Московский государственный университет печати



         

Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин

Для специальности 021500 - Издательское дело и редактирование



Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

История зарубежной литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и вид занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Античная литература

•  

4.2.2. Литература средних веков

•  

4.2.3. Литература эпохи Возрождения

•  

4.2.4 Литература XVII в.

•  

4.2.5. Литература эпохи Просвещения

•  

4.2.6. Литература XIX в.

•  

4.2.7. Литература XX в.

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

История отечественной литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Древнерусская литература

•  

4.2.2. Литература XVIII века

•  

4.2.3.Литература первой трети XIX века

•  

4.2.4. Литературное движение второй трети XIX века

•  

4.2.5. Литература последней трети XIX века

•  

4.2.6. Литература «серебряного века»

•  

4.2.7. Литература 1920-х годов

•  

4.2.8. Литература 1930-х годов

•  

4.2.9. Литература 1940-х - начала 1950-х годов

•  

4.2.10. Современная литература

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1.Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современный литературный процесс

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Литературный процесс как теоретико-литературное понятие

•  

4.2.2. Социокультурная ситуация новейшего времени и литература

•  

4.2.3. Традиции реализма и их преломление в современной литературе

•  

4.2.4. Постмодернизм в современном литературном процессе

•  

4.2.5. Смыслообразующие тенденции в современной поэзии

•  

4.2.6. История Германии в настоящем времени

•  

4.2.7. Постэкзистенциалистский французский роман

•  

4.2.8. Модель мира в творчестве австрийских и швейцарских писателей

•  

4.2.9. Вариативность личности в прозе и драматургии швейцарских писателей

•  

4.2.10. Английская литература в поисках нового героя

•  

4.2.11. Элитарная и массовая американская литература

•  

4.2.12. Магический реализм латиноамериканского романа

•  

4.2.13. Философская притча в японской прозе

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современный русский язык

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

1.1.Цель преподавания дисциплины

•  

1.2.Задачи изучения дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

2.1.Требования к знаниям и умениям

•  

2.2. Дисциплины, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины «Современный русский язык».

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Лексика, фразеология и лексикография

•  

4.2.3. Фонетика и фонология

•  

4.2.4. Орфоэпия

•  

4.2.5. Графика и орфография

•  

4.2.6. Морфемика и словообразование

•  

4.2.6.2. Словообразование

•  

4.2.7. Морфология

•  

4.2.8. Синтаксис и пунктуация

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

Лексика и фразеология. Лексикография

•  

Словари

•  

Фонетика и фонология. Орфоэпия

•  

Графика и орфография

•  

Словообразование

•  

Морфология

•  

Синтаксис

•  

Пунктуация

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Практическая и функциональная стилистка русского языка

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Практическая стилистика русского языка

•  

4.2.2. Функциональная стилистика русского языка

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1 Рекомендуемая литература

•  

Практическая стилистика русского языка

•  

Функциональная стилистика русского языка

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

6.3. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по дисциплине «Функциональная стилистика русского языка»

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Практическая стилистика русского языка

•  

Функциональная стилистика русского языка

•  

Активные процессы в современном русском языке

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Принципы социологического изучения языка

•  

4.2.3. Изменение статуса литературного языка

•  

4.2.4. Внутренние законы развития языка

•  

4.2.5. Вариантность языкового знака

•  

4.2.6. Понятие языковой нормы

•  

4.2.7. Изменения в русском произношении и ударении

•  

4.2.8. Активные процессы в лексике и фразеологии

•  

4.2.9. Основные тенденции в словообразовательной системе русского языка

•  

4.2.10. Основные тенденции в морфологии

•  

4.2.11. Основные тенденции в синтаксическом строе

•  

4.2.12. Взаимодействие речи разговорной и книжной, устной и письменной

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

История книжного дела

•  

1. Цели и задачи учебной дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Методологические основы изучения истории книжного дела

•  

4.2.2. Книжное дело в Древнем мире и в средние века

•  

4.2.3. Книжное дело в первые века книгопечатания

•  

4.2.4. Книжное дело в период технической революции в книгопечатании в XVIII в.

•  

4.2.5. Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX в.

•  

4.2.6. Книжное дело за рубежом в XX в.

•  

4.2.7. Книжное дело в Древней Руси

•  

4.2.8. Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XIV в.

•  

4.2.9. Книжное дело в России в XVII в.

•  

4.2.10. Книжное дело в России в первой половине XVIII в.

•  

4.2.11. Книжное дело в России во второй половине XVIII в.

•  

4.2.12. Книжное дело в России в первой половине XIX в.

•  

4.2.13. Книжное дело во второй половине XIX - начале XX в.

•  

4.2.14. Книжное дело в первые годы советской власти

•  

4.2.15. Книжное дело советской России в годы нэпа

•  

4.2.16. Книжное дело СССР в 1930-1940-х гг.

•  

4.2.17. Отечественное книжное дело во второй половине XX в.

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1.Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Библиография

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания

•  

3. Объем дисциплины (раздела) и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Библиографоведение как наука

•  

4.2.3. Система современной библиографии как деятельности

•  

4.2.4. Библиографическая запись и система библиографических пособий

•  

4.2.5. История библиографии в России

•  

4.2.6. Современное состояние библиографии в Российской Федерации

•  

4.2.6.2. Научно-вспомогательная библиография в Российской Федерации

•  

4.2.7. Составление библиографических пособий

•  

4.2.8. Библиографический поиск

•  

4.2.9. Библиографическая систематизация

•  

4.2.10. Библиографическое обслуживание

•  

4.2.11. Национальная библиография. Основные понятия и тенденции развития

•  

4.2.12. Национальная библиография в зарубежных странах

•  

4.2.13. Всемирная библиография

•  

4.2.14. Иностранные справочные издания

•  

4.2.15. Издательская и книготорговая библиография в зарубежных странах

•  

4.2.16. Библиографическое обслуживание на международных книжных выставках-ярмарках

•  

4.2.17. Заключение

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Книговедение

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Книга, книжное дело, книжное издание

•  

4.2.2. Система книговедческого знания

•  

4.2.3. Общие принципы типологии книжных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современное отечественное и зарубежное издательское дело

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение в дисциплину. Источники изучения

•  

4.2.2. Книгоиздание в системе современного книжного дела

•  

4.2.3. Масштабы современного мирового книгоиздания

•  

4.2.4. Демократизация издательской деятельности в России

•  

4.2.5. Нормативно-правовая база издательского дела в современной России

•  

4.2.6. Современная издательская система России

•  

4.2.7. Издательство и государство

•  

4.2.8. Редактор в современном издательстве

•  

4.2.9. Современное состояние издательского дела за рубежом

•  

4.2.10. Развитие международного сотрудничества в книжном деле

•  

4.2.11. Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

•  

Стандарты в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие, сущность и роль стандартизации

•  

4.2.2. Системы международных и национальных стандартов

•  

4.2.3. Российская государственная система стандартизации: категории нормативно-технических документов

•  

4.2.4. Процедура разработки и утверждения стандартов. Контроль соблюдения стандартов

•  

4.2.5. Направления стандартизации в книжном деле

•  

4.2.6. Международное сотрудничество в области стандартизации

•  

4.2.7. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД)

•  

4.2.8. Международная стандартная нумерация книг (ISBN)

•  

4.2.9. Другие международные стандарты нумерации изданий

•  

4.2.10. Отраслевой формат «Юнимарк-торговля»

•  

4.2.11. Универсальная десятичная классификация (УДК) как основной информационно-поисковый язык (ИПЯ) отрасли

•  

4.2.12. Проблемы и перспективы стандартизации в книжном деле

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Социология и психология чтения

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий дисциплины

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Методологические основы психологии и социологии чтения

•  

4.2.2. История развития психологии и социологии чтения в России

•  

4.2.3. Психологические аспекты процессов чтения

•  

4.2.4. Социально-психологические характеристики читателя

•  

4.2.5. Социологические исследования читательской аудитории

•  

4.2.6. Социологические и психологические особенности книги.

•  

4.2.7. Социально-психологические аспекты деятельности издательства

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2.. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Редактирование. Общий курс

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1.. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Зарождение редактирования

•  

4.2.3. Редакторские начала в издательской деятельности РоссииVII века

•  

4.2.4. Развитие редактирования в издательской практике РоссииVIII века

•  

4.2.5. Редакторская деятельность в издательском деле России первой трети XIX века

•  

4.2.6. Формирование принципов редактирования в издательской практике России 40-50-х годов XIX века

•  

4.2.7. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века

•  

4.2.8. Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-годов XIX века

•  

4.2.9. Особенности развития редакторской школы в начале XX века (1900-1917)

•  

4.2.10. Редакторский опыт в советский период

•  

4.2.11. Редакторская деятельность в современных условиях

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Технология редакционно-издательского процесса

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Технология редакционно-издательского процесса как учебная дисциплина

•  

4.2.2. Состав и организационно-методические основы построенияИП

•  

4.2.3. Подготовительный этап РИП

•  

4.2.4. Авторский оригинал произведения

•  

4.2.5. Редакционная обработка авторского оригинала произведения

•  

4.2.6. Редакторская подготовка аппарата издания

•  

4.2.7. Производственный этап редакционно-издательского процесса. Подготовка издательского оригинала

•  

4.2.8. Корректура в редакционно-издательском процессе

•  

4.2.9. Заключительный этап редакционно-издательского процесса

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7.Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Правовые основы книжного дела

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Предмет и задачи курса

•  

4.2.2. Право в системе социального регулирования

•  

4.2.3. Правонарушения и юридическая ответственность

•  

4.2.4. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций

•  

4.2.5. Основы обязательственного права

•  

4.2.6. Отношения коммерческих организаций с гражданами

•  

4.2.7. Налоговая система РФ

•  

4.2.8. Налоговый кодекс РФ

•  

4.2.9. Органы налогового контроля

•  

4.2.10. Налоговое планирование

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Предпринимательство в книжном деле

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Экономические и политические факторы влияния на предпринимательство. Роль государства

•  

4.2.2. Формы собственности предприятий. Малый бизнес, его особенности в книжном деле. Экономическая роль малого бизнеса

•  

4.2.3. Субъект предпринимательской деятельности - ключевая фигура в бизнесе. Личностные и профессиональные качества предпринимателя, их развитие

•  

4.2.4. Условия организации и развития предпринимательства в книжном деле

•  

4.2.5. Организация хозяйственных связей. Договорные отношения в книжном деле. Особенности коммерческой работы при совершении экспортно-импортных операций

•  

4.2.6. Защита от риска. Страхование, виды страхования бизнеса

•  

4.2.7. Бизнес-планирование. Основные разделы бизнес-плана, их разработка

•  

4.2.8. Факторы, определяющие типы и виды издательско-книготорговых предприятий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Менеджмент в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность менеджмента в книжном деле. Цели и задачи менеджмента. Эволюция теории менеджмента в России и за рубежом

•  

4.2.2. Менеджер и его роль в книжном деле. Требования, предъявляемые к менеджеру

•  

4.2.3. Предприятие как субъект управления. Виды и объекты управленческой деятельности

•  

4.2.4. Системный подход к организации управления

•  

4.2.5. Основные функции управления в книжном деле: планирование, организация, мотивация, контроль

•  

4.2.6. Информационное обеспечение управления предприятием

•  

4.2.7. Менеджмент в книжном деле: внутренняя и внешняя среда менеджмента

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная и дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Маркетинг в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность маркетинга

•  

4.2.2. Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинговой деятельности

•  

4.2.3. Товарная политика в книжном маркетинге

•  

4.2.4 Ценовая политика в книжном маркетинге

•  

4.2.5. Политика сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.6. Политика стимулирования сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.7 Маркетинговые исследования книжного рынка

•  

4.2.8. Управление маркетингом в издательском и книготорговом предприятии

•  

4.2.9. Зарубежный опыт

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Этика делового общения

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2.Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Основные понятия этики делового общения. Этикет, основы речевой этики

•  

4.2.2. Культура речи. Виды речи. Основы устного общения

•  

4.2.3. Публичная речь

•  

4.2.4. Деловая беседа. Деловые переговоры

•  

4.2.5. Композиция и стиль речи. Риторика

•  

4.2.6. Бизнес-язык. Формы делового общения

•  

4.2.7. Конфликты и пути их разрешения

•  

4.2.8. Деловая переписка

•  

4.2.9. Деловая этика в издательском деле

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Программные средства обработки информации

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисцплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов программы

•  

4.2.1. Общие сведения о программном обеспечении КИС

•  

4.2.2. Системное программное обеспечение КИС. Назначение системного программного обеспечения, его разновидности

•  

4.2.3. Сведения о языке и стандарте PostScript

•  

4.2.4. Типографика и КИС

•  

4.2.5. Программы обработки текстовой информации

•  

4.2.6. Программы обработки графической информации

•  

4.2.7. Программы объединения файлов

•  

4.2.8. Программы межплатформенного обмена

•  

4.2.9. Специальные программные средства КИС

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Информационные технологии в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Примерная тематика курсовых работ

•  

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

7.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Основы производственных процессов

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение. История развития отрасли

•  

4.2.2. Общие понятия о полиграфическом производстве

•  

4.2.3. Характеристика полиграфической продукции

•  

4.2.4. Допечатные процессы

•  

4.2.5. Печатные процессы

•  

4.2.6. Отделочные и брошюровочно-переплетные процессы (БПП)

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература:

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Активные процессы в современном русском языке

Программу составила Н.С. Валгина, профессор, к. ф. н., МГУП

1. Цели и задачи дисциплины

Курс должен помочь студенту постичь динамику языкового развития. Цель курса - выработать у студента представление о языке как о постоянно изменяющемся объекте и в то же время объекте стабильном и устойчивом; на основе выявления причин и закономерностей языкового развития помочь понять сущность этого развития, постичь глубокий смысл формулы - язык постоянно изменяется, оставаясь самим собой; способствовать выработке научного представления о нормах литературного языка в их историческом развитии.

В результате изучения курса «Активные процессы в современном русском языке» студент должен усвоить закономерности развития языка и его норм; выработать квалифицированное отношение к тенденциям в современном русском языке, отраженным в практике печати, и умение различать системные (исторически оправданные) изменения и речевые ошибки, распространенные в современных СМИ.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

2.1. Студент должен иметь представление о языке как постоянно изменяющемся объекте, об объективных тенденциях в его развитии, о причинах возникновения этих тенденций - как системных, внутриязыковых, так и внешних, социально обусловленных; об исторической изменчивости литературной нормы.

Студент должен знать основные языковые тенденции в области произношения, системы ударений; в словообразовании, морфологии и синтаксисе; процессы в лексике и фразеологии; в становлении и закреплении современной литературной нормы.

Студент должен уметь использовать терминологию дисциплины, быть способным использовать свои знания при анализе текстов современных публикаций; быть способным грамотно, с учетом современных тенденций выбрать языковой вариант, адекватный условиям порождаемого текста.

Студент должен иметь навыки профессиональной практической деятельности в области литературного редактирования, в частности чутко реагировать на требования контекста, правильно ориентироваться при выборе языкового варианта, наиболее целесообразного и перспективного.

2.2. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины:

- современный русский язык,

- практическая стилистика русского языка,

- функциональная стилистика русского языка.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 11

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины 135 5
Аудиторные занятия 68 5
Лекции 34 5
Практические занятия (ПЗ) 34 5
Семинары (С) и/или другие виды аудиторных занятий
Самостоятельная работа 67 5
Курсовой проект (работа)
Расчетно-графические работы
Реферат и/или другие виды самостоятельной работы
Вид итогового контроля : экзамен 5

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Таблица 12

4.1 Раздел дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

ЛР

1 Введение *
2 Принципы социологического изучения языка *
3 Изменение статуса литературного языка *
4 Внутренние законы развития языка * *
5 Вариантность языкового знака * *
6 Понятие языковой нормы * *
7 Изменения в русском произношении и ударении * *
8 Активные процессы в лексике и фразеологии * *
9 Основные тенденции в словообразовательной системе русского языка * *
10 Основные тенденции в морфологии * *
11 Основные тенденции в синтактическом строе * *
12 Взаимодействие речи разговорной и книжной, устной и письменной * *

4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Введение

Место дисциплины в цикле лингвистических дисциплин факультета. Значение дисциплины для специалиста-редактора.

Круг понятий дисциплины и терминология.

Обоснование необходимости изучения активных процессов в современном русском языке. Популярность средств массовой информации и их влияние на повседневную речь социума. Расширение сферы спонтанного общения не только личного, но и устного публичного. Изменение ситуаций и жанров общения. Ослабление жестких рамок официального публичного общения. Психологическое неприятие бюрократического языка прошлого. Возрастание личностного начала в речи. Изменение отношения к литературной норме и языковым традициям. Вопрос о речевой компетентности современника. Несистемный характер так называемой «порчи» языка в СМИ. Изменения критериев оценки качеств речи. Выдвижение на передний план признаков функциональных, а не структурных.

Изучение языка в коммуникативно-прагматическом аспекте.

4.2.2. Принципы социологического изучения языка

Основные проблемы социологического изучения языка: отражение в языке общественного развития; порождение языковых изменений историей общества.

Возможные недостатки в социологических исследованиях: 1) эмпирический, фактологический уровень исследований (ограничение исследований коллекционированием языковых фактов); 2) отсутствие учета взаимодействия внутренних и внешних, собственно социальных факторов; 3) отсутствие учета системного характера языка.

Главный принцип социологического изучения языка - учет взаимодействия внутренних закономерностей в развитии языка и внешних, социальных факторов.

Изменения в условиях функционирования современного русского языка, связанные с периодом перестройки, распадом СССР, крушением тоталитарной государственной системы.

Основные внешние факторы развития современного языка: изменение круга носителей языка, распространение просвещения, территориальные перемещения народных масс, создание новой государственности, развитие науки, техники, новых технологий; расширение контактов с зарубежными странами.

Возросшее влияние СМИ на речевую компетенцию современника, на становление новой литературной нормы. Воздействие рекламных клипов на язык газеты и устную речь современника.

4.2.3. Изменение статуса литературного языка

Расширение содержания понятия «литературный язык». Историческая изменчивость литературной нормы.

Демократизация литературного языка. Рост вариантности в языке. Вхождение в литературный язык сниженных вариантов языковых знаков (разговорных, просторечных, жаргонных). Изменение соотношения форм речи - устной и письменной. Взаимовлияние устной и письменной речи. Понятие «книжно-устная речь».

Динамизм современной языковой ситуации. Новые концепции словарей, изменение стилистических помет в словарях.

4.2.4. Внутренние законы развития языка

Внутренние законы развития языка - законы, присущие самому объекту, законы, стимулирующие процессы саморазвития.

Законы системности, законы традиции, законы аналогии, законы речевой экономии.

Законы противоречий (антиномий).

Разновидности антиномий (противоречий) в развитии языковой системы: антиномия говорящего и слушающего; антиномия узуса и возможностей языка; антиномия кода и текста; антиномия означаемого и означающего (асимметричность языкового знака); антиномия информационной и экспрессивной функций языка. Противоречия в языковой системе как внутренние стимулы развития языка.

Различное разрешение противоречий в языке в различные социальные эпохи. Взаимодействие внутренних (системных) и внешних (социальных) причин в накоплении нового языкового качества.

Разные темпы в развитии разных сторон языковой системы: в лексике и фразеологии; в акцентологии и произношении; в словообразовании и морфологии; в синтаксисе.

Причины, приводящие к разным темпам в развитии разных сторон языковой системы. Саморегуляция языковых изменений. «Язык постоянно изменяется, оставаясь самим собой».

Некоторые особенности языковых изменений в современную эпоху: диалогичность; усиление личностного начала; стилистический динамизм; сочетание контрастных стилистических элементов; увеличение терминологического фонда за счет заимствований; нивелировка диалектных и социальных различий; процессы десемантизации и метафоризации терминологической лексики.

4.2.5. Вариантность языкового знака

Вариантность как объективное следствие языковой эволюции. Причины возникновения вариантов: внутренние - действие фактора аналогии, неэквивалентность формы и содержания, тенденция к речевой экономии; внешние - влияние территориальных диалектов. Контакты с другими языками, условия билингвизма.

Непрерывность процесса варьирования. Конкурентоспособность вариантов и исторические условия ее проявления. Различная продолжительность жизни вариантов (например, в течение 200 лет сохраняются варианты усуг?бить, усугубить).

Пределы (границы) варьирования: совпадение лексического значения (проект - прожект), совпадение грамматического значения (стакан чая - стакан чаю); отсутствие различительной функции у фонемы (поднимать - подымать, блекнуть - блекнуть); тождество морфологической структуры (набавка - надбавка, обусловливать - обуславливать).

Варианты и синонимы. Маркированность вариантов: по временной шкале (уходящее - новое); с точки зрения нормы (нормативное - ненормативное). Маркированность синонимов: семантическая (основное значение - добавочное); стилистическая (книжное - просторечное; высокое - сниженное).

Варианты: акцентные, фонетические, фонематические, морфологические, синтаксические, орфографические.

Синтаксические варианты (лететь самолетом - лететь на самолете; способный по математике - способный к математике) и параллельные синтаксические конструкции.

Варианты полные (тв?рог - твор?г, общеупотребительные варианты) и неполные (р?порт - рап?рт, общеупотребительный и профессиональный).

4.2.6. Понятие языковой нормы

Определение нормы как реализованной возможности языка, как постоянно воспроизводимого и предпочитаемого варианта языкового знака, признанного в качестве образцового.

Признаки нормы: 1) узус (функциональный критерий); 2) соответствие системе языка (структурный критерий); 3) общественное одобрение (эстетический критерий).

Двусторонний характер нормы. Фиксация объективных свойств эволюционирующего языка и общественные оценки, сила привычки.

Историческая изменчивость нормы. Причины изменения языковых норм: внутриязыковые и социальные.

Варианты нормы и неправильности (речевые ошибки). Норма и языковая политика. Норма и языковой пуризм.

Норма общеязыковая и ситуативная, стилистическая. Норма императивная (обязательная) и норма диспозитивная (допускающая вариантность).

Ортология как раздел лингвистики, изучающий тенденции в развитии нормы и определяющий границы между колебаниями в пределах нормы и отклонениями от нее.

Современная языковая политика как нормализаторская деятельность объективного и прогнозирующего характера.

Нормативные словари, справочники, пособия.

4.2.7. Изменения в русском произношении и ударении

Основные изменения в произношении: 1) русификация иноязычного произношения (декан, темп), 2) усиление «буквенного произношения» (тихий - тих/о/й; шаги - ш/ы/ги; родился - родилс/а/; конкуренция /шн/ и/чн/ и др.).

Варианты: соление - соленье; вылезши - вылезть; дискутировать - дискуссировать; индивид - индивидуум; развалюга - развалюха; униженный - униженный; ханжество - ханжество (ханжеской - ханжеский) к др.

Стилистическая роль произносительных отклонений от нормы в художественном тексте.

Причины акцентных изменений в русском языке.

Воздействие аналогии (внутрисистемная причина: взят, взято, взяты, но: взят? - взята; пр?дан, пр?дано, пр?даны, но: продан? - пр?дана). Внешнеязыковые воздействия: а) влияние говоров внутри языка (б?ндарь - бонд?рь); б) парные источники заимствования (р?в?льв?р); в) взаимодействие латинских и греческих моделей (инд?стр?я); г) контаминация заимствований (нем. ?лкоголь - фр. алког?ль); д) воздействие языка-посредника (докум?нт - пол. док?мент). Тенденция к ритмическому равновесию: бархат - б?рхатистый - бархат?стый; сахар - с?харистый - сахар?стый. Варианты - ?вг?ст?вская жара, мальчик?вый размер.

Тенденция к подвижности ударения у существительных (тираж - тир?жа - тираж?) и к закреплению за корневым слогом у глаголов (ман?ть - ман?т - м?нит).

Основные изменения ударений у глаголов, существительных, прилагательных. Норма и тенденции.

Ударение как смыслоразделитель (св?йство - свойств?; бр?ня - броня; ?собь - ос?бь и др.).

Семантико-стилистические функции ударений.

4.2.8. Активные процессы в лексике и фразеологии

Внешние и внутренние факторы развития лексико-фразеологического состава языка.

Социально-политические процессы в обществе и лексические преобразования языка.

Пути появления новых слов: а) образование неологизмов; б) заимствование; в) семантические преобразования.

Новое в русской лексике: новые слова (венероход, телесерия, радиохирургический), новые значения (комбайн - комплект одежды, диалог - дискуссия, сотрудничество, общение), новые выражения (пакет мнений, штаб гласности, экология души, экология слова).

Процессы перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом лингвистическом контексте.

Использование высокой книжной лексики. Использование конфессиональной лексики. Новые контексты для употребления религиозной лексики.

Особенности употребления жаргонной лексики.

Пути освоения иноязычной лексики.

Термины науки и техники в современном литературном языке. Издержки в освоении иноязычной лексики (свободная вакансия, самый оптимальный, главный приоритет).

Основные семантические процессы в лексике: 1) деактуализация значений, отражающих советские реалии; 2) деидеологизация лексики; 3) политизация и деполитизация групп лексики; 4) переосмысление, перенесение наименований; 5) метафоризация как выражение оценки общественно-политической ситуации; 6) десемантизация (детерминологизация) терминологической лексики и фразеологии; 7) конкуренция синонимичных слов.

Основные стилистические процессы в лексике: а) стилистическая нейтрализация слов (из прост.: недосуг, заполучить; из книжн.: предпосылки, поскольку; из жарг.: беспредел, тусовка); б) стилистическое перераспределение слов (нейтральное - разговорное, просторечное; нейтральное - книжное; нейтральное - стилистически окрашенное).

Потенциальные слова (марсоход, лунобиль) и окказионализмы (чубаучер, горбимания).

4.2.9. Основные тенденции в словообразовательной системе русского языка

Связь общественных и внутриязыковых процессов в словообразовании. Социальные потребности и активные способы словообразования.

Рост агглютинативных черт в структуре производного слова: ослабление чередования на стыке морфем (Таганрог - таганрожский - таганрогский; шпага - шпажист; штанга - штангист); интерфиксация (Торопец - торопчане, плотник - плотницкий - плотниковский; антанта - антантский - антантовский); наложение морфем (Челябинск - челябинский (из челябинскский); Динамо - динамовец (из динамоовец); НАТО - натовский (из натоовский)).

Изменение продуктивности словообразовательных типов: рост класса существительных на -фикация, -изация; активизация существительных женского рода с окончаниями прилагательных; расширение круга слов, производящих относительные прилагательные; рост класса существительных с суффиксами -ость-, -тель-, -шик-.

Специализация значений словообразовательных моделей (скудный - скудостный; дерзкий - дерзостный; гордый - гордостный; терминологические образования: усталостный, вероятностный, емкостный, вязкостный).

Специализация словообразовательных средств: 1) распределение связей производящих основ со словообразующими аффиксами (кировчане, ангарчане, но: вьетнамцы, гватемальцы); 2) стандартизация значений словообразовательных типов (классификатор - название предмета, классификаторщик - название лица; гармонщик - мастер, делающий гармони; гармонист - музыкант); 3) устранение дублетных образований (тамбовцы - тамбовчане, тираспольцы - тирасполъчане).

Изменения в значениях суффиксов: суффикс лица -ник- (отшельник, молчальник) и суффикс названий предметов (холодильник, рубильник); развитие предметного значения у суффикса -щик (-чик): робот-сварщик, асфальтоукладчик, зернопогрузчик.

Процесс окачествления прилагательных (вполне государственное отношение к делу; по-настоящему журналистский ответ; вполне сегодняшняя проблема).

Ключевые слова (слова, находящиеся в фокусе социального внимания) как основа словопроизводства (основы путч, Белый дом; рынок; крутой и др.). Имена собственные как основа словообразовательных цепочек (ельцинист, тетчеризм, рейганомика). Нарицательные имена - названия лица (державник, бесплатник, неподписант).

Модели слов-характеристик, слов-оценок (совок, заднескамеечник).

Рост именной префиксации (постсоветский, доперестроечный, антикумир, деидеологизация, контрактник, псевдодемократия, квазиреформа, суперскандал).

Аббревиация как способ словообразования и как средство экспрессии (Яблоко, Савраска, Эсенговия).

Префиксация иноязычных глаголов (пробойкотировать, отксерить, спикетировать).

Неузуальное словообразование (русскость, бомжество, туркменизация).

Обратное словообразование (терм от термин; фиб от амфибия).

Сложные слова (фотодокументы, углерудовоз, реанимобиль; бионика = биологический + электроника).

4.2.10. Основные тенденции в морфологии

Рост аналитизма (употребительность нулевой флексии, несклоняемых форм слов, существительных общего рода, существительных собирательного значения). Закрепление кратких форм (свойственен - свойствен; туркменов - туркмен; полотенцев - полотенец; гаснул - гас; озябнул - озяб; достигнул - достиг; постигнуть - постичь).

Конкретизация значений грамматических форм (стакан чаю - производство чая; в первом круге соревнований - в кругу родных; сад в цвету - во цвете лет; в государственном строе - стоять в строю; на краю оврага - на переднем крае; школьные учителя - учители поколений).

Изменения в употреблении грамматических форм рода, числа, падежа.

Формы рода. Тенденции в употреблении: метода - метод, апогея - апогей, браслета - браслет; акватория - акваторий; амфибия - амфибий; глюкоза - глюкоз; родовые варианты - вольера и вольер; заусеница и заусенец; клавиша и клавиш; спазма и спазм; рельса и рельс.

Формы числа. Тенденции в употреблении: выброс и выбросы, инициатива и инициативы; договоренность и договоренности; реальность и реальности.

Формы падежа. Тенденции в употреблении: в цехе - в цеху, в отпуске - в отпуску; инженеры - инженера, директоры - директора, слесари - слесаря.

Формы глаголов с «а» и «о» перед -ива- (сосредоточивать - сосредотачивать; обусловливать - обуславливать; оспоривать - оспаривать).

4.2.11. Основные тенденции в синтаксическом строе

Экономия речевых средств, уточнение смысла высказывания, расчлененность синтаксических построений. Усиление самостоятельности синтаксических форм слов.

Синтаксическая компрессия и синтаксическая редукция: заявление на участие в конкурсе - заявление на конкурс; операция, произведенная на сердце, - операция на сердце.

Если сказать правду, то новая работа ему не понравилась. - Сказать правду, новая работа ему не понравилась. - По правде, новая работа ему не понравилась.

Ослабление синтаксической связи словоформ: Столкнулся с отношениями «учитель - ученик»; С сердцем плохо; В гостях у журналистов.

Рост предложных конструкций: откладывать отъезд - откладывать с отъездом; лететь самолетом - лететь на самолете; опыт создания - опыт по созданию; говорить о кандидатуре - говорить по кандидатуре.

Вытеснение грамматического соответствия форм соответствием по смыслу: большинство студентов приехали; врач пришла.

Тенденция к фрагментарности и расчлененности синтаксических построений.

Активизация номинативных структур как следствие движения к аналитизму. Усиление экспрессивных качеств синтаксических единиц. Рост структурной контаминации.

Тенденции в развитии структуры простого предложения (препозитивные и постпозитивные номинативы; присоединение, парцелляция; ослабление грамматической спаянности словоформ).

Тенденции в развитии структуры сложного предложения (структурное смещение, контаминации в структуре сложного предложения).

4.2.12. Взаимодействие речи разговорной и книжной, устной и письменной

Взаимовлияние разговорной и книжной речи, устной и письменной.

Вовлечение в устную речь книжной лексики; символов письменной речи. Влияние речи разговорной на речь письменную.

Влияние средств СМИ на повседневную речь. Изменение ситуаций и жанров общения в области публичной и личной коммуникации.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учеб. пособие. - М., 2001.

Зенович Е.С. Словарь иностранных слов и выражений. - М., 1998.

Русский язык конца XX столетия (1985-1995). - М., 2000.

Дополнительная литература

Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. - М., 1990.

Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора (материалы к словарю). - М., 1991.

Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. - Л., 1971.

Горбачевич К.С. Вариантность слова и языковая норма. - Л., 1978.

Елистратов В.С. Арго и культура //Словарь московского арго. - М., 1994.

Комлев Н.Г. Иностранное слово в деловой речи. - М., 1992.

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. - М., 1994.

Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. - М., 1989.

Культура парламентской речи. - М., 1994.

Лексика делового человека. - М., 1991.

Литературная норма и вариантность. - М. 1981.

Найдич Л.Э. След на песке: Очерки о русском языковом узусе. - СПб., 1995.

Новые слова и словари новых слов. - Л., 1983.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Компьютерные обучающие и контролирующие программы.

7. Примерный перечень домашних заданий

7.1. Освоение иноязычной лексики современным русским языком.

7.2. Молодежный сленг и его отражение в языке печати.

7.3. Семантические процессы в современной лексике.

7.4. Социальные факторы языковых изменений в сфере современной экономической терминологии.

7.5. Тенденция к ослаблению падежных функций.

7.6. Рост предложного управления.

7.7. Эвфемизация речи.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021500 - Издательское дело и редактирование.

© Центр дистанционного образования МГУП