Московский государственный университет печати

Симонов Р.А.,
Андреева О.В.


         

Источниковедение и историография истории книги

Учебное пособие


Симонов Р.А., Андреева О.В.
Источниковедение и историография истории книги
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Предмет и задачи дисциплины «Источниковедение и историография истории книги»

1.1.

Содержание понятий «источниковедение», «историография» применительно к предмету и задачам изучения истории книги

1.2.

Источниковедческий анализ: внешняя и внутренняя критика источника по истории книги

2.

Источниковедение и историография истории славяно-русской рукописной книги

2.1.

Источники и научная литература о происхождении славянского письма

2.2.

Источники и научная литература о славяно-русской рукописной книге

3.

Источниковедение и историография русской ранней антикварной книги

3.1.

Источники и научная литература о русской первопечатной и раннепечатной книге

3.2.

Источники и научная литература о русской книге Петровской эпохи (1700-1725)

4.

Источниковедение и историография русской поздней антикварной книги

4.1.

Источники и научная литература о русской книге XVIII в. при преемниках Петра I

4.2.

Источники и научная литература о русской книге первой половины XIX в.

5.

Источниковедение и историография русской старой книги

5.1.

Источники и исторические сведения о старой дореволюционной книге

5.2.

Источники и исторические сведения о старой советской книге

6.

Архивные источники по истории книжного дела

6.1.

Общие сведения об архивном деле

6.2.

Характеристика основных архивных источников по истории книги

Библиографический список

Указатели
65  именной указатель
37  предметный указатель

2.
Источниковедение и историография истории славяно-русской рукописной книги

2.1.
Источники и научная литература о происхождении славянского письма

Творческое использование источниковедения и историографии истории книги служит, в частности, разработке научных методов изучения и оценки рукописных книг.

Древнейшие славянские рукописные книги известны с X-XI вв. Они написаны двумя видами письма: кириллицей и глаголицей. Кириллица является предшественницей нашего современного письма. Возникновение кириллицы связано с попытками записи славянской речи греческими буквами. Эти попытки первоначально не привели к созданию литературы.

Около 863 г. произошло событие исключительной культурно-исторической важности: было изобретено специальное славянское письмо - глаголица. История такова. К византийским властям обратились представители Великой Моравии - славянского княжества, находившегося на территории современной Чехословакии, с просьбой прислать учителя и епископа. Это было вызвано стремлением противоборствовать немецким миссионерам, деятельность которых грозила стране политическим и духовным порабощением.

Византия также стремилась к расширению своего влияния, поэтому власти откликнулись на просьбу моравских послов. Для создания нового письма и перевода на славянский язык церковной литературы были приглашены братья Кирилл просветитель Кирилл и Мефодий просветитель Мефодий, известные своей высокой образованностью и умением справляться со сложными дипломатическими поручениями.

В короткое время братья создали Глаголический алфавитглаголический алфавит. Глаголические буквы по внешнему виду напоминают грузинские и армянские - благодаря обилию закругленных деталей. Как и в этих видах письма, каждая буква глаголицы играла роль цифры. По-видимому, первоначально было 36 букв-цифр: девять обозначали единицы, девять - десятки, девять - сотни и последние девять - тысячи. Зная нумерационный порядок букв, легко можно было запомнить и воспроизвести их последовательность в алфавите.

Кирилл просветитель Кирилл и Мефодий, а затем их ученики создали развитую литературу на славянском языке, содержащую такие сложные произведения, как евангелия, апостол, паремейник и др. На греческом языке такого рода книжность достигла определенного литературного совершенства. Славянская письменность сразу стала формироваться в русле хорошо развитой грамматической и стилистической традиции.

По замыслу византийских властей Кирилл и Мефодий должны были выступать проводниками греческой политической и духовной экспансии в среде славян. Однако их деятельность приобрела характер борьбы за права славян на духовную самостоятельность. Они выступили с утверждением равенства языка трем основным языкам, на которых велось изложение церковных догматов: греческому, латинскому и еврейскому, что подрывало позицию адептов триязычия в лице представителей немецкого духовенства, которые стремились не допустить богослужения на славянском языке. Чтобы обеспечить себе поддержку церковного руководства, Кирилл просветитель Кирилл и Мефодий просветительМефодий перешли в подчинение к папе римскому. Тем не менее после смерти Кирилла-Константина (849) и Мефодия (885) немецкие клерикалы одержали верх, и ученики славянских первоучителей были изгнаны из Моравии.

Они нашли приют в соседней Болгарии, где церковная служба велась на греческом языке, но издавна существовала традиция записи протоболгарской (тюркской) и, видимо, славянской речи греческими буквами. Болгарским князьям Борису, а затем Симеону импонировала идея приобретения политической и духовной самостоятельности посредством перехода к богослужению на славянском языке. Необходимые книги существовали, но благому замыслу препятствовало то, что они были записаны на непонятной глаголице.

Проблема была решена путем модификации так называемой протокириллицы (термин Истрин В.А.В.А. Истрина). Графическую основу Протокириллицапротокириллицы составляли 24 буквы греческого классического алфавита. Эти буквы были дополнены славянскими графемами, выражавшими специфические славянские звуки типа ж, ч, ц, ш, щ, ы, ь, ъ, «юсы» (малый и большой) и т.п. Кириллица как вид славянского письма, на который в Болгарии стали перелагаться глаголические тексты и переводиться греческие произведения, ведет свой отсчет примерно от 893 г., но окончательно сложилась позже.

На Руси так же, как и в других славянских странах, по-видимому, издавна существовала практика записи речи греческими буквами. Возможно, были попытки создания древнерусской литературы на основе письма типа протокириллицы. К сожалению, факт отыскания Кириллом в Крыму в середине IX в. книги, написанной «русскими» буквами, не позволяет сказать об этом более определенно, так как ученые расходятся во мнениях о характере этого известия.

До сих пор считалось, что от Х в. сохранились некоторые памятники, свидетельствующие о возможности знакомства на Руси с кириллицей и византийской нумерацией до принятия христианства в 988 г. Недавно это мнение получило документальное подтверждение материалами археологических находок, свидетельствующими об использовании в 70-х гг. Х в. в Новгороде кириллицы и византийской нумерации. По данным академика Янин В.Л.В.Л. Янина, от указанного времени сохранились особые деревянные цилиндрики, найденные в 1980 г. во время археологических раскопок. Они служили «замками» для запирания мешков или тюков, в которых находились ценности, собранные в счет судебных штрафов. На цилиндриках делались соответствующего содержания краткие буквенные и цифровые записи, сопровождавшиеся особыми геральдическими эмблемами.

После принятия христианства в 988 г. на Руси получили широкую известность старославянские богослужебные книги, написанные кириллицей. Глаголицу здесь также знали, но она не распространилась. К этому времени, по-видимому, уже существовала древнерусская практика записи чисел, связанная с употреблением византийской «буквенной» цифровой системы.

2.2.
Источники и научная литература о славяно-русской рукописной книге

Специалист в области истории книги должен иметь хотя бы общее представление о древнерусских рукописных книгах. Они имеют культурную ценность не только сами по себе, как замечательные произведения древнерусского ремесла, но и как ценнейшие памятники русского языка, истории и культуры. Изучая древнерусские тексты, филологи устанавливают исторические пути развития языка, на котором мы говорим.

Древнерусские рукописные книги являются важным историческим источником. Эти книги имели религиозное и светское содержание. Для русской истории особое значение имеют летописи - погодные записи об исторических событиях, которые на Руси велись с Х в. при княжеских резиденциях, а также при монастырях. Летописные своды могли оформляться в отдельные книги, а могли входить в сборники смешанного характера. В сборниках одна часть текста могла быть религиозного, а другая - светского содержания. Летописные записи встречаются также в виде приписок и записей, сделанных на свободных местах текста.

Для истории книги в качестве важного источника представляют интерес так называемые владельческие записи, которые вносились в книгу ее владельцами. По этим записям прослеживается путь, иногда причудливый и извилистый, по которому прошла книга, меняя место своего пребывания.

Древнерусские книги содержат ценные материалы по истории формирования системы естественнонаучных знаний, послужившей фундаментом для развития современной науки. Среди средневековых книг встречаются делопроизводственные (писцовые книги, книги сошного письма и пр.), излагающие сведения об особенностях ведения хозяйства, демографических процессах и др.

Рукописи украшались красивыми заставками, инициалами (художественно выполненными буквами), миниатюрами, иллюстрирующими содержание. Рукописные книги с миниатюрами называются иллюминированными. Иллюминированные рукописи представляют большую художественную ценность. Художественное оформление в рукописях выполнялось многоцветными красками. Наиболее употребительной была красная краска (киноварь), она использовалась также в тексте для смыслового подчеркивания, выделения начала отдельных фраз, важных фрагментов текста.

Любой средневековый текст, даже отрывок, должен рассматриваться как национальная реликвия, лингвистический и исторический источник огромной научной ценности.

Древние славянские и русские рукописи X-XIV вв. писались на пергамене (палеографы это слово пишут без «т» - не «пергамент»). Пергамен - это особым образом выделанная кожа (телячья, козья, заячья и пр.), которая в то время заменяла бумагу. Писали на пергамене чернилами (коричневыми, черными), приготовленными по особым рецептам.

Писали и рисовали на пергамене с помощью гусиных и павлиньих перьев, тростниковых палочек и кисточек. Рукописные книги, как правило, были больше по размеру и толще, чем современные.

Корки у них были деревянными, обтянутыми кожей. Наиболее ценные книги украшались серебром, золотом и драгоценными камнями. Даже обычные (не парадные) книги высоко ценились. Отдельные же экземпляры стоили целые состояния.

Переписывали книги не просто грамотные люди, а удостоенные права на создание книги. Этим занимались преимущественно профессионалы, как правило, в особых книжных мастерских (по-латински - Скрипторийскрипториях), функционировавших при каких-либо просветительных, культурных центрах, княжеских резиденциях, монастырях и пр.

Уже в XIV в. некоторые южнославянские рукописные книги стали писать на бумаге, изготовляемой в Западной Европе. Однако окончательный переход на бумагу у славян произошел в XV в., хотя еще и в этом столетии продолжали использовать пергамен, но он применялся все реже и реже. Таким образом, XV в. является пограничным в переходе от пергамена к бумаге. Беря в руки славянскую пергаменную книгу, можно априорно полагать с большой долей вероятности, что она относится к X-XIV вв. Только в результате тщательного анализа можно уточнить датировку и определить, к какому веку (опытные палеографы датируют пергаменные рукописи с точностью до четверти столетия) относится конкретная рукопись. Для бумажных рукописей также априори можно заключить, что она скорее всего не древнее XV в. Более точное время изготовления книг устанавливается на основе водяных знаков бумаги.

ФилиграневедениеФилиграневедение - отрасль палеографии, которая имеет исключительно важное значение для датировки рукописных и первопечатных книг. Технология производства бумаги предполагала указание специального знака собственности, своего рода визитной карточки изготовителя. По такому маркировочному знаку, который был виден на просвет, можно было определить, на какой фабрике и когда изготовлена бумага. Водяной знак получался в результате контакта сырой бумажной массы с проволочной сеткой, в которую вмонтировалась филигрань, изготовленная из тонкой проволоки, изображавшая растения и животных, гербы городов и стран, различные эмблемы, инициалы. В местах соприкосновения проволоки с бумажной массой слой бумаги получался тоньше, и в готовом листе на просвет видны соответствующие следы изображения. От времени проволочные филиграни изнашивались и заменялись другими. Новые владельцы фабрики также меняли прежние филиграни. Поэтому каждая филигрань существовала определенный период времени. Если знать, какое время использовалась филигрань, то по соответствующему водяному знаку можно определить время изготовления бумаги. Этот принцип и лежит в основе филиграневедения. Однако трудность состоит в том, что на протяжении ряда столетий сменились многие сотни и тысячи различных вариантов филиграней, которые использовались десятками и сотнями фабрик в разных странах.

Заслугой филиграневедов является составление подробных альбомов филиграней с указанием их количественных параметров (размеров и пр.)) и облика. Все же обилие вариантов конкретных водяных знаков превышает число справочных данных о них. Поэтому почти никогда не удается найти точную аналогию водяному знаку в альбоме филиграней. В таком случае указывают, что водяной знак близок к такому-то справочному. Правильное отождествление водяных знаков зависит от выполнения определенных правил.

Нужно просмотреть на свет книгу, записать нумерацию листов, на бумаге которых встречаются водяные знаки. Приготовить стекло, соответствующее по размерам книжной странице, несколько листов прозрачной бумаги, хорошо отточенный мягкий карандаш, настольную лампу или особое приспособление для просмотра бумаги на свет. Через стекло, приложенное к странице книги, на прозрачную бумагу перерисовываются проступающий при просмотре на свет водяной знак и сетка-основа, к которой прикреплялась филигрань. Следует иметь в виду, что если знак располагается вблизи переплета, то он имеет свое продолжение после сгиба - на второй части листа. Соединяя вместе две половины рисунка знака, нужно учитывать, что часть изображения «уйдет» в переплет, и прикинуть, какова примерно величина утраты. Скопировав все встретившиеся водяные знаки, а их в книге может быть несколько десятков, нужно их сгруппировать по сходству. Затем начинается новый этап работы, который ведется с собранными прорисовками знаков. Здесь основным вспомогательным средством выступают альбомы филиграней, по которым ведется поиск изображений для отождествления полученных прорисовок. С помощью филиграней точность датировки бумаги принимается равной десятилетию. Однако в ряде особых случаев она может быть доведена до нескольких месяцев и даже дней.

Правильно определить время создания, характер, происхождение рукописной книги можно по совокупности признаков, при комплексном ее изучении. Существует особая научная дисциплина - Кодикологиякодикология, устанавливающая принципы комплексного изучения рукописной книги: историческое изменение письменных знаков, особенности внешнего облика книги, место изготовления и пр. Анализируя внешний облик книги, исследователь должен обратить внимание на следующие атрибуты:

1. особенности переплета;

2. материал, на котором запечатлен текст (пергамен, бумага);

3 вид письма (кириллица, глаголица);

4. способ воспроизведения письма (рукописный, печатный, смешанный);

5. художественное оформление (наличие заставок, миниатюр и пр.).

Определить содержание древней рукописной книги при беглом ее просмотре сложно. Тем не менее достаточно развернуть любую книгу, чтобы только по виду текста отнести ее к одной из трех групп: обычным, певческим и математическим. Певческие книги имеют между строками дополнительные значки, которые являются древней формой нот: кондакарной (XII-XIII вв.) и знаменной или крюковой (с XIII-ХIV вв.). Нотные знаки придают специфический вид тексту, существенно отличающий его от обычного. Все певческие рукописные книги по содержанию богослужебные. Математические тексты, понимаемые в широком смысле, - по арифметике, геометрии, астрономии и пр. - также легко отличить от обычных. В них встречаются таблицы, чертежи, буквенные знаки под титлами, в том числе обведенные сплошными и прерывистыми окружностями. В древнерусских книгах математического содержания с XVII в. использовалась современная индоарабская нумерация, что облегчает их правильное определение.

© Центр дистанционного образования МГУП