Московский государственный университет печати

Зельдович Б.З.
Сперанская Н.М.
Фаенсон М.И.


         

Практический менеджмент

Учебное пособие


Зельдович Б.З.
Практический менеджмент
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Глава 1. Разновидности характеров и темпераментов

1.1.

Характеры

1.2.

Темпераменты

2.

Глава 2. Совершенствование личностных качеств менеджера

2.1.

Дракон высокомерия

2.2.

Дракон самоуничижения

2.3.

Дракон нетерпеливости

2.4.

Дракон мученичества

2.5.

Дракон жадности

2.6.

Дракон саморазрушения

2.7.

Дракон упрямства

3.

Глава 3. Конфликты в организациях

3.1.

Что такое конфликт и как он возникает?

3.2.

Типология конфликтов

3.3.

Признаки конфликта

3.4.

Причины конфликта

3.5.

Динамика конфликта

3.6.

Факторы, влияющие на ход конфликта

3.7.

Острота конфликта

3.8.

Длительность конфликта

3.9.

Социально-психологический подход к изучению конфликтов

3.10.

Последствия и функции конфликта

3.10.1.

Функциональные последствия конфликтов

3.10.2.

Дисфункциональные последствия конфликтов

3.11.

Пути предотвращения конфликтов

3.12.

Пути разрешения и ликвидации конфликтов

3.13.

Стили разрешения конфликтов (для участников конфликтов)

4.

Глава 4. Тесты как инструмент самооценки и оценки менеджеров

Тест 1. Определение темперамента

Тест 2. Основные свойства личности

Тест 3. Какова ваша память

Тест 4. Продуктивность запоминания

Тест 5. Воля и внимание

Тест 6. Уверенность в себе

Тест 7. Решительны ли вы?

Тест 8. Сильный ли у вас характер?

Тест 9. Рассеянный ли вы человек?

Тест 10. Раздражительны ли вы?

Тест 11. Ваша воспитанность

Тест 12. Тактичность и конфликтность

Тест 13. Добры ли вы?

Тест 14. Морально-этические качества

Тест 15. Ваши шансы на успех

Тест 16. Способности к лидерству

Тест 17. Организованный ли вы человек?

Тест 18. Угрожает ли вам стресс?

Тест 19. Пробивная сила

Тест 20. Корректность во взаимоотношениях

Тест 21. Приятно ли вам общаться?

Тест 22. Наличие задатков стать хорошим руководителем

Тест 23. Умение вести беседу

Тест 24. Умение слушать

Тест 25. Оценка пригодности к работе предпринимателем, менеджером

Тест 26. Насколько хорошо вы справляетесь со своей работой?

Тест 27. Удовлетворены ли вы своей работой?

Тест 28. Неэффективный руководитель

Тест 29. Оценка стиля руководителя

Тест 30. Тактика ведения переговоров

Тест 31. Каков ваш авторитет?

Тест 32. Делегирование полномочий

Тест 33. Мотивация успеха

Тест 34. Оценка качеств менеджера

Тест 35. Командовать или подчиняться?

Тест 36. Насколько вы терпимы?

Тест 37. Умение выступать публично

Тест 38. Умение вести переговоры

Тест 39. Способность контролировать себя

Тест 40. Ваш образ жизни и работы

5.

Глава 5. Разработка и анализ деловых ситуаций

5.1.

Ситуация «Конкуренты»

5.2.

Ситуация «Старая дружба»

5.3.

Ситуация «Между молотом и наковальней»

5.4.

Ситуация «Фатальное невезение»

5.5.

Ситуация «Переломный момент»

5.6.

Ситуация «Затруднительное положение»

5.7.

Ситуация «Ох, уж эта наука»

Указатели
88   предметный указатель
2   указатель иллюстраций

В условиях рыночной экономики совершенствуются теория и практика менеджмента, отражающие наиболее удачные образцы управленческой деятельности и эффективную практику управления.

Одним из важнейших условий успешности производственной деятельности менеджеров полиграфических предприятий и издательств является практическое использование полученных в процессе обучения знаний.

Целью учебного пособия является детализация некоторых аспектов, изучаемых в дисциплине «Менеджмент», и в первую очередь проблем, связанных с человеческим фактором. Как известно, для повышения эффективности трудового процесса необходимо создать работникам оптимальные условия для проявления инициативы, раскрепощения их творческой активности, самостоятельности, предприимчивости.

Будущий менеджер уже на студенческой скамье должен научиться четко определять Характерхарактер и Темпераменттемперамент людей. В пособии рассматриваются положительные и отрицательные стороны основных черт каждого из девяти характеров, описываются способы поддержания нормальных отношений с определенными сотрудниками, разбираются плюсы и минусы наиболее существенных рабочих качеств каждого характера. Значительный практический интерес представляют приведенные для работников, обладающих определенным характером, конкретные рекомендации по повышению продуктивности своей деятельности, а также рекомендации для будущих менеджеров по оптимальному взаимодействию с людьми с соответствующим характером.

Студент должен помнить, что рациональное использование темпераментов работающих в трудовом коллективе возможно только при условии знания менеджерами особенностей каждого из четырех типов темпераментов и оптимального их сочетания при выполнении совместных работ.

Весьма актуальной для большинства людей, в том числе и менеджеров, является задача самосовершенствования личностных качеств, под которой надо понимать выявление и изжитие некоторых недостатков, присущих тому или иному человеку. Особое внимание следует сосредоточить на специальных упражнениях, рекомендуемых для исправления соответствующих недостатков.

Для повышения эффективности своей будущей профессиональной деятельности студент должен иметь четкое представление о природе возникающих производственных конфликтов. В пособии излагается типология конфликтов, разбираются их основные причины, предлагаются пути предотвращения, а также разрешения и ликвидации конфликтов.

Представляют практический интерес разнообразные тесты, которые позволяют студентам объективно оценивать определенные личностные и социально-психологические качества как у себя, так и у других людей. Объективное тестирование дает возможность определить реальный уровень развития у человека необходимых знаний, личностных характеристик, умений и навыков, подумать над перспективами и возможностями совершенствования некоторых личностных качеств.

Последняя глава учебного пособия посвящена вопросам разработки и анализа Деловая ситуацияделовых ситуаций. В ходе написания студентом деловой ситуации и ее последующего анализа в большинстве случаев формируется концептуальный подход к проблеме. Хорошая деловая ситуация практически ставит студента в положение менеджера, действующего в реальных условиях и сталкивающегося с необходимостью принимать решения и готовить по ним план действий.

Разработка и анализ деловых ситуаций способствуют развитию у студентов изобретательности, учат умению решать проблемы с учетом конкретных условий и при наличии фактической информации. С помощью такого метода обучения у студентов развиваются квалификационные качества: умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение дискутировать, воспринимать и оценивать поступающую информацию. Кроме того, у студента развивается уверенность в себе, преодолевается излишняя робость и чрезмерная самоуверенность.

Менеджеру в силу специфики своей деятельности приходится взаимодействовать со многими людьми - подчиненными, коллегами, руководителями, деловыми партнерами.

Для повышения эффективности своей профессиональной деятельности студенту или будущему менеджеру целесообразно ознакомиться с особенностями различных характеров, определяющих отношение конкретного человека к выполняемой работе, распоряжениям, поощрениям, наказаниям, карьерному продвижению и т.д.

ХарактерХарактер может обнаружиться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься. Так, например, одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, им доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой.

Ниже приведены девять типичных характеров. По каждому характеру выделены основные признаки, дан ситуационный пример, отмечены положительные и отрицательные стороны, связанные с чертами характера, отношениями с людьми и рабочими качествами. Особого внимания студентов заслуживают рекомендации по взаимодействию с людьми, обладающими соответствующими характерами.

Гипертимный характер

Характер гипертимный Основные признаки: общительный, неспособный довести дело до конца, доброжелательный, восторженный, неусидчивый.

Ситуационный пример. В одном из московских НИИ освободилась должность заведующего лабораторией. На это место был принят Иван Иванович Синичкин. Человек дружелюбный, общительный, доброжелательный. Мгновенно он со всеми перезнакомился, всем понравился, стал «душой коллектива». В результате большую часть времени он проводил в общении с коллегами, частенько забывая о своих прямых обязанностях. «Рутинные», «будничные» дела были ему неинтересны, зато он всегда был полон новыми «гениальными» идеями, постоянно носился с «проектами века», которые редко, впрочем, получали реальное воплощение, так как Иван Иванович не доводил начатые дела до конца, все время хватаясь за что-то новое. В итоге страдала работа - ведь научные исследования требуют совершенно иного отношения. Он и сам понял, что такая работа ему не по душе, и, уйдя из НИИ, нашел работу менеджера, на которой его инициативность, энергичность, организаторские способности проявились в полной мере.

1. Черты характера
Положительные Отрицательные
* беззлобность
* общительность
* бахвальство
* завышенное самомнение
* самовосхваление
* повышенная доброжелательность и общительность в гиперформе
* навязчивы
2. Отношения с людьми, в том числе с сотрудниками
Положительные Отрицательные

* дружелюбие
* создание положительной атмосферы в коллективе
* всегда хорошее настроение

 
3. Рабочие качества
Положительные Отрицательные
* инициативность
* высокий уровень притязаний
* трудности рассматривает так преходящее явление
* добровольное занятие общественной работой
* требует соответствующих условий
* часто уровень притязаний завышен
* не доводит работу до конца
* не может выполнять кропотливую работу
* постоянная торопливость
* контактность в ущерб работе

Рекомендации:

Людям с гипертимным характером: гасите возбуждение физической нагрузкой, спокойной музыкой, аутотренингом.

Окружающим людям: создайте условия для проявления инициативы (для гипертимов желательна организаторская деятельность, требующая контактов с людьми).

Аутистический характер

Характер аутистический Основные признаки: замкнутый, обособленный, медлительный, самостоятельный, подчинение чувств рассудку.

Ситуационный пример. Главный инженер Алексей Петрович был прекрасным работником и целиком посвятил себя работе в ущерб личной жизни. Он был профессионалом высокого класса в своей области и работал хоть и медленно, но тщательно. Но, несмотря на это, сослуживцы недолюбливали его, так как он, как им казалось, ставил себя выше их. Он никогда не подходил к ним поболтать и посмеяться, ничего не рассказывал о себе и общался только с двумя-тремя такими же, как он. Алексей Петрович редко участвовал в неформальных мероприятиях, устраиваемых сотрудниками, а если и приходил, то садился в угол и читал книгу. Но больше всего их раздражало, что если к нему подойдешь с вопросом по работе, он либо очень вежливо ответит: «Я занят», - либо начнет говорить что-то очень сложное и заумное. Впрочем, и сам он за помощью никогда не обращался.

1. Черты характера
Положительные Отрицательные
* стойкость интеллектуально-эстетических увлечений
* эмоциональная твердость
* чрезмерная чувствительность
* эмоциональная замкнутость
* отрешенность
* доведенность положительных черт до крайней степени
2. Отношения с людьми, в том числе с сотрудниками
Положительные Отрицательные
* закрытость в личном плане
* соблюдение правил формально-деловых отношений
* сдержанность чувств в общении
* тактичность
* ненавязчивость в общении
* самостоятельность поведения
* долгая и верная дружба
* чрезмерная закрытость и в гиперформе
* "каменная" холодность и неприступность
* легко травмируется морально
* неумение выражать чувства
* малообщительный
* общение только с себе подобными
* отчужденность
* чрезмерная самостоятельность поведения
* трудность в установлении дружеских отношений
3. Рабочие качества
Положительные Отрицательные
* творческий поиск в работе
* самостоятельность в работе
* высокий профессионализм
* умение отстоять свою позицию
* зацикленность на работе
* непроизводительные затраты своего труда
* непоследовательность

Рекомендации:

Людям с аутистическим характером: не замыкайтесь в себе, развивайте умение выражать чувства, не общайтесь только с себе подобными.

Окружающим людям: не торопитесь устанавливать с таким человеком неформальные отношения, иначе он еще большей уйдет в себя.

Лабильный характер

Характер лабильный Основные признаки: легкоранимый, эмоциональный, искренний, неконфликтный, неустойчивый.

Ситуационный пример. Инна Павловна - заместитель главного редактора, хороший специалист, и в фирме ее ценят, закрывая глаза на некоторые мелкие недостатки. Человек она эмоциональный, впечатлительный и ранимый, немного неуравновешенный. Поэтому любую мелочь воспринимает всерьез и способна сильно расстроиться из-за пустяка, но когда все идет хорошо, да еще если начальник похвалит, то тут ей просто нет равных. Самое худшее для Инны Павловны - это ссоры, споры и конфликты. Хотя сама она человек очень искренний, импульсивный, но настроена неизменно доброжелательно, всегда готова помочь, посоветовать, а конфликты и повышенный тон приводят ее в ужас. Поэтому на работе она имеет репутацию миротворца, всегда разрешает противоречия, которые возникают между членами коллектива в процессе работы.

1. Черты характера
Положительные Отрицательные
* искренность поведения
* устойчивость привязанностей
* умение сопереживать
* быстрая смена настроения
* психологическая уязвимость
* раздражительность
* плаксивость (в плохом психологическом климате)
2. Отношения с людьми, в том числе с сотрудниками
Положительные Отрицательные
* доброжелательность
* неконфликтность
 
3. Рабочие качества
Положительные Отрицательные
* в хорошем психологическом климате - высокая продуктивность работы * критика приводит в уныние в ущерб работе

Рекомендации:

Людям с лабильным характером: научитесь жить в «грубом» мире, оберегать свою слабую нервную систему от отрицательных воздействий, побольше общайтесь с гипертимами.

Окружающим людям: ведите себя очень осторожно, доброжелательно, не допускайте нетактичных действий, чаще хвалите и приободряйте.

Демонстративный характер

Характер демонстративный Основные признаки: самореклама, низкая самокритичность, повышенная эмоциональность, общительность, неусидчивость.

Ситуационный пример. Когда-то Даша совершила большую ошибку, поступив в технический вуз, но затем окончила курсы и нашла для себя подходящую работу - поиск клиентов в турфирме. Эффектная внешность, общительность, самоуверенность, даже некоторая бесцеремонность быстро сделали ее известным не только всем коллегам, но и начальству человеком. Привыкнув с детства быть в центре внимания, Даша не хотела работать наравне с другими. Решив, что обычные маршруты не для нее, Даша занялась новыми экзотическими маршрутами, которые были очень дороги, но и очень выгодны для фирмы. Энергично взявшись за их разработку, она тем не менее не учла реальной ситуации на рынке: на дорогие маршруты не было спроса. Но зато у всех сотрудников и у руководства осталось стойкое впечатление, что Даша - незаменимый работник, энергичный, инициативный.

1. Черты характера
Положительные Отрицательные
* развитая эмоциональность
* яркое воображение
* стремление к успеху
* артистичность
* нереалистичность
* склонность к авантюризму
* чрезмерная эмоциональность
2. Отношения с людьми, в том числе с сотрудниками
Положительные Отрицательные
* умение представить себя в лучшем свете
* имеет широкий круг контактов
* разбирается в людях
* способность вытеснять рациональный критичный взгляд на себя
* низкая самокритичность
* пытается управлять людьми
* "актерское" поведение с людьми
3. Рабочие качества
Положительные Отрицательные
* энергичный
* подвижный
* не терпит рутинной работы
* неусидчивость
* слабость логики
* преувеличение собственной значимости

Рекомендации:

Людям с демонстративным характером: старайтесь сдерживать себя, направлять свое поведение в нужное русло. Отвлеченное мышление позволит вам взглянуть на себя со стороны, критически оценивая свое поведение.

Окружающим людям: научитесь распознавать, где человек говорит о реальном положении дел, а где просто занимается саморекламой.

Психастенический характер

Характер психастенический Основные признаки: замкнутый, нерешительный, склонный к аналитике, боязнь ответственности, рациональный.

Ситуационный пример. Сергей Анатольевич в коллективе прослыл человеком рациональным, добросовестным, но крайне необщительным, замкнутым. Зная его способность к анализу, стремление все исследовать, исполнительность, ему поручали доработку инвестиционных проектов, которые нужно было выполнить к определенному сроку. В очередном проекте Сергей Анатольевич выявил резервы, не замеченные разработчиком, а это были немалые средства, которые можно было использовать с гораздо большей эффективностью, однако высказать это не решался, поскольку боялся ответственности, был не уверен в себе.

1. Черты характера
Положительные Отрицательные
* стремление все исследовать
* пунктуальность
* ослабленная эмоциональность
* отсутствие твердой позиции
* нерешительность
2. Отношения с людьми, в том числе с сотрудниками
Положительные Отрицательные
* закрытость в личном плане
* сдержанность чувств в общении
* чрезмерная замкнутость
* неразговорчив
* малообщителен
* скованный в общении с людьми
3. Рабочие качества
Положительные Отрицательные
* рациональность
* склонность к аналитической обработке информации
* добросовестность
* барьер в переходе от решения
* боязнь ответственности

Рекомендации:

Людям с психастеническим характером: развивайте образную память и эмоциональность. Воображение поможет вам воспроизводить различные ситуации и сопоставлять их, делая правильные выводы даже без анализа всех сторон каждой ситуации.

Окружающим людям: не следует взваливать на такого человека принятие решений, особенно ответственных. Если таковые ему приходится принимать, то необходимо оказывать ему в этом помощь (например, советовать).

Застревающий характер

Характер застревающий Основные признаки: волевой, аккуратный, властолюбивый, эгоистичный, агрессивный.

Ситуационный пример. Федор Алексеевич Петров добился своей должности исключительно благодаря своим «пробивным» качествам, а не квалификации. Поставив себе цель получить должность начальника отдела, он медленно, но верно, не отступая от намеченного курса, за два года решил свою задачу. От твердой рукой вел свой «корабль» к цели, тщательно продумывал любую мелочь, умел все четко организовать, был удивительно аккуратным человеком, однако нельзя сказать, что он стал хорошим начальником. Первое, что он сделал, придя в отдел, - дал понять, что он здесь хозяин. Всех людей, которые чем-то ему не нравились или как-то досадили ему в прошлом, он проучил, используя выговоры и штрафы, придираясь к ним по пустякам. Со своими подчиненными держался заносчиво и никогда не выслушивал их предложений и советов. Критику в свой адрес от подчиненных он словно не слышал, зато похвалы очень любил.

1. Черты характера
Положительные Отрицательные
* твердая воля
* пробивной человек
* организованность
* властолюбие
* злопамятность
* упрямство
* агрессивность
* заносчивость
* эгоистичность
2. Отношения с людьми, в том числе с сотрудниками
Положительные Отрицательные
  * черствость
* деспотизм
* злоупотребление властью
* на критику не реагирует
3. Рабочие качества
Положительные Отрицательные
* доводит до конца начатое дело
* аккуратность
* детализация
* часто "головокружение от успехов"
* медлительность

Рекомендации:

Людям с застревающим характером: преодолевайте инертность путем общения с людьми, вносите как можно больше разнообразия в жизнь и работу, избегайте условий, вызывающих отрицательные эмоции.

Окружающим людям: проявляйте терпимость, снисходительно относитесь к инертности, не стремитесь перевоспитать такую личность, воспринимайте «застревание» позитивно.

Конформный характер

Характер конформный Основные признаки: несамостоятельный, несобранный, покорный, нерешительный, консервативный.

Ситуационный пример. Всех сослуживцев удивляло, почему у Петра Петровича до сих пор такая низкая должность - простой менеджер отдела продаж. Доброжелательный и мягкий, он легко находил язык с любым клиентом, прекрасно работал, был дисциплинированным и исполнительным. Его недостатком была, пожалуй, чрезвычайная консервативность, стремление во всем следовать мнению большинства. Он соблюдал все традиции и нормы поведения в коллективе. Робкий, несамостоятельный и нерешительный Петр Петрович боялся каждого разговора с начальством. Поэтому, когда дело в отделе доходило до очередного назначения, в списке кандидатов Петр Петрович неизменно отсутствовал и должность получали другие, менее квалифицированные, но зато более решительные.

1. Черты характера
Положительные Отрицательные
* терпеливость
* скромность
* естественная ведомость
* растерянность
* робость
* несобранность
* нерешительность
* отсутствие собственного мнения
2. Отношения с людьми, в том числе с сотрудниками
Положительные Отрицательные
* отсутствие противоречий
* в общении мягок
* естественный носитель норм, ценностей, интересов коллектива
* способность "растворить" себя в интересах другого
* зависимый от людей
* слепо следует чужим мнениям
* отсутствие противостояния
3. Рабочие качества
Положительные Отрицательные
* дисциплинированность
* исполнительность
* неспособность к работе при малейших трудностях
* требует постоянного руководства

Рекомендации:

Людям с конформным характером: тренируйте волю, отстаивайте свою позицию.

Окружающим людям: если в подчинении оказался такой человек, разъясните ему требования и последовательно руководите им.

Неустойчивый характер

Характер неустойчивый Основные признаки: отсутствие твердых внутренних принципов, активный, имеет легкий нрав, контактный.

Ситуационный пример. Иван Сергеевич славился в кругу друзей своей общительностью, легким нравом и активностью. Он прекрасно сходился с людьми, но совершенно в них не разбирался, мог подружиться с первым встречным. На работе он по большей части бездельничал, болтал с сослуживцами и играл на компьютере, часто опаздывал. Однажды его знакомый предложил ему дать кое-какие сведения о фирме, где он работал, обещая за это деньги и говоря, что это совершенно безопасно. Иван Сергеевич согласился, практически не раздумывая. Когда начальник застал его «на месте преступления», Иван даже не отпирался. Он покорно подчинился начальнику, который перевел его в другой отдел, на более низкую должность и в дальнейшем прекрасно работал на новом месте под постоянным контролем начальника. Правда, как только контроль ослабевал, он начинал халатно относиться к своим обязанностям и начальнику приходилось снова «закручивать гайки».

1. Черты характера
Положительные Отрицательные
* легкий нрав * отсутствие твердых внутренних принципов
* стремление к сиюминутным удовольствиям и развлечениям
* настроен только на потребление
* нуждается в покровительстве (наставничестве)
2. Отношения с людьми, в том числе с сотрудниками
Положительные Отрицательные
* общительность
* легко заводит друзей
* легко поддается влиянию
* неразборчив в "друзьях"
3. Рабочие качества
Положительные Отрицательные
* легкоуправляемый * недостаточно развито чувство долга; пренебрежение элементарными обязанностями
* нежелание трудиться
* делает все на ходу или наскоком
* неспособность выполнять рутинную работу
* отсутствие организаторских способностей
* необходимость постоянного контроля

Рекомендации:

Людям с неустойчивым характером: постарайтесь понять, что в жизни существуют не только развлечения, но и некие обязанности. Найдите себе работу, связанную с развлечениями (например, в театре, шоу-бизнесе).

Окружающим людям: старайтесь не ослаблять контроль за таким человеком, твердо, но осторожно предъявляйте ему свои требования, не заставляйте его выполнять рутинную работу - он все равно ее не сделает качественно.

Циклоидный характер

Характер циклоидный Основные признаки: «человек настроения», добрый, способен сопереживать окружающим, оптимистичный.

Ситуационный пример. Федора, молодого, но уже зарекомендовавшего себя менеджера, назначили главой одного из филиалов фирмы. Филиал маленький, коллектив - всего десять человек. Вначале Федор своим подчиненным очень понравился: оптимистичный, общительный, он быстро и по-новому решал старые проблемы, буквально вдохнул новую жизнь в филиал. Однако через некоторое время сотрудники заметили, что такой ритм работы периодически нарушается. Сегодня все настроены по-деловому, работа кипит, настроение отличное, в общем, подъем. А через неделю атмосфера в офисе нервная, все валится из рук. Только спустя некоторое время выяснилось, что виновником этого был сам Федор, который и «заражал» своим настроением окружающих. Со временем все в филиале привыкли к таким сменам настроения и старались как-то их нейтрализовать: в период подъема не поддаваться эйфории, а в период спада - пореже попадаться шефу на глаза.

1. Черты характера
Положительные Отрицательные
* оптимистичность
* непрерывность эмоциональных переживаний
* доброта
* способность сопереживать окружающим
* периодические изменения настроения и активности
* медлительность
* вялость
* недовольство собой в период спада
2. Отношения с людьми, в том числе с сотрудниками
Положительные Отрицательные
* общительность * в период спада ухудшается работоспособность и общительность
3. Рабочие качества
Положительные Отрицательные
* легко усваивает новое
* быстро соображает
* хорошо справляется со своими обязанностями
* легко решает возникшие проблемы
* периодические изменения работоспособности
* пассивность (в период спада)
* ощущение неограниченности собственных возможностей
* неустойчивость в работе

Рекомендации:

Людям с циклоидным характером: в период снижения работоспособности избегайте трудностей, неприятностей, соблюдайте режим дня. Постарайтесь снизить трудовую нагрузку и не беритесь за новые виды работ. Постарайтесь улучшить свое настроение и не ругайте себя за отсутствие волевых качеств, несобранность.

Окружающим людям: не критикуйте таких людей в период спада настроения, это может усугубить тяжесть их состояния. Человека с циклоидным характером не следует ставить на участки, где требуется постоянно высокий темп труда, где все связаны единым ритмом.

Для эффективного выполнения своих функций и перспектив карьерного продвижения менеджер должен четко ориентироваться в индивидуально-психологических качествах работников. Эти качества в значительной степени определяются темпераментом.

ТемпераментТемперамент является врожденным свойством личности и изменению поддается с большим трудом. Кроме того, менеджер должен иметь представление об оптимальном использовании соответствующих темпераментов в производственной деятельности.

Различают четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Холерик Холерик выделяется быстротой действий и решений, порывистостью, импульсивностью, резкой сменой настроений, неуравновешенностью, склонностью к бурным эмоциональным вспышкам, горячностью, быстрой истощаемостью вплоть до полного упадка сил и депрессии, резкостью в отношениях, повышенной раздражительностью, неуживчивостью. Вместе с тем он отличается страстностью в работе, способностью поднять людей на какое-либо дело, быстро переключается с одного дела на другое, его тяготит медленный темп деятельности и пассивность; при удачном стечении обстоятельств способен проявлять большую силу воли, активность, динамичность; у него, как правило, отсутствует злопамятность и длительная обидчивость; он отличается быстрыми и резкими движениями, общей моторной подвижностью; в отношении с окружающими для него характерны переходы от выражения симпатии к проявлению антипатии; в производственной деятельности он отличается срывами в поведении, склонностью к агрессии при неудачах; его чувства ярко выражены в мимике и речи; речь у холерика обычно страстная, горячая.

Сангвиник Сангвиник тогда увлеченно работает, когда дело интересует его, но тяготится однообразием, будничной кропотливой работой; он подвижный, общительный, впечатлительный, быстро ориентируется в незнакомой обстановке, легко входит в любой коллектив, часто становясь там лидером, инициативен, остроумен, бодр, благотворно влияет на окружающих; ему свойственна легкая сменяемость чувств, быстрое переключение внимания, он на все живо реагирует, нередко легко справляется со сложными задачами, сравнительно спокойно переживает неудачи и неприятности; он часто становится душой коллектива и может довольно быстро продвигаться по служебной лестнице; чувствительность у сангвиников, как правило, незначительная, поэтому сбивающие факторы не так сильно влияют на его поведение; однако он склонен довольно часто отвлекаться, быть несобранным, проявлять поспешность в решениях, неустойчивость в интересах и склонностях, необстоятельность в деятельности, непоседливость, нетерпеливость.

Флегматик Флегматик обычно медлителен, невозмутим, спокоен даже в трудных обстоятельствах, устойчив в своих стремлениях и настроениях; он характеризуется усидчивостью, терпением, значительной устойчивостью внимания, инертностью, неторопливостью, основательностью, постоянством в своих интересах и склонностях, слабой возбудимостью и чувствительностью; флегматик солиден, ровен в отношениях, попусту не растрачивает силы, как правило, строго придерживается выработанного распорядка жизни, системы в работе; психические процессы у него протекают довольно медленно, поэтому ему требуется некоторое время для «срабатываемости», такие люди обычно не отличаются инициативностью и нуждаются в руководстве своей деятельностью; вместе с тем они нередко отличаются упорством в достижении цели, в результате чего могут добиться сравнительно многого, но их не следует торопить; флегматики часто бывают вялыми и безразличными к окружающим, склонны к лени, когда нет особенно срочных дел.

Меланхолик Меланхолик почти всегда склонен к сильным переживаниям по незначительным поводам, а сильное воздействие вообще затормаживает его деятельность; он легкораним, внешне вяло реагирует на окружающее, несколько замкнут и необщителен, очень застенчив, робок, нерешителен, весьма трудно вступает в контакт с незнакомыми ему людьми, углублен в себя, мнителен, его самолюбие легкоуязвимо, он может не верить в свои силы, склонен к подозрительности, повышенной чувствительности; меланхолики болезненно реагируют на внезапное усложнение обстановки, испытывают сильный страх в опасных ситуациях, весьма чутко реагируют на несправедливость, в частности особенно тяжело переносят разносы начальства; они могут добиться высоких результатов в трудовой деятельности, где требуются высокая точность и скрупулезность в работе; таким людям может быть в большой степени свойственна высокая требовательность к себе и окружающим, стремление к нравственной чистоте и искренности, нетерпимость к пошлости, фальши, лжи.

Студенту необходимо всегда помнить, что менеджер должен знать как свой собственный темперамент, так и темперамент своих подчиненных, коллег и руководителей. В производственной деятельности трудно всегда отдавать предпочтение какому-либо одному типу темперамента. Однако необходимо учитывать, что организаторской работой успешно могут заниматься люди, обладающие любым темпераментом, кроме меланхолического, а монотонную работу следует поручать флегматикам и меланхоликам.

© Центр дистанционного образования МГУП