|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
•
Технология редакционно-издательского процесса
Программу составил В.И. Соловьев, профессор, к. ф. н., МГУП •
1.Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины является создание у студентов системных представлений о редакционно-издательском процессе как современной технологии подготовки книг к изданию, их выпуску и распространению; о деятельности редактора как организатора и руководителя данного процесса и непосредственного участника и исполнителя редактирования и формирования проекта издания. Задачей изучения дисциплины является приобретение студентами знаний в области теории и первичных навыков практической работы редактора. •
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студенты должны: - знать назначение, структуру, состав и содержание технологии редакционно-издательского процесса, отечественные и зарубежные научно-технические и технологические достижения в его области; порядок разработки планов издания литературы, сущность редакторского анализа и методы редакторской работы над авторским оригиналом и подготовки издательского оригинала на основе современных информационных технологий; формы и методы работы редактора на всех этапах редакционно-издательского процесса, начиная с изучения читательского спроса (потребностей) и завершая распространением издания; - уметь организовывать и осуществлять управление подготовкой издания к выпуску в свет и его распространением; непосредственно выполнять редакторские операции и действия на всех этапах редакционно-издательского процесса; - владеть навыками редакторского анализа, организационно-управленческой работы применительно к технологии редакционно-издательского процесса; методами редактирования авторского оригинала и подготовки издания к печати, выпуску в свет и его распространения; взаимодействия с авторами, рецензентами и специалистами, занятыми в редакционно-издательском процессе. •
3.Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 27 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
•
4.Содержание дисциплины
•
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
Таблица 28 4.1 Раздел дисциплины и виды занятий
•
4.2. Содержание разделов дисциплины
•
4.2.1. Технология редакционно-издательского процесса как учебная дисциплина
Понятие технологии как совокупности методов изготовления продукции, производственных процессов, научной и учебной дисциплин. Информационные технологии, их природа и сущность. Информационные технологии в издательском деле, этапы их эволюции. Редакционно-издательский процесс (РИП) как комплекс технологически связанных и взаимообусловленных операций и действий по подготовке издания к печати, выпуску в свет и распространению. Техническое оснащение современного РИП. Предмет, цели и задачи технологии редакционно-издательского процесса как учебной дисциплины, ее связь с другими учебными дисциплинами, знания которых необходимы для ее усвоения. Организация и методика учебных занятий и усвоения учебного материала, основные источники. •
4.2.2. Состав и организационно-методические основы построенияИП
Основные составляющие технологии РИП, ее объект и субъект, цель и продукт, средства и методы, построение. Системный характер РИП, его цель и продукт (книга) как системообразующие факторы. Ведущая роль редактора, слагаемые его деятельности. Редакторский анализ, его природа, сущность, связь с другими методами; понятие объекта редакторского анализа, его проявление на разных стадиях РИП. Особенности организации и построения РИП в зависимости от вида издательств и степени их компьютеризации. Воздействие электронной техники и информационных технологий на нормирование труда редакционных работников. Основные этапы РИП, их цели, задачи и составляющие; начало и окончание этапов. •
4.2.3. Подготовительный этап РИП
Информация, необходимая для достижения целей и задач подготовительного этапа, и ее источники. Использование локальных и глобальных информационных сетей, баз и банков данных издательств, книготоргов и др. Автоматизированная информационная система РИП и ее указатели об изданных книгах и книгах в печати. Маркетинг, его место и роль в подготовительном этапе РИП; редактор и маркетинг. Факторы, влияющие на читательские потребности и спрос. Исследование книжного рынка. Категории (группы) покупателей книг, прогнозирование их интересов; анализ причин, по которым читатели предпочитают определенную книгу. Работа по формированию спроса на книгу и книжного репертуара. Понятие редакционного (издательского) портфеля. Редакторская (издательская) идея (замысел) книги. Поиск нужной рукописи, заказ произведения автору. Понятие авторского замысла. Творческая заявка и проспект-план произведения, их назначение, содержание, оценка редактором. Согласовательная работа с автором. Тематическое планирование в современных условиях, варианты планов. Издательский авторский договор. Подготовка и выпуск аннотированных тематических планов и другая рекламная работа. •
4.2.4. Авторский оригинал произведения
Понятие авторского оригинала произведения, его виды, состав. Общие и особенные требования к оформлению оригиналов машинописных, исполненных на компьютере, от руки, предназначенных для переиздания произведений. Требования к оформлению изобразительного материала, формул, таблиц. Прием и рассмотрение авторского оригинала в издательстве: контроль числа представленных экземпляров, комплектности, оформления, объема. Редакторский анализ и оценка темы, уровня ее разработки, степени литературной отделки. Участники процесса оценки, роль редактора. Составление редакционного заключения, его назначение и отображаемые в нем решения. Рецензирование авторского оригинала. Задачи рецензирования и его сущность. Методика рецензирования, оформление рецензии. Издательское и внешнее (с привлечением сторонних специалистов) рецензирование. Работа с автором по результатам рецензирования. Принятие решения на редакционную обработку авторского оригинала. •
4.2.5. Редакционная обработка авторского оригинала произведения
Цель, задачи обработки, ее организация и последовательность. Методологические принципы и общая методика редактирования: учет типологических признаков издания и авторского замысла произведения, соблюдение взаимосвязей и взаимообусловленности содержания и формы, ориентирование на технологию производства книги, опора на концепцию издания; системный подход; соблюдение редакторской этики и условий исправления авторского оригинала. Разработка концепции издания. Работа над текстом: основные параметры текста. Традиционная классификация текстов. Понятие гипертекста. Приемы редакторского чтения текста. Оценка реализации авторского замысла. Работа редактора над содержанием. Фактический материал, его виды. Смысловой анализ текста, устранение логических ошибок. Работа над композицией. Рубрикация произведения. Анализ и оценка языково-стилистических средств. Виды правки и правила внесения исправлений. Применение компьютера в редакторской работе над текстом; использование фактографических баз данных, электронных библиотек, Интернет-технологий при редактировании фактического материала. Методика редактирования таблиц, формул, иллюстраций. Назначение таблиц, иллюстраций и формул. Виды таблиц. Работа над иллюстративным материалом. Основные требования к таблицам, формулам, иллюстрациям. Особенности подготовки и редактирования таблиц с использованием компьютера. Понятие о компьютерной обработке иллюстраций. •
4.2.6. Редакторская подготовка аппарата издания
Понятие аппарата издания, его назначение и состав. Выходные сведения, их назначение, состав, место расположения в издании и особенности оформления; роль редактора в их подготовке. Аннотация и реферат в изданиях, их назначение, связь с основным материалом издания и вводными тестами, место расположения. Предисловие и вступительная статья как вводные тексты, предваряющие основной материал издания. Послесловие. Их содержание, связь с основным текстом, назначение, авторы. Задачи редактора при подготовке предисловия, вступительной статьи, послесловия, аннотации и реферата. Библиографический аппарат издания, его назначение, состав, правила оформления и место расположения отдельных элементов. Правила библиографического описания - ГОСТ 7.1-84. Примечания и комментарии, их назначение и применение, место расположения. Различие между примечаниями и комментариями; виды комментариев и примечаний; задачи редактирования. Указатели, их назначение и сущность; виды указателей; методика подготовки, редактирование. Содержание (оглавление), его необходимость, требования к подготовке, место расположения. Применение компьютерной технологии для подготовки и редактирования аппарата издания. Считка и вычитка как завершение работы над авторским оригиналом. •
4.2.7. Производственный этап редакционно-издательского процесса. Подготовка издательского оригинала
Понятие издательского оригинала, общие требования к нему. Виды издательских оригиналов в зависимости от характера обработки. Оформление, комплектность и разметка издательского оригинала. Понятие издательской спецификации. Подписание перед сдачей в набор и / или в печать издательского оригинала. Редакторская концепция издания как исходная основа для создания концепции технического, художественного редактирования, конструирования книги и разработки ее дизайна. Форма участия редактора книги в разработке концепции ее оформления и его роль. Задачи редактора на стадии технического редактирования, разработка рекомендаций по набору, верстке, печати. Печать по оригиналу-макету. Виды оригиналов-макетов, степень и роль редактора в их подготовке; функции редактора при выполнении допечатных процессов непосредственно в издательстве на НИС (РИС) и / или печати непосредственно с компьютера. •
4.2.8. Корректура в редакционно-издательском процессе
Корректура как процесс, ее основные задачи. Издательская и типографская корректуры, их исполнители и сущность. Организация корректурного процесса при использовании настольных (редакторских/издательских) систем и при выполнении набора на полиграфическом предприятии. Понятия корректурного обмена и бескорректурной печати. Работа редактора над корректурными оттисками в гранках и сверстанных полосах. Понятие конъюнктурной и компенсационной правок. Корректурные знаки, правила пользования ими. Чистые листы и сигнальный экземпляр как объект корректурного контроля редактора. Подготовка списка опечаток. •
4.2.9. Заключительный этап редакционно-издательского процесса
Утверждение в редакции сигнального экземпляра - начало заключительного этапа. Участие редактора в мероприятиях, направленных на реализацию книги: пропаганда и реклама; оказание содействия менеджеру издательства по продаже книг; организация презентации книги; привлечение к распространению книги книжных клубов; поддержание контактов с библиотеками и т.п. Выявление и оценка рецензий и отзывов о книге. Учет недостатков и просчетов. Оценка рентабельности и эффективности проекта. Формирование выводов, необходимых для последующей работы. •
5.Лабораторный практикум
Не предусмотрен. •
6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
•
6.1. Рекомендуемая литература
•
Основная литература
1. Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник /Под ред. С.Г. Антоновой. - М.: МГУП, 1999. - Гл. 10. 2. Ленский Б.В. Россия в мировом книгоиздании //Книга: Исслед. и материалы. - Сб. 75. - М.: Терра, 1998. - С. 8-14. 3. Стандарты по издательскому делу. - М.: Юристъ, 1998. - 371 с. 4. Энциклопедия книжного дела / Ю.Ф. Майсурадзе, А.Э. Мильчин, Э.В. Гаврилов и др. - М.: Юристъ, 1998. - 536 с. •
Дополнительная литература
1. Гасов В.М., Цыганенко A.M. Информационные технологии в издательском деле и полиграфии: Учебное пособие. - М.: МГУП, 1998. - С. 6-29. 2. Лавров Н.П. Редактор и психологическая культура //Издательское дело и редактирование. Теория. Методика. Практика. - Вып. 1. - С. 25-41. •
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
Обучающие и контролирующие компьютерные программы. •
7.Материально-техническое обеспечение дисциплины
Компьютерный класс. Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021500 - Издательское дело и редактирование. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Центр дистанционного образования МГУП |