Московский государственный университет печати



         

Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин

Для специальности 021500 - Издательское дело и редактирование



Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

История зарубежной литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и вид занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Античная литература

•  

4.2.2. Литература средних веков

•  

4.2.3. Литература эпохи Возрождения

•  

4.2.4 Литература XVII в.

•  

4.2.5. Литература эпохи Просвещения

•  

4.2.6. Литература XIX в.

•  

4.2.7. Литература XX в.

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

История отечественной литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Древнерусская литература

•  

4.2.2. Литература XVIII века

•  

4.2.3.Литература первой трети XIX века

•  

4.2.4. Литературное движение второй трети XIX века

•  

4.2.5. Литература последней трети XIX века

•  

4.2.6. Литература «серебряного века»

•  

4.2.7. Литература 1920-х годов

•  

4.2.8. Литература 1930-х годов

•  

4.2.9. Литература 1940-х - начала 1950-х годов

•  

4.2.10. Современная литература

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1.Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современный литературный процесс

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Литературный процесс как теоретико-литературное понятие

•  

4.2.2. Социокультурная ситуация новейшего времени и литература

•  

4.2.3. Традиции реализма и их преломление в современной литературе

•  

4.2.4. Постмодернизм в современном литературном процессе

•  

4.2.5. Смыслообразующие тенденции в современной поэзии

•  

4.2.6. История Германии в настоящем времени

•  

4.2.7. Постэкзистенциалистский французский роман

•  

4.2.8. Модель мира в творчестве австрийских и швейцарских писателей

•  

4.2.9. Вариативность личности в прозе и драматургии швейцарских писателей

•  

4.2.10. Английская литература в поисках нового героя

•  

4.2.11. Элитарная и массовая американская литература

•  

4.2.12. Магический реализм латиноамериканского романа

•  

4.2.13. Философская притча в японской прозе

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современный русский язык

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

1.1.Цель преподавания дисциплины

•  

1.2.Задачи изучения дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

2.1.Требования к знаниям и умениям

•  

2.2. Дисциплины, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины «Современный русский язык».

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Лексика, фразеология и лексикография

•  

4.2.3. Фонетика и фонология

•  

4.2.4. Орфоэпия

•  

4.2.5. Графика и орфография

•  

4.2.6. Морфемика и словообразование

•  

4.2.6.2. Словообразование

•  

4.2.7. Морфология

•  

4.2.8. Синтаксис и пунктуация

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

Лексика и фразеология. Лексикография

•  

Словари

•  

Фонетика и фонология. Орфоэпия

•  

Графика и орфография

•  

Словообразование

•  

Морфология

•  

Синтаксис

•  

Пунктуация

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Практическая и функциональная стилистка русского языка

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Практическая стилистика русского языка

•  

4.2.2. Функциональная стилистика русского языка

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1 Рекомендуемая литература

•  

Практическая стилистика русского языка

•  

Функциональная стилистика русского языка

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

6.3. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по дисциплине «Функциональная стилистика русского языка»

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Практическая стилистика русского языка

•  

Функциональная стилистика русского языка

•  

Активные процессы в современном русском языке

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Принципы социологического изучения языка

•  

4.2.3. Изменение статуса литературного языка

•  

4.2.4. Внутренние законы развития языка

•  

4.2.5. Вариантность языкового знака

•  

4.2.6. Понятие языковой нормы

•  

4.2.7. Изменения в русском произношении и ударении

•  

4.2.8. Активные процессы в лексике и фразеологии

•  

4.2.9. Основные тенденции в словообразовательной системе русского языка

•  

4.2.10. Основные тенденции в морфологии

•  

4.2.11. Основные тенденции в синтаксическом строе

•  

4.2.12. Взаимодействие речи разговорной и книжной, устной и письменной

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

История книжного дела

•  

1. Цели и задачи учебной дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Методологические основы изучения истории книжного дела

•  

4.2.2. Книжное дело в Древнем мире и в средние века

•  

4.2.3. Книжное дело в первые века книгопечатания

•  

4.2.4. Книжное дело в период технической революции в книгопечатании в XVIII в.

•  

4.2.5. Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX в.

•  

4.2.6. Книжное дело за рубежом в XX в.

•  

4.2.7. Книжное дело в Древней Руси

•  

4.2.8. Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XIV в.

•  

4.2.9. Книжное дело в России в XVII в.

•  

4.2.10. Книжное дело в России в первой половине XVIII в.

•  

4.2.11. Книжное дело в России во второй половине XVIII в.

•  

4.2.12. Книжное дело в России в первой половине XIX в.

•  

4.2.13. Книжное дело во второй половине XIX - начале XX в.

•  

4.2.14. Книжное дело в первые годы советской власти

•  

4.2.15. Книжное дело советской России в годы нэпа

•  

4.2.16. Книжное дело СССР в 1930-1940-х гг.

•  

4.2.17. Отечественное книжное дело во второй половине XX в.

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1.Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Библиография

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания

•  

3. Объем дисциплины (раздела) и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Библиографоведение как наука

•  

4.2.3. Система современной библиографии как деятельности

•  

4.2.4. Библиографическая запись и система библиографических пособий

•  

4.2.5. История библиографии в России

•  

4.2.6. Современное состояние библиографии в Российской Федерации

•  

4.2.6.2. Научно-вспомогательная библиография в Российской Федерации

•  

4.2.7. Составление библиографических пособий

•  

4.2.8. Библиографический поиск

•  

4.2.9. Библиографическая систематизация

•  

4.2.10. Библиографическое обслуживание

•  

4.2.11. Национальная библиография. Основные понятия и тенденции развития

•  

4.2.12. Национальная библиография в зарубежных странах

•  

4.2.13. Всемирная библиография

•  

4.2.14. Иностранные справочные издания

•  

4.2.15. Издательская и книготорговая библиография в зарубежных странах

•  

4.2.16. Библиографическое обслуживание на международных книжных выставках-ярмарках

•  

4.2.17. Заключение

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Книговедение

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Книга, книжное дело, книжное издание

•  

4.2.2. Система книговедческого знания

•  

4.2.3. Общие принципы типологии книжных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современное отечественное и зарубежное издательское дело

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение в дисциплину. Источники изучения

•  

4.2.2. Книгоиздание в системе современного книжного дела

•  

4.2.3. Масштабы современного мирового книгоиздания

•  

4.2.4. Демократизация издательской деятельности в России

•  

4.2.5. Нормативно-правовая база издательского дела в современной России

•  

4.2.6. Современная издательская система России

•  

4.2.7. Издательство и государство

•  

4.2.8. Редактор в современном издательстве

•  

4.2.9. Современное состояние издательского дела за рубежом

•  

4.2.10. Развитие международного сотрудничества в книжном деле

•  

4.2.11. Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

•  

Стандарты в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие, сущность и роль стандартизации

•  

4.2.2. Системы международных и национальных стандартов

•  

4.2.3. Российская государственная система стандартизации: категории нормативно-технических документов

•  

4.2.4. Процедура разработки и утверждения стандартов. Контроль соблюдения стандартов

•  

4.2.5. Направления стандартизации в книжном деле

•  

4.2.6. Международное сотрудничество в области стандартизации

•  

4.2.7. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД)

•  

4.2.8. Международная стандартная нумерация книг (ISBN)

•  

4.2.9. Другие международные стандарты нумерации изданий

•  

4.2.10. Отраслевой формат «Юнимарк-торговля»

•  

4.2.11. Универсальная десятичная классификация (УДК) как основной информационно-поисковый язык (ИПЯ) отрасли

•  

4.2.12. Проблемы и перспективы стандартизации в книжном деле

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Социология и психология чтения

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий дисциплины

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Методологические основы психологии и социологии чтения

•  

4.2.2. История развития психологии и социологии чтения в России

•  

4.2.3. Психологические аспекты процессов чтения

•  

4.2.4. Социально-психологические характеристики читателя

•  

4.2.5. Социологические исследования читательской аудитории

•  

4.2.6. Социологические и психологические особенности книги.

•  

4.2.7. Социально-психологические аспекты деятельности издательства

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2.. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Редактирование. Общий курс

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1.. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Зарождение редактирования

•  

4.2.3. Редакторские начала в издательской деятельности РоссииVII века

•  

4.2.4. Развитие редактирования в издательской практике РоссииVIII века

•  

4.2.5. Редакторская деятельность в издательском деле России первой трети XIX века

•  

4.2.6. Формирование принципов редактирования в издательской практике России 40-50-х годов XIX века

•  

4.2.7. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века

•  

4.2.8. Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-годов XIX века

•  

4.2.9. Особенности развития редакторской школы в начале XX века (1900-1917)

•  

4.2.10. Редакторский опыт в советский период

•  

4.2.11. Редакторская деятельность в современных условиях

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Технология редакционно-издательского процесса

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Технология редакционно-издательского процесса как учебная дисциплина

•  

4.2.2. Состав и организационно-методические основы построенияИП

•  

4.2.3. Подготовительный этап РИП

•  

4.2.4. Авторский оригинал произведения

•  

4.2.5. Редакционная обработка авторского оригинала произведения

•  

4.2.6. Редакторская подготовка аппарата издания

•  

4.2.7. Производственный этап редакционно-издательского процесса. Подготовка издательского оригинала

•  

4.2.8. Корректура в редакционно-издательском процессе

•  

4.2.9. Заключительный этап редакционно-издательского процесса

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7.Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Правовые основы книжного дела

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Предмет и задачи курса

•  

4.2.2. Право в системе социального регулирования

•  

4.2.3. Правонарушения и юридическая ответственность

•  

4.2.4. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций

•  

4.2.5. Основы обязательственного права

•  

4.2.6. Отношения коммерческих организаций с гражданами

•  

4.2.7. Налоговая система РФ

•  

4.2.8. Налоговый кодекс РФ

•  

4.2.9. Органы налогового контроля

•  

4.2.10. Налоговое планирование

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Предпринимательство в книжном деле

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Экономические и политические факторы влияния на предпринимательство. Роль государства

•  

4.2.2. Формы собственности предприятий. Малый бизнес, его особенности в книжном деле. Экономическая роль малого бизнеса

•  

4.2.3. Субъект предпринимательской деятельности - ключевая фигура в бизнесе. Личностные и профессиональные качества предпринимателя, их развитие

•  

4.2.4. Условия организации и развития предпринимательства в книжном деле

•  

4.2.5. Организация хозяйственных связей. Договорные отношения в книжном деле. Особенности коммерческой работы при совершении экспортно-импортных операций

•  

4.2.6. Защита от риска. Страхование, виды страхования бизнеса

•  

4.2.7. Бизнес-планирование. Основные разделы бизнес-плана, их разработка

•  

4.2.8. Факторы, определяющие типы и виды издательско-книготорговых предприятий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Менеджмент в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность менеджмента в книжном деле. Цели и задачи менеджмента. Эволюция теории менеджмента в России и за рубежом

•  

4.2.2. Менеджер и его роль в книжном деле. Требования, предъявляемые к менеджеру

•  

4.2.3. Предприятие как субъект управления. Виды и объекты управленческой деятельности

•  

4.2.4. Системный подход к организации управления

•  

4.2.5. Основные функции управления в книжном деле: планирование, организация, мотивация, контроль

•  

4.2.6. Информационное обеспечение управления предприятием

•  

4.2.7. Менеджмент в книжном деле: внутренняя и внешняя среда менеджмента

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная и дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Маркетинг в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность маркетинга

•  

4.2.2. Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинговой деятельности

•  

4.2.3. Товарная политика в книжном маркетинге

•  

4.2.4 Ценовая политика в книжном маркетинге

•  

4.2.5. Политика сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.6. Политика стимулирования сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.7 Маркетинговые исследования книжного рынка

•  

4.2.8. Управление маркетингом в издательском и книготорговом предприятии

•  

4.2.9. Зарубежный опыт

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Этика делового общения

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2.Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Основные понятия этики делового общения. Этикет, основы речевой этики

•  

4.2.2. Культура речи. Виды речи. Основы устного общения

•  

4.2.3. Публичная речь

•  

4.2.4. Деловая беседа. Деловые переговоры

•  

4.2.5. Композиция и стиль речи. Риторика

•  

4.2.6. Бизнес-язык. Формы делового общения

•  

4.2.7. Конфликты и пути их разрешения

•  

4.2.8. Деловая переписка

•  

4.2.9. Деловая этика в издательском деле

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Программные средства обработки информации

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисцплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов программы

•  

4.2.1. Общие сведения о программном обеспечении КИС

•  

4.2.2. Системное программное обеспечение КИС. Назначение системного программного обеспечения, его разновидности

•  

4.2.3. Сведения о языке и стандарте PostScript

•  

4.2.4. Типографика и КИС

•  

4.2.5. Программы обработки текстовой информации

•  

4.2.6. Программы обработки графической информации

•  

4.2.7. Программы объединения файлов

•  

4.2.8. Программы межплатформенного обмена

•  

4.2.9. Специальные программные средства КИС

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Информационные технологии в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Примерная тематика курсовых работ

•  

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

7.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Основы производственных процессов

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение. История развития отрасли

•  

4.2.2. Общие понятия о полиграфическом производстве

•  

4.2.3. Характеристика полиграфической продукции

•  

4.2.4. Допечатные процессы

•  

4.2.5. Печатные процессы

•  

4.2.6. Отделочные и брошюровочно-переплетные процессы (БПП)

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература:

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Современное отечественное и зарубежное издательское дело

Программу составил Б.В. Ленский, профессор, к. ф. н., МГУП

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины «Современное отечественное и зарубежное издательское дело» состоит в том, чтобы дать студенту представление о масштабах современного книгоиздания, динамике и тенденциях его развития, объемах издательской продукции, выпускаемых как в мире в целом, так и в отдельных странах, а также о видах и типах этой продукции. Дисциплина рассматривает книгоиздательское дело в системе книжного дела, характеризует структуру мировой книгоиздательской системы, распределение издательств по крупнейшим книгоиздающим странам различных континентов и регионов.

Задачами дисциплины являются:

    - формирование у студентов представления о структурах современных издательств и о месте редактора в издательском процессе;

    - обучение основным формам и методам оценки издательского потенциала отдельных стран и регионов с использованием статистических материалов и информации, публикуемой в периодической печати и других источниках;

    - дать необходимую сумму знаний об основных элементах маркетинга и менеджмента как механизмов современного издательского предпринимательства;

    - обучение формированию прогнозных данных на основе анализа динамики развития издательского дела в России и в мировых масштабах.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

После изучения курса «Современное отечественное и зарубежное издательское дело» студент должен знать:

    - о месте и роли книгоиздания в современном книжном деле;

    - о масштабах и структуре выпуска книг и брошюр в мире и в отдельных странах и регионах;

    - о мировой издательской системе;

    - о состоянии и тенденциях развития выпуска и распространения книг и брошюр с использованием новых информационных технологий;

    - о современных информационных системах в издательском деле.

В результате студент должен овладеть навыками:

    - краткосрочного и долгосрочного прогнозирования развития книгоиздания с учетом появления новых средств информации и массовой коммуникации, в том числе сетевых;

    - использования элементов маркетинга, менеджмента и других механизмов рыночного хозяйствования в целях получения эффективных результатов издательской предпринимательской деятельности.

С учетом получения перечисленных знаний студент должен уметь:

    - профессионально грамотно сформулировать основные положения издательской политики данной организации с учетом ее профиля и складывающейся конъюнктуры рынка;

    - разработать планы маркетинговой кампании в пределах выделенного бюджета;

    - пользоваться современными информационными системами типа «Books in print».

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 19

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины 150 7 8
Аудиторные занятия 75 7 8
Лекции 38 7 8
Практические занятия (ПЗ) 37 7 8
Семинары (С) и/или другие виды аудиторных занятий
Самостоятельная работа 75 7 8
Курсовой проект (работа)
Расчетно-графические работы
Реферат и/или другие виды самостоятельной работы
Вид итогового контроля: зачет 7
экзамен 8

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Таблица 20

4.1 Раздел дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

ЛР

1 Введение в дисциплину. Источники изучения *
2 Книгоиздание в системе современного книжного дела * *
3 Масштабы современного мирового книгоиздания * *
4 Демократизация издательской деятельности в России * *
5 Правовые основы издательского дела * *
6 Современная издательская система России * *
7 Издательство и государство * *
8 Редактор в современном издательстве * *
9 Современное состояние издательского дела за рубежом * *
10 Развитие международного сотрудничества в книжном деле * *
11 Перспективы развития издательского дела. Электронная книга * *

4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Введение в дисциплину. Источники изучения

Предмет курса «Современное отечественное и зарубежное издательское дело». Цели его изучения, в том числе усвоение теоретических знаний и выработка практических навыков и умений. Место изучаемой дисциплины в системе других дисциплин, формирующих профессиональные качества современного редактора-издателя, работающего в условиях научно-технической революции и рыночной экономики.

Структура курса и методика его изучения. Организация самостоятельной работы студентов. Учебно-методические пособия и литературные источники, обеспечивающие изучение дисциплины. Формы и методы контроля за работой студентов, изучающих данную дисциплину. Организация практических занятий и семинаров, включая посещение Российской книжной палаты, издательств, предприятий книжной торговли, библиотек, международных и национальных книжных ярмарок.

4.2.2. Книгоиздание в системе современного книжного дела

Современное книжное дело, его основные составные части: издательское дело, полиграфия, книжная торговля, библиография и библиотечное дело. Книгоиздание - ведущая, основная составная часть книжного дела. Органическое сочетание в издательском деле творческих задач, связанных с формированием направления деятельности, замыслом издания или серии изданий, подбором и работой с автором, созданием издательского оригинала и др., с одной стороны, и предпринимательской активности как основы стратегии книжного маркетинга, с другой. Усиление внимания издателей к вопросам экономики в условиях работы в рыночной ситуации. Издательский предпринимательский риск.

Взаимоотношения книгоиздания с другими субъектами книжного дела. Перенос значительного числа допечатных процессов из полиграфии в издательство. Усиление коммерческих начал в работе издательств по реализации выпускаемой продукции через различные каналы распространения. Повышение роли библиотек, в том числе школьных, как организованного рынка реализации издательской продукции. Библиография как информационная составляющая анализа и прогнозирования развития творческой и производственной деятельности издательств.

4.2.3. Масштабы современного мирового книгоиздания

Рост темпов книгопроизводства во второй половине XX века. Основные количественные показатели мирового книгоиздания: количество выпускаемых названий, распределение книжного выпуска по отдельным континентам и регионам, удельный вес отдельных регионов в мировом книжном производстве. Динамика процессов, происходящих в отдельных регионах и странах. Характеристика выпуска книжной продукции в расчете на 1 млн. жителей как показатель интеллектуального потенциала страны. Тираж выпускаемых в мире изданий (оценочные данные). Количество экземпляров, выпускаемых на душу населения, как один из показателей обеспеченности населения книжной продукцией.

Представление о массиве книжной продукции, находящемся в постоянной продаже. Коммерческие библиографические указатели «Books in print», их виды, разновидности и носители.

4.2.4. Демократизация издательской деятельности в России

Эволюция издательской системы России с конца XIX в. до 80-х годов XX в. Создание крупных акционерных компаний в книгоиздании как показатель капиталистического развития в этой отрасли накануне Первой мировой войны (А.С. Суворин, А.Ф. Маркс, М.О. Вольф, И.Д. Сытин и др.). Изменения в издательской системе в период «военного коммунизма» и НЭПа. Соотношение государственного и частного секторов.

Создание государственной централизованной системы издательств в 1930-х годах как части тоталитарной системы в целях усиления партийно-государственного контроля над идеологическим содержанием деятельности издательств. Характеристика системы накануне начала процессов демократизации (середина 80-х годов).

Комплекс мер по демократизации издательской деятельности в 1986-89 гг. Основополагающее значение решения Коллегии Госкомиздата СССР от 20 ноября 1986 г. «О расширении прав и самостоятельности издательств и совершенствовании тематического планирования». Другие документы, связанные с повышением роли редактора, созданием системы изучения спроса на книгу, развитием издания книг за счет автора и пр.

Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» (12 июня 1990 г.) и Закон РФ «О средствах массовой информации» (27 декабря 1991 г.). Основные положения законов: 1) печать свободна; 2) цензура отменяется; 3) учредителями издательств и других СМИ могут быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган; 4) закон носит не разрешительный, а регистрационный статус. Значение этих законов для демократического развития общества.

4.2.5. Нормативно-правовая база издательского дела в современной России

Характеристика основных законодательных актов в области издательского дела. Подзаконные акты, регулирующие правовые основы работы издательств в современных условиях. Постановление Совета Министров РСФСР «О регулировании издательской деятельности в РСФСР» от 17 апреля 1991 г. № 211 и «Временное положение об издательской деятельности в РСФСР». Дальнейшее развитие правового регулирования издательской деятельности в России в постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 8 июня 1993 г. № 542 «О внесении изменений в постановление Совета Министров РСФСР от 17.04.91 г. № 211 «О регулировании издательской деятельности в РСФСР».

Характеристика других законов, принятых в развитие основополагающих законодательных актов: Законы РФ «Об авторском праве и смежных правах», «Об обязательном экземпляре документов», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации» и др.

Постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные документы, направленные на развитие и поддержку книгоиздания. Объективная необходимость принятия специального Закона РФ «Об издательском деле в Российской Федерации» с целью обеспечения надежной правовой основы дальнейшего развития издательской системы страны, формирования института издательского права.

4.2.6. Современная издательская система России

Роль и значение закона РФ «О средствах массовой информации» для развития издательской системы России. Динамика роста издательских образований с 1991 г. Разнообразие масштабов деятельности вновь образованных структур, форм собственности, направлений творческого развития, характера коммерческой деятельности.

Количественные и качественные показатели издательской системы России, размещение издательств по территории страны, сравнительные данные по группам издательств. Переход от государственной системы к преимущественно негосударственной издательской системе.

Основные факторы формирования современной издательской системы в России: демократизация общественной жизни (свобода слова и печати), переход к рыночным методам хозяйствования, использование новых информационных технологий.

Характеристика крупнейших негосударственных издательств современной России.

4.2.7. Издательство и государство

Две противоположные тенденции во взаимоотношениях издателя с государством: с одной стороны, стремление издателя избавиться от зависимости от государства, с другой - нужда в государственной поддержке, в содействии в решении многих юридических, экономических и организационных вопросов. Среди них - законодательная деятельность в области авторского и издательского права, обеспечения свободы печати и беспрепятственного передвижения изданий. Флорентийское соглашение о беспошлинном ввозе книг и товаров для их изготовления. Совпадение интересов государства и издательства в случаях развития экспортной деятельности, пропаганды за рубежом достижений страны, распространения знаний о ее исторических особенностях и пр. Миссия государства по стимулированию чтения, изучения национального языка, по содействию развитию отдаленных территорий.

Замена государственного управления издательским делом деятельностью общественных организаций - ассоциаций, союзов, обществ и пр. Краткие сведения об организационной структуре и принципах работы Международной ассоциации издателей, национальных, региональных и профессиональных ассоциаций издателей, книготорговцев, полиграфистов, книголюбов.

4.2.8. Редактор в современном издательстве

Объективная закономерность возрастания роли редактора в условиях рыночной экономики. Редактор как основная фигура, формирующая творческую доминанту издательства, определяющая главные направления тематического планирования, перспективы развития редакционно-издательского процесса.

Редактор и автор. Основы творческих взаимоотношений. Редактор как генератор идей будущего издания, а нередко - и автор, реализующий собственный замысел.

Редактор в системе маркетинга. Знание рынка и использование его как основа творческой и организационной деятельности редактора.

Редактор - менеджер, руководитель и диспетчер всего процесса создания книги - от зарождения замысла будущего издания до момента встречи с читателем. «Истинный редактор - талант уникальный, совмещающий в себе особую склонность к деятельности одновременно руководителя и ассистента, референта и психотерапевта. Своеобразный «спарринг-партнер», мозг, представляющий собой как бы фантастический компьютер, на котором просчитывается прочность наших замыслов и выдаются четкие, далеко идущие прогнозы» (М. Захаров).

Редактор и компьютер. Перспективы использования современных информационных технологий в издательском деле.

4.2.9. Современное состояние издательского дела за рубежом

Общие показатели мирового книгопроизводства в 1950-2000 гг. Характеристика издательской деятельности отдельных книгоиздающих стран. Рейтинг европейских, североамериканских и азиатских стран по основным показателям книжного выпуска.

Мировая издательская система. Постоянный рост количества издательств в мире - закономерность конца XX в.

Особенности издательских систем в крупных книгоиздающих странах. Процессы концентрации производства в книжном деле. Развитие малого и среднего бизнеса, его влияние на увеличение выпуска продукции по отдельным предметным рубрикам.

Характеристика издательской продукции зарубежных издательств. Специфические проблемы развития книгоиздательской деятельности в развивающихся странах, особенно в странах Африки. Роль ЮНЕСКО в ликвидации неграмотности и создании издательской инфраструктуры в странах Африки, Азии, Латинской Америки.

4.2.10. Развитие международного сотрудничества в книжном деле

Традиции международного сотрудничества в книгообмене со времени изобретения книгопечатания. Основные формы сотрудничества в современных условиях: международная торговля книгами (объемы, основные географические направления, основные страны-экспортеры и импортеры); экспорт и импорт основных и субсидиарных прав, борьба с международным пиратством в области авторского права; экспорт и импорт издательских и полиграфических услуг; создание транснациональных компаний (Reed Elsevir, Bertelsmann и др.).

Международная стандартная нумерация книг (ISBN) и периодических изданий (ISSN) - основа дальнейшего международного сотрудничества с использованием современных средств коммуникации и переработки информации.

Роль международных выставок и ярмарок в укреплении сотрудничества издателей, полиграфистов и книгораспространителей. Ежегодная Франкфуртская книжная ярмарка - крупнейшая в мире. Место Московских международных ярмарок среди других мероприятий по сохранению и развитию единого книжного пространства стран СНГ.

4.2.11. Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

Статистические данные о развитии мирового книгоиздания и сопоставление их с прогнозами 60-х годов (Маклюэн и др.). Книга в современном мире и ее соотношение с другими формами информационного обслуживания. Союз электроники и книги как основа научно-технического прогресса в книжном деле. Расширение возможностей использования компьютерной техники для ускорения, улучшения и повышения эффективности выпуска и распространения книжных изданий.

Развитие новых форм книжных изданий с использованием электронных аналогов (комбинированные издания: книга - компакт-кассета, книга - видеофильм, книга - компакт-диск и пр.). Широкое применение CD-ROM для перевода объемных справочных изданий на новые формы носителей. Создание параллельных версий справочных изданий в форме книги компакт-дисков (например, «Букс ин принт», энциклопедия «Британика», база данных реферативного журнала «Кэмикл Эбстрактс» и пр.). Другие формы электронных изданий.

Перспективы длительного существования и успешного применения человеком книги в ее традиционных формах. Оценка прогнозов о будущем книги.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Авторское право и издатели в условиях рыночной экономики: Материалы международного семинара «Восток встречается с Западом». - Киев: Лыбедь, 1991.

2. Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс. - М: Мир книги, 1999.

3. Книга: Энциклопедия (статьи «Издательское дело» (с. 228-232), «Издательство»(с. 233), «Книжный маркетинг» (с. 329-330), «Россия» (с. 535-551) и др.). - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999.

4. Книжный маркетинг: руководство к действию: Сб. статей /Пер. с англ. Б.В. Ленского. - М.: Терра, 1996.

5. Кузьмин Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. - М.: Либерея, 1999.

6. Ленский Б.В. Книга и книжное дело на рубеже тысячелетий: Тез. докл. на VIII Междунар. науч. конф. по пробл. книговедения. - М., 23-24 апреля 1996 г. - М.: Рос. кн. палата, 1996.

7. Ленский Б.В. Россия в мировом книгоиздании /Книга: Исслед. и материалы: Сб. 72 (с. 5-31), 75 (с. 5-14), 77 (с. 40-59). - М.: Терра, 1996, 1998 и 1999.

8. Ленский Б.В. Место книги в современных информационных потоках //Науч. книга, 1999. - № 1-2. - с. 41-58.

9. Печать Российской Федерации в 1992-2000 гг.: Стат. сборники /Рос. кн. палата. - М.: Рос. кн. палата, 1993-2001.

10. Работа в новых условиях: Сб. документов и материалов. - М., 1998.

11. Стандарты по издательскому делу /Сост.: А.А. Джиго, С.Ю. Калинин. - М: Юристъ, 1998.

12. Энциклопедия книжного дела /Ю.Ф. Майсурадзе, А.Э. Мильчин, Э.П. Гаврилов и др. - М.: Юристъ, 1998.

Дополнительная литература

1. Издания. Термины и определения. Стандарт отрасли 20.130-97. - М.: Госкомпечать, 1997.

2. Издательства России: Справочник. - Вып. 4. - М.: ИМЦ «Альвис», 2001.

3. Книжная торговля: Справочник. - Вып. 3. - М.: Альвис: Манускрипт, 1999.

4. Книжный рынок России: анализ, проблемы, перспективы /Под ред. Б.В. Ленского. - М.: Информпечать, 1997.

5. Котлер Ф., Армстронг Г. и др. Основы маркетинга. Второе европейское издание. - М.; СПб.; Киев: Вильямс, 1998.

6. Марголин Е.М. Исследование отраслевого рынка. - Курган; Зауралье, 1999.

7. Указатель статей, опубликованных в 75 томах сборника «Книга. Исследования и материалы». - М.: Рос. кн. палата, 1999.

8. Научные и научно-практические журналы «Полиграфист и издатель», «Полиграфия», «Читающая Россия», «Витрина», «Книжное дело», «Книжный бизнес», «Компьюарт», «Компьюпринт», «Высшее образование в России», «Университетская книга», «Научно-техническая информация» (Сер. 1 «Организация и методика информационной работы», Сер. 2 «Информационные процессы и системы»), «Международный форум информации и документации».

9. Библиографические и реферативные издания «Новые книги», «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Книги Российской Федерации», «Books in print».

10. Реферативные журналы «Издательское дело и полиграфия», «Информатика».

11. Научно-технические и справочные информационные сборники «Издательское дело», «Полиграфическая промышленность», «Книжная торговля», «Библиотечное дело и библиография», «Маркетинг. Консалтинг. Аудит. Реклама. Информация. Издательское дело. Средства массовой информации».

12. Научные и научно-практические издания «Книга: Исследования и материалы», Сб. 1-78, «Редактор и книга», Вып. 1-12, «Проблемы школьного учебника», Вып. 1-9, «Издательское дело и редактирование. Теория. Методика. Практика», Вып. 1-4.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Автоматизированные информационные системы «Российская национальная библиография», «Книги в наличии и печати» («Books in Print»), «Авторитетные базы данных», справочники, словари, энциклопедии. Тестовые задания по курсу (в компьютерном варианте).

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Изучение дисциплины должно базироваться на использовании постоянно поступающих в Российскую книжную палату новых периодических и непериодических изданий, раскрывающих различные проблемы современного отечественного и зарубежного книгоиздательского дела. С учетом этого разрабатываются методические рекомендации, соответствующие современному уровню книговедческого знания.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021500 - Издательское дело и редактирование.

© Центр дистанционного образования МГУП