Московский государственный университет печати

Симонов Р.А.,
Андреева О.В.


         

Источниковедение и историография истории книги

Учебное пособие


Симонов Р.А., Андреева О.В.
Источниковедение и историография истории книги
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Предмет и задачи дисциплины «Источниковедение и историография истории книги»

1.1.

Содержание понятий «источниковедение», «историография» применительно к предмету и задачам изучения истории книги

1.2.

Источниковедческий анализ: внешняя и внутренняя критика источника по истории книги

2.

Источниковедение и историография истории славяно-русской рукописной книги

2.1.

Источники и научная литература о происхождении славянского письма

2.2.

Источники и научная литература о славяно-русской рукописной книге

3.

Источниковедение и историография русской ранней антикварной книги

3.1.

Источники и научная литература о русской первопечатной и раннепечатной книге

3.2.

Источники и научная литература о русской книге Петровской эпохи (1700-1725)

4.

Источниковедение и историография русской поздней антикварной книги

4.1.

Источники и научная литература о русской книге XVIII в. при преемниках Петра I

4.2.

Источники и научная литература о русской книге первой половины XIX в.

5.

Источниковедение и историография русской старой книги

5.1.

Источники и исторические сведения о старой дореволюционной книге

5.2.

Источники и исторические сведения о старой советской книге

6.

Архивные источники по истории книжного дела

6.1.

Общие сведения об архивном деле

6.2.

Характеристика основных архивных источников по истории книги

Библиографический список

Указатели
65  именной указатель
37  предметный указатель

4.
Источниковедение и историография русской поздней антикварной книги

4.1.
Источники и научная литература о русской книге XVIII в. при преемниках Петра I

После смерти Петр I Петра I в 1725 г. страна вступила в сложную полосу политической жизни, перемежающуюся дворцовыми переворотами и правлением временщиков. Государственная машина, созданная Петром, хотя работала неритмично, но в установленном направлении. Одним из важных мероприятий в области образования и культуры было открытие Академии наук. Документы и сами книги свидетельствуют, что в этот период приобретает приоритетное значение типография Академии наук, открывшаяся в 1727 г. При типографии было налажено изготовление русских и иностранных шрифтов.

Вторым центром научного книгопечатания в России была типография Московского университета, созданная в 1756 г. В 1779 г. эту типографию арендовал знаменитый русский просветитель и книгоиздатель Новиков Н.И.Н.И. Новиков (1744-1818). Он создал «Типографскую компанию», куда вошли еще две типографии. Около трети всех книг, вышедших в России в эти годы, выпущены Н.И. Новиковым. Им печатались учебники, произведения просветителей (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Г.Э. Лессинга и пр.). Он стал издавать периодику: газету «Московские ведомости», журнал «Московское ежемесячное издание», первый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» и др. Просветительная и издательская деятельность Н.И. Новикова вызывала недовольство правительственных кругов. В 1789 г. у него отобрали университетскую типографию, а в 1792 г. он был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость. При Павел IПавле I его освободили (1796), но он не получил разрешения для продолжения книгоиздательской деятельности.

Особым указом 1796 г. было запрещено открывать новые частные типографии. Это было связано с тем, что книга превратилась в обличительное средство исключительной силы. Достаточно напомнить знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев А.Н.А.Н. Радищева. В 1790 г. почти весь ее тираж был конфискован, а автор приговорен к смертной казни, замененной на ссылку в Сибирь.

Ценность книг этого периода обусловлена не только особенностями типографского выполнения и художественного оформления, но также небывало расширившимся спектром содержания, включая пропаганду новых общественно-политических и демократических идей и представлений, подрывавших устои существовавшего государственного строя.

Архивные источники свидетельствуют о том, что во второй половине XVIII в. произошел сдвиг в совершенствовании технологических процессов, в частности типографского набора. В 1766 г. Бычиковский С.И.С.И. Бычиковский, работавший в Синодальной типографии, изобрел новый способ нотного набора, который был применен при издании церковных певческих книг - Ирмолога, Октоиха и др. Основным методом подготовки иллюстраций в XVIII в. и позже оставалась гравюра на металле. Однако в технику репродуцирования был включен ряд новшеств. Скородумов Г.И.Г.И. Скородумов разрабатывал во второй половине XVIII в. пунктирную манеру гравирования, Львов Н.А.Н.А. Львов - карандашную манеру гравирования (1787), а также манеру окватинты и лависа.

В конце XVIII в. произошло усовершенствование организаций типографского дела. Хотя техника набора оставалась ручной, однако наборный цех в крупных типографиях был отделен от машинного.

4.2.
Источники и научная литература о русской книге первой половины XIX в.

После государственного переворота, в результате которого был убит Павел IПавел I, при вступившем на трон Александр IАлександре I активизировалось книгопечатание. Документальные источники показывают, что в этом важную роль сыграла либеризация соответствующего законодательства. Был отменен указ о запрещении частных типографий и разрешен беспрепятственный ввоз в страну иностранных книг и журналов. Это привело к оживлению книгопечатания в России: если в 1802 г. в Петербурге было четыре частных типографии, то к 1807 г. их число удвоилось. К этому году распределение столичных типографий на казенные и частные почти выравнялось (10 и 8). Открываются новые типографии в Москве и провинции. Росту полиграфического потенциала страны способствовали новые правительственные акты об открытии типографий при университетах и губернских правлениях. К 1810 г. в России действовало 75 типографий.

Источники свидетельствуют, что оживление в области русского книгопечатания в первой четверти XIX в. шло в контексте с новшествами в области полиграфической технологии. С начала XIX в. в России получает распространение литография, особенность которой состояла в том, что печатная форма изготовлялась на литографском камне (известняке). Важным источником являются научные публикации об этом способе печатания Севергин В.М.В.М. Севергина в «Санкт-Петербургских ведомостях» (1803) и «Прибавлениях к Технологическому журналу» (1806). Информацию об этом содержат также материалы о научной деятельности известного ученого Шиллинг П.Л. П.Л. Шиллинга, основавшего литографскую мастерскую в Петербурге. Источниковедческой задачей является разыскание и изучение первых русских литографированных или содержащих литографии книг. Считается, что первым изданием, отпечатанным с плоской литографской формы, был «Азиатский музыкальный журнал», издававшийся в Астрахани в 1816-1818 гг.

После неудавшегося выступления декабристов правительство Николай IНиколая I приняло меры, ограничивавшие развитие книгопечатания в стране (цензурные уставы 1826 и 1828 гг.), что привело к определенному застою в отечественном книгоиздании вплоть до 50-х пореформенных годов.

Источники свидетельствуют, что в этот период продолжался процесс совершенствования литографской техники. Добился успехов Шиллинг П.Л.П.Л. Шиллинг, стремившийся объединить высокую и плоскую печатные формы. Впоследствии его разработки были развиты Греков А.Ф.А.Ф. Грековым, применившим для печати возвышенную каменную форму. Важной источниковедческой задачей является разыскание и изучение русских изданий, напечатанных методом «высокого литографирования». Считается, что ранее всего этот способ был использован при издании «Пестрых сказок» В.Ф. Одоевского (1833). Метод хромолитографии первым в России применил Трамонин К.Я.К.Я. Трамонин. Источниковую базу изучения этого вопроса составляют его образцы многокрасочных литографий. По-видимому, первым таким образцом является копия миниатюры из Изборника Святослава 1073 г., воспроизведенная в качестве приложения к одному из номеров «Трудов и летописей Императорского Общества истории и древностей российских» (1833).

Важными источниками по истории книги являются изобретения в области науки и техники, сыгравшие существенную роль в развитии полиграфии. Так, большое значение для увеличения тиражей печатной продукции имело повышение тиражеустойчивости печатных форм. В этом исключительную роль сыграло знаменитое открытие выдающегося ученого академика Б.С. Якоби (1801-1874) в области гальванотехники. В числе первых технических приложений открытого им способа гальванопластики был комплект типографского шрифта (1839). Первой типографией, внедрившей способ гальванотехники, была Экспедиция заготовления государственных бумаг (1839).

Русским изобретением является Декалькоманиядекалькомания, способ изготовления печатных оттисков - переводных изображений для переноса их на какую-либо поверхность. Литографский вариант декалькомании был впервые описан Теребенев А.И.А.И. Теребеневым (получена привилегия на изобретение в 1840 г.).

В качестве источников по истории книги необходимо учитывать и попытки неосуществившихся полиграфических изобретений. Так, в том же 1840 г. Департамент мануфактур и торговли выдал англичанам Юнг Дж.Дж. Юнгу и Делькамбр А.А. Делькамбру привилегию на наборную машину. Ее привезли в Петербург (1843), но ни разу не пустили в ход. В 1846-1856 гг. русский подданный Бениовский В.В. Бениовский разработал оригинальную логотипную систему и несколько аппаратов для ускорения процесса набора, однако в России они не получили известности. Автор запатентовал свои изобретения в Англии, где находился на положении политического эмигранта.

© Центр дистанционного образования МГУП