Московский государственный университет печати



         

Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин

Для специальности 021500 - Издательское дело и редактирование



Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

История зарубежной литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и вид занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Античная литература

•  

4.2.2. Литература средних веков

•  

4.2.3. Литература эпохи Возрождения

•  

4.2.4 Литература XVII в.

•  

4.2.5. Литература эпохи Просвещения

•  

4.2.6. Литература XIX в.

•  

4.2.7. Литература XX в.

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

История отечественной литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Древнерусская литература

•  

4.2.2. Литература XVIII века

•  

4.2.3.Литература первой трети XIX века

•  

4.2.4. Литературное движение второй трети XIX века

•  

4.2.5. Литература последней трети XIX века

•  

4.2.6. Литература «серебряного века»

•  

4.2.7. Литература 1920-х годов

•  

4.2.8. Литература 1930-х годов

•  

4.2.9. Литература 1940-х - начала 1950-х годов

•  

4.2.10. Современная литература

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1.Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современный литературный процесс

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Литературный процесс как теоретико-литературное понятие

•  

4.2.2. Социокультурная ситуация новейшего времени и литература

•  

4.2.3. Традиции реализма и их преломление в современной литературе

•  

4.2.4. Постмодернизм в современном литературном процессе

•  

4.2.5. Смыслообразующие тенденции в современной поэзии

•  

4.2.6. История Германии в настоящем времени

•  

4.2.7. Постэкзистенциалистский французский роман

•  

4.2.8. Модель мира в творчестве австрийских и швейцарских писателей

•  

4.2.9. Вариативность личности в прозе и драматургии швейцарских писателей

•  

4.2.10. Английская литература в поисках нового героя

•  

4.2.11. Элитарная и массовая американская литература

•  

4.2.12. Магический реализм латиноамериканского романа

•  

4.2.13. Философская притча в японской прозе

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современный русский язык

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

1.1.Цель преподавания дисциплины

•  

1.2.Задачи изучения дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

2.1.Требования к знаниям и умениям

•  

2.2. Дисциплины, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины «Современный русский язык».

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Лексика, фразеология и лексикография

•  

4.2.3. Фонетика и фонология

•  

4.2.4. Орфоэпия

•  

4.2.5. Графика и орфография

•  

4.2.6. Морфемика и словообразование

•  

4.2.6.2. Словообразование

•  

4.2.7. Морфология

•  

4.2.8. Синтаксис и пунктуация

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

Лексика и фразеология. Лексикография

•  

Словари

•  

Фонетика и фонология. Орфоэпия

•  

Графика и орфография

•  

Словообразование

•  

Морфология

•  

Синтаксис

•  

Пунктуация

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Практическая и функциональная стилистка русского языка

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Практическая стилистика русского языка

•  

4.2.2. Функциональная стилистика русского языка

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1 Рекомендуемая литература

•  

Практическая стилистика русского языка

•  

Функциональная стилистика русского языка

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

6.3. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по дисциплине «Функциональная стилистика русского языка»

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Практическая стилистика русского языка

•  

Функциональная стилистика русского языка

•  

Активные процессы в современном русском языке

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Принципы социологического изучения языка

•  

4.2.3. Изменение статуса литературного языка

•  

4.2.4. Внутренние законы развития языка

•  

4.2.5. Вариантность языкового знака

•  

4.2.6. Понятие языковой нормы

•  

4.2.7. Изменения в русском произношении и ударении

•  

4.2.8. Активные процессы в лексике и фразеологии

•  

4.2.9. Основные тенденции в словообразовательной системе русского языка

•  

4.2.10. Основные тенденции в морфологии

•  

4.2.11. Основные тенденции в синтаксическом строе

•  

4.2.12. Взаимодействие речи разговорной и книжной, устной и письменной

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

История книжного дела

•  

1. Цели и задачи учебной дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Методологические основы изучения истории книжного дела

•  

4.2.2. Книжное дело в Древнем мире и в средние века

•  

4.2.3. Книжное дело в первые века книгопечатания

•  

4.2.4. Книжное дело в период технической революции в книгопечатании в XVIII в.

•  

4.2.5. Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX в.

•  

4.2.6. Книжное дело за рубежом в XX в.

•  

4.2.7. Книжное дело в Древней Руси

•  

4.2.8. Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XIV в.

•  

4.2.9. Книжное дело в России в XVII в.

•  

4.2.10. Книжное дело в России в первой половине XVIII в.

•  

4.2.11. Книжное дело в России во второй половине XVIII в.

•  

4.2.12. Книжное дело в России в первой половине XIX в.

•  

4.2.13. Книжное дело во второй половине XIX - начале XX в.

•  

4.2.14. Книжное дело в первые годы советской власти

•  

4.2.15. Книжное дело советской России в годы нэпа

•  

4.2.16. Книжное дело СССР в 1930-1940-х гг.

•  

4.2.17. Отечественное книжное дело во второй половине XX в.

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1.Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Библиография

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания

•  

3. Объем дисциплины (раздела) и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Библиографоведение как наука

•  

4.2.3. Система современной библиографии как деятельности

•  

4.2.4. Библиографическая запись и система библиографических пособий

•  

4.2.5. История библиографии в России

•  

4.2.6. Современное состояние библиографии в Российской Федерации

•  

4.2.6.2. Научно-вспомогательная библиография в Российской Федерации

•  

4.2.7. Составление библиографических пособий

•  

4.2.8. Библиографический поиск

•  

4.2.9. Библиографическая систематизация

•  

4.2.10. Библиографическое обслуживание

•  

4.2.11. Национальная библиография. Основные понятия и тенденции развития

•  

4.2.12. Национальная библиография в зарубежных странах

•  

4.2.13. Всемирная библиография

•  

4.2.14. Иностранные справочные издания

•  

4.2.15. Издательская и книготорговая библиография в зарубежных странах

•  

4.2.16. Библиографическое обслуживание на международных книжных выставках-ярмарках

•  

4.2.17. Заключение

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Книговедение

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Книга, книжное дело, книжное издание

•  

4.2.2. Система книговедческого знания

•  

4.2.3. Общие принципы типологии книжных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современное отечественное и зарубежное издательское дело

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение в дисциплину. Источники изучения

•  

4.2.2. Книгоиздание в системе современного книжного дела

•  

4.2.3. Масштабы современного мирового книгоиздания

•  

4.2.4. Демократизация издательской деятельности в России

•  

4.2.5. Нормативно-правовая база издательского дела в современной России

•  

4.2.6. Современная издательская система России

•  

4.2.7. Издательство и государство

•  

4.2.8. Редактор в современном издательстве

•  

4.2.9. Современное состояние издательского дела за рубежом

•  

4.2.10. Развитие международного сотрудничества в книжном деле

•  

4.2.11. Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

•  

Стандарты в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие, сущность и роль стандартизации

•  

4.2.2. Системы международных и национальных стандартов

•  

4.2.3. Российская государственная система стандартизации: категории нормативно-технических документов

•  

4.2.4. Процедура разработки и утверждения стандартов. Контроль соблюдения стандартов

•  

4.2.5. Направления стандартизации в книжном деле

•  

4.2.6. Международное сотрудничество в области стандартизации

•  

4.2.7. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД)

•  

4.2.8. Международная стандартная нумерация книг (ISBN)

•  

4.2.9. Другие международные стандарты нумерации изданий

•  

4.2.10. Отраслевой формат «Юнимарк-торговля»

•  

4.2.11. Универсальная десятичная классификация (УДК) как основной информационно-поисковый язык (ИПЯ) отрасли

•  

4.2.12. Проблемы и перспективы стандартизации в книжном деле

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Социология и психология чтения

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий дисциплины

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Методологические основы психологии и социологии чтения

•  

4.2.2. История развития психологии и социологии чтения в России

•  

4.2.3. Психологические аспекты процессов чтения

•  

4.2.4. Социально-психологические характеристики читателя

•  

4.2.5. Социологические исследования читательской аудитории

•  

4.2.6. Социологические и психологические особенности книги.

•  

4.2.7. Социально-психологические аспекты деятельности издательства

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2.. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Редактирование. Общий курс

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1.. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Зарождение редактирования

•  

4.2.3. Редакторские начала в издательской деятельности РоссииVII века

•  

4.2.4. Развитие редактирования в издательской практике РоссииVIII века

•  

4.2.5. Редакторская деятельность в издательском деле России первой трети XIX века

•  

4.2.6. Формирование принципов редактирования в издательской практике России 40-50-х годов XIX века

•  

4.2.7. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века

•  

4.2.8. Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-годов XIX века

•  

4.2.9. Особенности развития редакторской школы в начале XX века (1900-1917)

•  

4.2.10. Редакторский опыт в советский период

•  

4.2.11. Редакторская деятельность в современных условиях

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Технология редакционно-издательского процесса

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Технология редакционно-издательского процесса как учебная дисциплина

•  

4.2.2. Состав и организационно-методические основы построенияИП

•  

4.2.3. Подготовительный этап РИП

•  

4.2.4. Авторский оригинал произведения

•  

4.2.5. Редакционная обработка авторского оригинала произведения

•  

4.2.6. Редакторская подготовка аппарата издания

•  

4.2.7. Производственный этап редакционно-издательского процесса. Подготовка издательского оригинала

•  

4.2.8. Корректура в редакционно-издательском процессе

•  

4.2.9. Заключительный этап редакционно-издательского процесса

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7.Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Правовые основы книжного дела

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Предмет и задачи курса

•  

4.2.2. Право в системе социального регулирования

•  

4.2.3. Правонарушения и юридическая ответственность

•  

4.2.4. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций

•  

4.2.5. Основы обязательственного права

•  

4.2.6. Отношения коммерческих организаций с гражданами

•  

4.2.7. Налоговая система РФ

•  

4.2.8. Налоговый кодекс РФ

•  

4.2.9. Органы налогового контроля

•  

4.2.10. Налоговое планирование

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Предпринимательство в книжном деле

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Экономические и политические факторы влияния на предпринимательство. Роль государства

•  

4.2.2. Формы собственности предприятий. Малый бизнес, его особенности в книжном деле. Экономическая роль малого бизнеса

•  

4.2.3. Субъект предпринимательской деятельности - ключевая фигура в бизнесе. Личностные и профессиональные качества предпринимателя, их развитие

•  

4.2.4. Условия организации и развития предпринимательства в книжном деле

•  

4.2.5. Организация хозяйственных связей. Договорные отношения в книжном деле. Особенности коммерческой работы при совершении экспортно-импортных операций

•  

4.2.6. Защита от риска. Страхование, виды страхования бизнеса

•  

4.2.7. Бизнес-планирование. Основные разделы бизнес-плана, их разработка

•  

4.2.8. Факторы, определяющие типы и виды издательско-книготорговых предприятий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Менеджмент в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность менеджмента в книжном деле. Цели и задачи менеджмента. Эволюция теории менеджмента в России и за рубежом

•  

4.2.2. Менеджер и его роль в книжном деле. Требования, предъявляемые к менеджеру

•  

4.2.3. Предприятие как субъект управления. Виды и объекты управленческой деятельности

•  

4.2.4. Системный подход к организации управления

•  

4.2.5. Основные функции управления в книжном деле: планирование, организация, мотивация, контроль

•  

4.2.6. Информационное обеспечение управления предприятием

•  

4.2.7. Менеджмент в книжном деле: внутренняя и внешняя среда менеджмента

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная и дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Маркетинг в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность маркетинга

•  

4.2.2. Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинговой деятельности

•  

4.2.3. Товарная политика в книжном маркетинге

•  

4.2.4 Ценовая политика в книжном маркетинге

•  

4.2.5. Политика сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.6. Политика стимулирования сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.7 Маркетинговые исследования книжного рынка

•  

4.2.8. Управление маркетингом в издательском и книготорговом предприятии

•  

4.2.9. Зарубежный опыт

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Этика делового общения

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2.Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Основные понятия этики делового общения. Этикет, основы речевой этики

•  

4.2.2. Культура речи. Виды речи. Основы устного общения

•  

4.2.3. Публичная речь

•  

4.2.4. Деловая беседа. Деловые переговоры

•  

4.2.5. Композиция и стиль речи. Риторика

•  

4.2.6. Бизнес-язык. Формы делового общения

•  

4.2.7. Конфликты и пути их разрешения

•  

4.2.8. Деловая переписка

•  

4.2.9. Деловая этика в издательском деле

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Программные средства обработки информации

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисцплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов программы

•  

4.2.1. Общие сведения о программном обеспечении КИС

•  

4.2.2. Системное программное обеспечение КИС. Назначение системного программного обеспечения, его разновидности

•  

4.2.3. Сведения о языке и стандарте PostScript

•  

4.2.4. Типографика и КИС

•  

4.2.5. Программы обработки текстовой информации

•  

4.2.6. Программы обработки графической информации

•  

4.2.7. Программы объединения файлов

•  

4.2.8. Программы межплатформенного обмена

•  

4.2.9. Специальные программные средства КИС

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Информационные технологии в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Примерная тематика курсовых работ

•  

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

7.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Основы производственных процессов

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение. История развития отрасли

•  

4.2.2. Общие понятия о полиграфическом производстве

•  

4.2.3. Характеристика полиграфической продукции

•  

4.2.4. Допечатные процессы

•  

4.2.5. Печатные процессы

•  

4.2.6. Отделочные и брошюровочно-переплетные процессы (БПП)

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература:

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

История зарубежной литературы

Программу составил В.А, Пронин, профессор, д. ф. н., МГУП

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины - получение необходимых знаний о литературном процессе в зарубежных странах; задача дисциплины - изучение основных памятников всемирной литературы.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать содержание и проблематику основных произведений, характеризующих литературный процесс.

Студент должен иметь четкое представление об основных этапах развития зарубежной литературы; выработать навыки анализа произведений классической и современной всемирной литературы.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость дисциплины 150 1 2
Аудиторные занятия 85 1 2
Лекции 51 1 2
Практические занятия (ПЗ) 34 1 2
Семинары (С) и/или другие виды аудиторных занятий
Самостоятельная работа 65 1 2
Курсовой проект (работа) 2
Расчетно-графические работы
Реферат и/или другие виды самостоятельной работы
Вид итогового контроля : экзамен 1 2

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и вид занятий

Таблица 2

4.1 Раздел дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

ЛР

1 Античная литература * *
2 Литература средних веков * *
3 Литература эпохи Возрождения * *
4 Литература XVII века * *
5 Литература эпохи Просвещения * *
6 Литература XIX века * *
7 Литература ХХ века * *

4.2. Содержание дисциплины

Наименование тем, их содержание, примерный объем аудиторных часов.

4.2.1. Античная литература

Мифология и античная литература. Общая характеристика античной литературы и ее значения для европейской культуры и литературы.

Древнейшие литературные памятники. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», их основные проблемы. Герои поэм как выразители народного идеала. Образы богов и их роль в развитии действия. Черты эпического стиля. Лирические и драматические элементы в эпосе.

Греческая литература в период становления классового общества и государства (VII-VI вв. до н. э.). Развитие лирики, ее виды и представители.

Аттический период древнегреческой литературы (V - середина IV вв. до н. э.). Лирика Пиндара. Возникновение трагедии, ее структура. Греческий театр, его устройство и роль в общественной жизни. Творчество Эсхила. Идейно-художественное своеобразие трагедии «Прометей прикованный».

Софокл - драматург периода расцвета афинской демократии. Интерес к героической личности, стремление к гармонии между личностью и обществом. Человек и судьба в «Царе Эдипе».

Еврипид - драматург периода кризиса афинской демократии. Изображение страстей. Проблематика и своеобразие конфликта трагедии «Медея».

Возникновение комедии, ее фольклорная основа. «Древняя» аттическая комедия и ее своеобразие. Политический обличительный характер комедии. Творчество Аристофана. Вопросы войны и мира («Мир», «Лисистрат»); сатира на внутреннюю и внешнюю политику Афин («Всадники»).

Эллинистический период древнегреческой литературы. Новоаттическая комедия, ее тематика, сюжеты и характеры. Творчество Менандра. Буколистическая поэзия. Проблематика древнегреческого романа «Дафнис и Хлоя» Лонга.

Историческое значение римской литературы. Римское общество эпохи Пунических войн. Творчество Плавта и Теренция.

Римская литература эпохи гражданских войн. Катулл и «неотерики».

Римское общество эпохи принципата Августа. Поэма Вергилия «Энеида», политический смысл обработки мифа об Энее. Художественный мир «Энеиды». Лирика Горация. Жанры его поэзии, основные мотивы и стиль од. Любовная тематика творчества Овидия. Мифологические образы поэмы «Метаморфозы». Литература императорского Рима.

4.2.2. Литература средних веков

Общая характеристика средневековой культуры. Христианство и элементы античного культурного наследия в культуре средневековья.

Героический эпос эпохи раннего средневековья (V-X вв.): ирландские и исландские саги. Героический эпос эпохи зрелого феодализма. «Песнь о Роланде» - величайший памятник французского героического эпоса. Историческая основа произведения. Роланд - народный герой и рыцарь. Особенности поэтической структуры и образности поэмы.

«Песнь о Нибелунгах» - памятник немецкого героического эпоса. Древнегерманская основа произведения. Переплетение исторических и сказочно-мифологических мотивов.

Рыцарская (куртуазная) литература XII-XIII вв. Лирика трубадуров. Рыцарский роман, его циклы. Тема любви. Идейно-художественные особенности «Романа о Тристане и Изольде».

Городская литература, ее бытовой и празднично-смеховой характер. Повествовательные жанры (фаблио, шванки). Драматургические жанры (фарс, соти, миракль, мистерия). Ваганты и их лирика.

Литература позднего средневековья. «Смерть Артура» Мелори. Сатирический животный эпос. «Роман о Лисе». Поэзия Франсуа Вийона.

4.2.3. Литература эпохи Возрождения

Предвозрождение в Италии. Жизнь и творчество Данте Алигьери. «Божественная комедия» как философско-художественная энциклопедия средневековой культуры и первое произведение гуманистической культуры. Связь поэмы с аллегорической поэзией средних веков. Композиция поэмы. Образ автора в поэме. Нравственная проблематика в поэме. Своеобразие изобразительных средств поэмы.

Жизнь и творчество Петрарки. Двойственность его миросозерцания (трактат «О презрении к миру»). «Книга песен», ее тематика, жанровый состав. Влияние «Книги песен» на последующее развитие европейской поэзии.

Жизнь и творчество Боккаччо. «Декамерон», его источники и композиция. Идейно-художественное значение сюжетного обрамления. Основные типы новелл в книге. Прославление душевного благородства человека. Критика фанатизма, суеверий и предрассудков, насмешка над лицемерием духовенства в новеллах.

Характеристика культуры Возрождения в Италии XV в. Кружок Лоренцо Медичи. Творчество Ариосто. «Ученая комедия». Расцвет комедии дель арте. Макиавелли и кризис гуманизма в итальянской литературе XVI в.

Французский гуманизм и Реформация. Своеобразные черты гуманизма во Франции. Кружок Маргариты Наваррской.

Жизнь и творчество Рабле. История создания романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Связь романа с народной смеховой культурой. Осмеяние схоластической учености, феодальных войн, религиозного фанатизма. Проблема воспитания в романе. Воплощение идеалов Рабле в образах романа.

Деятельность «Плеяды». Гуманизм лирики Ронсара. Кризис французского гуманизма в творчестве Монтеня.

Предшественник английского Возрождения Д. Чосер, его «Кентерберийские рассказы».

«Утопия» Томаса Мора, ее основные идеи и художественные особенности. Развитие английского театра в конце XVI в. Творчество Кристофера Марло.

Жизнь и творчество Уильяма Шекспира. Первый период творчества. Сонеты Шекспира. Исторические хроники. Защита идеи национального государства и критика феодальной анархии. Фальстаф и «фальстафовский фон». Оптимизм мироощущения Шекспира в ранних комедиях. Трагедия «Ромео и Джульетта», характер конфликта и способ его разрешения.

Второй период творчества Шекспира. Отражение в великих трагедиях («Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет») кризиса гуманизма и трагизма эпохи Возрождения. «Гамлет» как трагедия свободного разума. Тема искусства в «Гамлете». «Отелло» - трагедия обманутого доверия. «Макбет» - трагедия честолюбия. Своеобразие конфликта трагедии «Король Лир». Трагизм обожествления человека, осуждение эгоистических страстей.

Третий период творчества Шекспира. Жанр трагикомедии. «Буря».

Испанский рыцарский и плутовской роман. Жизнь и творчество Сервантеса. Роман «Дон Кихот» как вершина и итог развития ренессансной прозы Испании. «Дон Кихот» как пародия на рыцарский роман. Трагикомическое изображение гуманиста. Дон Кихот и Санчо Панса как социальные типы; воплощение в них разных сторон человеческой «натуры». Гуманистическая критика социальной действительности в романе.

Развитие испанской национальной драмы XVI-XVII вв. Творчество Лопе де Вега. Жанровое богатство и разнообразие его драматургии. Комедия «плаща и шпаги», героическая драма «Овечий источник».

4.2.4 Литература XVII в.

Основные направления в литературе XVII в.: классицизм, маньеризм, барокко.

Барочное направление в испанской литературе XVII в. Религиозно-философские драмы Кальдерона. Направления в английской литературе XVII в. Творчество Мильтона. Реалистическое отражение противоречий немецкой действительности в романе Гриммель-сгаузена «Симплиций Симплициссимус». Роман Гриммельсгаузена и литература барокко.

Классицизм, его связь с рационалистической философией. Нормативность поэтики.

Литература французского классицизма. Творчество Корнеля. Политическая проблематика трагедий Корнеля. Коллизия в трагикомедии «Сид» и ее разрешение.

Жан Расин и второй этап развития классической трагедии. Политические и нравственно-психологические проблемы в его трагедиях «Андромаха» и «Федра».

Творчество Мольера. Идейно-художественное своеобразие комедии «Тартюф». Философские идеи в комедиях «Дон Жуан» и «Мизантроп». Принципы создания характеров.

4.2.5. Литература эпохи Просвещения

Просвещение - ведущее философское и художественное движение XVIII в. Социально-политическая, морально-философская и эстетическая программа просветителей.

Своеобразие английского Просвещения. Творчество Дефо. Реализм романа «Робинзон Крузо».

Творчество Свифта. Картина английской политической действительности в романе «Путешествия Гулливера». Художественное своеобразие романа: фантастика, аллегория, сатира.

Социально-бытовой роман Филдинга «История Тома Джонса, найденыша». Творчество Стерна и сентиментализм.

Творчество Бернса. Народная основа его лирики.

Идейная направленность французского Просвещения. Творческий путь Вольтера. Сочетание философской тенденции с ироническим авантюрным повествованием в «Философских повестях» Вольтера.

Дидро и энциклопедисты. Реалистические тенденции прозы Дидро («Монахиня», «Племянник Рамо»).

Критика феодального строя в произведениях Руссо. Роман «Юлия, или Новая Элоиза» как произведение французского сентиментализма.

Исторические задачи немецкого Просвещения. Драматургия Лессинга и создание национального демократического немецкого театра.

Движение «бури и натиска».

Жизнь и творчество Гете. Гете периода «бури и натиска». Лирика Гете. Роман «Страдания молодого Вертера» как произведение немецкого сентиментализма. Веймарский классицизм. Философская проблематика «Фауста». Идейный смысл сопоставления образов Фауста и Мефистофеля. Прославление труда и творческой деятельности человека в «Фаусте».

Жизнь и творчество Шиллера. Тираноборческий пафос драмы «Разбойники». Антифеодальная направленность драмы «Коварство и любовь». Противопоставление идеала действительности в лирике Шиллера. Тема национально-освободительной борьбы в драме «Вильгельм Телль».

4.2.6. Литература XIX в.

Историко-литературный процесс и его периодизация. Значение Великой французской революции XVIII в. Романтизм и критический реализм как главные творческие методы в литературе XIX в. Декаданс и модернизм в литературе последней трети XIX в.

Немецкие романтики как зачинатели европейского романтического движения. Иенская группа. Гейдельбергская школа. Сборник песен «Волшебный рог мальчика». «Семейные и детские сказки» братьев Гримм.

Основные этапы творчества Э.Т.А. Гофмана. Проблема художника и тема искусства. Сатира в произведениях Гофмана «Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра».

Г. Гейне - последний поэт романтизма и первый его критик. Лирический герой «Книги песен». Сатира и публицистика Гейне. Поэма «Германия. Зимняя сказка» как юмористический путевой эпос. Сборник «Романсеро». Гейне в русских переводах.

Поэты «Озерной школы» (Вордсворт, Колридж, Саути).

Связь творчества Байрона с революционно-освободительным движением в Европе. Выступления Байрона в защиту луддитов. Политическая лирика. Лиро-эпическая поэма «Паломничество Чайльд Гарольда». Проблема героя. Мировая скорбь байронического героя в поэме «Шильонский узник». Роман в стихах «Дон Жуан» - эпическая сатира Байрона. Байрон в русских переводах.

Философская лирика Шелли. Тираноборческая драма Шелли «Освобожденный Прометей».

В. Скотт как создатель жанра исторического романа. Изображение народных движений в романах «Роб Рой», «Айвенго», «Квентин Дорвард».

Основные этапы французского романтизма и его представители. Возникновение исповедального романа.

В. Гюго. Творческий путь писателя. Гротеск и контраст в эстетике Гюго. Романтическая драма. Антифеодальная и антиклерикальная направленность романа «Собор Парижской богоматери». Гражданская лирика В. Гюго («Возмездие», «Грозный год»). Защита обездоленных в «Отверженных». Изображение революционных боев в 1832 г. Проповедь милосердия.

Творческая эволюция А. Мицкевича. Вольнолюбивая лирика. Мицкевич в России. «Крымские сонеты». Мицкевич и Пушкин. История и современность в эпической поэме «Пан Тадеуш».

Становление американской национальной литературы. Романтические новеллы В. Ирвинга. Ф. Купер - создатель американского исторического романа. Э. По - основоположник детективного и научно-фантастического жанров. Поэзия Э. По в русских переводах.

Взаимодействие критического реализма и романтизма. Ф. Стендаль. Роман «Красное и черное» как критическое изображение французского общества периода Реставрации. Образ Жюльен Сореля. Национально-освободительное движение в Италии и его отражение в новелле «Ванина Ванини» и романе «Пармская обитель».

Творчество О. Бальзака - вершина французского критического реализма первой половины XIX в. Замысел создания «Человеческой комедии». Тема всевластия денег. Принципы создания характера в «Человеческой комедии». Проблема молодого человека. Творческий метод романиста.

Ч. Диккенс - основоположник критического реализма в Англии. Диккенс-юморист. Проблема воспитания в романах «Оливер Твист», «Николас Никкльби». Проблематика и система образов романа «Домби и сын». Тема детства и образы детей.

У. Теккерей. Изображение английской буржуазно-аристократической среды в романе «Ярмарка тщеславия». Проблема героя в романе. Особенности композиционного построения.

Теория «чистого искусства». Парнасская школа. Сборник Ш. Бодлера «Цветы зла» и его значение для развития французской поэзии.

Г. Флобер. Эстетические взгляды. Тема крушения романтических иллюзий в романе «Госпожа Бовари». Особенности авторской позиции Флобера.

Символистская поэзия П. Верлена и А. Рембо - окно в неведомый мир.

Э. Золя как глава натуралистической школы во Франции. Идея детерминированности характера биологическими факторами и средой.

Цикл романов Э. Золя «Ругон-Маккары». Основные мотивы и композиция цикла. Картины жизни II империи в романах «Карьера Ругонов», «Чрево Парижа», «Деньги», «Разгром». Общественная деятельность Золя в 90-е гг.

Мопассан. Тематическое и жанровое своеобразие новеллистики Мопассана. Романы «Жизнь» и «Милый друг» - проблематика и поэтика.

А. Франс. Роман-памфлет «Остров пингвинов». Тема революции в романах Франса «Боги жаждут», «Восстание ангелов».

Р. Роллан. Борьба молодого Роллана за героическое жизнеутверждающее искусство. История и фольклор в романе «Кола Брюньон». Роман «Очарованная душа» и судьбы европейской интеллигенции.

Особенности исторического развития Норвегии и ее литературы в XIX в. Основные литературные направления.

Г. Ибсен. Творческий путь. Философско-эстетическая проблематика пьес 50-х годов («Бранд», «Пер Гюнт»). Проблема героя.

Психологические драмы 70-хгг. («Кукольный дом», «Столпы общества»). Драматургическое новаторство Ибсена.

Г. Гауптман. Борьба реализма и натурализма в его творчестве. Антифашистская драма «Перед заходом солнца».

Поэзия P.M. Рильке. Тема искусства в сборниках «Книга картин», «Сонеты к Орфею». Рильке и Россия.

Творчество Ф. Кафки. Проблема отчуждения личности в новелле «Превращение» и в романе «Процесс».

Викторианская Англия. Декаданс и его отражение в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Критический реализм в английской литературе рубежа веков.

Дж. Голсуорси. Эстетика писателя. «Сага о Форсайтах», жанр, структура. Конфликт собственности и красоты.

Г. Уэллс. Проблематика научно-фантастических романов «Машина времени», «Человек-невидимка», «Борьба миров». Книга «Россия во мгле». Выступления против фашизма.

Б. Шоу. Обличительная драматургия 1890-х гг. Философская комедия «Пигмалион». Проблематика пьесы «Дом, где разбиваются сердца».

Формирование критического реализма в литературе США. М. Твен. Поэзия детских чувств и романтика приключений в «Приключениях Тома Сойера» и «Приключениях Гекльберри Финна». Политические памфлеты.

Творческий путь Д. Лондона. Романтика северных рассказов. Трагедия художника в романе «Мартин Идеи».

4.2.7. Литература XX в.

Воздействие событий Первой мировой войны на развитие литературы. Новые черты критического реализма, обновление реалистического искусства.

Модернизм. Изображение автономной внутренней жизни в творчестве Д. Джойса и М. Пруста. Мастерство воспроизведения потока сознания. Воздействие их творчества на современный литературный процесс.

Писатели мира в борьбе против фашизма. Зарубежная литература в период Второй мировой войны. Творчество писателей - участников антифашистского сопротивления (Л. Арагон, П. Элюар, И. Бехер, А. Зегерс и др.).

Критический реализм в немецкой литературе XX в.

Т. Манн и традиции бюргерской культуры. Реализм романа «Будденброки». Тема искусства в новелле «Тонио Крегер». Критика буржуазной цивилизации в романе Т. Манна «Волшебная гора». Новелла «Марио и волшебник» и осуждение в ней идеологии фашизма. Проблема гуманизма в романах «Доктор Фаустус» и «Иосиф и его братья».

Роман Г. Манна «Верноподданный» как образец социально-политической сатиры. Антифашистская публицистика Г. Манна. Философия истории в дилогии о Генрихе IV.

Выступления поэтов-экспрессионистов против войны. Антивоенные романы Э.М. Ремарка.

Литература 30-х гг. в борьбе против нацизма. Роман А. Зегерс «Седьмой крест». Сонеты Бехера как жанр исторического портрета.

Б. Брехт и его теория «эпического театра». Драмы «Мамаша Кураж и ее дети», «Жизнь Галилея». Драматургическое новаторство и влияние Брехта на мировой театр.

Основные направления во французской литературе после Первой мировой войны. Антивоенный роман А. Барбюса «Огонь».

Критический реализм во французской литературе между двумя мировыми войнами. Жанр семейной хроники в творчестве Роже Мартен дю Гара и Мориака. Тема детства в повести Мориака «Мартышка».

Творчество А. Сент-Экзюпери.

Французская литература в годы борьбы против фашистской оккупации. Поэзия и публицистика Л. Арагона и П. Элюара. Философские романы и драмы Ж.П. Сартра и А. Камю.

Развитие литературы критического реализма после Первой мировой войны. Воспитательный роман С. Фицджеральда «Великий Гэтсби».

Э. Хэмингуэй как писатель «потерянного поколения». Испанская тема в романе «По ком звонит колокол». Философская повесть «Старик и море». Особенности творческого метода Хэмингуэя. Американский юг в изображении У. Фолкнера.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

Лосев А.Ф. Античная литература. - М., 1997.

Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А. - История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. - М., 2000.

Соловьева Н.А. Зарубежная литература XIX в. - М., 1999.

Зарубежная литература XX в. /Под ред. Л.Г. Андреева. - М., 2000.

Дополнительная литература

Зарубежные писатели. Библиографический словарь: В 2 ч. /Под редакцией Н.П. Михальской. - М., 1996.

Карельский А.В. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. - М., 1990.

Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций. - М., 1996.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Компьютерные обучающие и контролирующие программы.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Издания произведений, портреты писателей.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021500 - Издательское дело и редактирование.

© Центр дистанционного образования МГУП