Московский государственный университет печати



         

Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин

Для специальности 021500 - Издательское дело и редактирование



Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

История зарубежной литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и вид занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Античная литература

•  

4.2.2. Литература средних веков

•  

4.2.3. Литература эпохи Возрождения

•  

4.2.4 Литература XVII в.

•  

4.2.5. Литература эпохи Просвещения

•  

4.2.6. Литература XIX в.

•  

4.2.7. Литература XX в.

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

История отечественной литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Древнерусская литература

•  

4.2.2. Литература XVIII века

•  

4.2.3.Литература первой трети XIX века

•  

4.2.4. Литературное движение второй трети XIX века

•  

4.2.5. Литература последней трети XIX века

•  

4.2.6. Литература «серебряного века»

•  

4.2.7. Литература 1920-х годов

•  

4.2.8. Литература 1930-х годов

•  

4.2.9. Литература 1940-х - начала 1950-х годов

•  

4.2.10. Современная литература

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1.Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современный литературный процесс

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Литературный процесс как теоретико-литературное понятие

•  

4.2.2. Социокультурная ситуация новейшего времени и литература

•  

4.2.3. Традиции реализма и их преломление в современной литературе

•  

4.2.4. Постмодернизм в современном литературном процессе

•  

4.2.5. Смыслообразующие тенденции в современной поэзии

•  

4.2.6. История Германии в настоящем времени

•  

4.2.7. Постэкзистенциалистский французский роман

•  

4.2.8. Модель мира в творчестве австрийских и швейцарских писателей

•  

4.2.9. Вариативность личности в прозе и драматургии швейцарских писателей

•  

4.2.10. Английская литература в поисках нового героя

•  

4.2.11. Элитарная и массовая американская литература

•  

4.2.12. Магический реализм латиноамериканского романа

•  

4.2.13. Философская притча в японской прозе

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современный русский язык

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

1.1.Цель преподавания дисциплины

•  

1.2.Задачи изучения дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

2.1.Требования к знаниям и умениям

•  

2.2. Дисциплины, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины «Современный русский язык».

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Лексика, фразеология и лексикография

•  

4.2.3. Фонетика и фонология

•  

4.2.4. Орфоэпия

•  

4.2.5. Графика и орфография

•  

4.2.6. Морфемика и словообразование

•  

4.2.6.2. Словообразование

•  

4.2.7. Морфология

•  

4.2.8. Синтаксис и пунктуация

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

Лексика и фразеология. Лексикография

•  

Словари

•  

Фонетика и фонология. Орфоэпия

•  

Графика и орфография

•  

Словообразование

•  

Морфология

•  

Синтаксис

•  

Пунктуация

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Практическая и функциональная стилистка русского языка

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Практическая стилистика русского языка

•  

4.2.2. Функциональная стилистика русского языка

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1 Рекомендуемая литература

•  

Практическая стилистика русского языка

•  

Функциональная стилистика русского языка

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

6.3. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по дисциплине «Функциональная стилистика русского языка»

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Практическая стилистика русского языка

•  

Функциональная стилистика русского языка

•  

Активные процессы в современном русском языке

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Принципы социологического изучения языка

•  

4.2.3. Изменение статуса литературного языка

•  

4.2.4. Внутренние законы развития языка

•  

4.2.5. Вариантность языкового знака

•  

4.2.6. Понятие языковой нормы

•  

4.2.7. Изменения в русском произношении и ударении

•  

4.2.8. Активные процессы в лексике и фразеологии

•  

4.2.9. Основные тенденции в словообразовательной системе русского языка

•  

4.2.10. Основные тенденции в морфологии

•  

4.2.11. Основные тенденции в синтаксическом строе

•  

4.2.12. Взаимодействие речи разговорной и книжной, устной и письменной

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

История книжного дела

•  

1. Цели и задачи учебной дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Методологические основы изучения истории книжного дела

•  

4.2.2. Книжное дело в Древнем мире и в средние века

•  

4.2.3. Книжное дело в первые века книгопечатания

•  

4.2.4. Книжное дело в период технической революции в книгопечатании в XVIII в.

•  

4.2.5. Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX в.

•  

4.2.6. Книжное дело за рубежом в XX в.

•  

4.2.7. Книжное дело в Древней Руси

•  

4.2.8. Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XIV в.

•  

4.2.9. Книжное дело в России в XVII в.

•  

4.2.10. Книжное дело в России в первой половине XVIII в.

•  

4.2.11. Книжное дело в России во второй половине XVIII в.

•  

4.2.12. Книжное дело в России в первой половине XIX в.

•  

4.2.13. Книжное дело во второй половине XIX - начале XX в.

•  

4.2.14. Книжное дело в первые годы советской власти

•  

4.2.15. Книжное дело советской России в годы нэпа

•  

4.2.16. Книжное дело СССР в 1930-1940-х гг.

•  

4.2.17. Отечественное книжное дело во второй половине XX в.

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1.Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Библиография

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания

•  

3. Объем дисциплины (раздела) и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Библиографоведение как наука

•  

4.2.3. Система современной библиографии как деятельности

•  

4.2.4. Библиографическая запись и система библиографических пособий

•  

4.2.5. История библиографии в России

•  

4.2.6. Современное состояние библиографии в Российской Федерации

•  

4.2.6.2. Научно-вспомогательная библиография в Российской Федерации

•  

4.2.7. Составление библиографических пособий

•  

4.2.8. Библиографический поиск

•  

4.2.9. Библиографическая систематизация

•  

4.2.10. Библиографическое обслуживание

•  

4.2.11. Национальная библиография. Основные понятия и тенденции развития

•  

4.2.12. Национальная библиография в зарубежных странах

•  

4.2.13. Всемирная библиография

•  

4.2.14. Иностранные справочные издания

•  

4.2.15. Издательская и книготорговая библиография в зарубежных странах

•  

4.2.16. Библиографическое обслуживание на международных книжных выставках-ярмарках

•  

4.2.17. Заключение

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Книговедение

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Книга, книжное дело, книжное издание

•  

4.2.2. Система книговедческого знания

•  

4.2.3. Общие принципы типологии книжных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современное отечественное и зарубежное издательское дело

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение в дисциплину. Источники изучения

•  

4.2.2. Книгоиздание в системе современного книжного дела

•  

4.2.3. Масштабы современного мирового книгоиздания

•  

4.2.4. Демократизация издательской деятельности в России

•  

4.2.5. Нормативно-правовая база издательского дела в современной России

•  

4.2.6. Современная издательская система России

•  

4.2.7. Издательство и государство

•  

4.2.8. Редактор в современном издательстве

•  

4.2.9. Современное состояние издательского дела за рубежом

•  

4.2.10. Развитие международного сотрудничества в книжном деле

•  

4.2.11. Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

•  

Стандарты в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие, сущность и роль стандартизации

•  

4.2.2. Системы международных и национальных стандартов

•  

4.2.3. Российская государственная система стандартизации: категории нормативно-технических документов

•  

4.2.4. Процедура разработки и утверждения стандартов. Контроль соблюдения стандартов

•  

4.2.5. Направления стандартизации в книжном деле

•  

4.2.6. Международное сотрудничество в области стандартизации

•  

4.2.7. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД)

•  

4.2.8. Международная стандартная нумерация книг (ISBN)

•  

4.2.9. Другие международные стандарты нумерации изданий

•  

4.2.10. Отраслевой формат «Юнимарк-торговля»

•  

4.2.11. Универсальная десятичная классификация (УДК) как основной информационно-поисковый язык (ИПЯ) отрасли

•  

4.2.12. Проблемы и перспективы стандартизации в книжном деле

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Социология и психология чтения

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий дисциплины

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Методологические основы психологии и социологии чтения

•  

4.2.2. История развития психологии и социологии чтения в России

•  

4.2.3. Психологические аспекты процессов чтения

•  

4.2.4. Социально-психологические характеристики читателя

•  

4.2.5. Социологические исследования читательской аудитории

•  

4.2.6. Социологические и психологические особенности книги.

•  

4.2.7. Социально-психологические аспекты деятельности издательства

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2.. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Редактирование. Общий курс

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1.. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Зарождение редактирования

•  

4.2.3. Редакторские начала в издательской деятельности РоссииVII века

•  

4.2.4. Развитие редактирования в издательской практике РоссииVIII века

•  

4.2.5. Редакторская деятельность в издательском деле России первой трети XIX века

•  

4.2.6. Формирование принципов редактирования в издательской практике России 40-50-х годов XIX века

•  

4.2.7. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века

•  

4.2.8. Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-годов XIX века

•  

4.2.9. Особенности развития редакторской школы в начале XX века (1900-1917)

•  

4.2.10. Редакторский опыт в советский период

•  

4.2.11. Редакторская деятельность в современных условиях

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Технология редакционно-издательского процесса

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Технология редакционно-издательского процесса как учебная дисциплина

•  

4.2.2. Состав и организационно-методические основы построенияИП

•  

4.2.3. Подготовительный этап РИП

•  

4.2.4. Авторский оригинал произведения

•  

4.2.5. Редакционная обработка авторского оригинала произведения

•  

4.2.6. Редакторская подготовка аппарата издания

•  

4.2.7. Производственный этап редакционно-издательского процесса. Подготовка издательского оригинала

•  

4.2.8. Корректура в редакционно-издательском процессе

•  

4.2.9. Заключительный этап редакционно-издательского процесса

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7.Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Правовые основы книжного дела

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Предмет и задачи курса

•  

4.2.2. Право в системе социального регулирования

•  

4.2.3. Правонарушения и юридическая ответственность

•  

4.2.4. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций

•  

4.2.5. Основы обязательственного права

•  

4.2.6. Отношения коммерческих организаций с гражданами

•  

4.2.7. Налоговая система РФ

•  

4.2.8. Налоговый кодекс РФ

•  

4.2.9. Органы налогового контроля

•  

4.2.10. Налоговое планирование

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Предпринимательство в книжном деле

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Экономические и политические факторы влияния на предпринимательство. Роль государства

•  

4.2.2. Формы собственности предприятий. Малый бизнес, его особенности в книжном деле. Экономическая роль малого бизнеса

•  

4.2.3. Субъект предпринимательской деятельности - ключевая фигура в бизнесе. Личностные и профессиональные качества предпринимателя, их развитие

•  

4.2.4. Условия организации и развития предпринимательства в книжном деле

•  

4.2.5. Организация хозяйственных связей. Договорные отношения в книжном деле. Особенности коммерческой работы при совершении экспортно-импортных операций

•  

4.2.6. Защита от риска. Страхование, виды страхования бизнеса

•  

4.2.7. Бизнес-планирование. Основные разделы бизнес-плана, их разработка

•  

4.2.8. Факторы, определяющие типы и виды издательско-книготорговых предприятий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Менеджмент в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность менеджмента в книжном деле. Цели и задачи менеджмента. Эволюция теории менеджмента в России и за рубежом

•  

4.2.2. Менеджер и его роль в книжном деле. Требования, предъявляемые к менеджеру

•  

4.2.3. Предприятие как субъект управления. Виды и объекты управленческой деятельности

•  

4.2.4. Системный подход к организации управления

•  

4.2.5. Основные функции управления в книжном деле: планирование, организация, мотивация, контроль

•  

4.2.6. Информационное обеспечение управления предприятием

•  

4.2.7. Менеджмент в книжном деле: внутренняя и внешняя среда менеджмента

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная и дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Маркетинг в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность маркетинга

•  

4.2.2. Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинговой деятельности

•  

4.2.3. Товарная политика в книжном маркетинге

•  

4.2.4 Ценовая политика в книжном маркетинге

•  

4.2.5. Политика сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.6. Политика стимулирования сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.7 Маркетинговые исследования книжного рынка

•  

4.2.8. Управление маркетингом в издательском и книготорговом предприятии

•  

4.2.9. Зарубежный опыт

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Этика делового общения

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2.Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Основные понятия этики делового общения. Этикет, основы речевой этики

•  

4.2.2. Культура речи. Виды речи. Основы устного общения

•  

4.2.3. Публичная речь

•  

4.2.4. Деловая беседа. Деловые переговоры

•  

4.2.5. Композиция и стиль речи. Риторика

•  

4.2.6. Бизнес-язык. Формы делового общения

•  

4.2.7. Конфликты и пути их разрешения

•  

4.2.8. Деловая переписка

•  

4.2.9. Деловая этика в издательском деле

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Программные средства обработки информации

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисцплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов программы

•  

4.2.1. Общие сведения о программном обеспечении КИС

•  

4.2.2. Системное программное обеспечение КИС. Назначение системного программного обеспечения, его разновидности

•  

4.2.3. Сведения о языке и стандарте PostScript

•  

4.2.4. Типографика и КИС

•  

4.2.5. Программы обработки текстовой информации

•  

4.2.6. Программы обработки графической информации

•  

4.2.7. Программы объединения файлов

•  

4.2.8. Программы межплатформенного обмена

•  

4.2.9. Специальные программные средства КИС

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Информационные технологии в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Примерная тематика курсовых работ

•  

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

7.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Основы производственных процессов

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение. История развития отрасли

•  

4.2.2. Общие понятия о полиграфическом производстве

•  

4.2.3. Характеристика полиграфической продукции

•  

4.2.4. Допечатные процессы

•  

4.2.5. Печатные процессы

•  

4.2.6. Отделочные и брошюровочно-переплетные процессы (БПП)

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература:

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Современный русский язык

Программу составили: Н.С. Валгина, профессор, к. ф. н., МГУП
А.Н. Полянский, доцент, к. ф. н., МГУП

1. Цели и задачи дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины

Курс «Современный русский язык» дает лингвистическую базу для усвоения профилирующих дисциплин факультета книжного дела - редактирования общего и специального.

1.2.Задачи изучения дисциплины

Курс «Современный русский язык» призван помочь студенту в совершенстве усвоить систему современного русского языка и овладеть его нормами - орфоэпическими, грамматическими, стилистическими, пунктуационными и орфографическими.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

2.1.Требования к знаниям и умениям

В результате изучения курса «Современный русский язык» студент должен знать:

    - систему современного русского языка на разных его уровнях - фонетическом, лексико-фразеологическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом;

    - нормы словоупотребления;

    - нормы русской грамматики;

    - орфографические нормы современного русского языка;

    - нормы пунктуации и возможную вариантность их.

Студент должен уметь:

    - терминологически правильно (на уровне современной науки о языке) определять любую лексическую, фонетическую и грамматическую категорию;

    - давать квалифицированный лексико-грамматический анализ любого текста.

Студент должен иметь навыки:

    - абсолютно грамотного письма;

    - обнаружения лексико-грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок в текстах (рукописных и печатных).

2.2. Дисциплины, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины «Современный русский язык».

Среди дисциплин языкового цикла курс современного русского языка занимает центральное место. Он знакомит с системой русского языка и служит естественной базой для более глубокого усвоения других лингвистических дисциплин: «Практической и функциональной стилистики современного русского языка». Необходимо знание дисциплины «Русский язык» в объеме средней школы.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 7

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины 200 1 2
Аудиторные занятия 120 1 2
Лекции 52 1 2
Практические занятия (ПЗ) 68 1 2
Самостоятельная работа 80 1 2
Вид итогового контроля : экзамен 1 2

4.Содержание дисциплины

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий

Таблица 8

4.1 Раздел дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

1 Введение * *
2 Лексика, фразеология и лексикография * *
3 Фонетика и фонология * *
4 Орфоэпия * *
5 Графика и орфография * *
6 Морфемика и словообразование * *
7 Морфология * *
8 Синтаксис и пунктуация * *

4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Введение

Современный русский язык как предмет научного изучения.

Русский язык - национальный язык великого русского народа. Место русского языка среди славянских языков.

Русский литературный язык как нормированная форма национального (общенародного) языка. Социальная и территориальная дифференциация языка.

Понятие русского литературного языка. Русский язык как язык межнационального общения народов Российской Федерации. Международная роль русского литературного языка.

Великие русские писатели о богатстве русского языка.

4.2.2. Лексика, фразеология и лексикография

4.2.2.1. Лексика

Понятие о лексике и лексикологии. Лексикология описательная и историческая. Семасиология. Пути описания значения слова.

Системные отношения в лексике.

Слово как единица лексической системы языка. Слово как единство лексического и грамматического значений. Обобщающий характер слова.

Парадигматические и синтагматические связи слов, обусловливающие типы их лексических значений. Понятие о лексико-семантической словообразовательной и словоизменительной парадигмах. Типы лексических значений слов: по связи слова с действительностью (значения прямые и переносные); по происхождению (значения исходные и производные); по функции (значения номинативные, характеризующие и экспрессивно-эмоциональные); по связи с контекстом (значения свободные, лексически связанные и фразеологически связанные); по грамматической организованности (значения, синтаксически, морфологически и конструктивно обусловленные).

Многозначность слова. Способы развития новых значений слова. Лексическая омонимия и ее виды. Лексическая синонимия и типы синонимических рядов слов. Паронимы в русской лексике. Антонимия и ее виды.

Лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения. Исконная лексика русского языка. Старославянизмы. Иноязычные элементы в лексике и лексические кальки.

Лексика современного русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Лексика общеупотребительная (общенародная). Диалектная лексика (ограниченная территорией). Специальная лексика (профессиональная и терминологическая). Жаргонная лексика и арготизмы (ограниченная социальной средой).

Экспрессивно-стилистическое расслоение лексики. Лексика нейтральная (межстилевая). Лексика книжная: официально-деловая, научная, общественно-публицистическая и др. Лексика разговорная: разговорно-бытовая, просторечная. Стилистически окрашенная (экспрессивно-эмоциональная) лексика: высокая (торжественная), пренебрежительная, бранная, вульгарная и т.п.

Понятие об активном и пассивном составе словаря. Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы (общенародные и индивидуально-стилистические). Окказионализмы.

Тенденции развития современной русской лексики.

4.2.2.2. Фразеология

Фразеологические единицы русского языка. Многозначность и синонимия в кругу фразеологических единиц. Границы фразеологических единиц.

Понятие фразеологической связанности. Типы фразеологических единиц: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения.

Структурная организация фразеологизмов. Лексико-грамматическая характеристика фразеологизмов (именные, глагольные, адъективные, междометные, глагольно-пропозиционные).

Фразеологический состав русского языка. Исконная фразеология. Фразеологизмы, заимствованные из других языков. Фразеологизмы профессиональной речи, жаргонов.

Стилевое расслоение фразеологизмов. Фразеология книжной речи. Фразеология разговорной речи. Индивидуально-авторское употребление фразеологизмов.

Тенденции развития русской фразеологии.

4.2.2.3. Лексикография

Предмет лексикографии. Основные типы словарей русского языка. Важнейшие толковые словари. Словари синонимов. Словари антонимов. Словари диалектные (областные). Исторические словари. Этимологические словари. Словообразовательные словари. Словари сокращений. Частотные словари. Словари иностранных слов. Орфографические словари.

Орфоэпические словари. Словари трудностей русского языка и правильности русской речи.

4.2.3. Фонетика и фонология

4.2.3.1. Фонетика и акцентология

Предмет фонетики. Акустика звуковой речи. Функции звуков. Понятие об артикуляции. Фонетические средства русского языка. Звуки в потоке речи: фонетический закон конца слова, закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости; ассимиляция согласных по мягкости и твердости; ассимиляция зубных перед шипящими; упрощение сочетаний согласных; сокращение одинаковых согласных. Долгие и двойные согласные.

Редукция безударных гласных. Закон звукового сингармонизма.

Чередование звуков. Фонетические или позиционные чередования гласных и согласных звуков. Исторические чередования.

Понятие фонетической транскрипции. Основные знаки, принятые в фонетической транскрипции.

Слогораздел. Типы слогов в русском языке. Характер русского ударения (словесное, фразовое, смысловое ударение).

4.2.3.2. Фонология

Понятие фонемы. Различие между фонемой и звуком. Характерные особенности фонологической системы современного русского языка (позиционная мена фонем). Фонемный ряд.

Система гласных фонем современного русского литературного языка. Классификация гласных по ряду, подъему и лабиализованности. Система согласных фонем современного русского языка. Классификация по способу артикуляции. Понятие о нейтрализации звонких и глухих, твердых и мягких фонем. Сильные и слабые позиции фонем. Основной вид фонемы и ее варианты.

4.2.4. Орфоэпия

4.2.4.1. Орфоэпия и фонетический строй языка

Предмет изучения орфоэпии. Русское литературное произношение в историческом развитии. Понятие о «старшей» и «младшей» произносительной норме. Орфоэпические варианты норм русского литературного языка.

4.2.4.2. Современные произносительные нормы

Основные нормы произношения безударных гласных звуков (в первом предударном слоге; во всех предударных и заударных слогах; в начале слова). Произношение сочетаний безударных гласных. Влияние на произношение безударных гласных качества предшествующих согласных звуков.

Основные нормы произношения согласных звуков (произношение звонких и глухих, твердых и мягких согласных; произношение сочетаний согласных, произношение согласных звуков, обозначенных двумя одинаковыми буквами; непроизносимые согласные). Произношение звуков г, ж, ш, щ. Произношение грамматических форм: им. пад. ед. ч. прилагательных на -ий после г, к, х; глагольных форм на -сь и -ся; произношение окончаний род. пад. ед. ч. прилагательных мужского и среднего рода на -ого и -его; произношение глагольных форм на -кивать, -гивать, -хивать; произношение безударных окончаний 3-го лица мн. ч. глаголов II спряжения и др.

Особенности произношения иноязычных слов (произношение о, е) в безударных слогах, произношение согласных перед е; произношение э в начале слова и после гласных и др.).

4.2.5. Графика и орфография

4.2.5.1. Русская графика

Понятие о графике. Три принципа графики - фонетический, фонематический и традиционный.

Состав русского алфавита. Соотношение русской фонетики и графики. Соотношение звука и буквы.

Особенности русской графики: обозначение мягкости согласных на конце слова и перед согласными; обозначение мягкости согласных перед гласными; обозначение звука j; разделительные знаки ь и ъ.

4.2.5.2. Русская орфография

Понятие об орфографии.

Морфологический принцип русского правописания.

Отступления от морфологического принципа правописания. Фонетические написания ы вместо и после приставок на твердый согласный; написание приставок на з перед глухими согласными; написание о - е после шипящих и ц в суффиксах; написание ы после ц в суффиксе притяжательных прилагательных; написание о - е после шипящих и ц в окончании существительных и прилагательных и др. Традиционные или исторические написания (написание е и гласных а - о, е - и в корнях; написание мягкого знака во 2-м лице единственного числа настоящего времени глагола; написание мягкого знака у существительных женского рода на твердый шипящий; написание буквы и после твердых шипящих и др.). Дифференцирующие написания (написания двух слов или форм слов, совпадающих при произношении, - омофонов).

Орфография заимствованных слов.

Слитные, полуслитные, раздельные написания слов и частей слов.

Краткие сведения из истории русской графики и орфографии.

Возникновение русского алфавита и его развитие. Введение Петром I гражданского алфавита и его развитие. Орфография в трудах М.В. Ломоносова. Упорядочение русской орфографии академиком Я.К. Гротом. Реформа орфографии 1917-1918 гг. и ее общественное значение. «Правила русской орфографии и пунктуации», утвержденные в 1956 году. Орфографические словари и справочники, принятые в настоящее время.

4.2.6. Морфемика и словообразование

4.2.6.1. Морфемика

Морфемика как учение о значимых частях слов - морфах и морфемах. Морфемная структура слов русского языка.

Состав слова (корень, суффикс, приставка, окончание, соединительные гласные). Словообразующие и морфообразующие аффиксы и их продуктивность. Отличие морфемного анализа от словообразовательного. Членимость и производность основ. Семантическое и фонетическое ослабление непроизводной основы. Понятие о производящей основе. Соотносительность производной и производящей основ. Исторические изменения в морфемном составе слова (опрощение, переразложение, аналогия, усложнение).

Морфемный состав слова и орфография.

Правописание корней с чередующимися гласными. Гласные после шипящих и ц.

Правописание согласных на стыке частей слова. Правописание слов с приставками на з-, с-, до-, наи-, вне-, сверх-, контр-, транс-, пан- и др. Правописание слов с приставками пре- и при-. Гласные ы, и после приставок.

4.2.6.2. Словообразование

Основные способы словообразования в русском языке.

Лексико-семантическое словообразование (возникновение омонимов). Лексико-синтаксическое словообразование (объединение двух или нескольких слов в одно). Морфолого-синтаксическое словообразование (переход одной части речи в другую). Морфологическое словообразование (безаффиксный способ, аффиксация, сложение основ).

Функциональная классификация словообразовательных аффиксов (аффиксы, выполняющие лексическую, грамматическую и стилистическую функции).

Регулярные и нерегулярные аффиксы. Продуктивные и непродуктивные аффиксы. Ограничения, налагаемые на сочетаемость морфем (семантические, словообразовательные и стилистические).

Единицы системы словообразования (словообразовательная пара, словообразовательная категория, словообразовательная цепь, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо).

4.2.7. Морфология

4.2.7.1. Грамматические категории и значения. Грамматические классы слов

Грамматические классы и разряды слов, принадлежащие им грамматические категории и системы форм (парадигмы).

Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений (синтетический, аналитический, смешанный). Взаимодействие лексических и грамматических значений в слове.

Части речи как основные лексико-грамматические разряды слов в русском языке. Вопрос о классификации частей речи в русской грамматической науке.

Общая характеристика частей речи современного русского языка. Слова самостоятельные и служебные. Модальные слова, междометия, звукоподражательные слова в русском языке. Переходные явления в области частей речи.

4.2.7.2. Имя существительное и его правописание

Значение имени существительного, его морфологические признаки и синтаксические функции.

Разряды имен существительных по значению.

Существительные нарицательные и собственные; одушевленные и неодушевленные; конкретные и отвлеченные. Существительные единичные. Существительные собирательные. Существительные вещественные.

Категории рода, числа и падежа имен существительных.

Род имен существительных. Колебания в роде имен существительных. Род несклоняемых существительных. Число имен существительных. Существительные, имеющие только формы единственного или только формы множественного числа. Падеж имен существительных. Основные значения падежей.

Склонение имен существительных.

Основные типы склонения имен существительных. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные. Ударение при склонении имен существительных.

Образование имен существительных.

Продуктивные способы образования имен существительных.

Суффиксальное и суффиксально-префиксальное образование существительных. Сложение основ.

Переход других частей речи в имена существительные (субстантивация). Переход существительных в другие части речи.

Правописание имен существительных.

Окончания имен существительных. Окончания дательного и предложного падежей существительных с основой на и. Окончание предложного падежа существительных среднего рода на -ье. Окончание родительного падежа множественного числа существительных на -ня, -ия, -ья, -ье (-ъе). Окончания -ьш, -ом в творительном падеже имен собственных. Окончания существительных с суффиксами -ищ-, -ушк-, -юшк-, -шик-. Окончания существительных с суффиксом -л-.

Суффиксы имен существительных. Суффиксы -ик- и -ек-. Суффиксы -иц- и -ец-. Суффиксы -ичк- и -ечк-. Сочетания -инк- и -енк-. Суффиксы -оньк- и -еньк-. Суффиксы -чик- и -щик-. Существительные на -ние и -нье. Слова с редкими суффиксами (типа: горлинка, мокрядь и др.).

Прописные буквы в именах существительных.

Собственные имена лиц. Клички животных, наименования видов растений. Имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах. Географические и астрономические названия. Названия исторических эпох и событий, геологических периодов. Названия документов, памятников старины, произведений искусства. Названия праздников, народных движений, знаменательных дат. Названия организаций, учреждений, предприятий, должностей и званий. Названия орденов, медалей, знаков отличия.

Правописание сложных и сложносокращенных существительных.

Правописание НЕ с именами существительными.

4.2.7.3. Имя прилагательное и его правописание

Значение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксическая роль.

Разряды имен прилагательных по значению и грамматическим свойствам (качественные, относительные, притяжательные). Лексико-грамматические особенности качественных прилагательных. Относительные прилагательные. Переход относительных прилагательных в качественные. Притяжательные прилагательные и особенности их образования.

Краткие формы имен прилагательных и способы их образования.

Степени сравнения прилагательных. Способы их образования.

Склонение имен прилагательных. Типы склонений. Склонение качественно-относительных имен прилагательных (твердый, мягкий и смешанный варианты склонений). Склонение субстантивированных прилагательных.

Образование имен прилагательных. Продуктивные способы образования имен прилагательных. Суффиксальный способ образования. Префиксальный способ образования. Префиксально-суффиксальный способ образования. Образование прилагательных путем сложения основ. Переход других частей речи в имена прилагательные (адъективация). Переход прилагательных в другие части речи.

Правописание имен прилагательных. Окончания имен прилагательных (типа: иногородний - загородный; бескрайний - бескрайный и т.п.). Суффиксы имен прилагательных. Суффиксы -ив-, -лив-, -чив-. Суффиксы -ов-, -оват-, -овит-, -ев-, -еват-, -евит-. Прилагательные на -чий. Суффиксы -ат-, -чат-. Прилагательные на -д-ский, -т-ский, -ц-кий, -ц-ский. Прилагательные с суффиксом -ос-. Суффиксы -н-, -енн-, -онн-, -ин-, -он- (-ян-). Прилагательные на -инский (-енский). Правописание сложных прилагательных. Правописание НЕ с именами прилагательными.

4.2.7.4. Имя числительное и его правописание

Значение имен числительных, их морфологические признаки и синтаксические функции.

Разряды имен числительных по значению. Количественные числительные. Морфологические особенности количественных числительных. Склонение количественных числительных. Синтаксические особенности количественных числительных. Собирательные числительные. Морфологические особенности собирательных числительных. Дробные числительные. Числительные полтора, полторы. Неопределенно-количественные числительные. Порядковые числительные. Склонение порядковых числительных. Синтаксическая роль порядковых числительных.

Правописание числительных. Правописание количественных числительных (простых, сложных, составных). Правописание окончаний (при склонении) количественных числительных. Правописание дробных числительных. Правописание сложных слов, в состав которых входят числительные (с основами сорок, девяносто, сто, тысяча), а также дробные величины (типа 17-летний, двухсполовинный и т.п.). Числительные с пол-.

4.2.7.5. Местоимение и его правописание

Значение местоимений. Соотношение местоимений с другими частями речи.

Разряды местоимений по значению и связи с другими словами. Личные местоимения. Указательные местоимения. Вопросительно-относительные местоимения. Неопределенные и отрицательные местоимения.

Склонение местоимений.

Переход местоимений в другие части речи (прономинализация). Употребление других частей речи в роли местоимений.

Правописание местоимений. Правописание НЕ и НИ в местоимениях. Написание местоименных сочетаний не кто иной, как; не что иное, как; никто иной, кроме; ничто иное, кроме. Правописание местоимений с другими частицами.

4.2.7.6. Глагол и его правописание

Значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола.

Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола и их синтаксическая роль. Неопределенная форма глагола, ее значение, образование, синтаксическое употребление.

Две основы глагола.

Понятие о классах глагола.

Категория вида. История вопроса о категории вида. Образование видов. Видовые пары глаголов. Глаголы, не имеющие парных форм другого вида. Двувидовые глаголы.

Глаголы переходные и непереходные, их значения и морфологические признаки.

Категории залога. История вопроса о категории залога. Основные залоги и образование залоговых форм. Глаголы, лишенные залоговых значений.

Категория наклонения. Изъявительное наклонение. Сослагательное наклонение. Повелительное наклонение. Значение, морфологические признаки и способы образования форм сослагательного и повелительного наклонения.

Категория времени. Основные значения и употребление форм времени. Образование форм времени.

Категория лица. Категория рода и лица. Значение форм лица (определенно-личное, обобщенно-личное, неопределенно-личное). Значение форм рода и числа как форм, не характерных для глагола Безличные глаголы.

I и II спряжения глаголов. Личные окончания глаголов. Разноспрягаемые глаголы.

Словообразование глаголов. Префиксальный способ образования. Суффиксальный способ образования. Суффиксально-префиксальный способ образования.

Правописание глаголов. Личные окончания I и II спряжений. Правописание разноспрягаемых глаголов. Правописание суффиксов -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-. Гласные е, и в суффиксах, сходных по происхождению глаголов переходных и непереходных. Правописание буквы ь в окончаниях повелительного наклонения, в неопределенной форме и во 2-м лице форм настоящего и будущего времени.

Правописание НЕ с глаголами.

Причастие как форма глагольно-именного образования. Образование деепричастий. Категория времени у деепричастий. Переход деепричастий в наречия.

Правописание причастий и деепричастий. Правописание суффиксов причастий. Правописание НЕ с причастиями (с краткой и полной формой) и с деепричастиями.

4.2.7.7. Наречие и его правописание

Значение наречия, его морфологические признаки и синтаксическая роль.

Разряды наречий по значению. Пути образования наречий. Соотносительность наречий с другими частями речи.

Переход наречий в другие части речи.

Слитное, полуслитное (дефисное) и раздельное написание наречий.

4.2.7.8. Безлично-предикативные слова (предикативы)

Семантические, морфологические и синтаксические признаки безлично-предикативных слов. Разряды безлично-предикативных слов по значению и по образованию. Соотносительность безлично-предикативных слов с другими частями речи. Вопрос о безлично-предикативных словах и лингвистической науке.

4.2.7.9. Служебные слова (частицы речи) и их правописание

Функциональные особенности служебных слов.

Частицы и их функции в речи. Разряды частиц по значению.

Словообразующие и формообразующие частицы.

Предлоги и их синтаксические функции. Предлоги первообразные и производные. Предложные сочетания и их развитие в современном русском языке. Значение предлогов.

Союзы и их синтаксические функции. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Союзы одиночные повторяющиеся, двойные. Союзные (относительные) слова.

Правописание предлогов, союзов и частиц; правописание сложных предлогов и предложных сочетаний; правописание союзов зато, также, тоже, чтобы в отличие от сочетаний за то, так же, то же, что бы; раздельное и дефисное написание частиц; различение частиц НЕ и НИ при различных частях речи.

4.2.7.10. Модальные слова

Общее понятие о модальности. Модальные слова как особый разряд слов в русском языке. Разряды модальных слов по значению. Соотносительность модальных слов с другими частями речи. Лексико-грамматическое своеобразие модальных слов.

4.2.7.11. Междометия и звукоподражательные слова

Значение междометий и их функции в речи. Разряды междометий по значению. Группы междометий по способу образования и происхождению. Глагольные междометия.

Звукоподражательные слова и их функции в речи. Отличие звукоподражательных слов от междометий.

4.2.8. Синтаксис и пунктуация

4.2.8.1. Синтаксические единицы

Синтаксические единицы докоммуникативного уровня (словоформа, словосочетание) и коммуникативного уровня (предложение, межфразовое единство).

Основные признаки словосочетания и предложения. Лексико-грамматические типы словосочетаний. Словосочетания свободные и несвободные. Компоненты словосочетания и члены предложения. Синтаксические отношения между компонентами словосочетания и между членами предложения. Способы выражения отношений в словосочетании и в предложении. Виды синтаксической связи в словосочетании и предложении.

4.2.8.2. Типы предложений

Предложения реальной и ирреальной модальности.

Предложения утвердительные и отрицательные. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Восклицательные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Нечленимые предложения. Простые и сложные предложения.

Знаки препинания в конце предложения.

4.2.8.3. Строение двусоставного предложения

Предикативное ядро предложения. Распространители предложения: присловные распространители; детерминанты; двунаправленные распространители.

Многоточие, вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения при перерыве речи.

Подлежащее и способы его выражения. Выражение подлежащего различными частями речи. Выражение подлежащего словосочетаниями.

Типы сказуемого и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое. Осложненное глагольное сказуемое. Глагольное сказуемое, выраженное фразеологическим сочетанием. Составное глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое с вспомогательным глаголом, обозначающим начало, продолжение или конец действия. Составное глагольное сказуемое с модальным глаголом. Составное глагольное сказуемое с фразеологическим сочетанием. Составное глагольное сказуемое с предикативным прилагательным. Именное сказуемое. Виды связок в именном сказуемом. Именная часть сказуемого. Типы глагольно-именного сказуемого. Сказуемое, выраженное наречием и междометием.

Грамматическая координация форм подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.

Способы выражения распространителей предложения - определительных, объектных, обстоятельственных. Определение согласованное и несогласованное. Приложение и его виды. Виды дополнений и их значение. Дополнения в действительных и страдательных оборотах. Виды обстоятельств по значению.

Дефис при приложениях. Интонационное и соединительное тире между членами предложения.

4.2.8.4. Типы односоставных предложений и их строение

Предикативный центр односоставного предложения. Распространители предикативного центра предложения.

Определенно-личные, неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения. Безличные предложения. Инфинитивные предложения. Номинативные предложения. Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями. Генитивные предложения.

4.2.8.5. Слова-предложения (нечленимые предложения)

Слова-предложения как особый структурный тип предложения. Знаки препинания в конце слов-предложений.

4.2.8.6. Неполные и эллиптические предложения

Типы неполных предложений. Неполные предложения в диалогической речи. Предложения эллиптические (с нулевым сказуемым). Стилистическая дифференциация неполных и эллиптических предложений. Тире в неполном предложении.

4.2.8.7. Актуальное членение предложения и порядок слов в простом предложении

Синтаксическое и актуальное членение предложения. Понятие темы и ремы. Компоненты высказывания и члены предложения.

Порядок слов стилистически нейтральный и стилистически значимый. Грамматическое значение порядка слов. Порядок расположена членов простого предложения. Место подлежащего и сказуемого простом предложении. Место распространителей предложения.

4.2.8.8. Предложения с однородными членами

Понятие синтаксической однородности и однородных рядов словоформ. Предложения с однородными рядами словоформ. Форм сказуемого в предложениях с однородными подлежащими. Однородные и неоднородные определения. Форма определяемого слов при нескольких определениях, соединенных союзами. Союзы и предлоги в рядах однородных словоформ. Обобщающие единицы в однородных рядах.

Пунктуация в предложениях с однородными словоформами Запятая при однородных словоформах, соединенных и не соединенных союзами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Точка с запятой между распространенными однородными словоформами. Двоеточие и тире при обобщающие единицах. Знаки препинания при повторяющихся словоформах.

4.2.8.9. Предложения с обособленными членами

Обособление как синтаксическое явление. Общие и частные условия обособления. Обособленные согласованные и несогласованные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами. Обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными и наречиями. Обособление оборотов со значением включения, исключения и замещения. Выделение уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения.

Пунктуация при обособленных членах предложения. Запятые при обособленных согласованных определениях. Запятые при несогласованных определениях, выраженных косвенными падежами существительных. Запятые и тире при обособленных приложениях. Запятые при деепричастиях и деепричастных оборотах. Запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных существительными в косвенных падежах. Запятые при обособленных оборотах со словами кроме, вместо, помимо, сверх, включая, за исключением, наряду и т.д. со значением ограничительным или расширительным.

Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения.

4.2.8.10. Присоединительные и парцеллированные конструкции

Сущность присоединения и парцелляции. Структурно-грамматические типы присоединительных конструкций. Смысловые и стилистические функции присоединительных конструкций. Парцеллированные конструкции и их смысловые и стилистические функции.

Знаки препинания при присоединительных и парцеллированных конструкциях (запятая, тире, точка).

4.2.8.11. Вводные и вставные конструкции

Вводные слова и сочетания и их типы по значению. Морфологические типы вводных слов. Типы вводных предложений. Вставные конструкции и их отличие от вводных. Разновидности вставок. Запятая и тире при вводных словах, сочетаниях, предложениях. Тире и скобки при вставных конструкциях.

4.2.8.12. Обращение

Значение обращения. Функции обращения в предложении. Способы выражения обращения.

Знаки препинания при обращении.

4.2.8.13. Понятие о сложном предложении

Способы выражения отношений между частями сложного предложения. Сочинение и подчинение в сложном предложении. Бессоюзное сочетание частей сложного предложения.

4.2.8.14. Сложносочиненное предложение

Структура сложносочиненных предложений. Союзы в сложносочиненных предложениях - соединительные, противительные, разделительные, градационные. Сложносочиненные предложена выражающие присоединительные и пояснительные отношения.

Многочленное сложносочиненное предложение.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

4.2.8.15. Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненные предложения с присловной и неприсловной зависимостью частей. Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении (союзы, союзные слова, соотносительные слова; порядок следования частей, соотношение глаголъных форм главной и придаточной частей, интонация).

Структурно-семантические типы сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными частями: определительной, изъяснительной, обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры, степени, условной, уступительной, следствия, цели), сравнительной, присоединительной; сложноподчиненные предложения с сопоставительными отношениями между частями.

Многочленное сложноподчиненное предложение. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Сложноподчиненные предложения с несколькими главными частями и одной придаточной.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знак препинания при оборотах, не являющихся придаточными.

4.2.8.16. Бессоюзное сложное предложение

Виды бессоюзных сложных предложений. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Многочленное бессоюзное сложное предложение.

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).

4.2.8.17. Сложные синтаксические конструкции

Сложные предложения с разнотипной синтаксической связью.

Сложные предложения с сочинением и подчинением. Сложные предложения с подчинением и бессоюзной связью. Сложные предложения с сочинением и бессоюзной связью. Сложные предложения с сочинением, подчинением и бессоюзной связью.

Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях.

4.2.8.18. Период

Понятие о периодической речи и периоде. Знаки препинания в периоде.

4 2 8.19. Сложное синтаксическое целое (межфразовое единство) и абзац

Понятие о сложном синтаксическом целом и абзаце.

Сложное синтаксическое целое как структурно-смысловое единство. Сложные синтаксические целые однородного и неоднородного состава.

Абзац как единица композиционно-стилистическая. Функции и типы абзаца в монологической и диалогической речи.

Соотношение сложного синтаксического целого и абзаца как единиц разного уровня.

4.2.8.20. Чужая речь

Понятие о чужой речи и способах ее передачи. Прямая речь. Косвенная речь. Различные виды связи прямой речи с авторской. Несобственно-прямая речь.

Знаки препинания при прямой речи.

4.2.8.21. Основы русской пунктуации

Принципы русской пунктуации. Назначение пунктуации.

Пунктуация и синтаксический строй русского языка. Пунктуация и смысл. Пунктуация и интонация.

Знаки препинания отделяющие и выделяющие. Функции знаков препинания. Контекстуальная вариантность применения знаков препинания.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник. - 6-е изд. - М., 2001.

Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. - 4-е изд. - М., 2000.

Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунтктуация: Справочник. - М., 2000.

Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация: Правила и упражнения. - М., 2000.

Примечание. Вместо названных учебников и учебных пособий могут быть использованы пособия, которыми располагает студент (см. список дополнительной литературы).

Дополнительная литература

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Сборник упражнений по современному русскому языку. - 3-е изд. - М., 1987.

Грамматика современного русского литературного языка. - М., 1980.

Современный русский язык /Под ред. Д.Э. Розенталя. - М., 1984.

Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1997.

Лексика и фразеология. Лексикография

Калинин А.В. Лексика русского языка. - 3-е изд. - М., 1978.

Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. - Л., 1977.

Телия В.Н. Русская фразеология. - М., 1996.

Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. - М., 2001.

Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. - М., 1977.

Словари

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. - М., 1993.

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М., 1989.

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1986.

Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. - М., 1984.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М., 1994.

Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. - М., 1994.

Зенович Е.С. Словарь иностранных слов и выражений. - М., 1998.

Новое в русской лексике. Словарные материалы - 1985 / Под ред. Н.З. Котеловой и Ю.Ф. Денисенко. - СПб., 1996. - (Далее - за 1986, 1987, 1988 гг.).

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1998.

Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник для работников печати. - М., 1986.

Русский орфографический словарь /Отв. ред. В.В. Лопатин. - М., 1999.

Русский язык: Энциклопедия /Под ред. Ю.Н. Караулова. - М., 1997.

Словарь новых слов русского языка /Под. ред. Н.З. Котеловой. - СПб., 1995.

Словарь русского языка: В 4 т. /Под ред. А.П. Евгеньевой. - М., 1985-1988.

Словарь современного русского литературного языка: В. 17 т. /Под ред. А.М. Бабкина, С.Г. Бархударова, Ф.П. Филина и др. - Л., 1948-1965.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. - СПб., 1996.

Фразеологический словарь русского языка /Под ред. А.И. Молоткова. - М., 1987.

Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. - 2-е изд. - М., 1971.

Фонетика и фонология. Орфоэпия

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М., 1984.

Орфоэпический словарь русского языка / Под. ред. Р.И. Аванесова. - М., 1987.

Графика и орфография

Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. - М., 1996.

Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. - М., 1976.

Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. - М, 1983.

Правила русской орфографии и пунктуации. - М., 1956.

Словообразование

Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973.

Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. - М., 1968.

Морфология

Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. - Л., 1976.

Виноградов В.В. Русский язык. - М., 1986.

Щерба Л.В. О частях речи в русском языке //Л.В. Щерба. Избранные работы по русскому языке. - М., 1957.

Синтаксис

Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация. - М., 1987.

Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. - М., 1977.

Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. - М., 1973.

Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. - М., 1976.

Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. - М., 1977.

Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. - М., 1986.

Пешковский А.М. Русский синтаксисе научном совещании. - 7-е изд. - М., 1956.

Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. - М., 1979.

Сиротинина О.Е. Лекции по синтаксису русского языка. - М., 1980.

Пунктуация

Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение. - М., 1979.

Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. - М., 1984.

Валгина Н.С. Современный русский язык. Пунктуация. - М., 1989.

Правила русской орфографии и пунктуации. - М., 1956.

Шапиро А.Б. Современный русский язык. Пунктуация. - М., 1974.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Компьютерные обучающие и контролирующие программы.

7. Примерный перечень домашних заданий

7.1. Понятие о современном русском литературном языке.

7.2. Русский язык как средство межнационального общения.

7.3. Русский язык как один из международных языков.

7.4. Понятие нормы современного русского литературного языка.

7.5. Принципы русской орфографии.

7.6. Правописание сложных существительных.

7.7. Правописание сложных прилагательных.

7.8. Употребление прописных и строчных букв.

7.9. Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

7.10. Правописание НЕ и НИ.

7.11. Правописание иноязычных слов.

7.12. Пунктуация при однородных рядах словоформ.

7.13. Пунктуация при обособленных членах предложения.

7.14. Пунктуация при вставных и вводных конструкциях.

7.15. Пунктуация в сложных синтаксических конструкциях.

7.16. Принципы русской пунктуации.

Программа составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям 021500 - Издательское дело и редактирование, 021600 - Книгораспространение.

© Центр дистанционного образования МГУП