Московский государственный университет печати



         

Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин

Для специальности 021500 - Издательское дело и редактирование



Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

История зарубежной литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и вид занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Античная литература

•  

4.2.2. Литература средних веков

•  

4.2.3. Литература эпохи Возрождения

•  

4.2.4 Литература XVII в.

•  

4.2.5. Литература эпохи Просвещения

•  

4.2.6. Литература XIX в.

•  

4.2.7. Литература XX в.

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

История отечественной литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Древнерусская литература

•  

4.2.2. Литература XVIII века

•  

4.2.3.Литература первой трети XIX века

•  

4.2.4. Литературное движение второй трети XIX века

•  

4.2.5. Литература последней трети XIX века

•  

4.2.6. Литература «серебряного века»

•  

4.2.7. Литература 1920-х годов

•  

4.2.8. Литература 1930-х годов

•  

4.2.9. Литература 1940-х - начала 1950-х годов

•  

4.2.10. Современная литература

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1.Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современный литературный процесс

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Литературный процесс как теоретико-литературное понятие

•  

4.2.2. Социокультурная ситуация новейшего времени и литература

•  

4.2.3. Традиции реализма и их преломление в современной литературе

•  

4.2.4. Постмодернизм в современном литературном процессе

•  

4.2.5. Смыслообразующие тенденции в современной поэзии

•  

4.2.6. История Германии в настоящем времени

•  

4.2.7. Постэкзистенциалистский французский роман

•  

4.2.8. Модель мира в творчестве австрийских и швейцарских писателей

•  

4.2.9. Вариативность личности в прозе и драматургии швейцарских писателей

•  

4.2.10. Английская литература в поисках нового героя

•  

4.2.11. Элитарная и массовая американская литература

•  

4.2.12. Магический реализм латиноамериканского романа

•  

4.2.13. Философская притча в японской прозе

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современный русский язык

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

1.1.Цель преподавания дисциплины

•  

1.2.Задачи изучения дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

2.1.Требования к знаниям и умениям

•  

2.2. Дисциплины, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины «Современный русский язык».

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Лексика, фразеология и лексикография

•  

4.2.3. Фонетика и фонология

•  

4.2.4. Орфоэпия

•  

4.2.5. Графика и орфография

•  

4.2.6. Морфемика и словообразование

•  

4.2.6.2. Словообразование

•  

4.2.7. Морфология

•  

4.2.8. Синтаксис и пунктуация

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

Лексика и фразеология. Лексикография

•  

Словари

•  

Фонетика и фонология. Орфоэпия

•  

Графика и орфография

•  

Словообразование

•  

Морфология

•  

Синтаксис

•  

Пунктуация

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Практическая и функциональная стилистка русского языка

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Практическая стилистика русского языка

•  

4.2.2. Функциональная стилистика русского языка

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1 Рекомендуемая литература

•  

Практическая стилистика русского языка

•  

Функциональная стилистика русского языка

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

6.3. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по дисциплине «Функциональная стилистика русского языка»

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Практическая стилистика русского языка

•  

Функциональная стилистика русского языка

•  

Активные процессы в современном русском языке

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Принципы социологического изучения языка

•  

4.2.3. Изменение статуса литературного языка

•  

4.2.4. Внутренние законы развития языка

•  

4.2.5. Вариантность языкового знака

•  

4.2.6. Понятие языковой нормы

•  

4.2.7. Изменения в русском произношении и ударении

•  

4.2.8. Активные процессы в лексике и фразеологии

•  

4.2.9. Основные тенденции в словообразовательной системе русского языка

•  

4.2.10. Основные тенденции в морфологии

•  

4.2.11. Основные тенденции в синтаксическом строе

•  

4.2.12. Взаимодействие речи разговорной и книжной, устной и письменной

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

История книжного дела

•  

1. Цели и задачи учебной дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Методологические основы изучения истории книжного дела

•  

4.2.2. Книжное дело в Древнем мире и в средние века

•  

4.2.3. Книжное дело в первые века книгопечатания

•  

4.2.4. Книжное дело в период технической революции в книгопечатании в XVIII в.

•  

4.2.5. Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX в.

•  

4.2.6. Книжное дело за рубежом в XX в.

•  

4.2.7. Книжное дело в Древней Руси

•  

4.2.8. Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XIV в.

•  

4.2.9. Книжное дело в России в XVII в.

•  

4.2.10. Книжное дело в России в первой половине XVIII в.

•  

4.2.11. Книжное дело в России во второй половине XVIII в.

•  

4.2.12. Книжное дело в России в первой половине XIX в.

•  

4.2.13. Книжное дело во второй половине XIX - начале XX в.

•  

4.2.14. Книжное дело в первые годы советской власти

•  

4.2.15. Книжное дело советской России в годы нэпа

•  

4.2.16. Книжное дело СССР в 1930-1940-х гг.

•  

4.2.17. Отечественное книжное дело во второй половине XX в.

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1.Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Библиография

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания

•  

3. Объем дисциплины (раздела) и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Библиографоведение как наука

•  

4.2.3. Система современной библиографии как деятельности

•  

4.2.4. Библиографическая запись и система библиографических пособий

•  

4.2.5. История библиографии в России

•  

4.2.6. Современное состояние библиографии в Российской Федерации

•  

4.2.6.2. Научно-вспомогательная библиография в Российской Федерации

•  

4.2.7. Составление библиографических пособий

•  

4.2.8. Библиографический поиск

•  

4.2.9. Библиографическая систематизация

•  

4.2.10. Библиографическое обслуживание

•  

4.2.11. Национальная библиография. Основные понятия и тенденции развития

•  

4.2.12. Национальная библиография в зарубежных странах

•  

4.2.13. Всемирная библиография

•  

4.2.14. Иностранные справочные издания

•  

4.2.15. Издательская и книготорговая библиография в зарубежных странах

•  

4.2.16. Библиографическое обслуживание на международных книжных выставках-ярмарках

•  

4.2.17. Заключение

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Книговедение

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Книга, книжное дело, книжное издание

•  

4.2.2. Система книговедческого знания

•  

4.2.3. Общие принципы типологии книжных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современное отечественное и зарубежное издательское дело

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение в дисциплину. Источники изучения

•  

4.2.2. Книгоиздание в системе современного книжного дела

•  

4.2.3. Масштабы современного мирового книгоиздания

•  

4.2.4. Демократизация издательской деятельности в России

•  

4.2.5. Нормативно-правовая база издательского дела в современной России

•  

4.2.6. Современная издательская система России

•  

4.2.7. Издательство и государство

•  

4.2.8. Редактор в современном издательстве

•  

4.2.9. Современное состояние издательского дела за рубежом

•  

4.2.10. Развитие международного сотрудничества в книжном деле

•  

4.2.11. Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

•  

Стандарты в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие, сущность и роль стандартизации

•  

4.2.2. Системы международных и национальных стандартов

•  

4.2.3. Российская государственная система стандартизации: категории нормативно-технических документов

•  

4.2.4. Процедура разработки и утверждения стандартов. Контроль соблюдения стандартов

•  

4.2.5. Направления стандартизации в книжном деле

•  

4.2.6. Международное сотрудничество в области стандартизации

•  

4.2.7. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД)

•  

4.2.8. Международная стандартная нумерация книг (ISBN)

•  

4.2.9. Другие международные стандарты нумерации изданий

•  

4.2.10. Отраслевой формат «Юнимарк-торговля»

•  

4.2.11. Универсальная десятичная классификация (УДК) как основной информационно-поисковый язык (ИПЯ) отрасли

•  

4.2.12. Проблемы и перспективы стандартизации в книжном деле

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Социология и психология чтения

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий дисциплины

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Методологические основы психологии и социологии чтения

•  

4.2.2. История развития психологии и социологии чтения в России

•  

4.2.3. Психологические аспекты процессов чтения

•  

4.2.4. Социально-психологические характеристики читателя

•  

4.2.5. Социологические исследования читательской аудитории

•  

4.2.6. Социологические и психологические особенности книги.

•  

4.2.7. Социально-психологические аспекты деятельности издательства

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2.. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Редактирование. Общий курс

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1.. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Зарождение редактирования

•  

4.2.3. Редакторские начала в издательской деятельности РоссииVII века

•  

4.2.4. Развитие редактирования в издательской практике РоссииVIII века

•  

4.2.5. Редакторская деятельность в издательском деле России первой трети XIX века

•  

4.2.6. Формирование принципов редактирования в издательской практике России 40-50-х годов XIX века

•  

4.2.7. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века

•  

4.2.8. Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-годов XIX века

•  

4.2.9. Особенности развития редакторской школы в начале XX века (1900-1917)

•  

4.2.10. Редакторский опыт в советский период

•  

4.2.11. Редакторская деятельность в современных условиях

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Технология редакционно-издательского процесса

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Технология редакционно-издательского процесса как учебная дисциплина

•  

4.2.2. Состав и организационно-методические основы построенияИП

•  

4.2.3. Подготовительный этап РИП

•  

4.2.4. Авторский оригинал произведения

•  

4.2.5. Редакционная обработка авторского оригинала произведения

•  

4.2.6. Редакторская подготовка аппарата издания

•  

4.2.7. Производственный этап редакционно-издательского процесса. Подготовка издательского оригинала

•  

4.2.8. Корректура в редакционно-издательском процессе

•  

4.2.9. Заключительный этап редакционно-издательского процесса

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7.Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Правовые основы книжного дела

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Предмет и задачи курса

•  

4.2.2. Право в системе социального регулирования

•  

4.2.3. Правонарушения и юридическая ответственность

•  

4.2.4. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций

•  

4.2.5. Основы обязательственного права

•  

4.2.6. Отношения коммерческих организаций с гражданами

•  

4.2.7. Налоговая система РФ

•  

4.2.8. Налоговый кодекс РФ

•  

4.2.9. Органы налогового контроля

•  

4.2.10. Налоговое планирование

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Предпринимательство в книжном деле

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Экономические и политические факторы влияния на предпринимательство. Роль государства

•  

4.2.2. Формы собственности предприятий. Малый бизнес, его особенности в книжном деле. Экономическая роль малого бизнеса

•  

4.2.3. Субъект предпринимательской деятельности - ключевая фигура в бизнесе. Личностные и профессиональные качества предпринимателя, их развитие

•  

4.2.4. Условия организации и развития предпринимательства в книжном деле

•  

4.2.5. Организация хозяйственных связей. Договорные отношения в книжном деле. Особенности коммерческой работы при совершении экспортно-импортных операций

•  

4.2.6. Защита от риска. Страхование, виды страхования бизнеса

•  

4.2.7. Бизнес-планирование. Основные разделы бизнес-плана, их разработка

•  

4.2.8. Факторы, определяющие типы и виды издательско-книготорговых предприятий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Менеджмент в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность менеджмента в книжном деле. Цели и задачи менеджмента. Эволюция теории менеджмента в России и за рубежом

•  

4.2.2. Менеджер и его роль в книжном деле. Требования, предъявляемые к менеджеру

•  

4.2.3. Предприятие как субъект управления. Виды и объекты управленческой деятельности

•  

4.2.4. Системный подход к организации управления

•  

4.2.5. Основные функции управления в книжном деле: планирование, организация, мотивация, контроль

•  

4.2.6. Информационное обеспечение управления предприятием

•  

4.2.7. Менеджмент в книжном деле: внутренняя и внешняя среда менеджмента

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная и дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Маркетинг в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность маркетинга

•  

4.2.2. Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинговой деятельности

•  

4.2.3. Товарная политика в книжном маркетинге

•  

4.2.4 Ценовая политика в книжном маркетинге

•  

4.2.5. Политика сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.6. Политика стимулирования сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.7 Маркетинговые исследования книжного рынка

•  

4.2.8. Управление маркетингом в издательском и книготорговом предприятии

•  

4.2.9. Зарубежный опыт

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Этика делового общения

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2.Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Основные понятия этики делового общения. Этикет, основы речевой этики

•  

4.2.2. Культура речи. Виды речи. Основы устного общения

•  

4.2.3. Публичная речь

•  

4.2.4. Деловая беседа. Деловые переговоры

•  

4.2.5. Композиция и стиль речи. Риторика

•  

4.2.6. Бизнес-язык. Формы делового общения

•  

4.2.7. Конфликты и пути их разрешения

•  

4.2.8. Деловая переписка

•  

4.2.9. Деловая этика в издательском деле

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Программные средства обработки информации

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисцплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов программы

•  

4.2.1. Общие сведения о программном обеспечении КИС

•  

4.2.2. Системное программное обеспечение КИС. Назначение системного программного обеспечения, его разновидности

•  

4.2.3. Сведения о языке и стандарте PostScript

•  

4.2.4. Типографика и КИС

•  

4.2.5. Программы обработки текстовой информации

•  

4.2.6. Программы обработки графической информации

•  

4.2.7. Программы объединения файлов

•  

4.2.8. Программы межплатформенного обмена

•  

4.2.9. Специальные программные средства КИС

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Информационные технологии в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Примерная тематика курсовых работ

•  

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

7.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Основы производственных процессов

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение. История развития отрасли

•  

4.2.2. Общие понятия о полиграфическом производстве

•  

4.2.3. Характеристика полиграфической продукции

•  

4.2.4. Допечатные процессы

•  

4.2.5. Печатные процессы

•  

4.2.6. Отделочные и брошюровочно-переплетные процессы (БПП)

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература:

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Практическая и функциональная стилистка русского языка

Программу составили: Н.С. Валгина, профессор, к. ф. н., МГУП
И.Б. Голуб, профессор, к. ф. н., МГУП
Г.В. Векшин, доцент, к. ф. н., МГУП

1. Цели и задачи дисциплины

Раздел «Практическая стилистика русского языка» курса «Практическая и функциональная стилистика русского языка» является необходимым звеном в системе филологической подготовки студентов. Цель преподавания курса - выработать у студента языковое чутье, научить правильно оценивать языковые факты и отбирать стилистические средства в зависимости от содержания, сферы условий общения, познакомить студентов с основными понятиям и категориями практической стилистики, а также стилистическими свойствами фонетических, лексико-фразеологических и морфолого-синтаксических средств языка.

Раздел «Функциональная стилистика русского языка» курс «Практическая и функциональная стилистика русского языка» готовит студентов к лингвистическому анализу и редактированию текстов разной функционально-стилевой принадлежности, произведений разных видов литературы. В результате изучения раздела «Функциональная стилистика русского языка» студент должен усвоить закономерности функционирования языка в различных типах речи, соответствующих тем или иным типовым сферам человеческой деятельности и, соответственно, общения.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

2.1. Изучив раздел «Практическая стилистика русского языка», студент должен иметь представление о предмете практической стилистики и ее основных понятиях и категориях.

Студент должен знать:

    - стилистическую систему современного русского языка на всех его структурных уровнях (фонетическом, лексико-фразеологическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом);

    - стилистические нормы употребления маркированных языковых средств в различных речевых ситуациях.

Студент должен уметь:

    - стилистически нормативно употреблять вариантные формы словоизменения в книжных стилях (в отличие от разговорного);

    - использовать параллельные синтаксические конструкции (в зависимости от сферы общения).

Студент должен владеть:

    - методикой отбора контекстуально наиболее оправданных языковых единиц из числа синонимичных;

    - практическими навыками обнаружения стилистических ошибок в речи и приемами их исправления, обосновывая сделанные в тексте изменения.

Студент должен иметь навыки:

    - практического анализа текстов различной функционально-стилевой ориентации с целью выявления используемых стилистических средств на всех уровнях структуры языка;

    - стилистической правки рукописи с учетом наиболее целесообразного употребления речевых средств в текстах различной жанровой и функционально-стилевой принадлежности.

2.2. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения раздела «Практическая стилистика русского языка».

Для усвоения раздела необходимо знание дисциплины «Современный русский язык».

2.3. Изучив курс функциональной стилистики русского языка, студент должен иметь представление о стилистической дифференциации языковых средств современного русского языка, о стилевых системах языка, о влиянии социального фактора на формирование этих систем, об исторической традиционности в использовании речевых средств, характеризующих ту или иную сферу человеческой деятельности.

Студент должен знать круг понятий и категорий функциональной стилистики, знать основные характеристики функциональных стилей русского языка (разговорного, официально-делового, научного, публицистического, художественного); уметь идентифицировать тексты соответственно данным характеристикам с учетом принадлежности текстов к разным видам и жанрам литературы.

Студент должен владеть терминологией дисциплины и быть способным использовать знания программы курса при анализе и редактировании текстов разной функционально-стилевой принадлежности.

2.4. Перечень дисциплин,усвоение которых студентам необходимо для изучения раздела «Функциональная стилистика русского языка»:

    - современный русский язык;

    - практическая стилистика русского языка.

«Функциональная стилистика русского языка» - завершающий раздел лингвистического цикла, теоретически и практически подготавливающий студентов к редакторской деятельности.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 9

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины 200 3 4
Аудиторные занятия 100 3 4
Лекции 50 3 4
Практические занятия (ПЗ) 50 3 4
Семинары (С) и/или другие виды аудиторных занятий
Самостоятельная работа 100 3 4
Курсовой проект (работа) 4
Расчетно-графические работы
Реферат и/или другие виды самостоятельной работы
Вид итогового контроля : экзамен 3 4

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Таблица 10

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

ЛР

Практическая стилистика русского языка

1 Введение *
2 Точность словоупотребления * *

Практическая стилистика русского языка

3 Стилистическое использование многозначных слов, омонимов, паронимов * *
4 Стилистическое использование синонимов, антонимов * *
5 функционально-стилистическое расслоение русской лексики * *
6 Канцеляризмы и речевые штампы * *
7 Стилистические свойства слов, связанные со сферой их употребления * *
8 Стилистическое использование лексики пассивного и активного состава * *
9 Стилистическое использование иноязычной лексики * *
10 Стилистическое использование фразеологических средств языка * *
11 Употребление лексических образных средств (тропов) * *
12 Стилистическое использование фонетических средств языка * *
13 Стилистические средства словообразования * *
14 Стилистические средства морфологии * *
15 Стилистические средства синтаксиса * *

Функциональная стилистика русского языка

16 Введение *
17 Стили как функциональные разновидности литературного языка * *
18 Классификация функциональных стилей *
19 Разговорный стиль * *
20 Официально-деловой стиль * *
21 Научный стиль * *
22 Публицистический стиль * *
23 Стили художественной литературы

4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Практическая стилистика русского языка

4.2.1.1. Введение

Объем, содержание, понятия, цели и задачи курса.

Практическая стилистика как наука о наиболее целесообразно использовании различных средств языка в соответствии с содержанием текста, его функционально-стилевой принадлежностью, целевым назначением и общей экспрессивной направленностью. Род практической стилистики в борьбе за чистоту русского языка, за смысловую точность и ясность, выразительность и эмоциональность речи, за повышение речевой культуры.

Связь курса «Практическая стилистика» с другими общенаучными и специальными дисциплинами. Роль курса в гуманитарном образовании студента.

Стилистика как раздел языкознания. Понятие языковой и стилистической нормы как исторической категории. Учет языковых тенденций в развитии языка при стилистической правке текста.

4.2.1.2. Точность словоупотребления

Выбор слова в соответствии с идейно-художественными задачами. Стилистические ошибки в речи, вызванные неправильным выбором слова (неточный выбор лексического эквивалента, употребление слова без учета его семантики, нарушение лексической сочетаемости и др.). Логические ошибки в речи, вызванные неточным слове употреблением (алогизм, подмена понятия, неоправданное paсширение или сужение понятия и др.).

Речевая избыточность. Тавтология. Повторение слов. Речевая недостаточность.

4.2.1.3. Стилистическое использование многозначных слов, омонимов, паронимов

Многозначность как источник выразительности и образности речи. Омонимия и смежные с ней явления и их стилистическая оценка. Ошибки в речи, возникающие при использовании многозначных слов и слов, имеющих омонимы. Паронимы и парономазия. Смешение паронимов.

4.2.1.4. Стилистическое использование синонимов, антонимов

Стилистические функции синонимов, антонимов. Ошибки при их употреблении.

4.2.1.5. Функционально-стилевое расслоение русской лексики

Функционально-стилевая закрепленность лексических средств. Эмоционально-экспрессивная окраска русской лексики. Лексика книжно-письменной речи. Лексика устно-разговорной речи. Слова, закрепленные за научным, публицистическим, официально-деловым стилем. Разговорные и просторечные слова. Межстилевая лексика. Эмоционально-экспрессивная окраска слов. Стилистические пометы в словарях. Ошибки в речи, возникающие вследствие неоправданного употребления стилистически окрашенной лексики.

4.2.1.6. Канцеляризмы и речевые штампы

Понятие канцеляризма. Границы использования отглагольных существительных, глагольно-именных сочетаний, отыменных предлогов. Речевые штампы. Борьба с канцеляризмами и речевыми штампами.

4.2.1.7. Стилистические свойства слов, связанные со сферой их употребления

Диалектизмы, их стилистическая окраска и использование в речи. Роль диалектизмов в художественной литературе.

Термины. Сфера употребления терминов. Роль терминологической лексики в научной литературе и произведениях других стилей. Ошибки в употреблении терминов.

Профессиональная лексика. Стилистическое использование профессионализмов в публицистической и художественной литературе. Ошибки в употреблении профессионализмов.

Жаргонизмы и арготизмы. Возможность использования их только как стилистического и характерологического средства в художественной литературе.

4.2.1.8. Стилистическое использование лексики пассивного и активного запаса

Стилистическое использование лексики пассивного запаса. Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы, их стилистические функции в художественной речи. Ошибки, связанные с употреблением устаревших слов.

Пополнение лексики новыми словами. Типы неологизмов. Их стилистическое использование в речи. Ошибки, связанные с употреблением неологизмов.

4.2.1.9. Стилистическое использование иноязычной лексики

Иноязычные слова в составе русской лексики. Стилистическая характеристика иноязычных слов.

Ошибки, связанные с употреблением иноязычных слов.

4.2.1.10. Стилистическое использование фразеологических средств языка

Функционально-стилевая и эмоционально-экспрессивная характеристика фразеологических средств языка. Синонимия, антонимия, многозначность и омонимия фразеологизмов. Стилистическое использование фразеологических оборотов в произведениях разных функциональных стилей. Приемы преобразования фразеологизмов писателями. Ошибки в употреблении фразеологизмов.

4.2.1.11. Употребление лексических образных средств (тропов)

Проблема «слово и образ» в лексической стилистике. Понятие образности речи. Определение тропа. Границы использования тропов в речи. Виды тропов. Роль лексических средств образности в различных видах литературы. Ошибки при употреблении лексических средств образности.

4.2.1.12. Стилистическое использование фонетических средств языка

Фонетические средства языка, имеющие стилистическое значение. Понятие благозвучия. Звукопись в художественной речи. Стилистические приемы усиления звуковой выразительности речи. Роль фоники в произведениях разных жанров и стилей. Стилистические недочеты в звуковой организации речи.

4.2.1.13. Стилистические средства словообразования

Стилистическая характеристика словообразовательных средств русского языка. Суффиксы, приставки, имеющие яркую экспрессивную окраску. Ошибки в их употреблении.

4.2.1.14. Стилистические средства морфологии

Имя существительное. Стилистическое использование вариантных форм имен существительных. Колебания в роде склоняемых и несклоняемых имен существительных. Вариантные формы падежных окончаний имен существительных. Стилистическое употребление форм числа имен существительных. Ошибки при употреблении имен существительных.

Имя прилагательное. Стилистическое использование вариантных форм имен прилагательных. Синонимия полной и краткой формы имен прилагательных. Стилистические особенности употребления кратких прилагательных. Вариантные формы при образовании некоторых кратких прилагательных. Синонимия форм степеней сравнения прилагательных, их стилистическая характеристика. Ошибки в образовании и употреблении степеней сравнения имен прилагательных. Синонимия прилагательных и косвенных падежей существительных.

Имя числительное. Стилистическое использование вариантных форм имен числительных. Варианты сочетаний числительных с существительными. Варианты падежных окончаний количественных, порядковых и собирательных числительных. Ошибки в употреблении числительных.

Местоимение. Стилистическое использование вариантных форм местоимений. Стилистическое использование личных местоимений. Их вариантные падежные формы. Начальное Н в местоимениях 3-го лица, употребленных с предлогом. Стилистические особенности использования возвратных и притяжательных местоимений. Стилистическая характеристика определительных и неопределенных местоимений. Ошибки при употреблении местоимений.

Глагол. Стилистическое использование вариантных форм глагола. Синонимия личных форм глагола. Синонимия форм времени глагола. Синонимия наклонений. Стилистическая характеристика вариантных форм повелительного наклонения. Стилистические особенности употребления видо-временных форм глагола. Стилистическая оценка вариантов типа обусловливать - обуславливать, сигнализовать - сигнализировать, а также типа мок - мокнул. Синонимия возвратных и невозвратных глаголов. Стилистическая характеристика неспрягаемых глагольных форм. Вариантные формы причастий. Вариантные формы деепричастий. Ошибки при употреблении некоторых форм глагола.

Служебные слова. Стилистическое использование служебных слов. Синонимичные предлоги, союзы, частицы. Ошибки в употреблении служебных слов.

4.2.1.15. Стилистические средства синтаксиса

Стилистика простого предложения. Синонимия различных типов простого предложения. Стилистическая характеристика определенно-личных, неопределенно-личных, обобщенно-личных, безличных, инфинитивных и номинативных предложений.

Стилистические функции порядка слов в предложении. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Стилистическое использование инверсии. Инверсия главных и второстепенных членов предложения. Ошибки в порядке слов в предложении.

Варианты сочетания сказуемого с подлежащим. Варианты сочетания сказуемого с подлежащим, в состав которого входит собирательное существительное, количественное числительное, а также с подлежащим, имеющим при себе приложения, уточняющие слова, присоединительные конструкции, сравнительные обороты. Варианты форм сказуемого при подлежащем типа «брат с сестрой», при однородных подлежащих, при подлежащих, выраженных вопросительными, относительными и неопределенными местоимениями, а также при подлежащих, выраженных несклоняемым существительным, сложносокращенным словом, нерасчленимой группой слов.

Варианты согласования определений и приложений. Варианты согласования определений с существительными общего рода, с существительными, входящими в состав количественно-именных сочетаний, с существительными, имеющими при себе приложение. Варианты согласования определения с несколькими существительными - однородными членами. Употребление в единственном и множественном числе существительного, имеющего при себе несколько однородных определений. Варианты согласования приложений. Приложения - географические названия.

Варианты падежных форм при управлении. Синонимия беспредложных и предложных конструкций. Варианты управления. Конструкции с родительным и винительным падежом при переходных глаголах. Управление при синонимичных словах. Ошибки в управлении.

Стилистическое использование однородных членов. Варианты бессоюзного и союзного соединения однородных членов. Повторение и пропуск предлогов при однородных членах. Ошибки в предложениях с однородными членами.

Стилистическое использование обособленных членов предложения. Экспрессивные качества обособленных приложений, определений, обстоятельств.

Стилистика сложного предложения. Стилистическая характеристика сложных предложений. Стилистическое использование различных типов сложного предложения в разных жанрах и стилях. Варианты союзного и бессоюзного соединения частей сложного предложения. Ошибки в строе сложного предложения.

Параллельные синтаксические конструкции. Общая характеристика параллельных синтаксических конструкций. Синонимика оборотов действительных, страдательных, безличных, а также оборотов с инфинитивом и именем существительным. Стилистическое употребление причастных оборотов. Синонимика придаточной определительной части и причастного оборота. Ошибки при употреблении причастных оборотов. Стилистическое использование деепричастных оборотов. Синонимика деепричастных оборотов и других конструкций. Ошибки при употреблении деепричастных оборотов.

Стилистическое использование обращений, междометий, вводных слов, словосочетаний и предложений, вставных и присоединительных конструкций. Сфера употребления обращений и междометий, их стилистические функции. Ошибки в употреблении обращений и междометий. Стилистические функции вводных слов, словосочетаний и предложений. Стилистические функции вставных конструкций. Ошибки в их употреблении. Стилистические функции присоединительных конструкций и их использование в разговорной речи. Ошибки в использовании присоединительных конструкций.

Стилистическое использование прямой и несобственно-прямой речи. Стилистические особенности прямой и несобственно-прямой речи. Ошибки при употреблении прямой речи.

Период и стилистические фигуры. Стилистические функции периода. Ошибки в употреблении периода. Стилистические фигуры, их назначение в языке. Анафора и эпифора. Параллелизм. Антитеза, градация, эллипсис, умолчание. Риторический вопрос. Многосоюзие и бессоюзие. Использование стилистических фигур в произведениях разных жанров и стилей. Ошибки, возникающие при немотивированном употреблении стилистических фигур.

4.2.2. Функциональная стилистика русского языка

4.2.2.1. Введение

Место курса в цикле лингвистических дисциплин факультета. Предмет, цели и задачи курса. Становление стилистической теории.

Функциональная стилистика как раздел науки о языке, изучающий закономерности функционирования языка в различных разновидностях речи, соответствующих тем или иным сферам человеческой деятельности.

Круг понятий и категорий функциональной стилистики: стиль, функциональный стиль, стилевая черта, стилеобразующие факторы, речевая системность стиля, стилевая принадлежность, стилевое средство, стилистическое значение, функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска, стилистическая норма и ее отношение к норме общеязыковой.

Языковая синонимия и вариантность как база для формирования стилистических ресурсов языка, пополнения его стилистических средств.

Требования к языку и стилю периодической печати, художественной, массовой и учебной литературы.

4.2.2.2. Стили как функциональные разновидности литературного языка

Общие закономерности формирования и функционирования различных стилей. Экстралингвистические факторы и языковые признаки стилей. Влияние экстралингвистических факторов на отбор языковых средств: содержание (предмет, тема) высказывания; ситуация общения (устная или письменная, речь спонтанная или подготовленная, официальная или неофициальная, речь с обратной связью или без нее); характеристика отправителя и получателя речи; установка на определенное качество речи; функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).

Языковые признаки стилей, обусловленные непосредственно содержанием, функционально-смысловым типом речи, письменным характером речи, стремлением к оптимальным для данного стиля качествам речи.

Системный характер функциональных стилей. Системность внутренняя и внешняя.

Понятие стилевого поля, ядро которого составляет специфику стиля и отграничено от других стилей, периферия же обнаруживает соприкосновения с другими стилями. Замкнутость границ стилей и взаимопроникновение стилей.

Принципы выделения и описания функциональных стилей. Соотношение стилистически маркированных языковых средств и их взаимодействие с нейтральными языковыми средствами.

Система стилистических помет в словарях.

Общеязыковая и стилистическая норма.

Понятие функционального стиля и функционально ориентированного текста. Стиль как система речевых средств и текст как цельное речевое произведение.

4.2.2.3. Классификация функциональных стилей

Стили разговорные и книжные. Устная и письменная формы реализации языка. Место разговорной речи и речи художественной в общей системе функциональных разновидностей языка.

Дифференциация стилей по функциям речи (общение, сообщение, воздействие). Функциональные стили.

Экспрессивные стили. Индивидуальный стиль (слог писателя).

Взаимодействие функциональных и экспрессивных речевых систем.

4.2.2.4. Разговорный стиль

4.2.2.4.1. Понятие разговорного стиля речи. Основные условия функционирования разговорного стиля. Устная форма реализации языка и разговорный стиль. Задачи изучения разговорного стиля. Нормы разговорного стиля.

Внеязыковые факторы, определяющие специфику разговорного стиля (ситуации общения, обстановка, мимика, жесты, реакция собеседника).

Внутристилевые черты разговорной речи: спонтанность, конкретность, неполнота, недосказанность, расчлененность.

Основные тенденции развития разговорного стиля. Дифференциация разговорного стиля: литературно-разговорный, разговорно-обиходный, просторечный.

4.2.2.4.2. Фонетические особенности разговорного стиля (произносительные нормы). Фонетическая редукция как следствие убыстренного темпа речи. Качественное изменение звуков, незначительная смыслоразличительная роль гласных, количественная и качественная редукция гласных, деформация ударных гласных, стяжение гласных; редукция интервокальных согласных; редукция конечного гласного слога; ассимиляция согласных на стыке слов; редукция грамматических форм.

4.2.2.4.3. Лексико-фразеологические особенности разговорного стиля. Разговорная (общеупотребительная и социально или диалектно ограниченная) и просторечная лексика и фразеология. Эмоционально окрашенная лексика. Оценочная лексика. Лексические актуализаторы.

4.2.2.4.4. Особые словообразовательные модели. Существительные с суффиксами -он-, -ун- со значением лица (при отрицательной характеристике); суффиксы существительных женского рода -шин(а), -н(я), обозначающих отвлеченные понятия; суффиксы субъективной оценки для выражения авторского отношения, для речевой характеристики персонажа; образования женского рода для обозначения представительниц отдельных профессий и должностей; существительные общего рода, часто с отрицательной экспрессией; существительные с суффиксами -ень-, -еж-; существительные с суффиксами -ей-, -ящ-, -л-, -овк-; прилагательные с суффиксом -аст, указывающим на избыточность признака; инфинитив на -ть вместо -ти; некоторые глаголы с префиксами из-, вы-, по-, рас-. Семантическое стяжение (Вечерняя Москва - Вечерка).

4.2.2.4.5. Морфологические особенности разговорного стиля. Окончания -у, -ю в предложном падеже единственного числа у существительных мужского рода (в отпуску), в родительном падеже тех же существительных, при обозначении части целого (стакан чаю); окончания -а, -я в именительном падеже множественного числа существительных-названий (инженера, договора). Формы сравнительной степени на -ей, упрощение форм составных числительных. Усеченные варианты служебных слов.

4.2.2.4.6. Синтаксические особенности разговорного стиля. Обилие застывших конструкций, не требующих комбинирования и не поддающихся отчетливому грамматическому расчленению; лексическая связанность; лексическая ограниченность конструкций; неполнота грамматического состава предложений; эллиптичность, облегченность структур; фрагментарность, расчлененность речевой цепи. Активизация несогласуемых и неуправляемых форм синтаксической связи. Конструкции экспрессивного синтаксиса (присоединение, парцелляция, номинативы). Смешение и взаимопроникновение синтаксических построений (разные виды контаминации). Наличие переходных явлений; отражение структурных черт диалога, вопросно-ответных построений; всевозможные редукции частей предложения; вовлечение в структурные схемы предложений фразеологических оборотов, инверсирование.

4.2.2.5. Официально-деловой стиль

4.2.2.5.1. Понятие официально-делового стиля речи. Официально-деловой стиль как стиль, обслуживающий сферу официально-деловых отношений и функционирующий в области права и политики. Официально-деловой стиль как система с едиными нормами отбора языковых средств. Единообразие и стандартность речевых средств; стабильность, традиционность и замкнутость стиля. Императивный характер стиля как отражение воздействия условий его функционирования. Стилистическая нейтральность.

Влияние жанров деловых документов на дифференциацию официально-делового стиля: обиходно-деловой, официально-документальный, административно-канцелярский, законодательный, дипломатический.

Внутристилевые черты официально-делового стиля: точность, лаконичность, конкретность, объективность, доступность. Однозначность выражения, четкость формулировок, строгая нормализация и стандартизация - необходимые качества делового документа.

Повторяемость и единообразие речевых средств. Оправданность речевого стандарта в деловом документе.

4.2.2.5.2. Лексико-фразеологические особенности официально-делового стиля. Преимущественное употребление книжной лексики в частности лексики тематически обусловленной. Профессиональная лексика, сложносокращенные слова, традиционные формулы речевого этикета. Номенклатурные наименования и условные обозначения. Особые устойчивые словосочетания, отражающие специфику делового общения.

Отсутствие лексики эмоционально и экспрессивно окрашенной, употребление слов в их конкретных, номинативных значениях.

4.2.2.5.3. Словообразовательные и морфологические особенности официально-делового стиля. Именной характер официально-делового стиля. Широкое употребление отглагольных имен существительных. Преимущественно пассивные формы выражения, употребление слов-связок, скопление форм родительного падежа. Активность форм мужского рода при обозначении профессий, должностей и т.д.

4.2.2.5.4. Синтаксические особенности официально-делового стиля. Требование логичности, точности и последовательности изложения мысли и строгий порядок слов в предложении. Синтаксические клише. Модели с отыменными предлогами; инфинитивные и безличные конструкции. Преобладание сочинительных связей над подчинительными. Обилие распространенных предложений с однородными рядами слов.

Роль абзацного членения и рубрицирования.

4.2.2.5.5. Специфика речевой организации официально-деловых документов, обусловленная их жанровым своеобразием. Особенности оформления канцелярской документации, законодательных и дипломатических документов и т.д.

Безличностный характер форм представления авторства в официально-деловых документах.

4.2.2.6. Научный стиль

4.2.2.6.1. Понятие научного стиля речи. Условия функционирования научного стиля. Речевая система научного стиля, обусловленная необходимостью выражения, передачи и сохранения научной информации. Внутристилевые черты научной речи: объективность, абстрактность, логичность, полнота высказывания. Книжность изложения, обобщенность изложения; композиционная четкость, однозначность, эксплицитность, экономичность изложения.

Разграничение понятий «научный стиль речи» и «язык науки».

Особенности научной речи, связанные с тематическим расслоением научной литературы: научно-технической, естественнонаучной, научно-гуманитарной.

Особенности научно-популярного изложения. Ограничения в использовании специальной терминологии. Способы и приемы ее введения. Специфика употребления образных и эмоционально-экспрессивных средств языка.

4.2.2.6.2. Лексико-фразеологические особенности научного стиля. Общеупотребительная (нейтральная) книжная лексика; лексика специальная, терминологическая.

Общеупотребительные и специальные термины. Терминологические системы. Термины и номенклатурные наименования. Процессы терминологизации и детерминологизации. Аббревиатуры и условные обозначения. Термины и профессионализмы. Отношение к синонимам в научной терминологии. Дублетность в терминологии. Терминологические словосочетания.

4.2.2.6.3. Морфологические и словообразовательные особенности научного стиля.

Именной характер изложения. Отглагольные существительные или существительные, выражающие абстрагированный признак. Субстантивация причастий и прилагательных. Бессубъектность повествования. Распространение неличных форм глагола, страдательных причастий. Отвлеченное, вневременное значение форм настоящего времени. Употребление инфинитива в сочетании с модальными словами. Преобладание родительного, именительного и винительного падежей. Аналитические формы сравнительной степени прилагательных. Распространение именных предлогов. Своеобразие в обозначении количественных, дробных и порядковых числительных. Продуктивность словосложения при образовании специальных обозначений. Преобладание аффиксных словообразовательных моделей. Виды аббревиации в терминологических обозначениях.

4.2.2.6.4. Синтаксические особенности научного стиля. Структурная полнота в оформлении содержания. Научно-понятийные сочетания. Усложненные структуры простых предложений с однородными рядами членов и с обособленными конструкциями книжного типа. Четко выраженные логические и смысловые связи между частями предложений и между предложениями. Эксплицитное выражение причинно-следственных, целевых и пояснительно-уточнительных отношений. Типизированность межфразового единства в научном тексте.

Специфика синтаксиса вторичных информационных документов, учебной литературы, производственно-технической и т.д.

4.2.2.6.5. Выразительные средства научного стиля и их специфика. «Второстепенность» вопроса об индивидуальном стиле автора в научной литературе. Вторичность функции образных средств.

Безличностно-личностный характер форм представления авторства в научных текстах.

4.2.2.7. Публицистический стиль

4.2.2.7.1. Понятие публицистического стиля речи. Условия функционирования публицистического стиля. Газетно-публицистическая разновидность стиля. Идейно-политическая специфика содержания, оперативность, действенность.

Роль авторской речи с многообразными стилистико-эстетическими и коммуникативными функциями в публицистике.

Единство двух функций - информационной и воздействующей. Стилевые черты: побудительность, призывность, речевая выразительность, новизна выражений, некоторая рекламность. Открытая оценочность, острота, полемичность изложения. Чередование экспрессивных и стандартизованных элементов языка, фактологически конкретного и обобщенного, образного и логического.

Особые композиционные логико-стилистические приемы (своеобразие заголовков, абзацного членения; цитирование, введение разных типов чужой речи).

Языковые клише, стандарты, штампы.

Речевая экспрессия и стандарт как конструктивные признаки стиля.

4.2.2.7.2. Лексико-фразеологические особенности публицистического стиля.

Лексика и фразеология общественно-политического содержания. Лексика стилистически окрашенная, оценочная (гражданско-политическая, риторическая, поэтическая). Негативные оценочные значения у метафорически используемой терминологии.

Функциональное назначение используемых в публицистике слов и выражений: книжных, разговорных, профессиональных, деловых, диалектных.

Место разговорной и просторечной лексики и фразеологии в лексико-фразеологическом составе публицистических произведений. Разнообразие приемов введения фразеологизмов, крылатых выражений (в зависимости от разных жанров газетной и книжной публицистики).

4.2.2.7.3. Словообразовательные и морфологические особенности публицистического стиля. Суффиксы отвлеченности, употребляемые в словах определенных тематических групп (-ость, -ство-о, -ни-е; -изм, -ци-я, -ист), лексиколизованные приставки (сверх-, обще-, анти-, контр-, архи-, ультра-). Эмоционально-экспрессивные аффиксы.

Аббревиатурные словообразования разных типов. Возможность окказиональных словообразований.

Употребление единственного числа существительного в значении множественности или собирательности. Собственные имена в обобщенно-типизирующей функции. Преимущественное употребление аналитических форм.

4.2.2.7.4. Синтаксические особенности публицистического стиля. Развитая система конструкций экспрессивного синтаксиса (актуализация, инверсия, сегментация, парцелляция). Элементы поэтического синтаксиса (риторический вопрос, анафора, эпифора, градация и др.).

4.2.2.7.5. Особенности языка отдельных видов и жанров публицистики. Языковое своеобразие статьи, зарисовки, очерка, фельетона, интервью, репортажа, информационной заметки и т.д.

Личностный характер стиля и своеобразие форм представления авторства в публицистических произведениях.

4.2.2.8. Стили художественной литературы

4.2.2.8.1. Художественная литература и функциональные стили речи. Литературный язык и язык художественной литературы. Язык как «первоэлемент литературы». Язык художественной литературы - язык искусства.

Коммуникативно-эстетическая функция речи в художественной литературе. Система средств художественного выражения. Метафорические свойства слова и художественная образность. Художественно-образная речевая конкретизация. Экспрессивность и эмоциональность в слове. Художественная изобразительность. Художественные символы.

Особенности образного мышления и язык произведения. Индивидуальное и общенародное в языке писателя.

Производитель речи и субъект повествования в художественном тексте. Образ автора в художественных произведениях.

4.2.2.8.2. Многозначность и многоплановость художественной речи. Приобретение образных функций безобразными речевыми средствами в контексте произведения.

Наличие подтекста в художественном произведении. Особый характер «точности» речевого выражения, допускающей смысловые и логические сдвиги, недосказанность и пр. Особый характер «правильности» оформления речи в художественном произведении, допускающей идейно-эстетически мотивированные отступления от норм и др.

4.2.2.8.3. Специфика языка художественной литературы. Основные содержательно-речевые планы художественного произведения: прямая речь персонажей, собственно авторская речь, несобственно авторская речь, речь сказовая.

Речь прозаическая и поэтическая.

Функции лексики, имеющей ограниченную сферу употребления (архаизмы, диалектизмы, вульгаризмы, жаргонизмы и т.п.), в художественной речи.

Экспрессивные и изобразительно-выразительные средства языка в художественной литературе. Тропы и фигуры речи.

Фразеология и ее творческая переработка в художественном тексте.

«Поэтические» свойства синтаксиса.

Понятия поэтизации и прозаизации речи.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 Рекомендуемая литература

Практическая стилистика русского языка

Основная литература

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М., 1999.

Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. - М., 1999.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1996.

Дополнительная литература по рекомендации кафедры

Кохтев Н.Н., Голуб И.Б., Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка: Сборник упражнений. - М., 1987.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987.

Функциональная стилистика русского языка

Основная литература

Валгина Н.С. Функциональные стили русского языка. - М., 1994.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1996.

Дополнительная литература по рекомендации кафедры

Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. - М., 1978.

Васильева А.Н. Художественная речь. - М., 1983.

Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. - М., 1982.

Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М., 1971.

Горбунов А.П. Язык и стиль газеты. - М., 1974.

Иссерлин Е.М. Официально-деловой стиль. - М., 1970.

Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста. - М., 1989.

Квитко И.С. Термин в научном документе. - Львов, 1976.

Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982.

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. - М., 1994.

Лотман Ю.М. Анализ художественного текста. - Л., 1972.

Митрофанова О.Д. Язык научно-технической литературы. - М., 1973.

Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. - М., 1988.

Развитие функциональных стилей современного русского языка: Сборник статей. - М., 1968.

Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. - М., 1988.

Русская разговорная речь /Под ред. Е.А. Земской. - М., 1973.

Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. - М., 1976.

Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. - М., 1974.

Стилистические исследования: Сборник статей. - М., 1972.

Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. - М., 1990.

Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. - М., 1977.

Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. - М., 1990.

Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды /Под ред. Д.Э. Розенталя. - М., 1980.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Компьютерные обучающие и контролирующие программы.

6.3. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по дисциплине «Функциональная стилистика русского языка»

6.3.1. Функциональная стилистика русского языка: Методические указания и темы контрольных работ для специальности «Издательское дело и редактирование».

6.3.2. Схемы

6.3.3. Функциональное расслоение современного русского языка.

6.3.4. Основные характеристики функциональных стилей и разных видов текстов.

7. Примерный перечень домашних заданий

Практическая стилистика русского языка

7.1. Стилистика лексических средств языка.

7.2. Стилистика морфологических средств языка.

7.3. Стилистика синтаксических средств языка.

7.4. Изменения стилистической нормы языка.

Функциональная стилистика русского языка

7.5. Требования к языку и стилю печати.

7.6. Языковая синонимия и вариантность.

7.7. Понятие языковой и стилистической нормы.

7.8. Функционально-стилистическое и эмоциональное значение речевых единиц.

7.9. Стилеобразующие черты, определяющие специфику функциональных разновидностей языка.

7.10. Внутренняя и внешняя системность функциональных стилей (понятие стилевого поля; замкнутость границ стилей и взаимопроникновение стилей).

7.11. Основные функции речи - общение, сообщение, воздействие - и функциональные стили.

7.12. Влияние экстралингвистических факторов на отбор речевых средств в разных стилях речи.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021500 - Издательское дело и редактирование.

© Центр дистанционного образования МГУП