Московский государственный университет печати

Симонов Р.А.,
Андреева О.В.


         

Источниковедение и историография истории книги

Учебное пособие


Симонов Р.А., Андреева О.В.
Источниковедение и историография истории книги
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Предмет и задачи дисциплины «Источниковедение и историография истории книги»

1.1.

Содержание понятий «источниковедение», «историография» применительно к предмету и задачам изучения истории книги

1.2.

Источниковедческий анализ: внешняя и внутренняя критика источника по истории книги

2.

Источниковедение и историография истории славяно-русской рукописной книги

2.1.

Источники и научная литература о происхождении славянского письма

2.2.

Источники и научная литература о славяно-русской рукописной книге

3.

Источниковедение и историография русской ранней антикварной книги

3.1.

Источники и научная литература о русской первопечатной и раннепечатной книге

3.2.

Источники и научная литература о русской книге Петровской эпохи (1700-1725)

4.

Источниковедение и историография русской поздней антикварной книги

4.1.

Источники и научная литература о русской книге XVIII в. при преемниках Петра I

4.2.

Источники и научная литература о русской книге первой половины XIX в.

5.

Источниковедение и историография русской старой книги

5.1.

Источники и исторические сведения о старой дореволюционной книге

5.2.

Источники и исторические сведения о старой советской книге

6.

Архивные источники по истории книжного дела

6.1.

Общие сведения об архивном деле

6.2.

Характеристика основных архивных источников по истории книги

Библиографический список

Указатели
65  именной указатель
37  предметный указатель

5.
Источниковедение и историография русской старой книги

5.1.
Источники и исторические сведения о старой дореволюционной книге

После крестьянской реформы 1861 г. Россия стала постепенно превращаться в страну крупного промышленного и сельскохозяйственного производства. С этими процессами тесно связано развитие отечественной полиграфической техники. Ручной набор со временем был заменен машинным набором, ручные способы репродуцирования - фотомеханическими, старый типографский стан - печатной машиной.

Для истории книги второй половины XIX в. важное значение имеют источники, в которых содержатся сведения о центрах передовой научной и технологической мысли в области полиграфии. Таким, например, центром была Экспедиция заготовления государственных бумаг. При этом учреждении разрабатывались новые полиграфические методы, в том числе на основе гальванотехники. Так, Скамони Г.Н.Г.Н. Скамони изобрел один из способов в Гелиографиягелиографии - гальванопластический для получения иллюстрационных печатных форм (1866). Это изобретение, удостоенное в 1872 г. Ломоносовской премии Академии наук, получило распространение в полиграфии во второй половине XIX в. Другой служащий Экспедиции Клейн Е.И.Е.И. Клейн добился повышения тиражеустойчивости печатных форм на основе электролитического способа их железнения (1867).

Промышленный переворот в русском типографском деле, находясь в общем русле последствий реформы 1861 г., имел и отраслевое «стимулирование», обусловленное, в частности, либерализацией правового регулирования издательской деятельности. В этой связи важное источниковедческое значение имеют законодательные акты и установления, которые пришли на смену действовавшим в области книжного дела в предыдущую Николаевскую эпоху, в первую очередь проведенная в 1865 г. цензурная реформа. В стране возрос объем книгоиздательской продукции. Если в 1865 г. было издано 1863 названия книг, то в 1867 г. уже 3388 названий.

Избыток рабочей силы, появившийся в результате реформ 1861 г., привел к падению ее стоимости. Такое положение облегчало открытие новых промышленных предприятий, что увеличивало процент городского населения, а это в свою очередь обусловило повышение спроса на полиграфическую продукцию. Важным источником для истории книжного дела в этот период предстают статистические данные о динамике промышленного производства в стране, включая численность рабочих. Показательной является статистика открытия новых типографий. Так, если в 1861 г. их было 164, в 1864 г. - 181, то в 1868 г. - уже 506.

Одним из источников финансовых накоплений в русской полиграфии была книжная торговля. Крупные капиталистические книгоиздательские предприятия в России нередко вырастали на базе книжной торговли. Среди книгоиздателей второй половины XIX в. одним из крупнейших был Вольф М.О. М.О. Вольф, фирма которого в 70-80-е гг. имела огромный оборот - свыше 1 млн. рублей в год. Самый крупный представитель русского дореволюционного книжного дела Сытин И.Д.И.Д. Сытин (1851-1934) был выходцем из крестьян и сначала служил в книжной лавке московского купца. Накопив денег, он в 1876 г. открыл собственную литографию, а в 1883 г. организовал книгоиздательское товарищество «И.Д. Сытин и К°». В 1896 г. И.Д. Сытин преобразовал свою фирму в «Товарищество печатания, издательства и книжной торговли» с прекрасно оборудованными типографиями, 16 книжными магазинами, школой технического рисования и литографского дела. К 1914 г. издательско-полиграфическое предприятие И.Д. Сытина выпускало четверть книжной продукции страны.

Важным источником по истории старой русской книги являются данные о производстве полиграфического оборудования в стране. Крупнейшим таким предприятием был машиностроительный завод Гольдберг И.А.И.А. Гольдберга в Петербурге (1864). Вначале здесь производили стереотипное и гальванопластическое оборудование, а с 1882 г. стали изготовлять печатные машины. В полиграфическом оснащении типографий России преобладала зарубежная продукция, конкуренцию с которой не выдерживали местные предприниматели. Так, в начале XX в. И.А. Гольдберг закрыл свой завод, не будучи в состоянии противостоять зарубежным изготовителям полиграфического оборудования. Источники свидетельствуют, что ситуация в отечественном полиграфическом машиностроении оказалась столь неблагоприятной, что после установления советской власти пришлось создавать в стране свою полиграфическую базу в годы первой пятилетки.

Основными источниками по истории книги второй половины XIX-начала XX вв. являются сами книги. Важным признаком русской книги этого периода (старой дореволюционной книги) является применение в иллюстрировании изданий многоцветной литографии (Хромолитографияхромолитографии). Расцвет этой техники приходится на 70-е гг., в частности, его широко использовал И.Д. Сытин. Отличительным признаком книг этого периода служит также применение торцовой гравюры. Много книг, иллюстрированных в технике торцовой гравюры, выпустил.. М.О. Вольф.

Русские книги рассматриваемого периода дифференцируются по художественному оформлению в зависимости от типа и вида издания, его целевого и читательского назначения. Старую книгу (научную, учебную, художественную, детскую) можно различать по особенностям оформления: переплету, воспроизведению иллюстраций. Так, литография применялась преимущественно для детских массовых книг, изданий альбомного типа, ксилография - для научных и литературно-художественных книг.

Старая русская книга отличается характером организации печатного текста на листе и новыми требованиями к шрифту. В 60-70-х гг. XIX в. в связи с увеличением выпуска книжной продукции в основу организации печатного текста кладется принцип компактности оформления книги. Книги стали иметь маленькие поля, начали набираться плотными шрифтами (обыкновенный, новый обыкновенный). Примером такого оформления печатных листов может служить серия «Дешевая библиотека» Суворин А.С.А.С. Суворина, пользовавшаяся особой популярностью у покупателей, особенно средних слоев. Новый обыкновенный шрифт лег в основу современных гарнитур.

Иное шрифтовое оформление лежало в основе изданий подарочного типа. В словолитне Вольф М.О. М.О. Вольфа на основе русских шрифтов XVIII в. и латинского шрифта эльзевир был создан русский шрифт эльзевир. Однако широкого распространения в других типографиях он не получил. Примерами подарочных книг такого рода, изданных М.О. Вольфом, является «Божественная комедия» Данте. На рубеже XIX и XX вв. в оформление книжных шрифтов проникают декадентские тенденции. Примером может служить шрифт стиля модерн, который, однако, не получил широкого распространения и не применялся в советское время. Напротив, возникшие тогда же литературная, елизаветинская и академическая гарнитуры широко применяются и сегодня.

Особенности графической формы шрифта и организации печатного текста являются одной из характерных черт атрибуции старой русской книги.

5.2.
Источники и исторические сведения о старой советской книге

В букинистике к старой советской книге относят книжную продукцию, изданную в советское время до 1945 г.

После Октябрьской революции в стране была проведена национализация полиграфических предприятий. Для истории советской книги важное значение имеют источники, содержащие сведения о состоянии парка типографского оборудования в первые годы советской власти. Такие данные можно найти в декретах Наркомпроса, документах Технического совета по управлению государственными типографиями и Полиграфического отдела Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Эти материалы свидетельствуют об уменьшении числа типографий по сравнению с досоветским временем, об устарении и износе полиграфического оборудования. Для исправления создавшегося положения ВСНХ были приняты меры по восстановлению старых и открытию новых типографий, в связи с чем часть полиграфического оборудования была перемещена из столичных городов на периферию.

В стране почти не производилось полиграфического оборудования, которое в тяжелые годы военной разрухи и восстановления приходилось закупать за границей. Одновременно были предприняты организационные шаги по стабилизации положения в полиграфии. В основу деятельности издательств и полиграфических предприятий был положен хозрасчет. В 1922 г. в полиграфической промышленности начали создаваться тресты, что благоприятно сказалось на снабжении типографий оборудованием и материалами. В условиях НЭПа оживление в книжном деле проявилось в расширении выпуска книжной продукции. Валовой тираж книг в 1923 г. достиг уровня 1913 г., а в 1924 г. превзошел его в полтора раза. Важным источником по истории книжного дела в стране в этот период являются статистические данные о выпуске книг, свидетельствующие об успехах в управлении издательско-полиграфической отраслью (см. таблицу).

Годы  Число названий  Число книг, млн. экз. 
1922  7843  34 
1923  10810  67 
1924  13126  110 
1925  26320  278 
1926  28400  206 
1927  32664  221 

Из таблицы видно, что максимум по тиражам был достигнут в 1925 г., а затем этот показатель стал снижаться. Выпуск книг по названиям продолжал возрастать. Можно сделать вывод, что на завершающей стадии НЭПа реализация потенциала советской книгоиздательской деятельности сдерживалась недостаточным ростом полиграфического оснащения и организационными помехами.

Как свидетельствуют источники, торможение в развитии советской книготоргово-издательской и полиграфической деятельности обусловливалось рядом причин, в том числе нехваткой квалифицированных кадров и недостаточным уровнем обеспеченности научными разработками по созданию и освоению новой техники. Для решений этих задач в начале 1927 г. был создан Научно-технический совет полиграфической промышленности, в 1931 г. возникают первые научно-исследовательские институты в этой области (в Москве и Харькове). В 1929 г. в Москве был открыт полиграфический техникум, а в 1931 г. в Москве и Харькове - полиграфические институты.

В связи с планами индустриализации, предполагавшими самостоятельное развитие советской промышленности, достаточно независимое от связей с зарубежными странами, руководство страной приняло решение об организации отечественного полиграфического машиностроения.

Сталинская авантюра, связанная с отменой НЭПа и некомпетентным планированием развития народного хозяйства страны без обеспечения необходимыми ресурсами, тяжелым бременем легла на плечи трудового народа, в том числе полиграфистов, издательских и книготорговых работников. Ценой немалых усилий и напряжения инженерно-технического персонала и рабочих был освоен выпуск печатных машин. В 1931 г. началось промышленное освоение советского линотипа. В 1932 г. была создана и освоена тяжелая ротационная печатная машина. Внедрение этой и другой полиграфической техники позволило в 1931-1932 гг. прекратить импорт плоскопечатных машин.

Произошли существенные изменения в организации издательской деятельности. Она решительно была централизована путем создания в 1930 г. Государственного объединения книжно-журнальных издательств (ОГИЗ). В его задачи входило обеспечение централизованного планирования книжно-журнальной деятельности издательств, подготовка и распределение кадров, снабжение ресурсами, капитальное строительство полиграфической промышленности, управление и техническое руководство полиграфическими предприятиями, издательствами, книжной торговлей. Такая централизация была средством проведения и осуществления в отрасли партийно-административного диктата. На книгоиздательское дело страны легло тяжелое ярмо идеологического и социального подчинения партийным догмам.

Такая политика неблагоприятно сказалась на тематике издаваемых книг. Не разрешалось печатать и распространять произведения философской и общественно-политической мысли, которые противоречили идеям марксизма-ленинизма. Признавались антинародными книги, в которых осуждались или не восхвалялись идеи большевистской пропаганды. Авторам вменялось в обязанность славословить «достижения» советского строя и возбранялось подвергать критике действия партийно-административной номенклатуры. Издавались преимущественно художественные произведения, написанные в духе социалистического реализма, в значительной своей части серые и безликие, выродившиеся в жанр «секретарской литературы», прославлявшей милитаризм и партократию. Книга в советское время превратилась в орудие партийно-номенклатурной селекции общественного сознания в определенном направлении, имевшем целью удержание в идеологической узде населения страны. В первую очередь от этого морально страдала интеллигенция, среди которой большой отряд составляли работники издательств, полиграфии и книжной торговли. Они оказались как бы между двух огней, им вменялось в обязанность выполнять жестокие цензурные функции по насаждению угодных партократии идеологических взглядов. Недовольное односторонним политическим давлением население страны видело в книгоиздательских работниках прямых пособников партийно-административной номенклатуры.

К моральным страданиям вскоре прибавились физические: многие работники книгоиздательско-полиграфической отрасли были брошены в лагеря и безвременно там погибли.

Тем не менее усилиями издательско-книготорговых работников и полиграфистов творческая мысль в отрасли продолжала развиваться. Это было обусловлено тем, что научные разработки в книговедении и полиграфии, как и во многих других областях, нередко лишь по форме облекались в марксистско-ленинскую словесную оболочку. На деле же научное развитие обеспечивали исследования добротные сами по себе, независимо от идеологической фразеологии и ссылок на корифеев социализма. Была еще одна область, в которой успешно реализовали свой творческий потенциал полиграфисты, - изобретательство. При этом следует учитывать, что в материальном отношении советские изобретатели почти ничего не имели, преодолевая на своем пути многие препоны и проволочки. Изобретательство, как творческая деятельность, было тем прибежищем для интеллигенции, где можно было творить, не обременяя себя заверениями в приверженности марксизму-ленинизму. Этим изобретательство было притягательно для творческой интеллигенции, работавшей и в полиграфии.

В этом вопросе важным источником являются данные об осуществившихся и неосуществившихся изобретениях в полиграфии. Одни из них решали технические проблемы текущего характера, другие считались фантастическими и тем не менее оказались впоследствии плодотворными, стали основой полиграфии будущего. Так, Толмачев Н.Н.Н.Н. Толмачев, с 1933 г. разрабатывавший и конструировавший электронные гравировальные машины, намного опередил свое время. Конторович А.К.А.К. Конторович в 1933 г. изобрел фотонаборную машину для набора целыми словами, в 1938 г. сформулировал принцип «организованного оригинала» или «оригинала-макета», только в наши дни положенный в основу рационализации издательского процесса. Эти и другие изобретения А.К. Конторовича предвосхитили развитие полиграфической техники на несколько десятилетий.

Труды советских новаторов полиграфической техники способствовали значительному росту мощностей книжного дела. Объем производства полиграфического оборудования с 1931 г. по 1937 г. увеличился в 12,5 раза. К 1940 г. ежегодный выпуск полиграфической продукции превысил в 10 раз показатели 1913 г.

В тяжелые для страны годы Великой Отечественной войны не прерывалось развитие изобретательства в полиграфии. В 1942 г. была разработана настольная плоскопечатная машина ПП-1 «Партизанская», которая использовалась в тылу у врага в подпольных типографиях. В том же году Баландин М.В.М.В. Баландин разработал технологию бесшвейного скрепления книжных блоков, которая получила широкое применение в последнее время.

Для истории старой советской книги важнейшим источником являются они сами. Первые советские издания имеют четкую пропагандистскую направленность, обусловленную целью ознакомить народные массы с новой идеологией и задачами советской власти. Поэтому типическими особенностями изданий была краткость и простота. По форме это были политические плакаты, листовки, брошюры, по содержанию - речи большевистских вождей, революционная беллетристика, декреты о мире, земле, создании Советского правительства, документы социалистического государства. Уже в 1917 г. было принято решение о выпуске дешевых народных изданий сочинений классиков русской литературы и учебников (как новых, так и старых, но «исправленных» с позиции новой идеологии). В 1918 г. начинает функционировать издательство «Коммунист», специализировавшееся на выпуске сочинений классиков марксизма-ленинизма. Эти ранние советские издания в значительной степени распространялись по льготной цене или бесплатно. Торговля в магазинах велась национализированными книгами. В 1919 г. важнейшие советские и партийные издательства были объединены в Государственное издательство РСФСР (ГИЗ или Госиздат). Продукцией Госиздата была массовая агитационная литература, художественная, научно-популярная, учебная и техническая книга.

В условиях военного коммунизма кроме бесплатного распределения книг по классовому признаку существовала и торговля книгами. С начала НЭПа вводится платность произведений печати. Издательства более тщательно стали устанавливать тираж и отбирать книги для издания в соответствии со спросом на них. В годы индустриализации страны резко увеличился выпуск научно-технической, инструктивной, учебно-производственной литературы. Средний тираж технической книги только за 1930-1931 гг. возрос в три раза.

Типы и виды книг, выпускавшиеся советскими издательствами в довоенное время, определялись преимущественно задачами социалистического строительства. Внимание уделялось изданию массовой книги, недорогой по цене, неплохо оформленной полиграфически. Изменилось отношение к понятию массовой книги. Дореволюционная книга такого рода - это главным образом развлекательная, а также просветительская. В советское время это - книги, пропагандирующие коммунистическое мировоззрение и то, как оно реализуется в политике, науке и технике, искусстве и литературе.

Война нанесла огромный ущерб книжному делу. Типографиям и издательствам не хватало бумаги, металла, красок, помещений. Издательства ценой огромных усилий выполняли плановые задания. Увеличился выпуск книг патриотического содержания, рассчитанных на поднятие духа солдат и гражданского населения, усилилась пропаганда «завоеваний» социалистического строя. Из-за недостатка в материальном обеспечении и напряженности рабочего цикла в целом снижается средний полиграфический уровень исполнения книг, выпущенных в годы Великой Отечественной войны.

© Центр дистанционного образования МГУП