Московский государственный университет печати



         

Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин

Для специальности 021500 - Издательское дело и редактирование



Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

История зарубежной литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и вид занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Античная литература

•  

4.2.2. Литература средних веков

•  

4.2.3. Литература эпохи Возрождения

•  

4.2.4 Литература XVII в.

•  

4.2.5. Литература эпохи Просвещения

•  

4.2.6. Литература XIX в.

•  

4.2.7. Литература XX в.

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

История отечественной литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Древнерусская литература

•  

4.2.2. Литература XVIII века

•  

4.2.3.Литература первой трети XIX века

•  

4.2.4. Литературное движение второй трети XIX века

•  

4.2.5. Литература последней трети XIX века

•  

4.2.6. Литература «серебряного века»

•  

4.2.7. Литература 1920-х годов

•  

4.2.8. Литература 1930-х годов

•  

4.2.9. Литература 1940-х - начала 1950-х годов

•  

4.2.10. Современная литература

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1.Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современный литературный процесс

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Литературный процесс как теоретико-литературное понятие

•  

4.2.2. Социокультурная ситуация новейшего времени и литература

•  

4.2.3. Традиции реализма и их преломление в современной литературе

•  

4.2.4. Постмодернизм в современном литературном процессе

•  

4.2.5. Смыслообразующие тенденции в современной поэзии

•  

4.2.6. История Германии в настоящем времени

•  

4.2.7. Постэкзистенциалистский французский роман

•  

4.2.8. Модель мира в творчестве австрийских и швейцарских писателей

•  

4.2.9. Вариативность личности в прозе и драматургии швейцарских писателей

•  

4.2.10. Английская литература в поисках нового героя

•  

4.2.11. Элитарная и массовая американская литература

•  

4.2.12. Магический реализм латиноамериканского романа

•  

4.2.13. Философская притча в японской прозе

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современный русский язык

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

1.1.Цель преподавания дисциплины

•  

1.2.Задачи изучения дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

2.1.Требования к знаниям и умениям

•  

2.2. Дисциплины, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины «Современный русский язык».

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Лексика, фразеология и лексикография

•  

4.2.3. Фонетика и фонология

•  

4.2.4. Орфоэпия

•  

4.2.5. Графика и орфография

•  

4.2.6. Морфемика и словообразование

•  

4.2.6.2. Словообразование

•  

4.2.7. Морфология

•  

4.2.8. Синтаксис и пунктуация

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

Лексика и фразеология. Лексикография

•  

Словари

•  

Фонетика и фонология. Орфоэпия

•  

Графика и орфография

•  

Словообразование

•  

Морфология

•  

Синтаксис

•  

Пунктуация

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Практическая и функциональная стилистка русского языка

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Практическая стилистика русского языка

•  

4.2.2. Функциональная стилистика русского языка

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1 Рекомендуемая литература

•  

Практическая стилистика русского языка

•  

Функциональная стилистика русского языка

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

6.3. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по дисциплине «Функциональная стилистика русского языка»

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Практическая стилистика русского языка

•  

Функциональная стилистика русского языка

•  

Активные процессы в современном русском языке

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Принципы социологического изучения языка

•  

4.2.3. Изменение статуса литературного языка

•  

4.2.4. Внутренние законы развития языка

•  

4.2.5. Вариантность языкового знака

•  

4.2.6. Понятие языковой нормы

•  

4.2.7. Изменения в русском произношении и ударении

•  

4.2.8. Активные процессы в лексике и фразеологии

•  

4.2.9. Основные тенденции в словообразовательной системе русского языка

•  

4.2.10. Основные тенденции в морфологии

•  

4.2.11. Основные тенденции в синтаксическом строе

•  

4.2.12. Взаимодействие речи разговорной и книжной, устной и письменной

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

История книжного дела

•  

1. Цели и задачи учебной дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Методологические основы изучения истории книжного дела

•  

4.2.2. Книжное дело в Древнем мире и в средние века

•  

4.2.3. Книжное дело в первые века книгопечатания

•  

4.2.4. Книжное дело в период технической революции в книгопечатании в XVIII в.

•  

4.2.5. Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX в.

•  

4.2.6. Книжное дело за рубежом в XX в.

•  

4.2.7. Книжное дело в Древней Руси

•  

4.2.8. Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XIV в.

•  

4.2.9. Книжное дело в России в XVII в.

•  

4.2.10. Книжное дело в России в первой половине XVIII в.

•  

4.2.11. Книжное дело в России во второй половине XVIII в.

•  

4.2.12. Книжное дело в России в первой половине XIX в.

•  

4.2.13. Книжное дело во второй половине XIX - начале XX в.

•  

4.2.14. Книжное дело в первые годы советской власти

•  

4.2.15. Книжное дело советской России в годы нэпа

•  

4.2.16. Книжное дело СССР в 1930-1940-х гг.

•  

4.2.17. Отечественное книжное дело во второй половине XX в.

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1.Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Библиография

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания

•  

3. Объем дисциплины (раздела) и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Библиографоведение как наука

•  

4.2.3. Система современной библиографии как деятельности

•  

4.2.4. Библиографическая запись и система библиографических пособий

•  

4.2.5. История библиографии в России

•  

4.2.6. Современное состояние библиографии в Российской Федерации

•  

4.2.6.2. Научно-вспомогательная библиография в Российской Федерации

•  

4.2.7. Составление библиографических пособий

•  

4.2.8. Библиографический поиск

•  

4.2.9. Библиографическая систематизация

•  

4.2.10. Библиографическое обслуживание

•  

4.2.11. Национальная библиография. Основные понятия и тенденции развития

•  

4.2.12. Национальная библиография в зарубежных странах

•  

4.2.13. Всемирная библиография

•  

4.2.14. Иностранные справочные издания

•  

4.2.15. Издательская и книготорговая библиография в зарубежных странах

•  

4.2.16. Библиографическое обслуживание на международных книжных выставках-ярмарках

•  

4.2.17. Заключение

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Книговедение

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Книга, книжное дело, книжное издание

•  

4.2.2. Система книговедческого знания

•  

4.2.3. Общие принципы типологии книжных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современное отечественное и зарубежное издательское дело

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение в дисциплину. Источники изучения

•  

4.2.2. Книгоиздание в системе современного книжного дела

•  

4.2.3. Масштабы современного мирового книгоиздания

•  

4.2.4. Демократизация издательской деятельности в России

•  

4.2.5. Нормативно-правовая база издательского дела в современной России

•  

4.2.6. Современная издательская система России

•  

4.2.7. Издательство и государство

•  

4.2.8. Редактор в современном издательстве

•  

4.2.9. Современное состояние издательского дела за рубежом

•  

4.2.10. Развитие международного сотрудничества в книжном деле

•  

4.2.11. Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

•  

Стандарты в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие, сущность и роль стандартизации

•  

4.2.2. Системы международных и национальных стандартов

•  

4.2.3. Российская государственная система стандартизации: категории нормативно-технических документов

•  

4.2.4. Процедура разработки и утверждения стандартов. Контроль соблюдения стандартов

•  

4.2.5. Направления стандартизации в книжном деле

•  

4.2.6. Международное сотрудничество в области стандартизации

•  

4.2.7. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД)

•  

4.2.8. Международная стандартная нумерация книг (ISBN)

•  

4.2.9. Другие международные стандарты нумерации изданий

•  

4.2.10. Отраслевой формат «Юнимарк-торговля»

•  

4.2.11. Универсальная десятичная классификация (УДК) как основной информационно-поисковый язык (ИПЯ) отрасли

•  

4.2.12. Проблемы и перспективы стандартизации в книжном деле

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Социология и психология чтения

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий дисциплины

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Методологические основы психологии и социологии чтения

•  

4.2.2. История развития психологии и социологии чтения в России

•  

4.2.3. Психологические аспекты процессов чтения

•  

4.2.4. Социально-психологические характеристики читателя

•  

4.2.5. Социологические исследования читательской аудитории

•  

4.2.6. Социологические и психологические особенности книги.

•  

4.2.7. Социально-психологические аспекты деятельности издательства

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2.. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Редактирование. Общий курс

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1.. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Зарождение редактирования

•  

4.2.3. Редакторские начала в издательской деятельности РоссииVII века

•  

4.2.4. Развитие редактирования в издательской практике РоссииVIII века

•  

4.2.5. Редакторская деятельность в издательском деле России первой трети XIX века

•  

4.2.6. Формирование принципов редактирования в издательской практике России 40-50-х годов XIX века

•  

4.2.7. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века

•  

4.2.8. Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-годов XIX века

•  

4.2.9. Особенности развития редакторской школы в начале XX века (1900-1917)

•  

4.2.10. Редакторский опыт в советский период

•  

4.2.11. Редакторская деятельность в современных условиях

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Технология редакционно-издательского процесса

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Технология редакционно-издательского процесса как учебная дисциплина

•  

4.2.2. Состав и организационно-методические основы построенияИП

•  

4.2.3. Подготовительный этап РИП

•  

4.2.4. Авторский оригинал произведения

•  

4.2.5. Редакционная обработка авторского оригинала произведения

•  

4.2.6. Редакторская подготовка аппарата издания

•  

4.2.7. Производственный этап редакционно-издательского процесса. Подготовка издательского оригинала

•  

4.2.8. Корректура в редакционно-издательском процессе

•  

4.2.9. Заключительный этап редакционно-издательского процесса

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7.Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Правовые основы книжного дела

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Предмет и задачи курса

•  

4.2.2. Право в системе социального регулирования

•  

4.2.3. Правонарушения и юридическая ответственность

•  

4.2.4. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций

•  

4.2.5. Основы обязательственного права

•  

4.2.6. Отношения коммерческих организаций с гражданами

•  

4.2.7. Налоговая система РФ

•  

4.2.8. Налоговый кодекс РФ

•  

4.2.9. Органы налогового контроля

•  

4.2.10. Налоговое планирование

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Предпринимательство в книжном деле

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Экономические и политические факторы влияния на предпринимательство. Роль государства

•  

4.2.2. Формы собственности предприятий. Малый бизнес, его особенности в книжном деле. Экономическая роль малого бизнеса

•  

4.2.3. Субъект предпринимательской деятельности - ключевая фигура в бизнесе. Личностные и профессиональные качества предпринимателя, их развитие

•  

4.2.4. Условия организации и развития предпринимательства в книжном деле

•  

4.2.5. Организация хозяйственных связей. Договорные отношения в книжном деле. Особенности коммерческой работы при совершении экспортно-импортных операций

•  

4.2.6. Защита от риска. Страхование, виды страхования бизнеса

•  

4.2.7. Бизнес-планирование. Основные разделы бизнес-плана, их разработка

•  

4.2.8. Факторы, определяющие типы и виды издательско-книготорговых предприятий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Менеджмент в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность менеджмента в книжном деле. Цели и задачи менеджмента. Эволюция теории менеджмента в России и за рубежом

•  

4.2.2. Менеджер и его роль в книжном деле. Требования, предъявляемые к менеджеру

•  

4.2.3. Предприятие как субъект управления. Виды и объекты управленческой деятельности

•  

4.2.4. Системный подход к организации управления

•  

4.2.5. Основные функции управления в книжном деле: планирование, организация, мотивация, контроль

•  

4.2.6. Информационное обеспечение управления предприятием

•  

4.2.7. Менеджмент в книжном деле: внутренняя и внешняя среда менеджмента

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная и дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Маркетинг в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность маркетинга

•  

4.2.2. Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинговой деятельности

•  

4.2.3. Товарная политика в книжном маркетинге

•  

4.2.4 Ценовая политика в книжном маркетинге

•  

4.2.5. Политика сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.6. Политика стимулирования сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.7 Маркетинговые исследования книжного рынка

•  

4.2.8. Управление маркетингом в издательском и книготорговом предприятии

•  

4.2.9. Зарубежный опыт

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Этика делового общения

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2.Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Основные понятия этики делового общения. Этикет, основы речевой этики

•  

4.2.2. Культура речи. Виды речи. Основы устного общения

•  

4.2.3. Публичная речь

•  

4.2.4. Деловая беседа. Деловые переговоры

•  

4.2.5. Композиция и стиль речи. Риторика

•  

4.2.6. Бизнес-язык. Формы делового общения

•  

4.2.7. Конфликты и пути их разрешения

•  

4.2.8. Деловая переписка

•  

4.2.9. Деловая этика в издательском деле

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Программные средства обработки информации

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисцплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов программы

•  

4.2.1. Общие сведения о программном обеспечении КИС

•  

4.2.2. Системное программное обеспечение КИС. Назначение системного программного обеспечения, его разновидности

•  

4.2.3. Сведения о языке и стандарте PostScript

•  

4.2.4. Типографика и КИС

•  

4.2.5. Программы обработки текстовой информации

•  

4.2.6. Программы обработки графической информации

•  

4.2.7. Программы объединения файлов

•  

4.2.8. Программы межплатформенного обмена

•  

4.2.9. Специальные программные средства КИС

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Информационные технологии в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Примерная тематика курсовых работ

•  

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

7.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Основы производственных процессов

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение. История развития отрасли

•  

4.2.2. Общие понятия о полиграфическом производстве

•  

4.2.3. Характеристика полиграфической продукции

•  

4.2.4. Допечатные процессы

•  

4.2.5. Печатные процессы

•  

4.2.6. Отделочные и брошюровочно-переплетные процессы (БПП)

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература:

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Библиография

Программу составили: А.А. Гречихин, профессор, д. ф. н., МГУП
Е.М. Сухорукова, к. ф. н., МГУП
Л.Б. Грузинова, к. ф. н., МГУП

1. Цели и задачи дисциплины

Основной целью учебной дисциплины «Библиография» является усвоение истории, теории и методики отечественной и иностранной библиографии, обеспечивающих выбор наиболее рациональных видов, методов, средств и процессов библиографирования и библиографического обслуживания на основе теоретической, методологической и практической подготовки к библиографической работе в издательской и книготорговой деятельности.

Задачей преподавания «Библиографии» является формирование у студента целостного представления о:

    - организации и структуре библиографической деятельности в нашей стране и за рубежом;

    - основных достижениях и тенденциях развития отечественной и иностранной библиографии;

    - основных принципах и методах библиографии;

    - методике библиографического изучения документов и изданий, составления библиографических пособий;

    - методике справочно-библиографического обслуживания, библиографической рекламы и пропаганды;

    - роли, значении и специфике использования библиографии для основных издательских и книготорговых процессов;

    - методике библиографического поиска, систематизации, описания, аннотирования, реферирования и составления обзоров;

    - причинах возникновения и основных этапах развития текущей и ретроспективной национальной библиографии;

    - основных принципах отбора документов для национальных библиографических указателей;

    - объективных требованиях, предъявляемых к современному текущему библиографическому учету;

    - истории возникновения и формирования основных направлений международного библиографического сотрудничества;

    - основных принципах формирования и структуре универсальных энциклопедий и биобиблиографических изданий зарубежных стран;

    - национальных системах издательской и книготорговой библиографической информации.

2. Требования к уровню освоения содержания

В результате изучения «Библиографии» студент должен знать:

    - систему библиографических пособий для формирования издательского репертуара и ассортимента книжной торговли;

    - справочный аппарат книги и библиографического пособия;

    - библиографическое описание, аннотацию, реферат на различные виды документов и изданий;

    - библиографические списки, указатели, обзоры и другие библиографические пособия; имеющиеся технические средства и автоматизированные системы;

    - принципы подготовки и содержание международных библиографических и информационных программ;

    - состав и значение международных стандартных номеров книжных, сериальных и музыкальных изданий;

    - принципы подготовки и структуру универсальных энциклопедий и биобиблиографических изданий;

    - издательские и книготорговые библиографические пособия зарубежных фирм: принципы их формирования, структуру и библиографическое оформление.

Студент должен уметь:

    - использовать систему государственных библиографических пособий в условиях практической деятельности;

    - формировать и работать со справочным аппаратом книги и библиографического пособия;

    - осуществлять процессы библиографирования, самостоятельно подготавливать аннотации, рефераты и обзоры;

    - самостоятельно формировать библиографические пособия в книжном и электронном вариантах.

Студент должен иметь навыки:

    - практической работы с книгой и библиографическим пособием;

    - составления библиографического описания, аннотирования, реферирования, составления обзора;

    - организации и ведения процессов библиографирования и библиографического обслуживания;

    - использования полученных знаний в работе с конкретными изданиями национальной библиографии зарубежных стран;

    - ориентирования в системе различных зарубежных энциклопедических и биобиблиографических изданий;

    - осуществления библиографического поиска по зарубежным библиографическим базам данных национальной и книготорговой библиографии;

    - анализа структуры, содержания и библиографического оформления книжных и электронных версий национальных библиографических указателей;

    - анализа структуры и содержания биобиблиографических и энциклопедических изданий;

    - анализа структуры и библиографического оформления библиографических материалов издательских и книготорговых фирм в условиях практической деятельности издательства или книготоргового предприятия.

3. Объем дисциплины (раздела) и виды учебной работы

Таблица 15

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины 100 3
Аудиторные занятия 50 3
Лекции 34 3
Практические занятия (ПЗ) 16 3
Семинары (С) и/или другие виды аудиторных занятий
Самостоятельная работа 50 3
Курсовой проект (работа)
Расчетно-графические работы
Реферат и/или другие виды самостоятельной работы
Вид итогового контроля : экзамен 3

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Таблица 16

4.1 Раздел дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

1 Библиографоведение как наука *
2 Система современной библиографии как деятельности *
3 Библиографическая запись и система библиографических пособий * *
4 История библиографии в России *
5 Современное состояние библиографии в Российской Федерации *
6 Составление библиографических пособий * *
7 Библиографический поиск * *
8 Библиографическая систематизация * *
9 Библиографическое обслуживание *
10 Национальная библиография. Основные понятия и тенденции развития *
11 Национальная библиография в зарубежных странах *
12 Всемирная библиография * *
13 Иностранные справочные издания * *
14 Издательская и книготорговая библиография в зарубежных странах * *
15 Библиографическое обслуживание на международных книжных выставках-ярмарках *

4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Введение

Социальная сущность, научное и практическое значение библиографии на современном этапе. Особенности развития библиографии в новых социально-экономических условиях.

Основные социальные функции библиографии. Принципы библиографии, ее информационное, просветительное и воспитательное значение, демократизм.

Библиография как источник информации о документах и изданиях, их содержании, отражающий опыт культурно-исторического и научно-технического развития нации, государства и всего человечества. Роль и значение библиографии в осуществлении культурной преемственности, духовного (информационного) общения. Библиография как важное и специфическое средство управления информационными процессами в обществе.

Происхождение и сущность понятия «библиография». Роль и значение библиографии на различных исторических этапах общественно-экономического развития. Многозначность термина «библиография», его исторически изменяющееся содержание и объем в зависимости от объекта, назначения и структуры библиографической деятельности. Современное понимание термина «библиография». Понятие о библиографической деятельности. Документы и издания, социальная информация как объект и предмет библиографической деятельности. Библиографическая информация и библиографические пособия (издания) как идеальное и материальное отражение библиографии. Первичность и вторичность библиографической информации. Структура библиографической деятельности: библиографическая практика, библиографическая наука (библиографоведение), библиографическое управление (библиография второй степени), библиографическое общение (литература), библиографическое образование.

Библиография в системе книжного дела. Библиография в системе информационной деятельности, коммуникации. Библиографическое источниковедение и библиографическая историография как документальная основа изучения курса «Библиография».

Развитие международных экономических, научных и культурных связей России в современных условиях. Рост контактов с зарубежными партнерами в области книгоиздания, книжной торговли и библиотечного дела. Значение библиографии в укреплении международных гуманитарных связей и обмене информацией. Иностранная библиография как ключ к мировому информационному потоку. Краткий исторический обзор развития библиографии и формирования ее отдельных видов за рубежом. Зарождение книготорговой библиографии и ее связь с книжными ярмарками XVII-XVIII вв. Значение книготорговой библиографии для возникновения национального библиографического учета.

4.2.2. Библиографоведение как наука

Библиографоведение как специфическая часть библиографической деятельности. Цели и задачи, объект и предмет библиографоведения. Библиографическая информация и библиографическое знание.

Структура библиографоведения. Особенности и взаимосвязь основных его частей - история библиографии, теория библиографии, методика библиографии. Дифференциация библиографоведения в зависимости от общественного разделения труда в библиографии. Особенности общего, специального и отраслевого библиографоведения.

Методология как важнейшая теоретическая часть библиографоведения. Понятие метода в библиографии. Всеобщий метод, общие и частные научные методы. Отражение методов диалектики в библиографии. Общенаучные методы в библиографии: исторический, статистический, типологический, системный, функциональный, моделирования и т.д. Методы смежных наук - книговедения, библиотековедения, информатики, документоведения.

Система основных методов библиографоведения. Общебиблиографические методы, их особенности и взаимосвязь. Методология отдельных процессов библиографической деятельности: методы библиографического поиска (библиографической эвристики), библиографирования, библиографической систематизации (библиографической типологии), библиографического обслуживания.

Система основных библиографических понятий и терминов. Система действующих библиографических ГОСТов как достижение библиографоведения на современном этапе. ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения». Проблемы дальнейшего совершенствования и унификации библиографической терминологии.

Библиографоведение как составная часть книговедения. Библиографоведение и смежные науки - библиотековедение, информатика, документоведение.

4.2.3. Система современной библиографии как деятельности

Систематизации библиографии (библиографическая типология) как научная проблема. Типизация и классификация библиографии. Основные принципы и условия научной разработки библиографической системы.

Понятие вида и других уровней (тип, род и т.п.) систематизации в библиографии. Многообразие видов библиографии как отражение многообразия существующей практики. Проблема логического основания (критерия) систематизации библиографии. Систематизация библиографии в зависимости от объекта, метода, целевого и читательского назначения, а также по хронологическому, территориально-географическому и другим возможным признакам. Типологическая модель библиографической деятельности. Значение систематизации библиографии. Типология библиографии как важнейшее направление библиографоведения. Задача диалектико-логической систематизации библиографии.

Основные виды библиографии по социальной функции: государственная библиография, научно-вспомогательная библиография, рекомендательная библиография, библиография второй степени (библиография библиографии).

Характеристика и основные особенности разновидностей библиографии, выделяемых по другим признакам: универсальная, специальная, отраслевая и тематическая библиография; биобиблиография; краеведческая библиография; ретроспективная, текущая и проспективная (перспективная) библиография и т.д. Общая и издательская, библиотечная, книготорговая, архивная библиография: взаимосвязь и особенности выделения.

4.2.4. Библиографическая запись и система библиографических пособий

Понятие о библиографической записи как специальной знаковой системе, жанровой форме воспроизведения библиографической информации. Исторические особенности развития библиографической записи. Основные виды и структура библиографической записи. Особенности ее составления в зависимости от объекта, целевого и читательского назначения, метода и вида библиографии.

Библиографическая запись и аппарат книги. Основные элементы аппарата книги и их библиографическое значение. Вспомогательные указатели - основные виды, особенности построения и использования.

Понятие о библиографическом пособии (издании). Проблема научной систематизации библиографических пособий (изданий). Библиографическая запись как жанровая основа системы библиографических пособий. Характеристика основных видов библиографических пособий: библиографическая картотека, библиографическая справка, указатель, список, обзор, биобиблиографический словарь и т.д. Характеристика основных видов библиографических изданий: библиографическая монография, сборник, справочник, библиографическое периодическое издание (журнал, бюллетень, газета), библиографическая серия и т.д. Особенности первичных и вторичных библиографических изданий.

Библиографическое описание как жанр библиографической записи - основные виды, элементы и структура. Библиографическая ссылка - основные виды и особенности оформления. Система библиографических пособий, создаваемых преимущественно на основе библиографического описания. Аннотация, реферат и обзор как жанры библиографической записи - основные виды и структура. Система библиографических пособий, создаваемых на основе аннотации, реферата и обзора.

Особенности библиографической записи и библиографических пособий, создаваемых в электронном варианте.

4.2.5. История библиографии в России

Задачи истории библиографии как научной дисциплины. Методологические принципы и особенности изучения истории иностранной, русской дореволюционной и советской библиографии. Историческое и логическое в истории библиографии. Ее значение для современного и будущего развития библиографической деятельности.

Источниковедение и историография отечественной истории библиографии. Особенности формирования истории библиографии как части библиографоведения. Попытки построения общей истории библиографии в русском дореволюционном библиографоведении (К.Н. Дерунов). Советские работы по истории библиографии. Н.В. Здобнов и его вклад в научную разработку русской дореволюционной библиографии. Труд К.Р. Симона «История иностранной библиографии».

Проблема научной периодизации развития библиографии. Основные этапы развития, основные тенденции и достижения исторического развития библиографии в нашей стране. Задачи и современное состояние научной разработки истории русской библиографии и истории библиографии других народов России.

4.2.5.1. Библиография в дореволюционной России

Основные этапы развития русской дореволюционной библиографии. Становление русской библиографии (XI-XVII вв.). Первые русские печатные библиографические пособия. Основание Академии наук и развитие русской библиографии. Начало научно-вспомогательной библиографии. Библиографическая деятельность Н.И. Новикова.

Первые опыты создания репертуара русской книги. Возникновение русской библиографической периодики. Возникновение библиографических обзоров и библиографической статистики. Формирование русского библиографоведения в трудах А.И. Богданова, В.Г. Анастасевича, В.С. Сопикова и др. «Опыт российской библиографии» В.С. Сопикова, его историко-культурное, научное и практическое значение.

Начало государственной библиографии в России.

Развитие библиографической периодики в первой половине XIX в. Критико-библиографическая деятельность русских революционных демократов. Первый русский библиограф-профессионал В.И. Межов и его библиографическая деятельность.

Возникновение библиографии второй степени (библиография библиографии). «Литература русской библиографии» Г.Н. Геннади, ее особенности и значение.

Особенности развития библиографической периодики в конце XIX и начале XX вв.

Развитие рекомендательной библиографии. Библиографическая деятельность Н.А. Рубакина.

Создание русских библиографических обществ, основные направления и значение их деятельности.

Развитие библиографии периодической печати. Труды А.Н. Неустроева, Н.М. Лисовского, их научно-практическое значение.

Проблема создания репертуара русской книги. Библиографическая деятельность С.А. Венгерова. Начало издания «Книжной летописи», ее значение как основы государственной библиографии. Развитие библиографоведения в конце XIX - начале XX вв. (труды Н.М. Лисовского, А.М. Ловягина, Н.А. Рубакина и др.).

4.2.5.2. Исторические особенности развития библиографии в Советской России

Общественно-экономические условия, основные этапы и определенные достижения в развитии советской библиографии. Постановление СНК от 30 июня 1920 г. «О передаче библиографического дела в РСФСР Наркомпросу» и его значение для организации и совершенствования государственной библиографии. Развитие системы изданий государственной библиографии («летописей»). Роль I и II Всероссийских библиографических съездов в постановке теоретических и методических вопросов.

Особенности развития научно-вспомогательной библиографии. Первые советские критико-библиографические журналы. Библиографоведение в книговедческих теориях 20-30-х годов. Работы Н.В. Здобнова, А.Г. Фомина, М.Н. Куфаева и других по истории, теории и методике библиографии.

Деятельность Российской центральной (затем - Всесоюзной) книжной палаты. Статистический сборник «Печать в... году» и ежегодник «Библиография советской библиографии».

Перестройка библиографии в период Великой Отечественной войны. Развитие библиографии в период восстановления народного хозяйства. Развитие государственной библиографии. Восстановление и расширение деятельности Всесоюзной книжной палаты. Развитие научно-вспомогательной библиографии. ВИНИТИ и его роль в развитии отечественной библиографии. Создание Государственной системы научно-технической информации (ГАСНТИ).

Рекомендательная библиография. Превращение Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина (теперь - Российская государственная библиотека) в научный и методический центр рекомендательной библиографии. Развитие отраслевой рекомендательной библиографии.

Разработка основных вопросов библиографоведения. Теоретические дискуссии на страницах библиографической печати 60-, 70- и 80-х годов. Начало государственной стандартизации в библиографии. Творческий вклад Е.И. Шамурина, П.Н. Беркова, К.Р. Симона, А.И. Барсука и других в развитие советской библиографии.

4.2.6. Современное состояние библиографии в Российской Федерации

4.2.6.1. Государственная библиография в Российской Федерации

Система государственной библиографии в Российской Федерации на современном этапе, ее назначение, структура и характеристика основных центров. Российская книжная палата и ее деятельность как научного и методического центра государственной библиографии. Отличительные черты отечественной государственной библиографии: научность, многонациональность, централизация, полнота охвата, систематичность и оперативность.

Система библиографических пособий государственной библиографии, их роль и значение в системе информационного обслуживания. ГОСТ 7.61-96 «Издания. Государственные (национальные) библиографические указатели. Общие требования». «Книжная летопись», ее особенности и роль в системе текущей государственной библиографии. Другие виды «летописей» печатной продукции. Ежегодники Российской книжной палаты, их место в библиографической деятельности.

Проблема автоматизации государственной библиографии. Автоматизированная система обработки информации (АСОИ - библиография) Российской книжной палаты. Особенности государственной библиографии в республиках в составе Российской Федерации. Разработка вопросов истории, теории и методики государственной библиографии на современном этапе.

4.2.6.2. Научно-вспомогательная библиография в Российской Федерации

Система научно-вспомогательной библиографии на современном этапе, ее значение, структура и характеристика основных центров. Особенности библиографической деятельности всероссийских, республиканских, отраслевых и территориальных органов научно-технической информации.

Система библиографических пособий, издаваемых органами научно-вспомогательной библиографии, их роль и значение в системе информационного обслуживания. ГОСТ 7.23-96 «Издания информационные. Структура и оформление». Реферативный журнал (РЖ) как специфический вид издания в системе научно-вспомогательной библиографии. ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования», его значение для научно-вспомогательной библиографии. Система обзорных изданий научно-вспомогательной библиографии. Издания экспресс-информации.

Типологические особенности библиографических изданий Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН), ВИНИТИ, Информпечати и др.

Научно-вспомогательная библиография и новые виды информационного обслуживания специалистов науки, искусства, культуры: сигнальная информация, машинные указатели, система избирательного распространения информация (ИРИ), автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС), базы данных, банки знаний и т.д. Разработка вопросов истории, теории и методики научно-вспомогательной библиографии на современном этапе.

4.2.6.3. Рекомендательная библиография в Российской Федерации

Система рекомендательной библиографии на современном этапе, ее назначение, структура, характеристика основных центров. Комплексность и избирательность как важнейшие принципы рекомендательной библиографии в руководстве чтением и использовании документов и изданий. Роль рекомендательной библиографии в системе самообразования, в комплектовании фондов библиотек и книжных магазинов, в информационном обслуживании массового читателя. Особенности развития рекомендательной библиографии для специалистов.

Деятельность Российской государственной библиотеки как научного, методического и издательского центра рекомендательной библиографии.

Характеристика основных библиографических пособий, подготавливаемых и издаваемых органами рекомендательной библиографии: беседы о книгах, типовой каталог библиотеки, календарь знаменательных и памятных дат, семинарий, круг чтения, план или программа чтения, библиографический плакат и др. Используемые методы, особенности библиографической записи, библиографической группировки, аппарата. Современные серийные издания рекомендательной библиографии, их типологические особенности.

Рекомендательная библиография в массовой и специальной периодике, в критико-библиографических журналах и газетах («Книжное обозрение» и др.).

4.2.6.4. Библиография библиографии в Российской Федерации

Система библиографии библиографии (библиографии второй степени), ее назначение, структура, характеристика основных центров на современном этапе.

Российская национальная библиотека (раннее - Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина) как ведущий методический, координационный и издательский центр в области отечественной библиографии библиографии. Библиография второй степени в республиках в составе Российской Федерации. Специальная и отраслевая библиографии библиографии. Перспективы формирования научно-вспомогательной и рекомендательной библиографии второй степени.

Основные издания библиографии второй степени, их типологические характеристики и особенности использования. Издания текущей библиографии библиографии - ежегодник Российской книжной палаты «Библиография российской библиографии». Издания ретроспективной библиографии библиографии - «Библиографии русской библиографии» Б.С. Боднарского, «Синхронистические таблицы» Н.В. Здобнова, «Общие библиографии русских книг гражданской печати», «Библиография краеведческой библиографии РСФСР», «Русские биографические и библиографические словари» И.М. Кауфмана, обзор «Рекомендательная библиография - твой помощник» Э.Э. Найдич, библиографические указатели второй степени А.Г. Фомина, И.К. Кирпичевой и др.

Издания библиографии второй степени периодической печати: «Общие библиографии русских периодических изданий» М.В. Машковой и М.В. Сокуровой, «Русская периодическая печать» Н.Ф. Андреевой и М.В. Машковой, «Указатели содержания русских журналов и продолжающихся изданий, 1755-1970 гг.» Ю.И. Масанова, Н.В. Ниткиной, З.В. Титовой, «Русская периодическая печать: Указатель содержания, 1728 - 1995» Н.В. Ниткиной и др.

Первые опыты подготовки и издания библиографии третьей степени - работы Б.Л. Канделя. Современные задачи научной разработки истории, теории и методики библиографии библиографии (библиографии второй степени).

4.2.7. Составление библиографических пособий

Основные этапы составления библиографического пособия и их особенности. Обязательное использование действующих библиографических ГОСТов системы СИБИД. Выбор темы и определение типа пособия, разработка его проспекта. Поиск и отбор произведений печати.

Особенности библиографирования и библиографической записи в зависимости от типа пособия. Библиографическое описание как способ идентификации данного издания (документа) среди других и источник его основных типологических характеристик. Зависимость библиографического описания от типа библиографируемого первоисточника и составляемого библиографического пособия.

Аннотирование как способ идентификации содержания, определения основной или интересующей данного читателя проблематики издания (документа). Виды аннотаций и особенности их составления. Объем, содержание, структура и литературная форма аннотации в зависимости от типа аннотируемого первоисточника и составляемого библиографического пособия. Проблема оценки в аннотации. Методические элементы аннотации. Особенности составления сводной (групповой) аннотации.

Реферирование как способ отражения новой, ценной и полезной информации, содержащейся в данном издании (документе). Виды рефератов и особенности их составления. Объем, содержание, структура и литературная форма реферата в зависимости от типа реферируемого первоисточника и составляемого библиографического пособия. Проблема оценки в реферате. Особенности составления сводного (обзорного) реферата.

Обозрение (составление обзора) как способ получения информации о состоянии, основных тенденциях развития и возможных путях решения данной проблемы на основе логической (мыслительной) переработки содержания определенного множества изданий и документов. Виды библиографических обзоров, основные этапы и требования к их составлению. Особенности структуры и литературного оформления.

Библиографическая группировка. Различные способы группировки в зависимости от типа составляемого библиографического пособия. Педагогическая роль группировки в рекомендательном библиографическом пособии.

Разработка аппарата пособия. Особенности структуры аппарата в зависимости от типа составляемого библиографического пособия. Назначение и основные требования к составлению предисловия, вступительной статьи. Основные требования к составлению вспомогательных указателей различных видов.

Подготовка пособия к печати. Особенности редактирования в единстве научных, литературных, библиографических и технических требований. Специфика библиографического редактирования, полиграфического воспроизведения.

Автоматизация процессов составления библиографических пособий на современном этапе. Особенности подготовки библиографических записей и библиографических пособий для современных автоматизированных информационно-поисковых систем, баз данных, банков знаний, экспертных систем.

4.2.8. Библиографический поиск

Библиографический поиск - специфический процесс и вид библиографической деятельности. Библиографическая эвристика как система знаний об истории, теории и методике библиографического поиска. Развитие библиографической эвристики в трудах Н.Ю. Ульянинского, А.Г. Фомина, Н.В. Здобнова, Е.И. Шамурина, П.Н. Беркова. Классификация библиографического поискано наиболее существенным его характеристикам: целевое и читательское назначение, предмет (содержание), метод, жанр или вид издания, время, пространство, полнота, интенсивность и т.д.

Основные методы библиографического поиска: интуитивный, «рецептурный»(типологический), «сплошной» и «выборочный», индуктивный и дедуктивный, поиск по библиографическим ссылкам, путем восхождения от абстрактного к конкретному и др. Основные задачи и виды библиографического поиска. Библиографический, документальный и фактографический поиск, их особенности, взаимосвязь и типовые задачи. Основные этапы библиографического поиска (определение задачи, разработка программы ее решения, реализация программы, представление результатов) и влияние объективных и субъективных факторов. Особенности библиографической записи и библиографической систематизации в процессе библиографического поиска, его информационное обеспечение.

Использование в практике библиографического поиска современных автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС).

4.2.9. Библиографическая систематизация

Систематизация как метод познания и практики библиографической деятельности. Библиографические записи, документы и издания как объекты библиографической систематизации. Основные виды библиографической систематизации и особенности их использования: библиографическая классификация, библиографическая предметизация, библиографическая группировка.

Основные этапы и тенденции развития библиографической систематизации. Развитие теории и практики библиографической классификации на современном этапе.

Характеристика важнейших зарубежных библиографических классификаций. «Универсальная десятичная классификация» (УДК), принципы и структура построения, особенности использования в России. «Классификация двоеточием» Ш. Ранганатана, особенности ее фасетного принципа. Важнейшие отечественные библиографические классификации. «Библиотечно-библиографическая классификация» (ББК) - принципы и структура построения, особенности использования.

Библиографическая систематизация и задачи автоматизации библиографической деятельности. Информационно-поисковые языки (ИПЯ). Международные нумерационные системы: Международный стандартный книжный номер, Международный стандартный номер сериальных изданий, Международный стандартный номер музыкальных изданий. Проблема создания единой библиографической классификации.

4.2.10. Библиографическое обслуживание

Библиографическое обслуживание как специфический процесс и вид библиографической деятельности. Основные виды библиографического обслуживания. Особенности библиографических методов и жанров библиографической записи, пособий в процессе библиографического обслуживания.

Библиографическое обслуживание и библиографическая реклама.

Формирование рабочего (служебного) библиографического аппарата и фонда как необходимое условие эффективного и качественного библиографического обслуживания: каталоги и картотеки, машинные указатели и базы данных, фонд выполненных справок, фонд библиографических изданий.

Особенности справочно-библиографического обслуживания. Типы справок и методика их составления.

Особенности библиографического информирования (сигнальное, оценочное и рекомендательное). Основные формы библиографического информирования: информационные бюллетени, списки и картотеки, листовки и плакаты, публикации в периодической печати, радио- и телепередачи, книжные выставки и витрины, обзоры литературы, дни информации и т.п. Массовое, специальное и индивидуальное библиографическое информирование. Особенности рекомендательно-библиографического обслуживания.

Особенности библиографической рекламы и пропаганды. Пропаганда книги и пропаганда библиографических знаний. Университеты и клубы любителей книги. Организация и основные требования к изучению потребностей в библиографической информации, изданиях и документах.

Технические средства, используемые в процессе библиографического обслуживания: автоматизированная система избирательного распространения информации (ИРИ), автоматизированная справочно-информационная система по науке и технике (АССИСТЕНТ) и др. Особенности их внедрения и использования.

4.2.11. Национальная библиография. Основные понятия и тенденции развития

Понятия «национальная печать» и «национальная библиография». История формирования определения термина «национальная библиография». Определения Ш. Ланглуа, К.Р. Симона и Л.Х. Линдера. Основные принципы отбора документов для организации национального библиографического учета. Взаимосвязь национальной и государственной библиографии. Ретроспективная, текущая и перспективная национальная библиография. Закон об обязательном экземпляре как основа текущего национального библиографического учета. Основные признаки текущей национальной библиографии.

Современные проблемы национальной библиографии. Принципы организации и история программы УБУ (Универсальный библиографический учет). Стандартизация библиографической методики. Международная стандартная нумерация книг, сериальных и музыкальных изданий, ее значение. Программа UBCIM (Универсальный библиографический учет и международный MARC) - новый этап в развитии национальной библиографии. Место текущей национальной библиографии в национальной системе библиографической информации. Проблемы национальных информационных систем. Решения Международного конгресса по национальной библиографии (Париж, 1977) - важный этап в развитии национальной библиографии.

4.2.12. Национальная библиография в зарубежных странах

4.2.12.1. Национальная библиография в странах Западной Европы и Северной Америки

Общее состояние национальной библиографии Великобритании. Прогресс ее в связи с перестройкой библиотечной системы и созданием Британской библиотеки. Анализ «Британской национальной библиографии» и библиографических изданий книгоиздательской фирмы Whitaker Sons Ltd. Автоматизация национального библиографического учета.

Национальная библиография США. Ее книготорговый характер. Деятельность Библиотеки Конгресса США. Анализ библиографических изданий издательских фирм R.R. Bowker Co., H.Willson Company.

Национальная библиография Франции. Место в ней книготорговой библиографической информации. Автоматизация национальной библиографии. Анализ «Библиографии Франции» и ее публикация на страницах издаваемого французским Объединением книготорговцев журнала «Livres Hebdo».

Особенности развития немецкой национальной библиографии, современное состояние национального библиографического учета и создание единого общегерманского национального библиографического агентства. Перспективы развития немецкой национальной библиографии в связи с объединением немецких государств.

Особенности возникновения и развития национальной библиографии в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Закономерности и основные направления формирования принципов текущего библиографического учета.

4.2.12.2. Национальная библиография в странах Центральной и Восточной Европы

История развития национальной библиографии в странах Центральной и Восточной Европы. Конец XIX - начало XX века - период зарождения национального библиографического учета. Основные направления и особенности развития национального библиографического учета в период социалистического развития. Высокий теоретико-методологический уровень и государственный характер национальной библиографии - главные итоговые особенности этого периода.

Общая характеристика национальной библиографии Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехии, Словакии, Республики Югославии, Сербии Хорватии, Польши. Особенности развития и современного состояния национальной библиографии этих стран.

4.2.13. Всемирная библиография

Понятия «всемирная библиография» и «международная библиография». История создания библиографических указателей со всемирным охватом документов. Зарождение международного сотрудничества в области библиографии (конец XIX - начало XX в.) в связи с появлением национальных библиотечно-библиографических обществ и интернационализацией науки. Основные этапы развития международного библиографического сотрудничества. Роль Международной организации по вопросам науки, культуры, просвещения при Организации Объединенных Наций (ЮНЕСКО), Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Международной федерации по документации (ФИД), Международной организации по стандартизации (ИСО) и других международных неправительственных организаций в решении проблем международного библиографического сотрудничества.

Универсальный библиографический учет (УБУ) - первая международная библиографическая программа. Современный этап ее реализации, связанный с объединением с международной программой MARC (Машиночитаемая каталогизация). Научно-техническая революция и создание всемирной системы информации ЮНИСИСТ (Всемирная система научной и технической информации) и необходимость разработки концепции программы НАТИС (Национальные информационные системы). Международная программа CIP (Каталогизация в издании) как основа создания международного банка данных перспективной библиографической информации.

Международное библиографическое сотрудничество стран Центральной и Восточной Европы в период социалистического строительства. Создание МСНТИ (Международная система научно-технической информации) и МЦНТИ (Международный центр научно-технической информации).

Всемирные указатели книг. Использование печатных каталогов крупнейших библиотек Великобритании, США, Франции и Германии. Всемирные библиографические указатели периодических изданий. Создание в Париже Международного центра автоматизированной системы сериальных изданий. Международный библиографический учет журнальных изданий. Всемирная библиография библиографии.

4.2.14. Иностранные справочные издания

Национальные универсальные энциклопедии и их место в системе справочных изданий зарубежных стран. Национальные энциклопедические издания как отражение интеллектуального уровня развития нации.

«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» Дидро и Д'Аламбера как первая национальная универсальная энциклопедия. Основные энциклопедические издания Великобритании, Франции, США, Италии, Германии, Канады. История и традиции их издания. Современный этап в подготовке энциклопедических изданий, связанный с созданием электронных версий.

Энциклопедические издания стран Центральной и Восточной Европы. Исторические особенности и основные тенденции их подготовки и выпуска.

Значение биобиблиографических изданий и их место в системе справочных изданий. Ретроспективные и текущие биобиблиографические издания. Биобиблиографические издания типа «Who is Who» как основная разновидность текущих биобиблиографических справочников. Особенности их формирования и структура. Характеристика основных национальных биобиблиографических изданий Великобритании, США, Франции, Германии, Канады, Италии и Испании. Методика их использования в справочной работе.

4.2.15. Издательская и книготорговая библиография в зарубежных странах

4.2.15.1. Издательская и книготорговая библиография в странах Центральной и Восточной Европы

Общая характеристика издательской и книготорговой библиографии в странах Центральной и Восточной Европы на современном этапе. Период социалистического строительства - важный этап в формировании и развитии системы издательской и книготорговой библиографической информации этих стран, ее положительные черты.

Характеристика системы издательской и книготорговой библиографии Болгарии, Венгрии, Восточных земель Германии, Польши, Румынии, Чехии, Словакии, Югославии. Вопросы теории издательской и книготорговой библиографии в работах болгарских, польских и немецких авторов. Проблемы современного этапа.

4.2.15.2. Издательская и книготорговая библиография в странах Западной Европы и Северной Америки

Общая характеристика современной издательской и книготорговой библиографии в развитых капиталистических странах. Классификация издательских и книготорговых библиографических пособий зарубежных фирм. Товарно-тематический признак как один из видообразующих факторов классификации библиографических пособий. Два уровня отражения книготоргового ассортимента: общенациональный и фирменный.

Издательская и книготорговая библиография США. Система библиографических пособий фирмы «R. Bowker Co.» и ее общенациональное значение. Издательская и книготорговая библиография Великобритании и деятельность фирмы «Whitaker Sons Ltd». Издательская и книготорговая библиография Франции и Германии. Использование вычислительной техники для подготовки и выпуска пособий и создание национальных баз данных издательской и книготорговой библиографической информации.

Общая характеристика издательской и книготорговой библиографии в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Анализ издательских и книготорговых библиографических пособий.

4.2.16. Библиографическое обслуживание на международных книжных выставках-ярмарках

История проведения книжных ярмарок в средневековой Европе и возникновение первых международных ярмарочных центров. Международные книжные выставки-ярмарки как важная и развивающаяся форма международного сотрудничества в области книгоиздания и книгораспространения. Организация деятельности информационных центров и создание ярмарочных библиографических пособий. Библиографические пособия участников выставок-ярмарок, особенности их оформления.

4.2.17. Заключение

Краткий обзор изученного материала. Возможности использования материала курса «Библиография» при изучении других специальных дисциплин. Проблемные и нерешенные вопросы современного библиографоведения: создание научной истории отечественной библиографии, разработка методологических проблем современной библиографии, библиографоведение в системе наук о социальной коммуникации (информации) и книговедения, изучение и практическое использование опыта библиографической деятельности зарубежных стран, разработка единой библиографической классификации, создание репертуара русской книги и репертуаров других народов Российской Федерации, усовершенствование и унификация библиографической терминологии, внедрение электронной технологии, повышение качества подготовки специалистов в области библиографии. Перспективы развития библиографии в современном мире. Современные проблемы и направления изучения истории мировой библиографии. Формирование единого международного информационного пространства на современном этапе.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. Взамен ГОСТ 7.0-84; Введ. 01.07.2000. - Минск, 1999. - 23 с.

ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. Взамен ГОСТ 7.1-76; Введ. 01.01.86. - М, 1984. - 77 с.

Изменение № 1 к ГОСТ 7.1-84; Введ. 01.07.2000. - М., 2000. - 4 с.

ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок: Общие требования и правила составления; Введ. впервые 01.07.01. - Минск, 2000. - 8 с.

ГОСТ 7.61-96. Издания. Государственные (национальные) библиографические указатели. Общие требования; Введ. 1998. - М., 1997. - 19 с.

ГОСТ 7.23-96. Издания информационные. Структура и оформление. Взамен ГОСТ 7.23-80; Введ. 01.01.98. - М., 1997. - 11 с.

ГОСТ 7.78-99. Издания. Вспомогательные указатели; Введ. впервые. Введ. 01.07.2000. - Минск, 1999. - 13 с.

Стандарты по издательскому делу. - М., 1998. - 376 с.

Гречихин А.А. Общая библиография: Учебник для вузов. - М., 2000. - 588 с.

Грузинова Л.Б. Иностранная библиография: Конспект лекций. - М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1995. - 64 с.

Грузинова Л.Б. Иностранная библиография: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1997. - 164 с.

Семеновкер Б.А. Библиографические памятники Византии. - М.: Археогр. центр, 1995. - 222 с.

Дополнительная литература

Гречихин А.А. Библиографоведение: Учеб. пособие. М.: Изд-во МПИ, 1988. - 93 с.

Гречихин А.А. Общая библиография: Теоретико-методологические основы: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МПИ, 1990. - 108 с.

Гречихин А.А. Библиографическая эвристика: История, теория и методика информационного поиска: Конспект лекций. - М.: Изд-во МПИ, 1984. - 48 с.

Гречихин А.А., Здоров И.Г. Информационные издания: Типология и основные особенности подготовки. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книга, 1988. - 272 с.

Здобнов Н.В. История русской библиографии до начала XX в. - 3-е изд. - М.: Госкультпросветиздат, 1955. - 607 с.

Коршунов О.П. Библиографоведение: Общий курс: Учебник для вузов. - М.: Кн.палата, 1990. - 232 с.

Машкова М.В. История русской библиографии начала XX в. (до октября 1917 г.). - М.: Книга, 1969. - 492 с.

Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. - М., 1998. - 472 с.

Книга: Энциклопедия. - М., 1998. - 800 с.

Рейсер М.А. Хрестоматия по истории русской библиографии с XI в. по 1917 г. - М., 1956. - 447 с.

Историко-библиографические исследования / Рос. нац. б-ка. - СПб., 1990-... - Вып. 1.

Библиография: Профессиональный журнал. - М., 1929-.

Мир библиографии: Научно-практ. професс. издание. - М., 1998-.

Веревкина А.Н. Пути развития биобиблиографической информации //Библиотековедение и библиогр. за рубежом. 1989. - Сб. 121. - С. 37-55.

Семеновкер Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных дисков //Библиогр. - 1994. - № 1. - С. 11-14.

Семеновкер Б.А., Муратов A.M. Национальная или государственная? //Сов. библиогр. - 1990. - № 4. - С. 33-38.

Симон К.Р. История иностранной библиографии. - М.: Изд-во Всесоюз. кн. палаты, 1963. - 763 с.

Сухоруков К.М. Издания фирмы R.R. Bowker и информационное обеспечение книжного дела //Науч.-техн. достижения и перед. опыт в обл. изд. дела, полиграф. пром-ти и кн. торговли /Информпечать. - 1991. - Вып.5. - С. 7-15.

Шомракова И.А. Книжное дело в развивающихся странах Африки: Учеб.пособие. - СПб.: Гос. ин-т культуры, 1991. - 79 с.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Автоматизированные информационные программы подготовки государственных библиографических указателей Российской книжной палаты («Национальная библиография России «на CD-ROM).

2. Электронные базы библиографических данных в ИНТЕРНЕТе (национальной и книготорговой библиографии).

3. Зарубежные энциклопедические издания на CD-ROM.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021500 - Издательское дело и редактирование.

© Центр дистанционного образования МГУП