|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Введение
В условиях рыночной экономики совершенствуются теория и практика менеджмента, отражающие наиболее удачные образцы управленческой деятельности и эффективную практику управления. Одним из важнейших условий успешности производственной деятельности менеджеров полиграфических предприятий и издательств является практическое использование полученных в процессе обучения знаний. Целью учебного пособия является детализация некоторых аспектов, изучаемых в дисциплине «Менеджмент», и в первую очередь проблем, связанных с человеческим фактором. Как известно, для повышения эффективности трудового процесса необходимо создать работникам оптимальные условия для проявления инициативы, раскрепощения их творческой активности, самостоятельности, предприимчивости. Будущий менеджер уже на студенческой скамье должен научиться четко определять Студент должен помнить, что рациональное использование темпераментов работающих в трудовом коллективе возможно только при условии знания менеджерами особенностей каждого из четырех типов темпераментов и оптимального их сочетания при выполнении совместных работ. Весьма актуальной для большинства людей, в том числе и менеджеров, является задача самосовершенствования личностных качеств, под которой надо понимать выявление и изжитие некоторых недостатков, присущих тому или иному человеку. Особое внимание следует сосредоточить на специальных упражнениях, рекомендуемых для исправления соответствующих недостатков. Для повышения эффективности своей будущей профессиональной деятельности студент должен иметь четкое представление о природе возникающих производственных конфликтов. В пособии излагается типология конфликтов, разбираются их основные причины, предлагаются пути предотвращения, а также разрешения и ликвидации конфликтов. Представляют практический интерес разнообразные тесты, которые позволяют студентам объективно оценивать определенные личностные и социально-психологические качества как у себя, так и у других людей. Объективное тестирование дает возможность определить реальный уровень развития у человека необходимых знаний, личностных характеристик, умений и навыков, подумать над перспективами и возможностями совершенствования некоторых личностных качеств. Последняя глава учебного пособия посвящена вопросам разработки и анализа Разработка и анализ деловых ситуаций способствуют развитию у студентов изобретательности, учат умению решать проблемы с учетом конкретных условий и при наличии фактической информации. С помощью такого метода обучения у студентов развиваются квалификационные качества: умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение дискутировать, воспринимать и оценивать поступающую информацию. Кроме того, у студента развивается уверенность в себе, преодолевается излишняя робость и чрезмерная самоуверенность. 1.
Глава 1. Разновидности характеров и темпераментов
1.1.
Характеры
Менеджеру в силу специфики своей деятельности приходится взаимодействовать со многими людьми - подчиненными, коллегами, руководителями, деловыми партнерами. Для повышения эффективности своей профессиональной деятельности студенту или будущему менеджеру целесообразно ознакомиться с особенностями различных характеров, определяющих отношение конкретного человека к выполняемой работе, распоряжениям, поощрениям, наказаниям, карьерному продвижению и т.д.
В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Ниже приведены девять типичных характеров. По каждому характеру выделены основные признаки, дан ситуационный пример, отмечены положительные и отрицательные стороны, связанные с чертами характера, отношениями с людьми и рабочими качествами. Особого внимания студентов заслуживают рекомендации по взаимодействию с людьми, обладающими соответствующими характерами. Гипертимный характер
Ситуационный пример. В одном из московских НИИ освободилась должность заведующего лабораторией. На это место был принят Иван Иванович Синичкин. Человек дружелюбный, общительный, доброжелательный. Мгновенно он со всеми перезнакомился, всем понравился, стал «душой коллектива». В результате большую часть времени он проводил в общении с коллегами, частенько забывая о своих прямых обязанностях. «Рутинные», «будничные» дела были ему неинтересны, зато он всегда был полон новыми «гениальными» идеями, постоянно носился с «проектами века», которые редко, впрочем, получали реальное воплощение, так как Иван Иванович не доводил начатые дела до конца, все время хватаясь за что-то новое. В итоге страдала работа - ведь научные исследования требуют совершенно иного отношения. Он и сам понял, что такая работа ему не по душе, и, уйдя из НИИ, нашел работу менеджера, на которой его инициативность, энергичность, организаторские способности проявились в полной мере.
Рекомендации: Людям с гипертимным характером: гасите возбуждение физической нагрузкой, спокойной музыкой, аутотренингом. Окружающим людям: создайте условия для проявления инициативы (для гипертимов желательна организаторская деятельность, требующая контактов с людьми). Аутистический характер
Ситуационный пример. Главный инженер Алексей Петрович был прекрасным работником и целиком посвятил себя работе в ущерб личной жизни. Он был профессионалом высокого класса в своей области и работал хоть и медленно, но тщательно. Но, несмотря на это, сослуживцы недолюбливали его, так как он, как им казалось, ставил себя выше их. Он никогда не подходил к ним поболтать и посмеяться, ничего не рассказывал о себе и общался только с двумя-тремя такими же, как он. Алексей Петрович редко участвовал в неформальных мероприятиях, устраиваемых сотрудниками, а если и приходил, то садился в угол и читал книгу. Но больше всего их раздражало, что если к нему подойдешь с вопросом по работе, он либо очень вежливо ответит: «Я занят», - либо начнет говорить что-то очень сложное и заумное. Впрочем, и сам он за помощью никогда не обращался.
Рекомендации: Людям с аутистическим характером: не замыкайтесь в себе, развивайте умение выражать чувства, не общайтесь только с себе подобными. Окружающим людям: не торопитесь устанавливать с таким человеком неформальные отношения, иначе он еще большей уйдет в себя. Лабильный характер
Ситуационный пример. Инна Павловна - заместитель главного редактора, хороший специалист, и в фирме ее ценят, закрывая глаза на некоторые мелкие недостатки. Человек она эмоциональный, впечатлительный и ранимый, немного неуравновешенный. Поэтому любую мелочь воспринимает всерьез и способна сильно расстроиться из-за пустяка, но когда все идет хорошо, да еще если начальник похвалит, то тут ей просто нет равных. Самое худшее для Инны Павловны - это ссоры, споры и конфликты. Хотя сама она человек очень искренний, импульсивный, но настроена неизменно доброжелательно, всегда готова помочь, посоветовать, а конфликты и повышенный тон приводят ее в ужас. Поэтому на работе она имеет репутацию миротворца, всегда разрешает противоречия, которые возникают между членами коллектива в процессе работы.
Рекомендации: Людям с лабильным характером: научитесь жить в «грубом» мире, оберегать свою слабую нервную систему от отрицательных воздействий, побольше общайтесь с гипертимами. Окружающим людям: ведите себя очень осторожно, доброжелательно, не допускайте нетактичных действий, чаще хвалите и приободряйте. Демонстративный характер
Ситуационный пример. Когда-то Даша совершила большую ошибку, поступив в технический вуз, но затем окончила курсы и нашла для себя подходящую работу - поиск клиентов в турфирме. Эффектная внешность, общительность, самоуверенность, даже некоторая бесцеремонность быстро сделали ее известным не только всем коллегам, но и начальству человеком. Привыкнув с детства быть в центре внимания, Даша не хотела работать наравне с другими. Решив, что обычные маршруты не для нее, Даша занялась новыми экзотическими маршрутами, которые были очень дороги, но и очень выгодны для фирмы. Энергично взявшись за их разработку, она тем не менее не учла реальной ситуации на рынке: на дорогие маршруты не было спроса. Но зато у всех сотрудников и у руководства осталось стойкое впечатление, что Даша - незаменимый работник, энергичный, инициативный.
Рекомендации: Людям с демонстративным характером: старайтесь сдерживать себя, направлять свое поведение в нужное русло. Отвлеченное мышление позволит вам взглянуть на себя со стороны, критически оценивая свое поведение. Окружающим людям: научитесь распознавать, где человек говорит о реальном положении дел, а где просто занимается саморекламой. Психастенический характер
Ситуационный пример. Сергей Анатольевич в коллективе прослыл человеком рациональным, добросовестным, но крайне необщительным, замкнутым. Зная его способность к анализу, стремление все исследовать, исполнительность, ему поручали доработку инвестиционных проектов, которые нужно было выполнить к определенному сроку. В очередном проекте Сергей Анатольевич выявил резервы, не замеченные разработчиком, а это были немалые средства, которые можно было использовать с гораздо большей эффективностью, однако высказать это не решался, поскольку боялся ответственности, был не уверен в себе.
Рекомендации: Людям с психастеническим характером: развивайте образную память и эмоциональность. Воображение поможет вам воспроизводить различные ситуации и сопоставлять их, делая правильные выводы даже без анализа всех сторон каждой ситуации. Окружающим людям: не следует взваливать на такого человека принятие решений, особенно ответственных. Если таковые ему приходится принимать, то необходимо оказывать ему в этом помощь (например, советовать). Застревающий характер
Ситуационный пример. Федор Алексеевич Петров добился своей должности исключительно благодаря своим «пробивным» качествам, а не квалификации. Поставив себе цель получить должность начальника отдела, он медленно, но верно, не отступая от намеченного курса, за два года решил свою задачу. От твердой рукой вел свой «корабль» к цели, тщательно продумывал любую мелочь, умел все четко организовать, был удивительно аккуратным человеком, однако нельзя сказать, что он стал хорошим начальником. Первое, что он сделал, придя в отдел, - дал понять, что он здесь хозяин. Всех людей, которые чем-то ему не нравились или как-то досадили ему в прошлом, он проучил, используя выговоры и штрафы, придираясь к ним по пустякам. Со своими подчиненными держался заносчиво и никогда не выслушивал их предложений и советов. Критику в свой адрес от подчиненных он словно не слышал, зато похвалы очень любил.
Рекомендации: Людям с застревающим характером: преодолевайте инертность путем общения с людьми, вносите как можно больше разнообразия в жизнь и работу, избегайте условий, вызывающих отрицательные эмоции. Окружающим людям: проявляйте терпимость, снисходительно относитесь к инертности, не стремитесь перевоспитать такую личность, воспринимайте «застревание» позитивно. Конформный характер
Ситуационный пример. Всех сослуживцев удивляло, почему у Петра Петровича до сих пор такая низкая должность - простой менеджер отдела продаж. Доброжелательный и мягкий, он легко находил язык с любым клиентом, прекрасно работал, был дисциплинированным и исполнительным. Его недостатком была, пожалуй, чрезвычайная консервативность, стремление во всем следовать мнению большинства. Он соблюдал все традиции и нормы поведения в коллективе. Робкий, несамостоятельный и нерешительный Петр Петрович боялся каждого разговора с начальством. Поэтому, когда дело в отделе доходило до очередного назначения, в списке кандидатов Петр Петрович неизменно отсутствовал и должность получали другие, менее квалифицированные, но зато более решительные.
Рекомендации: Людям с конформным характером: тренируйте волю, отстаивайте свою позицию. Окружающим людям: если в подчинении оказался такой человек, разъясните ему требования и последовательно руководите им. Неустойчивый характер
Ситуационный пример. Иван Сергеевич славился в кругу друзей своей общительностью, легким нравом и активностью. Он прекрасно сходился с людьми, но совершенно в них не разбирался, мог подружиться с первым встречным. На работе он по большей части бездельничал, болтал с сослуживцами и играл на компьютере, часто опаздывал. Однажды его знакомый предложил ему дать кое-какие сведения о фирме, где он работал, обещая за это деньги и говоря, что это совершенно безопасно. Иван Сергеевич согласился, практически не раздумывая. Когда начальник застал его «на месте преступления», Иван даже не отпирался. Он покорно подчинился начальнику, который перевел его в другой отдел, на более низкую должность и в дальнейшем прекрасно работал на новом месте под постоянным контролем начальника. Правда, как только контроль ослабевал, он начинал халатно относиться к своим обязанностям и начальнику приходилось снова «закручивать гайки».
Рекомендации: Людям с неустойчивым характером: постарайтесь понять, что в жизни существуют не только развлечения, но и некие обязанности. Найдите себе работу, связанную с развлечениями (например, в театре, шоу-бизнесе). Окружающим людям: старайтесь не ослаблять контроль за таким человеком, твердо, но осторожно предъявляйте ему свои требования, не заставляйте его выполнять рутинную работу - он все равно ее не сделает качественно. Циклоидный характер
Ситуационный пример. Федора, молодого, но уже зарекомендовавшего себя менеджера, назначили главой одного из филиалов фирмы. Филиал маленький, коллектив - всего десять человек. Вначале Федор своим подчиненным очень понравился: оптимистичный, общительный, он быстро и по-новому решал старые проблемы, буквально вдохнул новую жизнь в филиал. Однако через некоторое время сотрудники заметили, что такой ритм работы периодически нарушается. Сегодня все настроены по-деловому, работа кипит, настроение отличное, в общем, подъем. А через неделю атмосфера в офисе нервная, все валится из рук. Только спустя некоторое время выяснилось, что виновником этого был сам Федор, который и «заражал» своим настроением окружающих. Со временем все в филиале привыкли к таким сменам настроения и старались как-то их нейтрализовать: в период подъема не поддаваться эйфории, а в период спада - пореже попадаться шефу на глаза.
Рекомендации: Людям с циклоидным характером: в период снижения работоспособности избегайте трудностей, неприятностей, соблюдайте режим дня. Постарайтесь снизить трудовую нагрузку и не беритесь за новые виды работ. Постарайтесь улучшить свое настроение и не ругайте себя за отсутствие волевых качеств, несобранность. Окружающим людям: не критикуйте таких людей в период спада настроения, это может усугубить тяжесть их состояния. Человека с циклоидным характером не следует ставить на участки, где требуется постоянно высокий темп труда, где все связаны единым ритмом. 1.2.
Темпераменты
Для эффективного выполнения своих функций и перспектив карьерного продвижения менеджер должен четко ориентироваться в индивидуально-психологических качествах работников. Эти качества в значительной степени определяются темпераментом.
Различают четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Студенту необходимо всегда помнить, что менеджер должен знать как свой собственный темперамент, так и темперамент своих подчиненных, коллег и руководителей. В производственной деятельности трудно всегда отдавать предпочтение какому-либо одному типу темперамента. Однако необходимо учитывать, что организаторской работой успешно могут заниматься люди, обладающие любым темпераментом, кроме меланхолического, а монотонную работу следует поручать флегматикам и меланхоликам. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Центр дистанционного образования МГУП |