Московский государственный университет печати



         

Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин

Для специальности 021500 - Издательское дело и редактирование



Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

История зарубежной литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и вид занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Античная литература

•  

4.2.2. Литература средних веков

•  

4.2.3. Литература эпохи Возрождения

•  

4.2.4 Литература XVII в.

•  

4.2.5. Литература эпохи Просвещения

•  

4.2.6. Литература XIX в.

•  

4.2.7. Литература XX в.

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

История отечественной литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Древнерусская литература

•  

4.2.2. Литература XVIII века

•  

4.2.3.Литература первой трети XIX века

•  

4.2.4. Литературное движение второй трети XIX века

•  

4.2.5. Литература последней трети XIX века

•  

4.2.6. Литература «серебряного века»

•  

4.2.7. Литература 1920-х годов

•  

4.2.8. Литература 1930-х годов

•  

4.2.9. Литература 1940-х - начала 1950-х годов

•  

4.2.10. Современная литература

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1.Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современный литературный процесс

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Литературный процесс как теоретико-литературное понятие

•  

4.2.2. Социокультурная ситуация новейшего времени и литература

•  

4.2.3. Традиции реализма и их преломление в современной литературе

•  

4.2.4. Постмодернизм в современном литературном процессе

•  

4.2.5. Смыслообразующие тенденции в современной поэзии

•  

4.2.6. История Германии в настоящем времени

•  

4.2.7. Постэкзистенциалистский французский роман

•  

4.2.8. Модель мира в творчестве австрийских и швейцарских писателей

•  

4.2.9. Вариативность личности в прозе и драматургии швейцарских писателей

•  

4.2.10. Английская литература в поисках нового героя

•  

4.2.11. Элитарная и массовая американская литература

•  

4.2.12. Магический реализм латиноамериканского романа

•  

4.2.13. Философская притча в японской прозе

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современный русский язык

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

1.1.Цель преподавания дисциплины

•  

1.2.Задачи изучения дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

2.1.Требования к знаниям и умениям

•  

2.2. Дисциплины, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины «Современный русский язык».

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Лексика, фразеология и лексикография

•  

4.2.3. Фонетика и фонология

•  

4.2.4. Орфоэпия

•  

4.2.5. Графика и орфография

•  

4.2.6. Морфемика и словообразование

•  

4.2.6.2. Словообразование

•  

4.2.7. Морфология

•  

4.2.8. Синтаксис и пунктуация

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

Лексика и фразеология. Лексикография

•  

Словари

•  

Фонетика и фонология. Орфоэпия

•  

Графика и орфография

•  

Словообразование

•  

Морфология

•  

Синтаксис

•  

Пунктуация

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Практическая и функциональная стилистка русского языка

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Практическая стилистика русского языка

•  

4.2.2. Функциональная стилистика русского языка

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1 Рекомендуемая литература

•  

Практическая стилистика русского языка

•  

Функциональная стилистика русского языка

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

6.3. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по дисциплине «Функциональная стилистика русского языка»

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Практическая стилистика русского языка

•  

Функциональная стилистика русского языка

•  

Активные процессы в современном русском языке

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Принципы социологического изучения языка

•  

4.2.3. Изменение статуса литературного языка

•  

4.2.4. Внутренние законы развития языка

•  

4.2.5. Вариантность языкового знака

•  

4.2.6. Понятие языковой нормы

•  

4.2.7. Изменения в русском произношении и ударении

•  

4.2.8. Активные процессы в лексике и фразеологии

•  

4.2.9. Основные тенденции в словообразовательной системе русского языка

•  

4.2.10. Основные тенденции в морфологии

•  

4.2.11. Основные тенденции в синтаксическом строе

•  

4.2.12. Взаимодействие речи разговорной и книжной, устной и письменной

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

История книжного дела

•  

1. Цели и задачи учебной дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Методологические основы изучения истории книжного дела

•  

4.2.2. Книжное дело в Древнем мире и в средние века

•  

4.2.3. Книжное дело в первые века книгопечатания

•  

4.2.4. Книжное дело в период технической революции в книгопечатании в XVIII в.

•  

4.2.5. Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX в.

•  

4.2.6. Книжное дело за рубежом в XX в.

•  

4.2.7. Книжное дело в Древней Руси

•  

4.2.8. Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XIV в.

•  

4.2.9. Книжное дело в России в XVII в.

•  

4.2.10. Книжное дело в России в первой половине XVIII в.

•  

4.2.11. Книжное дело в России во второй половине XVIII в.

•  

4.2.12. Книжное дело в России в первой половине XIX в.

•  

4.2.13. Книжное дело во второй половине XIX - начале XX в.

•  

4.2.14. Книжное дело в первые годы советской власти

•  

4.2.15. Книжное дело советской России в годы нэпа

•  

4.2.16. Книжное дело СССР в 1930-1940-х гг.

•  

4.2.17. Отечественное книжное дело во второй половине XX в.

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1.Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Библиография

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания

•  

3. Объем дисциплины (раздела) и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Библиографоведение как наука

•  

4.2.3. Система современной библиографии как деятельности

•  

4.2.4. Библиографическая запись и система библиографических пособий

•  

4.2.5. История библиографии в России

•  

4.2.6. Современное состояние библиографии в Российской Федерации

•  

4.2.6.2. Научно-вспомогательная библиография в Российской Федерации

•  

4.2.7. Составление библиографических пособий

•  

4.2.8. Библиографический поиск

•  

4.2.9. Библиографическая систематизация

•  

4.2.10. Библиографическое обслуживание

•  

4.2.11. Национальная библиография. Основные понятия и тенденции развития

•  

4.2.12. Национальная библиография в зарубежных странах

•  

4.2.13. Всемирная библиография

•  

4.2.14. Иностранные справочные издания

•  

4.2.15. Издательская и книготорговая библиография в зарубежных странах

•  

4.2.16. Библиографическое обслуживание на международных книжных выставках-ярмарках

•  

4.2.17. Заключение

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Книговедение

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Книга, книжное дело, книжное издание

•  

4.2.2. Система книговедческого знания

•  

4.2.3. Общие принципы типологии книжных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современное отечественное и зарубежное издательское дело

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение в дисциплину. Источники изучения

•  

4.2.2. Книгоиздание в системе современного книжного дела

•  

4.2.3. Масштабы современного мирового книгоиздания

•  

4.2.4. Демократизация издательской деятельности в России

•  

4.2.5. Нормативно-правовая база издательского дела в современной России

•  

4.2.6. Современная издательская система России

•  

4.2.7. Издательство и государство

•  

4.2.8. Редактор в современном издательстве

•  

4.2.9. Современное состояние издательского дела за рубежом

•  

4.2.10. Развитие международного сотрудничества в книжном деле

•  

4.2.11. Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

•  

Стандарты в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие, сущность и роль стандартизации

•  

4.2.2. Системы международных и национальных стандартов

•  

4.2.3. Российская государственная система стандартизации: категории нормативно-технических документов

•  

4.2.4. Процедура разработки и утверждения стандартов. Контроль соблюдения стандартов

•  

4.2.5. Направления стандартизации в книжном деле

•  

4.2.6. Международное сотрудничество в области стандартизации

•  

4.2.7. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД)

•  

4.2.8. Международная стандартная нумерация книг (ISBN)

•  

4.2.9. Другие международные стандарты нумерации изданий

•  

4.2.10. Отраслевой формат «Юнимарк-торговля»

•  

4.2.11. Универсальная десятичная классификация (УДК) как основной информационно-поисковый язык (ИПЯ) отрасли

•  

4.2.12. Проблемы и перспективы стандартизации в книжном деле

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Социология и психология чтения

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий дисциплины

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Методологические основы психологии и социологии чтения

•  

4.2.2. История развития психологии и социологии чтения в России

•  

4.2.3. Психологические аспекты процессов чтения

•  

4.2.4. Социально-психологические характеристики читателя

•  

4.2.5. Социологические исследования читательской аудитории

•  

4.2.6. Социологические и психологические особенности книги.

•  

4.2.7. Социально-психологические аспекты деятельности издательства

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2.. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Редактирование. Общий курс

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1.. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Зарождение редактирования

•  

4.2.3. Редакторские начала в издательской деятельности РоссииVII века

•  

4.2.4. Развитие редактирования в издательской практике РоссииVIII века

•  

4.2.5. Редакторская деятельность в издательском деле России первой трети XIX века

•  

4.2.6. Формирование принципов редактирования в издательской практике России 40-50-х годов XIX века

•  

4.2.7. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века

•  

4.2.8. Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-годов XIX века

•  

4.2.9. Особенности развития редакторской школы в начале XX века (1900-1917)

•  

4.2.10. Редакторский опыт в советский период

•  

4.2.11. Редакторская деятельность в современных условиях

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Технология редакционно-издательского процесса

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Технология редакционно-издательского процесса как учебная дисциплина

•  

4.2.2. Состав и организационно-методические основы построенияИП

•  

4.2.3. Подготовительный этап РИП

•  

4.2.4. Авторский оригинал произведения

•  

4.2.5. Редакционная обработка авторского оригинала произведения

•  

4.2.6. Редакторская подготовка аппарата издания

•  

4.2.7. Производственный этап редакционно-издательского процесса. Подготовка издательского оригинала

•  

4.2.8. Корректура в редакционно-издательском процессе

•  

4.2.9. Заключительный этап редакционно-издательского процесса

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7.Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Правовые основы книжного дела

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Предмет и задачи курса

•  

4.2.2. Право в системе социального регулирования

•  

4.2.3. Правонарушения и юридическая ответственность

•  

4.2.4. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций

•  

4.2.5. Основы обязательственного права

•  

4.2.6. Отношения коммерческих организаций с гражданами

•  

4.2.7. Налоговая система РФ

•  

4.2.8. Налоговый кодекс РФ

•  

4.2.9. Органы налогового контроля

•  

4.2.10. Налоговое планирование

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Предпринимательство в книжном деле

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Экономические и политические факторы влияния на предпринимательство. Роль государства

•  

4.2.2. Формы собственности предприятий. Малый бизнес, его особенности в книжном деле. Экономическая роль малого бизнеса

•  

4.2.3. Субъект предпринимательской деятельности - ключевая фигура в бизнесе. Личностные и профессиональные качества предпринимателя, их развитие

•  

4.2.4. Условия организации и развития предпринимательства в книжном деле

•  

4.2.5. Организация хозяйственных связей. Договорные отношения в книжном деле. Особенности коммерческой работы при совершении экспортно-импортных операций

•  

4.2.6. Защита от риска. Страхование, виды страхования бизнеса

•  

4.2.7. Бизнес-планирование. Основные разделы бизнес-плана, их разработка

•  

4.2.8. Факторы, определяющие типы и виды издательско-книготорговых предприятий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Менеджмент в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность менеджмента в книжном деле. Цели и задачи менеджмента. Эволюция теории менеджмента в России и за рубежом

•  

4.2.2. Менеджер и его роль в книжном деле. Требования, предъявляемые к менеджеру

•  

4.2.3. Предприятие как субъект управления. Виды и объекты управленческой деятельности

•  

4.2.4. Системный подход к организации управления

•  

4.2.5. Основные функции управления в книжном деле: планирование, организация, мотивация, контроль

•  

4.2.6. Информационное обеспечение управления предприятием

•  

4.2.7. Менеджмент в книжном деле: внутренняя и внешняя среда менеджмента

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная и дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Маркетинг в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность маркетинга

•  

4.2.2. Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинговой деятельности

•  

4.2.3. Товарная политика в книжном маркетинге

•  

4.2.4 Ценовая политика в книжном маркетинге

•  

4.2.5. Политика сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.6. Политика стимулирования сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.7 Маркетинговые исследования книжного рынка

•  

4.2.8. Управление маркетингом в издательском и книготорговом предприятии

•  

4.2.9. Зарубежный опыт

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Этика делового общения

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2.Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Основные понятия этики делового общения. Этикет, основы речевой этики

•  

4.2.2. Культура речи. Виды речи. Основы устного общения

•  

4.2.3. Публичная речь

•  

4.2.4. Деловая беседа. Деловые переговоры

•  

4.2.5. Композиция и стиль речи. Риторика

•  

4.2.6. Бизнес-язык. Формы делового общения

•  

4.2.7. Конфликты и пути их разрешения

•  

4.2.8. Деловая переписка

•  

4.2.9. Деловая этика в издательском деле

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Программные средства обработки информации

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисцплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов программы

•  

4.2.1. Общие сведения о программном обеспечении КИС

•  

4.2.2. Системное программное обеспечение КИС. Назначение системного программного обеспечения, его разновидности

•  

4.2.3. Сведения о языке и стандарте PostScript

•  

4.2.4. Типографика и КИС

•  

4.2.5. Программы обработки текстовой информации

•  

4.2.6. Программы обработки графической информации

•  

4.2.7. Программы объединения файлов

•  

4.2.8. Программы межплатформенного обмена

•  

4.2.9. Специальные программные средства КИС

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Информационные технологии в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Примерная тематика курсовых работ

•  

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

7.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Основы производственных процессов

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение. История развития отрасли

•  

4.2.2. Общие понятия о полиграфическом производстве

•  

4.2.3. Характеристика полиграфической продукции

•  

4.2.4. Допечатные процессы

•  

4.2.5. Печатные процессы

•  

4.2.6. Отделочные и брошюровочно-переплетные процессы (БПП)

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература:

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

История отечественной литературы

Программу составили: Т.Т. Давыдова, доцент, к. ф. н., МГУП
И.К. Сушилина, доцент, к. ф. н., МГУП

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины - получение необходимых знаний об отечественной литературе от ее истоков до наших дней; задача дисциплины - изучение закономерностей развития отечественной литературы и наиболее значительных ее явлений.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Филологическая подготовка включает глубокое изучение классической и современной отечественной литературы.

Студент должен иметь четкое представление об основных этапах развития отечественной литературы; представлять творческий путь наиболее значительных писателей; овладеть навыками литературоведческого анализа отдельного произведения; должен уметь пользоваться научно-критической и справочной литературой. Уровень подготовки специалиста издательского дела и редактирования должен соответствовать требованиям, предъявляемым отраслью.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 3

Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость дисциплины 150 3 4
Аудиторные занятия 85 3 4
Лекции 51 3 4
Практичекие занятия (ПЗ)      
Семинары (С) 34 3 4
Лабораторные работы (ЛР) и/или Другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа 65 3 4
Курсовой проект (работа)      
Расчетно-графические работы      
Реферат и/или другие виды самостоятельной работы      
Вид итогового контроля: экзамен   3 4

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Таблица 4

4.1 Раздел дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

ЛР

1

Древнерусская литература

* *
2 Литература XVIII * *
3 Литература первой трети XIX века * *
4 Литературное движение второй трети XIX века * *
5 Литература последней трети XIX века * *
6 Литература "серебряного века" * *
7 Литература 1920-х годов * *
8 Литература 1930-х годов * *
9 Литература 1940-х - начала 1950-х годов * *
10 Современная литература * *

4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Древнерусская литература

Русское народное творчество как дописьменная форма культуры.

Древняя русская литература - начальный этап в развитии русской литературы.

Национальное своеобразие и специфика древнерусской литературы, ее место в общем процессе развития русской литературы.

Сказочные мотивы в древнерусской литературе.

Былины, их происхождение и циклы. Особенности поэтического стиля и жанра этих песен. Песни об Иване Грозном.

Периодизация древней русской литературы. Познавательное, воспитательное и эстетическое значение древней русской литературы. Система жанров.

Введение христианства на Руси, его влияние на культуру и искусство Киевской Руси.

«Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона - памятник ораторского красноречия Древней Руси.

«Поучение Владимира Мономаха». Стиль и язык «Поучения».

«Сказание о Борисе и Глебе». Осуждение в нем кровавых княжеских междоусобиц, защита прав старшего в роде князя, лиризм, элементы психологического анализа.

«Слово о полку Игореве». История открытия и изучения «Слова». Пушкин и Белинский о памятнике. Историческая основа «Слова». Содержание и значение авторских отступлений. Основная идея памятника, образы героев. Особенности композиции, жанра, стиля. Связь «Слова» с традиционными жанрами древнерусской литературы ораторским красноречием, воинской повестью.

Переводная литература Киевской Руси. Апокрифы, их отличие от канонических книг, связь с легендой и сказкой, элементы «реалистичности».

Роль и укрепление Владимиро-Суздальского, Рязанского, Тверского, Смоленского княжеств, Новгорода.

«Слово» Даниила Заточника. Две редакции этого памятника. Социальная направленность «Слова» и «Моления». Традиции и новаторство в форме и содержании, стиль и язык.

Киево-Печерский патерик, отражение в нем истории создания монастыря и монастырской жизни. Нравственные идеи патерика. А.С. Пушкин о Киево-Печерском патерике.

Памятники древней русской литературы, связанные с татарским нашествием. «Повесть о разорении Батыем Рязани». Эпический характер образа Евпатия Коловрата. «Слово о погибели русской земли».

«Житие Александра Невского». Соединение агиографических элементов с особенностями воинской повести.

Возвышение Москвы в XIV веке. Политическое и культурное объединение Руси вокруг Московского княжества. Куликовская битва, ее значение в процессе объединения Руси. «Задонщина» - поэтическая повесть о Куликовской битве. «Задонщина» и «Слово о полку Игореве». Связь «Задонщины» с устными народными преданиями о Куликовской битве.

Творчество Епифания Премудрого. Стиль «Жития Стефана Пермского» и «Сергия Радонежского». Образ Сергия.

«Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Историческое и мировое значение памятника. Светский его характер. Образ автора в «Хожении». Особенности стиля и языка.

Литература XVI века. Начало книгопечатания в Москве.

Литературные памятники обобщающего характера в середине XVI века. Великие Четьи Минеи митрополита Макария - свод памятников древнерусской литературы.

«Домострой». Отражение в «Домострое» быта и нравов XVI века.

«Повесть о Петре и Февронии». Время возникновения. Политическая направленность, особенности художественной формы, фольклоризм. Образ Февронии, мудрой крестьянской девушки.

Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Литература периода крестьянской войны и борьбы с польской интервенцией. «Повесть книги сея от прежних лет» («Летописная книга») Семена Шаховского. Черты новой поэтики в историческом повествовании о Смутном времени.

Подъем русской литературы во второй половине XVII века. Переоценка религиозных, нравственных и бытовых представлений. Борьба традиции и новаторства в бытовой повести XVII века. Развитие в ней элементов реализма.

«Повесть о Горе-Злосчастии». Идейное содержание повести. Связь повести с русскими народными сказками и песнями о горе. «Повесть о Савве Грудцыне». Образы Саввы и беса. Черты новой поэтики, образы героев, стиль и язык.

Антифеодальное движение в XVII веке и появление сатирической повести, создаваемой посадскими людьми и крестьянством. Новое освещение событий и новый герой в сатирических повестях XVII века.

Сатирическое изображение судопроизводства («Повесть о Шемякинском суде», «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове»), духовенства («Калязинская челобитная», «О бражнике»). Смеховая культура Древней Руси.

Жизнь протопопа Аввакума, отражение ее в его сочинениях. «Житие» Аввакума как образец раннего автобиографического жанра. Образ автора. Аввакум - новатор в области языка и стиля. Реалистические тенденции, элементы сатиры в «Житии».

Зарождение театра при царе Алексее Михайловиче в 1672 г. Особенности содержания и формы первых пьес этого театра.

Традиции древней русской литературы в последующем развитии русской литературы. Общекультурное и художественное значение древней литературы.

4.2.2. Литература XVIII века

Литературный процесс первой четверти XVIII века. Реформы Петра. Русская культура в этот период. Просвещение и книгопечатание, первая русская газета, введение гражданского шрифта.

Связь повестей петровского времени: «История о российском матросе Василии Кариотском», «История об Александре, российском Дворянине». Создание общедоступного театра при Петре I.

Формирование и развитие русского классицизма. Национально-историческое своеобразие и специфика русского классицизма. Социальная острота и злободневность сатир Кантемира. Положительный герой в сатирах Кантемира. Бытовые картины русской жизни в сатирах Кантемира. Композиция, особенности стиха, язык сатир.

Деятельность Тредиаковского. Попытка преобразовать русский язык (предисловие к переводу «Езда в остров любви»). Утверждение принципа силлабо-тонического стихосложения в трактате «Краткий и новый способ к сложению стихов российских».

Разносторонность интересов и деятельности М.В. Ломоносова. Борьба Ломоносова за национальную культуру, науку, искусство. Завершение Ломоносовым преобразования русского стиха. Учение о трех штилях и философские оды, научная поэзия. Художественные особенности од Ломоносова: жанр, композиция, язык, стиль.

А.П. Сумароков - поэт и драматург русского классицизма.

Фонвизин - драматург-новатор. Комедия «Недоросль». Жанр, композиция, язык комедии.

Ранние стихотворения Г.Р. Державина. Своеобразие жанра, стиля, языка оды «Фелица». Сатирические оды Державина. Философская лирика Державина. Взгляды Державина на задачи поэзии. «Памятник».

Роль Радищева в истории русского просветительства.

«Путешествие из Петербурга в Москву». Судьба первого издания. Основные проблемы «Путешествия». Жанр, стиль, язык «Путешествия».

Возникновение русского сентиментализма. Концепция личности в произведениях сентименталистов. Тематика, жанры, стиль, язык произведений Карамзина. Повесть «Бедная Лиза». Художественные особенности прозы Карамзина.

4.2.3.Литература первой трети XIX века

Общественная мысль первой четверти XIX века.

«Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», его участники, их политическая и литературная программа, издательская деятельность.

«Беседа любителей русского слова». Младоархаисты, своеобразие их идейно-эстетической позиции.

«Арзамас», история возникновения, идейно-эстетическая программа и полемика с «Беседой...». Причины распада общества.

Типологические разновидности русского романтизма и его соотношение с западноевропейским романтизмом.

Биография Жуковского. Раннее творчество поэта и русский сентиментализм. Становление романтизма в творчестве Жуковского. Жуковский - оригинальный поэт и переводчик произведений западноевропейских романтиков и античных авторов. Элегии и баллады Жуковского.

Патриотические мотивы, вызванные событиями Отечественной войны 1812 г.

Усиление мистических настроений в поэзии Жуковского после 1815 г.

Участие Жуковского в литературной жизни эпохи. Белинский о Жуковском.

Своеобразие литературной позиции Батюшкова.

Анакреонтические мотивы в ранней поэзии Батюшкова. Патриотические идеи и настроения в поэзии Батюшкова 1812 г. Жанры дружеского послания и исторической элегии.

Поэзия Батюшкова после 1812 г.

Творчество А.С. Грибоедова. Биография Грибоедова. Его политические и эстетические взгляды. Грибоедов и декабристы.

«Горе от ума» - выдающееся произведение русского реализма первой четверти XIX в. Проблематика пьесы. Своеобразие авторской позиции в комедии.

Роль Белинского как родоначальника русской реалистической критики и эстетики, создателя исторической концепции русской литературы (статьи о Пушкине, Гоголе).

Развитие прозы в 30-е годы.

Биография А.С. Пушкина и периодизация его творчества. Пушкин - основоположник русского реализма. Роль войны 1812 г. и деятельности декабристов в идейном и творческом становлении поэта.

Связь лицейских стихотворений Пушкина с поэзией Вольтера, Парни, Державина, Жуковского, Батюшкова. Жанры лирики Пушкина этого периода. Участие Пушкина в литературной жизни («Арзамас», «Зеленая лампа»).

«Руслан и Людмила» - первая русская поэма, вершина предромантизма.

Сходство южных романтических поэм с «байронической поэмой» и отличие от нее. Трактовка проблемы свободы; цивилизация и природа в «Кавказском пленнике». Композиция и стиль поэмы. Дальнейшее развитие проблематики «Кавказского пленника» в поэме

«Цыганы». Эволюция романтических идеалов Пушкина в «Цыганах». Белинский о поэмах.

Михайловский период творчества Пушкина. Преодоление идейного кризиса, утверждение принципов реализма и народности. Темы свободы в лирике («Подражание Корану», «Пророк»).

«Борис Годунов» - первая русская реалистическая трагедия. Исторические источники трагедии. Нравственно-философская и социально-политическая проблематика. Народ в трагедии.

«Евгений Онегин» - первый русский реалистический роман. История его создания. Энциклопедически широкое отражение действительности в романе. Социальные и философские проблемы. Новизна жанра и художественной структуры. Образ автора. Реализм образов героев, языка. Своеобразие сюжета и композиции. Онегинская строфа.

Болдинская осень 1830 г. «Повести Белкина» как начало русской реалистической прозы. Социальные и нравственно-философские проблемы в повестях, обновление привычных сюжетных схем, открытие типа «маленького» человека, стиль. Новаторское значение для русской литературы «маленьких трагедий». Психологическая разновидность реализма в трагедиях. Расцвет прозы Пушкина в 30-е годы. Проблема крестьянского бунта («Дубровский», «Капитанская дочка»). Образ Пугачева в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Социально-философская проблематика повести «Пиковая дама». Символика и фантастика в произведениях 1830-х гг. («Каменный гость», «Пиковая дама», «Медный всадник»).

Поэма «Медный всадник», Ее социально-политическая и философско-нравственная проблематика. Тема бунта в поэме.

Народность и связь с фольклором сказок Пушкина.

Роль Пушкина - преобразователя литературного языка.

Поэты пушкинской поры.

Личность и судьба Баратынского. Психологическая достоверность ранних элегий. Становление Баратынского как «поэта мысли». Философские образы в поэзии Баратынского.

Личность и судьба М.Ю. Лермонтова. Романтический характер его творчества, сложность его эволюции к реализму.

Творчество 1828-1832 гг. Отношение Лермонтова к Байрону. Философия истории и природы в лирике Лермонтова («Предсказание», «10 июля 1830», «Новгород», «Небо и звезды»). Тираноборческие мотивы. Романтическое противостояние в его поэзии «героя» и «толпы». Психологизм ранней лирики Лермонтова, ее дневниковый характер («32 июня 11 дня», «Ужасная судьба отца и сына...»).

Философские проблемы драматургии. Жанр пьесы «Маскарад».

Темы тоски и одиночества в лирике. Изображение высокого идеала в лирических портретах. Обновление жанра баллады.

Цикл романтических поэм «Беглец», «Мцыри», «Демон». Развитие пушкинских традиций. Проблема личности и истории. Романтический бунт.

«Герой нашего времени» - социально-психологический роман. Проблема повествовательной формы и жанра, поэтики. Сходство Печорина с образами «демонических» героев Лермонтова. Критическое изображение светской среды, своеобразие языка.

Белинский о творчестве Лермонтова.

Творчество Н.В. Гоголя. Гоголь - крупнейший представитель реализма в русской литературе первой половины XIX века. «Гоголевское направление» в истории литературы.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» как романтический сборник. Воплощение народных идеалов в сборнике. Фольклорные источники. Своеобразие смеха, фантастики, карнавализация. Особенности авторской позиции. Пушкин о «Вечерах».

Сборник «Миргород» и его место в творческой эволюции Гоголя. Роль композиции. Проблематика. Реалистические тенденции повестей о помещиках. Своеобразие гоголевского смеха в этих повестях. Идейно-художественная роль рассказчика. Своеобразие гоголевского реализма.

«Петербургские повести». Образ Петербурга. Фантастика и гротеск. Традиционное и новаторское в раскрытии темы бунта. Белинский о повестях Гоголя.

Драматургия Гоголя. Место комедии «Женитьба» в творческом наследии Гоголя. «Ревизор» - комедия нового типа. Реалистическое мастерство в создании комедийных характеров. Художественная функция «обманного мира». Роль художественного пространства и времени, его воплощение. Идейная борьба вокруг комедии.

Поэма «Мертвые души». Творческий замысел и его реализация. Новаторство сюжета, жанра; идейно-художественная роль композиции. Галерея образов помещиков и чиновников. Образ Чичикова. Значение лирических отступлений. Своеобразие творческого метода Гоголя.

Творческая история второго тома «Мертвых душ». «Выбранные места из переписки с друзьями».

Значение гоголевских традиций для дальнейшего развития русского реализма и для модернизма.

4.2.4. Литературное движение второй трети XIX века

Особенности литературного движения 1843-1855 гг. Основные идейные направления русской мысли. Славянофильство и западничество. Славянофилы и западники о проблеме «личность и общество», о путях развития России, об искусстве.

Роль прогрессивных журналов «Современник» и «Отечественные записки» в идейной борьбе эпохи. Расцвет русской критической мысли в деятельности Белинского. Белинский - теоретик и пропагандист «натуральной школы». Проблематика и жанры произведений В. Даля, С. Гребенки, И. Панаева, Н. Некрасова. Первые выступления в литературе Ф. Достоевского, И. Тургенева, И. Гончарова.

Полемика Н. Чернышевского и А. Дружинина о творчестве Гоголя.

Творческое наследие Герцена, многоплановость его личности и интересов. Философские искания Герцена.

Проза Герцена: «Сорока-воровка», «Кто виноват?», «Былое и думы».

Проблематика, антикрепостническая направленность. Тема «эмансипации женщин» у Герцена и А. Дружинина («Полинька Сакс»). Дальнейшее развитие типа «лишнего человека» в романе «Кто виноват?». Белинский о Герцене.

Деятельность Герцена за рубежом. Создание вольной русской прессы.

Всестороннее обновление русской жизни в 60-е годы (падение крепостного права, серия реформ, затронувших управление, армию, цензуру и пр., развитие капиталистической экономики, формирование «гражданского общества»). Ощущение «перелома» и связанное с ним оформление и поляризация общественных сил.

Типологические разновидности реализма второй половины XIX в. Их проявление в творчестве Тургенева, Гончарова, Островского, Достоевского, Толстого и др. Художественные открытия выдающихся писателей этого периода, проложившие новые пути в русской и мировой литературе.

Борьба социально-политических лагерей и направлений в 50-60-е годы. Журнальная полемика. Усилившийся конфликт между либералами и демократами.

Проблема героя в литературе 60-х годов. Романы и повести о «новых людях». Антинигилистический роман как идейная противоположность этой жанровой разновидности.

Споры о природе и назначении искусства между представителями «реальной критики» (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев), «эстетической школой» критики (А.В. Дружинин, П.В. Анненков, В.П. Боткин) и создателем «органической критики» А.А. Григорьевым.

Тургенев в 40-50-е годы. «Записки охотника», история их создания и публикации. Особенности жанра. Образ России.

Тема «лишних людей» в повестях Тургенева 50-х годов. Проблема дворянского интеллигента в романе «Рудин».

Проблема исторических судеб русского дворянства, пути воссоединения интеллигенции и народа в романе «Дворянское гнездо».

Проблема положительного героя в «Накануне». Раскол в журнале «Современник», статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?».

История создания романа «Отцы и дети». Новый тип героя-разночинца. Полемика в критике вокруг романа, статьи Писарева и Антоновича.

Поэтика поздних рассказов Тургенева. Художественное своеобразие стихотворений в прозе.

Особенности реализма Гончарова.

Критика романтической мечтательности и сентиментальности, разоблачение делячества и «арифметического здравого смысла» в романе «Обыкновенная история».

Принципы типизации Гончарова, обобщающее значение образа Обломова в романе «Обломов». Композиция романа, особенности языка и стиля.

Поэтизация дворянского патриархального уклада в «Обрыве».

Роль Гончарова в становлении русского романа.

Н.А. Некрасов. Новые принципы поэтики: намеренная прозаизация стиха и эпизация жанров лирики, зарисовки с натуры, публицистичность, разговорный язык.

Тема города в лирике Некрасова.

Обращение поэта к крестьянской теме. Образ некрасовской Музы.

Поэма «Мороз, Красный нос». Самобытное освоение Некрасовым устного народного творчества.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Тема странничества и ее многозначная роль. Эпическая емкость, многоголосие, богатство песенной инструментовки поэмы.

Поэмы «Дедушка» и «Русские женщины». Особенности историзма Некрасова. Мотивы героического подвига. Проблема интеллигенции и народа.

Новаторство Некрасова - создателя новой поэтической школы. Традиции Некрасова в русской поэзии XX века.

Философская мысль в лирике Тютчева. Космическая тема в стихах Тютчева. Любовь к природе. Стихия, хаос в природе и человеке, поиск гармонии. Любовная лирика Тютчева. Денисьевский цикл. Исповедальность лирики Тютчева.

Тема России. Политическая лирика. Сложность мировоззрения поэта.

Символика и многозначность образов «дня» и «ночи», «холода», «сна», «грозы». Мелодика и ритм стиха.

Особенности лиризма Фета. Природа в стихах Фета («Еще майская ночь», «В лунном сиянии», «Вечер»).

Деревня, патриархальный мир лирического героя («Деревня»). Человек как часть окружающего мира, значимость мгновения в лирике Фета.

«Вечерние огни». Тема любви.

Поэтическое новаторство Фета. Разнообразие стихотворных форм, музыкальность.

А.Н. Островский - основоположник русской национальной драматургии. Его связь с традициями театра Фонвизина, Грибоедова, Гоголя.

Создание Островским подлинно народного театра, возвращение театру праздничной зрелищности. Обращение к демократической публике. Необычность решения социального конфликта в комедии «Свои люди - сочтемся».

Москвитянский период в творчестве Островского.

Усиление социальной проблематики в пьесах Островского предреформенных лет («Доходное место»).

«Гроза». Открытие Островским народного героического характера. Отсутствие героя-идеолога в пьесах Островского.

Тематическое разнообразие, широта отображения действительности в ее развитии в пьесах «На всякого мудреца довольно простоты», «Волки и овцы», «Бешеные деньги».

Тема искусства и судьба актеров в пьесах Островского «Лес», «Без вины виноватые», «Таланты и поклонники». Психологическая драма Островского «Бесприданница».

Взаимовлияние драматического и эпического в пьесах Островского. Истоки и природа комизма.

Влияние Островского на развитие национальной драматургии.

Лирика А.К. Толстого. Драматическая трилогия Толстого и ее центральная трагедия «Царь Федор Иоаннович». Нравственно-философский смысл трагедии.

Трилогия Сухово-Кобылина - драматургическое исследование состояния современного ему общества.

Сатирическая символика, гротескная фантастика, эксцентриада последней части трилогии - «Смерть Тарелкина».

4.2.5. Литература последней трети XIX века

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Политическая сущность сатиры Салтыкова-Щедрина. Традиции Гоголя в творчестве Салтыкова-Щедрина и новаторский характер его творчества.

Обличение «хищников в вицмундирах», «талантливых натур» в «Губернских очерках».

«История одного города» - образец политической сатиры. Проблема народа и власти. Форма летописи. Фантастика, пародия и гротеск в «Истории одного города».

Создание социально-психологического типа Иудушки Головлева в «Господах Головлевых».

Сказки Щедрина, острота их социальной тематики. Поэтика сказок.

Особенности художественного метода Щедрина (фантастика, гипербола, гротеск). Образ рассказчика в сатирических циклах, язык.

Н.С. Лесков - летописец многонациональной, многоликой Руси. Фантастическая реальность художественного мира Лескова. Интерес Лескова к людям низовой, глубинной Руси.

Оригинальность жанровых форм Лескова. Своеобразие поэтики писателя, традиции сказа.

Влияние Лескова на развитие русской литературы XX века.

Судьба Достоевского. Новаторство Достоевского. Полифонизм Достоевского.

Достоевский в 40-е годы. «Бедные люди». Новый аспект в изображении «маленького человека». Форма романа в письмах, ее смысл.

Полемическая направленность «Записок из подполья». Философско-психологический эксперимент в раскрытии глубинных сфер сознания «подпольного парадоксалиста».

Нравственно-философская проблематика романа «Преступление и наказание».

Проблема «идеального героя», тема добра и красоты в романе «Идиот». Трагическое разрешение конфликтов в романе.

«Бесы» - интеллектуально-политический роман. Отцы и дети в романе, тема «бесов».

«Братья Карамазовы» - итоговое произведение Достоевского. Проблема устройства мироздания, поиск путей спасения человечества. Бунт против основ существующего порядка, индивидуализма. Тема страдания детей. Своеобразие жанра романа (элементы мистерии, сны, житие, исповедь). Фантастическая реальность в мире Достоевского.

Многогранность деятельности Л.Н. Толстого. Ранее творчество Толстого. «Детство», «Отрочество», «Юность». Проблема формирования личности, человеческого «я» и давления на него окружающей среды.

«Севастопольские рассказы» - изображение войны «в крови, в страдании, в смерти».

Идеализация патриархального мира в «Казаках». Проблема нравственного возрождения дворянского интеллигента.

Роман-эпопея «Война и мир», его жанровое новаторство. Философский и исторический смысл романа. Художественная система «Войны и мира»; уровень исторического и повседневного, «высокого» и «низкого».

Нравственные и художественные искания Толстого в 70-е годы. «Исповедь». Роман «Анна Каренина». Поиск выхода из трагических противоречий. Композиция романа, его поэтика.

Новое в содержании и поэтике «Воскресения».

Поздние рассказы. Вечные проблемы добра и зла, жизни и смерти, подлинности человеческого бытия.

Драматургия Толстого.

Творчество А.П. Чехова. Широта обобщения в рамках лаконичного чеховского рассказа. Переосмысление традиционных тем и образов русской литературы XIX века. Природа чеховской «объективности». Способы выражения авторской позиции.

Драматургия Чехова - новый этап в развитии русской и мировой драматургии. Структура чеховских пьес. Эмоциональная атмосфера. Особенности драматического действия. Философско-психологический и этический аспекты художественного исследования.

Рубеж XIX-XX веков - рубеж исторических эпох. Литература конца XIX - начала XX века в русском литературоведении дооктябрьского периода. Проблемы литературы «серебряного века» в современном литературоведении. Судьбы русских писателей зарубежья.

4.2.6. Литература «серебряного века»

Мировое значение творчества Л.Н. Толстого, его влияние на искусство и философию XX века.

Писатели-реалисты 90-х годов.

А.И. Куприн и традиции критического реализма XIX века. Повесть «Молох» - итог исканий 90-х годов. Социально-психологический характер конфликта. Проблема «естественного человека» (повесть «Олеся»). Повесть «Поединок». Натуралистические тенденции в творчестве 10-х годов (повесть «Яма»).

Творчество писателей-знаньевцев.

Декадентские течения в русском искусстве начала XX века. Их социальные, философские и эстетические корни. Развернутая характеристика основ символизма в брошюре Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893). Влияние европейских поэтов-символистов (Верлен, Рембо).

Д. Мережковский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Н. Минский, В. Брюсов, З. Гиппиус, московский и петербургский кружки символистов, формальные поиски московской школы (Брюсов, Бальмонт). Опора на русскую идеалистическую философию, христианскую мистику, идея «религиозной общественности» петербуржцев (Н. Минский, З. Гиппиус, Д. Мережковский). Издательство «Скорпион» (1899-1916).

В. Брюсов. Сборники «Русские символисты» (1894-1895). Формалистические установки первых книг стихов - «Шедевры», «Это я» (Мее cum esse). Урбанизм Брюсова. Брюсов как организатор символистского движения, редактор журнала «Весы» (1904-1909).

Д. Мережковский как поэт, прозаик, литературный критик.

К. Бальмонт. Стилевая форма лирики Бальмонта. Музыкальность и напевность стиха. «Будем как солнце» - программная книга поэта.

Ф. Сологуб как поэт и прозаик. Пессимизм мировоззрения Сологуба. Сологубовская трактовка образа солнца. «Пламенный круг» - программный сборник поэта. Роман «Мелкий бес». Образ Передонова и «передоновщина». Трансформация классических традиций в романе.

Выступление «младших символистов». А. Блок, А. Белый (Б. Бугаев), Вяч. Иванов, Эллис (Л. Кобылинский), С. Соловьев. Особенности стиля, поэтики «младосимволистов».

А. Белый и его место в русском символизме. Стремление к «сверххудожественным» целям. Некрасовские традиции в стихах «Пепла». Демократизация поэтического языка.

Особенности прозы А. Белого. Роман «Петербург». Традиции русского реализма и характер их преломления в романе.

Место символизма в русской культуре.

Творчество А. Блока. Место поэзии Блока в русской литературе XX века. Этапы развития мировоззрения и творчества поэта. Блок и символизм.

Мистическая романтика.

События революции 1905 года и их влияние на искания Блока. Мотивы «арлекинады» (цикл «Распутья»). Реальность и романтическая фантастика. Цикл стихов «Вольные мысли».

Урбанистические мотивы поэзии Блока. Циклы «Город», «Страшный мир». Программное значение цикла «Ямбы». Тема Родины, судьбы России, ее предназначения в цикле «Родина». Поэма «Возмездие». Особенности жанра и стиля поэмы.

Эволюция лирического героя и поэтического стиля Блока. Статья «Интеллигенция и революция». Поэма «Двенадцать»: образная система, сюжетно-композиционная основа поэмы.

Место Бунина в истории русской литературы. Реализм Бунина как завершение традиций классического реализма.

Лирика Бунина. Сборник «Листопад». Проза Бунина 900-х годов. Тема гибели патриархальной усадьбы, распада патриархального уклада («Антоновские яблоки», «Сосны», «Суходол»). Метод и стиль прозы 900-х годов. Особенности внешней изобразительности. Живописность. Ритм прозы.

Судьбы русского крестьянства в повести «Деревня». Споры вокруг повести. Проблемы судьбы буржуазной цивилизации в рассказах «Господин из Сан-Франциско», «Братья».

Книга «Окаянные дни». Эмиграция (1920). Новеллы 20-40-х годов («Солнечный удар», «Темные аллеи»). Роман «Жизнь Арсеньева». Жанровая природа. Стиль поздней новеллы Бунина. Роль художественной детали.

Бунинские традиции в современной литературе.

Творчество Л.Н. Андреева 1890-1900-х годов. Влияние традиций русской демократической прозы 60-70-х годов. «Чеховские» темы («Баргамот и Гараська», «Ангелочек»). Образ «маленького человека» в творчестве писателя. Рассказ «Жизнь Василия Фивейского». Обращение к библейской легенде об Иове. Андреев и Достоевский.

Андреев в «Знании». Андреев и Горький. «Рассказ о семи повешенных», рассказ «Тьма», пьеса «К звездам». Гиперболизм, аллегоричность образной системы. «Красный смех».

Эстетические искания Андреева. Драматургический метод Л. Андреева. Философская драма «Жизнь человека». Иррационализм как основа миропонимания писателя. Идейное размежевание с горьковским лагерем, Сближение с Ф. Сологубом. Душевный кризис. Роман-памфлет «Дневник сатаны».

М. Горький и его место в русской литературе. Ранний период творчества. Традиции романтической литературы в творчестве Горького. Тема босячества в реалистических рассказах («Супруги Орловы», «Коновалов» и др.). Романтическое начало в рассказах. Обращение к большим повествовательным формам. Роман «Фома Гордеев».

М. Горький и издательство «Знание». Драматургия Горького. Пьеса «Мещане». Поиски положительного героя. Пьеса «На дне», философская проблематика. Циклы пьес об интеллигенции: «Дачники», «Варвары», «Дети солнца». Полемика в критике. Чеховские традиции в ранней драматургии.

Социально-политические конфликты предреволюционной поры в пьесе «Враги», романе «Мать».

Социально-нравственная проблематика в драматургии Горького 1910-х годов («Васса Железнова», «Старик», «Последние»). «Сказки об Италии», сборник «По Руси». Автобиографическая трилогия. Проблема формирования личности. Автобиографический жанр в русской литературе и трилогия Горького.

Горький и революция. Цикл статей «Несвоевременные мысли». Послеоктябрьское творчество. Роман «Жизнь Клима Самгина».

Резкое размежевание сил, направлений в общественной мысли, философии, искусстве после поражения революции 1905 года. Судьбы России, революция, пути преобразования общества - основные проблемы литературы. Сборник статей о русской интеллигенции «Вехи» (1909) как общественная, философская, литературная платформа Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Струве, М. Гершензона. Полемика вокруг сборника.

«Синтетичность» реализма 1910-х годов. Предметность, вещность и экспрессивность, символическая многозначность образа в творчестве М. Пришвина, В. Шишкова, Е. Замятина, А. Чапыгина, А. Серафимовича, С. Сергеева-Ценского.

Новое поколение крестьянских поэтов - Н. Клюев, С. Клычков, С. Есенин, А. Ширяевец, П. Орешин, П. Карпов. Противоречивость отношения к национальным истокам народной жизни у новокрестьянских поэтов. Опора на традиционную русскую поэтику (сб. С. Есенина «Радуница» (1916), Н. Клюева «Мирские думы» (1916)). Разработка фольклорных мотивов («Потаенный сад» С. Клычкова).

Роль кружка «Цех поэтов» (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, Г. Иванов и др.) в становлении акмеизма. Выпуск ежемесячного журнала «Гиперборей». Журнал «Аполлон» - программный журнал акмеистов. Философско-эстетическая платформа акмеистов в статьях Н. Гумилева, С. Городецкого. Философские связи с символизмом. Реформа эстетической системы символизма. Мотив трагического одиночества, катастрофичность бытия в поэзии Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Ахматовой. Народно-поэтические традиции и традиции русской классической лирики у акмеистов.

Н. Гумилев. Мотивы и герои ранней лирики. Драматический пафос последнего сборника поэта «Огненный столп». Драматургия Гумилева. Гумилев как критик поэзии («Письма о русской поэзии»).

О. Мандельштам. Связи с символизмом. Увлечение поэзией Батюшкова и Тютчева. Сб. «Камень». Размышления о природе творчества. Неоклассические тенденции в творчестве.

А. Ахматова. «Вечер», «Четки» - первые книги поэта. Интимное и общечеловеческое в ранней любовной лирике. Сб. «Белая стая». Психологическая противоречивость лирической героини. Народно-эпическая традиция и традиции классической лирики в творчестве А. Ахматовой.

Футуризм как течение литературного авангарда. «Эгофутуризм» (И. Северянин, К. Олимпов). Поэтическая группа футуристов-будетлян, позднее кубофугуристов, «Гилея» - В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Каменский, В. Маяковский, А. Крученых. Связь кубофутуристов с авангардизмом в живописи. «Пролог эгофутуризма» И. Северянина, «Пощечина общественному вкусу» поэтов-гилейцев, «Мезонин поэзии» В. Шершеневича - общественные и эстетические программы футуристических школ. Отказ от традиции как программный принцип. Поиски «самовитого самоценного» слова. Жанры в поэзии кубофутуристов.

И. Северянин. Несамостоятельность ранних стихов. Эксцентричность стихов поэта-»эгоиста». Особенность урбанизма. Сочетание «высокого» и «низкого» стиля («Мороженое в сирени»). Обилие неологизмов.

В. Хлебников. Поэт-мыслитель. Мечта о восстановлении естественных отношений между человеком и природой. Мифологический кругозор поэта. Отношение Хлебникова к слову как к материалу для словотворчества.

В. Маяковский. Противоречия футуристической теории и поэтической практики Маяковского. Трагедийно-протестующая тема раннего творчества. Поэма «Война и мир». «Облако в штанах» - программное произведение Маяковского. Маяковский-сатирик. Работа в журнале «Новый Сатирикон». Своеобразие жанров лирики поэта. Языковое новаторство. Место Маяковского в русской поэзии XX века.

4.2.7. Литература 1920-х годов

Социалистическая революция в России - политическое и идеологическое размежевание творческой интеллигенции. Общественно-литературные группировки: имажинисты, футуристы. Пролеткультовское движение. Поэзия Пролеткульта.

Господство малых репортажных и документальных форм в прозе. Становление большой эпической формы: роман Б. Пильняка «Голый год». Многосюжетность романа. Ассоциативность, ритмизация прозы.

Традиции народной и классической поэзии в поэзии С. Есенина.

Революция в поэзии Есенина («Сорокоуст»). Стихи о новой России. Статья «Ключи Марии». Противоречивость цикла «Москва кабацкая». «Анна Снегина». Лироэпический строй поэмы. «Персидские мотивы» и трагический надрыв последних стихов. Поэма «Черный человек». Мастерство Есенина.

Идейно-эстетическая борьба в литературе. Дискуссии в критике. Литературные группы и объединения: РАПП, «Серапионовы братья», «Перевал», ЛЕФ, конструктивисты, обэриуты.

Абсолютизация формы, аполитичность «Серапионовых братьев». «Левый фронт искусства» (формалистические в своей основе теории ЛЕФа). Маяковский и ЛЕФ. «Перевал» - стремление к художественной глубине отражения жизни. Продолжение классических традиций. А.К. Воронский и «Перевал». Книга Воронского «Искусство видеть мир». «Российская ассоциация пролетарских писателей» (РАПП): идеологизация литературы, групповщина, стремление к монополии в искусстве.

Проза. Тема гражданской войны в повестях А. Малышкина, Б. Лавренева, Вс. Иванова, А. Неверова, И. Бабеля «Конармия», романах Б. Пильняка, А. Веселого. Своеобразие поэтики. Орнаментализм стиля. Роман Е. Замятина «Мы» и его место в литературе.

«Разгром» А. Фадеева. Психологический анализ как основное средство раскрытия характера.

Новые тенденции в воссоздании революции и изображении современности в произведениях второй половины 20-х годов. Роман М. Булгакова «Белая гвардия». Внимание к исследованию внутренних противоречий личности в романе Л. Леонова «Вор», в повестях А. Толстого «Голубые города», «Гадюка». Проблема интеллигенции в революции в произведениях К. Федина «Города и годы», «Братья». Конфликт между личностью и обществом, своеобразие его решения в романе Ю. Олеши «Зависть».

Проза А. Платонова. Своеобразие авторской позиции. Социально-философская проблематика романа «Чевенгур», повести «Котлован» (публикация 1988 г.). Язык платоновской прозы. Особенности миропонимания писателя.

Основные жанрово-стилевые линии в сатирической прозе: сказовое творчество М. Зощенко; гротескно-гиперболическая сатира А. Платонова «Город Градов»; М. Булгакова («Роковые яйца», «Собачье сердце»). Место романов И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой теленок».

Поэзия. Роль Маяковского в становлении новой поэзии. Эволюция творчества Б. Пастернака. Драматизм творчества и судеб Н. Гумилева, О. Мандельштама.

Творчество М. Цветаевой в эмиграции. Философский строй поэм. Национальные традиции в поэзии Цветаевой.

4.2.8. Литература 1930-х годов

Развитие литературы в героико-трагических обстоятельствах времени. Смена форм литературной жизни. Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932). Роспуск всех литературных групп и объединений. Первый съезд советских писателей. Создание Союза писателей.

Проза. Тема социалистического строительства в творчестве Л. Леонова «Соть», В. Катаева «Время, вперед!», А. Малышкина «Люди из захолустья», И. Эренбурга «День второй». Изображение социалистических преобразований в деревне в романах Ф. Панферова «Бруски», М. Шолохова «Поднятая целина».

Романтическая проза о преобразовании природы (М. Пришвина «Женьшень»). Жанровые особенности романа М. Пришвина «Кащеева цепь».

Рождение эпопеи: эпическая масштабность в изображении судеб народа в «Тихом Доне» М. Шолохова и «Хождении по мукам» А. Толстого. Проблема личности и истории в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина».

Новое качество исторической прозы А. Толстого, О. Форш, В. Шишкова. «Петр Первый» А.Н. Толстого.

«Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Философско-психологический и сатирический роман. Своеобразие стиля.

Поэзия. Героико-романтические образы в лирике Э. Багрицкого, Н. Тихонова, В. Луговского. Книга Б. Пастернака «Второе дыхание». Полемика в критике. Крестьянская тема в творчестве А. Твардовского. Философская лирика Н. Заболоцкого, Л. Мартынова, П. Васильева, Н. Асеева.

Трагический пафос поэмы А. Ахматовой «Реквием», стихов О. Мандельштама, М. Петровых (публикации 80-х годов).

«Тихий Дон» - эпопея о судьбах народных в революции. Историзм. Эпический принцип изображения. Григорий Мелехов как тип эпохи. Психологический анализ в «Тихом Доне». Образ повествователя. Языки стиль. Нобелевская премия писателю. Рассказ «Судьба человека». Проблема народного характера.

4.2.9. Литература 1940-х - начала 1950-х годов

Тема подвига, героизма, патриотизма в литературе. Значение публицистики А. Толстого, М. Шолохова, И. Эренбурга, Л. Леонова. Агитационно-массовые, элегические, сатирические жанры в поэзии. Значение поэмы А. Твардовского «Василий Теркин».

Общественная значимость драматургии военных лет.

Тенденции нормативизма, облегченность художественных решений в послевоенном романе о современности. Возникновение теории «бесконфликтности» и явления лакировки действительности. Размежевание писателей на основе понимания художественной правды. Незаслуженная критика в адрес выдающихся писателей (Постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград»). Драматизм судеб А. Ахматовой, М. Зощенко, А. Платонова.

Повести о войне: «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова. Рассказ А. Платонова «Семья Иванова» («Возвращение»). Усиление аналитического начала в литературе о современности. Социально-философский роман Л. Леонова «Русский лес». Человек, история и природа в творчестве М. Пришвина («Осударева дорога», дневник писателя «Незабудки»).

4.2.10. Современная литература

Влияние решений XX съезда партии на развитие литературы.

Основные особенности развития искусства на современном этапе: развитие фронтовой темы, углубление принципа историзма - повести Ю. Бондарева «Батальоны просят огня», «Последние залпы». Изображение человека на войне: В. Быков «Сотников», Е. Носов «Усвятские шлемоносцы», В. Кондратьев «Сашка».

Появление произведений А. Солженицына. Рассказы «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича». Влияние его произведений на литературную и общественную жизнь.

«Деревенская проза». Социально-философская проблематика в произведениях Ф. Абрамова «Пряслины», В. Белова «Привычное дело», С. Залыгина «На Иртыше», В. Астафьева «Последний поклон», «Царь-рыба», В. Распутина «Прощание с Матерой», «Живи и помни». Особенности прозы В. Шукшина. Социально-нравственная проблематика рассказов писателя.

Публицистичность поэзии А. Вознесенского, Евг. Евтушенко. «Тихая лирика» В. Соколова, Н. Рубцова.

Социальная проблематика в драматургии. Историко-революционная тема в пьесах М. Шатрова. Театр Вампилова. Жанровое своеобразие его пьес. Проблема героя в пьесах «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске».

Проблемы и характеры в социально-психологической прозе Ю. Трифонова («Обмен», «Старик»), Ю. Казакова (рассказы), А. Битова («Пенелопа», «Путешествие к другу детства»), В. Маканина.

Углубление и обогащение гуманистической концепции личности. Возвращение «забытых» имен. Публикация романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» и отмена решения об исключении Пастернака из Союза писателей.

Отмена постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград» (1989). Публикация произведений Б. Пильняка, А. Платонова, К. Вагинова, Л. Добычина, П. Романова.

Традиции русской и зарубежной классики в произведениях писателей-эмигрантов. Романы В. Набокова («Защита Лужина»); образ России в романе И. Шмелева «Лето Господне», произведения М. Алданова («Ключ»). Публикация произведений А. Аверченко.

Творчество писателей-эмигрантов последней волны: В. Максимов, С. Довлатов, В. Войнович, В. Аксенов, И. Бродский.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1.Рекомендуемая литература

Основная литература

История русской литературы XX века (20-90-е годы): Основные имена. - М., 1998.

Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. - М., 1997.

Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века. - М., 1999.

Дополнительная литература

История русской литературы XX в. - М., 1999.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Компьютерные обучающие и контролирующие программы.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Издания произведений, портреты писателей.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021500 - Издательское дело и редактирование.

© Центр дистанционного образования МГУП