Московский государственный университет печати



         

Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин

Для специальности 021500 - Издательское дело и редактирование



Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

История зарубежной литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и вид занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Античная литература

•  

4.2.2. Литература средних веков

•  

4.2.3. Литература эпохи Возрождения

•  

4.2.4 Литература XVII в.

•  

4.2.5. Литература эпохи Просвещения

•  

4.2.6. Литература XIX в.

•  

4.2.7. Литература XX в.

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

История отечественной литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Древнерусская литература

•  

4.2.2. Литература XVIII века

•  

4.2.3.Литература первой трети XIX века

•  

4.2.4. Литературное движение второй трети XIX века

•  

4.2.5. Литература последней трети XIX века

•  

4.2.6. Литература «серебряного века»

•  

4.2.7. Литература 1920-х годов

•  

4.2.8. Литература 1930-х годов

•  

4.2.9. Литература 1940-х - начала 1950-х годов

•  

4.2.10. Современная литература

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1.Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современный литературный процесс

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Литературный процесс как теоретико-литературное понятие

•  

4.2.2. Социокультурная ситуация новейшего времени и литература

•  

4.2.3. Традиции реализма и их преломление в современной литературе

•  

4.2.4. Постмодернизм в современном литературном процессе

•  

4.2.5. Смыслообразующие тенденции в современной поэзии

•  

4.2.6. История Германии в настоящем времени

•  

4.2.7. Постэкзистенциалистский французский роман

•  

4.2.8. Модель мира в творчестве австрийских и швейцарских писателей

•  

4.2.9. Вариативность личности в прозе и драматургии швейцарских писателей

•  

4.2.10. Английская литература в поисках нового героя

•  

4.2.11. Элитарная и массовая американская литература

•  

4.2.12. Магический реализм латиноамериканского романа

•  

4.2.13. Философская притча в японской прозе

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современный русский язык

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

1.1.Цель преподавания дисциплины

•  

1.2.Задачи изучения дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

2.1.Требования к знаниям и умениям

•  

2.2. Дисциплины, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины «Современный русский язык».

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Лексика, фразеология и лексикография

•  

4.2.3. Фонетика и фонология

•  

4.2.4. Орфоэпия

•  

4.2.5. Графика и орфография

•  

4.2.6. Морфемика и словообразование

•  

4.2.6.2. Словообразование

•  

4.2.7. Морфология

•  

4.2.8. Синтаксис и пунктуация

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

Лексика и фразеология. Лексикография

•  

Словари

•  

Фонетика и фонология. Орфоэпия

•  

Графика и орфография

•  

Словообразование

•  

Морфология

•  

Синтаксис

•  

Пунктуация

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Практическая и функциональная стилистка русского языка

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Практическая стилистика русского языка

•  

4.2.2. Функциональная стилистика русского языка

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1 Рекомендуемая литература

•  

Практическая стилистика русского языка

•  

Функциональная стилистика русского языка

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

6.3. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по дисциплине «Функциональная стилистика русского языка»

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Практическая стилистика русского языка

•  

Функциональная стилистика русского языка

•  

Активные процессы в современном русском языке

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Принципы социологического изучения языка

•  

4.2.3. Изменение статуса литературного языка

•  

4.2.4. Внутренние законы развития языка

•  

4.2.5. Вариантность языкового знака

•  

4.2.6. Понятие языковой нормы

•  

4.2.7. Изменения в русском произношении и ударении

•  

4.2.8. Активные процессы в лексике и фразеологии

•  

4.2.9. Основные тенденции в словообразовательной системе русского языка

•  

4.2.10. Основные тенденции в морфологии

•  

4.2.11. Основные тенденции в синтаксическом строе

•  

4.2.12. Взаимодействие речи разговорной и книжной, устной и письменной

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

История книжного дела

•  

1. Цели и задачи учебной дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Методологические основы изучения истории книжного дела

•  

4.2.2. Книжное дело в Древнем мире и в средние века

•  

4.2.3. Книжное дело в первые века книгопечатания

•  

4.2.4. Книжное дело в период технической революции в книгопечатании в XVIII в.

•  

4.2.5. Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX в.

•  

4.2.6. Книжное дело за рубежом в XX в.

•  

4.2.7. Книжное дело в Древней Руси

•  

4.2.8. Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XIV в.

•  

4.2.9. Книжное дело в России в XVII в.

•  

4.2.10. Книжное дело в России в первой половине XVIII в.

•  

4.2.11. Книжное дело в России во второй половине XVIII в.

•  

4.2.12. Книжное дело в России в первой половине XIX в.

•  

4.2.13. Книжное дело во второй половине XIX - начале XX в.

•  

4.2.14. Книжное дело в первые годы советской власти

•  

4.2.15. Книжное дело советской России в годы нэпа

•  

4.2.16. Книжное дело СССР в 1930-1940-х гг.

•  

4.2.17. Отечественное книжное дело во второй половине XX в.

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1.Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Библиография

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания

•  

3. Объем дисциплины (раздела) и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Библиографоведение как наука

•  

4.2.3. Система современной библиографии как деятельности

•  

4.2.4. Библиографическая запись и система библиографических пособий

•  

4.2.5. История библиографии в России

•  

4.2.6. Современное состояние библиографии в Российской Федерации

•  

4.2.6.2. Научно-вспомогательная библиография в Российской Федерации

•  

4.2.7. Составление библиографических пособий

•  

4.2.8. Библиографический поиск

•  

4.2.9. Библиографическая систематизация

•  

4.2.10. Библиографическое обслуживание

•  

4.2.11. Национальная библиография. Основные понятия и тенденции развития

•  

4.2.12. Национальная библиография в зарубежных странах

•  

4.2.13. Всемирная библиография

•  

4.2.14. Иностранные справочные издания

•  

4.2.15. Издательская и книготорговая библиография в зарубежных странах

•  

4.2.16. Библиографическое обслуживание на международных книжных выставках-ярмарках

•  

4.2.17. Заключение

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Книговедение

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Книга, книжное дело, книжное издание

•  

4.2.2. Система книговедческого знания

•  

4.2.3. Общие принципы типологии книжных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современное отечественное и зарубежное издательское дело

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение в дисциплину. Источники изучения

•  

4.2.2. Книгоиздание в системе современного книжного дела

•  

4.2.3. Масштабы современного мирового книгоиздания

•  

4.2.4. Демократизация издательской деятельности в России

•  

4.2.5. Нормативно-правовая база издательского дела в современной России

•  

4.2.6. Современная издательская система России

•  

4.2.7. Издательство и государство

•  

4.2.8. Редактор в современном издательстве

•  

4.2.9. Современное состояние издательского дела за рубежом

•  

4.2.10. Развитие международного сотрудничества в книжном деле

•  

4.2.11. Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

•  

Стандарты в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие, сущность и роль стандартизации

•  

4.2.2. Системы международных и национальных стандартов

•  

4.2.3. Российская государственная система стандартизации: категории нормативно-технических документов

•  

4.2.4. Процедура разработки и утверждения стандартов. Контроль соблюдения стандартов

•  

4.2.5. Направления стандартизации в книжном деле

•  

4.2.6. Международное сотрудничество в области стандартизации

•  

4.2.7. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД)

•  

4.2.8. Международная стандартная нумерация книг (ISBN)

•  

4.2.9. Другие международные стандарты нумерации изданий

•  

4.2.10. Отраслевой формат «Юнимарк-торговля»

•  

4.2.11. Универсальная десятичная классификация (УДК) как основной информационно-поисковый язык (ИПЯ) отрасли

•  

4.2.12. Проблемы и перспективы стандартизации в книжном деле

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Социология и психология чтения

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий дисциплины

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Методологические основы психологии и социологии чтения

•  

4.2.2. История развития психологии и социологии чтения в России

•  

4.2.3. Психологические аспекты процессов чтения

•  

4.2.4. Социально-психологические характеристики читателя

•  

4.2.5. Социологические исследования читательской аудитории

•  

4.2.6. Социологические и психологические особенности книги.

•  

4.2.7. Социально-психологические аспекты деятельности издательства

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2.. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Редактирование. Общий курс

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1.. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Зарождение редактирования

•  

4.2.3. Редакторские начала в издательской деятельности РоссииVII века

•  

4.2.4. Развитие редактирования в издательской практике РоссииVIII века

•  

4.2.5. Редакторская деятельность в издательском деле России первой трети XIX века

•  

4.2.6. Формирование принципов редактирования в издательской практике России 40-50-х годов XIX века

•  

4.2.7. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века

•  

4.2.8. Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-годов XIX века

•  

4.2.9. Особенности развития редакторской школы в начале XX века (1900-1917)

•  

4.2.10. Редакторский опыт в советский период

•  

4.2.11. Редакторская деятельность в современных условиях

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Технология редакционно-издательского процесса

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Технология редакционно-издательского процесса как учебная дисциплина

•  

4.2.2. Состав и организационно-методические основы построенияИП

•  

4.2.3. Подготовительный этап РИП

•  

4.2.4. Авторский оригинал произведения

•  

4.2.5. Редакционная обработка авторского оригинала произведения

•  

4.2.6. Редакторская подготовка аппарата издания

•  

4.2.7. Производственный этап редакционно-издательского процесса. Подготовка издательского оригинала

•  

4.2.8. Корректура в редакционно-издательском процессе

•  

4.2.9. Заключительный этап редакционно-издательского процесса

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7.Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Правовые основы книжного дела

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Предмет и задачи курса

•  

4.2.2. Право в системе социального регулирования

•  

4.2.3. Правонарушения и юридическая ответственность

•  

4.2.4. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций

•  

4.2.5. Основы обязательственного права

•  

4.2.6. Отношения коммерческих организаций с гражданами

•  

4.2.7. Налоговая система РФ

•  

4.2.8. Налоговый кодекс РФ

•  

4.2.9. Органы налогового контроля

•  

4.2.10. Налоговое планирование

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Предпринимательство в книжном деле

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Экономические и политические факторы влияния на предпринимательство. Роль государства

•  

4.2.2. Формы собственности предприятий. Малый бизнес, его особенности в книжном деле. Экономическая роль малого бизнеса

•  

4.2.3. Субъект предпринимательской деятельности - ключевая фигура в бизнесе. Личностные и профессиональные качества предпринимателя, их развитие

•  

4.2.4. Условия организации и развития предпринимательства в книжном деле

•  

4.2.5. Организация хозяйственных связей. Договорные отношения в книжном деле. Особенности коммерческой работы при совершении экспортно-импортных операций

•  

4.2.6. Защита от риска. Страхование, виды страхования бизнеса

•  

4.2.7. Бизнес-планирование. Основные разделы бизнес-плана, их разработка

•  

4.2.8. Факторы, определяющие типы и виды издательско-книготорговых предприятий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Менеджмент в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность менеджмента в книжном деле. Цели и задачи менеджмента. Эволюция теории менеджмента в России и за рубежом

•  

4.2.2. Менеджер и его роль в книжном деле. Требования, предъявляемые к менеджеру

•  

4.2.3. Предприятие как субъект управления. Виды и объекты управленческой деятельности

•  

4.2.4. Системный подход к организации управления

•  

4.2.5. Основные функции управления в книжном деле: планирование, организация, мотивация, контроль

•  

4.2.6. Информационное обеспечение управления предприятием

•  

4.2.7. Менеджмент в книжном деле: внутренняя и внешняя среда менеджмента

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная и дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Маркетинг в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность маркетинга

•  

4.2.2. Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинговой деятельности

•  

4.2.3. Товарная политика в книжном маркетинге

•  

4.2.4 Ценовая политика в книжном маркетинге

•  

4.2.5. Политика сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.6. Политика стимулирования сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.7 Маркетинговые исследования книжного рынка

•  

4.2.8. Управление маркетингом в издательском и книготорговом предприятии

•  

4.2.9. Зарубежный опыт

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Этика делового общения

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2.Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Основные понятия этики делового общения. Этикет, основы речевой этики

•  

4.2.2. Культура речи. Виды речи. Основы устного общения

•  

4.2.3. Публичная речь

•  

4.2.4. Деловая беседа. Деловые переговоры

•  

4.2.5. Композиция и стиль речи. Риторика

•  

4.2.6. Бизнес-язык. Формы делового общения

•  

4.2.7. Конфликты и пути их разрешения

•  

4.2.8. Деловая переписка

•  

4.2.9. Деловая этика в издательском деле

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Программные средства обработки информации

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисцплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов программы

•  

4.2.1. Общие сведения о программном обеспечении КИС

•  

4.2.2. Системное программное обеспечение КИС. Назначение системного программного обеспечения, его разновидности

•  

4.2.3. Сведения о языке и стандарте PostScript

•  

4.2.4. Типографика и КИС

•  

4.2.5. Программы обработки текстовой информации

•  

4.2.6. Программы обработки графической информации

•  

4.2.7. Программы объединения файлов

•  

4.2.8. Программы межплатформенного обмена

•  

4.2.9. Специальные программные средства КИС

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Информационные технологии в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Примерная тематика курсовых работ

•  

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

7.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Основы производственных процессов

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение. История развития отрасли

•  

4.2.2. Общие понятия о полиграфическом производстве

•  

4.2.3. Характеристика полиграфической продукции

•  

4.2.4. Допечатные процессы

•  

4.2.5. Печатные процессы

•  

4.2.6. Отделочные и брошюровочно-переплетные процессы (БПП)

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература:

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

История книжного дела

Программу составили: О.В. Андреева, доцент, к. и. н., МГУП
Л.Л. Волкова, доцент, к. и. н., МГУП
Т.Г. Куприянова, доцент, к. и. н., МГУП

1. Цели и задачи учебной дисциплины

Дисциплина «История книжного дела» преподается в целях приобретения студентом знаний о системе взаимодействия культуры и отраслей народного хозяйства, связанных с созданием, производством и распространением книги. Дисциплина «История книжного дела» изучает основные тенденции издательского, типографского, полиграфического дела и важные направления развития книгораспространения. Книга в историческом контексте ее развития является объектом изучения дисциплины, в процессе преподавания которой показывается роль книги в развитии общечеловеческой цивилизации, ее взаимосвязь с духовной и материальной культурой.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен составить полное представление о направлениях отечественного и зарубежного книжного дела в их исторической эволюции, о происхождении и основных этапах развития книги с древнейших времен до современного периода.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

    - историческую роль книги и книжного дела в системе мировой материально-духовной культуры; периодизацию истории зарубежного и отечественного книжного дела и важнейшие этапы развития;

    - историю крупнейших зарубежных и отечественных издательств и книготорговых фирм; биографии выдающихся деятелей книжного дела; наиболее известные рукописные и печатные книги.

Студент должен уметь:

    - ориентироваться в историческом процессе развития книжного дела;

    - самостоятельно работать с исследованиями и историко-книжными источниками по истории книги и книжного дела;

    - конспектировать и анализировать изучаемый материал;

    - готовить доклады и сообщения для практических занятий.

Студент должен иметь навыки:

    - эвристического поиска материалов;

    - реферирования изучаемого материала.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины:

История, культурология, введение в книговедение.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 13

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины 150 2
Аудиторные занятия 75 2
Лекции 41 2
Практические занятия (ПЗ) 34 2
Самостоятельная работа 75 2
Курсовой проект (работа) 2
Вид итогового контроля : экзамен 2

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Таблица 14

4.1 Раздел дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

1 Методологические основы изучения истории книжного дела *
2 Книжное дело в Древнем мире и в средние века * *
3 Книжное дело в первые века книгопечатания * *
4 Книжное дело в период технической революции в книгопечатании в    XVIII в. * *
5 Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX в. * *
6 Книжное дело за рубежом в XX в. * *
7 Книжное дело в Древней Руси * *
8 Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XIV в. * *
9 нижное дело в России в XVII в. * *
10 Книжное дело в России в первой половине XVIII в. * *
11 Книжное дело в России во второй половине XVIII в. * *
12 Книжное дело в России в первой воловине XIX в. * *
13 Книжное дело во второй половине XIX - начале XX в. * *
13 Книжное дело во второй половине XIX - начале XX в. * *
14 Книжное дело в первые годы советской власти * *
15 Книжное дело советской России в годы нэпа * *
16 Книжное дело СССР в 1930-1940-х годах * *
17 Отечественное книжное дело во второй половине XX в. * *

4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Методологические основы изучения истории книжного дела

Понятия «книга» и «книжное дело» в отечественной историко-книговедческой науке. Объект и предмет изучения истории книжного дела. Источники исторического изучения истории книжного дела. Классификация источников: письменные, кино-, фото-, фонодокументы, технотронные на электронных носителях.

Использование вспомогательных исторических дисциплин при изучении истории книги. Дореволюционная историография истории книги и книжного дела. Советская и постсоветская историография истории книги и книжного дела. Периодизация истории книжного дела.

4.2.2. Книжное дело в Древнем мире и в средние века

Предпосылки возникновения письма и основные системы письменности. Изобретение алфавита и его историческое развитие. Кирилл и Мефодий - создатели славянского алфавита.

Книжное дело в античном обществе. Рукописный способ производства книг. Скриптории - мастерские. Ремесленный период в рукописании и появление профессии переписчика. Библиотеки Древнего мира. Зарождение библиофильства. Книга и книжное дело Древнего Востока и Китая.

Книга в средневековом феодальном обществе. Роль церкви в книжном деле. Начало церковной цензуры.

Появление университетских книжных центров. Пергаменный период рукописной книжности и величайшие памятники средневековой книжной культуры. Палимпсесты. Появление первых книг, созданных на бумаге. Ранние опыты ксилографии.

4.2.3. Книжное дело в первые века книгопечатания

Историческая необходимость и технические предпосылки изобретения книгопечатания в эпоху Ренессанса. Механический способ производства книг в европейский странах и изобретение И. Гутенберга.

Начало кирилловского книгопечатания в славянских странах. Инкунабулы и палеотипы. Появление крупных книжных фирм в XVI-XVII вв.

Развитие книжной торговли и библиотечного дела Европы.

4.2.4. Книжное дело в период технической революции в книгопечатании в XVIII в.

Прогресс в книгопечатании и формирование полиграфии как отрасли книгопроизводства. Новшества в технике печати. Стандартизация и изобретение типометрии. Европейское книжное дело в век Просвещения. Развитие научного книгоиздания. Новые типы изданий и усиление роли издателя в процессе создания книги. Совершенствование оптовой торговли книгами. Появление газет и их распространение. Университетские книжные центры.

4.2.5. Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX в.

Возникновение крупных национальных книгоиздающих фирм и корпораций: «Брокгауз» и «Майер» в Германии, «Макмиллан» в Великобритании, «Лярусс» и «Ашетт» во Франции, «Мак-Гроу Хилл» в США. Издание массовой книги и ее специфические черты.

Выработка устойчивых форм редакционно-издательской подготовки, полиграфического и художественного оформления европейской и американской книги.

Создание корпораций и союзов книгоиздателей и книготорговцев в Европе. Выпуск книговедческой периодики и постановка научных исследований и профессионального образования в области издательского дела и книговедения.

4.2.6. Книжное дело за рубежом в XX в.

Формирование межгосударственных книгоиздательских и книготорговых монополий. Транснациональные компании в мировом книжном деле. Создание системы частных предприятий, книжных цепей, корпораций. Влияние банковского капитала на процессы книжного рынка. Реклама как ведущий фактор книжного дела. Развитие «книжных клубов» и тенденции формирования прямых связей книгоиздателей с потребителем. Международные ярмарки, выставки.

Прогресс в полиграфии и компьютеризация редакционно-издательских и книготорговых процессов. Появление новых типов изданий - пейпербеков, покетбуков. Бестселлер как общественное явление. Взаимодействие книги со средствами массовой информации. Будущее книги как феномена человеческой цивилизации.

4.2.7. Книжное дело в Древней Руси

Общественно-культурные условия и основные этапы развития книжного дела в Древней Руси. Массовая гибель книг в период монголо-татарского ига. Влияние византийской книжной культуры на развитие древнерусской книги. Монастыри как центры книгописания и книгораспространения. Организация работы и процесс разделения труда в русском книгописании. Древнейшие памятники книжности московской Руси в XI-XV вв.

Ранние исторические сведения о продаже книг и их стоимости. Зарождение книжного торга и появление профессиональных торговцев книгами. География распространения книг. Основные группы заказчиков и читателей книг. Крупнейшие древнерусские библиотеки, их состав и характеристика.

4.2.8. Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XIV в.

Социально-культурные и материально-производственные условия введения книгопечатания. Особенности создания и деятельности первой типографии в Москве. Кустарно-ремесленный способ производства печатных книг. Деятельность первопечатников И. Федорова и П. Мстиславца и их роль в развитии техники и технологии изготовления книг. Распространение книгопечатания на территории Литвы, Белоруссии, Украины. Выдающиеся памятники старопечатной славянской книги. Взаимосвязь рукописной и печатной книги.

Организация торговли рукописными и печатными книгами в Москве. Продажа книг в торговых рядах. Соотношение цен на рукописные и печатные книги. Основные контингенты потребителей.

4.2.9. Книжное дело в России в XVII в.

Основные центры книгопечатания на рубеже XVI-XVII вв. Разделение труда и начало мануфактурного периода в русском типографском деле. Деятельность В.Ф. Бурцева. Московский Печатный двор, его техническое оснащение и организация работы. Государственная политика в области книжного дела и усиление монополии церкви. Роль церковной цензуры. Создание «Верхней типографии» С. Полоцкого и характеристика ее продукции.

Формирование книжного рынка страны. Динамика выпуска печатной продукции. Центры по производству рукописей. Организация продажи книг в Москве и в провинции. Практика принудительной продажи книг. Цены на рукописные и печатные книги. Социальные группы потребителей книг. Состав и характеристика книжных собраний частных лиц.

4.2.10. Книжное дело в России в первой половине XVIII в.

Историческая необходимость реформы в книгопечатании. Введение гражданского шрифта и техническое переоснащение Печатного двора. Создание системы светских типографий и процесс централизации. Становление государственной монополии в книжном деле России. Объем выпуска печатной продукции петровских типографий. Тематика и типы гражданских книг. Спрос и цены. Начало заграничной торговли книгами. Первая Публичная библиотека. Изменение качественного состава частных собраний.

Создание Академии наук и начало научного книгоиздания. Специализированные академические мастерские и организация типографских работ. Выпуск трудов ученых-академиков. Зарождение новых форм книгораспространения. Появление рынка иностранных книг. Основные группы потребителей книг.

4.2.11. Книжное дело в России во второй половине XVIII в.

Объективная необходимость преобразований книжного дела и проекты реформ. Вклад М.В. Ломоносова в развитие книгоиздания и книгораспространения. Открытие типографий Московского университета, Морского и Сухопутного Шляхетного корпусов.

Начало частного книгоиздания и Указ 1783 г. о вольных типографиях. Н.И. Новиков - основатель издательской и книготорговой фирмы на капиталистических началах. Роль Н.И. Новикова в развитии новых форм и методов книжной торговли. Рост книготорговой сети. Проникновение иностранных предпринимателей на книжный рынок России. Распространение народных изданий и лубка.

Появление издательских центров на периферии. Ограничение вольного книгопечатания в конце XVIII в.

4.2.12. Книжное дело в России в первой половине XIX в.

Законодательство о печати и цензурные уставы. Возникновение отечественных словолитен, литографий. Изобретения в области полиграфии и усовершенствование техники печати. Издательско-книготорговые предприятия и зарождение капиталистических отношений в области книжного дела. Аренда государственных предприятий.

А.Ф. Смирдин - основатель буржуазно-предпринимательских отношений в книжном деле. Введение авторского гонорара и профессионализация писательского труда. Разделение функций издателя и редактора. Развитие конкуренции.

Издательская деятельность Академии наук, университетов, научных обществ. Развитие книжной торговли в центре и в губерниях.

4.2.13. Книжное дело во второй половине XIX - начале XX в.

Буржуазные реформы 1860-х годов и их влияние на развитие книжного дела. Цензурная политика правительства. Технические новшества в полиграфическом производстве. Рост читательской аудитории как фактор развития книжного дела. Крупнейшие универсальные издательские фирмы и развитие специализированного книгоиздания. Вольная печать за границей и в России. Организация работы земств, комитетов грамотности. Укрупнение столичной и провинциальной книжной торговли. Деятельность земских книжных складов.

Многоукладный характер в книжном деле и монополизация капиталов книгоиздании. И.Д. Сытин - крупнейший издатель дореволюционной России. Концентрация производства в полиграфической промышленности. Крупнейшие акционерные издательские компании. Частные и кооперативные универсальные книгоиздательские и книготорговые фирмы. Издательская деятельность литературных объединений (символисты, футуристы, имажинисты).

Первые объединения и съезды русских предпринимателей издательского дела. Русская книга на ярмарках и выставках. Русская книга на мировом рынке.

Революционные органы печати и типографии 1905-1907 гг. Издательская деятельность политических партий. Реакция 1907-1909 гг. и гонения на свободную печать.

Печать и книга в России в годы первой мировой войны и падения царизма (1914-1917 гг.). Политические, церковные, военные книгоиздательства. Экономический и социальный кризис русского книгоиздания.

4.2.14. Книжное дело в первые годы советской власти

Декрет о печати и первые постановления советского правительства в области книгоиздания. Политика национализации и темпы проведения муниципализации предприятий полиграфии, книгоиздания и книжной торговли. Организация советского государственного и партийного книгоиздания. Деятельность издательств ВЦИК, Московского, Петроградского и губернских Советов. Литературно-издательские отделы наркоматов, общественных и научных организаций. Литературно-издательский отдел Наркомпроса. Государственное издательство (ГИЗ) РСФСР. Роль кооперативного и общественного книгоиздания. Книгоиздание в Красной Армии. Печать и книгоиздание белогвардейских и националистических партий.

Политика «военного коммунизма» и отмена свободной торговли книгами. Распределительная политика Центропечати. Агитпоезда и агитпропы. Распространение печатных изданий на фронтах гражданской войны. Рост библиотечной сети. Создание библиотечного коллектора. Изменение контингента читателей.

4.2.15. Книжное дело советской России в годы нэпа

Книжное дело в условиях перехода к мирному строительству. Введение платности произведений печати. Переход от книгораспределения к книжной торговле.

Деятельность Госиздата РСФСР по управлению государственными издательствами, их типизация и специализация. Усиление контроля государства над издательским делом. Учреждение Главлита. Крупнейшие советские издательства 1920-х годов. Частные, кооперативные и ведомственные издательства эпохи нэпа. Книжные кризисы середины 1920-х годов.

Книжное дело русского зарубежья. Центры книгоиздания и книжной торговли в Европе (Берлин, Прага, Париж, Белград), в США и Китае.

Образование Торгсектора Госиздата РСФСР. Создание книготорговой сети. Акционирование книготорговых предприятий. Книгосоюзы и коопкниги. Книжный рынок страны в эпоху нэпа, принципы плюрализма, экономической многоукладности и хозяйственной самостоятельности.

4.2.16. Книжное дело СССР в 1930-1940-х гг.

Усиление партийного руководства и идеологизация книгоиздательской отрасли. Сворачивание нэпа и отказ от многоукладности в книжном деле на рубеже 1920-1930-х гг. Курс на огосударствление системы книжного дела в стране. Первая пятилетка печати. ОГИЗ РСФСР (1930-1945 гг.) и СССР (1946-1949 гг.) Книготорговое объединение государственных издательств (КОГИЗ) и другие книготорговые системы. Преимущества и недостатки централизованной системы управления книжным делом.

Книгоиздание и книгораспространение в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

4.2.17. Отечественное книжное дело во второй половине XX в.

Восстановительный период в книжном деле страны. «Оттепель» и борьба против последствий культа личности. Прогресс науки, техники, образования, литературы, искусства в послевоенное время и положительное значение этих факторов в развитии книгоиздания в СССР. Поиск оптимальных форм управления и руководства книгоизданием. Главполиграфиздат СССР (1949-1953 гг.) и принцип централизации. Министерство культуры СССР и управление издательским делом в стране. Укрепление полиграфического потенциала.

Создание Госкомиздатов, системы специализированных, объединенных и межобластных издательств (1963 г.)

Советские издательства 1960-1980-х гг. Серийные, подписные издания, книги для детей, научная, справочная, общественно-политическая литература. Советская книга на международных выставках и на мировом рынке.

Кризис государственного книгоиздания и нарастание застойных явлений. Диспропорция между потребностями советских читателей и возможностями внутреннего книжного рынка.

Книжное дело в ходе перестройки. Попытки внедрения рыночных элементов хозяйствования в книгоиздании и книжной торговле. Закон о печати и демократизация книжного дела. Отмена цензуры. Возникновение частных и общественных книгоиздающих и книготоргующих предприятий. Состояние библиотечного дела в России. Влияние современных информационных технологий на развитие книжного дела России.

Исторический опыт российского книжного дела и перспективы развития книги в системе средств информации и культуры на рубеже XX-XXI вв.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1.Рекомендуемая литература

Основная литература

Баренбаум И.Е., Шомракова И.А. Всеобщая история книги: Учеб.: В 2 ч. - СПб., 1996-1998.

История книги: Учебник для вузов /Под ред. А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой. - М., 1998.

Книга: Энциклопедия. - М., 1999.

Книговедение: Энциклопедический словарь. - М, 1982.

Хрестоматия по истории книги. - Ч. 1 /Сост. Т.Г. Куприянова, О.В. Андреева. - М., 1995.

Истории книги: Хрестоматия. - Ч. 2 /Сост. О.В. Андреева. - М., 1998.

Дополнительная литература

Волкова Л.Л. Краткий биографический словарь деятелей русской книговедческой периодики второй половины XIX - начала XX века //Букинистическая торговля и история книги. - Вып.6. - М., 1997. - С. 84-102.

Васильев В.И. Издательская деятельность Академии наук в ее историческом развитии (от зарождения до наших дней): В 2 т. - М., 1998-1999.

Динерштейн Е.А. А.С. Суворин: Человек, сделавший карьеру. - М., 1998.

Книга в России. 1861-1881: В 3 т. - М., 1988-1991.

Книга в России. 1881-1895. - СПб., 1997.

Кондратов С.А. Становление негосударственного книгоиздания в России (1987-1993) //Кн.: Исслед. и материалы. 1997. - Сб.74. - С. 61-80.

Кукушкина М.В. Книга в России в ХVI веке. - СПб., 1999.

Куприянова Т.Г. Печатный двор при Петре I. - М., 1999.

Немировский Е.Л. Анисим Михайлов Радишевский. - М., 1997.

Симони П. Книжная торговля в Москве XVIII-XIX столетий. - Л., 1927.

Словарь книжников и книжности Древней Руси: В 3 ч. - СПб., 1992-1998.

Франциск Скорина и его время: Энциклопедический справочник. - Минск, 1990.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Электронная версия учебника «История книги». http:/www.hi-edu.ru/2-books/HB/index.htm.

2. Электронная база данных в Интернете.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

7.1. Компьютерный класс

7.2. Книжный фонд библиотеки

Программа составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям 021500 - Издательское дело и редактирование и 021600 - Книгораспространение.

© Центр дистанционного образования МГУП