура. Завершается анализ выводами о значении изучаемой группы материалов - периодической печати, мемуаров, статистических публикаций, архивных материалов - как источника (источников) по истории книги. План анализа един для всех видов источников, но в его реализации учитывается специфика каждого из них.

При источниковедческом анализе периодической печати в части внешней критики рассматриваются следующие характеристики органа печати (газеты, еженедельника, журнала): его назначение, чьим органом он является, как часто выходит, формат, структура отделов, редакций. Далее характеризуются виды газетных (журнальных) материалов. Особый интерес представляют для источниковедческой характеристики газеты, еженедельника, журнала те из них, которые свидетельствуют о связи периодической печати с читателями, потому что они отражают действенность, оперативность газеты, еженедельника, журнала, оценку периодического издания читателями. Все это важные моменты при оценке достоверности публикуемых в печати материалов. Поэтому следует подробно ознакомиться с письмами читателей, проанализировать работу с читателями: кто пишет, какие вопросы волнуют читателей, как на них откликается газета, еженедельник, журнал.

В части внутренней критики материал группируется тематически. Его задача состоит в том, чтобы выяснить, по каким вопросам орган печати может являться источником по истории книги, для решения каких вопросов книговед должен обращаться именно к этим изданиям. Определяется значение рассмотренного органа печати как источника по истории книги.

При источниковедческом анализе необходимо в части внешней критики дать характеристику мемуаров как источников по истории книги. Для этого следует рассмотреть вопрос об авторстве в двух аспектах: установить источники, на основании которых написаны мемуары; установить возможные искажения вследствие недостатков памяти и влияния различных факторов (например, политических, идеологических) на изложение фактической основы мемуаров. В части внутренней критики должны быть изложены итоги сравнительного анализа сведений, содержащихся в мемуарах и документах, литературных источниках, посвященных тому же вопросу, периоду, для установления полноты и достоверности мемуарных сведений.

При источниковедческом анализе статистических публикаций в части внешней критики надо определить, к какому типу относятся статистические таблицы, и провести их критический анализ с точки зрения особенностей публикации, для чего использовать вводную статью и примечания к статистическому сборнику (если они есть). Необходимо также дать оценку статистических источников с точки зрения их происхождения, если такие сведения имеются. В части внутренней критики работа над статистическими таблицами проводится с целью установить возможные динамические характеристики книгоиздательской, книготорговой и полиграфической деятельности, вскрыть вновь возникающие явления в этих областях и дать им оценку.

При источниковедческом анализе архивных документов в части внешней критики следует дать характеристику общего состава архивного фонда, его структуры и основных разновидностей документов. В части внутренней критики необходимо проанализировать состав документальных материалов фонда с точки зрения отражения в них вопросов книгоиздательской, книготорговой и полиграфической деятельности. Установить, какие проблемы по истории книжного дела могут быть рассмотрены на основании материалов фонда, и оценить значение материалов фонда как источников по истории книги.

© Центр дистанционного образования МГУП